Авиационный боеприпас

Боеприпас относится к кассетно-контейнерным системам в снаряжении различными видами боевых элементов. Боеприпас содержит боевую часть, взрывательное устройство и надкалиберный стабилизатор с Х-образным расположением перьев, который выполнен из отштампованных секторов в виде части обоймы с двумя полуперьями по краям, включающими плоские внешние кромки и наружные выштамповки, при этом сектора герметично соединены по плоским кромкам полуперьев, а плоскости сопряжения полуперьев проходят через продольную ось боеприпаса. Повышается эффективность действия боеприпаса за счет повышения его удельной эффективности и точности бомбометания. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

 

Изобретение относится к области военной техники, а именно к авиационным боеприпасам, преимущественно к авиационным бомбам и разовым бомбовым кассетам.

Как известно из патентной и технической литературы, эффективность поражения площадных целей авиационными средствами в значительной мере зависит от удельной эффективности авиационного боеприпаса (отношение полезной массы к общей массе боеприпаса) и от точности бомбометания.

При заданных габаритах и массе авиационного боеприпаса повысить полезную массу (массу заряда взрывчатого вещества или массу кассетных боевых элементов) возможно за счет применения:

- материалов с повышенными прочностными характеристиками для изготовления металлоемких деталей и узлов корпуса (увеличивается внутренний объем и масса под полезную нагрузку при сохранении положения центра тяжести и использовании нераскрывающегося стабилизатора);

- стабилизатора с развитыми, раскрывающимися в полете стабилизирующими поверхностями, позволяющими обеспечить устойчивость боеприпаса при автономном полете при смещении положения центра тяжести в сторону хвостовой части (уменьшается масса и увеличивается внутренний объем головной части, что позволяет увеличить полезную нагрузку боеприпаса);

- жесткого нераскрывающегося стабилизатора улучшенной конструкции, позволяющей при сохранении прочностных характеристик значительно (в несколько раз) снизить его массу (при сохранении положения центра тяжести существенно уменьшается масса головной части, что в совокупности с экономией массы самого стабилизатора позволяет значительно увеличить полезную нагрузку боеприпаса).

Известно конструктивное исполнение снаряда малой дальности с настильной траекторией (патент США №4153223 от 08.05.70 г.), скорость которого зависит от сопротивления набегающего воздушного потока. Данный снаряд содержит корпус с головной и кормовой частями, причем на кормовой части установлен стабилизатор, который имеет устройство проточного типа, направляющее поток воздуха на корму снаряда. Стабилизатор выполнен в виде сквозных каналов переменного сечения, при этом толщина его стенки спрофилирована так, что сечение канала, имеющее минимальную площадь, расположено между входным и выходным сечением.

Указанное техническое решение позволяет обеспечить регулирование скорости полета снаряда в зависимости от сопротивления набегающего потока, что достигается значительным усложнением конструкции стабилизатора и снаряда в целом.

Известно конструктивное исполнение перьевого стабилизатора для снаряда по заявке ЕПВ №0174082 от 23.07.84 г. Данный стабилизатор выполнен в виде радиально расположенных перьев, прикрепленных к цилиндрической обойме и расположенных под одинаковыми углами к обойме. Перья присоединены сваркой к обойме, в которой они установлены в пазах и каждое перо приварено сваркой плавлением вдоль каждой стороны.

К недостаткам данной конструкции перьевого стабилизатора следует отнести:

- сложность конструкции (необходимость выполнения пазов на наружной поверхности обоймы для размещения перьев);

- высокие значения массовых характеристик стабилизатора (для сохранения прочностных характеристик необходимо увеличить толщину обоймы на глубину паза).

Известно конструктивное исполнение авиационного боеприпаса по патенту РФ №2232972 от 04.02.03 г. (прототип).

Авиабомба содержит боевую часть, взрывательное устройство и надкалиберный перистый стабилизатор, при этом на части боковой поверхности каждого пера выполнены двухсторонние выштамповки, ориентированные перпендикулярно корневой хорде пера, причем выштамповки имеют треугольный профиль с максимальной глубиной в месте крепления с обоймой.

