Шариковый сферический двухрядный подшипник качения



Шариковый сферический двухрядный подшипник качения
Шариковый сферический двухрядный подшипник качения

 


Владельцы патента RU 2410581:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова" (АлтГТУ) (RU)

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения. Шариковый сферический двухрядный подшипник качения содержит наружное (1) и внутреннее (2) кольца с дорожками качения, тела качения в виде шариков (3), сепаратор для разделения тел качения. При этом дорожки качения наружного кольца (1), являющегося разрезным по оси симметрии, выполнены с горообразными поверхностями, дорожка качения внутреннего кольца (2) выполнена сферической, а шарики (3) имеют профиль, сопряженный с горообразными поверхностями дорожек качения наружного кольца (1). Технический результат: увеличение допустимого угла взаимного перекоса колец при сохранении нормальной работы подшипника в целом. 2 ил.

 

Изобретения относятся к области машиностроения, в частности к подшипникам качения.

Известен радиальный шариковый двухрядный подшипник, содержащий наружное кольцо с горообразными поверхностями дорожек качения, внутреннее кольцо с горообразными поверхностями дорожек качения, сферические тела качения в виде шариков, сепаратор для разделения тел качения (ГОСТ 3395-89. Подшипники качения. Типы и конструктивные исполнения. - М.: Изд-во стандартов, 1989. - С.9, тип. 960000).

Основным недостатком этого подшипника является незначительный допустимый угол взаимного перекоса колец подшипника в пределах нескольких минут.

Наиболее близким к предлагаемым изобретениям по технической сущности и достигаемому результату (прототипом) является шариковый сферический двухрядный подшипник качения, содержащий наружное кольцо со сферической поверхностью дорожки качения, внутреннее кольцо с горообразными дорожками качения, тела качения в виде шариков, сепаратор для разделения тел качения (ГОСТ 3395-89. Подшипники качения. Типы и конструктивные исполнения. - М.: Изд-во стандартов, 1989. - Стр.10, тип. 1000).

Основным недостатком вышеописанного шарикового сферического двухрядного подшипника качения является ограниченный угол взаимного перекоса колец подшипника, поскольку перекос колец ограничен выходом шариков за габариты наружного кольца подшипника из-за нарушения нормальной работы подшипника и его поломки.

Технической задачей, на решение которой направлено предложенное изобретение, является увеличение допустимого угла взаимного перекоса колец при сохранении нормальной работы подшипника в целом.

Поставленная задача решается тем, что в шариковом сферическом двухрядном подшипнике качения, содержащем наружное и внутреннее кольца с дорожками качения, тела качения в виде шариков, сепаратор для разделения тел качения, согласно изобретению дорожки качения наружного кольца выполнены с горообразными поверхностями, дорожка качения внутреннего кольца выполнена сферической, а шарики имеют профиль, сопряженный с горообразными поверхностями дорожек качения наружного кольца.

Поставленная задача решается тем, что в шариковом сферическом двухрядном подшипнике качения, содержащем наружное и внутреннее кольца с дорожками качения, тела качения в виде шариков, сепаратор для разделения тел качения, согласно изобретению дорожки качения наружного кольца, являющегося разрезным по оси симметрии, выполнены с горообразными поверхностями, дорожка качения внутреннего кольца выполнена сферической, а шарики имеют профиль, сопряженный с горообразными поверхностями дорожек качения наружного кольца.

Выполнение шарикового сферического двухрядного подшипника согласно изобретениям позволяет увеличить допустимый угол взаимного перекоса колец, поскольку расстояние между точками контакта сферических тел качения на наружном кольце больше расстояния между точками контакта этих тел качения на внутреннем кольце подшипника. Выполнение наружного кольца разрезным по оси симметрии, то есть из наружных полуколец, позволяет существенно увеличить допустимый угол взаимного перекоса колец при сохранении нормальной работы подшипника и корректировать зазоры в подшипнике по мере его износа в процессе эксплуатации за счет взаимного смещения наружных полуколец подшипника.

При этом у шарикового сферического двухрядного подшипника качения, выбранного в качестве прототипа, при перекосе колец шарики смещаются относительно наружного кольца подшипника, а у заявляемого изобретения - относительно внутреннего. При одинаковой ширине подшипника-прототипа и заявляемого у последнего возможен больший перекос колец подшипника без выхода шариков за пределы дорожек качения колец.

