Многофункциональный тяжелый транспортный вертолет круглосуточного действия, комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, используемый на данном вертолете

Авторы патента:

 


Владельцы патента RU 2524276:

Открытое акционерное общество "Раменское приборостроительное конструкторское бюро" (ОАО "РПКБ") (RU)
Открытое акционерное общество "Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля" (ОАО "МВЗ им. М.Л. Миля") (RU)
Открытое акционерное общество "РОСТВЕРТОЛ" (ОАО "РОСТВЕРТОЛ") (RU)

Многофункциональный тяжелый транспортный вертолет круглосуточного действия содержит фюзеляж с силовой установкой, общевертолетное оборудование, средства механизации вертолета, органы оперативного управления. Кабина выполнена разделенной перегородкой с дверью на две части - кабину экипажа, рассчитанную на двух членов экипажа, в передней части которой расположена панель для установки радиоэлектронного оборудования, а в задней - дополнительное откидное кресло, и кабину сопровождающих. Внутрикабинная перегородка выполнена в виде закрытой этажерки с технологическими лючками, в которой располагаются блоки приборного оборудования. Комплекс бортового радиоэлектронного оборудования включает комплекс навигационно-пилотажных средств, систему управления вертолетом и силовой установкой, комплекс средств радиосвязи, аппаратуру государственного опознавания, блок коммутации, бортовой комплекс обороны, бортовую метеорадиолокационную станцию, систему раннего предупреждения близости земли, бортовую телевизионную установку, бортовую систему контроля, систему резервных приборов, пять многофункциональных индикаторов, многофункциональный пульт, внешнее запоминающее устройство и бортовую вычислительную систему. Обеспечивается снижение эксплуатационных расходов и существенное расширение функциональных возможностей вертолета. 2 н. и 1 з.п ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к области авиастроения и авиационного приборостроения, в частности к тяжелым транспортным вертолетам многоцелевого применения, выполняющим транспортные, поисково-спасательные, противопожарные, эвакуационные и экстренные десантно-транспортные функции, и комплексам бортового радиоэлектронного оборудования, оснащающим вертолеты для обеспечения навигации и выполнения вышеуказанных функций в любое время суток в простых и сложных метеоусловиях как одиночно, так и в составе группы.

Из известных современных тяжелых транспортных вертолетов: CH-47f Chinook (производство компаний «Боинг»), Ми-26, Ми-26Т (разработка МВЗ им. М.Л. Миля), наиболее близким аналогом является описанный в книге [1] В.Р. Михеев. «МВЗ имени М.Л. Миля», ООО «ИИГ «ПОЛИГОН-ПРЕСС», 2008 г., стр.231, 232, 237, 238, вертолет Ми-26Т. Данный вертолет содержит фюзеляж с силовой установкой, включающей два газотурбинных турбовальных двигателя, с воздушным запуском от бортовой вспомогательной силовой установки, общевертолетное оборудование, средства механизации вертолета, включающие несущий и рулевой винты, трехколесное шасси, органы оперативного управления. Фюзеляж состоит из носовой и центральной частей, концевой балки. Носовая часть фюзеляжа включает кабину экипажа, состоящего из четырех человек, кабину сопровождающих груз. Центральная часть фюзеляжа, соединенная неразъемно с концевой балкой, включает в себя грузовой пол, с закрепленными на нем узлами крепления передней и основных опор шасси и расположенными внутри пола топливными баками; бортовые панели с передней, левой, правой и задней дверями и окнами. В задней части находится грузовой люк, состоящий из грузовых створок, трапа и двух откидных трапов.

К недостаткам ближайшего аналога следует отнести:

- завышенные эксплуатационные расходы в связи с большим количеством членов экипажа (4 человека);

- конструктивные особенности вертолета, не позволяющие разместить дополнительное радиоэлектронное оборудование.

Из известных современных комплексов бортового радиоэлектронного оборудования: комплекс бортового радиоэлектронного оборудования Ми-28, комплекс бортового радиоэлектронного оборудования Ми-28Н, комплекс бортового радиоэлектронного оборудования CH-47f Chinook, наиболее близким аналогом является комплекс бортового радиоэлектронного оборудования Ми-28Н, описанный в книге [1], стр.261, 264, 265, 268. Комплекс бортового радиоэлектронного оборудования Ми-28Н включает подключенные входами-выходами к каналу связей, соединений и информационного обмена комплекс обзорно-прицельных средств, комплекс навигационно-пилотажных средств, систему управления вертолетом и силовой установкой, комплекс средств радиосвязи, систему управления средствами поражения и противодействия, систему радиоэлектронного опознавания и противодействия, блок формирования телевизионных сигналов, блок сопряжения и преобразования информации, внутрикабинную камеру телевизионного обзора, бортовой регистратор видеоинформации, систему контроля и регистрации параметров, первый и второй многофункциональные индикаторы летчика, индикатор летчика на лобовом стекле, первый и второй многофункциональные индикаторы оператора, многофункциональный пульт оператора, внешнее запоминающее устройство и бортовую вычислительную систему, включающую взаимосоединенные входами-выходами по магистрали вычислительно-информационного обмена вычислительно-логические модули объединенной базы данных, формирования навигационно-пилотажных параметров, формирования прицельно-пилотажных параметров и команд применения средств поражения и противодействия, формирования отображаемой информации, ввода-вывода и управления информационным обменом, комбинированного обзора окружающего пространства и целеуказания, формирования параметров маловысотного полета, формирования параметров группового вертолетовождения, координированного ведения действий группы вертолетов, другой вход-выход которого является входом-выходом бортовой вычислительной системы.

