Способ обучения операторов танкового вооружения



Владельцы патента RU 2472095:

Краснянчук Николай Алексеевич (RU)
Бытьев Алексей Вячеславович (RU)
Ткаченко Наталия Владимировна (RU)
Головань Михаил Витальевич (RU)
Кириченко Александр Александрович (RU)
Ткаченко Владимир Иванович (RU)
Игнатов Александр Васильевич (RU)

Изобретение относится к способам обучения операторов танкового вооружения стрельбе управляемыми снарядами. Согласно способу устанавливают на имитаторе цели имитатор источника света управляемого снаряда, а на прицеле - модель управляемого снаряда, включенную в его систему управления, имитаторы выстрела, пуска, захвата и динамики полета снаряда к цели. Включают имитатор источника света управляемого снаряда, захватывают его посредством системы управления, производят совмещение оператором линии прицеливания с точкой прицеливания на имитаторе цели и измерение дальности до него, определяют «полетное» время снаряда. Имитируют выстрел и пуск снаряда, удерживают линию прицеливания на точке прицеливания в течение времени полета снаряда к цели, имитируют при этом в поле зрения прицела динамику его полета, непрерывно измеряют посредством координатора и фиксируют отклонения линии прицеливания от имитатора источника света. Сравнивают измеренные отклонения с размерами имитатора цели, отклонения в момент пролета снарядом имитатора цели, превышающие его размеры, оценивают как промах, отклонения в течение «полетного» времени за нижний край имитатора цели оценивают как потерю управляемого снаряда, а нарушение алгоритма управления вооружением оценивают как ошибку оператора. В результате повышается эффективность обучения, расширяются его возможности.

 

Изобретение относится к военной области, в частности к способам обучения операторов высокоточного оружия стрельбе управляемыми снарядами. Оно предназначено для повышения эффективности обучения и подготовки операторов в выполнении приемов наводки и ведения огня при использовании штатной аппаратуры комплексов управляемого ракетного вооружения боевых машин (танков, БМП и др.), противотанковых ракетных комплексов (ПТРК) и других установок с оптическими приборами наведения для пуска управляемых снарядов и ракет.

Процесс подготовки операторов должен обеспечить привитие им правильных навыков использования вооружения и соответствие условий наведения оружия на цель с учетом особенностей реальных органов управления, включая статические и динамические характеристики перемещения органов управления в оружии и вспомогательном оборудовании, с условиями реальной наводки.

Известен способ обучения операторов высокоточного оружия установок пуска ракет и стрельбы из оружия и пулеметов БМП типа ТКНО-675 разработки 1995 г. [1], предусматривающий имитацию поворота установок пуска ракет, оптических приборов наведения, ЭВМ, вырабатывающей сигналы на видимое перемещение изображения местности, и целей относительно прицельных марок имитаторов оптических приборов наведения, позволяющих осуществлять наведение установок пуска ракет или стрельбу по целям. Недостатком этого способа является отсутствие возможности непосредственного наблюдения местности и цели без оптического прибора наблюдения, а также значительное отличие восприятия изображения местности, целей и прицельных марок от восприятия через реальный прибор наведения реальной местности, целей и прицельных марок.

Известен способ обучения операторов высокоточного оружия, реализованный в тренажере по патенту США 5215465 от 1 июня 1993 г. [2], в соответствии с которым прицеливание осуществляется с помощью источника информационного инфракрасного луча, создающего на экране точку прицеливания. Его недостатком является малое расстояние от экрана к обучаемому, что не позволяет ему правильно ориентироваться и определять дальности, так как аккомодация соответствует дальности до экрана, а не реальной дальности до имитируемых объектов и местности. Малое расстояние до экрана также не позволяет использовать при обучении штатные оптические прицелы, рассчитанные на прицеливание при больших дальностях до целей, а именно такие оптические приборы наведения используются в устройствах пуска ракет и орудиях.

По совокупности общих существенных признаков наиболее близким к заявляемому способу является способ обучения операторов высокоточного оружия танка Т-80 Б [3] комплекса управляемого ракетного вооружения 9К112-1 «Кобра» (см., например, Танк - Т-80Б. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. М., Воениздат, 1984, С.95-127).

Этот способ по технической сути и существенным признакам является наиболее близким к заявляемому и принят за его прототип. Одновременно он является и базовым объектом предлагаемого способа.

