Способ опорожнения участка нефтепровода


 


Владельцы патента RU 2518748:

Открытое акционерное общество "Урало-Сибирские магистральные нефтепроводы им. Д.А. Черняева" (ОАО "Уралсибнефтепровод") (RU)

Изобретение относится к трубопроводному транспорту. Способ включает монтаж перемычки, соединяющей опорожняемый участок и параллельный нефтепровод. Затем через камеру пуска средств очистки и диагностики, расположенную до опорожняемого участка по ходу движения нефти, запускают поршень-разделитель и после прохождения им первой задвижки на расстояние 3-10 м нефтепровод останавливают и отключают опорожняемый участок путем закрытия первой и второй задвижек. После чего откачивают нефть в передвижную емкость на участке между первой задвижкой и поршнем-разделителем через вантуз, установленный в начале опорожняемого участка. Далее открывают запорные устройства на перемычке и через вантуз подают инертную газовую смесь в нефтепровод с обеспечением перемещения поршня-разделителя и вытеснения нефти в параллельный нефтепровод. При приближении поршня к перемычке на расстояние 3-10 м запорные устройства перемычки закрывают, отключают подачу инертной газовой смеси и сбрасывают избыточное давление из опорожняемого участка через установленные на нем вантузы. Технический результат: упрощение способа, повышение эффективности и производительности опорожнения участка нефтепровода. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к области трубопроводного транспорта, а именно к способам опорожнения участка нефтепровода путем вытеснения из него нефти в параллельный нефтепровод с использованием инертной газовой смеси (ИГС), и может быть использовано при ремонте дефектных участков нефтепровода.

Из уровня техники известен способ опорожнения участка нефтепровода, включающий пропуск по нему поршня-разделителя, который останавливают посредством клина частично закрытой задвижки, расположенной за дефектным участком. При этом полностью закрывают задвижку и перемещают разделитель в обратном направлении закачиваемыми через отвод инертными газами до частично закрытой задвижки, расположенной перед дефектным участком, с последующим ее полным закрытием (см. патент РФ №2079766, F16L 55/10, 20.05.1997).

Недостатком известного способа является его сложность.

Задачей заявленного изобретения является создание простого и эффективного способа опорожнения участка трубопровода.

Технический результат заявленного изобретения заключается в упрощении способа, повышении эффективности и производительности опорожнения участка нефтепровода.

Указанный технический результат достигается за счет того, что способ опорожнения участка нефтепровода, размещенного между первой и второй линейными задвижками, имеющего установленные на нем вантузы, включает монтаж перемычки, соединяющей опорожняемый участок и параллельный нефтепровод, снабженной по меньшей мере одним запорным устройством, запуск поршня-разделителя через камеру пуска средств очистки и диагностики, расположенную до опорожняемого участка по ходу движения нефти, остановку нефтепровода после прохождения поршня-разделителя первой задвижки на расстояние 3-10 м, с отключением опорожняемого участка путем закрытия первой и второй задвижек, откачку нефти в передвижную емкость на участке между первой задвижкой и поршнем-разделителем через вантуз, установленный в начале опорожняемого участка, открытие запорного устройства на перемычке, подачу инертной газовой смеси в нефтепровод через вантуз, установленный в начале опорожняемого участка с обеспечением перемещения поршня-разделителя и вытеснения нефти в параллельный нефтепровод закрытие запорного устройства перемычки и отключение подачи инертной газовой смеси при приближении поршня к перемычке на расстояние 3-10 м, сброс избыточного давления из опорожняемого участка через установленные на нем вантузы.

Кроме того, указанный технический результат достигается в частных формах реализации изобретения за счет того, что:

- подачу инертной газовой смеси осуществляют посредством по меньшей мере одной компрессорной азотной установки,

- инертную газовую смесь подают с давлением, обеспечивающим перемещение поршня-разделителя со скоростью не менее 1 км/ч,

- используют инертную газовую смесь, содержащую инертный газ и менее 10% кислорода.

Заявленное изобретение поясняется фиг.1, на которой показана схема опорожнения участка трубопровода.

Согласно заявленному способу осуществляют опорожнение участка 1 трубопровода 2, расположенного между первой 3 и второй 4 (по ходу движения нефти) линейными задвижками и имеющего установленные на нем вантузы 5, 6 и 7 (см. фиг.1а).

Для этого вблизи конца (по ходу движения нефти) участка 1 монтируют перемычку 8, соединяющую опорожняемый участок 1 и параллельный нефтепровод 9. На перемычку 8 устанавливают запорные устройства 10 и 11. При этом в параллельном нефтепроводе 9 освобождают необходимый объем для обеспечения приема нефти (см. фиг.1а).

После этого в трубопровод 2 осуществляют запуск поршня-разделителя 12 через существующую камеру пуска средств очистки и диагностики (СОД) (не показана), расположенную до опорожняемого участка 1 (по ходу движения нефти) (см. фиг.1б).

