Способ коррекции когнитивных нарушений при цереброваскулярной патологии

Изобретение относится к области медицины, а именно к неврологии, и может быть использовано при восстановлении когнитивных функций, в том числе оптического восприятия у больных с цереброваскулярной патологией. Больному предоставляют изображение на экране монитора, при этом одновременно дополнительно предоставляют ряд изображений предметов, выполненных четкими линиями, на одном из которых изображен предмет с «зашумленной картинки». Распознавание предмета, изображенного на «зашумленной картинке», больной осуществляет путем узнавания и выбора предмета из предоставленных вариантов. На выполнение задания отводят время, максимальный интервал которого определяет врач и по истечении которого оценивают задание с демонстрацией больному результатов на экране монитора. При этом демонстрируемая больному оценка в баллах прямо пропорциональна плотности «зашумленности» картинки, при которой больной дает верный ответ и которую рассчитывают по формуле:

П = ( 1 Т о т в Т с м е н ы Т т е с т а ) 1 0 0 % , где П - плотность зашумления, при которой пациент дал верный ответ, %; Т отв - время, за которое пациент дал ответ в секундах; Т смены - задаваемый по решению врача интервал времени на показ картинки до смены плотности шума на 1 шаг, с; Т теста - максимальное время прохождения может также устанавливаться по решению врача. Оценки сопровождают визуальными и/или звуковыми средствами, занятия по коррекции проводят в течение не менее 10 дней 1 раз в день с продолжительностью одного занятия не более 40 мин. Способ позволяет повысить мотивацию больного к занятиям и увеличивает эффективность процесса реабилитации при острой и хронической цереброваскулярной патологии. 5 з.п. ф-лы, 3 табл., 1 пр.

 

Изобретение относится к области медицины, а именно к неврологии и может быть использовано при восстановлении когнитивных функций, в том числе оптического восприятия у больных с цереброваскулярной патологией.

Когнитивные нарушения отмечаются у 87% больных после инсульта. Первичные нарушения гнозиса (агнозии) развиваются при патологии задних отделов коры головного мозга. Затылочная область больших полушарий мозга обеспечивает процессы зрительной перцепции. При этом зрительный гнозис обеспечивается работой вторичных отделов зрительного анализатора в их взаимосвязи с теменными структурами. При поражении затылочно-теменных отделов мозга (как левого, так и правого полушария) возникают различные нарушения зрительно-перцептивной деятельности, прежде всего в виде зрительных агнозий. Предметная агнозия в своей развернутой форме обычно наблюдается при двусторонних очагах поражения. Исследование восприятия предметов и их изображений, анализ агнозии и коррекция выявленных нарушений, возникающих в случаях оптической агнозии, является из наиболее важных задач нейропсихологии и нейрореабилитации (1)

Известен ряд способов лечения и реабилитации когнитивных функций у лиц с цереброваскулярными заболеваниями.

Так известен способ нейропсихологической реабилитации больных цереброваскулярной болезнью при дисциркуляторной энцефалопатии и инсультах (RU 2246971 C1 A61M 21/00, 27.02.2005), осуществляемый путем проведения на фоне восстановительного лечения комплекса упражнений, при этом вначале определяют стандартными тестами доминантное полушарие; затем выполняют упражнения, которые последовательно вовлекают все более высокие уровни нервной системы, и включают гомолатеральные движения конечностями, гетеролатеральные движения с движениями глаз и функциональными нагрузками на полушария - для доминантного полушария с логической нагрузкой, для субдоминантного с творческой нагрузкой, после чего выполняют рисование знака бесконечности в воздухе правой рукой, левой рукой и двумя руками вместе, следя глазами за воображаемым рисунком и перенося центр тяжести с одной ноги на другую; затем рисуют симметричные фигуры одновременно двумя руками, после гимнастики выполняют аутотренинг - создают и запоминают образ совместно работающих полушарий.

Данный способ в основном направлен на восстановление нейродинамических нарушений и не корректирует нарушения оптического гнозиса - функции восприятия информации, ее обработки и синтеза элементарных сенсорных ощущений в целостные образы.

Известен способ лечения когнитивных расстройств у лиц с цереброваскулярными заболеваниями (RU 2268723 C1 A61K 31/4015; A61K 31/522; A61M 21/00; A61P 25/28; 27.01.2006), включающий введение микроциркуляторных и ноотропных средств, в виде внутривенных инфузий в течение 10 дней, затем в течение 1 месяца вводят таблетированные формы этих же препаратов и одновременно проводят нейропсихологический тренинг, направленный на улучшение значимых для пациента бытовых навыков, связанных с запоминанием имен, важных дат, лекарственных препаратов и месторасположения домашних предметов, с усложнением заданий по мере достижения больным успеха; тренинг продолжительностью 30 минут проводят 3 раза в неделю; курс лечения включает 12 занятий.

Известный способ лечения предполагает присмотр и участие высококвалифицированных специалистов и не может осуществляться пациентом самостоятельно.