Способ обучения стрельбе операторов танкового вооружения с системой управления артиллерийским огнем и полуавтоматической системой управления реактивным снарядом посредством использования радиокомандной линии связи и модулированного источника света, расположенного на управляемом реактивном снаряде, включающий использование штатной аппаратуры для формирования в прицеле стабилизированной линии прицеливания и съюстированного с ней информационного канала координатора, имитацию цели, заряжания, производства выстрела, слежения линией прицеливания за целью и оценку результатов стрельбы.

Описанный способ может быть использован на начальном этапе обучения для приобретения навыков действий при оружии, изучения материальной части и алгоритма функционирования аппаратуры. В этом случае цель обучения достигается при незначительных материальных затратах.

На последующих этапах способ может быть трансформирован в способ обучения с реальной стрельбой. В этом случае вместо имитируемых функций выполняются реальные функции аппаратуры и всего комплекса.

Недостатком обучения путем производства реальных пусков является высокая стоимость управляемых снарядов и ракет, которыми производятся пуски во время учебных стрельб, и, как следствие, невозможность обеспечения большого количества тренировок по экономическим соображениям.

Задача, решаемая изобретением, - сокращение экономических расходов на тренировки наводчиков-операторов танков в стрельбе управляемыми снарядами (ракетами).

Указанная задача решается тем, что в известном способе обучения стрельбе операторов танкового вооружения с системой управления артиллерийским огнем и полуавтоматической системой управления реактивным снарядом посредством использования радиокомандной линии связи и модулированного источника света, расположенного на управляемом реактивном снаряде, включающем использование штатной аппаратуры для формирования в прицеле стабилизированной линии прицеливания и съюстированного с ней информационного канала координатора, имитацию цели, заряжания, производства выстрела, слежения линией прицеливания за целью и оценку результатов стрельбы, устанавливают в точке прицеливания на имитаторе цели имитатор источника света управляемого снаряда, а на прицеле - электронно-оптическую модель управляемого реактивного снаряда с включением ее в его штатную полуавтоматическую систему управления, имитаторы выстрела, пуска управляемого реактивного снаряда, его захвата и динамики полета к имитатору цели, оценивают правильность действий оператора при выполнении установленного алгоритма управления вооружением, включают имитатор источника света управляемого реактивного снаряда, захватывают его посредством полуавтоматической системы управления, производят совмещение оператором линии прицеливания с точкой прицеливания на имитаторе цели и измерение дальности до него, определяют «полетное» время снаряда, удерживают на точке прицеливания линию прицеливания в течение заданного времени, имитируют выстрел и пуск управляемого реактивного снаряда, удерживают линию прицеливания на точке прицеливания в течение времени полета снаряда к цели, имитируют при этом в поле зрения прицела динамику его полета путем ввода в него реализации траектории полета управляемого реактивного снаряда, полученной с помощью электронного пятна на выходе его электронно-оптической модели, непрерывно измеряют посредством координатора и фиксируют отклонения линии прицеливания от имитатора источника света управляемого снаряда, сравнивают измеренные отклонения с размерами имитатора цели, отклонения в момент пролета снарядом имитатора цели, превышающие его размеры, отклонения в течение «полетного» времени снаряда за нижний край имитатора цели оценивают как потерю управляемого реактивного снаряда, а нарушение оператором алгоритма управления вооружением оценивают как его ошибку, определяют среднеквадратическое отклонение линии прицеливания от имитатора источника света и вероятность попадания управляемым реактивным снарядом в цель за время и при условии его долета к ней, которые учитывают при окончательной оценке операторов и корректировке методики их дальнейшего обучения.

Введение новых существенных признаков позволяет расширить возможности известных способов, обеспечивает повышение эффективности обучения за счет сокращения экономических расходов на тренировки операторов высокоточного оружия танков в стрельбе управляемыми снарядами и численное увеличение количества таких тренировок во время обучения, без снижения их качества.

