Однорядный сферический роликовый подшипник качения

Изобретение относится к сферическим подшипникам качения и предназначено для поддержания валов и осей в пространстве, обеспечивая им возможность вращения или качания, и восприятия действующих на них нагрузок. Подшипник содержит наружное кольцо (1) с дорожкой качения, внутреннее кольцо (2) с дорожкой качения, конические тела качения (3) и сепаратор для разделения тел качения (3). Дорожка качения наружного кольца (1) выполнена сферической, а дорожка качения внутреннего кольца (2) выполнена торообразной. Тела качения (3) имеют выпуклый профиль, сопряженный с дорожками качения колец подшипника. Центр (О) сферы дорожки качения наружного кольца (1) подшипника смещен относительно его центра тяжести вдоль продольной оси подшипника в зависимости от сочетания радиальной (Fr) и осевой (Ра) составляющих внешней (F) нагрузки, действующей на подшипник. Технический результат: расширение диапазона применения конструкции роликового подшипника качения путем его использования в качестве различных типов подшипников - радиального, радиально-упорного, упорно-радиального или упорного. 2 ил.

 

Изобретение относится к сферическим подшипникам качения и предназначено для поддержания валов и осей в пространстве, обеспечивая им возможность вращения или качания и восприятия действующих на них нагрузок.

Известен однорядный конический радиально-упорный подшипник качения, содержащий наружное и внутреннее кольца с коническими дорожками качения, тела качения в виде конических роликов, поверхность которых сопряжена с дорожками качения наружного и внутреннего колец подшипника, и сепаратор для разделения тел качения. Подшипник воспринимает одновременно значительные радиальную и одностороннюю осевые нагрузки (Гузенков П.Г. Детали машин: учебник для вузов / П.Г.Гузенков. - М.: Высшая школа, 1975. - С.363, рис.177-в).

Недостатком подшипника является ограниченный диапазон применения в условиях восприятия нагрузок длинных и гибких валов, потому что подшипник не допускает существенный перекос наружного и внутреннего колец.

Известен однорядный сферический роликовый подшипник качения, содержащий наружное кольцо со сферической дорожкой качения, внутреннее кольцо с торообразной дорожкой качения, конические тела качения выпуклого профиля, сопряженного с дорожками качения, сепаратор для разделения тел качения. Подшипник воспринимает в основном осевую и незначительную радиальную нагрузки (Гузенков П.Г. Детали машин: учебник для вузов / П.Г.Гузенков. - М.: Высшая школа, 1975. - С.368, рис.118-и).

Основным недостатком данного подшипника является ограниченная область применения вследствие восприятия в процессе эксплуатации в основном осевой нагрузки и незначительной радиальной, что обусловливает невысокую грузоподъемность при отсутствии возможности восприятия различных сочетаний радиальной и осевой составляющих нагрузки, действующей на подшипник.

Задачей данного изобретения является расширение диапазона применения конструкции роликового подшипника качения путем его использования в качестве различных типов подшипника - радиального, или радиально-упорного, или упорно-радиального, или упорного, в частности вследствие повышения грузоподъемности в радиальном направлении.

Поставленная задача решается тем, что в однорядном сферическом роликовом подшипнике качения, содержащем наружное кольцо со сферической дорожкой качения, внутреннее кольцо с торообразной дорожкой качения, конические тела качения выпуклого профиля, сопряженного с дорожками качения, сепаратор для разделения тел качения, согласно изобретению центр сферы дорожки качения наружного кольца подшипника смещен относительно его центра тяжести вдоль продольной оси подшипника в зависимости от сочетания радиальной и осевой составляющих внешней нагрузки, действующей на подшипник.

Данная конструкция позволяет существенно расширить диапазон ее применения за счет задаваемого смещения центра сферы дорожки качения наружного кольца подшипника вдоль продольной оси подшипника относительно его центра тяжести и, как следствие, обеспечения возможности восприятия различного сочетания радиальной и осевой составляющих нагрузки, действующей на подшипник в процессе его эксплуатации. Таким образом достигается возможность использования его как различного типа подшипника - радиального, радиально-упорного, упорно-радиального или упорного.

