Способ балансировки запаса топлива в крыльевых баках самолета при работе на земле (варианты)


 


Владельцы патента RU 2403179:

Закрытое акционерное общество "Гражданские самолеты Сухого" (RU)
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (RU)

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к способу балансировки запаса топлива в крыльевых баках самолета. Способ заключается в том, что балансировку осуществляют перекачкой топлива из крыльевого бака, в котором топлива больше, в центральный бак самолета. При этом для компенсации разницы в запасе топлива между крыльевыми баками включают самолетный насос подачи топлива из левого крыльевого бака, открывают кран централизованного слива, кран заправки центрального бака и подают топливо под давлением в центральный бак через кран заправки центрального бака, Меньшую часть топлива возвращают струйным насосом перекачки топлива из центрального бака в левый крыльевой бак. Технический результат заключается в предотвращении поперечного дисбаланса между левым и правым крыльевыми баками. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к способам поперечной балансировки самолета, осуществляемой посредством перекачки топлива.

Известен способ центровки самолета, включающий поочередную полную или частичную выработку топлива из топливных отсеков планера самолета, сопровождающуюся перекачкой топлива в расходный отсек в процессе потребления из него топлива маршевым двигателем, при этом перекачку топлива в расходный отсек, расположенный вблизи центра тяжести самолета, из других топливных отсеков, кроме последнеочередного-балансировочного, ведут через предрасходный топливный отсек, смежный с расходным отсеком по его задней стенке при непрерывной в продолжение всего полета подаче питания на привод перекачивающего насоса, а перекачку топлива из последнеочередного-балансировочного топливного отсека ведут непосредственно в расходный отсек после понижения в нем уровня топлива, сигнализирующего об окончании выработки топлива из других отсеков (патент РФ на изобретение №2140377

от 27.10.1999 г., МПК В64С 17/10, B64D 37/00).

Известен способ выработки топлива из топливной системы самолета, содержащей бак, размещенный в центроплане, и размещенные последовательно вдоль каждой консоли крыла три отсека, первый из которых помещен рядом с центропланом, второй - в периферийной части консоли крыла, а третий, разделенный на основной и расходный отсеки, - в ее срединной части. В соответствии с данным способом, обеспечивающим сохранение центровки самолета, сначала вырабатывают бак центроплана, затем вырабатывают топливо из баков, размещенных рядом с центропланом, затем из баков, размещенных на периферии консолей крыла, а потом - в срединной части консолей крыла. Выработку топлива сопровождают межбаковым перемещением топлива, при которой топливо из всех баков перемещают в баки, размещенные в срединной части крыла. Излишки топлива в срединных баках последовательно перенаправляют в периферийные баки крыла, в баки, размещенные рядом с центропланом, и в бак центроплана. Перемещение топлива обеспечивают перекачкой топлива или переливанием его под действием гравитационных сил. Система включает в себя магистрали перекачки топлива, верхние и нижние переливные каналы, обеспечивающие межбаковые перемещения топлива. В первом варианте предусматривается перемещение топлива из всех баков в основные отсеки баков, размещенных в срединной части крыла, из которых топливо перемещается в расходные отсеки. Во втором варианте предусматривается перемещение топлива из всех баков непосредственно в расходные отсеки системы (патент Российской Федерации №2323134, С1, 27.04.2008).

Данный способ центровки принят за ближайший аналог к предлагаемому.

Известные аналоги, в том числе и ближайший, не обеспечивают балансировку запаса топлива в крыльевых баках самолета при работе на земле с использованием только штатных агрегатов топливной системы самолета.

Необходимость решения задачи обеспечения балансировки на земле запаса топлива в крыльевых баках самолета обусловлена следующим.

На самолетах действует ограничение поперечного дисбаланса, который возникает, в основном, из-за разницы запаса топлива между левым и правым крыльевыми баками. При дисбалансе, превышающем допустимое значение, вылет запрещается. Наиболее вероятной причиной возникновения дисбаланса является продолжительная работа вспомогательной силовой установки самолета при проведении подготовки самолета к вылету: проверка оборудования, охлаждение или обогрев салона пассажиров и т.п. - поскольку штатное питание топливом вспомогательной силовой установки производится от вспомогательного насоса подкачки одного из крыльевых баков. В случае наличия дисбаланса при включении бортового питания срабатывает система предупреждающей сигнализации, сообщающая экипажу о наличии дисбаланса топлива в крыльевых баках.

