Устройство для определения адгезионной и когезионной прочности газотермических покрытий на образцах


 


Владельцы патента RU 2456577:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Саратовский государственный технический университет" (СГТУ) (RU)

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к устройствам для определения адгезионной и когезионной прочности сцепления в продольных слоях газотермических покрытий. Устройство для определения прочности сцепления газотермических покрытий содержит подложку, выполненную разъемной из двух частей, и размещенное между ними покрытие. Причем одна часть выполнена в виде обоймы с отверстием в форме усеченного конуса и сопряженного с его меньшим основанием цилиндра диаметром D, другая - в виде штифта, установленного в цилиндрической части отверстия, а покрытие размещено как в конической части, так и на торцевой рабочей поверхности штифта. При этом торец обоймы со стороны большего диаметра усеченного конуса выполнен коническим и образует вместе с поверхностью усеченного конуса кольцевой выступ треугольного профиля, на котором также оседает покрытие. Высота Н усеченного конуса и диаметр D штифта выбраны из условия 2H>D, причем номинальный диаметр штифта и цилиндра совпадают. При это обойма через резьбовое соединение установлена в кассете, которая через съемные стойки закреплена на основании, расположенном параллельно кассете, в котором соосно обойме установлен винт регулировочный с возможностью осевого перемещения, содержащий наружную сферическую поверхность, через которую он воздействует на нижнюю поверхность штифта, меняя при этом Нц - величину заглубления рабочей поверхности штифта в цилиндрической части обоймы и фиксируя положение рабочей поверхности штифта относительно нижнего (малого) отверстия усеченного конуса обоймы. При этом при нулевом заглублении рабочей поверхности штифта, т.е. Нц=0, определяют адгезионную связь покрытия с подложкой, а при Нц>0 определяют когезионную связь в продольных слоях покрытия. Причем при определении когезионной связи в покрытии штифт устанавливают с заглублением в цилиндрической части, выдерживая соотношение Нкц, где Нк - высота слоя покрытия в конической части обоймы, мм; Нц- - высота слоя покрытия в цилиндрической части обоймы, мм.

Техническим результатом изобретения является расширение диапазона контроля прочности адгезионной и когезионной связи в продольных слоях газотермических покрытий, а также возможность одновременного контроля на нескольких образцах. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к устройствам для определения адгезионной и когезионной прочности сцепления в продольных слоях газотермических покрытий, и может быть использовано в различных отраслях народного хозяйства, в том числе при отработке оптимальных технологических режимов упрочнения и восстановления рабочей поверхности деталей автотранспортной техники: коленчатые валы (шейки опорные, шатунные), распределительные валы (шейки опорные, кулачки), поршневые кольца, толкатели, клапаны, вкладыши, коромысла, рычаги, вилки и др.

Известны технические решения, предназначенные для определения прочности сцепления газотермических покрытий на образцах (а.с. СССР №1352325, 1635080, МПК: G01N 19/04). В справочнике «Газотермические покрытия из порошковых материалов» под ред. Ю.С.Борисова, Ю.А.Харламова, С.Л.Сидоренко, Е.Н.Ардатовской (Киев: Наукова думка, 1987, с.119, 124, 127) представлены 72 способа определения прочности сцепления газотермических покрытий на образцах, в том числе на отрыв (33), на сдвиг (27) и механические испытания (12).

Анализ известных технических решений не выявил решений, позволяющих определять как адгезионную, так и когезионную прочность газотермических покрытий.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому является образец для определения прочности сцепления газотермических покрытий с основным материалом (а.с. СССР №1499151, МПК: G01N 19/04, G01N 1/28).

Однако данное техническое решение не позволяет определять когезионную прочность газотермических покрытий на образцах. Прототип можно усовершенствовать, чтобы определять на нем как адгезионную, так и когезионную прочность газотермических покрытий на образцах, обеспечив при этом высокую точность измерений.

Задачей изобретения является расширение диапазона контроля прочности адгезионной и когезионной связи в продольных слоях газотермических покрытий, при этом контроль адгезионной и когезионной связи осуществляется на одной и той же конструкции устройства с возможностью одновременного контроля на нескольких образцах.

