Зубчатое колесо

Изобретение относится к машиностроению, а именно к зубчатым передачам. Зубчатое колесо состоит из тела и пары зубчатых венцов с канавкой между ними. В канавке расположен смазковозвращающий элемент в виде пары пластин, ориентированных перпендикулярно телу и примыкающих к нему по всей своей длине. Пластины одними торцами соединены между собой на оси симметрии колеса и ориентированы навстречу вращению колеса, а другими торцами примыкают к венцам. При этом пластины укреплены на основании с подпружиниванием в сторону венцов. Основание закреплено неподвижно на корпусе зубчатой передачи. Техническим результатом является оптимизация режима смазывания зубчатого колеса, уменьшение износа зубчатых колес, уменьшение расхода смазки. 2 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, а именно - к открытым зубчатым передачам, смазываемым пластичными смазочными материалами, преимущественно шевронным с разрывным шевроном.

Известно шевронное зубчатое колесо с разрывным шевроном, включающее тело и пару зубчатых венцов, разделенных канавкой (см., например, «Иванов М.Н. Детали машин: Учеб. для машиностр. спец. вузов. - 4-е изд., перераб. - М.: Высш. шк., 1984. - 336 с., ил.», стр.124, рис.8.23).

Недостаток данного зубчатого колеса состоит в том, что пластичный смазочный материал, наносимый на рабочие поверхности зубьев, в процессе работы колеса в передаче вытесняется с этих поверхностей, часть смазочного материала передает в канавку между венцами и в дальнейшем в процессе смазывания колеса не участвуют. Это приводит к ухудшению режима смазывания колеса и перерасходу смазочного материала.

В качестве прототипа взята конструкция шевронного зубчатого колеса, включающего тело и пару зубчатых венцов, разделенных канавкой (см. Производство зубчатых колес. Справочник / С.Н.Калашников, А.С.Калашников, Г.И.Коган и др.; Под общ. ред. Б.А.Тайца. - 3-е изд., перераб. и допол. - М.: Машиностроение. 1990. - 464 с.: ил.).

Недостаток данной конструкции зубчатого колеса состоит в том, что смазочный материал, нанесенный на рабочие поверхности зубьев, в процессе работы передачи вытесняется с них, частично попадая в канавку между венцами, и в дальнейшем в процессе смазывания не участвует. Размер канавки может быть значительным, особенно у крупномодульных колес. Так, например, ширина канавки для колес с модулем 20 мм при изготовлении колес методом долбления инструментом с передней поверхностью по нормали к зубьям, при угле наклона зубьев в 30°, составляет 50 мм (см. выше - источник описания прототипа - стр.38, табл.3.3). Таким образом, объем канавки, особенно для крупномодульных колес, может быть значительным, т.е. количество смазочного материала, удерживаемого смазочной канавкой, также может быть значительным. Это приводит к ухудшению режима смазывания колеса и перерасходу смазочного материала.

Изобретением решается задача оптимизации режима смазывания шевронного зубчатого колеса с разрывным шевроном.

Это достигается тем, что шевронное зубчатое колесо с разрывным шевроном содержит тело и пару зубчатых венцов с канавкой между ними, причем в канавке расположен смазковозвращающий элемент в виде пары пластин, ориентированных перпендикулярно телу и примыкающих к нему по всей своей длине, пластины одними торцами соединены между собой на оси симметрии колеса и ориентированы навстречу вращению колеса, а другими торцами примыкают к венцам, пластины укреплены на основании, которое неподвижно укреплено на корпусе передачи, причем пластины укреплены с подпружиниванием в сторону венцов.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображены: фрагмент зубчатого колеса - вид с торца колеса (фиг.1) и фрагмент зубчатого колеса - вид с вершин зубьев (фиг.2).

Зубчатое колесо состоит из тела 1 и пары зубчатых венцов 2 и 3, разделенных канавкой шириной S, в канавке расположен смазковозвращающий элемент в виде пары пластин 4, 5, ориентированных перпендикулярно телу, которые одними торцами соединены между собой на оси симметрии колеса и ориентированы навстречу вращению (ω, V) колеса, а другими торцами примыкают к венцам, пластины соприкасаются по всей своей длине с телом и укреплены на основании 6, которое посредством кронштейнов 7 и 8 неподвижно укреплено на корпусе 9 зубчатой передачи, причем пластины укреплены на основании с подпружиниванием в сторону венцов, например, посредством упругих подкладок 10, 11.

Работает данное колесо следующим образом. При работе его в передаче в зацеплении с другим колесом пластичный смазочный материал вытесняется с рабочих поверхностей зубьев в канавку между венцами (12, 13). Вытесненный смазочный материал (12, 13) при вращении колеса затем захватывается пластинами 4 и 5 и перемещается обратно - во впадины между зубьями венцов 2 и 3 (14, 15).

По сравнению с прототипом данная конструкция зубчатого шевронного колеса позволяет оптимизировать режим смазывания зубьев колеса, снизить их изнашивание и уменьшить расход требуемого для смазывания колеса смазочного материала.

Зубчатое колесо, преимущественно шевронное с разрывным шевроном, содержащее тело и пару зубчатых венцов с канавкой между ними, отличающееся тем, что в канавке расположен смазковозвращающий элемент в виде пары пластин, ориентированных перпендикулярно телу, которые одними торцами соединены между собой на оси симметрии колеса и ориентированы навстречу вращению колеса, а другими торцами примыкают к венцам, пластины соприкасаются по всей своей длине с телом и укреплены на основании, закрепленном неподвижно на корпусе передачи, причем пластины укреплены на основании с подпружиниванием в сторону венцов.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к дифференциальной трансмиссии повышенного трения транспортного средства. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания закрытых зубчатых редукторов с масляными ваннами, преимущественно тихоходных, с колесами большого диаметра.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. .

Изобретение относится к регулированию теплообмена транспортного средства. .
Изобретение относится к системе смазки трансмиссии. .

Изобретение относится к области редукторостроения, а именно к редукторам, применяемым в различного рода энергетических установках. .

Изобретение относится к роторно-линейным приводам и может быть использовано в приводах управления полетом летательных аппаратов. .

Изобретение относится к устройству смазки для коробки передач. .

Изобретение относится к коробке передач с теплообменником в транспортных средствах. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с крупномодульными колесами, смазываемыми пластичными смазочными материалами

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами

Изобретение относится к коробке передач для установки непрерывного литья, которая применяется для привода роликов, соответственно валков установки непрерывного литья

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам, смазываемым пластичными смазками

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для открытых зубчатых передач, смазываемых консистентными материалами
Наверх