После прохождения поршня-разделителя 12 первой задвижки на расстояние «а», составляющее 3-10 м, нефтепровод останавливают и отключают опорожняемый участок 1 путем закрытия первой 3 и второй 4 задвижек (см. фиг.1в). При этом производят откачку нефти в передвижную емкость (не показана) на участке между первой задвижкой 3 и поршнем-разделителем 12 через вантуз 5, установленный в начале опорожняемого участка 1.

Затем открывают запорные устройства 10 и 11 на перемычке 8 и осуществляют подачу инертной газовой смеси (ИГС) в нефтепровод 2 через вантуз 5, установленный в начале опорожняемого участка 1. При подаче ИГС поршень-разделитель 12 будет перемещаться к концу участка 1 и вытеснять нефть в параллельный нефтепровод 9 (фиг.1г). В качестве инертной газовой смеси может быть использована смесь инертного газа (например, азота) и кислорода (не более 10%). Подачу инертной газовой смеси предпочтительно осуществляют с давлением, обеспечивающим перемещение поршня-разделителя со скоростью не менее 1 км/ч. Для подачи ИГС может быть использована по меньшей мере одна компрессорная азотная установка 13.

При приближении поршня к перемычке на расстояние «b», составляющее 3-10 м запорные устройства 10 и 11 перемычки 8,перекрывают и отключают подачу инертной газовой смеси в трубопровод 2 (фиг.1д). При этом избыточное давление из опорожняемого участка сбрасывают через вантузы 5 и 6.

Таким образом, заявленный способ позволяет оперативно и эффективно проводить опорожнение участка нефтепровода.

1. Способ опорожнения участка нефтепровода, размещенного между первой и второй линейными задвижками, имеющего установленные на нем вантузы, включающий
монтаж перемычки, соединяющей опорожняемый участок и параллельный нефтепровод, снабженной по меньшей мере одним запорным устройством,
запуск поршня-разделителя через камеру пуска средств очистки и диагностики, расположенную до опорожняемого участка по ходу движения нефти,
остановку нефтепровода после прохождения поршня-разделителя первой задвижки на расстояние 3-10 м, с отключением опорожняемого участка путем закрытия первой и второй задвижек,
откачку нефти в передвижную емкость на участке между первой задвижкой и поршнем-разделителем через вантуз, установленный в начале опорожняемого участка,
открытие запорного устройства на перемычке,
подачу инертной газовой смеси в нефтепровод через вантуз, установленный в начале опорожняемого участка с обеспечением перемещения поршня-разделителя и вытеснения нефти в параллельный нефтепровод,
закрытие запорного устройства перемычки и отключение подачи инертной газовой смеси при приближении поршня к перемычке на расстояние 3-10 м,
сброс избыточного давления из опорожняемого участка через установленные на нем вантузы.

2. Способ по п.1, в котором подачу инертной газовой смеси осуществляют посредством по меньшей мере одной компрессорной азотной установки.

3. Способ по п.1, в котором инертную газовую смесь подают с давлением, обеспечивающим перемещение поршня-разделителя со скоростью не менее 1 км/ч.

4. Способ по п.1, в котором используют инертную газовую смесь, содержащую инертный газ и менее 10% кислорода.



 

Похожие патенты:

Муфта // 2518317
Группа изобретений относится к муфте для соединения каналов для текучей среды. Муфта содержит первую и вторую полумуфты.

Изобретение относится к сантехническому оборудованию, в частности к устройствам для перекрытия трубопроводов, и может быть использовано для дистанционного отключения квартирных канализационных отводов от общедомовой канализационной системы.

Изобретение относится к трубопроводной арматуре. .

Изобретение относится к арматуростроению и предназначено для осуществления контроля и автоматического закрывания расположенных ниже по потоку газопроводов при превышении определенного максимального расхода.

Изобретение относится к нефтегазовой промышленности, а именно к устройствам, которые могут быть использованы для ликвидации нефтегазовых фонтанов в случае возникновения аварий на скважине, а также для перекрытия аварийных трубопроводов.

Изобретение относится к области охраны окружающей среды, в частности к устройствам предотвращения аварийных разливов нефти и нефтепродуктов при повреждении подводных нефтепроводов.

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано для перекрытия трубопровода изнутри в технологических целях (монтаж, ремонт, испытания и т.п.).

Изобретение относится к строительству и используется для герметизации труб по наружной поверхности. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для испытаний регулируемых сопловых блоков летательных аппаратов. .

Изобретение относится к нефтегазовой промышленности, а именно к устройству, предназначенному для экстренной ликвидации утечки нефтяных, водных, газовых и других веществ из аварийного отверстия трубопровода.