Поставленная задача решается тем, что в устройстве для определения прочности сцепления газотермических покрытий, содержащем подложку, выполненную разъемной из двух частей, и размещенное между ними покрытие, причем одна часть выполнена в виде обоймы с отверстием в форме усеченного конуса и сопряженного с его меньшим основанием цилиндра диаметром D, другая - в виде штифта, установленного в цилиндрической части отверстия, а покрытие размещено как в конической части, так и на торцевой рабочей поверхности штифта, при этом торец обоймы со стороны большего диаметра усеченного конуса выполнен коническим и образует вместе с поверхностью усеченного конуса кольцевой выступ треугольного профиля, на котором также оседает покрытие, а высота Н усеченного конуса и диаметр D штифта выбраны из условия 2Н>D, при этом номинальный диаметр штифта и цилиндра совпадают, согласно предлагаемому техническому решению, обойма через резьбовое соединение установлена в кассете, при этом кассета через съемные стойки закреплена на основании, расположенном параллельно кассете, в котором соосно обойме установлен винт регулировочный с возможностью осевого перемещения, содержащий наружную сферическую поверхность, через которую он воздействует на нижнюю поверхность штифта, меняя при этом Нц - величину заглубления рабочей поверхности штифта в цилиндрической части обоймы и фиксируя положение рабочей поверхности штифта относительно нижнего (малого) отверстия усеченного конуса обоймы, при этом при нулевом заглублении рабочей поверхности штифта, т.е. Нц=0, определяют адгезионную связь покрытия с подложкой, а при Нц>0 определяют когезионную связь в продольных слоях покрытия, при этом при определении когезионной связи в покрытии штифт устанавливают с заглублением в цилиндрической части, выдерживая соотношение Нкц, где Нк - высота слоя покрытия в конической части обоймы, мм; Нц- - высота слоя покрытия в цилиндрической части обоймы, мм.

Кассета выполнена в виде планки или диска, в которых установлены обоймы со штифтами в ряд или по концентрическим окружностям, соответственно.

Угол конической части обоймы β может принимать значения: 30°≤β≤120°.

Рабочая поверхность штифта выполнена плоской, сферической или цилиндрической (выпуклой или вогнутой), гладкой или шероховатой.

При необходимости рабочей поверхности штифта придают шероховатость, например, Rz≈50 мкм.

Высокий эффект от использования устройства достигается за счет следующих факторов:

- возможность одновременного напыления покрытия на несколько образцов (штифтов) одинаковой или разной толщины при одних и тех же технологических режимах, что безусловно позволит сократить время испытаний, выявить оптимальные технологические режимы напыления и установить допустимую величину напыляемого слоя покрытия;

- сокращение времени испытаний за счет наличия нескольких обойм с образцами в кассете;

- возможность предельно точно фиксировать положение напыляемой рабочей поверхности штифта в цилиндре за счет наличия винта регулировочного, что весьма существенно при отработке технологии напыления покрытия;

- наличие кольцевого выступа треугольного профиля на верхней торцевой поверхности обоймы, на котором оседает покрытие, исключает самопроизвольный отрыв покрытия от стенок усеченного конуса при его термической усадке во время охлаждения, что также является существенным условием гарантированного разрушения газотермического покрытия как в адгезионном слое, так и в когезионных слоях.

Изобретение поясняется чертежом, на котором представлена схема заявляемого устройства для определения адгезионной и когезионной прочности газотермических покрытий.

Устройство содержит обойму 1 с осевым отверстием, имеющим форму усеченного конуса 2 и сопряженного с его меньшим основанием цилиндра 3, цилиндрический штифт (образец) 4 с рабочей поверхностью 5 (плоской, сферической или цилиндрической), установленный в цилиндрической части 3 отверстия обоймы 1, при этом штифт в нижней части содержит отверстие для его захвата при произведении отрыва на разрывном устройстве (машине, динамометре), причем штифт 4 установлен так, что его рабочая поверхность 5 может принимать положение из условия Нц≥0, где Нц - величина заглубления рабочей поверхности штифта в цилиндрической части обоймы. Для Нц=0 определяют адгезионную связь газотермического покрытия, для Нц>0 определяют когезионную связь газотермического покрытия. Обойма 1 через резьбовое соединение установлена в кассете 6, которая закреплена через съемные стойки 7 на основании 8, параллельном кассете 6, в котором соосно обойме 1 установлен винт регулировочный 9 с возможностью осевого перемещения, который имеет наружную сферическую рабочую поверхность 10. Кассета 6 может быть выполнена в виде планки, на которой обоймы 1 установлены в ряд, либо плоской дисковой, на которой обоймы 1 установлены по концентрическим окружностям (не показано). Рабочая поверхность 5 штифта 4 может быть выполнена плоской, сферической (выпуклой, вогнутой) или цилиндрической (выпуклой, вогнутой). На основании 8 кассета 6 закреплена съемными винтами 11. Газотермическое покрытие 12 оседает на конической поверхности 2 обоймы 1 и рабочей поверхности 5 штифта 4, а также на кольцевом выступе треугольной формы 13, имеющемся на верхнем торце обоймы 1. Основание 8 в нижней части содержит полость 14 (для облегчения и устойчивости конструкции). Стрелками на чертеже показано перемещение винта регулировочного 9 и штифта (образца) 4 вдоль их общей оси. Высота Н усеченного конуса и диаметр D штифта выбраны из условия 2Н>D, при этом номинальный диаметр штифта и цилиндра совпадают.