Предложенное изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 представлен поперечный разрез однорядного сферического роликового подшипника качения, воспринимающего как осевую, так и радиальную составляющие нагрузки; на фиг.2 - поперечный разрез однорядного сферического роликового подшипника качения, воспринимающего, в основном, радиальную и незначительную осевую составляющие нагрузки. При этом на фиг.1 и фиг.2 представлены различные сочетания осевой и радиальной составляющих расчетных внешних нагрузок, действующих на подшипник и определяющих соответствующее положение центра сферы дорожки качения наружного кольца подшипника на его продольной оси.

Кроме этого, на чертежах дополнительно обозначено следующее:

- Fa - осевая составляющая внешней нагрузки, действующей на подшипник;

- Fr - радиальная составляющая внешней нагрузки, действующей на подшипник;

- F - результирующая внешней нагрузки, действующей на подшипник;

- О - центр сферы дорожки качения наружного кольца подшипника;

- Rсф - радиус сферы дорожки качения наружного кольца подшипника.

Однорядный сферический роликовый подшипник качения содержит наружное кольцо 1 с дорожкой качения, внутреннее кольцо 2 с дорожкой качения, конические тела качения 3, сепаратор для разделения тел качения (на чертеже не показан). Наружное кольцо 1 установлено в корпусе (на чертеже не показан).

Дорожка качения наружного кольца 1 выполнена сферической, дорожка качения внутреннего кольца 2 выполнена торообразной. Тела качения 3 имеют выпуклый профиль, сопряженный с дорожками качения колец подшипника.

Центр О сферы дорожки качения наружного кольца подшипника смещен относительно его центра тяжести вдоль продольной оси подшипника в зависимости от сочетания радиальной Fr и осевой Fa составляющих внешней F нагрузки, действующей на подшипник.

Однорядный сферический роликовый подшипник качения работает следующим образом. При вращении вала совместно с ним вращается внутреннее кольцо 2 подшипника, увлекая во вращение тела качения 3, контактирующие с наружным кольцом 1, установленным в корпусе. Нагрузка, действующая на вал, передается на корпус. Фиксируя положение вала относительно корпуса, подшипник обеспечивает его свободное вращение, а скольжение тел качения 3 по сферической дорожке наружного кольца 1 подшипника исключает защемление тел качения 3 в случае деформации вала под нагрузкой.

Однорядный сферический роликовый подшипник качения, содержащий наружное кольцо со сферической дорожкой качения, внутреннее кольцо с торообразной дорожкой качения, конические тела качения выпуклого профиля, сопряженного с дорожками качения, сепаратор для разделения тел качения, отличающийся тем, что центр сферы дорожки качения наружного кольца подшипника смещен относительно его центра тяжести вдоль продольной оси подшипника в зависимости от сочетания радиальной и осевой составляющих внешней нагрузки, действующей на подшипник.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к коническому роликоподшипнику, в частности к усовершенствованным сепаратору и внутреннему кольцу для такого конического роликоподшипника, используемому в железнодорожном вагоне.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к подшипниковым узлам машин, работающих в условиях предельных скоростных и нагрузочных режимов. .

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к подшипниковым узлам и линейным направляющим машин, работающих в условиях предельных скоростных и нагрузочных режимов.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к круговым и линейным опорам качения. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано во всех отраслях промышленности. .

Изобретение относится к машиностроению, а именно к опорам качения и скольжения различных механизмов и машин, а также к отдельным деталям машин - валикам, роликам, втулкам, осям и другим деталям.

Изобретение относится к области приборостроения систем автоматизации и механизации производства. .

Изобретение относится к области приборостроения систем автоматизации и механизации производства. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано во всех областях промышленности. .

Изобретение относится к двухрядным радиально-упорным подшипникам качения, применяемых, в частности, в железнодорожных буксах. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано во всех областях промышленности. .

Изобретение относится к области машиностроения и приборостроения и может быть применено во всех отраслях промышленности. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к подшипникам качения. .

Изобретение относится к области приборостроения систем автоматизации и механизации производства. .

Изобретение относится к сферическим подшипникам качения и предназначено для поддержания валов и осей в пространстве, обеспечивая им возможность вращения или качания, и восприятия действующих на них нагрузок

Наверх