Способ поражения подводных целей



Способ поражения подводных целей
Способ поражения подводных целей

 


Владельцы патента RU 2535958:

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ГОСУДАРСТВЕННОЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО "РАДУГА" ИМЕНИ А.Я. БЕРЕЗНЯКА" (RU)

Изобретение относится к способам поражения подводных целей. Способ поражения подводных целей заключается в доставке отделяемой боевой части подводного действия к району расположения цели, отделении боевой части на конечном участке траектории полета и ее задействовании после приводнения. Отделяемая боевая часть доставляется первой ракетой. Перед доставкой боевой части к району расположения цели доставляют один радиогидроакустический буй. Буй доставляется второй ракетой. После приводнения буя при приближении к району местонахождения цели первой ракеты посредством размещенной на ней аппаратуры обеспечивают прием информации от буя о местонахождении цели и корректируют точку приводнения боевой части. Для доставки боевой части и буя к району расположения цели используют крылатые ракеты. Крылатая ракета снабжена маршевой силовой установкой с воздушно-реактивным двигателем. Скорость разгона каждой ракеты разгонным устройством на начальном участке траектории ограничивают величиной, достаточной для создания поддерживающей полет аэродинамической подъемной силы и запуска маршевого двигателя, после чего обеспечивают ее отделение от разгонного устройства, запуск маршевого двигателя и дальнейший полет к району расположения цели в атмосфере. Коррекцию точки приводнения боевой части осуществляют за счет коррекции траектории полета первой ракеты по уточненным координатам цели и отделения боевой части ближе к цели. Достигается уменьшение массы ракетного комплекса. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к способам поражения подводной цели с использованием боевой части подводного действия, доставляемой ракетой.

Известен способ поражения подводных целей на больших дальностях, патент RU №2371667, заключающийся в доставке отделяемой боевой части подводного действия к району расположения цели посредством первой баллистической ракеты с использованием разгонного двигателя (разгонного устройства), в которой боевая часть расположена под сбрасываемым носовым обтекателем, сбросе обтекателя и отделении боевой части на конечном участке траектории полета и ее задействовании после приводнения, при этом перед доставкой боевой части подводного действия к району расположения цели доставляют, по крайней мере, один радиогидроакустический буй посредством полета второй ракеты с использованием разгонного устройства. Радиогидроакустический буй доставляют в составе отделяемой крылатой ракеты, расположенной под сбрасываемым носовым обтекателем второй ракеты, сбрасывают обтекатель и отделяют крылатую ракету на конечном участке траектории полета, осуществляют управляемый горизонтальный полет крылатой ракеты над районом расположения цели, при котором сбрасывают, по крайней мере, один радиогидроакустический буй; боевую часть подводного действия доставляют к району расположения цели совместно с состыкованным с ней отделяемым блоком отклоняемых аэродинамических поверхностей с приводами через интервал времени, достаточный для приводнения буя, при этом при приближении к району местонахождения цели принимают посредством входящей в систему управления первой баллистической ракеты аппаратуры приема информации о местонахождении цели от радиогидроакустического буя по радиоканалу, и перед отделением боевой части подводного действия вводят уточненные координаты цели в ее систему управления; на воздушном участке движения боевой части подводного действия корректируют ее траекторию посредством блока аэродинамических поверхностей для приводнения в районе уточненного местонахождения подводной цели и перед приводнением отделяют блок аэродинамических поверхностей.

Существенными признаками предлагаемого способа, совпадающими с признаками прототипа, являются следующие: способ поражения подводных целей, заключающийся в доставке отделяемой боевой части подводного действия к району расположения цели посредством полета первой ракеты с использованием разгонного устройства, отделении боевой части на конечном участке траектории полета и ее задействовании после приводнения, при этом перед доставкой боевой части подводного действия к району расположения цели доставляют по крайней мере один радиогидроакустический буй, посредством полета второй ракеты с использованием разгонного устройства, осуществляют отделение радиогидроакустического буя и, после его приводнения, при приближении к району местонахождения цели первой ракеты, посредством размещенной на ней аппаратуры, обеспечивают прием по радиоканалу информации от радиогидроакустического буя о местонахождении цели, и по полученной информации корректируют точку приводнения боевой части подводного действия.