Предлагаемая конструкция устройства для определения адгезионной и когезионной прочности газотермических покрытий раскрыта с полнотой, достаточной для осуществления.

Изображенное на чертеже устройство может послужить примером конкретного исполнения, если принять диаметр цилиндрического отверстия в обойме равным 3 мм, угол конуса в обойме 90°, радиус сферы винта регулировочного 15 мм, количество обойм в кассете 5. Остальные размеры, в том числе геометрию штифта, выбирают с учетом целесообразности.

Образец изготавливают и испытывают следующим образом.

Цилиндрический штифт 4 изготавливают из испытуемого материала, например, из стали 65Г. Рабочую 5 и боковую поверхность штифта 4, а также внутреннюю поверхность обоймы 1 тщательно обезжиривают и обезвоживают. При необходимости, рабочей поверхности штифта придают шероховатость известным способом (Rz≈30 мкм). Устанавливают штифт 4 в обойму 1. Обойму 1 устанавливают в кассете 6 вместе со штифтом 4 и закрепляют через стойки 7 на основании 8. Регулировочным винтом 9 устанавливают заданный размер Нц из условия Нц≥0, при этом при определении когезионной связи в покрытии штифт устанавливают с заглублением в цилиндрической части, выдерживая соотношение Нкц, где Нк - высота слоя покрытия в конической части обоймы, мм; Нц- - высота слоя покрытия в цилиндрической части обоймы, мм. Для определения адгезионной связи покрытия, Нц=0. Для определения когезионной связи покрытия, Нц>0.

Производят напыление покрытия на рабочую поверхность 5 штифта 4 в соответствии с принятым технологическим режимом и величиной слоя покрытия. Например, напыляют термореагирующий порошок химической системы Ni-Al грануляции 0,04…0,10 мм плакированной конструкции: алюминиевое ядро в никелевой оболочке. Толщина (высота) покрытия задается в технологической документации. Открытую поверхность кассеты 6 защищают, например, кожухом или другим способом. Путем отвинчивания замков-винтов 11 кассету 6 с обоймой/обоймами 1 отделяют от основания 8. При необходимости отделяют обойму 1 с образцом 4 от кассеты 6. Производят термообработку газотермического покрытия по заданной технологии. Отрыв штифта от газотермического покрытия производят известным способом на разрывной машине или динамометре. По величине отрывного усилия рассчитывают прочность сцепления газотермического покрытия по известным формулам, например, σ=P/F (МПа), где Р - усилие, Н; F - площадь сечения, м2.

Устройство было изготовлено и применялось при отработке оптимальных режимов газотермического напыления в технологии упрочнения и восстановления рабочей поверхности деталей двигателей внутреннего сгорания, в том числе ГАЗ-24, ГАЗ-53, КамАЗ.

1. Устройство для определения прочности сцепления газотермических покрытий, содержащее подложку, выполненную разъемной из двух частей, и размещенное между ними покрытие, причем одна часть выполнена в виде обоймы с отверстием в форме усеченного конуса и сопряженного с его меньшим основанием цилиндра диаметром D, другая - в виде штифта, установленного в цилиндрической части отверстия, а покрытие размещено как в конической части, так и на торцевой рабочей поверхности штифта, при этом торец обоймы со стороны большего диаметра усеченного конуса выполнен коническим и образует вместе с поверхностью усеченного конуса кольцевой выступ треугольного профиля, на котором также оседает покрытие, а высота Н усеченного конуса и диаметр D штифта выбраны из условия 2H>D, при этом номинальные диаметры штифта и цилиндра совпадают, отличающееся тем, что обойма через резьбовое соединение установлена в кассете, при этом кассета через съемные стойки закреплена на основании, расположенном параллельно кассете, в котором соосно с обоймой установлен винт регулировочный с возможностью осевого перемещения, содержащий наружную сферическую поверхность, через которую он воздействует на нижнюю поверхность штифта, меняя при этом Нц - величину заглубления рабочей поверхности штифта в цилиндрической части обоймы и фиксируя положение рабочей поверхности штифта относительно нижнего (малого) отверстия усеченного конуса обоймы, при этом при нулевом заглублении рабочей поверхности штифта, т.е. Нц=0, определяют адгезионную связь покрытия с подложкой, а при Нц>0 определяют когезионную связь в продольных слоях покрытия, при этом при определении когезионной связи в покрытии штифт устанавливают с заглублением в цилиндрической части, выдерживая соотношение Нкц, где Нк - высота слоя покрытия в конической части обоймы, мм; Нц - высота слоя покрытия в цилиндрической части обоймы, мм.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что кассета выполнена в виде планки или диска, в которых установлены обоймы со штифтами в ряд или по концентрическим окружностям соответственно.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что угол конической части обоймы Р может принимать значения 30°≤β≤120°.

