Способ оценки работоспособности технологического оборудования при эксплуатации в условиях, вызывающих снижение пластичности и растрескивание металла конструктивных элементов

Изобретение относится к оценке работоспособности технологического оборудования при эксплуатации в условиях, вызывающих снижение пластичности и растрескивание металла конструктивных элементов, и может быть использовано при его диагностировании для обоснования возможности, сроков, условий дальнейшей эксплуатации и предупреждения хрупких разрушений. Технический результат от использования изобретения заключается в обосновании возможности дальнейшей эксплуатации технологического оборудования и предупреждении высокоопасных хрупких разрушений. Для этого оценку работоспособности технологического оборудования ведут по параметрам и критериям пластичности металла, для чего определяют максимальные деформации в вершине концентратора еmax и разрушающие деформации eL, при этом если соблюдается условие emax<eL, то состояние оборудования оценивается как работоспособное, если условие не соблюдается, то в вершине исходного концентратора при действии номинальных напряжений σH от внешних нагрузок возможно растрескивание, т.е. образование исходной трещины размером L0, тогда, в случае если выполняется условие KI(L0)≤[KI], где KI - допустимый коэффициент интенсивности напряжений, состояние оборудования оценивается как работоспособное. 3 ил., 1 табл.

 

Изобретение относится к области оценки работоспособности технологического оборудования при эксплуатации в условиях, вызывающих снижение пластичности (охрупчивание) и растрескивание металла конструктивных элементов, например оборудования для добычи и переработки нефти и газа, эксплуатируемого в низкотемпературных климатических условиях, условиях деформационного, мало- и многоциклового нагружения, воздействия рабочих сред, вызывающих снижение пластичности (охрупчивание), стресс-коррозионное, сульфидное растрескивание металла, в том числе на производственных объектах северных, сероводородсодержащих месторождений, станций подземного хранения газа, и может быть использовано при его диагностировании для обоснования возможности, сроков, условий дальнейшей эксплуатации и предупреждения хрупких разрушений.

Известен способ оценки работоспособности технологического оборудования (Методические указания по проведению диагностирования технического состояния и определению остаточного срока службы сосудов и аппаратов (РД 03-421-01). Серия 03. Выпуск 17 / Колл. авт. - М.: Государственное унитарное предприятие «Научно-технический центр по безопасности в промышленности Госгортехнадзора России», 2002. - 136 с. ISBN 5-93586-131-3), в котором оценка работоспособности выполняется с использованием силовых характеристик сопротивления деформированию и разрушению металла на основе анализа соблюдения условия - σ<[σ], где σ - категории эквивалентных напряжений (общие или местные мембранные, общие или местные изгибные, общие или местные температурные напряжения и напряжения с учетом концентрации), определяемые расчетом или экспериментально в наиболее нагруженном (опасном) сечении конструкции, а [σ] - соответствующие им допускаемые напряжения, определяемые с учетом значений пределов прочности и текучести металла, поделенных на коэффициенты запаса. Значения пределов прочности и текучести металла могут определяться либо согласно нормативным требованиям, по справочным данным, либо экспериментально путем испытаний образцов металла по ГОСТ 1497-84. «Металлы. Методы испытаний на растяжение», значения коэффициентов запаса могут либо определяться согласно нормативным требованиям, либо обосновываться на основе анализа опыта эксплуатации и расчетно-экспериментальных исследований несущей способности. При выполнении условия σ<[σ] состояние оборудования оценивается как работоспособное, при его невыполнении - как неработоспособное.

Однако при длительной эксплуатации оборудования в условиях, вызывающих снижение пластичности (охрупчивание) и растрескивание металла конструктивных элементов, силовые характеристики деформирования и разрушения металла (пределы текучести и прочности) могут увеличиваться, а характеристики его пластичности (относительное удлинение и сужение, ударная вязкость), как правило, снижаются. В этом случае использование применяемых подходов к оценке работоспособности оборудования по силовым критериям может приводить к неконсервативным результатам и к ошибкам не в запас прочности и долговечности, что увеличивает риск внезапных отказов и хрупких разрушений оборудования, в том числе с катастрофическими последствиями. Выполняемые при диагностировании оборудования неразрушающий контроль и косвенная оценка механических свойств металла по измерениям твердости не позволяют оценивать его работоспособность по механизмам снижения пластичности и растрескивания металла, это подтверждается фактически имевшими место случаями внезапных отказов и разрушений оборудования по причине снижения пластичности (охрупчивания) и растрескивания металла.