Известен также способ реабилитации когнитивных функций у больных после инсульта в раннем восстановительном периоде (RU 2392916 C1 A61H 1/00; 27.06.2010), заключающийся в применении дозированных физических нагрузок, включающих гомолатеральные, гетеролатеральные и перекрестные движения, аутотренинг, однонаправленные и разнонаправленные движения глаз, языка и конечностей, при этом больному ежедневно проводят комплекс физических упражнений «когнитивной гимнастики», состоящей из следующих видов упражнений: общеразвивающие упражнения, энергетические упражнения, упражнения, растягивающие мышцы шеи в режиме постизометрической релаксациии, заканчивающийся комплексом упражнений для релаксации при помощи элементов аутотренинга и приемов самомассажа, длительность каждого упражнения составляет 1-2 мин, темп выполнения упражнений медленный, плавный; занятия проводят ежедневно 2 раза в день, в соответствии с двигательным режимом - в щадящем режиме время занятий 10-15 мин, в щадяще-тренирующем - 15-20 мин, в тренирующем - 25-30 мин, причем исходные положения - стоя, сидя на стуле, а для пациентов с упорными головокружениями - лежа; курс лечения составляет 15-18 процедур.

Данный способ обладает высокой эффективностью в отношении восстановления когнитивного дефицита, но при этом не является специфичным для конкретной когнитивной функции, в частности, в отношении оптического гнозиса - функции восприятия информации, ее обработки и синтеза элементарных сенсорных ощущений в целостные образы.

Известна оценка зрительного гнозиса в способе комплексной оценки психического состояния (RU 2294215 C1 A61M 21/00; 27.02.2007), включающая исследование параметров и соответственно симптомов нарушений: «целостный анализ» - фрагментарность, «оптико-пространственный гнозис» - игнорирование левой и правой стороны пространства, «предметный гнозис» и «узнавание лиц» - агнозии, парагнозии.

Известен способ является малодоступным для широкого применения ввиду того, что требует участия специалиста-нейропсихолога, является в основном диагностической методикой, а не способом коррекции когнитивных функций.

Наиболее близким по технической сущности и назначению к предлагаемому способу является способ исследования зрительного восприятия, заключающийся в распознавании изображения в условиях «зашумленности». «Зрительные шумы» достигаются изображением предметов контурными или силуэтными с нанесением крапа или стилизованных картинок, восприятие которых может представлять известные трудности. Авторы показали, что степень «зашумленности» рисунка можно дозировать. Этот метод можно считать сенсибилизированным для исследования тонких форм нарушения зрительного восприятия (Тонконогий И.М., Цуккерман И.И. Клиника нарушений зрительного восприятия и опознания образов // Бионика. М., 1965).

К недостаткам данного метода относятся его трудоемкость, большие затраты времени, отсутствие возможности объективного контроля и оценки эффективности метода, большое количество дидактического материала, высокие требования к квалификации невролога или нейропсихолога, возможность лишь исследовать функцию, а не тренировать ее.

Задача изобретения - повышение эффективности коррекции когнитивных нарушений, том числе - оптического гнозиса, при цереброваскулярной патологии.

Поставленную задачу решают за счет того, что в способе коррекции когнитивных нарушений при цереброваскулярной патологии, включающем предоставление больному изображения предмета на «зашумленной картинке» с возможностью дозирования степени «зашумленности», распознавание больным предоставленного изображения, согласно заявляемому изобретению изображение на «зашумленной картинке» предоставляют больному на экране монитора, при этом, одновременно дополнительно предоставляют ряд изображений предметов, выполненных четкими линиями, на одном из которых изображен предмет с «зашумленной картинки», распознавание предмета, изображенного на «зашумленной картинке» больной осуществляет путем узнавания и выбора предмета из предоставленных вариантов, на выполнение задания отводят время, максимальный интервал которого определяет врач, и по истечении которого оценивают задание с демонстрацией больному результатов (оценки) на экране монитора, при затруднении выбора задание облегчают путем периодического пошагового снижения плотности «зашумленности», с задаваемым врачом интервалом времени на показ картинки до смены плотности шума на 1 шаг, при этом демонстрируемая больному оценка в баллах прямо пропорциональна плотности «зашумленности» картинки, при которой больной дает верный ответ и которую рассчитывают по формуле:

П = ( 1 Т о т в Т с м е н ы Т т е с т а ) 1 0 0 % , где

П - плотность зашумления, при которой пациент дал верный ответ, %;

Т отв. - время, за которое пациент дал ответ в секундах;

Т смены - задаваемый по решению врача интервал времени на показ картинки до смены плотности шума на 1 шаг, в сек;

Т теста - максимальное время прохождения может также устанавливаться по решению врача;

выведение оценки сопровождают визуальными и/или звуковыми средствами, занятия по коррекции проводят в течение не менее 10 дней, 1 раз в день, с продолжительностью одного занятия не более 40 мин.

«Зашумленная картинка» может быть выполнена путем завуалирования изображения предмета крапом из мелких точек и/или тонкой полоской.

«Зашумленность» изображения может быть выполнена с возможностью ее снижения через каждые 5 секунд.

Визуальные и/или звуковые средства могут быть представлены в виде «поощрительных» и/или «утешительных» надписей, и/или звуков, и/или картинок.

Выведение оценки может быть сопровождено видеоизображениями.

Способ коррекции осуществляют следующим образом. Больному предоставляют изображение предмета на экране компьютера, которое завуалировано, нанесенным поверх изображения рисунком, например, крапом из мелких точек, таким образом, что восприятие предмета, изображенного на картинке, является достаточно сложным. Над данной «зашумленной картинкой» предоставлен ряд изображений - несколько предметов, один из которых изображен на картинке. В ходе тестирования (занятия) пациент должен узнать и выбрать предмет из предоставленных вариантов. Для этого необходимо подвести курсор и левой кнопкой мыши выбрать соответствующее изображение. Задание выполняют на время.