4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что рабочая поверхность штифта выполнена плоской, сферической или цилиндрической (выпуклой или вогнутой), гладкой или шероховатой.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к способу оценки адгезионной прочности бронепокрытия зарядов ТРТ ракетных двигателей твердого ракетного топлива и других ракетных устройств.

Изобретение относится к способам контроля качества клееных материалов и может быть использовано при контроле качества клеевого соединения неразрушающим методом. .

Изобретение относится к измерительной технике и может использовано для определения уровня адгезионного взаимодействия частиц наполнителя с полимерной матрицей и объемных механических характеристик композиционных материалов при растяжении.

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к устройствам для определения прочности сцепления покрытий с основами. .

Изобретение относится к области испытания материалов, а именно к способам определения адгезии пленки к подложке, и предназначено для исследования адгезионных свойств адгезивов для склеивания пленок, в том числе тончайших пленочных материалов и нанопленок.

Изобретение относится к исследованиям механических свойств покрытий, а именно к способам определения прочности сцепления покрытия с подложкой. .

Изобретение относится к методам механических испытаний, а именно к методам определения прочности порошковых покрытий. .

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к способам контроля прочности адгезии (сцепления) покрытий к основаниям, и может быть использовано в производстве гибко-жестких печатных плат и плат на твердом основании или в производстве радиоэлектронной аппаратуры.

Изобретение относится к технологической оснастке для определения адгезии лакокрасочных и порошковых покрытий к металлическим поверхностям. .

Изобретение относится к устройствам измерения параметров прилипания покрывающих слоев. .

Изобретение относится к ракетной технике, а именно к способу определения адгезионной прочности скрепления бронепокрытия с зарядом твердого ракетного топлива. Способ включает изготовление от забронированного натурного заряда или его «спутника» «образца-диска» с центральным отверстием, выполнение по образующей диска путем нарезания фрезой параллельных прорезей рабочих площадок, равномерно распределенных по забронированной поверхности, приклеивание к ним державок для приложения отрывной нагрузки и испытание «образца-диска» на разрывной машине. Через фиксирующий стержень, размещенный в центральном отверстии, «образец-диск» соединяют с неподвижным захватом машины, а державки поочередно - с подвижным захватом. В качестве разрывной машины используют программно-аппаратный комплекс, включающий нагружающий блок, обеспечивающий требуемую скорость движения подвижного захвата, термостатирующее устройство для проведения испытаний в температурном диапазоне ±50°С и тензометрический блок регистрации величины нагрузки, для совместной работы которых используется программное обеспечение. В качестве примера конкретного исполнения предложено техническое решение с рабочими площадками шириной (7,5±0,5) мм, диаметром «образца-диска» 68,8 мм и диаметром центрального отверстия (20±0,5) мм, которое было использовано для определения адгезионной прочности бронепокрытия с зарядом ПЗРК. Техническим результатом является получение достоверных результатов по адгезионной прочности скрепления бронепокрытия с зарядом твердого ракетного топлива по всему его периметру. 3 з.п. ф-лы, 2 ил., 1 табл.