К недостаткам ближайшего аналога следует отнести:

- отсутствие информации о метеорадиолокационной обстановке;

- ограниченные возможности по определению риска столкновения с наземными и воздушными препятствиями.

Задачей изобретения является снижение эксплуатационных расходов за счет уменьшения количества членов экипажа, а также расширение функциональных возможностей многофункционального тяжелого транспортного вертолета и используемого на нем комплекса бортового радиоэлектронного оборудования и, как следствие, увеличение его функциональных и эксплуатационных возможностей.

Достигается указанный результат тем, что в многофункциональном тяжелом транспортном вертолете круглосуточного действия, содержащем взаимосоединенные выходами-входами по каналу связей, соединений и информационного обмена фюзеляж с силовой установкой, включающей два газотурбинных турбовальных двигателя, с воздушным запуском от бортовой вспомогательной силовой установки, общевертолетное оборудование, средства механизации вертолета, включающие несущий и рулевой винты, трехколесное шасси, органы оперативного управления, причем фюзеляж состоит из носовой части, включающей кабину, центральной части, включающей грузовой пол, с закрепленными на нем узлами крепления передней и основных опор шасси и расположенными внутри пола топливными баками, бортовые панели с передней, левой, правой и задней дверями и окнами и концевой балки, транспортно-десантное санитарно-спасательное оборудование, в зависимости от задач, возлагаемых на вертолет, включающее в себя: стойки для размещения и крепления носилок, комплект привязных ремней для фиксации раненых на носилках, оборудованные места медработников, санитарный узел, десантные сиденья для размещения и перевозки десантников, дополнительные топливные баки, кабина выполнена разделенной перегородкой с дверью на две части - кабину экипажа, рассчитанную на двух членов экипажа (командира и второго пилота-штурмана), в передней части которой расположена панель для установки радиоэлектронного оборудования, а в задней - дополнительное откидное кресло, и кабину сопровождающих, причем внутрикабинная перегородка выполнена в виде закрытой этажерки с технологическими лючками, в которой располагается ряд блоков приборного оборудования.

Комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, включающий подключенные входами-выходами к каналу связей, соединений и информационного обмена комплекс навигационно-пилотажных средств, систему управления вертолетом и силовой установкой, комплекс средств радиосвязи, аппаратуру государственного опознавания, блок коммутации, бортовой комплекс обороны, четыре многофункциональных индикатора, многофункциональный пульт, внешнее запоминающее устройство и бортовую вычислительную систему, включающую взаимосоединенные входами-выходами по магистрали вычислительно-информационного обмена вычислительно-логические модули объединенной базы данных, формирования навигационно-пилотажных параметров, формирования пилотажных параметров и команд противодействия, формирования отображаемой информации, формирования параметров маловысотного полета, формирования параметров группового вертолетовождения, ввода-вывода и управления информационным обменом, другой вход-выход которого является входом-выходом бортовой вычислительной системы, дополнительно снабжен подключенными входами-выходами соответственно к каналу связей, соединений и информационного обмена бортовой метеорадиолокационной станцией, системой раннего предупреждения близости земли, бортовой телевизионной установкой, бортовой системой контроля, системой резервных приборов, пятым многофункциональным индикатором, а также введенным в состав бортовой вычислительной системы, подключенным входами-выходами соответственно к магистрали вычислительно-информационного обмена вычислительно-логическим модулем формирования штурманского плана полета.

Многофункциональный тяжелый транспортный вертолет круглосуточного действия во взаимодействии по каналу связей, соединений и информационного обмена с комплексом бортового радиоэлектронного оборудования, наземным комплексом планирования боевых операций и подготовки полетных заданий, наземными и воздушными пунктами командного управления и членами экипажа вертолета дополнительно образуют интерактивный комплекс, осуществляющий круглосуточные и всепогодные координированные в пространстве и времени грузовые, поисково-спасательные, эвакуационные, противопожарные, десантно-транспортные функции в одиночном и групповом применении, в том числе при проведении учебных и боевых тактических операций сухопутных войск.

На чертеже 1 представлена блок-схема многофункционального тяжелого транспортного вертолета круглосуточного действия и используемого на нем комплекса бортового радиоэлектронного оборудования, где обозначено: 1 - фюзеляж с силовой установкой ФСУ, 2 - средство механизации вертолета СМВ, 3 - общевертолетное оборудование ОВО, 4 - органы оперативного управления ООУ, 5 - наземный комплекс планирования операций и подготовки полетных заданий НКПЗ, 6 - наземные и воздушные пункты командного управления ПКУ, 7 - наземная контрольно-проверочная аппаратура НКПА, 8 - транспортно-десантное санитарно-спасательное оборудование ТДССО, 9 - канал связей, соединений и информационного обмена КСИО, 10 - комплекс бортового радиоэлектронного оборудования КБРЭО, 11 - комплекс навигационно-пилотажных средств КНПС, 12 - система управления вертолетом и силовой установкой СУВС, 13 - комплекс средств радиосвязи КСС, 14 - радиоаппаратура государственного опознания РГО, 15 - система раннего предупреждения близости земли СРПБЗ, 16 - метеорадиолокационная станция МРЛС, 17 - бортовая телевизионная установка БТУ, 18 - блок коммутации БК, 19 - внешнее запоминающее устройство ВЗУ, 20 - бортовая система контроля БСК, 21 - бортовой комплекс обороны БКО, 22 - система резервных приборов СРП, 23 - первый многофункциональный индикатор ПМФИ, 24 - второй многофункциональный индикатор ВМФИ, 25 - третий многофункциональный индикатор ТМФИ, 26 - четвертый многофункциональный индикатор ЧМФИ, 27 - пятый многофункциональный индикатор ПТМФИ, 28 - многофункциональный пульт МФП, 29 - бортовая вычислительная система БВС, 30 - вычислительно-логический модуль (ВЛМ) объединенной базы данных ОБД, 31 - ВЛМ формирования навигационно-пилотажных параметров ФНПП, 32 - ВЛМ ввода-вывода и управления информационным обменом ВВУО, 33 - ВЛМ формирования пилотажных параметров и команд противодействия ФППП, 34 - ВЛМ формирования отображаемой информации ФОИ, 35 - ВЛМ формирования параметров группового вертолетовождения ФПГВВ, 36 - ВЛМ формирования маловысотного полета ФМВП, 37 - ВЛМ формирования штурманского плана полета ФШПП, 38 - магистраль вычислительно-информационного обмена МВИО.

