Зубчатая передача


 


Владельцы патента RU 2577716:

Мендрух Николай Викторович (RU)

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом. Зубчатая передача содержит зубчатые колеса, изготовленные из ферромагнитного материала и порошкообразный магнитоактивный смазочный материал, активируемый магнитным полем. Торцевые поверхности зубчатых колес покрыты слоем магнитопассивного материала, например - пластмассой. Обеспечивается повышение качества смазывания.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом.

Известно зубчатая передача, содержащая зубчатые колеса, смазываемые методом погружения в масляную ванну с жидким смазочным материалом, - см., например, «Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Детали машин. Курсовое проектирование: Учеб. пособие для машиностроит. спец. техникумов. - М.: Высш. шк., 1984. - 336 с., ил.», стр. 131.

Недостаток данной зубчатой передачи состоит в том, что несущая способность смазочного слоя, образующегося на рабочих поверхностях зубьев зубчатых колес, может быть недостаточной при определенной величине погружения зубьев, что приводит к интенсификации изнашивания этих поверхностей. Кроме того, что смазывание зубчатых колес методом погружения не применимо в определенных случаях, например - в условиях невесомости.

В качестве прототипа взята конструкция зубчатой передачи, содержащей зубчатые колеса, изготовленные из ферромагнитного материала и смазываемые порошковым магнитоактивным материалом, активируемым электромагнитным полем, - см. «Дроздов Ю.Н. и др. Трение и износ в экстремальных условиях: Справочник / Ю.Н. Дроздов, В.Г. Павлов, В.Н. Пучков. - Машиностроение, 1986. - 224 с: ил. - (Основы проектирования машин)», стр. 163, рис. 31.

Недостаток данной конструкции состоит в том, что в процессе работы передачи электромагнитное поле наносит магнитоактивный порошковый смазочный материал не только на рабочие (трущиеся) поверхности зубьев зубчатых колес, но также и на остальные поверхности этих зубчатых колес, которые в смазывании не нуждаются. В частности, это нанесение происходит на торцевые поверхности зубчатых колес, имеющие относительно достаточно большую площадь.

Изобретением решается задача повышения качества смазывания.

Для этого зубчатая передача содержит зубчатые колеса, изготовленные из ферромагнитного материала, и порошковый магнитоактивный смазочный материал, активируемый магнитным полем, причем торцевые поверхности зубчатых колес покрыты слоем магнитопассивного материала, например - пластмассой.

Зубчатая передача с магнитопорошковым смазыванием расположена в зарытом корпусе, в котором размещены зубчатые колеса, изготовленные из ферромагнитного материала (например - из стали Ст. 45, порошкового материала С-5Ф и т.п.), в корпус помещен порошковый магнитоактивный материал, а сам корпус (или зубчатые колеса) снабжен источником магнитного (электромагнитного) поля. Торцевые поверхности зубчатых колес (торцы их тел и зубчатых венцов) покрыты слоем магнитопассивного материала, например - пластмассой. Толщина наносимого слоя подбирается индивидуально, исходя из параметров электромагнитного поля, материала зубчатых колес и характеристик используемого порошкового магнитоактивного смазочного материала.

При работе зубчатой передачи в режиме смазывания ее зубчатых колес путем активации магнитоактивного смазочного материала магнитным полем, происходит налипание этого смазочного материала на поверхности зубчатых колес. Наличие магнитопассивного слоя, нанесенного на торцы зубчатых колес, разделяет поверхности этих торцов и объем, заполненный магнитоактивным смазочным материалом, предотвращая его налипание на эти торцы. При этом нанесение смазочного материала происходит только на боковые поверхности зубьев колес, участвующие в трении (без учета поверхностей вершин зубьев).

По сравнению с прототипом, предлагаемое техническое решение позволяет осуществлять нанесение слоя смазочного материала только на трущиеся поверхности зубьев зубчатых колес, что повышает качество смазывания. Также снижается расход смазочного материала (порошка).

