Зубчатое колесо

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело (1) и зубчатый венец с зубьями (2). На торцах зубьев вдоль рабочих поверхностей (3) и заподлицо с ними расположены смазкоудерживающие карманы в виде полок (4). Полки удлинены в сторону тела (1) и у соседних зубьев соединены между собой, располагаясь по профилю зубчатого венца, перпендикулярно торцам зубьев и телу колеса. Изобретение направлено на повышение износостойкости рабочих поверхностей зубьев зубчатого колеса. 2 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами.

Известно зубчатое колесо, содержащее тело и зубчатый венец с зубьями (см., например, Детали машин: Учебник для машиностроительных техникумов. / Ю.Н.Березовский, Д.В.Чернилевский, М.С.Петров; Под ред. П.А.Бородина. - М.: Машиностроение, 1983. - 384 с., ил., стр.74).

Недостаток данного зубчатого колеса состоит в том, что при его работе пластичный смазочный материал, нанесенный на рабочие поверхности зубьев, вытесняется с них и в дальнейшем процессе смазывания зубьев не участвует, что приводит к увеличению изнашивания зубьев.

В качестве прототипа взята конструкция зубчатого колеса, содержащего тело и зубчатый венец с зубьями, вдоль рабочих поверхностей которых расположены смазкоудерживающие карманы в виде полок, предотвращающие вытеснение пластичного смазочного материала с рабочих поверхностей на торцы зубьев - см. А. С. СССР №898191, кл. F16H 57/04, 1978 г.

Недостаток данного зубчатого колеса состоит в том, что при его работе пластичный смазочный материал вытесняется с рабочих поверхностей зубьев не только на торцы зубьев, но и в области впадин между зубьями, а оттуда - на тело колеса; вытесненный смазочный материал в дальнейшем в процессе работы колеса не участвует, что способствует интенсификации изнашивания зубьев.

Изобретением решается задача повышения износостойкости рабочих поверхностей зубьев зубчатого колеса.

Это достигается тем, что зубчатое колесо содержит тело и зубчатый венец с зубьями, на торцах которых вдоль рабочих поверхностей и заподлицо с ними расположены смазкоудерживающие карманы в виде полок, причем полки удлинены в сторону тела и у соседних зубьев соединены между собой, располагаясь по профилю зубчатого венца, перпендикулярно торцам зубьев и телу колеса.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображены: элемент зубчатого колеса (вид сбоку) - фиг.1 и сечение зуба (фиг.2).

Зубчатое колесо состоит из тела 1 и зубчатого венца с зубьями 2, на торцах которых, вдоль рабочих поверхностей 3 и заподлицо с ними, расположены смазкоудерживающие карманы в виде полок 4. Полки 4 удлинены в сторону тела 1 и у соседних зубьев соединены между собой в зоне впадин 4 зубьев, располагаясь по профилю зубчатого венца - от вершины 6 одного зуба до вершины другого, перпендикулярно торцам зубьев и телу колеса.

Работает данное зубчатое колесо следующим образом. Пластичный смазочный материал, нанесенный на рабочие поверхности 3 зубьев 2, в процессе работы колеса в передаче вытесняется сопряженными зубьями второго колеса с рабочих поверхностей - в сторону торцов зубьев и в сторону тела колеса. Наличие смазкоудерживающих карманов (полок 4) не позволяет смазочному материалу попадать на торцы зубьев и тело колеса, а способствует удержанию и накоплению его на этих полках и последующей миграции смазочного материала обратно на рабочие поверхности зубьев. Это способствует повышению износостойкости рабочих поверхностей зубьев.

По сравнению с прототипом, смазкоудерживающие карманы (полки) обрамляют полностью зоны впадин зубьев, не позволяя пластичному смазочному материалу вытесняться не только на торцы зубьев в зоне рабочих поверхностей зубьев, но и в зонах всех боковых поверхностей зубьев и тела колеса. Это способствует удержанию смазочного материала в зонах зацепления зубьев и повышению их износоустойчивости.

Зубчатое колесо, содержащее тело и зубчатый венец с зубьями, на торцах которых вдоль рабочих поверхностей и заподлицо с ними расположены смазкоудерживающие карманы в виде полок, отличающееся тем, что полки удлинены в сторону тела и у соседних зубьев соединены между собой, располагаясь по профилю зубчатого венца, перпендикулярно торцам зубьев и телу колеса.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. .

Изобретение относится к машиностроению, а именно к зубчатым передачам. .

Изобретение относится к дифференциальной трансмиссии повышенного трения транспортного средства. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания закрытых зубчатых редукторов с масляными ваннами, преимущественно тихоходных, с колесами большого диаметра.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. .

Изобретение относится к регулированию теплообмена транспортного средства. .
Изобретение относится к системе смазки трансмиссии. .

Изобретение относится к области редукторостроения, а именно к редукторам, применяемым в различного рода энергетических установках. .

Изобретение относится к роторно-линейным приводам и может быть использовано в приводах управления полетом летательных аппаратов. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам с нереверсивным режимом работы. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в нереверсивных зубчатых передачах. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в нереверсивных зубчатых передачах. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в нереверсивных зубчатых передачах. .

Шестерня // 2480650
Изобретение относится к области зубчатых передач, зубчатых цилиндрических колес. .

Изобретение относится к зубчатым передачам открытого и закрытого типов. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к узлам и деталям зубчатых передач. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для снижения уровня шума различных трансмиссий. .

Изобретение относится к ремонту деталей машин. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами
Наверх