Способ экспериментально-теоретического определения соотношения между коэффициентами трения покоя и трения скольжения фрикционной пары и устройство для его осуществления

Изобретение относится к экспериментально-теоретическому определению фрикционных характеристик пары трения, а именно установлению в паре трения соотношения между коэффициентами трения покоя и трения скольжения. Способ экспериментально-теоретического определения соотношения между коэффициентами fmpП трения покоя и fmpСK трения скольжения заключается в том, что брус прямоугольного сечения, изготовленный из материала А, устанавливают на две подвижные опоры, изготовленные из материала Б. С помощью блочно-тросовой системы обеспечивают сближение этих опор, предварительно на одной из них искусственно вызывают срыв контакта с брусом и переход в состояние скольжения, в то время как на второй опоре сохраняется неподвижная связь между контактирующими поверхностями, и данная опора совместно с брусом как единая система перемещается относительно первой опоры. При этом сближение опор приводит к изменению величины сил реакции на опорах, а следовательно, и возникающих на них сил трения. Причем на первой опоре сила трения скольжения по мере движения системы растет, в то время как на второй опоре сила трения покоя пропорционально уменьшается. Как только величина обеих сил сравняется, движение бруса относительно первой опоры прекращается. В этот момент систему останавливают и фиксируют величину перемещения бруса относительно данной опоры. Затем вычисляют величину реакции на опорах и определяют искомое соотношение между коэффициентами трения покоя и трения скольжения. Техническим результатом является установление соотношения С коэффициентов трения фрикционной пары, состоящей из материалов А и Б, в процессе одного эксперимента. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к экспериментально-теоретическому определению фрикционных характеристик пары трения.

Широко известны способы определения коэффициентов трения покоя и трения скольжения фрикционной пары [1-3]. При этом под коэффициентом трения подразумевают отношение касательной силы трения, необходимой для перемещения одного тела относительно другого, к величине нормальной силы, действующей в паре трения.

Триботехническими исследованиями [1-3 и др.] установлено, что для одной и той же фрикционной пары величина коэффициента fmpП трения покоя существенно превышает значение коэффициента fmpСK трения скольжения. Величины данных коэффициентов определяются следующими зависимостями:

где FmpП - максимальная сила трения, возникающая в момент страгивания одного тела относительно другого, Н;

G - нормальная сила в паре трения, Н.

где FmpСK - сила трения, возникающая при установившемся движении одного тела по поверхности другого, Н.

Традиционно для определения каждого коэффициента трения выполняются два независимых исследования. При определении fmpСК проблем не возникает, так как значение величины FmpCK - хорошо регистрируется измерительным прибором ввиду достаточно высокой стабильности процесса скольжения одного тела по поверхности другого. При определении же величины FmpП необходимо фиксировать ее максимальное значение в момент начала движения (момент «срыва») тела относительно поверхности другого. Ввиду скоротечности этого процесса фиксация достоверного значения искомой величины представляет определенную сложность.

Соотношение между этими коэффициентами до настоящего времени устанавливали только расчетом как результат указанных двух независимых исследований [1-3 и др.]

Новизна и принципиальное отличие предлагаемого способа от традиционного заключаются в том, что он позволяет с высокой точностью получить данное соотношение экспериментально в процессе одного опыта. Ввиду одномоментности фиксации сил трения покоя и сил трения скольжения при абсолютно одинаковых внешних условиях повышается достоверность результата исследований. Далее на основе установленного экспериментально значения С при необходимости можно вычислить и достоверное значение коэффициента трения покоя из соотношения fmpП=С·fmpCK, где значение fmpCK предварительно получено в результате традиционного эксперимента при установившемся движении элементов пары трения.

Метод исследования

Целью исследований является установление соотношения С коэффициентов трения фрикционной пары, состоящей из материалов А и Б, в процессе одного эксперимента.