Реализация предлагаемого способа происходит следующим образом. Формируют стабилизированную линию прицеливания по аналогии с прототипом. При обучении операторов высокоточного оружия, например, с полуавтоматической системой управления снарядом посредством радиокомандной линии связи и модулированного источника света, установленного на управляемом снаряде (см. прототип), включают и используют штатную аппаратуру системы управления огнем танка, комплекс управляемого вооружения и другие элементы танка (например, систему электроснабжения) для формирования стабилизированной линии прицеливания и съюстированного с ней информационного канала координатора. Выполняют (обучаемый) функции, необходимые для реальной стрельбы управляемым снарядом: имитируют его заряжание посредством имитатора снаряда, штатных органов управления заряжанием, имитируют, используя штатные цепи стрельбы, производство выстрела, выполняют с использованием штатных приводов наведения совмещение линии прицеливания и слежение ею (по указанию руководителя) за целью и оценивают действия обучаемого (самим обучаемым и руководителем) по выполнению необходимых функций, требуемых при стрельбе управляемым снарядом. При этом достоверность оценки не высока из-за ее ограничения лишь визуальным контролем «на глаз» как обучаемым, так и руководителем. Методический уровень такого обучения также низок из-за отсутствия в поле зрения обучаемого источника света управляемого снаряда и информации о его движении. Для устранения этих недостатков на цели (имитаторе цели) в точке прицеливания устанавливают имитатор источника света управляемого снаряда таким образом, чтобы штатной системе управления он был «виден», а обучаемому - нет. Это может быть достигнуто за счет его экранирования ПК-фильтром или поляроидами в двух плоскостях. На прицеле устанавливают электронно-оптическую модель управляемого реактивного снаряда с включением ее в его штатную полуавтоматическую систему управления, имитаторы выстрела, пуска, захвата и динамики полета управляемого снаряда к цели. Эти имитаторы целесообразно выполнять на основе общей (с электронно-оптической моделью УРС) электронно-лучевой трубки, пятно на экране которой вводят в поле зрения оператора (обучаемого) для моделирования источника света УРС и траектории его полета, звукового генератора, имитирующего звук выстрела при нажатии на кнопку стрельбы и реле времени, обеспечивающего задержку времени на производство выстрела и появление управляемого снаряда в поле зрения оператора.

Включают имитатор источника света управляемого снаряда, установленный на имитаторе цели. В качестве имитаторов цели могут использоваться реальные объекты (во время тактических занятий, учений, совместных тактико-огневых занятий и др.). В этом случае включение производят члены штатных экипажей объектов. На полигонах и огневых городках могут использоваться мишени, обслуживаемые соответствующим персоналом. В других случаях имитатор источника света может быть телеуправляемым, например, по радио.

Включают полуавтоматическую систему управления снарядом и другие штатные элементы для производства стрельбы, захватывают имитатор источника света управляемого снаряда посредством полуавтоматической системы управления реактивным снарядом, производят совмещение обучаемым линии прицеливания с точкой прицеливания на имитаторе цели и измерение дальности до него, пересчитывают измеренную величину дальности в «полетное» время снаряда, удерживают на точке прицеливания линию прицеливания в течение заданного времени (для прототипа - 1-2 с), имитируют выстрел и пуск снаряда, удерживают линию прицеливания на точке прицеливания в течение времени полета снаряда к цели, имитируют при этом в поле зрения прицела динамику его полета (для прототипа: появление светового пятна в поле зрения через 1,5-1,7 с, захват - через 1,7-1,9 с после выстрела, а далее - управляемый полет), непрерывно измеряют посредством координатора и фиксируют отклонения линии прицеливания от имитатора источника света управляемого снаряда, сравнивают измеренные отклонения с размерами имитатора цели и, если отклонения в момент пролета снарядом имитатора цели выходят за его контур, то это оценивают как промах, а каждый выход линии прицеливания в течение «полетного» времени снаряда за нижний край имитатора цели оценивают как его «врезание в грунт», определяют среднеквадратическое отклонение линии прицеливания от имитатора источника света и вероятность попадания управляемого реактивного снаряда в цель при условии его долета к ней, которые учитывают при окончательной оценке и коррекции методики дальнейшего обучения операторов.

Предложенный способ обучения отличается высокой достоверностью оценки, так как при измерении используется высокоточная штатная аппаратура управления снарядом. Его применение может происходить в реальных условиях и совмещаться с проведением других занятий, учений и др., что на 20-30% позволит сократить учебное время, а также снизить экономические расходы на обучение и тренировки операторов за счет сохранения дорогостоящих снарядов. Способ обеспечивает высокий коэффициент подобия реальной боевой работе операторов при производстве пусков управляемых снарядов.

Источники информации

1. Техническое описание тренажерного комплекса ТКНО-675. М.: ВА БТВ (находится в эксплуатации).

2. Патент США 5215465, F41G 3/26 от 1 июня 1993 г.

3. Танк - Т-80Б. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. М., Воениздат, 1984, С.95-127). Прототип.

