Смазочное устройство зубчатой передачи



Смазочное устройство зубчатой передачи
Смазочное устройство зубчатой передачи

 


Владельцы патента RU 2583396:

Мендрух Николай Викторович (RU)

Изобретение относится к деталям машин. Смазочное устройство зубчатой передачи, преимущественно с колесом внутреннего зацепления, расположенным горизонтально, содержит насос, соединенный патрубком с форсункой, расположенной над зоной зацепления парных элементов зубчатой передачи - шестерни и зубчатого колеса внутреннего зацепления, включающего ступицу, тело в виде диска, венцовое колесо и зубчатый венец с зубьями. Между ступицей зубчатого колеса внутреннего зацепления и окружностью, описываемой в проекции на его тело точками вершин зубьев вращающейся шестерни, с минимальным зазором относительно этой окружности, на теле упомянутого колеса перпендикулярно ему и соосно относительно оси его вращения укреплено внутреннее кольцо. На торце венцового колеса перпендикулярно ему установлено наружное кольцо с внутренним диаметром, равным внутреннему диаметру венцового колеса. Высота наружного кольца по верху равна высоте внутреннего кольца. Между внутренними поверхностями венцового колеса и внутреннего кольца на поверхности тела зубчатого колеса внутреннего зацепления укреплена кольцевая вставка. В нижней части внутреннего кольца по его периметру выполнен ряд сквозных отверстий, к которым подсоединены патрубки, соединенные с входным отверстием насоса. Достигается повышение качества смазывания зубчатых передач. 1 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах с колесами внутреннего зацепления, расположенными горизонтально и смазываемыми жидкими смазочными материалами методом струйного смазывания.

Известно смазочное устройство зубчатой передачи, осуществляющее смазывания зубчатых колес передачи струнным методом под давлением, которое содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, насос и струйную насадку, расположенную над зоной зацепления парных колес передачи - см., например, Справочник машиностроителя. В 6 т. Т. 4, кн. II. - 3-е изд., исп. и доп. - М.: Машгиз, 1963, стр. 746.

Недостаток данной конструкции смазочного устройства состоит в том, что жидкий смазочный материал, наносимый на трущиеся поверхности сопряженных зубчатых колес передачи с внутренним зацеплением, в случае вращения колес в горизонтальной плоскости, попадая на поверхность тела колеса с большим диаметром, внутри которого расположено колесо меньшего диаметра, растекается по поверхности этого тела, используемый смазочный материал также попадает на поверхности венцового колеса зубчатого колеса большего диаметра, затекая на нижние поверхности тела этого колеса; растекшийся смазочный материал активно окисляется окружающим воздухом, запыляется и загрязняется из окружающей среды. Все это приводит к ухудшению эксплуатационных свойств материала и ухудшает качество смазывания.

В качестве прототипа взята конструкция смазочного устройства зубчатой передачи с колесами, расположенными горизонтально, содержащее форсунку, масляную ванну с жидким смазочным материалом и насос, который забирает смазочный материал и передает его через форсунку на трущиеся поверхности сопряженных зубьев колес передачи, смазочный материал, стекая со смазываемых поверхностей, возвращается обратно в масляную ванну; смазывание осуществляется циркуляционно - см. Старосельский А.А., Гаркунов Д.Н. Долговечность трущихся деталей машин. М.: Машиностроение, 1967, стр. 267, рис. 162.

Недостаток прототипа - тот же, что и у аналога.

Изобретением решается задача повышения качества смазывания зубчатых передач с колесами внутреннего зацепления, расположенными горизонтально.

Для этого смазочное устройство зубчатой передачи содержит насос и форсунку, расположенную над зоной зацепления парных элементов передачи - шестерни и зубчатого колеса внутреннего зацепления. Зубчатое колесо состоит из ступицы, тела в виде диска, венцового колеса и зубчатого венца с зубьями; между внутренним торцом зубчатого венца и тела колеса расположен технологический зазор. Между ступицей колеса и окружностью, описываемой в проекции на тело колеса точками вершин зубьев вращающейся шестерни, с минимальным зазором относительно этой окружности, на теле колеса, перпендикулярно ему и соосно относительно оси вращения колеса, укреплено кольцо, с шириной превышающей ширину венцового колеса. На торце венцового колеса, перпендикулярно ему, установлено кольцо с внутренним диаметром, равным внутреннему диаметру венцового колеса; высота этого кольца поверху равна высоте внутреннего кольца. Между внутренними поверхностями венцового колеса и внутреннего кольца на поверхности тела колеса укреплена кольцевая вставка, имеющая в поперечном сечении вид прямоугольного треугольника, вершиной направленного в сторону внутреннего кольца. В нижней части внутреннего кольца, по его периметру, выполнен ряд сквозных отверстий, к которым подсоединены патрубки, соединенные с входным отверстием насоса. Выход насоса соединен с патрубком форсунки.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображен фрагмент зубчатой передачи (в сечении) с фрагментом смазочного устройства.