Технический результат от использования изобретения заключается в обосновании возможности дальнейшей эксплуатации технологического оборудования и предупреждении его высокоопасных хрупких разрушений, в т.ч. с критическими и катастрофическими последствиями.

Задача решается тем, что в способе оценки работоспособности технологического оборудования при эксплуатации в условиях, вызывающих снижение пластичности и растрескивание металла конструктивных элементов, включающем неразрушающий контроль оборудования, по результатам которого определяют геометрические размеры конструктивных элементов, их концентраторов напряжений и дефектов, затем строят расчетную модель сечения стенки конструктивных элементов с исходным концентратором напряжений и деформаций, рассчитывают напряженно-деформированное состояние сечения, а оценку работоспособности технологического оборудования ведут по параметрам и критериям деформационной модели анализа растрескивания в сечении стенки с исходным концентратором, с учетом параметров и критериев пластичности металла, т.е. определяют максимальные деформации в вершине концентратора еmax и разрушающие деформации eL, при этом если соблюдается условие emax<eL, то состояние оборудования оценивается как работоспособное, если условие не соблюдается, то в вершине исходного концентратора при действии номинальных напряжений σH от внешних нагрузок возможно растрескивание, т.е. образование исходной трещины размером L0, тогда, в случае если выполняется условие KI(L0)≤[KI], где KI - допустимый коэффициент интенсивности напряжений, состояние оборудования оценивается как работоспособное.

На фиг. 1 представлена деформационная модель анализа растрескивания (трещинообразования) в сечении стенки с исходным концентратором напряжений и деформаций (дефектом), на фиг. 2 - алгоритм оценки работоспособности технологического оборудования при эксплуатации в условиях, вызывающих снижение пластичности и растрескивание металла конструктивных элементов, на фиг. 3 - распределение расчетных деформаций - е и результаты расчетов параметров и критериев деформационной модели растрескивания в сечении ступицы фланца задвижки с выявленными исходным дефектом отливки.

Параметры и критерии деформационной модели анализа растрескивания (трещинообразования) в сечении стенки с исходным концентратором (дефектом) обозначены как S - исходная толщина стенки; l и h - исходный концентратор (дефект) и его глубина; Sh - остаточная толщина стенки - Sh=S-h; e(Sh) - эпюра относительных деформаций (далее - деформаций) в сечении стенки, проходящем через вершину концентратора (дефекта); σн и ен - номинальные напряжения и деформации в стенке при рабочих нагрузках; еmax - максимальные деформации в вершине концентратора; eL - разрушающие деформации (деформации трещинообразования) по (1); 2 - область образования исходной трещины размером (глубиной) L0 при исчерпании пластичности в зоне e(Sh)≥eL; 3 - область роста трещины; KI(L) - эпюра коэффициентов интенсивности напряжений по пути роста трещины; К и Lк - критические коэффициент интенсивности напряжений и глубина трещины; 4 - область разрушения (долома). Результаты расчетов параметров и критериев деформационной модели растрескивания сечения ступицы фланца корпуса задвижки 41/16″ с исходным дефектом отливки включают: 5 тарелка и 6 ступица фланца, 7 - исходные дефект отливки; е и еmax - расчетная деформация по линии А-Б и максимальная расчетная деформация в вершине дефекта; KI - эпюра расчетного коэффициента интенсивности напряжений при росте условной исходной трещины из вершины дефекта (точка А) по линии А-Б.

Обобщенный алгоритм оценки работоспособности технологического оборудования при эксплуатации в условиях, вызывающих снижение пластичности (охрупчивание) и растрескивание металла конструктивных элементов, выглядит следующим образом.