Предложенные изобретения поясняются чертежами, где на фиг.1 изображен вариант исполнения шарикового сферического двухрядного подшипника качения при выполнении наружного кольца сплошным, осевой разрез; на фиг.2 - вариант шарикового сферического двухрядного подшипника качения при выполнении наружного кольца разрезным по оси симметрии, осевой разрез.

Шариковый сферический двухрядный подшипник качения по первому варианту исполнения содержит сплошное наружное кольцо 1 с горообразными поверхностями дорожек качения, внутреннее кольцо 2 со сферической дорожкой качения, тела качения в виде шариков 3, сепаратор для разделения шариков (на чертеже не показан). Профиль шариков 3 сопряжен с поверхностями дорожек качения наружного кольца 1.

Шариковый сферический двухрядный подшипник качения по второму варианту исполнения содержит наружное кольцо 1 с горообразными поверхностями дорожек качения, являющееся разрезным по оси симметрии, внутреннее кольцо 2 со сферической дорожкой качения, тела качения в виде шариков 3, сепаратор для разделения шариков (на чертеже не показан). Профиль шариков 3 сопряжен с поверхностями дорожек качения наружного кольца 1.

Шариковый сферический двухрядный подшипник качения по первому и второму вариантам исполнения работает следующим образом. Шариковый сферический двухрядный подшипник качения обеспечивает восприятие нагрузок и передачу вращения в составе машины, узла, устройства. При вращении одного из колец подшипника 1 или 2 шарики 3 также увлекаются во вращение, обеспечивая необходимое взаиморасположение наружного кольца 1 и внутреннего кольца 2 подшипника. Взаимный перекос колец подшипника достигается скольжением шариков 3 по сферической дорожке качения внутреннего кольца 2.

Во время эксплуатации перекос колец 1 и 2 осуществляется за счет перемещения шариков 3 по сферической дорожке качения внутреннего кольца 2 подшипника. При одинаковой ширине колец со сферической поверхностью дорожки качения наружного кольца у подшипника, выбранного в качестве прототипа (ГОСТ 3395-89. Подшипники качения. Типы и конструктивные исполнения. - М.: Изд-во стандартов, 1989. - С.10, тип. 1000), и внутреннего кольца 2 по предложенному изобретению за счет меньшей ширины точек контакта шариков у кольца 2 по предложенному изобретению возможен больший перекос колец подшипника без нарушения его нормальной работы.

Использование предложенных подшипников позволяет по сравнению с применением подшипника, выбранного в качестве прототипа, увеличить допустимый угол перекоса колец подшипника.

Шариковый сферический двухрядный подшипник качения, содержащий наружное и внутреннее кольца с дорожками качения, тела качения в виде шариков, сепаратор для разделения тел качения, отличающийся тем, что дорожки качения наружного кольца, являющегося разрезным по оси симметрии, выполнены с торообразными поверхностями, дорожка качения внутреннего кольца выполнена сферической, а шарики имеют профиль, сопряженный с торообразными поверхностями дорожек качения наружного кольца.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для обеспечения поворота конструкции относительно основания машин, используемых при открытой добыче ископаемых. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в подшипниках качения. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано во всех отраслях промышленности. .

Изобретение относится к машиностроению, а именно к опорам качения и скольжения различных механизмов и машин, а также к отдельным деталям машин - валикам, роликам, втулкам, осям и другим деталям.

Изобретение относится к отрасли машиностроения и может быть использовано в высоконагруженных подшипниковых узлах, например в энергетическом, шахтном оборудовании, в машинах морских и речных судов, для восприятия больших осевых и радиальных нагрузок.

Изобретение относится к области машиностроения и может использоваться в подшипниковых узлах. .

Изобретение относится к подшипникам качения и, главным образом, к подшипникам, используемым в области авиационной техники. .

Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипникам качения. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в узлах с предварительным натягом при высоких скоростях вращения. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения. .

Изобретение относится к направляющему устройству вала с колебательным движением вокруг точки, расположенной на оси вала, причем это устройство может быть использовано, в частности, для придания интенсивной вибрации трубкам, содержащим биологические образцы для дробления образцов посредством стеклянных или керамических микрошариков, содержащихся в трубках с образцами.

Изобретение относится к самоустанавливающемуся подшипнику качения, по меньшей мере, с одним первым рядом тел качения и соседним с первым рядом тел качения вторым рядом тел качения.

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в подшипниковых узлах газотурбинных двигателей. .
Наверх