На чертеже показаны: форсунка 1, патрубок 2 форсунки (1), шестерня 3, ступица 4 колеса, тело 5 колеса, венцовое колесо 6, зубчатый венец с зубьями колеса, внутреннее кольцо 8, торец 9 венцового колеса (6), наружное кольцо 10, внутренняя поверхность 11 тела (5) колеса, кольцевая вставка 12, сквозные отверстия 13, патрубок 14; диаметр Дш шестерни (3), диаметр Д1 внутренней окружности венцового колеса (6), высота h1 зубьев (7) зубчатого венца колеса, технологический зазор а, наружный диаметр Д2 внутреннего кольца (8), зазор Δ1 между шестерней (3) и внутренним кольцом (8), высота в кольца (8), превышение h2 колец (8 и 10) над венцовым колесом (6), направление V1 подачи смазочного материала из форсунки (1), направление V2 забора смазочного материала насосом, зазор Δ2 между шестерней (3) и верхом кольцевой вставки (12).

Смазочное устройство зубчатой передачи содержит насос (не показан) и форсунку 1 с подводящим патрубком 2, расположенную над зоной зацепления парных элементов передачи - шестерни 3 диаметром Дш и зубчатого колеса внутреннего зацепления. Зубчатое колесо состоит из ступицы 4, тела 5 в виде диска, венцового колеса 6 с внутренним диаметром Д1 и зубчатого венца 7 с зубьями высотой h1; между внутренним торцом зубчатого венца и внутренней поверхностью тела колеса расположен технологический зазор a. Между ступицей 4 колеса и окружностью Д2, описываемой в проекции на тело 5 колеса точками вершин зубьев вращающейся парной шестерни 3, с минимальным зазором Δ1 относительно этой окружности, на теле 5 колеса, перпендикулярно ему и соосно относительно оси вращения колеса, укреплено кольцо 8 шириной в, превышающей ширину венцового колеса 6 на величину h2. На торце 9 венцового колеса 6, перпендикулярно ему, установлено кольцо 10, с внутренним диаметром, равным внутреннему диаметру Д1 венцового колеса 6; высота кольца 10 равна величине h2. Между внутренними поверхностями венцового колеса 6 и кольца 8 на внутренней поверхности 11 тела 5 колеса укреплена кольцевая вставка 12, имеющая в поперечном сечении вид треугольника, вершиной направленного в сторону кольца 8. В нижней части кольца 8, по его периметру, выполнен ряд сквозных отверстий 13, к которым подсоединены патрубки 14, соединенные с входным отверстием насоса (не показано). Выход насоса соединен с патрубком 2 форсунки 1.

Работает данное смазочное устройство следующим образом. Зубчатая пара - шестерня 3 и зубчатое колесо внутреннего зацепления, смазываются жидким смазочным материалом (V1) посредством форсунки 1, расположенной над зоной их зацепления - насосом через питающий патрубок 2. Зона смазывания ограничена кольцами 8 и 9, которые своими верхними частями, расположенными выше уровня венцового колеса 6 - на величину h2. Кольцо 8, верхняя поверхность кольцевой вставки 12 и профильная поверхность зубчатого венца колеса (с зубьями 7) образуют совместно масляную ванну. Верхняя часть ванны (верхние части колец 8 и 10) не позволяет смазочному материалу попадать на несмазываемые поверхности зубчатого колеса (венцовое колесо и др.), кольцо 8 не позволяет попадать смазочному материалу на участки тела колеса вне зоны зацепления колеса с шестерней. Нижние части масляной ванны позволяют (за счет наличия уклона ее дна - кольцевой вставки 12) собирать стекший со смазываемых поверхностей шестерни и колеса смазочный материал и - через отверстия 13 и патрубки 14 направить его (V2) к насосу, который посредством патрубка 2 питает (V1) форсунку 1. Между шестерней 3 и вставкой 12 выполнен зазор Δ2.