В случае, если пациент не может распознать изображенный предмет, то пошагово, через каждые несколько секунд плотность фонового крапа уменьшают, тем самым, облегчая выполнение задания. При уменьшении уровня «зашумленности» пропорционально снижается выставляемая пациенту оценка в баллах (от максимального при мгновенном выполнении задания до 0 при неудавшейся попытке или окончании времени задания). По завершению работы оценка в баллах, заработанных при выполнении задания, выводится на экран монитора Успешное распознавание предмета (при любой ненулевой попытке) может поощряться аплодисментами «за кадром», при получении 0 баллов, может звучать «утешительный вздох». Коррекционные занятия проводят в течение 10 дней 1 раз в день в течение в среднем 20-25 минут.

Для целей проверки эффективности способа было обследовано 20 пациентов в восстановительном периоде ишемического инсульта, с когнитивными нарушениями разной степени выраженности, из них 10 человек исследуемая группа, в которой осуществляли коррекцию когнитивных нарушений в соответствии с заявляемым способом и 10 человек контрольная группа, в которой занятия по коррекции не проводили. При этом все пациенты получали стандартную медикаментозную терапию с учетом имеющихся сопутствующих заболеваний. Возраст пациентов варьировал от 50 до 75 лет. До проведения коррекции по заявляемому способу пациенты контрольной и исследуемой групп не имели различий в степени выраженности когнитивных нарушений.

Диагноз инсульта обследуемых пациентов был подтвержден КГ или МРТ головного мозга. Критериями исключения были: афатические нарушения средней и тяжелой степени; бульбарный синдром; дизартрия тяжелой степени; общий балл по шкале MMSE 19 и менее.

До и после коррекции проводилось обследование врачом-неврологом с использованием методов неврологического осмотра и нейропсихологического тестирования по общепринятым неврологическим шкалам.

Оценку когнитивных функций у пациентов исследуемой и контрольной групп осуществляли в восстановительном периоде ишемического инсульта (30-365 сутки от момента появления симптомов), повторную оценку когнитивных нарушений проводили через 10 дней после начала проведения курса коррекции когнитивных нарушений по предлагаемому способу в исследуемой группе. Для оценки проведенной коррекции когнитивных функций использовали следующие методики: таблица Шульте, краткая шкала оценки психического статуса (MMSE), батарея тестов лобной дисфункции (FAB), тест рисования часов. Одновременно оценивали в динамике двигательные, чувствительные и другие неврологические нарушения по шкале инсульта Национального института здоровья (NIHSS).

Результаты коррекции когнитивных нарушений исследуемой группы приведены в таблице 1.

Таблица 1
Оценка когнитивных функций в исследуемой группе
Методики нейропсихологического тестирования
Таблица Шульте MMSE FAB Тест рисования часов
До После До После До После До После
1 66 90 30 29 16 17 9 10
2 65 62 27 30 16 18 10 10
40 40 29 29 15 17 10 10
4 54 50 28 30 16 17 10 10
5 112 100 27 28 8 11 5 7
6 62 49 24 28 11 14 10 10
7 50 88 29 29 16 S7 5 5
8 95 79 28 28 16 17 9 10
9 35 35 29 29 17 17 8 10
10 116 70 25 28 15 18 10 10
Среднее значение 69,5 66,3 27,6 28,8 14,6 16,3 8,6 9,2
Критерий значимости различий Р=0,007* Р=0,04*
Таблица 2
Оценка когнитивных функций контрольной группы
Методики нейропсихологического тестирования
Таблица Шульте MMSE FAB Тест рисования часов
До После До После До После До После
1 81 82 26 26 16 16 9 9
2 60 58 27 28 17 17 9 10
3 75 74 25 25 16 17 9 9
4 71 80 27 28 17 17 10 10
5 95 95 26 26 15 15 8 8
6 45 48 30 30 17 17 10 10
7 110 113 25 26 14 15 7 6
8 83 80 26 27 16 16 9 9
9 71 70 26 26 17 18 9 10
10 64 69 28 29 16 17 10 10
Среднее значение 75,5 76,9 26,6 27,1 16,1 16,5 9,0 9,1
Критерий значимости различий Р=0,007* Р=0,04*

Как видно из таблиц 1 и 2 на фоне коррекционных занятий с использованием заявляемого способа был отмечен достоверный регресс выраженности когнитивных и двигательных нарушений в исследуемой группе. О достоверном улучшении когнитивных функций на фоне проводимых занятий свидетельствовала положительная динамика результатов большинства нейропсихологических тестов (шкалы FAB и Теста рисования часов), которые использовались в исследовании. Улучшились функция зрительного гнозиса, концентрация и переключение внимания. В сравнении с группой контроля отмечался статистически более выраженный положительный эффект коррекции когнитивных нарушений.

Предлагаемый способ создан на основе принципа биологической обратной связи, что в значительной степени повышает мотивацию больного к занятиям и увеличивает эффективность процесса реабилитации при острой и хронической цереброваскулярной патологии.

Ниже приведен пример использования способа коррекции когнитивных нарушений при цереброваскулярной патологии.

Пример. Больной К., 65 лет, мужчина. Диагноз: Ишемический инсульт в бассейне правой задней мозговой артерии с ведущим синдромом левостороннего гемипареза, ранний восстановительный период.