Взаимосвязи сегментов конструкции вертолета и информационные взаимосвязи бортового оборудования осуществляются по КСИО 9, включающему естественные, механические, электромеханические, электрические и электромагнитные связи.

Информационная связь по передаче данных между входами-выходами ВЛМ БВС 29 осуществляется по МВИО 38 ([2] Преснухин Л.Н., Нестеров П.В. «Цифровые вычислительные машины», Москва, ВШ, 1981 г., стр.29, стр.474), при этом ВЛМ ВВУО 32 ([2], стр.478) осуществляет порядок обмена между ВЛМ БВС 29, прием-передачу данных по одному входу-выходу на МВИО 38, порядок информационного взаимообмена с бортовым оборудованием, взаимосоединенным по КСИО 9, прием-передачу данных по другому входу-выходу через вход-выход БВС 298 на КСИО 9.

Примеры технического выполнения ФСУ 1, СМВ 2, ОВО 3, ООУ 4, ТДССО 8 приведены в сертификате типа №81-25 ТС от 26.09.1895 г.

Примеры технического выполнения КСИО 9, КНПС 11, СУВС 12, КСС 13, РГО 14, БК 18, ПМФИ 23, ВМФИ 24, ТМФИ 25, ЧМФИ 26, ПТМФИ 27, МФП 28 приведены в патенте РФ на изобретение №2102531 от 25.11.02 г. «Многофункциональный двухместный боевой вертолет», стр.8-11, конструкции приведены в книге [1], стр.231, стр.232.

Пример технического выполнения СРПБЗ 15 приведен в спецификации РШПИ.461534.004-05.

Пример технического выполнения МРЛС 16 приведен в спецификации АВ1.000.169-55.

Пример технического выполнения БТУ 17 приведен в спецификации ФРАЕ.468157.055.

Пример технического выполнения БСК 20 приведен в спецификации КИВШ.461264.045.

Пример технического выполнения СРП 22 приведен в спецификации ИСМЯ.392122.008.

Пример технического выполнения БВС 29 на основе вычислительно-логических модулей (ВЛМ) приведен в [2], стр.27-32.

ВЛМ ФНПП 31, ВВУО 32, ФППП 33, ФОИ 34, ФПГВВ 35, ФМВП 36, ФШПП 37 реализуются по стандартным вычислительным схемам на основе процессора (в том числе графического для ФОИ 34) и запоминающего устройства с входом на МВИО 38 ([2], стр.30), ОБД 30 и ВЗУ 19 реализуются на основе перепрограммируемого энергонезависимого запоминающего устройства ([2], стр.288).

ФСУ 1 включает конструкцию фюзеляжа вертолета, содержащую концевую балку, носовую часть фюзеляжа, в которой размещена кабина экипажа, центральную часть фюзеляжа, включающую грузовой пол с закрепленными на нем узлами крепления передней и основных опор шасси и расположенными внутри пола топливными баками, бортовые панели с дверями и окнами. Силовая установка включает в себя два газотурбинных двигателя, вспомогательную силовую установку, а также агрегаты и системы, обеспечивающие их бесперебойную работу. Двигатели расположены над потолочной панелью силовой установки, отсеки двигателей закрываются капотами на шарнирах.

СМВ 2 включает устанавливаемый на втулке восьмилопастной винт, снабженный автоматом перекоса; устанавливаемый на килевой балке пятилопастной рулевой винт и стабилизатор; трехопорные шасси с носовым колесом; устанавливаемые в центральной части фюзеляжа тельферы и лебедки для разгрузки и погрузки грузов.

ОВО 3 включает топливную систему, систему электроснабжения, противопожарную систему, противообледенительную систему, гидравлическую систему, светотехническое оборудование освещения внутрикабинного пространства, наружной взлетно-посадочной поверхности и сигнальное освещение.

ООУ 4 включает внутрикабинные средства оперативного управления вертолета командиром, вторым пилотом-штурманом и борттехником (педали и ручки управления вертолетом, силовой установкой, при необходимости внешней подвеской).

ТДССО 8 предназначено для перевозки грузов как внутри грузовой кабины, так и на внешней подвеске. В зависимости от задач, возлагаемых на вертолет, он может включать в себя: стойки для размещения и крепления шестидесяти носилок, комплект привязных ремней для фиксации раненых на носилках, оборудованные места трех медработников, санитарный узел; десантные сиденья для размещения и перевозки восьмидесяти двух десантников; дополнительные топливные баки. Контроль погрузочно-разгрузочными работами и перевозкой груза осуществляет борттехник с помощью ООУ 4 по КСИО 9.

