Зубчатое колесо

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело и зубчатый венец с зубьями, на торцах которых вдоль рабочих поверхностей и заподлицо с ними, расположены смазкоудерживающие карманы в виде полок. Полки продолжены по длине и образуют замкнутый профиль, идентичный профилю зубчатого венца, располагаясь перпендикулярно торцам зубьев и телу колеса. Технический результат заключается в повышении износостойкости рабочих поверхностей зубьев. 2 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами.

Известно зубчатое колесо, содержащее тело и зубчатый венец с зубьями (см., например, Детали машин: Учебник для машиностроительных техникумов. / Ю.Н.Березовский, Д.В.Чернилевский, М.С.Петров; под ред. Н.А.Бородина. - М.: Машиностроение, 1983. - 384 с., ил., стр.74).

Недостаток данного зубчатого колеса состоит в том, что при его работе пластичный смазочный материал, нанесенный на рабочие поверхности зубьев, вытесняется с них и в дальнейшем процессе смазывания зубьев не участвует, что приводит к увеличению изнашивания зубьев.

В качестве прототипа взята конструкция зубчатого колеса, содержащего тело и зубчатый венец с зубьями, вдоль рабочих поверхностей которых и заподлицо с ними расположены смазкоудерживающие карманы в виде полок, предотвращающие вытеснение пластичного смазочного материала с рабочих поверхностей на торцы зубьев - см. А.С. СССР №898191, кл. F16H 57/04, 1978 г.

Недостаток данного зубчатого колеса состоит в том, что при его работе с сопряженным колесом в передаче пластичный смазочный материал вытесняется с рабочих поверхностей зубьев не только на торцы зубьев, но и в области впадин между зубьями, а оттуда - на тело колеса, кроме того, смазочный материал при зацеплении данного колеса в передаче с другим колесом, вытесняется из области вершин зубьев на их торцы; вытесненный смазочный материал в дальнейшем в процессе работы колеса не участвует, что способствует интенсификации изнашивания зубьев.

Изобретением решается задача повышения износостойкости рабочих поверхностей зубьев зубчатого колеса.

Это достигается тем, что зубчатое колесо содержит тело и зубчатый венец с зубьями, на торцах которых вдоль рабочих поверхностей и заподлицо с ними расположены смазкоудерживающие карманы в виде полок, причем полки продолжены по длине и образуют замкнутый профиль, идентичный профилю зубчатого венца, располагаясь перпендикулярно торцам зубьев и телу колеса.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображены: элементы зубчатого колеса (вид сбоку) - фиг.1 и сечение зуба (фиг.2).

Зубчатое колесо состоит из тела 1 и зубчатого венца с зубьями 2, на торцах которых вдоль рабочих поверхностей 3 которых, и заподлицо с ними, расположены смазкоудерживающие карманы в виде полок 4; полки продолжены по длине, располагаются вдоль всех боковых поверхностей зубьев, тела колеса (5) и вершин (6) зубьев, перпендикулярно торцам зубьев и телу колеса, образуя замкнутый профиль, идентичный профилю зубчатого венца.

Работает данное зубчатое колесо следующим образом. Пластичный смазочный материал, нанесенный на рабочие поверхности 3 зубьев 2 при их зацеплении с сопряженным колесом в передаче, вытесняется с рабочих поверхностей и попадает в смазкоудерживающие карманы - на полки 4. Данные карманы являются в дальнейшем источником подпитки трущихся рабочих поверхностей 3.

По сравнению с прототипом, вследствие того, что полки 4 обрамляют зубчатый профиль колеса, вытеснение смазочного материала на трущиеся элементы колеса - торцы зубьев и тело колеса - не происходит, что исключает их загрязнение смазочным материалом и оптимизирует процессы трения рабочих поверхностей 3 зубьев.

Зубчатое колесо, содержащее тело и зубчатый венец с зубьями, на торцах которых вдоль рабочих поверхностей и заподлицо с ними расположены смазкоудерживающие карманы в виде полок, отличающееся тем, что полки имеют продолжение по длине и образуют замкнутый профиль, идентичный профилю зубчатого венца, располагаясь перпендикулярно торцам зубьев и телу колеса.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к зубчатым передачам. .

Изобретение относится к дифференциальной трансмиссии повышенного трения транспортного средства. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания закрытых зубчатых редукторов с масляными ваннами, преимущественно тихоходных, с колесами большого диаметра.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. .

Изобретение относится к регулированию теплообмена транспортного средства. .
Изобретение относится к системе смазки трансмиссии. .

Изобретение относится к области редукторостроения, а именно к редукторам, применяемым в различного рода энергетических установках. .

Изобретение относится к роторно-линейным приводам и может быть использовано в приводах управления полетом летательных аппаратов. .

Изобретение относится к устройству смазки для коробки передач. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с крупномодульными колесами, смазываемыми пластичными смазочными материалами

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами

Изобретение относится к коробке передач для установки непрерывного литья, которая применяется для привода роликов, соответственно валков установки непрерывного литья

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам, смазываемым пластичными смазками

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для открытых зубчатых передач, смазываемых консистентными материалами

Изобретение относится к машиностроению, в частности к смазочным устройствами, и может быть использовано для смазывания подшипников скольжения валов зубчатых передач с масляными ваннами. Устройство для подачи жидкой смазки состоит из полой штанги, жестко укрепленной на валу передачи, перпендикулярно ему. Свободный конец штанги снабжен смазкозахватывающим ковшом в виде короба, установленным симметрично относительно плоскости вращения штанги, со смещением вперед относительно направления вращения штанги. В смещенной части короба выполнено заливное отверстие, ориентированное в сторону вала. Полость короба соединена с полостью штанги, а полость штанги соединена с осевым каналом, выполненным в валу. Осевой канал заглушен с торцов и соединен радиальными проточками с поверхностью подшипника, контактирующего с валом. Технический результат: обеспечение смазывания подшипников скольжения низкооборотных валов зубчатых передач редукторов с масляными ваннами, в том числе валов, расположенных высоко относительно масляных ванн. 2 ил.
Наверх