Заявленное изобретение направлено на решение задачи предотвращения поперечного дисбаланса, возникающего из-за разницы запаса топлива между левым и правым крыльевыми топливными баками, осуществляемого без применения наземных средств (для слива или дозаправки топлива) или выжигания топлива при работе двигателя.

Предложенная группа изобретений (варианты способа балансировки запаса топлива в крыльевых баках при работе на земле) предназначена для реализации на самолете с топливной системой, описанной в патенте Российской Федерации №2323134, С1, 27.04.2008 (ближайший аналог), или подобной ей.

Первый вариант изобретения относится к случаю, когда в центральном баке топливной системы достаточный свободный объем, позволяющий слить топливо из левого крыльевого бака, в котором топлива больше, в центральный бак, чтобы компенсировать разницу в запасе топлива между крыльевыми баками.

Второй вариант изобретения относится к случаю, когда в центральном баке топливной системы достаточный свободный объем, позволяющий слить топливо из правого крыльевого бака, в котором топлива больше, в центральный бак, чтобы компенсировать разницу в запасе топлива между крыльевыми баками.

При любых вариантах балансировки топлива в крыльевых баках краны подачи топлива к двигателям находятся в положении «закрыто».

В случае наличия свободного объема в центральном баке, позволяющем перекачать в него топливо из левого крыльевого бака для восстановления балансировки, включается самолетный насос подачи топлива из левого крыльевого бака, открывается кран централизованного слива и кран заправки центрального бака. После включения насоса, а также соответствующих кранов топливо под давлением поступает в центральный бак через кран заправки и на струйный насос перекачки топлива из центрального бака в левый крыльевой бак. При использовании этого варианта расход перекачки топлива из левого крыльевого бака в центральный бак несколько уменьшен за счет топлива, возвращаемого струйным насосом из центрального бака в левый крыльевой бак.

При всех вариантах балансировки контроль запаса топлива в баках ведется по синоптической странице «Топливо» на экране многофункционального индикатора в кабине экипажа и/или по счетчикам запаса топлива по бакам на лицевой панели фюзеляжного пульта контроля и управления заправкой.

В случае наличия свободного объема в центральном баке, позволяющем перекачать в него топливо из правого крыльевого бака для восстановления балансировки, включается самолетный насос подачи топлива из правого крыльевого бака, открывается кран централизованного слива, кран перекрестного питания и кран заправки центрального бака. После включения насоса, а также соответствующих кранов топливо под давлением поступает в центральный бак через кран заправки и на струйный насос перекачки топлива из центрального бака в правый крыльевой бак. При использовании этого варианта расход перекачки топлива из правого крыльевого бака в центральный бак несколько уменьшен за счет топлива, возвращаемого струйным насосом из центрального бака в правый крыльевой бак.

Техническим результатом от использования заявленной группы изобретений является упрощение способа поперечной балансировки самолета на земле, т.е. устранения поперечного дисбаланса, возникшего вследствие разницы запаса топлива между левым и правым крыльевыми баками. Результат достигается за счет использования штатных агрегатов самолета, которые предназначены для заправки и слива топлива на земле, выработки топлива и балансировки запаса топлива в крыльевых баках в полете и которые используются для балансировки запаса топлива в крыльевых баках самолета при работе на земле. Тем самым исключается необходимость использования специального наземного оборудования для слива излишков топлива из бака или их дозаправка топливозаправочными средствами. Исключается также необходимость сжигания избыточного, с точки зрения балансировки, запаса топлива в крыльевых баках.

Включение в работу струйного насоса, который перекачивает топливо из центрального бака в тот крыльевой бак, из которого топливо перекачивается, увеличивает время восстановления балансировки, но не препятствует ее реализации, так как количество топлива, перекачиваемое струйным насосом из центрального бака по линии перекачки, в несколько раз меньше количества топлива, перекачиваемого из крыльевого бака по линии заправки.

Изобретение поясняется чертежом, на котором изображена принципиальная схема топливной системы самолета, при работе которой осуществляются заявленные варианты способа балансировки запаса топлива.