ФСУ 1, ОВО 3, ООУ 4 во взаимодействии по КСИО 9 образуют непосредственно летательный аппарат - вертолет, обеспечивающий его пилотирование экипажем воздействием на ООУ 4.

Комплекс бортового радиоэлектронного оборудования КБРЭО 10 в составе КНПС 11, СУВС 12, КСС 13, РГО 14, СРПБЗ 15, МРЛС 16, БТУ 17, БК 18, ВЗУ 19, БСК 20, БКО 21, СРП 22, ПМФИ 23, ВМФИ 24, ТМФИ 25, ЧМФИ 26, ПТМФИ 27, МФП 28 и БВС 29 взаимодействует между собой и с ФСУ 1, ОВО 3, ООУ 4, по каналу связей соединений и информационного обмена КСИО 9.

НКПЗ 5 является ([3] ГосНИИАС, НТИ «Авиационные системы», №4, 2000 г., стр.22, 29) наземным комплексом планирования операций вертолетов, групп вертолетов и участия групп вертолетов в тактических учениях и боевых операциях в составе других (в частности сухопутных) родов войск. В соответствии с планируемой операцией на НКПЗ 5 подготавливается НПЗ-носитель полетных заданий (устройство с репрограммируемой памятью типа флеш-карты), содержащий базу данных для оборудования и экипажа по планируемой операции. НПЗ для каждого вертолета с НКПЗ 5 передается в состав действующего соединения вертолетов, как обычным транспортированием, так и с возможностью передачи по радиотехнической связи по КСИО 9 на вход-выход КСС 13 и далее по жгутовым связям КСИО 9 с КСС 13 на взаимодействующее оборудование (ВЗУ 19 или ОБДЗО).

ПКУ 6 являются наземными (стационарными или мобильными) или воздушными командными пунктами управления одиночного вертолета, групп вертолетов в составе авиавоздушных соединений при проведении учебных тактических взаимодействий или боевых действий, особенно при оперативном изменении полетных заданий и стратегических планов боевых операций. Взаимодействие ПКУ 6 с экипажем осуществляется в основном по радиотехническим каналам связи по КСИО 9 через КСС 13 и аудио- и видеоприемниками информационно-индикационных средств вертолета. Обработка информации, полученной с ПКУ 6 по КСИО 9 через КСС 13 для ведений групповых действий в боевых операциях, происходит в ФПГВВ 35 БВС29.

НКПА 7 является стационарным или мобильным средством проверки с помощью контрольно-проверочной аппаратуры всех агрегатов вертолета и составляющих комплекса КБРЭО 10 при отказах, проведении регламентных и приемо-сдаточных работ, результаты проверок фиксируются на соответствующих носителях информации и через КСИО 9, КСС 13 по каналам радиотехнической связи могут быть переданы в технико-эксплуатационные части соединений и в НКПЗ 5 для формирования групп вертолетов, участвующих в учебных и боевых операциях.

КНПС 11 включает физически разнородные (воздушные, инерциальные, гироскопические, спутниковые, радиотехнические) датчики и системы параметров состояния вертолета и окружающей воздушной среды, формирующие и выдающие с входа-выхода КНПС 11 по КСИО 9 на взаимодействующие системы координаты местоположения вертолета относительно Земли, составляющие путевой и воздушной скорости, составляющие ускорений и перегрузок, углы курса, крена, тангажа, атаки и скольжения.

СУВС 12 по сигналам, полученным по КСИО 9 от взаимодействующего оборудования (углы атаки, скольжения, курса, крена и тангажа, составляющие воздушной и путевой скорости, высота, продольное и боковое отклонение от заданных параметров состояния вертолета), в режимах ручного, полуавтоматического и автоматического управления формирует и со своего входа-выхода по КСИО 9 передает команды на исполнительные устройства управления вертолетом и силовой установкой. При этом сигналы управления и их информационные составляющие имеют параметрические ограничения для предотвращения выхода вертолета за критические режимы, например, по перегрузкам, углу атаки и скольжения.

КСС 13 включает радиотехнические устройства, обеспечивающие двухстороннюю радиотелефонную связь членов экипажа между собой и с наземным персоналом при подготовке к вылету и проведении отладочных работ, прослушивание речевого информатора, прием команд наведения, тактической обстановки и взаимодействия от наземных пунктов командного управления, беспоисковую радиосвязь и взаимопередачу данных между вертолетами группы и другими взаимодействующими в боевой операции наземными и воздушными средствами управления. Все виды обмена осуществляются через вход-выход КСС 13 по КСИО 9.

РГО 14 включает радиоаппаратуру опознавания и средства фиксации факторов возможного обнаружения вертолета радиолокационными и лазерными средствами (наземные и воздушные станции противника), подачу команд в БВС 29 на применение средств пассивного противодействия из состава БКО 21. Взаимодействие РГО 14 с оборудованием вертолета осуществляется через вход-выход РГО 14 по КСИО 9.

СРПБЗ 15, являясь вновь введенным устройством, формирует и передает через свой вход-выход по КСИО 9 информацию о характере рельефа местности, наличии искусственных препятствий и степени их опасности в направлении полета вертолета, а также дополнительную информацию, касающуюся предупредительной и аварийной сигнализации. Информация, поступающая от СРПБЗ 15 по КСИО 9 на входы-выходы ПМФИ 23, ВМФИ 24, ТМФИ 25, ЧМФИ 26, ПТМФИ 27, позволяет экипажу оценить наличие потенциально опасных препятствий, расположение препятствия относительно вертолета (удаление до препятствия и курсовой угол на препятствие, превышение препятствия относительно текущей высоты вертолета).

