Способ прокладки подземного магистрального трубопровода

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при сооружении прямолинейных участков подземных магистральных трубопроводов различного назначения. Способ прокладки подземного магистрального трубопровода включает отрывку траншеи, монтаж трубопровода на лежках, укладку его в траншею и засыпку траншеи грунтом. Перед укладкой трубопровода выполняется герметизация стыков - трубопровод заваривают с обоих концов, давление в трубопроводе повышают до избыточного, но меньше рабочего. Затем сдвигают хвостовую часть трубопровода в сторону траншеи, где он под действием силы тяжести зависает, фиксируясь стенками траншеи от поперечного перемещения. При дальнейшей сдвижке происходит самоукладка трубопровода в траншею: хвостовая часть трубопровода пружинисто опускается на дно траншеи и в этот момент образуется бегущая волна, снимающая трубопровод с лежек, а боковая составляющая пространственного изгиба сдвигает трубопровод в траншею. После засыпки траншеи грунтом давление в трубопроводе повышают до испытуемого. Технический результат: повышение темпов строительства.

 

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при сооружении прямолинейных участков подземных магистральных трубопроводов различного назначения.

Известен способ прокладки подземного трубопровода (см. Бородавкин П.П. и др. Сооружение магистральных трубопроводов. - М.: Недра. 1987, с. 105), включающий отрывку траншеи, монтаж трубопровода на берме, укладку его в траншею и засыпку ее грунтом.

Наиболее близким техническим решением является способ прокладки подземного магистрального трубопровода большого диаметра (SU 1682705, F16L 1/028, опубл. 07.10.1991, бюл. №37), заключающийся в отрывке траншеи, монтаже трубопровода на берме, укладке его в траншею и засыпке ее грунтом, перед укладкой упруго изгибают начальный участок трубопровода, его конец заводят между стенками траншеи и фиксируют, а трубопроводу сообщают задающий импульс в направлении траншеи на расстоянии, равном 33-46 диаметрам трубопровода, при этом длина начального упруго изогнутого участка трубопровода составляет 109-127 его диаметров.

Однако укладываемый трубопровод имеет недостаточную упругость и, соответственно, невысокие темпы строительства, связанные с последующим испытанием трубопровода.

Задача предлагаемого изобретения - повышение темпов строительства.

Сущность предлагаемого технического решения заключается в том, что в способе прокладки подземного магистрального трубопровода, включающем отрывку траншеи, монтаж трубопровода на лежках, укладку его в траншею и засыпку ее грунтом, перед укладкой трубопровода выполняется герметизация стыков - трубопровод заваривают с обоих концов, затем повышают давление в трубопроводе до избыточного, но меньше рабочего, затем сдвигают хвостовую часть трубопровода в сторону траншеи, где он под действием силы тяжести зависает, фиксируясь стенками траншеи от поперечного перемещения, при дальнейшей сдвижке хвостовая часть трубопровода пружинисто опускается на дно траншеи, и в этот момент образуется бегущая волна (бугор), снимающая трубопровод с лежек, а боковая составляющая пространственного изгиба сдвигает трубопровод в траншею, после засыпки траншеи грунтом давление в трубопроводе повышают до испытуемого.

Технический результат заключается в том, что при выполнении определенной последовательности действий: сдвиганием хвостовой части нитки трубопровода в траншею, фиксацией трубопровода стенками траншеи и дальнейшей сдвижкой, сложный упруго-пространственный изгиб трубопровода создает бегущую волну для самоукладки его в траншею, что повышает темпы строительства.

Способ осуществляется следующим образом.

На прямолинейном участке спланированной трассы трубопровода сваривают в непрерывную нитку участок трубопровода из труб заводской изоляции, который укладывают на лежки или земляные призмы. Затем выполняется герметизация стыков - трубопровод заваривают с обоих концов и повышают давление до избыточного, но меньше рабочего, что повышает упругое состояние нитки трубопровода.

Вдоль будущего трубопровода отрывается траншея, в которую будет уложен прямолинейный участок трубопровода, который имеет, как правило, значительную протяженность.

На расстоянии 50-70 м от начала нитки трубопровода, в зависимости от диаметра трубы, сдвигают его хвостовую часть в сторону траншеи, где он под действием силы тяжести зависает, фиксируясь ее стенками от поперечного перемещения.

Сдвижку трубопровода производят любым толкающим механизмом, например бульдозером, рабочий орган которого облицован амортизирующим материалом.

При дальнейшей сдвижке хвостовая часть трубопровода пружинисто опускается на дно траншеи, и в этот момент образуется бегущая волна (бугор), снимающая трубопровод с лежек, а боковая составляющая пространственного изгиба сдвигает трубопровод горизонтально и трубопровод опускается на дно траншеи.