Топливная система самолета (патент РФ №.2323134, С1, 27.04.2008) включает центральный топливный бак 1, размещенный в центроплане, и крыльевые топливные баки 2, размещенные в консолях крыла. Крыльевой топливный бак каждой консоли крыла включает (по порядку выработки топлива в полете) первый отсек 3, прилегающий к центроплану, второй отсек 4, размещенный на периферии консоли крыла, третий отсек 5, размещенный между первым 3 и вторым 4 отсеками. В третьем отсеке 5 каждой консоли размещены расходные отсеки 6. Из расходных отсеков 6 топливо подступает к насосам подачи топлива к двигателям.

Топливная система включает также:

- линию 7 подачи топлива в левый двигатель;

- линию 8 подачи топлива в правый двигатель;

- защитные фильтры 26, установленные в расходных отсеках 6, соединенные с линиями подачи топлива к насосам 10, 11 и далее к двигателям;

- электроприводные насосы 10 и 11 подачи топлива по линиям 7 и 8 из расходных отсеков 6 левого и правого крыльевых баков к левому и правому двигателям;

- линии 9 перекачки топлива из центрального бака 1 в расходные отсеки 6 левого и правого крыльевых баков;

- электроприводной перекрывной кран 12 подачи топлива к левому двигателю, установленный в линии 7;

- электроприводной перекрывной кран 13 подачи топлива к правому двигателю, установленный в линии 8;

- линию 14 заправки и централизованного слива топлива, при этом вход линии соединен со штуцером заправки 15, а выходы линии 14 соединены с каждым крыльевым баком 2 через краны заправки 22, 23 и с центральным баком 1 через кран заправки 27;

- электроприводной кран заправки 22 левого крыльевого бака;

- электроприводной кран заправки 23 правого крыльевого бака;

- электроприводной кран заправки 27 центрального бака;

- штуцер заправки 15, представляющий собой подпружиненный тарельчатый обратный клапан, установленный в линии заправки 14;

- струйный (эжекторный) насос 16, установленный в линии 9 перекачки топлива из центрального бака 1 в расходный отсек 6 левого крыльевого бака 2;

- струйный (эжекторный) насос 17, установленный в линии 9 перекачки топлива из центрального бака 1 в расходный отсек 6 правого крыльевого бака 2;

- электроприводной кран 18 централизованного слива топлива, установленный в линии 14 заправки и централизованного слива топлива;

- электроприводной кран 19 перекрестного питания топливом, объединяющий линии 7 и 8 подачи топлива в левый и правый двигатели;

- верхние переливные каналы 25

- нижние переливные каналы 24.

С учетом того, что сопло струйных насосов 16 и 17 представляет собой дроссель с диаметром сопла 3 мм, кран заправки 27 имеет диаметр 26 мм, основная масса топлива при работе насоса 10 или насоса 11 будет перетекать в соответствующий крыльевой бак.

Верхние переливные каналы 25 предназначены для соединения расходного отсека с третьим отсеком каждой консоли крыла, а также для соединения третьего отсека 5 со вторым отсеком 4, второго отсека 4 с первым отсеком 3, а первых отсеков обеих консолей крыла 2 с центральным баком 1. Верхние переливные каналы, соединяющие первые отсеки 3 с центральным топливным баком 1, снабжены обратными клапанами, допускающими возможность перелива топлива из первых отсеков 3 в центральный топливный бак 1 и исключающими перелив топлива в обратном направлении.

Нижние переливные каналы 24 предназначены для соединения вторых и первых отсеков 4 и 3 с третьими отсеками 5 и отсека 5 с расходным отсеком 6 каждой консоли крыла 2, причем нижние переливные каналы снабжены обратными клапанами, обеспечивающими возможность перемещения самотеком топлива из вторых и первых отсеков 4 и 3 в третьи отсеки 5, из третьего отсека 5 в расходный отсек 6 и исключающими перемещение топлива в обратном направлении.

Органы управления кранами заправки и краном централизованного слива расположены на лицевой части пульта заправки и слива 20.

Органы управления краном перекрестного питания топливом 19 и насосами 10 и 11 подачи топлива к двигателям расположены на лицевой части пульта 21 управления топливной системой.

Перекрывные краны 12, 13 подачи топлива к двигателям при реализации любого из вариантов способа балансировки топлива в крыльевых баках закрыты, штуцер заправки может быть открыт только при стыковке его с рукавом заправки, контроль запаса топлива в топливных баках осуществляется по цифровым счетчикам на пульте управления заправкой и сливом 20 или по счетчикам запаса топлива по бакам и баковым секциям на синоптической странице «Топливо» многофункционального индикатора (условно не показаны).

