Дисферическая передача свободного качения

Изобретение относится к точному машиностроению, а именно к зубчатым передачам для сообщения вращательного движения, и может быть использовано в приводах, понижающих и повышающих скорость выходного вала высокоточных машин и механизмов. Дисферическая передача свободного качения содержит ведущий вал (1), шариковые тела (5) качения, расположенные в сепараторе (4), выполненном в виде сектора со сферической поверхностью, ведомый вал (2), выполненный заодно с ведомым колесом (6), имеющим профильные зубья на сферической поверхности. Ведущий вал (1) выполнен заодно с ведущей шестерней (3), имеющей профильные зубья на своей внутренней сферической поверхности, которые контактируют с шариковыми телами (5) качения, находящимися в свободно установленном сепараторе (4). В то же время шариковые тела (5) качения одновременно контактируют с зубьями ведомого колеса (6), нарезанными на его наружной сферической поверхности. Ось вращения сепаратора не совпадает с осями вращения ведущего и ведомого валов Изобретение позволяет повысить надежность работы передачи путем снижения трения скольжения в зацеплении за счет профильных зубьев, освобождения сепаратора и обкатки шариковых тел качения по боковой поверхности профильных зубьев колес. 1 ил.

 

Изобретение относится к точному машиностроению, а именно к зубчатым передачам для сообщения вращательного движения, и может быть использовано в приводах, понижающих и повышающих скорость выходного вала высокоточных машин и механизмов.

Известен дифференциальный преобразователь скорости «редуктор подшипник», содержащий три звена, каждое из которых выполнено в виде обойм, имеющих дорожки качения, тела качения, взаимодействующие с дорожками каждой обоймы, волновой генератор, с которым связана одна из обойм. Дорожка качения, по меньшей мере одного звена периодически изогнута по замкнутой линии, количество изгибов дорожки качения отличается от числа сферических тел качения (патент RU №2179272, МПК: F16H 25/06, 2002 г.).

Недостатком этого устройства является разнонаправленность направления движения сферического тела качения и направления изгиба периодической дорожки качения звена, из-за чего в данной передаче возникает повышенное трение скольжения в зацеплении. Это уменьшает нагрузочную способность механизма и приводит к увеличению потребляемой энергии.

В качестве прототипа выбрана шариковая передача, содержащая ведущий вал, включающий обойму с вмонтированными в ее гнезда шариковыми телами качения, расположенными в сепараторе, ведомое колесо, имеющее профильные зубья, расположенные на его сферической поверхности. Профильные зубья выполнены фасонными, по форме гипоциклоиды, и взаимодействуют с шариковыми телами качения. Ведущее звено может располагаться относительно ведомого под любым углом (авторское свидетельство №261072, МПК: F06h, БИ №4, 1970 г.).

Передача работает следующим образом.

При вращении ведущего вала одно из шариковых промежуточных тел начинает контактировать с профилем на торцевой поверхности профильного зуба ведомого колеса и, перемещаясь по профилю, заставляет ведомое колесо вращаться. При дальнейшем вращении ведущего вала следующее шариковое тело качения входит в контакт со следующим рабочим профилем, в то время как предыдущее шариковое тело качения начинает выходить из зацепления по нерабочей поверхности предыдущего профильного зуба.

Недостатком этого устройства является высокое трение скольжения в зацеплении из-за фиксации шариков в гнездах ведущей обоймы, в результате чего снижается надежность передачи и всего механизма в целом.

Поставлена задача повышения надежности работы передачи путем снижения трения скольжения в зацеплении.

Эта задача решается благодаря дисферической передаче свободного качения, содержащей ведущий вал, шариковые тела качения, расположенные в сепараторе, выполненном в виде сектора со сферической поверхностью, ведомый вал, выполненный заодно с ведомым колесом, имеющим профильные зубья на сферической поверхности. При этом ведущий вал выполнен заодно с шестерней, имеющей профильные зубья на своей внутренней сферической поверхности, которые контактируют с шариковыми телами качения, находящимися в свободно установленном сепараторе. Одновременно шариковые тела качения контактируют с зубьями ведомого колеса, нарезанными на его наружной сферической поверхности. При этом ось вращения сепаратора не совпадает с осями вращения ведущего и ведомого валов.

При таком исполнении дисферической передачи снижается трение скольжения в зацеплении и повышается надежность передачи, кроме того, обеспечивается передача вращения между звеньями с пересекающимися осями под любым углом.