Из конструктивных элементов оборудования, бывшего в эксплуатации, в соответствии с положениями ПНАЭ Г-7-002-86. «Нормы расчета на прочность оборудования и трубопроводов атомных энергетических установок», п. 2, 5 Приложения 2, вырезают требуемое количество образцов металла и выполняют их стандартные механические испытания на растяжение по ГОСТ 1497-84 «Металлы. Методы испытаний на растяжение» и ударный изгиб по ГОСТ 9454-78 «Метод испытания на ударный изгиб при пониженной, комнатной и повышенной температурах». Такие образцы могут быть вырезаны из выбракованных конструктивных элементов оборудования (например, обечаек, днищ, штуцеров после их замены при ремонте сосуда), из выбранных и выведенных из эксплуатации конструктивных элементов для определенных совокупностей оборудования, идентичного по материальному, конструктивному исполнению и условиям эксплуатации (например, выбранных типовых элементов совокупности фонтанных арматур скважин), из сменных конструктивных элементов эксплуатируемого оборудования (например, из крышек люков-лазов штуцеров) с их последующей заменой, из конструктивных элементов эксплуатируемого оборудования (например, из патрубка штуцера, фрагмента обечайки) с последующим восстановительным ремонтом, а также получены методом отбора пробы металла, не требующего восстановительного ремонта. По результатам испытаний определяют значения условного предела текучести (σ0,2), предела прочности (σВ), относительного удлинения (ψk) при температуре +20°C, зависимость ударной вязкости на образцах с V-образным надрезом (KCV) от температуры испытаний (t) - KCV(t) и значение критической температуры хрупкости (ТК). Затем с использованием значений σ0,2, σВ, ψk и ТК определяется значение деформационного критерия растрескивания (трещинообразования) - разрушающей пластической деформации - еL:

где ek t min - разрушающая деформация при минимальной температуре эксплуатации (tmin); kP - коэффициент снижения пластических свойств поверхностного слоя по отношению к пластическим свойствам металла гладких образцов для механических испытаний, как правило, вырезаемых из сердцевины сечения. Значения kP принимают из диапазонов: для исходных дефектов отливки (недоливы, заливы, грубая шероховатость) kP=0,4÷0,6; для галтелей и конструктивных переходов без обработки точением (сопряжение ступицы и стакана) - kP=0,6÷0,8; для галтелей и конструктивных переходов после механической обработки (сопряжение ступицы и тарелки фланца) - kP=0,8÷1. Значение еk t min может быть определено с использованием зависимостей по [Махутов Н.А. Деформационные критерии разрушения и расчет элементов конструкций на прочность. - М.: Машиностроение, 1981. - 270 с.]:

где ψk t min - относительное сужение при tmin, может быть определено либо экспериментально по результатам механических испытании вырезанных образцов металла на растяжение по ГОСТ 1497-84. «Металлы. Методы испытаний на растяжение» при tmin, либо с использованием зависимостей по [Махутов Н.А. Деформационные критерии разрушения и расчет элементов конструкций на прочность. - М.: Машиностроение, 1981. - 270 с.]:

где σT - предел текучести; SК - разрушающее напряжение в образце; βT, βВ - расчетные характеристики материала, определяются экспериментально, либо по [Махутов Н.А. Деформационные критерии разрушения и расчет элементов конструкций на прочность. - М.: Машиностроение, 1981. - 270 с.]; nψ - коэффициент запаса, учитывающий объем выборочных испытаний и статистический разброс их результатов; и - предел текучести при tmin и ТК соответственно; ψ - коэффициент; Е - модуль продольной упругости, определяется экспериментально или по ПНАЭ Г-7-002-86. «Нормы расчета на прочность оборудования и трубопроводов атомных энергетических установок», m - показатель упрочнения. В случае отсутствия экспериментальных данных значение ТК может быть определено с использованием зависимости по [Махутов Н.А. Деформационные критерии разрушения и расчет элементов конструкций на прочность. - М.: Машиностроение, 1981. - 270 с.]:

После этого с использованием результатов неразрушающего контроля оборудования определяют геометрические размеры конструктивных элементов, их концентраторов напряжений и дефектов. Затем строят расчетную модель сечения стенки с исходным концентратором напряжений и деформаций (дефектом), выполняют расчеты напряженно-деформированного состояния сечения с учетом эксплуатационных нагрузок и воздействий, параметров деформирования металла и определяют параметры и критерии деформационной модели анализа растрескивания (трещинообразования) в сечении стенки с исходным концентратором (дефектом) - фиг. 1. В отличие от существующих моделей оценки работоспособности параметры и критерии этой модели определяются по характеристикам пластичности металла.

Расчеты напряженно-деформированного состояния и определение значений σн, ен, построение эпюр e(Sh) и KI(L) может выполняться либо по аналитическим зависимостям (например, по ПНАЭ Г-7-002-86. «Нормы расчета на прочность оборудования и трубопроводов атомных энергетических установок»), либо численными методами (методом конечных элементов), при этом модель деформирования металла должна учитывать механические свойства металла при минимальной температуре эксплуатации - tmin, определенные по результатам испытаний вырезанных образцов или по зависимостям (3)-(9).