МРЛС 16 является вновь введенным устройством. МРЛС 16 формирует информацию о метеорадиолокационной обстановке, а также предупреждающие сообщения, такие как «ОПАСНОЕ МЕТЕО», «ОПАСНАЯ ТУРБУЛЕНТНОСТЬ». МРЛС 16 передает информацию через свой вход-выход по КСИО 9, ВВОУ 32 во вход-выход ФОИ 34, для последующей передачи во вход-выход ПМФИ 23, ВМФИ 24, ТМФИ 25, ЧМФИ 26, ПТМФИ 27.

БТУ 17 является вновь введенным устройством и включает три видеокамеры, фиксирующие изображение закабинного пространства, грузового отсека. Телевизионный сигнал с входа-выхода БТУ 17 через КСИО 9 поступает на входы-выходы БК 18 для вывода изображения на ПМФИ 23, ВМФИ 24, ТМФИ 25, ЧМФИ 26, ПТМФИ 27. С помощью органов управления ПМФИ 23, ВМФИ 24, ТМФИ 25, ЧМФИ 26, ПТМФИ 27 (многофункциональных кнопок и манипуляторов) осуществляется управление видеокамерами БТУ 17 (выбор камеры, регулировка положения линии визирования, регулировка увеличения). Взаимодействие БТУ 17 с оборудованием вертолета осуществляется через вход-выход БТУ 17 по КСИО 9.

БК 18 по своему входу-выходу осуществляет прием телевизионных сигналов от устройств КБРЭО 10, оснащенных телевизионными выходами, коммутацию телевизионных сигналов и их выдачу с входа-выхода через КСИО 9 на входы-выходы ПМФИ 23, ВМФИ 24, ТМФИ 25, ЧМФИ 26, ПТМФИ 27.

ВЗУ 19 является устройством долговременного энергонезависимого хранения данных о театре военных действий, картографической информации, цифровых данных о рельефе местности, моделях состояний вертолета, окружающей среды, целей и ориентиров, необходимых при подготовке выполнения боевых и учебно-тренировочных полетов, данных по множеству возможных полетных заданий, позволяющих проводить множество боевых и полетных заданий без предварительного предполетного ввода исходных данных. Взаимодействие ВЗУ 19 с оборудованием вертолета осуществляется через вход-выход ВЗУ 19 по КСИ 09.

БСК 20 является вновь введенным устройством, которое осуществляет измерение, вычисление и преобразование входных сигналов от датчиков вертолета и выдачу их из входа-выхода БСК 20 через КСИО 9 в ПМФИ 23, ВМФИ 24, ТМФИ 25, ЧМФИ 26, ПТМФИ 27. БСК 20 информирует экипаж о состоянии систем вертолета.

БКО 21 включает средства пассивного противодействия - ложные тепловые, световые, радиолокационные цели. Сигналы на применение средств поступают на вход-выход БКО

21 по КСИО 9, ВВОУ 32 от ФППП 33 взаимодействие БКО 21 с другими агрегатом вертолета осуществляется по КСИО 9.

СРП 22 является вновь введенным устройством, предназначенным для формирования, индикации и выдачи гиромагнитного курса, истинного курса, заданного курса, углов крена и тангажа, высотно-скоростных параметров, бокового скольжения, широты, долготы. СРП 22 является резервной системой, введенной в состав КБРЭО 10 для повышения безопасности полета, в случае отказа основных систем. Взаимодействие СРП 22 с другими агрегатом вертолета осуществляется по КСИО 9.

ПМФИ 23, ВМФИ 24, ТМФИ 25, ЧМФИ 26, ПТМФИ 27 являются многофункциональными индикаторами (МФИ) с цветными жидкокристаллическими экранами (ЖКЭ), на которых осуществляется отображение цветной и монохромной знакографической, телевизионной, картографической и смешанной информации отображения режимов комплексной индикации, режимов работы вертолета и всего взаимодействующего оборудования. Многофункциональные кнопки-клавиши, обрамляющие ЖКЭ, назначают режимы индикации и служат для ручного выбора подрежимов различного назначения. МФИ функционируют в одинаковых или различных основных режимах индикации: НВГ - «индикатор навигационной информации», ПЛТ - «индикатор пилотажной информации», ИОС - «индикатор обзорных систем», например метеорадиолокационной обстановки, полученной от МРЛС 16 по КСИО 9, РТС - «индикатор радиотехнический средств связи», ОВО - «индикатор общевертолетного оборудования» и др. Основные режимы работы МФИ: ПМФИ 23 - ПЛТ, ВМФИ 24 - НВГ, ТМФИ 25 - ИОС, ЧМФИ 26 - РТС, ПТМФИ 27 - ОВО.

МФП 28 содержит выполненное на основе ЖКЭ информационное табло, справа и слева обрамленное безымянными многофункциональными кнопками, соответствующими режимам (подрежимам) работы вертолета и оборудования, зафиксированного расположенными вверху табло режимными кнопками-клавишами, задающими при нажатии режимы (ПДГ - подготовка, НВГ - навигация и др.). Ниже информационного табло расположены гравированные кнопки-клавиши цифровых символов для ввода исходных данных на земле при оперативной подготовке и в полете и исполнительных команд (ВВД - ввод, КНТ - контроль и др.). Верхнюю часть информационного табло занимает табло подсказок с выводом информации штурману по режиму («подготовка» и др.) и подсказки действий («выбери режим» и др.). МФП 28 является оперативным индикационно-управляющим средством, дополняющим ПМФИ 23, ВМФИ 24, ТМФИ 25, ЧМФИ 26, ПТМФИ 27 и позволяющим без нарушения их текущих информационных кадров проводить оперативные изменения заданных параметров движения и наведения и осуществлять оперативный контроль и управление.