По сравнению с прототипом, предлагаемая конструкция смазочного устройства предотвращает разбрызгивание смазочного материала, локализовать зону смазывания, снизить загрязнение и окисление смазочного материала; и тем самым - повысить качество смазывания.

Смазочное устройство зубчатой передачи, преимущественно с колесом внутреннего зацепления, расположенным горизонтально, содержащее насос, соединенный патрубком с форсункой, расположенной над зоной зацепления парных элементов зубчатой передачи - шестерни и зубчатого колеса внутреннего зацепления, включающего ступицу, тело в виде диска, венцовое колесо и зубчатый венец с зубьями, отличающееся тем, что между ступицей зубчатого колеса внутреннего зацепления и окружностью, описываемой в проекции на его тело точками вершин зубьев вращающейся шестерни, с минимальным зазором относительно этой окружности, на теле упомянутого колеса перпендикулярно ему и соосно относительно оси его вращения укреплено внутреннее кольцо с шириной, превышающей ширину венцового колеса, на торце венцового колеса перпендикулярно ему установлено наружное кольцо с внутренним диаметром, равным внутреннему диаметру венцового колеса, высота наружного кольца по верху равна высоте внутреннего кольца, между внутренними поверхностями венцового колеса и внутреннего кольца на поверхности тела зубчатого колеса внутреннего зацепления укреплена кольцевая вставка, имеющая в поперечном сечении вид треугольника, вершиной направленного в сторону внутреннего кольца, в нижней части внутреннего кольца по его периметру выполнен ряд сквозных отверстий, к которым подсоединены патрубки, соединенные с входным отверстием насоса.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям трансмиссий рулевых винтов вертолетов. Редуктор рулевого винта вертолета включает в себя корпус, выходной вал для соединения с рулевым винтом, установленный с возможностью вращения в корпусе и имеющий открытый конец в нем, входной элемент, установленный с возможностью вращения в корпусе, зубчатую передачу, обеспечивающую соединение, передающее мощность между входным элементом и выходным валом.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым способом. Смазочное устройство зубчатой передачи, включающей корпус, изготовленный из диамагнитного материала, и зубчатые колеса, изготовленные из ферромагнитного материала, содержит порошковый магнитоактивный материал, помещенный внутрь корпуса и источник магнитного (электромагнитного) поля, создающий магнитную связь между смазочным материалом и зубьями зубчатых колес.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в реверсивных зубчатых передачах с картерным смазыванием. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит смазкоподающий элемент в виде лопастного колеса с лопастями, установленного на валу, кинематически связанном с вращающимися элементами передачи.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых передач с картерным смазыванием посредством смазкоподающего элемента. Смазочное устройство содержит смазкоподающий элемент в виде цилиндра с торцевыми заглушками, укрепленного на приводном валу.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах смазываемым ротапринтным способом. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит смазочный элемент в виде шестерни, зубья которой изготовлены из прессованного смазочного материала, шестерня жестко укреплена на оси, установленной в корпусе передачи, и находится в пассивном зацеплении со смазываемым зубчатым колесом передачи, с поджатием к нему.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием посредством вспомогательных смазочных шестерен.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых передач. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит вспомогательную смазочную шестерню, находящуюся в зацеплении со смазываемым зубчатым колесом и погруженную в масляную ванну.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано для смазывания косозубых колес. Смазочное устройство зубчатой передачи, преимущественно косозубого колеса быстроходной ступени многоступенчатой зубчатой передачи с картерным смазыванием, содержит вспомогательную косозубую смазочную шестерню, находящуюся в пассивном зацеплении со смазываемым зубчатым колесом.
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом. Зубчатая передача содержит зубчатые колеса, изготовленные из ферромагнитного материала и порошкообразный магнитоактивный смазочный материал, активируемый магнитным полем.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения. Смазочное устройство содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, имеющим верхний уровень, расположенную в корпусе передачи, и в которую погружено зубчатое колесо зубчатой передачи. С обоих торцов этого колеса расположена пара скребков, жестко укрепленных на корпусе передачи, неподвижно относительно вращающегося колеса и прилегающих к торцам колеса по всей своей длине. Скребки расположены выше верхнего уровня смазочного материала ванны. Нижние концы скребков расположены на вертикальной оси симметрии колеса, выше нижних точек окружностей, описываемых точками соприкосновения поверхностей торцов тела колеса с верхним уровнем смазочного материала ванны. Верхние концы скребков подведены к началу зоны зацепления сопряженных зубьев зубчатых колес, с перекрытием вершин зубьев зубчатого венца. Скребки в своих проекциях на торцы колеса имеют вид дуг, выгнутых в стороны вершин зубчатого венца этого колеса. Обеспечивается повышение качества смазывания. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых редукторах. Зубчатый редуктор содержит передачу, смазываемую жидким смазочным материалом, расположенную в закрытом корпусе с масляной ванной. На внутренние поверхности корпуса нанесено маслобензостойкое покрытие с антиадгезионным свойством по отношению к смазочному материалу. Покрытие нанесено на поверхности, расположенные выше верхнего уровня смазочного материала ванны. Достигается снижение расхода смазочного материала за счет нанесенного на поверхность покрытия. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, расположенную в корпусе передачи, в которую погружено зубчатое колесо передачи. В масляной ванне, вдоль плоскости вращения колеса, установлен ряд вертикальных пластинчатых перегородок, укрепленных на дне ванны и стенках корпуса, ориентированных параллельно плоскости вращения колеса. Перегородки имеют высоту большую, чем высота верхнего уровня масляной ванны; на участках перегородок, совпадающих в плане с колесом, выполнены вырезы, с образованием зазоров между перегородками и колесом, а в перегородках выполнены сквозные окна, низ которых расположен выше дна ванны. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатой передачи. 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в реверсивных зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, расположенную в корпусе передачи, в которую погружено зубчатое колесо. С каждой из двух сторон выхода при вращении нижерасположенного колеса из ванны над верхним уровнем ванны расположен скребок П-образной формы, жестко укрепленный на корпусе передачи относительно вращающегося колеса. Скребки расположены зеркально относительно друг друга и симметрично относительно вертикальной оси симметрии колеса. Скребки охватывают с прилеганием к ним вершины и торцы зубчатого венца и части торцов тела колеса. Скребки ориентированы снизу вверх от зубчатого венца к телу колеса под острым углом относительно горизонтали. Верхние концы скребков сведены вместе. Со стороны вершин зубчатого венца к каждому скребку прилегает фартук, жестко укрепленный на корпусе передачи, ориентированный вниз по вертикали и перекрывающий зазор между скребком и днищем ванны. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатой передачи. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, имеющим верхний уровень, расположенную в корпусе передачи и в которую погружено зубчатое колесо. На стороне выхода из масляной ванны, при вращении погруженного зубчатого колеса, с примыканием к торцам этого колеса, установлена пара скребков, жестко укрепленных неподвижно относительно вращающегося колеса, с примыканием к торцам колеса, на корпусе передачи. Часть каждого скребка расположена над верхним уровнем смазочного материала ванны, под острым углом α относительно горизонтали в сторону набегания на нее колеса, с перекрытием вершин торцов зубчатого венца колеса и части торца его тела, расположенной между зубчатым венцом и окружностью, описываемой точками соприкосновения поверхности торца тела с верхним уровнем смазочного материала ванны. Другая часть каждого скребка, являющаяся продолжением первой, отогнута вниз по вертикали и погружена в масляную ванну на глубину, соизмеримую с глубиной погружения в ванну вершин зубчатого венца нижерасположенного колеса. Обеспечивается повышение качества смазывания. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, расположенную в корпусе зубчатой передачи и в которую погружено зубчатое колесо передачи. Каждый из обоих торцов этого колеса, со стороны выхода колеса из ванны, снабжен скребком, укрепленным неподвижно на корпусе передачи относительно вращающегося колеса. Скребки расположены над верхним уровнем смазочного материала ванны под острым углом α относительно набегания на них колеса, с примыканием к торцам колеса по всей своей длине, с перекрытием вершин зубчатого венца и окружности, описываемой точками соприкосновения поверхностей торцов колеса с верхним уровнем смазочного материала ванны. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатой передачи. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения. Смазочное устройство содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, имеющим верхний уровень, расположенную в корпусе передачи, и в которую погружено зубчатое колесо передачи. С обоих торцов этого колеса расположена пара скребков, жестко укрепленных на корпусе передачи, неподвижно относительно вращающегося колеса и прилегающих к торцам колеса по всей своей длине, скребки расположены выше верхнего уровня смазочного материала ванны. Нижние концы скребков расположены на вертикальной оси симметрии колеса, выше нижних точек окружностей, описываемых точками соприкосновения поверхностей торцов тела колеса с верхним уровнем смазочного материала ванны, верхние части скребков подведены к точке пересечения окружности оснований впадин зубчатого венца колеса с проекцией границы начала зоны зацепления А на вертикаль. Скребки в своих проекциях на торцы колеса имеют вид дуг, изогнутых в сторону зубчатого венца. Верхние концы скребков отогнуты по горизонтали в сторону парного зубчатого колеса и перекрывают зубчатые венцы колес с перекрытием Δ проекции зоны зацепления на горизонталь. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатой передачи. 1 ил.