Суть методики исследования заключается в том, что образец из материала А в виде бруса 1 прямоугольного сечения длиной, равной L, располагают на двух опорах 2 и 3, изготовленных из материала Б (фиг. 1). Изначально эти опоры контактируют с концами бруса 1. В таком случае возникающие на опорах реакции F1 и F2 равны половине силы тяжести G бруса 1: F1=F2=G/2.

Затем с помощью специального устройства заставляют опоры 2 и 3 перемещаться навстречу друг другу. При этом искусственно (см. ниже) обеспечивают на опоре 3 состояние «срыва» и переход на режим скольжения, в то время как опора 2 за счет сил трения покоя остается в постоянном сцеплении с брусом 1 и перемещается совместно с ним как единое целое.

Поскольку сила трения покоя FmpП, возникающая на опоре 2, при условии F1=F2 больше FmpCK, то система 1-2 как единое целое перемещается относительно опоры 3. Такое взаимное перемещение тел приводит к изменению значений реакций F1=F2 и на опорах. А именно реакция F2 по мере движения системы растет, а реакция F пропорционально уменьшается (закономерность этого изменения представлена ниже). Следовательно, и величина FmpCK на опоре 3 постепенно увеличивается, a FmpП на опоре 2 убывает. Как только обе величины сравняются, движение бруса 1 относительно опоры 3 прекращается и в контакте последних двух тел устанавливается трение покоя, а при дальнейшем сближении опор 2, 3 и продолжающемся уменьшении величины реакции F возникает скольжение бруса 1, но уже в обратном направлении, т.е. относительно опоры 2.

Задача эксперимента: зафиксировать начало остановки движения бруса 1 относительно опоры 3, когда сила трения покоя на опоре 2 становится равной силе трения скольжения на опоре 3.

Теоретическое обоснование способа

Установим закономерность изменения реакций на опорах в зависимости от перемещения опоры 3 относительно бруса 1.

Итак, в начальный момент опора 2 неподвижна относительно бруса 1, а опора 3 скользит вдоль него. При этом движении опора 3 имеет два граничных положения (фиг. 1): положение I - начало движения, при котором реакция F2 опоры 3 равна половине силы тяжести бруса 1 (F2=G/2); положение II - опора 3 располагается под центром тяжести бруса 1 и реакция опоры 3 равна силе тяжести бруса (F2=G). В данном положении опоры 3 реакция на опоре 2 будет равна нулю F1=0, что означает, что сила трения на этой опоре исчезнет. Очевидно, что условие, при котором величина силы трения покоя на опоре 2 сравняется с величиной силы трения скольжения на опоре 3, возникнет в некотором промежуточном положении III (фиг. 1). Таким образом, изменение сил реакции и сил трения на опорах нужно рассматривать на перемещении l опоры 3, равном не более половины длины бруса: l≤L/2.

На фиг. 2 показаны графически функции F1=f(l) и F2=f(l), определяющие изменение реакции на опорах в зависимости от перемещения l опоры 3 из положения I в положение II.

Решение задачи представляется системой уравнений

Для определения коэффициента трения покоя в опоре 2 используем выражение

для определения коэффициента трения скольжения в опоре 3 выражение

Как уже указывалось, при нахождении опоры 3 в положении III возникает условие FmpП=FmpCK, на основании которого с учетом (5) и (6) можем записать

Используя закономерности (4)-(7), представим решение задачи на конкретном примере. Длина бруса составляет L=40 см, экспериментально установлено, что условие FmpП=FmpCK достигается при l=6 см. Проведем соответствующие расчеты:

Определяем искомую величину:

Устройство для реализации способа

На фиг. 3 показано устройство для реализации способа, которое включает в себя: брус 1 прямоугольного сечения из материала А, опирающийся на опоры 2 и 3, изготовленные из материала Б. Опоры расположены в металлическом неподвижном корытообразном желобе 4, имеющем в середине продольный сквозной пропил длиной L. Опоры 2 и 3, свободно лежащие внутри желоба, с помощью осей 5, проходящих через пропил желоба, соединены с блочно-тросовой системой 6. При этом один конец троса жестко соединен с осью 5 опоры 3, а второй его конец прикреплен к воротку 7.