В известном способе для полета каждой БР по баллистической траектории тяга разгонного устройства должна превышать вес БР, что определяет большой расход и запас топлива, в том числе большой расход окислителя, который технически невозможно забрать из атмосферы, и поэтому в объеме БР, кроме горючего, размещают потребный для полета запас окислителя. Эти факторы увеличивают массу БР. Кроме того, в известном способе при полете БР не используется аэродинамическая подъемная сила, что дополнительно увеличивает потребный расход топлива, его запас в составе БР и их массу. Большая масса БР затрудняет их изготовление, техническое обслуживание при эксплуатации, транспортирование и увеличивает их стоимость, а также облегчает противодействие силам противника, что уменьшает вероятность поражения подводной цели.

Технической задачей, на решение которой направлен предлагаемый способ, является уменьшение массы устройства для поражения подводных целей.

Для решения поставленной задачи в способе поражения подводных целей, заключающемся в доставке отделяемой боевой части подводного действия к району расположения цели посредством полета первой ракеты с использованием разгонного устройства, отделении боевой части на конечном участке траектории полета и ее задействовании после приводнения, при этом перед доставкой боевой части подводного действия к району расположения цели доставляют по крайней мере один радиогидроакустический буй, посредством полета второй ракеты с использованием разгонного устройства, осуществляют отделение радиогидроакустического буя и, после его приводнения, при приближении к району местонахождения цели первой ракеты, посредством размещенной на ней аппаратуры, обеспечивают прием по радиоканалу информации от радиогидроакустического буя о местонахождении цели, и по полученной информации корректируют точку приводнения боевой части подводного действия, для доставки отделяемой боевой части подводного действия и, по крайней мере, одного радиогидроакустического буя к району расположения цели используют крылатые ракеты, каждая из которых снабжена маршевой силовой установкой с воздушно-реактивным двигателем, при этом скорость разгона каждой ракеты разгонным устройством на начальном участке траектории ограничивают величиной, достаточной для создания поддерживающей полет аэродинамической подъемной силы и запуска маршевого двигателя, после чего обеспечивают ее отделение от разгонного устройства, запуск маршевого двигателя и дальнейший полет к району расположения цели в атмосфере, а коррекцию точки приводнения боевой части подводного действия осуществляют за счет коррекции траектории полета первой ракеты по уточненным координатам цели и отделения боевой части подводного действия ближе к цели. Для экономичного полета на маршевом участке с дозвуковой скоростью, воздушно-реактивный двигатель маршевой силовой установки каждой ракеты выбирают турбореактивным, при этом их полет на маршевом участке траектории осуществляют на высотах 0,05-15 км. Для экономичного полета на маршевом участке со сверхзвуковой скоростью воздушно-реактивный двигатель маршевой силовой установки каждой ракеты выбирают прямоточным, при этом их полет на маршевом участке траектории осуществляют на высотах 10-40 км. Для увеличения надежности и дальности поражения комплексом цели, после приводнения радиогидроакустического буя, посредством установленной на второй ракете радиоэлектронной аппаратуры обеспечивают прием информации от буя, ее усиление и передачу по радиоканалу.

Отличительными признаками предлагаемого способа поражения подводных целей являются следующие: для доставки отделяемой боевой части подводного действия и, по крайней мере, одного радиогидроакустического буя к району расположения цели используют крылатые ракеты, каждая из которых снабжена маршевой силовой установкой с воздушно-реактивным двигателем, при этом скорость разгона каждой ракеты разгонным устройством на начальном участке траектории ограничивают величиной, достаточной для создания поддерживающей полет аэродинамической подъемной силы и запуска маршевого двигателя, после чего обеспечивают ее отделение от разгонного устройства, запуск маршевого двигателя и дальнейший полет к району расположения цели в атмосфере, а коррекцию точки приводнения боевой части подводного действия осуществляют за счет коррекции траектории полета первой ракеты по уточненным координатам цели и отделения боевой части подводного действия ближе к цели; для полета первой и второй ракет используют турбореактивный двигатель, при этом их полет на маршевом участке траектории осуществляют на высотах 0,05-15 км; для полета первой и второй ракет используют прямоточный воздушно-реактивный двигатель, при этом их полет на маршевом участке траектории осуществляют на высотах 10-40 км; после приводнения радиогидроакустического буя посредством установленной на второй ракете радиоэлектронной аппаратуры обеспечивают прием информации от буя, ее усиление и передачу по радиоканалу.