БВС 29 содержит для дублирования две быстродействующие (работающие на системе приоритета) бортовые цифровые вычислительные машины (БЦВМ), включающие вычислительно-логические модули (ВЛМ) - ОБД 30, ФНПП 31, ВВУО 32, ФППП 33, ФОИ 34, ФПГВВ 35, ФМВП 36, взаимообъединенные по МВИО 38, осуществляющие прием, преобразование поступивших сигналов, проведение вычислительных и логических операций, преобразование и выдачу по КСИО 9 сигналов потребителям в реальном времени.

ОБД 30 обеспечивает долговременное энергонезависимое хранение исходных данных маршрутов полета, данных аэронавигационных карт района действий, данных графических и цифробуквенных символов и цифровых данных рельефа местности. Дополнение и изменение данных в ОБД 30 осуществляется по взаимосвязи с входа-выхода ОБД 30 по МВИО 38 на один вход-выход ВВУО 32 и с другого входа-выхода ВВУО 32 через вход-выход БВС 29 по КСИО 9 на ВЗУ 19 и другое взаимодействующее оборудование.

ФНПП 31 осуществляет комплексную, в том числе корреляционно-экстремальную обработку пилотажно-навигационной информации, поступившей от КНПС 11, СРПБЗ 15, СПСВ 16, МРЛС 16 с исходными данными от ОБД 30, формирует пилотажно-навигационные параметры полета начиная от подготовки до посадки и остановки вертолета в различных режимах полета; сформированные параметры с входа-выхода ФППП 33 через МВИО 38 поступают во взаимодействующие ВЛМ БВС 29, соответственно через ВВУО 32 по КСИО 9 поступают во взаимодействующее оборудование вертолета, в частности в СУВС 12 для управления вертолетом и силовой установкой в ручном, полуавтоматическом и автоматическом режимах управления.

ВВУО 32 осуществляет по одному входу-выходу через вход-выход БВС 29 прием, преобразование и передачу данных по КСИО 9, а другой вход-выход ВВУО 32 подключен к МВИО 38, обеспечивающий вычислительно-информационный обмен между всеми ВЛМ БВС 29.

ФППП 33 осуществляет комплексную обработку данных, полученных от РГО 14, данных о применяемых средствах противодействия, полученных от БКО 21, характеристики применяемых средств, полученные из ОБД 30; сформированные в ФППП 33 параметры применения имеющихся на борту средств из состава БКО 21, управления вертолетом, которые с входа-выхода ФППП 33 через МВИО 38 поступают во взаимодействие ВЛМ БВС 29 и через ВВУО 32 по КСИО 9 во взаимодействующее оборудование КБРЭО 10, в частности в СУВС 12 для управления вертолетом, и в БКО 21 для подготовки и применения средств противодействия.

В ФОИ 34 по данным, полученным по МВИО 38 от ОБД 30, ФНПП 31, ФППП 33 и от взаимодействующего оборудования КБРЭО 10 через КСИО 9, ВВУО 32, формируются обобщенные мнемокадры с функциональной, цифробуквенной, телевизионной, при необходимости совмещенной с аэронавигационной картой района полета информацией, которые с входа-выхода ФОИ 34 через МВИО 38, ВВУО 32, КСИО 9 поступают в ПМФИ 23, ВМФИ 24, ТМФИ 25, ЧМФИ 26, ПТМФИ 27, МФП 28 для представления членам экипажа с целью принятия решения по вертолетовождению.

В ФПГВВ 35 через МВИО 38, ВВУО 32, КСИО 9, КСС 13 с ПКУ 6 поступают данные об остатке топлива, текущем местоположении каждого вертолета группы. Штурман вертолета командира группы посредством МФП 28 назначает строй новой группы (дистанции, превышения, интервалы, скорость движения). По поступившим данным формируются оперативные полетные задания каждому вертолету группы - место в строю, порядок группового вертолетовождения, порядок возвращения на места возможного послеполетного базирования. Сформированные данные с входа-выхода ФПГВВ 35 по МВИО 38 поступают на вход-выход ФОИ 34 для формирования обобщенных мнемокадров заданной и текущей обстановки полета группы на экранах ПМФИ 23, ВМФИ 24, ТМФИ 25, ЧМФИ 26, ПТМФИ 27 и через ВВУО 32, КСИО 9, КСС 13 во взаимодействующие самолеты группы и в ПКУ 5 для координации операций.

В ФМВП 36 по данным местоположения вертолета, полученным из КНПС 11, и данным цифровой карты рельефа местности, полученным из ОБД 30 (или из ВЗУ 19), формируется пространственно-временная кривая - заданная траектория полета (ЗТП) с выполнением облета рельефа местности и обхода зафиксированных препятствий, дискретные значения вычисленной ЗТП с входа-выхода ФМВП 36 через МВИО 38 передаются в ФНПП 31 для формирования и передачи в СУВС 12, где формируются параметры ручного, полуавтоматического и автоматического управления вертолетом через ООУ 4.

В дополнительно введенном ФШПП 37 осуществляется управление радиотехническими средствами (РТС) вертолета: автоматическое управление радиокомпасом, управление системой радионавигации и посадки. ФШПП 37 позволяет изменять параметры существующих, а также оперативно добавлять новые РТС. Данные о РТС хранятся в ОБД 30. Обмен ФШПП 37 с ОБД 30 осуществляется через МВИО 38, ВВУО 32.