После этого выполняют оценку работоспособности оборудования с использованием модели (фиг. 1) анализа растрескивания (трещинообразования) в сечении стенки с исходным концентратором напряжений и деформаций (дефектом) на основе анализа соблюдения условия - emax<eL. В случае если это условие соблюдается, условие растрескивания (трещинообразования) в сечении стенки не реализуется и состояние оборудования оценивается как работоспособное. В случае, если это условие не соблюдается, то в вершине исходного концентратора - 1 (галтели, технологического или эксплуатационного дефекта и т.п.) при действии напряжений - σH от внешних нагрузок возможно растрескивание, т.е. образование исходной трещины - L0 (фиг. 1) в области 2, где пластическая деформация - e(Sh) превышает значение деформационного критерия - разрушающей пластической деформации - eL. В этом случае выполняют оценку сопротивления хрупкому разрушению. Для этого определяют размер исходной трещины - L0 (фиг. 1) как размер пластической зоны, в которой e(Sh)≥eL (см. область 2 на фиг.1) и оценивают сопротивление хрупкому разрушению из условия:

где [KI] - допустимый коэффициент интенсивности напряжений.

В случае если условие (11) соблюдается, состояние оборудования оценивают как работоспособное. Определяют величины допустимого размера трещины ([L]), соответствующего исчерпанию нормативного условия сопротивления хрупкому разрушению, и критического размера трещины - Lk, соответствующего возможности лавинообразного хрупкого разрушения, выраженные из условий:

Значения KIC и [KI] можно определять либо в соответствии с нормативными требованиями (например, по ПНАЭ Г-7-002-86) с учетом фактических свойств металла испытанных образцов, минимальной температуры эксплуатации - tmin и критической температуры хрупкости - ТК, либо экспериментально по результатам испытаний вырезанных образцов металла на трещиностойкость по ГОСТ 25.506-85. «Расчеты и испытания на прочность. Методы механических испытаний металлов. Определение характеристик трещиностойкости (вязкости разрушения) при статическом нагружении».

Значение (L) может быть использовано для прогнозирования ресурса оборудования по критерию сопротивления хрупкому разрушению. Значения [L] и Lk могут быть использованы для определения требований к проведению периодической дефектоскопии, например, применяемые методы и средства неразрушающего контроля должны позволять выявить трещины с размерами до [L] и до Lk.

В случае если условие (11) не соблюдается, состояние оборудования оценивают как неработоспособное, такое оборудование подлежит либо замене в целом, либо ремонту или замене конструктивного элемента с исходным концентратором или выявленным дефектом, с учетом которых оценены возможность растрескивания (трещинообразования) и невыполнение нормативного условия сопротивления хрупкому разрушению.

Способ реализуют следующим образом.

Реализация способа представлена на примере совокупности элементов фонтанных арматур (всего 1410 элементов, идентичных по конструктивному, материальному исполнению, условиям эксплуатации и эксплуатирующихся более 20 лет на 94-х газодобывающих скважинах северных месторождений в низкотемпературных климатических условиях (до -60°С), вызывающих снижение пластичности (охрупчивание) и растрескивание металла.

При диагностировании фонтанных арматур по результатам их неразрушающего контроля в условиях эксплуатации (на скважинах) на корпусах элементов были выявлены исходные дефекты отливки, определены их параметры, а также геометрические размеры конструктивных концентраторов напряжений (галтелей, конструктивных переходов и т.д.).

Затем из всей совокупности элементов фонтанных арматур выбрали типовые элементы с наибольшими повреждениями, частотой и прогнозируемой вероятностью отказов, в том числе 5 задвижек и по одному элементу для других типовых элементов - колонной и трубной головок, адаптера, крестовины, переводника (буфера), промежуточного и глухого фланцев. Эти элементы были демонтированы со скважин и из их корпусов были вырезаны образцы для механических испытаний - по три образца для испытаний на растяжение (тип III по ГОСТ 1497-84) и по 15 образцов - на ударный изгиб с V-образным надрезом (Шарпи) (тип 11 по ГОСТ 9454-78) в диапазоне температур +20÷-60°С, затем выполнены механические испытания образцов, определены их механические свойства - σ0,2, σВ, ψk, KCV (t) и критическая температура хрупкости - ТК.