После укладки трубопровода засыпают траншею и затем давление в трубопроводе повышают до испытуемого, испытывают трубопровод.

Рассматривая трубопровод как упругую систему, с воздействием на нее внешних сил, очевидно, что потенциальная энергия упругого пространственного изгиба стремится к своему равновесному состоянию, переходит в кинетическую, укладывая трубопровод в траншею, снимая с него напряжение, т.е. происходит самоукладка.

Задающий начальный импульс сдвига трубопровода в траншею и возникающий в результате пространственный изгиб позволяют уложить нитку трубопровода длиной 10-20 км и более. А с учетом засыпки трубопровода и доведением давления до испытуемого и испытания резко повышается темп строительства.

Способ прокладки подземного магистрального трубопровода, включающий отрывку траншеи, монтаж трубопровода на лежках, укладку его в траншею и засыпку ее грунтом, отличающийся тем, что перед укладкой трубопровода выполняется герметизация стыков - трубопровод заваривают с обоих концов, затем повышают давление в трубопроводе до избыточного, но меньше рабочего, затем сдвигают хвостовую часть трубопровода в сторону траншеи, где он под действием силы тяжести зависает, фиксируясь стенками траншеи от поперечного перемещения, при дальнейшей сдвижке хвостовая часть трубопровода пружинисто опускается на дно траншеи и в этот момент образуется бегущая волна, снимающая трубопровод с лежек, а боковая составляющая пространственного изгиба сдвигает трубопровод в траншею, после засыпки траншеи грунтом давление в трубопроводе повышают до испытуемого.



 

Похожие патенты:

Группа изобретений относится к строительству трубопроводов в туннелях. Структурная несущая система трубопровода содержит прикрепленные непосредственно к стенам туннеля балки, имеющие в продольном направлении форму дуги.

Изобретение относится к области трубопроводного транспорта и может быть использовано при прокладки трубопровода. Опора трубопровода, содержащая наружную опорную стенку, внутреннюю опорную стенку, соединяющий участок для поддержания наружной опорной стенки и внутренней опорной стенки в фиксированном, разнесенном одна от другой взаимном положении, соединяющий участок простирается между верхней частью внутренней опорной стенки и верхней частью наружной опорной стенки, для формирования седловидной опоры трубопровода, причем седловидная опора трубопровода прервана по меньшей мере парой радиально простирающихся и пересекающихся желобов для укладки трех или более подобных опор трубопровода во взаимосвязанное штабелированное соединение.

Группа изобретений относится к автономным устройствам для перемещения диагностического оборудования внутри трубопровода. Внутритрубное транспортное средство содержит полимерный приводной цилиндрический винт, установленный на приводном валу передаточного редуктора.
Изобретение относится к прокладке трубопроводов под автомобильными и железными дорогами. Готовят рабочий и приемный котлованы.

Изобретение относится к области трубопроводного транспорта и может быть использовано при ремонте магистрального трубопровода с заменой дефектного участка. В способе вырезают дефектный участок трубопровода с образованием в котловане разноплечих труб.

Изобретение относится к строительству переходов трубопроводов и может быть использовано для защиты от повреждений резиновой манжеты, герметизирующей межтрубное пространство перехода трубопровода.

Изобретение относится к системам для соединения параллельных труб, кабелей или других протяженных элементов при выполнении морских работ при их укладке. Устройство (126) и способ для зажимания протяженных элементов (14, 28) с параллельным размещением элементов во время подводной укладки, содержащее противоположные губки (128), выполненные с возможностью возвратно-поступательного перемещения, для сжатия частей зажима вместе вокруг протяженных элементов для сборки совмещающего зажима, обеспечивающего приложение усилий зажима к протяженным элементам.

Изобретение относится к системам для выравнивания по меньшей мере двух параллельных труб, кабелей или других протяженных элементов при выполнении морских работ. Технический результат - повышение надежности выравнивающего устройства, используемого в способе для выравнивания.

Изобретение относится к строительству трубопроводов диаметром более 400 мм. Устройство содержит буровую головку (3) для бурения скважины от стартовой траншеи (5) вдоль линии (6) прокладки до целевой траншеи (7).

Изобретение относится к установленной в море опорной конструкции (1), оснащенной устройством (4) хранения гибких трубопроводов (3, 3a-3b-3c), используемых для перекачки нефтепродуктов.

Изобретение относится к трубопроводному транспорту, а именно к технологиям проведения демонтажных работ выведенного из эксплуатации (изношенного) нефтепровода в местах прохождения технологических эстакад нефтепроводов. Способ демонтажа выведенного из эксплуатации нефтепровода включает вскрытие грунта до верхней образующей трубы, резку трубы и ее транспортировку. Проводят разметку демонтируемой трубы на участки длиной, определяемой разрешенной грузоподъемной массой нефтепровода для ее транспортировки. В размеченных местах просверливают технологические отверстия, через которые отводят избыточное давление в трубопроводе. Подают во внутреннюю полость нефтепровода пенополиуретан для создания «пробок» во всех размеченных местах. Проводят резку трубопровода по центрам образованных пробок. При использовании изобретения обеспечивается надежная герметизация внутренней полости опорожненного нефтепровода. 3 з.п. ф-лы,4 ил.