Изобретение относится к устройствам для перекрытия трубопроводов и может быть использовано для дистанционного отключения квартирных канализационных отводов от общедомовой канализационной системы. Устройство содержит заглушку с фиксатором и механизмом взаимодействия с приводом. Заглушка выполнена не менее чем из трех элементов, крайние из которых подсоединены к центральному посредством подпружиненных шарниров. Механизм взаимодействия с приводом расположен на крайних элементах заглушки и выполнен с возможностью их сжатия-раскрытия и жесткой фиксации их положения относительно центрального элемента. Элементы заглушки могут иметь форму фрагментов цилиндрической поверхности. Механизм взаимодействия с приводом выполнен в виде зубчатой передачи реечного типа, цилиндрическое колесо которой установлено на одном из крайних элементов, а находящаяся с ним в зацеплении рейка - на другом. Шарниры, обеспечивающие соединение элементов заглушки, подпружинены. Крайние элементы заглушки снабжены устройствами фиксации положения заглушки в канализационном отводе. Технический результат: возможность частичного или полного отсечения квартирных отводов от общедомовой канализационной системы без ее отключения, устойчивость к механическим воздействиям, долговечность, использование в трубопроводах различных диаметров. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к линии перекачки текучей среды между двумя судами. Линия перекачки текучей среды содержит подвесной гибкий трубопровод (3) с двумя наконечниками (4.1; 4.2), соединенными посредством соединителя-разъединителя (4), содержащего объединенные в одном средстве сопряжения и имеющие одну поверхность раздела устройства штатного соединения-разъединения и аварийного разъединения. В каждом наконечнике установлен затворный клапан. Клапаны выполнены в виде дисковых затворов (13.1; 13.2), которые установлены на находящихся против друг друга свободных концах наконечников (4.1; 4.2), и приводными валами (12.1; 12.2) которых управляют приводы. Соединитель-разъединитель содержит фланец (20) на одном из наконечников (4.1; 4.2) и по меньшей мере три стопорных модуля (14), установленных на другом наконечнике, с возможностью зацепления с фланцем и отсоединения от этого фланца. Приводные валы (12.1; 12.2) дисковых затворов (13.1; 13.2) проходят в радиальном направлении между двумя стопорными модулями (14). Повышается усилие зажатия соединителя-разъединителя, обеспечивается быстрое разъединение линии перекачки в аварийном режиме. 6 ил.

Транспортная заглушка содержит цилиндрическую часть (16), выполненную с возможностью введения ее в отверстие (12) узла для герметичного его закрытия. Цилиндрическая часть выполнена из эластичного материала и имеет верхнюю стенку (26), нижнюю стенку (28) и образованную между ними кольцевую боковую стенку (30). В верхней стенке выполнена выемка (18, 20, 22, 23), имеющая дно (36) и по меньшей мере одну стенку (27), проходящую между дном выемки и верхней стенкой. Выемка выполнена с возможностью установки в ней стержня (42) соответствующей формы, который избирательно деформирует кольцевую боковую стенку (30) цилиндрической части (16) путем его наклона или поворота для временного открывания заглушки. Заглушка, выполненная согласно изобретению, препятствует утечке содержимого через отверстие, в котором она установлена, обеспечивая при этом повышение давления над отверстием, а система уплотнения, содержащая такую заглушку, из-за сброса давления уменьшает вероятность того, что заглушка будет выбита во время транспортировки. 3 н. и 17 з.п. ф-лы, 8 ил. .

Описан контрольный клапан (5, 5') для соединительного узла для гибких труб, содержащий множество секторов, пластин или лепестков (6-7, 6'-7'), вращающихся между полностью открытым положением и полностью закрытым положением. Указанное выше множество вращающихся секторов (6-7, 6'-7') содержит по меньшей мере два ряда вращающихся секторов разной формы и размеров, расположенных чередующимся образом вдоль окружности соединительного узла. Меньшими секторами (6, 6') можно управлять таким образом, что они закрываются медленнее, чем большие (7, 7'). Форма и размеры вращающихся секторов (6-7, 6'-7') таковы, что они допускают частичное перекрытие границ смежных секторов (6-7, 6'-7') для улучшения уплотнения между самими секторами. з.п. ф-лы, 21 ил.

Устройство для автоматического закрытия контрольных клапанов в разъединяемых соединительных узлах для гибких труб содержит для каждого сектора (6-7) контрольного клапана (5) выше по потоку жидкости скользящий корпус (13), воздействующий на указанный клапанный сектор (6-7), чтобы вызывать его открывающее и закрывающее вращение, упругое средство (17), расположенное в первой камере (14), для приведения в движение указанного скользящего корпуса (13) в направлении, необходимом для вызова закрывающего вращения указанного клапанного сектора (6-7), тормозную жидкость, находящуюся во второй камере (18), для торможения перемещения указанного скользящего корпуса (13) в направлении закрытия указанного клапанного сектора (6-7), и средства (19, 20, 21) гидродинамического сообщения между указанными камерами (14, 18) для обеспечения управляемой передачи указанной тормозной жидкости из второй камеры (18) в первую камеру (14) во время перемещения указанного скользящего корпуса в направлении закрытия указанного клапанного сектора (6-7). Указанные средства (19, 20, 21) гидродинамического сообщения содержат перепускной канал (19) с увеличенной частью (20) и вставку, вставленную в указанную увеличенную часть (20), имеющую желобчатую часть (23), снабженную внешними пазами (24) различной длины. 1 з.п. ф-лы, 10 ил.
Наверх