Благодаря наличию указанных отличительных признаков в совокупности с известными достигается следующий технический результат - уменьшаются массы первой и второй ракет, затраты времени и средств на их изготовление, техническое обслуживание при эксплуатации и транспортирование, расширяется диапазон возможной дальности поражения подводной цели и увеличивается вероятность поражения подводной цели.

Предложенное техническое решение может найти применение при разработке устройств противолодочного вооружения уменьшенной массы и расширенным диапазоном дальности, увеличенной вероятностью поражения подводных целей.

Способ поясняется устройством противолодочного вооружения, представленным на чертежах (фиг.1 и фиг.2).

На фиг.1 представлена первая КР устройства, оснащенная маршевой силовой установкой на основе прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД).

На фиг.2 представлена вторая КР устройства, оснащенная маршевой силовой установкой на основе ПВРД.

Представленное на чертежах устройство противолодочного вооружения содержит первую КР 1, включающей систему 2 управления, рулевые поверхности 3 с приводами 4, сообщенными с системой 2 управления. КР 1 оснащена маршевой силовой установкой на основе воздушно-реактивного двигателя, включающей ПВРД 5, топливный бак 6, магистраль 7 подачи топлива в ПВРД 5, содержащую устройство 8 дозирования топлива, сообщенное с системой 2 управления. КР 1 также содержит боевую часть 9 подводного действия с устройством 10 ее отделения, сообщенным с системой 2 управления, которая включает аппаратуру 11 приема радиоволн, вычисления уточненных координат цели и определения точки отделения боевой части 9 подводного действия. КР 1 также снабжена разгонным устройством, выполненным в виде реактивного двигателя твердого топлива (РДТТ) 12, расположенного в полости 13 ПВРД 5. КР 1 состыкована с РДТТ 12 посредством устройства 14 отделения. В качестве разгонного устройства может быть использован также самолет-носитель как основное разгонное устройство или дополнительное. ПВРД 5 содержит многостворчатое регулируемое реактивное сопло 15. Полость 16 над соплом 15 сообщена с атмосферой линией 17, содержащей клапан 18 перекрытия, сообщенный с системой 2 управления. В состав комплекса входит вторая КР 19, включающая систему 20 управления, рулевые поверхности 21 с приводами 22, сообщенными с системой 20 управления. КР 19 оснащена силовой установкой, на основе воздушно-реактивного двигателя, содержащей ПВРД 23, топливный бак 24, магистраль 25 подачи топлива в ПВРД 23, содержащую устройство 26 дозирования топлива, сообщенное с системой 20 управления КР 19, которая также оснащена тремя радиогидроакустическими буями 27 и устройствами 28 их отделения, сообщенными с системой 20 управления. КР 19 содержит аппаратуру 29 для приема, усиления и передачи по радиоканалу информации о местонахождении цели и снабжена разгонным устройством, выполненным в виде РДТТ 30, расположенного в полости 31 ПВРД 23. КР 19 состыкована с РДТТ 30 посредством устройства 32 отделения. В качестве разгонного устройства может быть использован также самолет-носитель как основное разгонное устройство или дополнительное. ПВРД 23 содержит многостворчатое регулируемое реактивное сопло 33. Полость 34 над соплом 33 сообщена с атмосферой линией 35, содержащей клапан 36 перекрытия, сообщенный с системой 20 управления.