Передача // 2583826
Изобретение относится к смазке передачи. Передача содержит первую деталь (6), входящую в контакт со второй деталью (1, 3), подвижной относительно первой детали. Одна из деталей имеет покрытие из твердой смазки на уровне зон контакта между первой деталью и второй деталью. Твердая смазка самостоятельно обеспечивает смазывание передачи. Также передача содержит средства удержания и капиллярного распределения текучей среды между деталями с образованием пленки между указанными деталями, выполненной с возможностью временно разрываться на уровне каждой зоны контакта. Достигается повышение надежности передачи. 13 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к машиностроению. Смазочное устройство зубчатой передачи, преимущественно с колесом внутреннего зацепления, расположенным горизонтально, содержит насос, соединенный патрубком с форсункой, расположенной над зоной зацепления парных элементов зубчатой передачи - шестерни и зубчатого колеса внутреннего зацепления, включающего ступицу, тело в виде диска, венцовое колесо и зубчатый венец с зубьями. Между ступицей колеса и окружностью, описываемой в проекции на тело зубчатого колеса точками вершин зубьев вращающейся шестерни, укреплено внутреннее кольцо шириной, превышающей ширину венцового колеса. На торце венцового колеса, перпендикулярно ему, установлено кольцо с внутренним диаметром, равным внутреннему диаметру венцового колеса. На общем основании с шестерней укреплен насос. Выходное отверстие насоса соединено с подводящим патрубком, питающим форсунку. Спереди насоса на его корпусе укреплена пара открылков. Стороны открылков, прилегающие к насосу, сведены к заборному отверстию насоса. Выходное отверстие насоса соединено с подводящим патрубком, питающим форсунку. Насос погружен в масляную ванну, образованную внутренним кольцом, поверхностью тела зубчатого колеса, внутренней поверхностью венцового колеса и зубчатым венцом зубчатого колеса. Достигается повышение качества смазывания. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Смазочное устройство содержит масляную ванну, в которую погружено нижерасположенное зубчатое колесо передачи. Выше верхнего уровня смазочного материала ванны расположена пара скребков, укрепленных неподвижно относительно вращающегося колеса, с прилеганием к его торцам по всей своей длине. Нижние концы скребков расположены на вертикальной плоскости симметрии колеса, а сами скребки в своей проекции на торцевые поверхности колеса имеют вид дуг, изогнутых в сторону венца колеса. Верхние концы скребков подведены к началу зоны зацепления зубьев сопряженных парных колес. Скребки в своем поперечном сечении имеют Г-образный вид, при этом одни полки скребков прилегают под прямым углом к торцам колеса, а другие полки этих скребков параллельны этим торцам с минимальным зазором относительно торцов и направлены в сторону зубчатого венца. Верхние концы скребков в области начала зоны зацепления выполнены с уширением полок, с перекрытием ими этой зоны по вертикали. В конце верхних частей скребков просветы между полками скребков и торцами венцов обоих колес перекрыты плоскими скребками, прилегающими к торцам венцов и жестко укрепленными на полках скребков неподвижно относительно вращающихся колес. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатой передачи. 1 ил.
Наверх