Далее представлены последовательность и результаты оценки работоспособности на примере сечения ступицы фланца корпуса задвижки 41/16″ с исходным дефектом отливки.

По результатам расчетов установлено, что с учетом фактических экспериментально определенных механических свойств - предела текучести - σ0,2=478 МПа и относительного сужения Ψk=25,6% при +20°C их рассчитанных значения при минимальной температуре эксплуатации - tmin=-60°C по (3) и (4) составляют - σ0,2 t min=490 МПа и Ψk t min=11,8%. Расчетная разрушающая деформация по (2) составляет - еk=12,6%, а с учетом коэффициента снижения пластических свойств поверхностного слоя отливки - kP=0,4 определено значение деформационного критерия растрескивания (трещинообразования) - разрушающей пластической деформации - eL=5%. Определенная по температурной зависимости ударной вязкости критическая температура хрупкости металла составила - tk=-35°C. С учетом нее по ПНАЭ Г-7-002-86. «Нормы расчета на прочность оборудования и трубопроводов атомных энергетических установок» допустимый коэффициент интенсивности напряжений составляет - [KI]=23 МПа·м1/2, а критический коэффициент интенсивности напряжений - КIC=46 МПа·м1/2.

Затем выполнили расчеты параметров и критериев деформационной модели анализа растрескивания (фиг. 1) методом конечных элементов в осесимметричной постановке задачи при билинейной модели упругопластического деформирования металла с учетом его фактических свойств при минимальной климатической температуре эксплуатации -60°C.

С использованием полученных результатов расчетов было установлено, что условие emax<eL не соблюдается (emax=6%, eL=5%), следовательно, в вершине (А) дефекта отливки - 3 (фиг. 3) возможно растрескивание (трещинообразование), т.е. образование исходной трещины, ее размер из условия е≥eL может составлять - L0=2 мм.

Условие сопротивления хрупкому разрушению (11) KI(L0)≤[KI] соблюдается KI(L0)=10 МПа·м1/2, [KI]=23 МПа·м1/2, фиг. 3, состояние корпуса задвижки с выявленным дефектом отливки является работоспособным, эксплуатация задвижки может быть продолжена при условии проведения периодической дефектоскопии.

С учетом допустимого - [KI]=23 МПа·м1/2 и критического - KIC=46 МПа·м1/2 коэффициентов интенсивности напряжений для металла корпуса задвижки допустимая и критическая длины трещин составляют (фиг. 3) - [L]=9 мм и Lk=17 мм.

Обобщенные результаты расчетов параметров и критериев деформационной модели анализа растрескивания представлены в таблице.

Таким образом, по сравнению с прототипом заявляемый способ оценки работоспособности технологического оборудования при эксплуатации в условиях, вызывающих снижение пластичности и растрескивание металла, позволяет обосновать возможность дальнейшей эксплуатации технологического оборудования и предупредить высокоопасное хрупкое разрушение конструктивных элементов, в т.ч. с критическими и катастрофическими последствиями.

Способ оценки работоспособности технологического оборудования при эксплуатации в условиях, вызывающих снижение пластичности и растрескивание металла конструктивных элементов, включающий неразрушающий контроль оборудования, по результатам которого определяют геометрические размеры конструктивных элементов, их концентраторов напряжений и дефектов, затем строят расчетную модель сечения стенки конструктивных элементов с исходным концентратором напряжений и деформаций, рассчитывают напряженно-деформированное состояние сечения, а оценку работоспособности технологического оборудования ведут по параметрам и критериям деформационной модели анализа растрескивания в сечении стенки с исходным концентратором, отличающийся тем, что оценку работоспособности технологического оборудования ведут по параметрам и критериям пластичности металла, для чего определяют максимальные деформации в вершине концентратора emax и разрушающие деформации eL, при этом если соблюдается условие emax<eL, то состояние оборудования оценивается как работоспособное, если условие не соблюдается, то в вершине исходного концентратора при действии номинальных напряжений σН от внешних нагрузок возможно растрескивание, т.е. образование исходной трещины размером L0, тогда, в случае если выполняется условие KI(L0)≤[KI], где KI - допустимый коэффициент интенсивности напряжений, состояние оборудования оценивается как работоспособное.