Установка новой модернизированной кабины совместно с новым комплексом БРЭО позволила сократить количество членов экипажа, таким образом, поставленные перед изобретением задачи: снижение эксплуатационных расходов, а также расширение функциональных возможностей, были решены.

Источники информации

1. В.Р. Михеев. «МВЗ имени М.Л. Миля», ООО ИИГ «ПОЛИГОН-ПРЕСС», 2007.

2. Преснухин Л.Н., Нестеров П.В. «Цифровые вычислительные машины», Москва, ВШ, 1981 г.

3. ГосНИИАС, НТИ «Авиационные системы», №4, 2000 г.

1. Многофункциональный тяжелый транспортный вертолет круглосуточного действия, содержащий взаимосоединенные выходами-входами по каналу связей, соединений и информационного обмена фюзеляж с силовой установкой, включающей два газотурбинных турбовальных двигателя, с воздушным запуском от бортовой вспомогательной силовой установки, общевертолетное оборудование, средства механизации вертолета, включающие несущий и рулевой винты, трехколесное шасси, органы оперативного управления, причем фюзеляж состоит из носовой части, включающей кабину, центральной части, включающей грузовой пол, с закрепленными на нем узлами крепления передней и основных опор шасси и расположенными внутри пола топливными баками, бортовые панели с передней, левой, правой и задней дверями и окнами и концевой балки, транспортно-десантное санитарно-спасательное оборудование, в зависимости от задач, возлагаемых на вертолет, включающее в себя: стойки для размещения и крепления носилок, комплект привязных ремней для фиксации раненых на носилках, оборудованные места медработников, санитарный узел, десантные сиденья для размещения и перевозки десантников, дополнительные топливные баки, отличающийся тем, что кабина выполнена разделенной перегородкой с дверью на две части - кабину экипажа, рассчитанную на двух членов экипажа (командира и второго пилота-штурмана), в передней части которой расположена панель для установки радиоэлектронного оборудования, а в задней - дополнительное откидное кресло, и кабину сопровождающих, причем внутрикабинная перегородка выполнена в виде закрытой этажерки с технологическими лючками, в которой располагается ряд блоков приборного оборудования.

2. Комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, включающий подключенные входами-выходами к каналу связей, соединений и информационного обмена комплекс навигационно-пилотажных средств, систему управления вертолетом и силовой установкой, комплекс средств радиосвязи, аппаратуру государственного опознавания, блок коммутации, бортовой комплекс обороны, четыре многофункциональных индикатора, многофункциональный пульт, внешнее запоминающее устройство и бортовую вычислительную систему, включающую взаимосоединенные входами-выходами по магистрали вычислительно-информационного обмена вычислительно-логические модули объединенной базы данных, формирования навигационно-пилотажных параметров, формирования пилотажных параметров и команд противодействия, формирования отображаемой информации, формирования параметров маловысотного полета, формирования параметров группового вертолетовождения, ввода-вывода и управления информационным обменом, другой вход-выход которого является входом-выходом бортовой вычислительной системы, отличающийся тем, что он дополнительно снабжен подключенными входами-выходами соответственно к каналу связей, соединений и информационного обмена бортовой метеорадиолокационной станцией, системой раннего предупреждения близости земли, бортовой телевизионной установкой, бортовой системой контроля, системой резервных приборов, пятым многофункциональным индикатором, а также, введенным в состав бортовой вычислительной системы, подключенным входами-выходами соответственно к магистрали вычислительно-информационного обмена вычислительно-логическим модулем формирования штурманского плана полета.

3. Многофункциональный тяжелый транспортный вертолет круглосуточного действия по п.1, во взаимодействии по каналу связей, соединений и информационного обмена с комплексом бортового радиоэлектронного оборудования, наземным комплексом планирования боевых операций и подготовки полетных заданий, наземными и воздушными пунктами командного управления и членами экипажа вертолета дополнительно образующий интерактивный комплекс, осуществляющий круглосуточные и всепогодные координированные в пространстве и времени грузовые, поисково-спасательные, эвакуационные, противопожарные, десантно-транспортные функции в одиночном и групповом применении, в том числе при проведении учебных и боевых тактических операций сухопутных войск.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам информационного обмена и управления. Информационно-управляющая система робототехнического комплекса содержит магистрали обмена, датчики и вычислительную систему.

Изобретение относится к бортовому оборудованию летательных аппаратов. Комплекс бортового оборудования вертолета содержит комплексную систему электронной индикации и сигнализации, пилотажный комплекс вертолета, пилотажно-навигационную аппаратуру, систему управления общевертолетным оборудованием, информационный комплекс высотно-скоростных параметров, пульты управления общевертолетным оборудованием, систему регулирования внутрикабинного освещения, интегрированную систему резервных приборов, ответчик системы управления воздушным движением, малогабаритную систему сбора и регистрации, комплекс средств связи, генератор цифровых карт, метеонавигационную радиолокационную систему, систему раннего предупреждения близости земли, бортовую систему диагностики вертолета, комплект внутреннего светотехнического и светосигнального оборудования, пульты-вычислители навигационные, аварийные спасательные радиомаяки, систему табло аварийной и уведомляющей сигнализации, основной канал информационного обмена, аудиоканал информационного обмена.

Изобретения относятся к области приборостроения и могут применяться в системах навигации летательных аппаратов (ЛА). Задачей, на которую направлены данные изобретения, является повышение надежности и точности системы за счет восстановления рабочего состояния после кратковременного пропадания напряжения питания в полете ЛА.