Изобретение относится к строительству подводных переходов трубопроводов. В предлагаемом способе закрепления подводного трубопровода в проектном положении в качестве системы для закрепления трубопровода используют металлическую сетку. Предварительно на одном из концов полотна сетки формируют габионную конструкцию, которую затем размещают на закрепляемом трубопроводе таким образом, что ось габионной конструкции перпендикулярна оси трубопровода. Укладывают полотно сетки на трубопровод вдоль его оси и формируют при этом опорные поверхности сетки путем размещения части сетки на грунте с каждой стороны трубопровода. При этом обеспечивают ширину каждой из опорных поверхностей сетки более 2D, где D - внешний диаметр закрепляемого трубопровода, но не менее 2,5 м. После чего обе опорные поверхности сетки отсыпают щебнем. Необходимый объем щебня определяют расчетным путем. Технический результат: упрощение технологии закрепления подводного трубопровода, повышение эксплуатационной надежности трубопровода и эффективности закрепления трубопровода. 3 ил.

Изобретение относится к устройствам для использования в гидротехническом строительстве, сельском хозяйстве, промышленности и других отраслях для транспортирования жидкостей через открытые водные объекты (реки, водоемы, моря). Переход трубопровода через водную преграду состоит из водозаборного сооружения на одном берегу, трубопровода из армированного гибкого материала, прикрепленного к грузам на дне водоема, переходного устройства с жестким трубопроводом в местах прохода водного транспорта и водовыпускного сооружения в конце трубопровода на другом берегу, накопителя воды и насосной станции для перекачки воды из накопителя в открытый канал или трубопровод для дальнейшего транспортирования на цели водоснабжения или орошения. При использовании изобретения обеспечивается сокращение в несколько раз сроков и стоимости строительства по сравнению с вариантом использования известных материалов и технологий строительства. 1 ил.

Изобретение относится к области магистрального трубопроводного транспорта жидкостей и газов и может быть использовано при осуществлении земляных работ в процессе подготовки к ремонту, а также непосредственно самого ремонта небольших по протяженности участков подземных трубопроводов, расположенных в заболоченных местах, где уровень грунтовых вод не позволяет производить ремонтные работы без предварительной подготовки. Технологический комплекс для вскрытия участка подземного трубопровода включает экскаватор, не менее двух сланей и шпунты, количество которых определяется исходя из габаритных размеров разрабатываемого котлована. Слани выполнены из герметично сваренных между собой труб. Для перемещения сланей вокруг разрабатываемого котлована экскаватором на сланях приварены металлические проушины. Шпунты выполнены из сегментов труб, сваренных между собой однониточным сплошным сварным швом и усиленных с помощью накладок. В верхней части каждого шпунта однониточным прерывистым сварочным швом приварен листовой металл. Технический результат: расширение арсенала технических средств. 2 ил.

Изобретение относится к строительству трубопроводов и может быть использовано для протягивания "крота" и новой трубы внутри старой при бестраншейной прокладке трубопровода. Установка для замены подземной трубы содержит опорную пластину, от которой перпендикулярно продолжается пара гидравлических цилиндров, параллельных друг другу. Цилиндры работают циклически вместе с тяговым мостом, имеющим захват троса, обеспечивая последовательность тяговых ходов тросу, тянущему "крот". "Крот" через старую трубу протягивает за собой сменную трубу, которая была этим "кротом" разорвана, разрезана или расширена. Опорная пластина оснащена проемом, а цилиндры расположены таким образом, что разрешают "кроту" быть полностью втянутым в установку. Опорный мост, соединяющий стороны проема в упорной пластине, установлен с возможностью его удаления - для размещения второго захвата троса, чтобы удерживать этот трос на возвратном ходу тягового моста. В конце операции протягивания, чтобы втянуть "крот", опорный мост может быть удален. Технический результат: повышение жесткости конструкции при минимальном весе, упрощение протягивания "крота". 3 з.п. ф-лы, 5 ил.