Изобретение относится к области проведения испытаний по оценке прочности клеевого соединения материалов в ракетной технике. Предлагаемый способ определения прочности клеевого соединения резиноподобного покрытия с основой из твердого ракетного топлива включает использование двух жестких элементов, обеспечивающих приложение растягивающей нагрузки, один из которых приводят в контакт с покрытием посредством клея, адгезия которого к покрытию заведомо больше адгезии исследуемого клеевого соединения покрытия к основе, а второй подвергают взаимодействию с основой. При этом в краевой зоне клеевого соединения резиноподобного покрытия с жестким элементом выполняют кольцевое раскрепление, ширина которого составляет Δ=(0,6-1,5)·δ, где δ - толщина покрытия. Причем кольцевое раскрепление выполняют механическим путем после завершения процесса отверждения клеевого соединения покрытия с основой или до осуществления процесса отверждения путем использования кольцевого вкладыша из материала, обладающего антиадгезионными свойствами к жесткому элементу и покрытию. Техническим результатом является повышение достоверности результатов испытаний в части получения экспериментальной информации о более высоком уровне реального ресурса прочности скрепления покрытия с основой. 2 з.п. ф-лы, 15 ил., 1 табл.

Способ измерения адгезии льда на сдвиг к другим материалам относится к области исследования адгезионной прочности льда к различным материалам и может использоваться при создании антиобледенительных материалов. Замораживание воды на поверхности исследуемого материала проводится внутри фторопластовой втулки, которая используется в качестве каркаса и позволяет контролировать и равномерно распределять нагрузку при давлении на всю площадь контакта лед-материал. Измерение нагрузки, необходимой для сдвига льда от исследуемой поверхности материала, проводится в климатической камере универсальной разрывной машины в режиме сжатия. Техническим результатом является повышение точности измерения адгезии льда к различным материалам. 2 ил.

Изобретение относится к исследованиям механических свойств покрытий, а именно к способам определения прочности сцепления покрытия с основой. Технический результат достигается тем, что на основу наносят покрытие, прикладывают к нему усилие и по величине разрушающей нагрузки определяют адгезионную прочность сцепления как отношение разрушающей нагрузки к площади отрыва покрытия, при этом перед нанесением покрытия к поверхности основы прижимают толкатель, после нанесения покрытия снимают усилие прижима толкателя к поверхности основы, не оказывая, при этом, механического воздействия на покрытие, и прикладывают к толкателю усилие на отрыв, одновременно измеряя величину приложенного усилия, а после испытания толкатель меняют на новый. Устройство для реализации способа содержит плоскую пружину, нагружающий винт, тензорезисторы, толкатель, основу, тензоусилитель, пиковый детектор и индикатор нагрузки, при этом в основе имеется паз с распорным винтом, обеспечивающим возможность деформации паза. Технический результат изобретения заключается в повышении достоверности оценки адгезионной прочности сцепления покрытия с основой. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к исследованиям механических свойств покрытий, а именно к способам определения прочности сцепления покрытия с основой. Технический результат достигается тем, что на основу наносят покрытие в виде «сидячей» капли, прикладывают к нему усилие и по величине разрушающей нагрузки определяют адгезионную прочность сцепления как отношение разрушающей нагрузки к площади отрыва покрытия, при этом на локальном участке покрытия формируют «сидячую» каплю из припоя с впаянной в нее гибкой тягой, а усилие на отрыв или на срез прикладывают к гибкой тяге, после отрыва «сидячей» капли с покрытием от основы оценивают площадь отрыва покрытия. Технический результат изобретения заключается в повышении достоверности оценки адгезионной прочности сцепления покрытия с основой, а также в расширении возможности способа.

Изобретение относится к устройствам для измерения показателей фрикционных и адгезионных свойств фильтрационной корки и может найти свое применение в нефтегазовой отрасли. Устройство для измерения показателей фрикционных и адгезионных свойств фильтрационной корки содержит стол-основание, электродвигатель, узел замера тягового усилия, установленные на столе-основании уровень и основание для размещения груза. На основании для размещения груза шарнирно закреплена направляющая плита, с возможностью поворота вокруг своей оси, на боковой поверхности которой выполнен паз, обеспечивающий перемещение размещенного в пазу узла замера тягового усилия. Узел замера тягового усилия соединен с одной стороны при помощи нити со шкивом электродвигателя, расположенным на противоположном конце направляющей плиты, с другой - с металлическим грузом, расположенным на фильтрационной корке, закрепленной фиксаторами на основании для размещения груза. Технический результат − обеспечение измерения показателей как фрикционных, так и адгезионных свойств фильтрационной корки, возможность оценки вклада фрикционных и адгезионных сил в суммарную силу сопротивления движению колонн в скважине. 2 ил.