 

Похожие патенты:

Изобретения относятся к области машиностроения, а именно к испытаниям корпусов роторов лопаточных машин на непробиваемость. Способ заключается в том, что на одной из лопаток, установленных в роторе, расположенном внутри неподвижного корпуса, осуществляется ослабление ее поперечного сечения, при достижении ротором заданной частоты вращения и прогреве корпуса и деталей ротора до необходимой температуры проводят обрыв этой лопатки с последующим взаимодействием оборвавшейся части с корпусом.

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Предложен способ диагностики топливной форсунки, в котором для уравновешивания крутящих моментов, производимых цилиндром двигателя, производят регулирование количества впрыскиваемого топлива или начало/конец синхронизации впрыска топлива в указанный цилиндр.

Описан способ проверки правильности определения вращающего момента двигателя, включающий: определение вращающего момента двигателя по количеству топлива, впрыскиваемого в двигатель, причем вращающий момент двигателя получают из таблицы впрыскивания топлива; вычисление первой величины веса транспортного средства по его ускорению и полученному вращающему моменту двигателя; определение вращающего момента вспомогательного тормозного устройства с использованием таблицы вспомогательного тормозного устройства; вычисление второй величины веса транспортного средства по полученному тормозному моменту вспомогательного тормозного устройства и сравнение первой и второй величин веса транспортного средства.

Изобретение направлено на получение данных или осуществление получения данных или распределения среды многоточечно, точно и быстро с хорошим пространственным разрешением и минимальными габаритными размерами.

Изобретение относится к измерительной технике, а именно, к устройствам для измерения аэродинамических сил и моментов, действующих на модели изделий авиационной и ракетной техники при проведении испытаний в аэродинамических трубах.

Изобретение относится к способу обнаружения попадания воды или града в газотурбинный двигатель, причем упомянутый двигатель имеет, по меньшей мере, компрессор, камеру сгорания и турбину.

Изобретение относится к области электроракетных двигателей и стендов для их испытаний. В способе испытания электроракетных двигателей в вакуумной камере, основанном на том, что истекающее рабочее тело затормаживают на защитной мишени, согласно изобретению, энергию истекающего рабочего тела в виде ионизирующего излучения высокотемпературной плазмы преобразуют в электрическую энергию, которую выводят за пределы вакуумной камеры для полезного использования.

Изобретение может быть использовано для определения технического состояния электронной системы управления и элементов двигателей с распределенным впрыском топлива в процессе их изготовления, технического обслуживания и ремонта.

Изобретение относится к области эксплуатации машин и может быть использовано при диагностировании двигателей внутреннего сгорания. Способ безразборной диагностики степени износа подшипников двигателей внутреннего сгорания заключается в измерении давления в масленой магистрали при работе двигателя, отличается тем, что давление масла измеряют в масленой магистрали на участке канала, расположенным между коренным и шатунным подшипниками по оси коленчатого вала при работе двигателя без нагрузки, и по величине измеренного давления судят о допустимой степени износа шатунного подшипника.

Изобретение относится к способу обнаружения точек истирания и/или контакта на машинах с вращающимися частями. Вращающиеся части образуют электрическую коаксиальную систему относительно неподвижных частей такой машины, а в этой системе импульсы электрического напряжения распространяются с характеристической скоростью из-за малого расстояния между вращающейся и неподвижной частями.