Устройство противолодочного вооружения работает следующим образом. Полет КР 19 осуществляется с опережением относительно полета КР 1, достаточным для приводнения радиогидроакустических буев 27 после их отделения посредством последовательного включения системой 20 управления устройств 28 отделения в различных точках района расположения подводной цели. Для обеспечения полета КР 1 и КР 19, РДТТ 12 и 30 обеспечивают их разгон только до скорости полета, достаточной для создания поддерживающей их полет аэродинамической подъемной силы и запуска маршевых ПВРД, соответственно 5 и 23, поэтому масса РДТТ 12 и 30, по сравнению с прототипом, небольшая. После ускорения КР 1 и КР 19 системы 2 и 20 управления задействуют устройства, соответственно, 14 и 32, обеспечивая отделение РДТТ 12 и 30, что дополнительно уменьшает массу КР 1 и КР 19, необходимую для выполнения ими маршевого полета, и запускают маршевые ПВРД, соответственно, 5 и 23. Маршевый участок полета КР 1 и КР 19 в атмосфере, с использованием ПВРД 5 и 23 содержащегося в ней кислорода воздуха, исключает наличие окислителя в составе КР 1 и КР 19 для выполнения полета, что уменьшает, по сравнению с прототипом, объем и массу КР 1 и КР 19, необходимую для выполнения ими маршевого полета. Кроме того, управляемый полет КР 1 и КР 19 в атмосфере, с непредсказуемой противником конечной точкой полета, в отличие от прототипа с баллистической траекторией, осложняет задачу силам противодействия и, благодаря этому, увеличивает вероятность поражения подводных целей. КР 1 позволяет, за счет возможности ее маневренного полета на малой высоте, более точно, с меньшим отклонением, по сравнению с прототипом, доставить боевую часть 9 подводного действия по уточненным координатам подводной цели, определенным аппаратурой 11 после принятия от радиогидроакустических буев 27 по радиоканалу информации о местонахождении цели, и задействовать устройство 10 отделения боевой части 9 ближе к цели, что повышает вероятность поражения подводной цели. Кроме того, маневренный полет КР 1 и КР 19 на малой высоте позволяет обеспечить доставку радиогидроакустических буев 27 и боевой части 9 подводного действия также и к цели, расположенной на небольшой дальности, что расширяет диапазон возможной дальности поражения подводных целей комплексом. Оснащение ПВРД 5 и 23 многостворчатыми регулируемыми реактивными соплами 15 и 33 обеспечивает при их открытом положении размещение РДТТ 12 и 30, соответственно, в полостях 13 и 31 ПВРД 5 и 23. Кроме того, после отделения РДТТ 12 и 30, при работающих ПВРД 5 и 23, путем перекрытия клапанов 18 и 36 системами 2 и 20 управления, соответственно, обеспечивается увеличение давления продуктов сгорания топлива в полостях 16 и 34 и за счет этого перевод многостворчатых регулируемых реактивных сопел 15 и 33 в положение минимального критического сечения, что приводит к увеличению давления в полостях 13 и 31, соответственно, ПВРД 5 и 23 и их тяг, которые обеспечивают увеличение скорости и высоты полета, соответственно, КР 1 и 19, после чего их системы управления, соответственно, 2 и 20, воздействуя на устройства 8 и 26 дозирования топлива, уменьшают его расход до величины, необходимой для поддержания набранных КР 1 и 19 маршевой скорости и высоты полета. Маршевый полет КР 1 и КР 19 к району расположения морской цели с малым расходом топлива в ПВРД, соответственно, 5 и 23, выполняется на высотах 10-40 км с большой сверхзвуковой скоростью, что уменьшает время полета КР 1 и КР 19 к району расположения цели. При использовании в маршевой силовой установке КР 1 и КР 19 турбореактивного двигателя (на чертеже не показано) их экономичный маршевый полет к району расположения морской цели, с малым расходом топлива, выполняется на высотах 0,05-15 км, при этом полет на малой высоте уменьшает их заметность на фоне поверхности Земли, что уменьшает вероятность их обнаружения и противодействия, соответственно, увеличивается вероятность поражения подводной цели. Поражение подводной цели может быть реализовано при наличии в составе КР 19 по крайней мере одного отделяемого радиогидроакустического буя 27. Увеличение их количества приводит к увеличению надежности обнаружения и вероятности поражения подводной цели, при этом благодаря расположению радиогидроакустических буев 27, после их приводнения, на расстоянии друг от друга, с различными углами направления на цель, при известных собственных координатах, обеспечивается возможность повышения точности определения координат цели, что увеличивает вероятность ее поражения. Аппаратура 29 на КР 19, после приводнения буев 27, обеспечивает прием, усиление и передачу по радиоканалу информации о местонахождении цели, что обеспечивает ее прием аппаратурой 11 на большем удалении КР 1 от цели, при этом обеспечивается возможность посредством системы 2 управления, после приема на большем удалении КР 1 от цели информации об уточненном положении цели, оптимизировать траекторию КР 1 для более быстрой доставки боевой части 9 к уточненному расположению цели по укороченному маршруту. Кроме того, полет КР 1 по укороченной траектории обеспечивает, при одном и том же запасе топлива, доставку боевой части 9 к цели, удаленной от КР 1 на большее расстояние, что расширяет диапазон дальности поражения подводной цели комплексом, а прием аппаратурой 29 информации от радиогидроакустического буя 27, ее усиление и передача по радиоканалу увеличивает надежность ее приема аппаратурой 11 КР 1 и, благодаря этому, увеличивает вероятность поражения подводной цели.