Фон: Гипертоническая болезнь 3. Риск 4. Церебральный атеросклероз.

Сопутствующие: Сахарный диабет 2 типа, средней степени тяжести, стадия компенсации.

Из анамнеза: Внезапно, 15 февраля 2010 г, на фоне АД 180/100 мм рт ст появилась слабость в левых конечностях, скорой помощью доставлен в ПО 1 КБ №6. 6 марта поступил в нейрореабилитационный центр СКЦ ФМБА для проведения курса двигательной реабилитации.

Образование среднее специальное. Пенсионер.

В неврологическом статусе при поступлении: Сознание ясное. Глазодвигательных, бульбарных нарушений нет. Асимметрия левой носогубной складки. Язык по средней линии. Левосторонний гемипарез с мышечной силой в руке в проксимальных отделах 26., дистальных 1-1,56, в ноге 3,5-46. Мышечный тонус в левых конечностях повышен по спастическому типу. Сухожильные рефлексы S>D. Чувствительных, координаторных, тазовых нарушений нет. Менингеальных знаков нет.

По результатам дообследования:

МРТ головного мозга - в теменной, затылочной и височных долях справа, интра- и субкортикально зоны ишемии, с неровными нечеткими контурами от 1,5 до 3,0 см. МРА сосудов головного мозга - вариант развития Виллизиева круга. Умеренная асимметрия кровотока по видимым отделам позвоночных артерий. Асимметрия кровотока по видимым отделам внутренних сонных артерий, средним мозговым артериям.

Хс 6,35; б-ЛП 28; Хс ЛПНП 2,81; Хс ЛПВП 1,04; КА 2.87; 1 Г 0,99 Глазное дно: гипертоническая ангиопатия.

До проведения коррекции по заявляемому способу больному проводили нейропсихологическое тестирование Для оценки когнитивных нарушений использовали следующие методики: краткая шкала оценки психического статуса (MMSE), батарея тестов лобной дисфункции (FAB), тест рисования часов, «корректурная таблица» (модификация пробы В.Н. Аматуни). Одновременно оценивали в динамике двигательные, чувствительные и другие неврологические нарушения по шкале инсульта Национального института здоровья (NIHSS).

Пациент в контакт вступает, в месте и времени ориентирован, спонтанная речевая активность сохранена. Динамический праксис - трудности усвоения и удержания двигательной программы (кулак-ребро-ладонь), ее упрощение и замедление темпа, преимущественно в левой руке.

Зрительно-предметный гнозис - с трудом узнает предметы. Слуховой неречевой гнозис - воспроизведение ритмов нарушено. Нарушен пространственный гнозис (тест рисования часов, перерисовывание фигур).

Модально неспецифические мнестические нарушения - с трудом усваивает новую информацию, нарушено воспроизведение.

Время выполнения теста Шульте в разные дни и время занятий варьировало от 86 до 120 сек.

Таким образом, нейропсихологическая симптоматика указывает на дисфункцию глубоких срединных структур головного мозга, затылочно-теменных отделов коры.

Проводили стандартную медикаментозную терапию с учетом сопутствующих заболеваний и реабилитацию с использованием предлагаемого способа коррекции в течение 10 дней 1 раз в день, продолжительность занятий составляла 20-25 минут. Пациент находился перед экраном компьютера, на котором была представлена «зашумленная картинка» - изображение предмета, завуалированное крапом из мелких точек. Над ней вниманию пациента представлены 4 различных предмета, один из которых зашифрован на «зашумленной картинке». Больному необходимо было узнать и выбрать предмет из 4 вариантов. Для этого он подводил курсор и левой кнопкой мыши выбирал соответствующее изображение. В случае, если пациент не мог распознать предмет сразу, пошагово, через каждые 5 секунд, плотность фонового крапа уменьшалась - задание облегчалось. Как только пациент узнавал предмет на картинке, он выбирал один из 4 вариантов. Если ответ был правильный, то на экране появлялась оценка в баллах (от 10 при мгновенном выполнении задания до 1 при минимальном уровне «шума» с аплодисментами «за кадром»). Если ответ был неудачным, то появлялась оценка 0 и «утешительный вздох». На одном занятии проводили по 3 серии заданий, в каждой из которых необходимо было узнать по 10 картинок.

После окончания курса коррекции проводили повторное нейропсихологическое тестирование по тем же методикам.

В результате проведенной реабилитации достоверно наблюдалось улучшение когнитивных функций, о чем свидетельствует положительная динамика большинства нейропсихологических тестов, используемых в исследовании.

Результаты проведенной коррекции когнитивных нарушений у больного К. с использованием предлагаемого способа приведены в таблице 3.

Таблица 3
Результаты нейропсихологическое тестирования
Обследование MMSE FAB NIHSS Тест рисования часов Корректурная проба (ИУ)
До коррекции 25 баллов 13 баллов 7 баллов 8 баллов 0,95
После коррекции 28 баллов 15 баллов 3 балла 9 баллов 0,99

Как следует из представленных данных, у больного улучшились зрительно-предметный и зрительно-пространственный гнозис, повысился уровень активного внимания, снизилась степень нарушения исполнительных функций,

Таким образом, заявляемый способ коррекции когнитивных нарушений при цереброваскулярной патологии позволяет:

- корректировать нейропсихологические нарушения, в том числе, оптический гнозис;

- контролировать процесс коррекции путем изменения времени проведения занятия в рамках заданного интервала, изменения интервала времени на выполнение одного задания, изменения интервала времени, отводимого на показ картинок разной плотности«зашумленности»;

- актуализировать «игровую» мотивацию у больных (оформление задания в виде игры с демонстрацией результатов выполнения - оценки и ее сопровождения визуальными и/или звуковыми средствами), что делает процесс реабилитации более привлекательным, повышает эффективность восстановительного лечения;

- проводить занятия в присутствии врача общего профиля, инструктора ЛФК или родственника больного, так как способ прост в использовании;

- регулировать степени нагрузки;

- исключить необходимость использования большого количества дидактического материала.

1. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов // С-Пб., Питер, 1999. - 528 с.

1. Способ коррекции когнитивных нарушений при цереброваскулярной патологии, включающий предоставление больному изображения предмета на «зашумленной картинке» с возможностью дозирования плотности «зашумленности», распознавание больным предоставленного изображения, отличающийся тем, что изображение на «зашумленной картинке» предоставляют больному на экране монитора, при этом одновременно дополнительно предоставляют ряд изображений предметов, выполненных четкими линиями, на одном из которых изображен предмет с «зашумленной картинки», распознавание предмета, изображенного на «зашумленной картинке», больной осуществляет путем узнавания и выбора предмета из предоставленных вариантов, на выполнение задания отводят время, максимальный интервал которого определяет врач, и по истечении которого оценивают задание с демонстрацией больному оценки на экране монитора, при этом демонстрируемая больному оценка в баллах прямо пропорциональна плотности «зашумленности» картинки, при которой больной дает верный ответ, и которую рассчитывают по формуле:
П = ( 1 Т о т в Т с м е н ы Т т е с т а ) 1 0 0 % ,
где П - плотность зашумления, при которой пациент дал верный ответ, %;
Т отв - время, за которое пациент дал ответ, с;
Т смены - задаваемый по решению врача интервал времени на показ картинки до смены плотности шума на 1 шаг, с;
Т теста - максимальное время прохождения, может также устанавливаться по решению врача,
выведение оценки сопровождают визуальными и/или звуковыми средствами, занятия по коррекции проводят в течение не менее 10 дней, 1 раз в день, с продолжительностью одного занятия не более 40 мин.

2. Способ коррекции по п.1, отличающийся тем, что при затруднении выбора задание облегчают путем периодического пошагового снижения плотности «зашумленности» с задаваемым врачом интервалом времени на показ картинки до смены плотности шума на 1 шаг.

3. Способ коррекции по п.1, отличающийся тем, что «зашумленная» картинка выполнена путем завуалирования изображения предмета крапом из мелких точек и/или тонкой полоской.

4. Способ коррекции по п.1, отличающийся тем, что «зашумленность» изображения выполнена с возможностью ее пошагового снижения через каждые 5 с.

5. Способ коррекции по п.1, отличающийся тем, что визуальные и/или звуковые средства представлены в виде «поощрительных» и/или «утешительных» надписей, и/или звуков, и/или картинок.

6. Способ коррекции по п.1, отличающийся тем, что выведение оценки сопровождают видеоизображениями.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области медицины, а именно к профилактической, восстановительной, общей врачебной (семейной) практике, эндокринологии, неврологии и психотерапии, и может использоваться для медико-психологической нормализации и поддержания веса, а также профилактики последствий, к которым приводит организм пациента: неправильное питание, лишний вес и ожирение как болезнь.
Изобретение относится к области медицины, а именно к профилактической, восстановительной, общей врачебной (семейной) практике, терапии, неврологии и психотерапии, и может использоваться для профилактики стрессовых и предстрессовых состояний, а также последствий, к которым приводит некомпенсированная стрессорная реакция организма пациента независимо от характерологических особенностей стрессора или стрессоров.
Изобретение относится к области медицины, а именно к профилактической, восстановительной, железнодорожной медицине, общей врачебной (семейной) практике, неврологии и психотерапии, и может использоваться для профилактики стрессовых и предстрессовых состояний, а также последствий, к которым приводит некомпенсированная стрессорная реакция организма работника железнодорожного транспорта независимо от характерологических особенностей стрессора или стрессоров.
Изобретение относится к области медицины, а именно к наркологии, психотерапии, коррекционной и медицинской психологии. Реабилитацию проводят в четыре этапа.

Изобретение относится к области охраны здоровья, к способам прекращения табакокурения и зависимости от него. Осуществляют выкуривание каждого табачного изделия с прекращением выкуривания при наступлении ощущения пресыщения от выкуривания сигареты и с проведением периода «временной независимости от курения».
Изобретение относится к медицине, а именно к ревматологии, и может быть использовано для реабилитации больных ранним ревматоидным артритом. Для этого в стационаре проводят 8 процедур криотерапии коленных, голеностопных или плечевых суставов, которые через день чередуют с 8 сеансами криотерапии суставов кистей.

Изобретение относится к медицине, а именно к анестезиологии и реаниматологии, и может быть использовано при проведении многокомпонентной анестезии при хирургических вмешательствах.
Изобретение относится к области медицины, в частности к психотерапии, и может быть использовано для психотерапевтической подготовки спортсменов. Диагностику пограничных нервно-психических состояний проводят путем предъявления спортсмену зрительных тестов с фиксацией движений глаз и проведением электроэнцефалографии.
Изобретение относится к медицине, а именно к психиатрии и диетологии, может быть использовано для лечения и повышения качества жизни пациентов с избыточной массой тела, нарушениями сна и профилактики ожирения.