Изобретение относится к способу и устройству для определения адгезионной прочности теплозащитных покрытий для образцов. Для определения адгезионной прочности теплозащитного покрытия на сдвиг на подложку, выполненную в виде наружных поверхностей двух соосно установленных с поджатием по стыку цилиндров, наносят покрытие в форме кольца, перекрывающего их стык. После отверждения покрытия прикладывают к цилиндрам усилие в противоположных направлениях до разрушения покрытия. Покрытие выполняют в виде металлического подслоя в составе теплозащитного покрытия. Подслой наносят несимметрично по длине относительно стыка цилиндров. После поперечного разрушения подслоя цилиндры повторно устанавливают с поджатием по стыку и на разрушенный подслой дополнительно наносят плазменным способом керамический слой теплозащитного покрытия в форме кольца. После отверждения керамического покрытия нагревают цилиндры в диапазоне температур горячей части газового тракта силовой установки и повторно прикладывают осевое усилие в противоположных направлениях до сдвига керамического слоя с подслоя одного из цилиндров и устанавливают фактическое усилие сдвига. Технический результат - уменьшение трудоемкости, повышение точности определения адгезионной прочности теплозащитного покрытия и обеспечение возможности испытания покрытия на образцах в условиях, идентичных работе деталей в горячих частях газовых трактов силовых установок. 2 н. и 11 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к исследованиям механических свойств покрытий, а именно к способам определения прочности сцепления покрытий с подложкой. Способ определения прочности сцепления покрытия с кремниевой подложкой заключается в том, что покрытие с внешним серебряным слоем соединяют с деталями оснастки разрывной машины и разрывают покрытие. На покрытие с внешним серебряным слоем дополнительно наносят слой меди с последующей термообработкой в вакууме при температуре +200-+280°C с выдержкой 30-60 минут. Слой меди склеивают с деталями оснастки разрывной машины. Слой меди наносят гальваническим методом или методом высокотемпературного испарения в вакууме. Слой меди наносят толщиной 1-2 мкм. Слой меди склеивают с деталями оснастки разрывной машины клеем на основе эпоксидной смолы. Технический результат - повышение точности определения прочности сцепления покрытия с кремниевой подложкой путем снижения вероятности разрушения адгезионного слоя, расположенного между серебряным покрытием и клеем, при определении прочности сцепления покрытия с кремниевой подложкой при испытании на разрывной машине. 4 з.п. ф-лы, 1 табл.

Изобретение относится к конструкции прибора, предназначенного для количественного определения липкости препрега, представляющего собой композиционный материал, полученный путем пропитки армирующей волокнистой основы равномерно распределенными полимерными связующими. Прибор содержит платформу, на которой размещается испытуемый образец препрега, цилиндрический ролик, установленный с возможностью качения по образцу препрега вдоль платформы, и индикатор, фиксирующий пробег ролика вдоль платформы, в контакте с образцом, до момента его остановки, а также стартовую площадку, которая примыкает к платформе со стороны исходного положения ролика до запуска его на платформу и выполнена регулируемой по углу ее наклона по отношению к платформе, и управляемый ограничительный упор, обеспечивающий неподвижное положение ролика на стартовой площадке, при этом в платформе имеется герметизированная емкость, заполняемая жидким теплоносителем и служащая для обогрева образца препрега до заданной температуры по всей его площади. Достигается повышение точности и надежности измерений, а также упрощение конструкции и эксплуатации. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится в способам оценки прочности сцепления металлических покрытий с основой из металлов и сплавов и может быть использовано в различных отраслях машиностроения, где применяются газотермический и газодинамический методы нанесения покрытий для придания поверхности повышенных физико-механических характеристик. Способ оценки адгезионной прочности порошковых металлических покрытий со стальной поверхностью заключается в нанесении покрытия на металлическую подложку и отрыве покрытия от подложки, определения максимальной нагрузки, необходимой для отрыва слоя покрытия, и по ее величине вычисления значения адгезии. Причем в качестве подложки используют цилиндрический образец, на образующую поверхность которого наносят покрытие в виде кольцевого пояска. Затем производят механическую обработку торцов покрытия на образце до получения опорных площадок с последующей обработкой одного из торцов покрытия путем снятием внутренней фаски размером 0,5×45°. Далее устанавливают образец в матрицу с цилиндрическим отверстием, так, чтобы обработанный торец покрытия с фаской был обращен в сторону отверстия в матрице. При этом отрыв покрытия от подложки осуществляют путем продавливания цилиндрического образца сквозь цилиндрическое отверстие в матрице. Техническим результатом является упрощение оценки прочности сцепления наносимых металлических покрытий с основой и тем самым повышение надежности и ресурса машиностроительной продукции. 1 ил., 3 табл.
Наверх