Изобретение относится к испытательной технике и испытаниям на усталостную прочность при кручении. Стенд содержит сервогидравлическое нагружающее устройство (СНУ), элемент коленчатого вала (1), один конец которого жестко крепится через фланец отбора мощности к вертикальной неподвижной стойке (7). Напрессованный с натягом на свободный конец вала каток (2) имеет возможность свободно кататься по опорной плите (5), которая жестко крепится к столу СНУ. Сопряженная с катком (2) поверхность опорной плиты (5) повторяет форму опорной поверхности катка (2). К катку (2) крепится рычаг (4), на который через сферический упор (6), присоединенный к СНУ, передается эксцентричная нагрузка от поршня СНУ, под действием которой жестко связанный с рычагом (4) каток (5) может совершать качательное движение вокруг оси, совпадающей с продольной осью коленчатого вала (1) и передавать крутящий момент элементу коленчатого вала (1). Технический результат заключается в обеспечении задания произвольного закона нагружения. 1 ил.
Способ диагностирования образования и развития трещины в диске работающего авиационного газотурбинного двигателя, который реализуется регистрацией сигнала с датчика линейного перемещения, установленного на корпусе двигателя и фиксирующего кратковременное колебание корпуса из-за импульсного высвобождения энергии при образовании и ступенчатом развитии трещины при выходе двигателя на максимальные обороты в рабочем цикле. Изобретение позволяет определять появление и развитие трещины в диске, а также степень поврежденности диска без разборки двигателя и предотвращать разрушение диска. 1 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к области транспорта и может быть использовано для бортовой диагностики катушек зажигания двигателей внутреннего сгорания (ДВС) с принудительным воспламенением от искрового разряда, формируемого микропроцессорной системой зажигания в условиях сложной электромагнитной обстановки. Технический результат - повышение достоверности определения работоспособности катушек зажигания в условиях сложной электромагнитной обстановки, обеспечение своевременного принятия мер по обеспечению экологических требований, предъявляемых к транспортному средству (ТС), например прекращение топливоподачи в соответствующий цилиндр ДВС ТС и отключение тока накопления в неисправной катушке зажигания в случае определения нарушения их работоспособности. В способе диагностики катушек зажигания N-цилиндрового ДВС их работоспособность определяют по результату сравнения измеренной величины амплитуды тока, протекающего в ее первичной обмотке, с данными превентивно заданных пороговых значений и статистическими данными измерений в течение нескольких циклов работы ДВС величины амплитуд токов, протекающих в первичных обмотках других катушек ДВС. 6 ил.

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к определению технического состояния путем измерения параметров, отражающих давление в цилиндрах поршневых двигателей внутреннего сгорания (ДВС) в эксплуатационных условиях. Предложенное техническое решение позволяет упростить и значительно снизить трудоемкость экспертизы технического состояния двигателя. Предлагаемый способ и экспертная система для определения технического состояния двигателя и его составных элементов могут использоваться как для исследования рабочего процесса двигателя внутреннего сгорания, так и для проведения экспертизы технического состояния ДВС и его составных элементов при предварительном обучении экспертной системы. Способ и экспертная система позволяют оперативно и точно получить объективное экспертное заключение о техническом состоянии двигателя и его составных элементов. Применение настраиваемой модели в способе и устройстве позволяет повысить точность методов идентификации состояния двигателя, центробежного регулятора скорости, топливного насоса и турбокомпрессора в сравнении с обычным измерением и анализом характеристик и более достоверно обнаружить места неисправностей и определить выход параметров указанных составных элементов за номинальные значения. Экспертная система позволяет путем создания баз данных и знаний неограниченного объема использовать накопленный интеллектуальный потенциал разработчиков, исследователей, диагностов, эксплуатационников для проведения объективной экспертизы ДВС и его составных элементов. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 41 ил.

Способ определения выброса несгоревшего топлива из цилиндра двигателя внутреннего сгорания позволяет осуществлять контроль дымности отработавших газов (ОГ) двигателя и дополняет его возможностью выявления цилиндров с неисправностями, вызывающими повышенную дымность. Контроль дымности осуществляют по параметрам процесса сгорания топлива в цилиндре двигателя, получаемым при обработке индикаторной диаграммы. Результаты контроля представляют в миллиграммах несгоревшего топлива, приходящихся на кубометр ОГ (мг/м3) и на единицу выработанной энергии (мг/кВт·ч). При автоматизированных процессах обработки индикаторных диаграмм способ вырабатывает сведения о дымности ОГ цилиндров без каких-либо дополнительных трудозатрат. 6 з.п. ф-лы, 4 ил.
Изобретение относится к способу для контроля установленной в транспортном средстве подсистемы по нейтрализации отработавших газов двигателя внутреннего сгорания транспортного средства, при котором блок диагностики проверяет подсистему во время циклов движения транспортного средства на предмет выявления системной ошибки, причем проверку осуществляют в отношении как возникновения, так и устранения системной ошибки, характеризующемуся тем, что посредством блока диагностики на основании частоты распознавания возникновения и устранения системной ошибки осуществляют оценку неправомерного вмешательства для определения того, имеет ли место неправомерное вмешательство в подсистему, причем при распознавании возникновения системной ошибки и нераспознавании ее устранения активируют ограничительный режим эксплуатации или оставляют в силе активированный ограничительный режим эксплуатации, при котором ограничивают эксплуатацию транспортного средства после истечения заранее задаваемого количества циклов движения или после достижения заранее задаваемого пробега. Техническим результатом является обеспечение надежности распознавания неправомерных манипуляций с системой. 18 з.п. ф-лы, 1 табл.