Изобретение относится к области приборостроения и может найти применение в инерциальных навигационных системах (ИНС) авиационных и наземных носителей. Задача - существенное повышение точности счисления скоростей и координат движущегося объекта с малогабаритной бесплатформенной ИНС (БИНС) средней точности в автономном режиме без использования постоянно обновляемых в реальном времени сигналов работающей спутниковой навигационной системы (СНС).

Изобретение относится к области навигации и топопривязки, в частности к способам инерциально-спутниковой навигации и контроля качества навигационных полей космических навигационных систем (КНС) ГЛОНАСС и GPS, формирования корректирующей информации и анализа ее качества.

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано в наземных подвижных информационно-аналитических комплексах вооружений. Технический результат - повышение эффективности и надежности.

Изобретение относится к военной технике, а именно к способам функционирования систем топопривязки и навигации в условиях боевого применения, и может быть использовано для решения задач топогеодезической подготовки боевых действий ракетных войск и артиллерии Сухопутных войск, разведывательных средств.

Заявленное изобретение относится к области носителей, одновременно использующих информацию, получаемую от инерциального блока, и информацию, получаемую от системы спутниковой навигации, например системы GPS.

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к комплексам управления информационно-исполнительными системами бортового оборудования, общесамолетным оборудованием, летательным аппаратом и индикации информации от систем о внешней обстановке, а также их состояния.

Изобретение относится к области навигационного приборостроения и может найти применение в системах автоматической навигации высокоскоростных судов. .

Изобретение относится к бортовому оборудованию летательных аппаратов. Комплекс бортового оборудования вертолета содержит комплексную систему электронной индикации и сигнализации, пилотажный комплекс вертолета, пилотажно-навигационную аппаратуру, систему управления общевертолетным оборудованием, информационный комплекс высотно-скоростных параметров, пульты управления общевертолетным оборудованием, систему регулирования внутрикабинного освещения, интегрированную систему резервных приборов, ответчик системы управления воздушным движением, малогабаритную систему сбора и регистрации, комплекс средств связи, генератор цифровых карт, метеонавигационную радиолокационную систему, систему раннего предупреждения близости земли, бортовую систему диагностики вертолета, комплект внутреннего светотехнического и светосигнального оборудования, пульты-вычислители навигационные, аварийные спасательные радиомаяки, систему табло аварийной и уведомляющей сигнализации, основной канал информационного обмена, аудиоканал информационного обмена.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям вертолетов. Винт (4) вертолета (1) содержит вал (10) трансмиссии, который вращается относительно первой оси (B), ступицу (11), выполненную с возможностью вращения вместе с валом трансмиссии относительно первой оси (В), и лопасти (12), выступающие из ступицы (11) с противоположных сторон относительно первой оси (В) и проходящие вдоль соответствующих вторых осей (С), расположенных поперек по отношению к первой оси (В).

Изобретение относится к области авиации, в частности к способам компенсации крутящего момента несущих винтов вертолетов. Способ компенсации реактивного момента несущего винта состоит в создании противодействующего крутящего момента, который создается реактивными силами тяги выходного газового потока в виде реактивных струй газотурбинного двигателя вертолета под действием разделенной части энергии, вырабатываемой газогенератором двигателя, с последующим поперечно-тангенциальным внедрением их в воздушный опорный поток, образованный несущим винтом.

Вертолет // 2499736
Изобретение относится к области авиации, в частности к системам охлаждения агрегатов трансмиссии. Вертолет (1) включает в себя привод (6), содержащий впускной канал (12) воздухозаборника, несущий винт (3), функционально соединенный с приводом (6), и трансмиссию (9), функционально размещенную между несущим винтом (3) и приводом (6) и заключенную в корпус (23).

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям рулевых винтов вертолетов. Рулевой винт (3) вертолета (1) содержит вал (5), вращающийся вокруг оси вращения (А), по меньшей мере две лопасти (6), проходящие вдоль продольных осей, расположенных поперечно по отношению к оси вращения, ступицу (7) для соединения вала (5) с лопастями (6).

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям рулевых винтов винтокрылых летательных аппаратов. Лопасть (6) рулевого винта (3) вертолета (1) имеет переднюю кромку (8) и заднюю кромку (9), расположенные напротив друг друга и проходящие вдоль продольной оси (В) лопасти (6).

Изобретение относится к авиационным средствам подъема и перемещения грузов. .

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления (САУ) турбовинтовыми силовыми установками (СУ) вертолетов.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронных системах автоматического управления турбовинтовыми силовыми установками вертолетов.

Изобретение относится к оптико-электронной измерительной технике и может быть использовано для динамической балансировки несущего винта вертолета. .

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам управления летательными аппаратами. Электронная система (1) управления полетом летательного аппарата (100), выполненного с возможностью висения и имеющего, по меньшей мере, один винт (102; 104), выполнена с возможностью работать в ручном режиме управления полетом и в двух автоматических режимах управления полетом, соответствующих режимам полета летательного аппарата. В ручном режиме система (1) управления полетом управляет скоростью вращения винта в ответ на прямые команды от пилота. В автоматических режимах работы система (1) управления полетом автоматически управляет скоростью вращения винта на основе условий полета. Система (1) управления полетом выполнена с возможностью запоминать для каждого автоматического режима управления полетом соответствующую таблицу полета, связывающую различные значения скорости вращения винта с различными значениями, по меньшей мере, одного показателя полета и автоматически управлять скоростью вращения винта в автоматических режимах управления полетом на основе соответствующих таблиц полета. Обеспечивается безопасное автоматическое управление скоростью вращения одного или более винтов летательного аппарата. 2 н. и 9 з.п. ф-лы, 7 ил.
Наверх