Зубчатая передача, преимущественно с магнитопорошковым смазыванием, содержащая зубчатые колеса, изготовленные из ферромагнитного материала, и порошковый магнитоактивный смазочный материал, активируемый магнитным полем, отличающаяся тем, что торцевые поверхности зубчатых колес покрыты слоем магнитопассивного материала, например - пластмассой.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых ротапринтным способом. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит смазочный элемент в виде шестерни, зубья которой изготовлены из прессованного смазочного материала.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых передач ротапринтным способом. Смазочное устройство содержит смазочный элемент в виде шестерни 1, зубья 2 которой изготовлены из прессованного смазочного материала.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием посредством вспомогательных смазочных шестерен.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых ротапринтным способом. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит смазочный элемент в виде шестерни 1, зубья 2 которой изготовлены из прессованного смазочного материала.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с ротапринтным смазыванием. Смазочное устройство содержит смазочный элемент в виде шестерни 1, зубья 2 которой изготовлены из прессованного смазочного материала, шестерня 1 жестко установлена на оси 3 и находится в пассивном зацеплении со смазываемым колесом 4.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых передач ротапринтным способом. Смазочное устройство содержит смазочный элемент в виде шестерни, зубья которой изготовлены из прессованного смазочного материала, находящейся в пассивном зацеплении со смазываемым зубчатым колесом зубчатой передачи.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых передач, смазываемых ротапринтным способом. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит смазочный элемент в виде шестерни, находящейся в зацеплении с одним из зубчатых колес передачи, с поднятием к нему.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано для смазывания косозубых колес. Смазочное устройство зубчатой передачи, преимущественно косозубого колеса быстроходной ступени многоступенчатой зубчатой передачи с картерным смазыванием, содержит вспомогательную косозубую смазочную шестерню, находящуюся в пассивном зацеплении со смазываемым зубчатым колесом. Смазочная шестерня расположена у торца смазываемого зубчатого колеса с отстающим выходом его зубьев из зацепления с парным косозубым колесом зубчатой передачи на торце смазочной шестерни, обращенном к противоположному торцу смазываемого зубчатого колеса, соосно оси смазочной шестерни. Вдоль ширины зубчатого венца смазываемого зубчатого колеса укреплен цилиндрический стакан, дно которого укреплено на оси смазочной шестерни около этого торца зубчатого колеса. По окружности стакана, вдоль образующих его цилиндра, расположены лопасти, имеющие длину, равную длине образующих цилиндра стакана. Радиус окружности, описываемой лопастями меньше, чем расстояние от оси смазочной шестерни до окружности вершин зубьев смазываемого зубчатого колеса. Нижняя часть стакана с лопастями погружена в масляную ванну. Достигается повышение качества смазывания. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых передач. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит вспомогательную смазочную шестерню, находящуюся в зацеплении со смазываемым зубчатым колесом и погруженную в масляную ванну. Часть тела каждого зуба вспомогательной смазочной шестерни, прилегающая к его боковой нерабочей поверхности, вырезана двумя плоскостями: одна плоскость рассекает зуб по всей его ширине и высоте параллельно радиальной плоскости симметрии зуба и перпендикулярно его торцам. Вторая плоскость направлена от линии пересечения боковой нерабочей поверхности с окружностью впадин зубьев перпендикулярно радиальной плоскости симметрии зуба. Часть тела зуба смазочной шестерни, прилегающая к его боковой рабочей поверхности и обоим торцам зуба, вырезана симметрично относительно окружной плоскости симметрии зуба, с сохранением части рабочей боковой поверхности зуба по всей высоте зуба, шестью плоскостями: две плоскости направлены от вершины зуба от линии пересечения вершины с радиальной плоскостью симметрии до окружности впадин шестерни, не доходя до линии пересечения боковой рабочей поверхности зуба с этой окружностью. Две плоскости направлены от линии пересечения рабочей боковой поверхности с окружностью впадин зубьев. Две плоскости параллельны торцам зуба и рассекают его по всей высоте на одинаковом расстоянии от радиальной плоскости симметрии зуба. Обеспечивается повышение качества смазывания. 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием посредством вспомогательных смазочных шестерен. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит вспомогательную смазочную шестерню, погруженную в масляную ванну и находящуюся в зацеплении с расположенным над ней колесом быстроходной ступени зубчатой передачи. На обоих торцах тела шестерни, соосно ей, жестко укреплена пара цилиндрических колец с наружным диаметром, равным диаметру окружности впадин венца смазочной шестерни. На торцах зубьев шестерни и кольцах жестко закреплены пластины-лопасти, ориентированные радиально относительно шестерни и расположенные вдоль высоты зубьев. Ширина пластин-лопастей равна ширине колец. Сами кольца со сторон, обратных торцам шестерни, снабжены дисковыми заглушками, жестко укрепленными на кольцах и снабженными отверстиями для оси шестерни. Обеспечивается повышение эффективности смазывания. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах смазываемым ротапринтным способом. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит смазочный элемент в виде шестерни, зубья которой изготовлены из прессованного смазочного материала, шестерня жестко укреплена на оси, установленной в корпусе передачи, и находится в пассивном зацеплении со смазываемым зубчатым колесом передачи, с поджатием к нему. Ось установлена в подшипниках-направляющих. На оси жестко укреплен кулачок в виде усеченного цилиндра, усеченная часть кулачка примыкает к ролику-толкателю, жестко установленному на корпусе передачи. К неусеченной части кулачка примыкает тормозной диск, установленный шарнирно на рамке, шарнирно установленной на корпусе передачи и снабженной пружиной, прижимающей рамку с тормозным диском к кулачку. Обеспечивается повышение эффективности смазывания. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых передач с картерным смазыванием посредством смазкоподающего элемента. Смазочное устройство содержит смазкоподающий элемент в виде цилиндра с торцевыми заглушками, укрепленного на приводном валу. Цилиндр расположен вдоль ширины смазываемого зубчатого колеса. Снаружи смазкоподающий элемент охвачен секторообразным кожухом, открытым с набегающей стороны цилиндра. Боковые стенки кожуха перекрывают нижние части торцов колеса, днище кожуха охватывает снизу цилиндр и сверху примыкает с зазором к колесу, передняя стенка кожуха перекрывает зазор между цилиндром и колесом, а на внутренней стороне стенки укреплен вдоль кожуха скребок, примыкающий к цилиндру и имеющий зазор относительно колеса. Обеспечивается повышение качества смазывания. 3 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в реверсивных зубчатых передачах с картерным смазыванием. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит смазкоподающий элемент в виде лопастного колеса с лопастями, установленного на валу, кинематически связанном с вращающимися элементами передачи. Лопастное колесо своей нижней частью погружено в масляную ванну с верхним уровнем, расположенную в корпусе зубчатой передачи. Лопастное колесо расположено под смазываемыми элементами. Лопастное колесо снабжено сегментообразным кожухом, образованным двумя вертикальными плоскими стенками и окружной поверхностью. Кожух установлен на корпусе зубчатой передачи неподвижно относительно вращающегося колеса, симметрично относительно вертикали. Кожух охватывает нижнюю часть колеса, погруженную в масляную ванну, и расположен с превышением по высоте верхнего уровня ванны. В нижней части каждой вертикальной плоской стенки кожуха, с примыканием к его окружной поверхности, выполнено заливное отверстие, симметричное вертикали кожуха. На участках плоских боковых стенок кожуха, погруженных в масляную ванну, выполнены радиально ориентированные вырезы, по всей своей длине снабженные открылками, расположенными относительно вертикальной оси симметрии кожуха со стороны вырезов, обратных этой оси симметрии. Обеспечивается расширение функциональных возможностей смазочного устройства. 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым способом. Смазочное устройство зубчатой передачи, включающей корпус, изготовленный из диамагнитного материала, и зубчатые колеса, изготовленные из ферромагнитного материала, содержит порошковый магнитоактивный материал, помещенный внутрь корпуса и источник магнитного (электромагнитного) поля, создающий магнитную связь между смазочным материалом и зубьями зубчатых колес. Зубчатые колеса снабжены П-образными скребками, охватывающими их зубчатые венцы со стороны вершин и торцов зубьев и прилегающие к венцам участки торцов тел колес. Скребки выполнены из магнитопассивного материала и расположены со стороны входа зубчатых колес во взаимное зацепление радиально относительно зубчатых колес. Обеспечивается повышение качества смазывания. 2 ил.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям трансмиссий рулевых винтов вертолетов. Редуктор рулевого винта вертолета включает в себя корпус, выходной вал для соединения с рулевым винтом, установленный с возможностью вращения в корпусе и имеющий открытый конец в нем, входной элемент, установленный с возможностью вращения в корпусе, зубчатую передачу, обеспечивающую соединение, передающее мощность между входным элементом и выходным валом. Вал управления шагом лопастей размещен внутри выходного вала с возможностью вращения в нем и движения относительно него вдоль оси вращения выходного вала. Приводной элемент для осуществления осевого движения вала управления шагом является подвижным в осевом направлении выходного вала, но удерживается от вращения вместе с ним. Подшипниковый узел расположен между валом управления шагом и приводным элементом для обеспечения относительного вращения между ними. Редуктор включает в себя по меньшей мере один конструктивный элемент для отвода масла, рассеянного внутри корпуса при эксплуатации, в направлении открытого конца выходного вала. Обеспечивается надежная смазка подшипника и увеличение срока службы подшипника. 3 н. и 12 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит вспомогательную смазочную шестерню, состоящую их ступицы и зубчатого венца с зубьями, установленную на оси, укрепленную в корпусе передачи, погруженную в масляную ванну и находящуюся в зацеплении с расположенным над ней колесом быстроходной ступени передачи. В зубьях со стороны набегающих их боковых поверхностей выполнены вырезы - на высоту зубьев, вырезы выполнены меньшей ширины, чем ширина зубьев, симметрично относительно торцов зубьев. Вырезы не доходят до отстающих боковых поверхностей на одинаковое расстояние по всей высоте зубьев. Обеспечивается повышение качества смазывания. 4 ил.

