Зубчатое колесо



Зубчатое колесо
Зубчатое колесо
Зубчатое колесо

 


Владельцы патента RU 2484338:

Мендрух Елена Николаевна (RU)
Мендрух Николай Викторович (RU)
Терзиева Наталья Сергеевна (RU)

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо состоит из тела (1) и зубчатого венца с зубьями (2), вдоль боковых поверхностей (3) которых, на торцах зубьев, расположены смазкоудерживающие карманы в виде полок (5). Полки смещены от боковых поверхностей в сторону зубьев. Смещение увеличивается от минимума до максимума в обе стороны от полюса зацепления прямо пропорционально силе трения скольжения зубьев в этих направлениях. Изобретение направлено на сохранение износостойкости зубьев зубчатого колеса в процессе работы. 3 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами.

Известно зубчатое колесо, содержащее тело и зубчатый венец с зубьями (см., например, «Детали машин: Учебник для машиностроительных техникумов /Ю.Н.Березовский, Д.В.Чернилевский, М.С.Петров; Под ред. Н.А.Бородина. - М.: Машиностроение, 1983. - 384 с., ил.», стр. 74).

Недостаток данного зубчатого колеса состоит в том, что при его работе пластичный смазочный материал, нанесенный на рабочие поверхности зубьев, вытесняется с них и в дальнейшем процессе смазывания зубьев не участвует, что приводит к увеличению изнашивания зубьев.

В качестве прототипа взята конструкция зубчатого колеса, содержащего тело и зубчатый венец с зубьями, вдоль рабочих поверхностей которых, заподлицо и в одной плоскости с ними, расположены смазкоудерживающие карманы в виде полок - см. А.С. СССР №898191, кл. F16Н 57704, 1978 г.

Недостаток данного зубчатого колеса состоит в том, что выполнение полок заподлицо с рабочими поверхностями не учитывает того, что рабочие поверхности подвержены изнашиванию, при этом изменяется профиль зубьев, толщина зубьев становится меньше, при этом полки теряют опору вследствие истирания участков торцов зубьев, на которых они расположены, и отваливаются от зубьев. Это приводит к тому, что зубья, лишенные смазкоудерживающих полок, выполняющих функцию смазкоудерживающих карманов, становятся подверженными усиленному изнашиванию, работоспособность их уменьшается. Причем изнашивание зубьев происходит неравномерно: оно минимально в районе полюса зацепления зубьев и увеличивается от этого минимума до максимума в обе стороны вдоль длины зубьев от полюса зацепления с увеличением в этих направлениях силы трения скольжения зубьев.

Изобретением решается задача сохранения износостойкости зубьев зубчатого колеса в процессе работы.

Это достигается тем, что зубчатое колесо состоит из тела и зубчатого венца с зубьями, вдоль боковых поверхностей которых, на торцах зубьев, расположены смазкоудерживающие карманы в виде полок, полки смещены от боковых поверхностей в сторону от зубьев, причем это смещение увеличивается вдоль длины зубьев от минимума до максимума в обе стороны от полюса зацепления зубьев, прямопропорционально увеличению силы трения скольжения зубьев в этих направлениях.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображены: элементы зубчатого колеса (вид сбоку) - фиг.1, зуб в сечении - фиг.2, график зависимости величины смещения полок от боковых поверхностей в зависимости от скорости скольжения зубьев - фиг.3.

Зубчатое колесо состоит из тела 1 и зубчатого венца с зубьями 2, вдоль рабочих поверхностей 3 которых на торцах 4 зубьев расположены смазкоудерживающие карманы в виде полок 5, полки смещены от боковых поверхностей в сторону от зубьев (на величину h), причем это смещение увеличивается вдоль длины зубьев от минимума до максимума в обе стороны от полюса зацепления (Р) зубьев прямопропорционально увеличению силы трения скольжения зубьев в этих направлениях.

Работает данное зубчатое колесо следующим образом. При зацеплении зубьев 2 в передаче данного колеса с другим, пластичный смазочный материал вытесняется с боковых поверхностей 3 на смазкоудерживающие полки 4, с которых он затем мигрирует в зоны смазочного голодания - на боковые поверхности 3 зубьев.

По сравнению с прототипом, конструкция данного колеса, а именно - смещение смазкоудерживающих полок от боковых поверхностей с учетом изменения сил трения скольжения сопрягающихся зубьев, позволяет обеспечить работоспособность смазкоудерживающих полок в течение всего срока работы колеса, и, следовательно, - сохранить их износостойкость за этот период.

Зубчатое колесо, содержащее тело и зубчатый венец с зубьями и смазочные карманы, выполненные в виде полок, размещенных на торцах зубьев вдоль всей длины их боковых поверхностей, отличающееся тем, что полки смещены от боковых поверхностей в сторону от зубьев, причем это смещение увеличивается вдоль зуба от минимума до максимума в обе стороны от полюса зацепления зубьев пропорционально силы трения скольжения зубьев в этих направлениях.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. .

Изобретение относится к машиностроению, а именно к зубчатым передачам. .

Изобретение относится к дифференциальной трансмиссии повышенного трения транспортного средства. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания закрытых зубчатых редукторов с масляными ваннами, преимущественно тихоходных, с колесами большого диаметра.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. .

Изобретение относится к регулированию теплообмена транспортного средства. .
Изобретение относится к системе смазки трансмиссии. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам с нереверсивным режимом работы. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в нереверсивных зубчатых передачах. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в нереверсивных зубчатых передачах. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в нереверсивных зубчатых передачах. .

Шестерня // 2480650
Изобретение относится к области зубчатых передач, зубчатых цилиндрических колес. .

Изобретение относится к зубчатым передачам открытого и закрытого типов. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к узлам и деталям зубчатых передач. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для снижения уровня шума различных трансмиссий. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с крупномодульными колесами, смазываемыми пластичными смазочными материалами
Наверх