Работа устройства и методика эксперимента

Брус 1 устанавливают на опоры 2 и 3 в положение I (фиг. 1). Приводят во вращение вороток 7. При наматывании троса на вороток опоры 2 и 3 начинают сближаться. В соответствии с методикой испытаний на одной из опор обеспечивается «срыв» между контактирующими поверхностями. Это достигается тем, что конец бруса 1 на опоре 3 имеет небольшой выступ (фиг. 3, вид Z), благодаря которому основная контактная поверхность опоры 3 в начальный момент движения оказывается оторванной от бруса 1, что вызывает явление «срыва» при сходе опоры 3 с выступа (бугра). Таким образом, брус 1 начинает скользить на опоре 3, в то время как опора 2 благодаря силе трения покоя оказывается соединенной с ним неподвижно. Заметим, что явление «срыва» на опоре 3 может быть осуществлено и при отсутствии выступа на конце бруса. Для этого достаточно перед началом работы блочно-тросовой системы незначительно приподнять конец бруса 1 над опорой 3. После того, как опора 3 войдет в полный контакт с брусом 1, последний будет скользить по ней, оставаясь неподвижным по отношению к опоре 2.

Продолжают плавно вращать вороток 7 до момента, когда движение бруса 1 по опоре 3 прекратится, т.е. достигается положение III (фиг. 1). Движение воротка прекращают и измеряют расстояние l, то есть путь, пройденный опорой 3 при скольжении относительно бруса 1.

Опыт повторяют многократно и в соответствии с правилами математической статистики вычисляют математическое ожидание измеряемой величины и ошибку измерений [4]. Далее в соответствии с установленными выше зависимостями вычисляют величину С, определяющую соотношение между коэффициентами трения покоя и трения скольжения испытуемой фрикционной пары.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гаркунов Д.Н. Триботехника. / Д.Н. Гаркунов. - М.: Машиностроение, 1985.

2. Костецкий Б.И. Трение, смазка и износ в машинах. / Б.И. Костецкий. - Киев: Техника, 1970.

3. Крагельский И.В. Основы расчетов на трение и износ. / И.В. Крагельский, М.Н. Добычин, B.C. Комбалов. - М.: Машиностроение, 1977.

4. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. / В.Е. Гмурман. - М.: Высшая школа, 1977.

1. Способ экспериментально-теоретического определения соотношения между коэффициентами fmpП трения покоя и fmpСK трения скольжения путем фиксации величины сил трения во фрикционной паре в зависимости от вертикальной нагрузки в состоянии покоя и скольжения элементов исследуемой пары трения, отличающийся тем, что один образец пары трения в виде бруса прямоугольного сечения длиной L и весом G, изготовленный из материала А, размещают в горизонтальном положении на двух опорах, изготовленных из материала Б; затем опоры перемещают навстречу друг другу, предварительно на одной из опор искусственно вызвав срыв контакта и переход в состояние скольжения, в то время как на второй опоре за счет силы трения покоя сохраняется неподвижная связь между контактирующими поверхностями, и данная опора совместно с брусом как единая система перемещается относительно первой опоры; сближение опор продолжают до того момента, когда движение бруса относительно первой опоры прекращается; фиксируют величину l перемещения бруса относительно данной опоры; вычисляют величину реакции на опорах

и определяют искомое соотношение между коэффициентами

2. Устройство для определения соотношения между коэффициентами трения покоя и трения скольжения фрикционной пары, содержащее элемент пары трения, изготовленный из материала А и опирающийся на элемент пары трения, изготовленный из материала В, отличающееся тем, что элемент пары трения из материала А изготовлен в виде бруса прямоугольного сечения, и опирается на две опоры, изготовленные из материала Б; опоры расположены в металлическом неподвижном корытообразном желобе, имеющем по всей длине сквозной пропил, опоры, свободно лежащие внутри желоба, с помощью осей соединены с блочно-тросовой системой, при этом один конец троса жестко соединен с осью опоры, а второй его конец прикреплен к воротку; при вращении воротка за счет движения блочно-тросовой системы обеспечивается встречное движение опор.