Балансировка запаса топлива в крыльевых баках при работе на земле осуществляется следующим образом.

Первые два варианта изобретения используются, когда в центральном баке топливной системы до начала балансировки имеется топливо и есть достаточный свободный объем, который позволяет перекачать топливо из крыльевого бака с большим запасом топлива в центральный бак, чтобы устранить дисбаланс.

В случае большего запаса топлива в левом крыльевом баке на пульте управления топливной системой 21 включают насос 10 подачи топлива, затем включают питание пульта заправки 20 и с помощью тумблеров на лицевой части пульта заправки открывают краны слива 18 и заправки центрального бака 27 в режиме ручного управления кранами. Топливо из левого крыльевого бака по линии 7 подачи топлива к левому двигателю, линии заправки и слива 14 под давлением, создаваемым насосом 10, перекачивается в центральный бак до устранения дисбаланса.

В случае большего запаса топлива в правом крыльевом баке на пульте управления топливной системой 21 включают насос 11 подачи топлива, открывают кран перекрестного питания 19, затем включают питание пульта заправки 20 и открывают краны слива 18 и заправки центрального бака 27 в режиме ручного управления кранами. Топливо из правого крыльевого бака по линии 8 подачи топлива к правому двигателю, линии заправки и слива 14 под давлением, создаваемым насосом 11, перекачивается в центральный бак до устранения дисбаланса.

1. Способ балансировки запаса топлива при работе на земле в крыльевых топливных баках самолета, топливная система которого содержит центральный топливный бак, правый и левый крыльевые топливные баки, при этом балансировку осуществляют перекачкой топлива из крыльевого бака, в котором топлива больше, в центральный бак самолета, отличающийся тем, что для компенсации разницы в запасе топлива между крыльевыми баками при сливе топлива из левого крыльевого бака, в котором топлива больше, в центральный бак включают самолетный насос подачи топлива из левого крыльевого бака, открывают кран централизованного слива, кран заправки центрального бака и подают топливо под давлением в центральный бак через кран заправки центрального бака, причем меньшую часть топлива возвращают струйным насосом перекачки топлива из центрального бака в левый крыльевой бак.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что контроль запаса топлива в крыльевых баках осуществляют по синоптической странице «Топливо» на экране многофункционального индикатора в кабине экипажа и/или по счетчикам запаса топлива по бакам на лицевой панели фюзеляжного пульта контроля и управления заправкой.

3. Способ балансировки запаса топлива при работе на земле в крыльевых топливных баках самолета, топливная система которого содержит центральный топливный бак, правый и левый крыльевые топливные баки, при этом балансировку осуществляют перекачкой топлива из крыльевого бака, в котором топлива больше, в центральный бак самолета, отличающийся тем, что для компенсации разницы в запасе топлива между крыльевыми баками при сливе топлива из правого крыльевого бака, в котором топлива больше, в центральный бак включают самолетный насос подачи топлива из правого крыльевого бака, открывают кран централизованного слива и кран заправки центрального бака и подают топливо под давлением в центральный бак через кран заправки центрального бака, причем меньшую часть топлива возвращают струйным насосом перекачки топлива из центрального бака в правый крыльевой бак.

4. Способ по п.3, отличающийся тем, что контроль запаса топлива в крыльевых баках осуществляют по синоптической странице «Топливо» на экране многофункционального индикатора в кабине экипажа и/или по счетчикам запаса топлива по бакам на лицевой панели фюзеляжного пульта контроля и управления заправкой.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам подачи топлива к силовой установке в той части, которая связана с перекачкой топлива для обеспечения балансировки самолета. .