Изобретение относится к средствам пробуждения и направлено на повышение удобства эксплуатации за счет обеспечения естественной имитации восхода, что обеспечивается за счет того, что устройство для пробуждения пользователя содержит источник света, который выполнен с возможностью для создания светового эффекта, например светового пучка, который направлен к пользователю, или, по меньшей мере, к голове пользователя.
Изобретение относится к области медицины, а именно к акушерству, и может быть использовано в акушерской практике в процессе родового акта для устранения чувства страха, обезболивания родов и управления поведением роженицы. Родовспоможение выполняют непосредственно в период родового акта. Сначала во время родовых схваток устанавливают стойкую позитивную психологическую взаимосвязь с роженицей путем визуального и вербального контакта. С помощью приемов суггестии осуществляют психотерапевтическое воздействие на роженицу с созданием когнитивных установок, направленных на концентрацию внимания роженицы на ребенке и формирование ее активной позиции в родах, на формирование чувства уверенности в благоприятном исходе родов. После чего роженицу приводят в измененное состояние сознания путем навязывания ей интенсивного связного дыхания, для чего во время очередной схватки у роженицы оператор спокойным, мягко директивным тоном предлагает роженице дышать вместе и начинает дышать вместе с ней, делая максимально глубокий вдох и спокойный без задержки дыхания. В промежутке между схватками оператор усиливает суггестивное директивное воздействие на формирование внутренней активной позиции роженицы созданием когнитивных установок на неосознаваемом уровне. Последовательность выполнения психотерапевтического воздействия повторяют до появления стабильности у роженицы рационального дыхания и поведения, которые оператор контролирует и поддерживает соответствующими действиями вплоть до окончания родового акта. Способ позволяет снять чувства страха, снизить болевые ощущения, а также обеспечивает полный осознанный контроль роженицы над своим поведением. 3 пр.
Изобретение относится к области медицины, а именно к восстановительной медицине. На фоне медикаментозного лечения проводят комплексную программу реабилитационных мероприятий, в ходе которой вначале применяют комплексы лечебной физкультуры (ЛФК), включающую дыхательные упражнения и упражнения на расслабление с элементами аутотренинга, завершают программу этапом визуализации, в ходе которой осуществляют зрительную настройку на позитивный процесс. Затем осуществляют динамическую проприокоррекцию с использованием рефлекторно-нагрузочного устройства. Далее применяют функциональную программируемую электростимуляцию нейромышечного аппарата. При этом, в зависимости от степени выраженности двигательных нарушений, проводят четырех- или шестиканальную электростимуляцию во время двигательного акта в соответствии с возбуждением и сокращением мышц. Завершают комплекс реабилитации упражнениями перед зеркалом, в ходе которых пациент здоровой рукой выполняет упражнения во всех суставах верхней конечности и во всех плоскостях, наблюдая за отражением в зеркале, мысленно представляя, что движения он выполняет больной рукой. После каждого комплекса упражнений выполняют элементарные движения на расслабление. Постепенно количество упражнений доводят до 400 в четыре подхода. Способ повышает эффективность лечения, что достигается за счет комплексного воздействия на двигательную, когнитивную и психоэмоциональную сферы пациента. 3 з.п. ф-лы, 2 пр.
Изобретение относится к области медицины, а именно к психофизиологическому способу в акушерстве, который и предназначен для психотерапевтической подготовки беременных к родам. Проводят психодиагностику, на основании результатов которой осуществляют краткосрочную позитивную и рациональную психотерапию. После чего последовательно обучают следующим типам дыхания: технике диафрагмального дыхания; технике дыхания для начала схваток, согласно которому каждый раз при возникновении схватки следует выполнять чередующиеся глубокий выдох, глубокий вдох полной грудью, причем дыхание осуществляют в соотношении вдох : выдох - пауза 4:6, и повторяющиеся не менее 5 раз. Затем обучают технике дыхания для периода интенсивных схваток, согласно которому выполняют глубокий выдох через рот, затем полный вдох, при соотношении вдох:выдох 4:4, затем обучают поверхностному дыханию. После обучения типам дыхания на беременную оказывают позитивное неосознаваемое воздействие в течение 30 минут по методу «SOMVI», направленное на десенсибилизацию негативных ожиданий предстоящих родов и коррекцию психосоматовегетативного состояния, курс подготовки включает 8-10 сеансов. Способ позволяет повысить эффективность психотерапевтической подготовки женщин на поздних сроках беременности за счет нормализации повышенного уровня тревоги и уменьшения субъективных переживаний родовой боли, что в свою очередь ведет к уменьшению медикаментозной нагрузки во время родов и снижает вероятность акушерских и перинатальных осложнений в родовом и послеродовом периодах.
Изобретение относится к области медицины, а именно к психотерапии и психопрофилактике психических состояний и зависимостей. Проводят психотерапию после предварительного сбора анамнеза и психодиагностического исследования в ситуации «специалист-посетитель» в течение семи сеансов. На первом аналитическом сеансе устанавливают степень и характер мотивации, проводят схематическое ознакомление посетителя с сеансами предлагаемой психотерапии. На втором сеансе предлагают вспомнить чувства страха и избавиться от них путем опрос-отработки страхов последовательно всех периодов жизни, при котором посетителю предлагают карточки, на каждой из которых он записывает ответы на задаваемые специалистом вопросы, а сверху ответов посетитель рисует солнце. После чего рвет карточки и сжигает их, а на одной чистой карточке специалист рисует солнце и дарит посетителю. На третьем сеансе предлагают вспомнить чувства обиды и избавиться от них путем опрос-отработки обид последовательно всех периодов жизни, при котором посетителю предлагают последовательно вспоминать каждую обиду и последовательно надувать воздушный шар, представляя его в качестве контейнера для каждой отдельной обиды. Затем посетителю предлагают написать на каждом воздушном шаре обращение к обидчикам с просьбой простить, затем воздушные шары кладут на пол и посетитель в веселой форме прощается с обидами посредством последовательного лопания каждого воздушного шара, садясь на него. На четвертом сеансе определяют умение посетителя акцентировать внимание на своем внутреннем недолюбленном ребенке, поставленных задачах, целях, проблемах, степени их достижения, необходимости и специфичности дальнейших усилий, при этом проводят отработку с применением зеркала. Затем специалист обучает посетителя расслаблению: с повязкой на глазах и в темноте посетитель двигается под музыку в пространстве, выполняя релаксирующие движения, с последующим выполнением такого упражнения в домашних условиях. На пятом сеансе выявляют заниженную самооценку посетителя своей личности, с использованием красок и бумаги рисует автопортрет внутреннего недолюбленного ребенка в том пространстве, в котором он чувствует себя уверенно. На шестом сеансе проводят аромопсихокоррекцию, с релаксирующим массажем. На седьмом сеансе проводят фотопсихокоррекцию. Проводят контроль эффективности коррекции психического состояния по телефону или лично. Способ позволяет повысить эффективность процесса коррекции психических состояний и зависимостей за короткий срок за счет повышения степени организованности личности и увеличения личностного потенциала, что выражается в росте способности к принятию личной ответственности, к осмысленной борьбе с привычками и стереотипами, сохранению психологической устойчивости в стрессовых ситуациях. 1 пр.