3. Устройство по п. 2, отличающееся тем, что конец бруса имеет небольшой бугорок, на который опирается одна из опор в начальный период работы устройства, чем обеспечивается кратковременный разрыв контакта между поверхностью данной опоры и брусом в начальный момент сближения опор.



 

Похожие патенты:

Использование относится к области механических испытаний материалов, в частности к определению динамического коэффициента трения. Способ определения динамического коэффициента внешнего трения заключатся в том, что используют два образца, верхний из которых помещают на плоской рабочей поверхности нижнего.

Изобретение относится к способам измерения и используется для оценки состояния поверхности взлетно-посадочной полосы аэродрома. В способе определения коэффициента сцепления аэродромного покрытия, включающем измерение динамических характеристик колес самолета при его движении по аэродромному покрытию, осуществляют формирование ведущего (переднего) и ведомого (заднего) колес шасси, ведомое (заднее) колесо формируют путем создания постоянного динамического торможения колесу шасси, колесо без динамического торможения считается ведущим, при этом динамическое торможение формируется с помощью тормозной системы колеса шасси, которое может отключаться при разбеге самолета, измеряют частоты вращения ведущего (переднего) и ведомого (заднего) колес шасси, устанавливают зависимость разницы вращения ведущего (переднего) и ведомого (заднего) колес от сцепных качеств аэродромного покрытия, а сцепные качества аэродромного покрытия определяют по установленной зависимости после проезда по нему самолета и измерения частот вращения ведущего (переднего) и ведомого (заднего) колес шасси.

Изобретение относится к области метрологии и может быть использовано при определения физико-механических свойств материалов и, в частности, коэффициента гистерезисных потерь материала.

Устройство для измерения переходного сопротивления, износостойкости и антифрикционных свойств гальванических покрытий, выполненное в одном блоке с комплектом сменных принадлежностей, позволяет проводить исследования вышеперечисленных свойств в соответствии с требованиями ГОСТ 9.302-88.

Изобретение относится к области сельского хозяйства и может быть использовано для исследования физико-механических свойств корнеклубнеплодов. Устройство для исследования физико-механических свойств корнеклубнеплодов содержит раму (1) с прикрепленными к ней электродвигателем (2), на валу которого установлен сменный диск (3) с исследуемой поверхностью, и направляющей (4), на которой установлена подвижная тележка (5).

Изобретение относится к области механических испытаний материалов, в частности к определению динамического коэффициента трения при взаимном перемещении образцов.

Изобретение относится к способам для определения коэффициента сцепления на искусственных поверхностях, преимущественно взлетно-посадочных полос аэродромов, а также дорожных покрытий.

Группа изобретений относится к обработке металлов давлением, а именно к оценке силы и коэффициента трения при холодной обработке металлов давлением. Представлен способ оценки параметров трения при холодной обработке металлов давлением, по которому протягивают через валки с заданным обжатием образцов с коническим участком с одного конца, длина которого позволяет обеспечивать прирост степени обжатия при протягивании образцов, визуально определяют место образования задиров на образцах, составляют для всех образцов график зависимости сила деформирования - перемещение, с помощью которого для места образования задиров определяют степень обжатия и напряжение сдвига второго образца и образцов с нанесенными смазочными материалами или покрытиями при их протягивании через жестко закрепленные валки, при этом определяют момент сопротивления вращению валков при их торможении и нормальную силу, действующую на валки со стороны образцов при их деформировании, посредством датчиков силы и устройства торможения валков, а из этих, фиксируемых датчиками силы, величин определяют силу трения по формуле: Tтр.=Pдат.×L/R, где Ттр.

