Рабочая жидкость для гидравлических систем сельскохозяйственной техники на основе рапсового масла

Использование: в гидравлических системах машин и механизмов, применяемых при возделывании почв, посеве, уборке и переработке сельскохозяйственных культур в полевых условиях, а также в перерабатывающей и пищевой промышленности. Сущность: жидкость на основе растительного рапсового масла содержит 0,5-1% многофункциональной присадки «Валена». Технический результат - повышение надежности работы узлов и агрегатов гидросистем различных машин при обеспечении гигиенической и экологической безопасности. 3 табл., 2 ил.

 

Изобретение относится к составу рабочих жидкостей, используемых в гидравлических системах машин и механизмов, применяемых при возделывании почв, посеве, уборке и переработке сельскохозяйственных культур в полевых условиях, а также в перерабатывающей и пищевой промышленности, с целью повышения гигиенической и экологической безопасности. Рабочая жидкость содержит 0,5-1,0% многофункциональной присадки «Валена» и до 100% растительного рапсового масла. Разработанная рабочая жидкость обеспечивает снижение износов пар трения гидросистем сельскохозяйственной техники, а также позволяет заменить экологически и гигиенически опасные масла во многих отраслях промышленности.

Известны рабочие жидкости на основе нефтяных и синтетических масел и различных присадок. Наиболее распространенным минеральным маслом, используемым в гидросистемах сельскохозяйственной техники, является М-10-В2 [1].

Однако такие смазочные композиции вредны для окружающей среды из-за низкой биоразлагаемости и экотоксичности. Например, минеральное масло разлагается на 25% через 7 дней и только на 45% через 21 день, а 1 грамм минерального масла, попав в землю, заражает 25 см2 земли, где растительность не произрастает. В свою очередь, рапсовое масло через 7 дней разлагается в земле на 98%, а через 21 день - на 100%.

Известна смазочная композиция на основе рапсового масла, используемая для смазки машин и механизмов [2]. Однако, в силу того что данная смазочная композиция разрабатывалась как трансмиссионное масло, она непригодна для использования в гидросистемах сельскохозяйственных машин.

Наиболее близким аналогом является рапсовое масло, которое взято за прототип [3].

Тем не менее, как показали исследования, рапсовое масло при использовании в качестве рабочей жидкости имеет существенные недостатки - в первую очередь недостаточные противоизносные и противозадирные свойства в процессе длительной эксплуатации.

Задача изобретения - создание рабочей жидкости из возобновляемых ресурсов растительного происхождения, используемой в качестве рабочей жидкости в гидросистемах сельскохозяйственных машин при обработке почв, посеве, уборке и переработке сельскохозяйственных культур, а также в перерабатывающей и пищевой промышленности, с целью повышения гигиенической и экологической безопасности.

Решение поставленной задачи достигается путем замены нефтяных и синтетических масел рапсовым растительным маслом с добавлением многофункциональной присадки «Валена» [4] в количестве 0,5…1,0%. Меньшее содержание присадки не обеспечивает необходимых противоизносных свойств. Содержание присадки более 1,0% улучшает указанные свойства незначительно при значительном удорожании разрабатываемой рабочей жидкости.

Исследования процесса изнашивания образцов были проведены на машине трения типа МТУ - 01 при трении скольжения. Цилиндрические образцы были изготовлены из чугуна СЧ 21. В качестве контробразца применялся диск из стали 15Х с термообработкой до твердости HRC 56…63. Сочетание образцов и контробразца позволило получить пару трения чугун - сталь, соответствующую таким деталям гидрораспределителя, как корпус и золотник. Испытания проводили в течение двух часов с частотой вращения 650 мин под нагрузкой 300 Н. В ходе исследований фиксировали износ образцов, температуру смазочной среды, коэффициент трения (таблицы 1, 2; рис.1, 2).

Таблица 1
Зависимость коэффициента трения от состава рабочей жидкости
Состав рабочей жидкости Коэффициент трения
Рапсовое масло 0,085
Рапсовое масло + 0,6%Валена 0,088
Рапсовое масло + 0,7%Валена 0,048
Рапсовое масло + 0,8%Валена 0,057
Рапсовое масло + 0,9%Валена 0,024
Рапсовое масло + 1,0%Валена 0,043
Рапсовое масло + 1,1%Валена 0,051

Таблица 2
Зависимость износа образцов от состава рабочей жидкости
Состав рабочей жидкости Износ, г
Рапсовое масло 0,0003
Рапсовое масло + 0,6%Валена 0,0003
Рапсовое масло + 0,7%Валена 0,0001
Рапсовое масло + 0,8%Валена 0,0001
Рапсовое масло + 0,9%Валена 0,0001
Рапсовое масло + 1,0%Валена 0,0001
Рапсовое масло + 1,1%Валена 0,0002

Проведенные испытания показали, что рабочая жидкость предлагаемого состава по сравнению с минеральным маслом М-10-В2 обладает более высокой температурой вспышки и более низкой температурой застывания (таблица 3), а также лучшими противоизносными и антифрикционными свойствами, антиокислительные свойства соответствуют требованиям для масла М-10-В2.