На фиг.1 изображена дисферическая передача свободного качения, продольный разрез.

Дисферическая передача свободного качения (фиг.1) содержит ведущий 1 и ведомый 2 валы, причем ведущий вал 1 выполнен заодно с ведущей шестерней 3. Сепаратор 4, в пазах которого размещаются шариковые тела качения 5, ведомое колесо 6, выполненное заодно с ведомым валом 2 и имеющее на своей сферической поверхности профильные зубья 7. Ведущая шестерня 3, выполненная заодно с ведущим валом 1, имеет на своей внутренней сферической поверхности профильные зубья 8. Ось ведущего вала 1 наклонена по отношению к оси ведомого вала 2 на угол φ, при этом угол наклона оси ведущего вала 1 и угол наклона сепаратора 4 к оси ведомого вала 2 не совпадают. Ведущий 1 и ведомый 2 валы установлены в корпусе 9.

Передача работает следующим образом.

В процессе работы ведущий вал 1 с ведущей шестерней 3 вращается с рабочей частотой электродвигателя. Профильные зубья 8 ведущей шестерни 3 кинематически связаны с шариковыми телами качения 5, расположенными в пазах сепаратора 4 и заставляют их, вращаясь, перемещаться вокруг оси сепаратора 4. Одновременно шариковые тела качения 5 контактируют с профильными зубьями 7 ведомого колеса 6, отталкиваясь от профильных зубьев 8 ведущей шестерни 3, заставляют вращаться ведомое колесо 6 вместе с ведомым валом 2, установленным в корпусе 9.

Таким образом, предложенное решение позволяет повысить надежность работы передачи путем уменьшения трения скольжения в зацеплении за счет профильных зубьев, полученных на ведущей шестерни, освобождения сепаратора и обкатки шариковых тел качения по боковой поверхности профильных зубьев колес.

Дисферическая передача свободного качения, содержащая ведущий вал, шариковые тела качения, расположенные в сепараторе, выполненном в виде сектора со сферической поверхностью, ведомое колесо, имеющее профильные зубья на сферической поверхности и закрепленное на ведомом валу, отличающаяся тем, что ведущий вал выполнен заодно с ведущей шестерней, имеющей профильные зубья на своей внутренней сферической поверхности, сепаратор установлен свободно, при этом ось вращения сепаратора не совпадает с осями вращения ведущего и ведомого валов.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных машинах для преобразования вращательного движения ведущего звена в сложное вращательное движение ведомого звена.

Изобретение относится к машиностроению и может найти применение в приводах мотор-колес, манипуляторов, в составе приводов авиационной и космической техники, запорной арматуры и др., а также может быть использовано для преобразования энергии сжатого газа или жидкости во вращательное движение выходного вала.

Изобретение относится к однонаправленным трансмиссиям с изменением скорости вращения. .

Изобретение относится к мотор-редукторам, электроприводам и может быть использовано в прецизионных приводах роботов и манипуляторах. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к редукторам для передачи крутящего момента. .

Изобретение относится к устройствам перемещений и может быть использовано для приведения в движение различных устройств, работающих в условиях открытого космоса и экстремальных температурных условиях.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к механическим передачам. .

Изобретение относится к деталям машин и может быть использовано в конструкции редукторов вертолетов. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при передаче больших усилий при вращении с высокой точностью угла поворота. .

Изобретение относится к машиностроению, а именно к механическим передачам, и может найти применение в приводах, для которых необходимо минимизировать габариты редуктора, расположенного вокруг нагруженного выходного вала.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к механическим передачам

Изобретение относится к машиностроению, в частности к механическим передачам

Изобретение относится к передачам для промышленной приводной техники

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в качестве редукторов, мультипликаторов, планетарных механизмов поворота, автомобильных приводов типа «мотор-колесо» и коробок скоростей в автомобилях, тракторах, бронемашинах и других машинах с планетарным или дифференциальным приводом

Изобретение относится к машиностроению, в частности к механическим передачам

Изобретение относится к машиностроению, а именно к механическим передачам, и может найти применение в приводах, для которых необходимо минимизировать «кольцевые» габариты редуктора, расположенного вокруг тяжелонагруженного выходного вала

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве электропривода, например, в космическом аппарате

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве способа работы при реализации его в трехступенчатом планетарном редукторе

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым планетарным передачам

Изобретение относится к машиностроению, а именно к механическим передачам, и может найти применение в редукторах приводов, имеющих большие передаточные числа, но не работающих постоянно при больших нагрузках
Наверх