Группа изобретений относится к строительству трубопроводов. Трубоукладочное судно содержит направленную вверх трубоукладочную вышку, сварочную площадку для присоединения новой ветви трубопровода к краю удерживаемого вышкой трубопровода. На трубоукладочной вышке расположено зажимное устройство для удерживания ветви трубопровода с расположением ее нижнего края в зоне края удерживаемого вышкой трубопровода. Зажимное устройство выполнено с возможностью направления ветви трубопровода вверх от ее нижнего края вдоль трубоукладочной вышки. Зажимное устройство содержит зажим ветви трубопровода, выполненный с возможностью перемещения ветви трубопровода из положения вдоль трубоукладочной вышки со смещением относительно траектории укладки трубопровода в положение, в котором она приблизительно совмещена с траекторией укладки трубопровода. Зажим выполнен с возможностью центрирования ветви трубопровода относительно края трубопровода и регулирования направления посредством вращательного движения вокруг двух взаимно перпендикулярных осей, перпендикулярных продольной оси трубоукладочной вышки. Трубоукладочное судно может содержать группу зажимов, расположенных на трубоукладочной вышке. Зажим ветви трубопровода может быть выполнен с возможностью поворота ветви трубопровода вокруг ее продольной оси. 4 н. и 10 з.п. ф-лы, 11 ил.

Изобретение относится к трубопроводному оборудованию и может быть использовано для транспортировки однородных жидкостей, гидросмесей, отходов нефтепереработки и пульпы на земснарядах в морской, речной и болотистой среде. Плавающий трубопровод содержит один или несколько поплавков, образованных наружной поверхностью эластичной трубы 1 и бочкообразной формы полимерной оболочкой 2. Поплавки заполнены пенополимерным материалом 3, и/или газом, и/или гранулированным полимером, при этом поплавок заполнен в верхней части пенополимерным материалом в 10-50 раз меньшей плотностью по сравнению с нижней частью поплавка. Кроме того, полимерная оболочка 2 имеет бочкообразную форму, армированую гибким материалом 4, а на наружной поверхности полимерной оболочки 2 расположены проушины 5 для крепления электрического кабеля 6. Технический результат - упрощение конструкции, повышение надежности и улучшение эксплуатационных характеристик плавающего трубопровода. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к ремонту трубопроводов методом сплошной переизоляции. При проведении ремонта останавливают эксплуатацию, освобождают трубопровод от продукта, вскрывают и очищают от изоляции. Трубы обследуют, оценивают допустимость дефектов и отбраковывают. При необходимости трубы ремонтируют. Затем трубы заваривают обратно в нитку, трубопровод изолируют, укладывают и засыпают. До оценки опасности и отбраковки дефектов по диспетчерским данным и по рабочим чертежам определяют значения диаметра, максимально возможного рабочего давления на ремонтируемом участке, границы участков различной категории и наличие узлов запуска и приема внутритрубных диагностических снарядов. Значение коэффициента надежности по ответственности уточняют с использованием зависимости: кн=ккд·(1+5,5·10-4·р2·D3·m), где ккд - коэффициент доступности к диагностике, ккд=1,1 при отсутствии возможности внутритрубной диагностики труб, ккд=1,0 при наличии возможности внутритрубной диагностики труб; р - значение рабочего давления в трубопроводе, МПа; D - значение номинального диаметра трубопровода, м; m - коэффициент условий работы. Технический результат: снижение расхода труб при проведении ремонта трубопровода за счет учета уточненного значения коэффициента надежности по ответственности трубопровода с учетом его фактических конструкционных и эксплуатационных параметров. 2 табл.

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано для бестраншейной замены трубопроводов. Устройство для бестраншейной замены трубопроводов состоит из режущего механизма с дисковыми ножами, расширителя и пилотного рычажно-шарнирного автоматизированного механизма (ПРШАМ). ПРШАМ содержит два верхних и два нижних шарнирных рычага с двумя трубными накладками и оборудован гидроцилиндрами с электронным программным обеспечением. ПРШАМ выполняет функции единого механизма - «шагающего», фиксирующегося и распределяющего статические усилия в заменяемой трубе, протаскивающего режущий механизм с ножами, расширитель и новую трубу. Техническим результатом изобретения является повышение надежности и маневренности работы устройства, в т.ч. при замене трубопроводов на участках с поворотами, а также при работе в дюкерах. 3 з.п. ф-лы, 7 ил.

Группа изобретений относится к строительству трубопроводов. Судно-укладчик для укладки трубопроводов на дно водоема имеет плавучую конструкцию, укладочную вышку, шарнирно закрепленную на плавучей конструкции и выполненную с возможностью сборки и укладки трубопровода на дно водоема, и систему сброса и извлечения трубопровода. При этом система сброса и извлечения имеет тяговый канат и узел шкивов для направления тягового каната. Узел шкивов установлен на плавучую конструкцию с возможностью перемещения между рабочим положением на укладочной вышке и положением вне укладочной вышки. Также раскрыты способ работы судна-укладчика и способ перевода судна-укладчика в режим сброса трубопровода. 3 н. и 26 з.п. ф-лы, 15 ил.
Наверх