Таким образом, разработанная смазочная композиция на основе рапсового масла при добавлении присадки «Валена» обеспечивает надежность работы узлов и агрегатов гидросистем различных сельскохозяйственных машин, а также позволяет заменить экологически и гигиенически опасные масла во многих отраслях промышленности.

Источники информации

1. ГОСТ 12337-84. Масла моторные для дизельных двигателей. Технические условия.

2. Патент RU 2235759 С2. Едуков В.А., Болдашев Г.И., Ленивцев Г.А.

3. Кулиев Р.Ш. и др. Физико-химические свойства некоторых растительных масел. "Химия и технология топлив и масел", №4 (496), 1999, с.36-37,

4. Патент RU 2277579 С1. Бабель В.Г., Гаркунов Д.А., Мамыкин С.М., Корник П.И.

Рабочая жидкость для гидравлических систем сельскохозяйственной техники на основе растительного рапсового масла, отличающаяся тем, что дополнительно содержит многофункциональную присадку «Валена» в концентрации 0,5-1,0%.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к составу пластичных смазок, предназначенных для основных узлов трения скольжения автомобилей. .

Изобретение относится к смазочным материалам и может быть использовано для смазывания тяжелонагруженных узлов трения различных механизмов. .

Изобретение относится к средствам для защиты от износа. .
Изобретение относится к нефтепереработке. .
Изобретение относится к эксплуатационным смазкам, в частности к смазке для волочения сплошных и полых профилей из алюминия и его сплавов. .
Изобретение относится к смазкам для холодной объемной и листовой штамповки и может быть использовано при лезвийной и абразивной обработке металлов и сплавов, а также при штамповке листовых материалов, не содержащих цветных металлов.
Изобретение относится к составам гидравлических жидкостей, используемых в амортизаторах, в системах гидропривода и гидроуправления машин, эксплуатируемых на открытом воздухе при рабочих температурах масла в объеме в зависимости от типа насоса.
Изобретение относится к эксплуатационным смазкам, в частности к смазке для герметизации резьбовых соединений насосно-компрессорных и обсадных труб. .

Изобретение относится к смазочным материалам и может быть использовано для защиты от коррозии металлических изделий, преимущественно кузовов автомобилей в технологических процессах производства автомобилей и станций антикоррозионной обработки.
Изобретение относится к области смазочных материалов, которые могут быть использованы в подшипниках качения буксовых узлов локомотивов и других узлах трения машин и механизмов.
Изобретение относится к смазочным материалам на основе минеральных и синтетических масел, консистентных смазок, содержащих маслорастворимую композицию, повышающую антифрикционные, противозадирные и антиокислительные свойства, и может быть использована в двигателях внутреннего сгорания, машинах и механизмах автотранспорта, железнодорожного транспорта, станочного и прессового оборудования и других механизмах.

Изобретение относится к смазкам, применяемым в централизованных системах смазки металлургического оборудования. .

Изобретение относится к области создания смазочных составов, используемых в железнодорожном транспорте для снижения бокового износа рельсовых путей, гребней колес вагонов и локомотивов, а также в качестве защитных средств узлов качения колесных и гусеничных транспортных средств и др.

Изобретение относится к пластичным смазкам, предназначенным для смазывания узлов трения машин и механизмов, работающих в условиях высоких нагрузок и скоростей скольжения.

Изобретение относится к пластичным смазкам, предназначенным для смазывания узлов трения машин и механизмов, работающих в условиях высоких нагрузок и скоростей скольжения.
Изобретение относится к пластичным смазкам, предназначенным, в частности, для смазывания узлов трения машин и механизмов, работающих в условиях высоких нагрузок и скоростей скольжения.
Изобретение относится к металлоплакирующим составам, применяемым в качестве добавок к моторным, трансмиссионным и индустриальным маслам для снижения и устранения износа трущихся металлических поверхностей, преимущественно для герметичных пар трения, например, деталей автомобильных двигателей, коробок передач и других пар трения.
Наверх