1. Способ поражения подводных целей, заключающийся в доставке отделяемой боевой части подводного действия к району расположения цели посредством полета первой ракеты с использованием разгонного устройства, отделении боевой части на конечном участке траектории полета и ее задействовании после приводнения, при этом перед доставкой боевой части подводного действия к району расположения цели доставляют, по крайней мере, один радиогидроакустический буй посредством полета второй ракеты с использованием разгонного устройства, осуществляют отделение радиогидроакустического буя и после его приводнения при приближении к району местонахождения цели первой ракеты посредством размещенной на ней аппаратуры обеспечивают прием по радиоканалу информации от радиогидроакустического буя о местонахождении цели и по полученной информации корректируют точку приводнения боевой части подводного действия, отличающийся тем, что для доставки отделяемой боевой части подводного действия и, по крайней мере, одного радиогидроакустического буя к району расположения цели используют крылатые ракеты, каждая из которых снабжена маршевой силовой установкой с воздушно-реактивным двигателем, при этом скорость разгона каждой ракеты разгонным устройством на начальном участке траектории ограничивают величиной, достаточной для создания поддерживающей полет аэродинамической подъемной силы и запуска маршевого двигателя, после чего обеспечивают ее отделение от разгонного устройства, запуск маршевого двигателя и дальнейший полет к району расположения цели в атмосфере, а коррекцию точки приводнения боевой части подводного действия осуществляют за счет коррекции траектории полета первой ракеты по уточненным координатам цели и отделения боевой части подводного действия ближе к цели.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что воздушно-реактивный двигатель маршевой силовой установки каждой ракеты выбирают турбореактивным, при этом их полет на маршевом участке траектории осуществляют на высотах 0,05-15 км.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что воздушно-реактивный двигатель маршевой силовой установки каждой ракеты выбирают прямоточным, при этом их полет на маршевом участке траектории осуществляют на высотах 10-40 км.

4. Способ по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что после приводнения радиогидроакустического буя посредством установленной на второй ракете радиоэлектронной аппаратуры обеспечивают прием информации от радиогидроакустического буя, ее усиление и передачу по радиоканалу.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к вооружению, в частности к способам поражения подводных целей. Способ поражения подводных целей заключается в доставке к району расположения цели отделяемой боевой части подводного действия и одного радиогидроакустического буя, посредством ракеты с использованием разгонного устройства, отделении боевой части на конечном участке траектории полета и ее задействовании после приводнения.
Изобретение относится к способу поражения наземных и воздушных целей. Способ поражения цели заключается в запуске группы, состоящей из двух функционально связанных между собой ракет, запускаемых одна за другой по цели со сдвигом во времени и доставке боевого снаряжения в зону поражения цели.

Изобретение относится к устройствам морского подводного оружия, в частности к реактивным снарядам, предназначенным для поражения подводных целей. .

Изобретение относится к ракетам, в частности к устройствам для поражения подводной цели, и включает баллистическую ракету и боевую часть подводного действия. .

Изобретение относится к ракетам, в частности к устройствам для поражения подводной цели и включает баллистическую ракету и боевую часть подводного действия. .

Изобретение относится к способам выработки углов наведения пусковой установки приборами управления стрельбой. .