Изобретение относится к деталям машин. Смазочное устройство зубчатой передачи, преимущественно с колесом внутреннего зацепления, расположенным горизонтально, содержит насос, соединенный патрубком с форсункой, расположенной над зоной зацепления парных элементов зубчатой передачи - шестерни и зубчатого колеса внутреннего зацепления, включающего ступицу, тело в виде диска, венцовое колесо и зубчатый венец с зубьями. Между ступицей зубчатого колеса внутреннего зацепления и окружностью, описываемой в проекции на его тело точками вершин зубьев вращающейся шестерни, с минимальным зазором относительно этой окружности, на теле упомянутого колеса перпендикулярно ему и соосно относительно оси его вращения укреплено внутреннее кольцо. На торце венцового колеса перпендикулярно ему установлено наружное кольцо с внутренним диаметром, равным внутреннему диаметру венцового колеса. Высота наружного кольца по верху равна высоте внутреннего кольца. Между внутренними поверхностями венцового колеса и внутреннего кольца на поверхности тела зубчатого колеса внутреннего зацепления укреплена кольцевая вставка. В нижней части внутреннего кольца по его периметру выполнен ряд сквозных отверстий, к которым подсоединены патрубки, соединенные с входным отверстием насоса. Достигается повышение качества смазывания зубчатых передач. 1 ил.
Наверх