К недостаткам данной конструкции авиабомбы следует отнести:

- низкие точностные характеристики стабилизатора, обусловленные наложением отрицательных факторов при сварке рельефных перьев, которые устанавливаются по образующей обоймы, при этом происходит касание нижней кромки пера и обоймы только на участках пересечения синусоидальной кривой с образующей, создавая зазор переменной величины между нависающими кромками пера и обоймой. По этой причине в процессе сварки происходит непрогнозируемая утяжка материала обоймы и пера, что приводит к изменению геометрических параметров конструкции;

- конструкция пера рельефной формы вызывает возмущение аэродинамического потока, что снижает баллистические характеристики боеприпаса и увеличивает нагрузки на стабилизатор;

- расположение сварного шва в наиболее нагруженной зоне - у основания пера вдоль образующей обоймы существенно снижает прочность соединения и требует увеличения толщины пера и обоймы, что, в конечном итоге, приводит к снижению массы полезной нагрузки боеприпаса, а в ряде случаев приводит к возникновению трещин (очагов разрушения) в процессе эксплуатации.

Задачей предлагаемого изобретения является повышение эффективности действия авиационного боеприпаса.

Технический результат состоит в повышении удельной эффективности авиационного боеприпаса и точности бомбометания.

Технический результат достигается тем, что авиационный боеприпас содержит боевую часть, взрывательное устройство и надкалиберный стабилизатор с Х-образным расположением перьев, выполненный из отштампованных секторов в виде части обоймы с двумя полуперьями по краям, выполненными с плоскими внешними кромками и наружными выштамповками, при этом сектора герметично соединены по плоским кромкам полуперьев, а плоскости сопряжения полуперьев проходят через продольную ось боеприпаса.

Изготовление конструкции стабилизатора из одинаковых, практически взаимозаменяемых секторов в виде части обоймы с двумя полуперьями по краям, получаемых объемной листовой штамповкой с высокой точностью (в основном зависящей от точности изготовления инструмента), позволяет получить практически идентичные перья стабилизатора, что, в конечном итоге, приводит к существенному улучшению аэродинамических характеристик авиационного боеприпаса, а следовательно, и к повышению точности бомбометания.

Выполнение внешнего контура полуперьев плоским и лежащим в плоскости, проходящей через продольную ось боеприпаса, позволяет:

- расположить сварной шов в наименее нагруженной зоне, что существенно увеличивает прочность соединения, а, в конечном итоге, приводит к снижению массы стабилизатора и повышению удельной эффективности авиационного боеприпаса;

- обеспечить плотное прилегание секторов друг к другу, позволяющее применить прогрессивные методы соединения, снижающие металлоемкость конструкции и трудоемкость изготовления.

Выполнение полуперьев с наружными выштамповками и расположение узлов стыковки секторов по плоским кромкам полуперьев позволяет получить жесткую конструкцию стабилизатора при снижении его массы, что, в конечном итоге, приводит к повышению удельной эффективности авиационного боеприпаса.

Выполнение соединения секторов герметичным обеспечивает надежность и сохранность стабилизатора в условиях, предъявляемых к авиационным боеприпасам.

В авиационном боеприпасе угол выштамповки каждого полупера стабилизатора от плоскости сопряжения может составлять 2÷5 градусов.

Уменьшение данного угла менее 2 градусов приводит к уменьшению момента сопротивления и увеличению внутренних напряжений в месте перехода полуперьев в обойму, что снижает прочность конструкции, а следовательно, и удельную эффективность боеприпаса. Одновременно значительно ухудшаются условия нанесения антикоррозионных покрытий внутри стабилизатора, что приводит к снижению эксплуатационных характеристик авиационного боеприпаса.

Увеличение угла более 5 градусов приводит к снижению жесткости конструкции, увеличению внутренних напряжений в местах перехода выштамповок в плоские части полуперьев, увеличению аэродинамических нагрузок, что приводит к снижению удельной эффективности боеприпаса.

В авиационном боеприпасе боевая часть может быть соединена со стабилизатором посредством шпангоута, жестко скрепленного с передним торцом обоймы, что существенно увеличивает жесткость стабилизатора.

На фиг.1, 2 показан общий вид авиационного боеприпаса.

На фиг.3 показан узел соединения полуперьев.