Изобретение относится к вооружению, в частности к способам поражения подводных целей. Способ поражения подводных целей заключается в доставке к району расположения цели отделяемой боевой части подводного действия и одного радиогидроакустического буя, посредством ракеты с использованием разгонного устройства, отделении боевой части на конечном участке траектории полета и ее задействовании после приводнения.

Боеприпас // 2529236
Изобретение относится к области военной техники, а именно к различным боеприпасам, преимущественно для гладкоствольного оружия. Боеприпас содержит корпус с хвостовой частью, откидывающиеся консоли стабилизирующего оперения и элементы шарнирного соединения консолей с хвостовой частью корпуса.

Изобретение относится к управлению траекторией полета тел, движущихся с высокими, в т. ч.

Изобретение относится к области управляемого артиллерийского вооружения, в частности к управляемым артиллерийским снарядам. Управляемый артиллерийский снаряд содержит корпус, блок автоматического управления, блок рулевого привода, блок тормозных устройств, боевую часть, комбинированное взрывательное устройство, стабилизатор и донный газогенератор.

Изобретение относится к области разработки систем наведения ракет и может быть использовано в комплексах ПТУР и ЗУР. В способе управления ракетой формируют управляющий сигнал автоколебательным приводом аэродинамических рулей с обратной связью и вибрационной линеаризацией и соответствующее отклонение приводом аэродинамических рулей.

Изобретение относится к области управления летательными аппаратами (ЛА), в частности, стабилизированными вращением. Способ использует информацию о векторе магнитного поля Земли (МПЗ), измеренном датчиком МПЗ в связанной с ЛА вращающейся по крену системе координат.

Группа изобретений относится к области устройств для улучшения управления ракетами или реактивными снарядами, а именно к устройствам управления ракетой или реактивным снарядом, например малого калибра.

Изобретение относится к военной технике, в частности к способу подрыва осколочно-фугасной боевой части (ОФБЧ). Способ подрыва ОФБЧ самонаводящегося боеприпаса с управляющим блоком (УБ) осуществляется посредством ударного воздействия бойка на головное взрывательное устройство (ВУ) мгновенного действия ОФБЧ.
Изобретение относится к боеприпасам, в частности к снарядам, невидимым для радиорадаров (стелс-снарядам). Стелс-снаряд содержит корпус, взрыватель и взрывчатое вещество.

Изобретение относится к области вооружений, в частности к взрывателям с оптическим датчиком цели для реактивных боеприпасов. Оптический датчик цели установлен внутри корпуса головного взрывателя.

Изобретение относится к ракетной технике и касается крылатой ракеты (КР) со стартово-разгонной ступенью (СРС) и маршевой силовой установкой (МСУ) со сверхзвуковым прямоточным воздушно-реактивным двигателем (СПВРД).

Изобретение относится к вооружению, в частности к способам поражения подводных целей. Способ поражения подводных целей заключается в доставке к району расположения цели отделяемой боевой части подводного действия и одного радиогидроакустического буя, посредством ракеты с использованием разгонного устройства, отделении боевой части на конечном участке траектории полета и ее задействовании после приводнения.
Изобретение относится к области военной техники, а именно к устройству формирования времени вскрытия или отделения головной части реактивного снаряда. Устройство формирования времени вскрытия или отделения головной части реактивного снаряда содержит исполнительный механизм вскрытия или отделения головной части и приемник сигналов ГЛОНАСС или других систем спутниковой навигации с возможностью предстартовой установки в нем координат точки отделения или вскрытия головной части.

Изобретение относится к области ракетных вооружений, в частности к рулевому приводу и способу управления полетом управляемого снаряда. Рулевой привод управляемого снаряда содержит корпус, основание, фильтр, воздухозаборник, электромагнитные клапаны и пневмоцилиндры рулевых машин.

Изобретение относится к области управляемого артиллерийского вооружения, в частности к управляемым артиллерийским снарядам. Управляемый артиллерийский снаряд содержит корпус, блок автоматического управления, блок рулевого привода, блок тормозных устройств, боевую часть, комбинированное взрывательное устройство, стабилизатор и донный газогенератор.
Наверх