Изобретение относится к медицине и биологии, касается способа активизации роста лейкоцитарной массы и комплексной коррекции состава крови в акустическом поле in vitro. Осуществляют акустическое воздействие на кровь или ее фракции при температуре от 4оC до 38оC, широкополосными колеблющимися акустическими сигналами в частотном диапазоне 16-20000 Гц с доминирующим уровнем звукового давления более 45 дБ, но менее 60 дБ и темпом 60-80 уд/мин, или последовательным чередованием акустических сигналов с доминирующим уровнем звукового давления ≤45 дБ, темпом <60 уд/мин с акустическими сигналами, характеризующимися доминирующим уровнем звукового давления более 65 дБ, но менее 90 дБ и темпом >80 уд/мин. Предлагаемый способ позволяет активизировать рост лейкоцитарной массы и осуществить комплексную коррекцию состава крови. 4 з.п. ф-лы, 4 табл., 2 ил.
Изобретение относится к области медицины, в частности к оздоровительной нейрогормональной коррекции и омоложению с использованием музыкально-акустических воздействий и может использоваться в различных лечебно-профилактических учреждениях. На основании выявленного уровня содержания гормонов в крови, осуществляют воздействие подобранной с учетом в том числе жанровых музыкальных предпочтений пациента, музыкальной программой. Для воздействия используют три алгоритма: с доминирующим уровнем звукового давления ≤45 дБ и темпом <60 уд/мин (S-алгоритм); с доминирующим уровнем звукового давления более 65 дБ, но менее 90 дБ и темпом >80 уд/мин (Т-алгоритм); доминирующим уровнем звукового давления более 45 дБ, но менее 60 дБ, с темпом 60-80 уд/мин., или последовательным чередованием S- и Т-алгоритмов. Способ позволяет оптимизировать содержание уровня гормонов в крови, повышая резервные возможности организма и уровень здоровья с помощью возникающих реакций адаптации, что оказывает благоприятное воздействие на психологическое и физическое состояние обследуемых, в том числе на внешний вид пациента. 4 табл.
Изобретение относится к медицине, реабилитации кардиологических больных с ишемической болезнью после операции на сердце. С 1-2 дня реабилитации проводят ментальный тренинг, элементы аутогенной тренировки, содержащей выполнение последовательно по этапам расслабления мышц. При этом предварительно выполняют комплекс дыхательной гимнастики из упражнений, при которых необходимо на вдохе напрячь мышцы конечностей, а при выдохе - расслабить, чередуя с упражнениями, при которых необходимо при выдохе напрячь мышцы, а при вдохе - расслабить. Завершают комплекс включением упражнений «полного дыхания». Проводят самомассаж точек, расположенных в центре ладони между 3 и 4 пястными костями, в ямке в области коленной чашечки латеральнее бугристости большеберцовой кости, выше верхнего края внутренней лодыжки справа. К 10-12 дню реабилитации проводят массаж точек хряща девятого ребра, перед свободными концами девятого ребра, у края хряща девятого ребра справа, перед свободными концами одиннадцатого ребра на боковой поверхности живота. Далее приступают к аутогенной тренировке - поэтапному расслаблению организма с увеличением на каждом последующем этапе количества воздействующих на организм элементов психотерапии: на 1 занятии проводят расслабление мышц верхних конечностей, вызывают ощущение тепла в них, на 2 занятии - расслабление по первому занятию, затем концентрируют внимание на нижних конечностях, на 3 занятии на фоне расслабления вызывают ощущение тепла в области послеоперационной раны. На последующих занятиях осуществляют элементы предыдущих этапов, и затем пациент представляет, что на выдохе в области послеоперационной раны ощущения тепла усиливаются. Завершают занятия выполнением 2-6 упражнений «полного дыхания». Способ обеспечивает повышение эффективности лечения за счет комплексного использования физических и психофизиологических факторов путем оптимизации кровообращения в органах и тканях больного, насыщения их кислородом, регулирования психоэмоционального и психосоматического состояния, повышения устойчивости в стрессовых условиях.