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к способу балансировки запаса топлива в крыльевых баках самолета

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к способу балансировки запаса топлива в крыльевых баках самолета

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к способу балансировки запаса топлива в крыльевых баках самолета

Изобретение относится к испытательным устройствам для тестирования системы дополнительных центральных топливных баков (системы ACT) воздушного судна

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам управления перекачкой топлива между топливными баками воздушного судна

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам управления перекачкой топлива между топливными баками воздушного судна

Изобретение относится к авиаприборостроению и может быть использовано для управления заправкой самолета топливом на земле, измерения массового запаса топлива на самолете в полете, управления поперечной центровкой самолета по топливу и формирования сигнала о резервном остатке топлива. Система содержит установленные в топливных баках самолета датчики параметров топлива: уровня и температуры, а также сигнализаторы верхнего и нижнего уровней топлива, бортовой вычислитель с левым и правым модулями управления, контрольными каналами и ячейками памяти о геометрии топливных баков, левые и правые модули топливомера, устройство сравнения, устройство балансировки, пульт управления с задатчиком плотности топлива, устройством заправки и индикатором, причем датчики температуры топлива установлены на высоте сигнализаторов нижнего уровня топлива. Бортовой вычислитель предложенной системы снабжен входами для получения вспомогательной информации от датчиков расхода топлива и сигнализатора положения шасси самолета. Техническим результатом изобретения является повышение точности, достоверности и эффективности измерения массового запаса топлива, резервного остатка топлива и управления центровкой самолета по топливу как в штатном, так и в нештатном режимах работы системы. 1 ил.

Изобретение относится к авиаприборостроению и может быть использовано для управления заправкой самолета топливом на земле, измерения массового запаса топлива на самолете в полете, управления поперечной центровкой самолета по топливу и формирования сигнала о резервном остатке топлива. Система содержит установленные в топливных баках самолета датчики параметров топлива: уровня и температуры, а также сигнализаторы нижнего уровня топлива, бортовой вычислитель с левым и правым модулями управления, контрольными каналами и ячейками памяти о геометрии топливных баков, левые и правые модули топливомера, устройство сравнения, устройство балансировки, пульт управления с задатчиком плотности топлива, устройством заправки и индикатором, причем датчики температуры топлива установлены на высоте сигнализаторов нижнего уровня топлива. Бортовой вычислитель снабжен входами для получения вспомогательной информации от датчиков расхода топлива и датчика углов крена и тангажа самолета. Техническим результатом изобретения является повышение точности, достоверности и эффективности измерения массового запаса топлива, резервного остатка топлива и управления центровкой самолета по топливу как в штатном, так и в нештатном режимах работы предложенной системы. 1 ил.

Изобретение относится к авиаприборостроению и может быть использовано для управления заправкой самолета топливом на земле, измерения массового запаса топлива на самолете в полете, управления поперечной центровкой самолета по топливу и формирования сигнала о резервном остатке топлива. Система содержит установленные в топливных баках самолета датчики параметров топлива: уровня и температуры, а также сигнализаторы нижнего уровня топлива, бортовой вычислитель с левым и правым модулями управления, контрольными каналами и ячейками памяти о геометрии топливных баков, левые и правые модули топливомера, устройство сравнения, устройство балансировки, пульт управления с задатчиком плотности топлива, устройством заправки и индикатором, причем датчики температуры топлива установлены на высоте сигнализаторов нижнего уровня топлива. Бортовой вычислитель предложенной системы снабжен входом для получения вспомогательной информации от сигнализатора положения шасси самолета. Техническим результатом изобретения является повышение точности, достоверности и эффективности измерения массового запаса топлива, резервного остатка топлива и управления центровкой самолета по топливу как в штатном, так и в нештатном режимах работы системы. 1 ил.

Изобретение относится к авиаприборостроению и может быть использовано для управления заправкой самолета топливом на земле, измерения массового запаса топлива на самолете в полете, управления поперечной центровкой самолета по топливу и формирования сигнала о резервном остатке топлива. Система содержит установленные в топливных баках самолета датчики параметров топлива: уровня и температуры, а также сигнализаторы нижнего уровня топлива, бортовой вычислитель с левым и правым модулями управления, контрольными каналами и ячейками памяти о геометрии топливных баков, левые и правые модули топливомера, устройство сравнения, устройство балансировки, пульт управления с задатчиком плотности топлива, устройством заправки и индикатором, причем датчики температуры топлива установлены на высоте сигнализаторов нижнего уровня топлива. Бортовой вычислитель предложенной системы снабжен входами для получения вспомогательной информации от датчиков расхода топлива и сигнализатора положения шасси самолета. Техническим результатом изобретения является повышение точности, достоверности и эффективности измерения массового запаса топлива, резервного остатка топлива и управления центровкой самолета по топливу как в штатном, так и в нештатном режимах работы системы. 1 ил.
Наверх