Способ обучения операторов танкового вооружения с системой управления артиллерийским огнем и полуавтоматической системой управления реактивным снарядом посредством использования радиокомандной линии связи и модулированного источника света, расположенного на управляемом реактивном снаряде, включающий использование штатной аппаратуры для формирования в прицеле стабилизированной линии прицеливания и съюстированного с ней информационного канала координатора, имитацию цели, заряжания, производства выстрела, слежения линией прицеливания за целью и оценку результатов стрельбы, отличающийся тем, что устанавливают в точке прицеливания на имитаторе цели имитатор источника света управляемого снаряда, а на прицеле - электронно-оптическую модель управляемого реактивного снаряда с включением ее в его штатную полуавтоматическую систему управления, имитаторы выстрела, пуска управляемого реактивного снаряда, его захвата и динамики полета к имитатору цели, оценивают правильность действий оператора при выполнении установленного алгоритма управления вооружением, включают имитатор источника света управляемого реактивного снаряда, захватывают его посредством полуавтоматической системы управления, производят совмещение оператором линии прицеливания с точкой прицеливания на имитаторе цели и измерение дальности до него, определяют «полетное» время снаряда, удерживают на точке прицеливания линию прицеливания в течение заданного времени, имитируют выстрел и пуск управляемого реактивного снаряда, удерживают линию прицеливания на точке прицеливания в течение времени полета снаряда к цели, имитируют при этом в поле зрения прицела динамику его полета путем ввода в него реализации траектории полета управляемого реактивного снаряда, полученной с помощью электронного пятна на выходе его электронно-оптической модели, непрерывно измеряют посредством координатора и фиксируют отклонения линии прицеливания от имитатора источника света управляемого снаряда, сравнивают измеренные отклонения с размерами имитатора цели, отклонения в момент пролета снарядом имитатора цели, превышающие его размеры, выходящие за его контур, оценивают как промах, отклонения в течение «полетного» времени снаряда за нижний край имитатора цели оценивают как потерю управляемого реактивного снаряда, а нарушение оператором алгоритма управления вооружением оценивают как его ошибку, определяют среднеквадратическое отклонение линии прицеливания от имитатора источника света и вероятность попадания управляемым реактивным снарядом в цель за время и при условии его долета к ней, которые учитывают при окончательной оценке операторов и корректировке методики их дальнейшего обучения.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к тренажерам. .

Изобретение относится к тренажерам. .

Изобретение относится к вычислительной технике, в частности к устройствам оценивания знаний обучающихся, и может быть использовано для контроля знаний обучающихся.

Изобретение относится к способам повышения активной безопасности транспортных средств и может быть использовано в автомобильной технике. .

Изобретение относится к радиоизмерению и может быть использовано в ходе натурных испытаний бортовых радиоэлектронных средств (БРЭС) связи и навигации. .

Изобретение относится к области тренажерной техники и предназначено для применения в космических моделирующих стендах и тренажерах. .

Изобретение относится к средствам автоматизированного моделирования в сетевой среде. .

Изобретение относится к игровому или тренажерному оборудованию, которое может быть использовано в качестве водительского кресла при обучении управлению транспортными средствами на виртуальном тренажере либо в качестве кресла для компьютерных игр, и направлено на возможность быстрого и удобного перевода кресла из рабочего положения в положение для хранения.

Изобретение относится к тренажеростроению и может быть использовано для подготовки специалистов рыбопромыслового флота. .

Изобретение относится к лазерным учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для имитации стрельбы из стрелкового оружия при тактических учениях по целям и для отработки навыков прицеливания.

Изобретение относится к средствам обучения и тренировки операторов высокоточного оружия стрельбе управляемыми снарядами и ракетами. .
Изобретение относится к спорту и может быть использовано при тренировке скоростной или скорострельной стрельбы. .

Изобретение относится к военной технике, а именно к способу обучения на полевых тренажерах операторов противотанковых ракетных комплексов (ПТРК). .

Изобретение относится к средствам обучения стрельбе из стрелкового оружия и гранатометов, в частности к устройствам имитации мишенной обстановки тренажеров. .

Изобретение относится к средствам обучения. .

Изобретение относится к средствам имитации стрельбы и может быть использовано как игрушечное, спортивное или тренировочное оружие. .

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам, предназначенным для обучения стрельбе личного состава подразделений наземной артиллерии. .

Изобретение относится к средствам имитации воздушной обстановки, в частности к стационарным универсальным имитаторам воздушных целей. .

Изобретение относится к военной технике, а именно к зенитным ракетным комплексам ближнего действия, и предназначено для поражения воздушных, преимущественно низколетящих, целей.
Наверх