Изобретение относится к области механических испытаний материалов. Для определения статического и динамического коэффициентов внешнего трения используют два образца: базовый и подвижный.

Изобретение относится к устройствам определения физико-механических свойств транспортируемых грузов. Устройство для определения величины коэффициента трения сыпучего груза о грузонесущий орган транспортной машины содержит размещенную на опорной раме съемную пластину из материала грузонесущего органа транспортной машины с размещенной на пластине пробой транспортируемого груза.

Изобретение относится к области механических испытаний материалов, в частности к определению динамического коэффициента трения при взаимном перемещении образцов. В способе для определения динамического коэффициента внешнего трения используются два образца. Нижний образец выполняют с выпуклой сферической поверхностью и приводят во вращение вокруг вертикально расположенной оси этой поверхности. Верхний образец выполняют тонкостенным, в виде правильной геометрической фигуры, с рабочей поверхностью вогнутой формы, чтобы обеспечить контакт с нижним образцом по всему периметру верхнего. Верхний образец при помощи шарнирной связи, имеющей возможность поворота в любом угловом направлении, соединяют с опорой, имеющей возможность перемещения в любом направлении. Для определения динамического коэффициента внешнего трения изменением координат опоры или длины шарнирной связи приводят верхний образец в положение, при котором линия, проходящая через центр сферической поверхности и центр площадки контакта верхнего образца с нижним, перпендикулярна шарнирной связи. Затем выявляют плоскость, касательную к сферической поверхности в центре контакта верхнего образца с нижним, определяют линию наибольшего ската в этой плоскости, находят угол ее откоса φ относительно горизонта, определяют угол β между линией наибольшего ската и направлением шарнирной связи, после чего динамический коэффициент внешнего трения определяют по формуле m д и н = t g ϕ c t g β . Технический результат − возможность определения динамического коэффициента внешнего трения на деталях со сферическими поверхностями в ответственных узлах длительного пользования, простота реализации и возможность ограничиться определением только геометрических параметров. 2 ил.

Группа изобретений относится к области оперативного контроля коэффициента сцепления колеса с дорожным покрытием. Способ определения коэффициента сцепления колеса с дорожным покрытием заключается в определении величины силового вращающего момента, приложенного к ступице или к диску тестируемого колеса. После чего дважды меняют вертикальную силовую нагрузку, действующую на тестируемое колесо, за счет поддомкрачивания автомобиля, и вновь определяют вращающий силовой момент. По разности измеренных в экспериментах силовых вращающих моментов для различных случаев поддомкрачивания судят о коэффициенте сцепления колеса с дорогой. Устройство для определения коэффициента сцепления колеса с дорожным покрытием, содержащее систему нагружения колеса вертикальной нагрузкой и крутящим моментом. Устройство содержит станину, домкрат для поддомкрачивания автомобиля, имеющий датчик усилия, воспринимаемый домкратом. Достигается повышение точности определения коэффициента сцепления отдельного колеса с полотном дороги и расширение диапазона использования способа для тестирования колес большого диаметра. 2 н.п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к способу предотвращения задиров в парах трения. Перед работой к образцу и контробразцу из материалов пары прикладывают точечную нагрузку Р при использовании смазочной композиции без антифрикционных добавок и определяют силу трения Fтр при возникновении задира, затем в смазочную композицию добавляют антифрикционные добавки и измеряют нагрузку Рд, при которой происходит задир, после чего рассчитывают коэффициент трения по формуле Fтр/Рд, где Fтр - сила трения при задире с использованием смазочной композиции без добавок, и пару трения перед работой смазывают композициями при значениях этого коэффициента не более 0,05. Технический результат - снижение трудозатрат и сокращение времени выбора составов смазочных композиций с антифрикционными добавками более чем в 10 раз.