На фиг.4, 5 показан сектор стабилизатора.

Авиационный боеприпас состоит из боевой части 1, взрывательного устройства 2 и перьевого стабилизатора 3, состоящего из секторов 4, которые включают часть обоймы 5 и полуперья 6.

Работа авиационного боеприпаса происходит следующим образом.

В момент отделения боеприпаса от носителя на взрывательное устройство 2 подается электрический импульс на задействование его циклограммы функционирования. Далее боеприпас продолжает автономный полет, устойчивость которого обеспечивает стабилизатор 3.

По истечении заданного промежутка времени или в момент встречи боеприпаса с преградой срабатывает взрывательное устройство 2, которое инициирует снаряжение боевой части 1.

Работоспособность предлагаемых технических решений в конструкции авиационного боеприпаса позволяет повысить его удельную эффективность и точность бомбометания, а следовательно, и эффективность действия.

1. Авиационный боеприпас, содержащий боевую часть, взрывательное устройство и надкалиберный стабилизатор с Х-образным расположением перьев, отличающийся тем, что стабилизатор выполнен из отштампованных секторов в виде части обоймы с двумя полуперьями по краям, выполненными с плоскими внешними кромками и наружными выштамповками, при этом сектора герметично соединены по плоским внешним кромкам полуперьев, а плоскости сопряжения полуперьев проходят через продольную ось боеприпаса.

2. Боеприпас по п.1, отличающийся тем, что наружные выштамповки каждого полупера выполнены под углом к плоскости сопряжения полуперьев, составляющим 2-5°.

3. Боеприпас по п.1 или 2, отличающийся тем, что боевая часть соединена со стабилизатором посредством шпангоута, жестко скрепленного с передним торцом обоймы.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационным боеприпасам и может быть использовано для доставки на землю боевой нагрузки проникающего типа с высокой точностью для поражения особо защищенных типовых целей, расположенных в укрытиях скального типа, пещерах, шахтах.

Изобретение относится к двухканальным пассивным устройствам обнаружения наземных объектов по их инфракрасному излучению сканирующих координаторов цели самоприцеливающихся боеприпасов.

Изобретение относится к боеприпасам для поражения легкобронированной техники, складов горюче-смазочных материалов, фортификационных сооружений военно-промышленных объектов и коммуникаций и т.д.

Изобретение относится к боевой технике и предназначено для бомбардировки наземных, надводных и подводных целей. .

Изобретение относится к боеприпасам, используемым для бомбардировки наземных, надводных и подводных целей. .

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано для доставки на землю боевой нагрузки круглосуточно и при любой погоде. .

Изобретение относится к боевой технике и предназначено для бомбардировки наземных, надводных и подводных целей. .

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к самонаводящимся авиабомбам. .

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к самонаводящимся авиабомбам, в авиационной бомбе применена антенна со следящим приводом для обеспечения оптимального режима работы аппаратуры спутниковой навигации со следящей антенной, диаграмма направленности которой ориентирована «в зенит» при всех траекторных эволюциях авиабомбы, когда угол тангажа изменяется от 0° до минус 90°.

Изобретение относится к противолодочным авиабомбам. .

Изобретение относится к боеприпасам, а более конкретно - к танковым выстрелам гладкоствольных пушек. .

Изобретение относится к военной технике, а именно к вращающимся ракетам, и может быть использовано в реактивных системах залпового огня. .

Изобретение относится к ракетам, вращение которых на траектории обеспечивается хвостовым оперением, и может быть использовано при разработке реактивных систем залпового огня.

Изобретение относится к артиллерийским реактивным системам залпового огня. .

Ракета // 2103651

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано для активного воздействия на облака с целью предотвращения градобития и вызывания осадков. .

Изобретение относится к боеприпасам с осевым и круговым полями поражения

Изобретение относится к авиационным боеприпасам

Изобретение относится к боеприпасам для поражения легкоуязвимой техники, военно-промышленных объектов и т.д

Изобретение относится к области вооружения, а именно к осветительным авиационным бомбам, предназначенным для освещения местности с целью обеспечения визуальной воздушной разведки и прицельного бомбометания в ночных условиях
Наверх