Изобретение относится к медицине и предназначено для коррекции и предупреждения неблагоприятных психических состояний, возникающих у спортсменов на высоком уровне эмоциональных и психических нагрузок в период тренировочной и соревновательной активности. Производят определение текущих психофизиологических параметров путем измерений. Производят корректирующее воздействие путем воздействия акустическим полем, модулированным музыкальной композицией с заранее определенным эффектом воздействия. Акустическое поле формируют с круговой диаграммой направленности и сферическим распределением звуковой энергии в пространстве озвучиваемого помещения. При этом амплитудно-частотная характеристика акустического поля выполняется неравномерной с максимумами, соответствующими произведению основного тона на число натурального ряда, причем основной тон изменяют в процессе прослушивания. Возможно проведение коррекции психофизиологического состояния путем размещения слушателей вокруг источника акустического поля концентрическими рядами с телесным контактом рук между соседями в ряду. Способ позволяет повысить восприимчивость пациента к музыкотерапии за счет выбора режима воспроизведения музыкального произведения в соответствии с индивидуальными предпочтениями пациента и корректировкой параметров воспроизведения в зависимости от достигаемого эффекта воздействия, фиксируемого по объективным критериям состояния. 2 з.п. ф-лы, 3 ил., 3 пр.

Изобретение относится к области медицины, а именно к психиатрии и рефлексотерапии, и может быть использовано в психо- и рефлексотерапевтической практике при лечении эпилепсии. Проводят стимуляцию рефлексогенной зоны на голове пациента. Лечение проводят, по крайней мере, за четыре сеанса, при этом сеанс состоит из двух этапов: на первом этапе пациенту предъявляют фильм, демонстрирующий однообразно вращающийся диск, затем предлагают закрыть глаза и на фоне музыкального сопровождения, характер которого соответствует смысловому содержанию психотерапевтического воздействия, осуществляют психотерапевтическое воздействие путем введения пациента в состояние транса. При этом, по крайней мере, три раза в течение первого этапа осуществляют рациональную психотерапию в виде вербального внушения об излечении эпилепсии. На втором этапе в состоянии бодрствования фиксируют работу первого этапа, стимулируя на голове пациента виброакустическим воздействием рефлексогенную зону, в качестве которой используют зону, расположенную над вершиной ушной раковины. При этом виброакустическое воздействие возможно осуществлять аппаратом «ВИТАФОН». Способ позволяет повысить терапевтическую эффективность лечения за счет проведения 2-этапного психотерапевтического воздействия. 1 з.п. ф-лы, 1 ил., 1 табл., 1 пр.
Изобретение относится к медицине, а именно к эндокринологии, и может быть использовано для коррекции ожирения абдоминального типа. Способ включает воздействие на пациента со стороны лица полноспектральным естественным или искусственным светом с интенсивностью освещения не менее 2000 люкс в течение 1-2 часов в день одновременно или поочередно с физическими нагрузками. Дополнительно определяют тип нарушения пищевого поведения и осуществляют его психофизиологическую коррекцию. Калорийность диеты устанавливают путем снижения привычной среднесуточной энергетической потребности пациента на процент, равный величине индекса массы тела пациента с ограничением жиров до 40-60 г/сутки на период до 6 месяцев с разгрузочными днями 1 раз в 1-2 недели. Физические нагрузки проводят в аэробном дозированном режиме без отягощения и сопротивлений на мышечные группы верхней половины тела и талии, с силовыми нагрузками на мышечные группы нижней части тела до утомления мышц в 2-3 подхода с отдыхом. Одновременно или после их окончания проводят пролонгированные физические нагрузки не менее 4 дней в неделю продолжительностью 40-60 мин в аэробном режиме с 2-3 эпизодами ускорения по 3-5 минут. Одновременно проводят немедикаментозные процедуры, направленные на улучшение регионального кровотока, повышение тонуса мышц передней брюшной стенки и боков, крупных групп мышц верхней половины тела. При отсутствии у пациента синдрома инсулинорезистентности или уровне сахара в крови менее или равно 6,1 ммоль/л вводят препараты или биологически активные добавки к пище, содержащие тиоктовую кислоту, витамин B1. При наличии синдрома инсулинорезистентности и/или при уровне глюкозы натощак более 6,1 ммоль/л дополнительно вводят медикаментозные средства из класса бигуанидов, содержащие метформин. При наличии погрешностей в диете назначают медикаментозные средства, относящиеся к группе ингибиторов липаз, содержащие орлистат. Способ обеспечивает повышение эффективности лечения с учетом степени ожирения при снижении побочных эффектов терапии. 8 з.п. ф-лы, 6 табл., 3 пр.
Наверх