Изобретение относится к испытательной технике для трибологических исследований. Прибор для одновременной оценки оптических и трибологических характеристик смазочного материала позволяет измерить их при заданных значениях скорости сдвига и толщины смазочного слоя. Пару трения образуют два стеклянных плоскопараллельных оптических окна круглой формы, образующие зазор между их плоскими поверхностями. Нижнее окно закреплено неподвижно, верхнее - приводится во вращение электроприводом, обеспечивающим бесступенчатое регулирование угловой скорости пары трения. Рабочий зазор, толщина которого устанавливается микрометрическим устройством для регулирования зазора между плоскопараллельными оптическими окнами, заполняется исследуемым смазочным материалом. Момент силы сдвига, возникающей при трении, регистрируют измерительной схемой, совмещенной с электроприводом вращения. Оптический сигнал, отражающий надмолекулярную самоорганизацию смазочного материала, получают с помощью лазера, луч которого в процессе трения проходит через поперечное сечение смазочного слоя и дополнительный поляризатор. При возникновении в смазочном слое (при наличии мезогенных присадок и определенного режима трения) явлений надмолекулярного упорядочивания смазочного материала происходит изменение интенсивности оптического сигнала лазерной системы. Технический результат - обеспечение количественной оценки внутренней структуры смазочного слоя. 2 ил.

Изобретение относится к области трибологии и триботехники и может использоваться для качественной оценки фрикционного взаимодействия при изучении трибологических свойств свитых изделий типа стальных канатов, тросов и других подобных изделий. В частности, способ полезен при выборе смазочных материалов, используемых для обработки («пропитки») стальных канатов. Задачей изобретения является повышение точности и достоверности экспериментального анализа фрикционного взаимодействия элементов свитых изделий. Способ оценки фрикционного взаимодействия элементов свитых изделий, заключающийся в том, что одним концом изделие закрепляют неподвижно, а со стороны свободного конца воздействуют осевым усилием, которое прикладывают одновременно ко всем элементам изделия, последовательно испытывают эталонное и контролируемое изделия равной между собой и превышающей шаг свивки длины, при этом прикладывают дополнительное силовое воздействие в виде крутящего момента и поворачивают изделия вокруг вертикальной оси в направлении свивки на одинаковый угол, обеспечивающий режим трения скольжения между элементами, после чего снимают воздействие, фиксируют свободные возвратно-крутильные колебания, определяют логарифмические декременты затухания в обоих случаях, по соотношению которых оценивают фрикционное взаимодействие между элементами сравниваемых свитых изделий. Технический результат заключается в качественной оценке фрикционного взаимодействия элементов свитых изделий, при обеспечении высокой точности и достоверности исследования. 1 табл.

Изобретение относится к мясной промышленности, к устройствам для определения коэффициента трения мясного и рыбного сырья. Устройство состоит из диска, закрепленного на вертикальной оси, шкалы, расположенной по радиусу диска. Вращение диска осуществляется от электромотора с преобразователем частоты через ременную передачу. Определение коэффициента трения К выполняется по формуле К=4π2n2R/g, где n - число оборотов диска, R - радиус вращения образца в момент сброса, g - ускорение свободного падения. Техническим результатом является снижение трудоемкости измерений коэффициента трения. 1 ил.

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения, а именно к методам исследования коэффициентов трения сыпучих материалов. Способ определения коэффициента трения сыпучих материалов заключается в том, что исследуемый материал размещается в цилиндре на вращающейся винтовой поверхности, установленной по оси цилиндра. Причем частота ее вращения определяется по формуле , где g - ускорение свободного падения, м/с2; D - диаметр винтовой поверхности, м; kV - коэффициент уменьшения линейной скорости частицы. Затем в процессе определения коэффициента трения определяется объем исследуемого материала, перемещенного за один оборот вращающейся винтовой поверхности, по формуле , где Q - объем перемещенного материала, м3; t - продолжительность опыта, с. При этом коэффициент трения определяют по формуле, где η - отношение шага S к диаметру D винтовой поверхности; λ - отношение диаметра D0 винтовой линии центров давления сыпучего материала на винтовой поверхности к диаметру винтовой поверхности D. Техническим результатом является повышение точности определения коэффициента трения сыпучих материалов. 1 ил.

