Способ выявления школьной дизадаптации

Изобретение относится к области медицины и может быть использовано в педиатрии. Способ реализуется в два этапа путем последовательного проведения у детей школьного возраста ряда функциональных проб: на первом этапе пробы Генча, пробы Штанге, клинортостатической пробы, подсчет индивидуальной минуты по методу Халберта. Сравнивают показатели с нормативными значениями. У детей, имеющих отклонения хотя бы одного показателя для уточнения, проводят второй этап: расчет индекса Скибински, вегетативного индекса Кердо, адаптационного потенциала, индекса работоспособности без использования физической нагрузки. Оценивают полученные данные по нормативам. Дети с выявленными отклонениями на втором этапе исследования относятся в группу детей с риском дизадаптации или проявлениями школьной дизадаптации. Способ позволяет при массовых обследованиях выявить детей, нуждающихся в консультациях специалистов и индивидуальной программе реабилитации на начальных этапах адаптации к детскому организованному коллективу и на различных этапах обучения в школе.

 

Изобретение относится к области медицины и предназначено для выявления школьной дизадаптации по совокупности оценки функционального состояния респираторной, сердечно-сосудистой систем, вегетативного статуса, утомляемости у детей. Способ необходим для раннего выявления признаков дизадаптации у детей дошкольного возраста на различных этапах обучения.

Известен способ прогнозирования состояния здоровья младших школьников путем проведения корректурной пробы и оценки ее результатов [1].

Недостатком данного способа является возможность выявления только у младших школьников уровня умственной работоспособности, невозможность оценки напряжения других систем организма.

Известен также способ оценки уровня функционального здоровья школьников по определению данных антропометрических показателей, вентиляционного, сердечного индекса, удельной работоспособности, резервного показателя восстановления пульса [2].

Недостатками данного метода являются возможность обследования детей без хронической патологии, использование сложных тестов, трехэтапная оценка, неоднозначность интерпретации результатов, что может затруднять диагностику при массовых скрининговых обследованиях.

Целью изобретения является раннее выявление проблем адаптации в школе у детей 6-17 лет путем использование донозологической диагностики синдромов дизадаптации.

Эта цель достигается тем, что проводят два этапа:

на первом этапе определяют параметры: Т, Р, t, ИМ, где Т - результат пробы Генча, Р - результат пробы Штанге, t - время клинортостатической пробы, ИМ - время индивидуальной минуты при:

Т>15 (сек)

Р<1,2

Т<6 (сек)

ИМ>50 (сек) результат считают удовлетворительным, без проявлений школьной дизадаптации, при отклонении хотя бы одного из показателей:

Т<15 (сек), или

Р>1,2, или

t>6 (сек), или

ИМ<50 (сек) результат считают неудовлетворительным, что может указывать на проявление школьной дизадаптации, для уточнения проводят:

второй этап с определением:

ИС, ВИК, АП, ИР, где

ИС - индекс Скибински, ВИК - показатель вегетативного индекса Кердо, АП - величина адаптационного потенциала, ИР - расчетное значение индекса работоспособности [3] при:

ИC>10,

+15>ВИК>-15,

АП<3,2,

ИР>0,5, считают удовлетворительным процесс адаптации, при отклонении хотя бы одного показателя:

ИС<10, или

ВИК<-15, или ВИК>+15, или

АП>3,2, или

ИР<0,5 отмечают наличие школьной дизадаптации и рекомендуют медицинский осмотр и/или обследования у педиатра или психоневролога.

Сравнение предлагаемого способа с другими, известными в области медицины, показало его соответствие критериям изобретения.

Способ реализуется следующим образом:

на первом этапе парамедицинской донозологической диагностики (пробы может провести педагог) последовательно проводят:

пробу Генча (Т) по методике: производят задержку дыхания на выдохе после произведенных 3 вдохов и выдохов, время фиксируют секундомером, пробу оценивают как удовлетворительную при задержке дыхания более чем на 15 сек;

пробу Штанге (Р) по методике: подсчитываю пульс в покое (Р1) при помощи секундомера, производят задержку дыхания на вдохе после 3 глубоких вдохов и выдохов (время фиксируют секундомером), на фоне задержки дыхания подсчитывают пульс (Р2) и производят расчет показателя Р=Р2/Р1,где

Р2 - пульс на фоне задержки дыхания,

Р1 - пульс в покое,

в норме показатель Р не должен превышать 1,2;

клинортостатическую пробу (t) по методике: после 3-минутного пребывания в положении стоя измеряют пульс за 10 секунд (t1) с помощью секундомера, затем испытуемый плавно ложится, вновь измеряют пульс за 10 секунд (t2), замедление пульса не должно превышать 6 сек;

определение индивидуальной минуты (ИМ) по методике Халберта: по команде испытуемый начинает считать про себя от 1 до 60, цифра 60 произносится вслух, истинное время фиксируется с помощью секундомера (удовлетворительный результат при ИМ>50 сек),

при нормативных значениях проведенных проб результат считают удовлетворительным, без проявлений риска или симптомов дизадаптации, при отклонении хотя бы одной пробы от нормативных значений считают, что есть риск реализации или симптомы дизадаптации, что требует проведение второго этапа медицинской донозологической диагностики.

На втором этапе медицинским работником последовательно проводится определение жизненной емкости легких (ЖЕЛ), например, с использованием спирометра, подсчет задержки дыхания на вдохе (с использованием секундомера), пульс в покое в положении стоя и лежа (с использованием секундомера), измеряют артериальное давление (с использованием тонометра), массу и рост ребенка (с использованием весов и ростомера).

Рассчитывают:

индекс Скибински (ИС) по методике: ИС=ЖЕЛ-t/Р1×100,

где

ЖЕЛ - жизненная емкость легких;

t - задержка дыхания на вдохе (проба Штанге),

Р1 - пульс в покое за 1 мин;

показатель вегетативного индекса Кердо (ВИК), рассчитанный по методике: ВИК=(1-ДАД/Р)×100,

где

ДАД - диастолическое артериальное давление,

Р - пульс за минуту;

величину адаптационного потенциала (АП) по формуле = 0,011×ЧСС+0,014×САД+0,008×ДАД+0,014×В+0,009МТ-0,009×ДТ-0,27,

где

ЧСС - частота сердечных сокращений за минуту;

САД - систолическое артериальное давление;

ДАД - диастолическое артериальное давление;

В - возраст ребенка;

МТ - масса тела ребенка,

ДТ - длина тела ребенка;

значение индекса работоспособности (ИР) без использования физической нагрузки по методике:

где

В - возраст ребенка в годах, Р - пульс за минуту, МТ - масса тела ребенка, ДТ - длина тела ребенка.

Проведенные пробы и расчетные показатели сравнивают с нормативными значениями, при отклонении значений делают вывод о наличии симптомов дизадаптации, что требует дальнейшего наблюдения за ребенком со стороны педиатра и/или психоневролога.

Данный способ справедлив для детей школьного возраста (6-17 лет).

Использование способа позволяет выявить детей с риском реализации и начальными симптомами дизадаптации, на этапе адаптации к школе и в различные периоды обучения, учитывать состояние респираторной, сердечно-сосудистой, вегетативной нервной системы и физической работоспособности. Способ имеет заложенные в формулу возрастные нормативы, что позволяет быстро провести комплексную парамедицинскую донозологическую оценку состояния систем ребенка (I этап) и медицинскую донозологическую диагностику (II этап).

Пример 1

Якимов Саша 7 лет, учащийся 1-го А класса. Группа здоровья III. Наблюдается с диагнозом: Последствия перинатального поражения центральной нервной системы, гипертензионо-гидроцефальный синдром.

Проведен первый этап диагностики:

Проба Генча - 12 сек, проба Штанге - 1,4, клинортостатическая проба - 5 сек, индивидуальная минута - 58 сек. При анализе результатов выявлено снижение значения пробы Генча до 12 сек (N>15 сек), повышенное значение пробы Штанге (N<1,2).

Проведен второй этап диагностики для уточнения функционального состояния:

индекс Скибински (ИС) составил - 0,16, вегетативный индекс Кердо (ВИК) имел отрицательное значение - 65, адаптационный потенциал (АП) был равен 1,84, индекс работоспособности (ИР) - 0,596. Таким образом, второй этап диагностики позволил выявить снижение ИС и ВИК, что указывало на низкие функциональные возможности респираторной системы и преобладание парасимпатикотонии. Наблюдаемый ребенок часто болел простудными заболеваниями в начале учебного года (пропущено 27 дней по болезни за первые две четверти). Для данного ребенка необходима индивидуальная программа реабилитации.

Пример 2

Кутерев Андрей 7 лет, учащийся 1-го Б класса. Группа здоровья I. На первом этапе диагностики получены следующие результаты: проба Генча составила - 20 сек, проба Штанге - 1,1, клинортостатическая проба - 5 сек, индивидуальная минута - 62 сек. Проведение первого этапа не выявило отклонений функциональных проб, следовательно, процесс адаптации к школе протекает благополучно.

Проведение первого этапа способа силами педагогов или психологов, второго этапа способа - медработником, позволит рано выявить детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, своевременно провести консультации специалистов, составить план индивидуального наблюдения, реабилитации и/или обследования.

Простота способа и минимум приспособлений для его реализации позволяет использовать его в любых общеобразовательных коллективах.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. Патент RU 2107462(13) C1, A61B 5/16, 1998, 03.27. Нежкина Н.Н., Шиляев P.P., Русова Т.В. Способ прогнозирования состояния здоровья младших школьников.

2. Патент RU 2251962 (13) С2, 2003.06.30. Михайлова Л.А., Вяткина Г.Я., Чеснокова Л.Л.

3. Оценка физического развития детей и подростков: учебное пособие. / Е.С.Богомолова и соавт. - Нижний Новгород: Издательство НГМА, 2006. - С.136-138.

Способ выявления школьной дизадаптации по оценки функционального состояния у детей школьного возраста, отличающийся тем, что проводят два этапа: на первом этапе определяют параметры: Т, Р, t, ИМ, где: Т - результат пробы Генча, Р - результат пробы Штанге, t - время клинортостатической пробы, ИМ - время индивидуальной минуты по методике Халберта, при Т>15 (с), Р<1,2, t<6 (с), ИМ>50 (с) результат считают удовлетворительным, без проявлений школьной дезадаптации, при отклонении хотя бы одного из показателей Т<15 (с), или Р>1,2, или t>6 (с), или ИМ<50 (с) результат считают неудовлетворительный, что может указывать на проявление школьной дизадаптации, для уточнения проводят второй этап с определением: ИС, ВИК, АП, ИР, где ИС - индекс Скибински, ВИК - показатель вегетативного индекса Кердо, АП - величина адаптационного потенциала, ИР - расчетное значение индекса работоспособности без использования физической нагрузки, при ИС>10, +15>ВИК>-15, АП<3,2, ИР>0,5 считают удовлетворительным процесс адаптации, при отклонении хотя бы одного показателя ИС<10, или ВИК<-15, или ВИК>+15, или АП>3,2, или ИР<0,5 отмечают наличие школьной дизадаптации и рекомендуют медицинский осмотр и/или обследования у педиатра, или психоневролога, приведенные формулы справедливы для детей школьного возраста (6-17 лет).



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к медицине, а именно к хирурги, может быть использовано для выбора тактики лечения у больных с язвенным дуоденальным кровотечением. .

Изобретение относится к области медицины, в частности к методам и средствам инсулиновой терапии больных диабетом. .
Изобретение относится к области медицины, а именно к кардиологии. .

Изобретение относится к судебно-медицинской экспертизе. .

Изобретение относится к медицинской технике и к технике, используемой в исследованиях психофизиологии труда и в тренажерах для определения уровня тремора и отработки ручных рабочих операций.

Изобретение относится к медицине, а именно к терапии, эндокринологии и спортивной медицине, и может использоваться при диагностике степени ожирения у лиц обоего пола.
Изобретение относится к медицине, в частности к пульмонологии, и предназначено для неинвазивной диагностики бронхиальной обструкции. .
Изобретение относится к медицине, в частности к пульмонологии, и предназначено для неинвазивной диагностики бронхиальной обструкции. .

Изобретение относится к медицинской диагностике и может быть использовано для получения флуоресцентных томографических изображений большого разрешения в интересующей области исследуемого объекта.

Изобретение относится к медицине, а именно к экспресс - диагностике функционального состояния организма. .
Изобретение относится к области медицины, а именно к эндокринологии. .
Изобретение относится к области медицины и может быть использовано в клинической лабораторной диагностике при постановке диагноза аскаридоза. .
Изобретение относится к области медицины, а именно к гигиене труда медицинского персонала, организации здравоохранения, медицинской статистике. .

Изобретение относится к медицине, в частности к исследованиям и регистрации нарушения здоровья человека из-за воздействия различной продукции, в том числе потребительской, и может быть использовано на практике при разработке общих и специальных регламентов в системе технического регулирования с целью установления минимально необходимых требований, обеспечивающих безопасность, т.е.

Изобретение относится к медицине, а именно к диагностике. .
Изобретение относится к клинической медицине и может быть использовано для прогнозирования исхода травмы у больных с ожогами. .
Изобретение относится к медицине, в частности к пульмонологии, и предназначено для неинвазивной диагностики бронхиальной обструкции. .
Изобретение относится к области медицины, а именно к онкологии, дерматологии и патологической анатомии и может быть использовано для определения нозологической формы пигментного меланоцитарного новообразования кожи - ювенильного невуса.

Изобретение относится к медицине, конкретно к урологии и андрологии, и может быть использовано для определения локализации инфекций в мочеполовом тракте у мужчин. .

Изобретение относится к области медицины, а именно к гигиене и акушерству, гинекологии, и может быть использовано для прогноза отклонений в репродуктивном здоровье у женщин и мужчин.

Изобретение относится к медицине, а именно к реаниматологии
Наверх