Изобретение может быть использовано для поузловой доводки авиационных двигателей при стендовых испытаниях, а именно доводки рабочих колес турбин и колес компрессоров. При реализации способа определения характеристик несинхронных колебаний рабочего колеса турбомашины, содержащей установленную в корпусе, по меньшей мере, одну ступень с рабочим колесом и направляющим или сопловым аппаратом, подсчитывают количество лопаток рабочего колеса и направляющего или соплового аппарата. Экспериментально определяют частоты колебаний рабочего колеса, соответствующие режиму появления максимальных напряжений в лопатках рабочего колеса в рабочем диапазоне частот вращения турбомашины. Для выявленных частот вычисляют коэффициенты (k1; k2) для вперед бегущей и назад бегущей волн деформаций. По рассчитанным коэффициентам судят о количественной мере диаметральных колебаний рабочего колеса на данной частоте. Технический результат заключается в сокращении затрат времени на проведение испытаний при определении характеристик несинхронных колебаний рабочего колеса турбомашины, а также в повышении достоверности определения количественной меры диаметральных форм колебаний рабочего колеса турбомашины. 1 табл., 2 ил.

Изобретение относится к области двигателестроения, а точнее к диагностике, испытаниям и техническому обслуживанию двигателей внутреннего сгорания. Способ заключается в подключении к двигателю внутреннего сгорания автомобиля счетчика оборотов вала двигателя, с которого во время эксплуатации двигателя или его испытаний на лабораторном стенде снимается значение количества оборотов вала двигателя, сделанных к настоящему моменту. Далее при эксплуатации наблюдают за состоянием частей двигателя и в случае возникновения потребности технического обслуживания какой-либо детали двигателя связывают этот момент с количеством сделанных валом двигателя оборотов, которое показывает устройство, что позволяет в дальнейшем зная это значение достоверно определять будущие сроки технического обслуживания двигателя конкретно по каждой его составляющей. Для реализации способа предлагается устройство, состоящее из аппаратного удвоителя импульсов, на который поступают сигналы, нереверсивного суммирующего счетчика импульсов с энергонезависимой памятью, множителя для пересчета значений в требуемую и удобную величину, индикатора с жидкими кристаллами для представления результатов измерений и схемы контроля питания, обеспечивающей устройство необходимым напряжением. 2 н.п. ф-лы, 2 табл., 1 ил.

Изобретение относится к способу формирования последовательности импульсных сигналов, используя процессор, в частности, для системы калибровки системы измерения синхронизации венцов в турбомашине или другом вращающемся оборудовании. Техническим результатом является обеспечение возможности калибровки системы измерения синхронизации венцов в турбомашине. Способ содержит этапы, на которых: сохраняют множество элементов времени ожидания в блоке памяти, создают импульсный сигнал в блоке вывода сигнала во время по меньшей мере одного цикла процессора, считывают элемент времени ожидания из упомянутого блока памяти, создают нулевой сигнал в упомянутом блоке вывода сигнала для множества циклов процессора, полученных из упомянутого считанного элемента времени ожидания, подают сигналы, созданные в упомянутом блоке выходного сигнала для каждого цикла, в цифроаналоговый преобразователь и повторяют этапы создания импульсного сигнала, считывания элемента времени ожидания и создания нулевого сигнала для каждого импульсного сигнала в последовательности импульсных сигналов. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к способам оценки склонности автомобильных бензинов к образованию отложений на инжекторах двигателей внутреннего сгорания. Согласно предложенному способу осуществляют прокачку испытываемого бензина через нагретый до температуры 180±3°С инжектор в течение не более четырех суток, в каждые сутки из которых в течение 18 часов осуществляют впрыск топлива через нагретый инжектор в течение 0,2 с, с интервалом между впрысками 300 с, а в течение последующих 6 часов этих суток, при выключенном нагреве, инжектор выдерживают в нерабочем состоянии. По окончании испытания фиксируют цвет поверхности донышка инжектора, который сравнивают с цветовой шкалой, а склонность испытываемого бензина к образованию отложений оценивают в баллах, при этом каждые сутки после нерабочего состояния инжектора дополнительно оценивают герметичность его запорной иглы, при разгерметизации которой бензин считают некондиционным. Технический результат - сокращение продолжительности и повышение точности результатов испытаний. 1 табл., 2 ил.
Наверх