Группа изобретений относится к способам измерения и используется для определения коэффициента сцепления аэродромного покрытия. Технической задачей изобретения является разработка способа и устройства, позволяющие определять коэффициент сцепления покрытия непосредственно при движении самолета по аэродрому. Технический результат по способу достигается тем, что в способе определения коэффициента сцепления аэродромного покрытия, включающем измерение динамических характеристик колес средства при его движении по аэродромному покрытию, дополнительно определяют динамические характеристики корпуса средства, за счет установки на объекте устройств, а сцепные качества аэродромного покрытия определяют по величине разности величин скорости перемещения корпуса объекта и скорости перемещения корпуса объекта, определяемой по скорости вращения колес объекта. При нулевой разности коэффициент сцепления аэродромного покрытия - максимален, при достижении разности скоростей величины порога формируется оповещающий сигнал и осуществляется запись сигналов, пропорциональных скоростям и разностного сигнала. Устройство для измерения коэффициента сцепления аэродромного покрытия содержит датчик 1 измерения частоты вращения колеса, блок 2 определения скорости корпуса объекта по частоте вращения колеса, блок 3 измерения скорости корпуса объекта, блок 4 вычитания, пороговое устройство 5, блок 6 оповещения и регистрирующую аппаратуру 7, причем выход датчика 1 измерения частоты вращения колеса через блок 2 определения скорости корпуса объекта по частоте вращения колеса соединен с первыми входами соответственно блока 4 вычитания и регистрирующей аппаратуры 7, выход блока 4 вычитания через пороговое устройство 5 соединен с входом блока 6 оповещения и третьим входом регистрирующей аппаратуры 7. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к способам измерения трения в подшипниках. Способ определения коэффициента трения подшипника заключается в создании усилия на подшипник от нагрузочного устройства. При этом создается дополнительное усилие от силовозбудителя. Причем усилия, приложенные к подшипнику от нагрузочного устройства и от силовозбудителя, создаются на равных, но противоположных плечах с последующим расчетом коэффициента трения по формуле , где F1 - усилие, приложенное к подшипнику от силовозбудителя; F2 - усилие, приложенное к подшипнику от нагрузочного устройства; L - плечо приложения силы; D - диаметр подшипника. Техническим результатом является создание устройства, обеспечивающего определение коэффициента трения подшипника. 4 ил.

Изобретение относится к устройствам, предназначенным для определения сцепных качеств дорожных и аэродромных покрытий. Устройство содержит взаимодействующий с покрытием рабочий орган в виде имитатора (9) автомобильной шины, устройства вертикального нагружения в виде, например, пневмоцилиндра (1), систему измерения вертикальных и касательных усилий с динамометрическими тягами (6) и (30), а также систему подачи жидкости на покрытие перед рабочим органом в виде трубопровода (43) с краном (42), подключенных к емкости с жидкостью, дополненных дозатором (45). При этом имитатор (9), состоящий из жесткой пластины (14), демпфирующего элемента (12) и протекторной резины, крепится к раме автомобиля. Система измерения возникающих при скольжении имитатора (9) вертикальных и касательных усилий содержит динамометрические тяги (6) и (30). При скольжении имитатора в зону его контакта с покрытием жидкость подается при помощи дозатора (45), состоящего из верхней воздушной полости (46) и нижней полости (47) для жидкости. Техническим результатом является обеспечение возможности сокращения времени проведения одного замера коэффициента сцепления, что повышает производительность и сокращает необходимое для проведения замеров количество жидкости. 5 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх