Переход трубопровода через водную преграду

Изобретение относится к устройствам для использования в гидротехническом строительстве, сельском хозяйстве, промышленности и других отраслях для транспортирования жидкостей через открытые водные объекты (реки, водоемы, моря). Переход трубопровода через водную преграду состоит из водозаборного сооружения на одном берегу, трубопровода из армированного гибкого материала, прикрепленного к грузам на дне водоема, переходного устройства с жестким трубопроводом в местах прохода водного транспорта и водовыпускного сооружения в конце трубопровода на другом берегу, накопителя воды и насосной станции для перекачки воды из накопителя в открытый канал или трубопровод для дальнейшего транспортирования на цели водоснабжения или орошения. При использовании изобретения обеспечивается сокращение в несколько раз сроков и стоимости строительства по сравнению с вариантом использования известных материалов и технологий строительства. 1 ил.

 

Изобретение относится к устройствам для использования в гидротехническом строительстве, сельском хозяйстве, промышленности и других отраслях для транспортирования жидкостей через открытые водные объекты (реки, водоемы, моря).

Известен способ прокладки дюкера в местах пересечения трубопроводов руслами малых рек равнинного типа и временными водотоками (RU 2016966, 30.07.1994), когда для прокладки дюкера в местах пересечения трубопроводов руслами малых рек временное ограждение выполняют путем устройства по оси укладки дюкера рабочей перемычки до проектной отметки траншеи и укладки в нее дюкера, а после устройства последнего восстанавливают русловый водоток, ликвидируя рабочую перемычку.

Недостатком известного способа является необходимость временного перекрытия (ограждения) водотока на период строительства, что возможно только на малых реках равнинного типа. Для строительства используются дорогостоящие материалы из бетона и стали.

Известно водопропускное устройство (варианты) и способ его сооружения (заявка на изобретение №2005127607, 10.03.2007), содержащее водопропускной канал с криволинейной седлообразной поверхностью, выполненный по форме поверхности магистрального трубопровода, а в зоне их взаимодействия размещен упругий элемент с герметичной полостью, заполненной под избыточным давлением твердеющим составом, при этом на свободных концах водопропускного канала и части насыпи, охватывающей магистральный трубопровод, а также в русле водотока под водопропускным каналом развернуты водопроницаемые гибкие ковры, выполненные из нетканых синтетических материалов, стенки упругого элемента выполнены из прорезиненной ткани, армированной стеклотканью, а твердеющий состав представлен в виде цементно-песчаного раствора с добавками для ускоренного затвердевания.

Недостатком известного способа является сложность выполнения работ и необходимость применения гибких ковров и твердеющего состава, после отвердения которого невозможно проводить работы по ремонту, требуется дорогостоящая полная реконструкция сооружения.

Известно устройство для прокладки водного пути (заявка на изобретение №2004127723, 20.02.2006), включающее установленную на реке шлюзовую камеру, ограниченную стенками по каждому берегу реки воротами, установленными на входе и выходе шлюзовой камеры, отличающееся тем, что в него введены очистительная и озонирующая установка, которая установлена на одном берегу реки, и заградительная плотина, которая установлена на другом берегу реки, при этом очистительная и озонирующая установка имеет выходной канал, который заключен в павильон, а заградительная плотина снаружи имеет горизонтальную плоскость, от которой в сторону верхнего и нижнего бьефов шлюза проложены наклонные плоскости, через три названные плоскости проложена фуникулерная линия для проводки маломерных судов, а внутри заградительной плотины проложены дюкеры для пропуска рыбы, которая идет на нерест, и дюкеры для пропуска водяного потока на лопатки турбины, которая закреплена на одном валу с гидрогенератором.

Недостатком устройства является сложность конструкции и дороговизна его изготовления и эксплуатации.

Прототипом является переход трубопровода через водную преграду (заявка на изобретение №2000106764, 20.01.2002), в котором трубопровод балластируют с армированием засыпки утилизированными автопокрышками, уложенными в убывающей размерности к вершине обвалования. Ниже по течению возводят запруду. Отметка приемного конца водопропускной трубы располагается на уровне верхней образующей обвалования трубопровода.

Недостатком известного способа является ограниченность использования устройства (только на небольших переходах через водную преграду), нарушение экологических требований к трубопроводам, используемым для целей водоснабжения.

Задачей изобретения является создание устройства для перекачивания воды (жидкостей) через поверхностные водные преграды, состоящего из водозаборного сооружения, трубопровода из армированного гибкого материала, прикрепленного к грузам, донного устройства в местах прохода плавсредств и в конце трубопровода водовыпускного сооружения и накопителя воды на другом берегу, насосной станции для перекачки воды в напорный трубопровод. В совокупности устройство обеспечивает достижение цели - сокращение сроков и стоимости строительства в несколько раз по сравнению с использованием известных материалов и технологий строительства.

Совокупностью существенных признаков, раскрывающих сущность изобретения, является наличие трубопровода из армированного гибкого материала (например, геотекстиля, прорезиненной стеклоткани и пр.), установленного в толще воды или у дна открытого водного объекта, прикрепленного к грузам на дне водного объекта, забирающего воду из водозаборного сооружения на водоисточнике на одном берегу открытого водного объекта и проводящего воду (жидкость) к водовыпускному сооружению и накопителю на другом берегу открытого водного объекта, вода передвигается по гибкому трубопроводу из водоисточника в накопитель и затем перекачивается насосной станцией в трубопроводы на цели водоснабжения или в каналы для орошения, в совокупности устройство обеспечивает переход водной преграды и передачу воды с одного берега на другой берег открытого водного объекта, что обеспечивает достижение цели - сокращение в несколько раз сроков и стоимости строительства по сравнению с вариантом использования известных материалов и технологий строительства.

Изобретение поясняется чертежом, на котором представлена схема устройства в сборе.

Устройство включает водозаборное сооружение 1 на водоисточнике 2, состоящее из рыбозащитного 3 и сороудерживающего 4 устройств, подпорного сооружения 5, затвора 6, шлюзовой камеры (аванкамеры) 7, выхода из водозабора 8 (водовыпуска), гибкий армированный трубопровод 9, крепления гибкого трубопровода к водовыпуску 10, устройство 11 для скрепления секций гибкого трубопровода, грузы 12 на дне 13 открытого водного объекта 14, канаты 15, переходные устройства 16, жесткий трубопровод 17 уложен в вырытую траншею 18 в местах прохода водного транспорта и засыпан грунтом 19, водовыпуск 20, затвор 21, аванкамеру 22, насосную станцию 23, перекачивающую воду из накопителя воды 24 в открытый канал или трубопровод 25 для дальнейшего транспортирования на цели водоснабжения или орошения. Обозначены уровень воды в водоисточнике 26, уровень воды в открытом водном объекте 27, уровень воды в накопителе 28, уровень оси насоса 29.

Устройство работает следующим образом.

Вода из водоисточника 2 через водозаборное сооружение 1 (самотечного или машинного подъема воды) с рыбозащитным 3 и сороудерживающим 4 устройствами, подпорным сооружением 5 (или насосной станцией для создания напора), затвором 6 шлюзовой камеры (аванкамеры) 7 и жестким выходом 8 (железобетон, металл, полимер или пластик) из водозабора (водовы-пуском) подается в гибкий трубопровод 9, исполненный из гибкого материала (армированные полимеры, геомембрана или другой материал, не подверженный воздействию воды и агрессивных веществ), уложенный в толще воды (или у дна 13) открытого водного объекта 14 и закрепленный канатами 15 к грузам 12 на дне водоема, и по гибкому трубопроводу перетекает на другой берег водоема и через водовыпуск 20, затвор 21 и аванкамеру 22 попадает в накопитель 24, из которого вода перекачивается насосом 23 в трубопроводы или каналы 25 на цели водоснабжения или орошения. В местах прохода водного транспорта устраиваются переходные устройства 16, трубопровод 17, изготовленный из жесткого материала (металла, пластика и др. материалов), укладываемый в вырытый (вымытый грунт) канал (траншею) 18 на дне 13 открытого водного объекта 14 и засыпанный грунтом 19. Скрепление секций гибкого трубопровода 11 осуществляется склеиванием между собой (закреплением специальными замками и др. способами). Уровень воды в водоисточнике 26 должен быть выше уровней воды в открытом водном объекте 27, в водовыпуске 20 и накопителе 24 для создания напора и самотечного передвижения воды из водоисточника на одном берегу в накопитель на другом берегу открытого водного объекта. Насосная станция 23 может быть заглубленного типа (или другого типа), от которого зависит уровень оси насоса 29, перекачивающего воду из накопителя воды 24 в открытый канал или трубопровод 25 для дальнейшего транспортирования на цели водоснабжения или орошения. Подпорное сооружение 5 на водоисточнике создает уровень воды 26 в водоисточнике 2 больший, чем в накопителе 24, т.е. достаточный для самотечного передвижения воды в гибком трубопроводе 9 и заполнения накопителя 24.

Именно такое устройство позволит быстро и дешево построить переходной трубопровод и преодолевать водную преграду, подавать воду на другой берег открытого водного объекта с меньшими затратами и в короткий срок.

Устройство может быть использовано, например, для транспортировки пресной воды из реки Кубань в город Керчь для обеспечения коммунальных нужд и орошения сельскохозяйственных культур. Так как путь от устья р. Кубань в г. Керчь лежит через Азовское море, прокладку части трубопровода необходимо проводить по Азовскому морю. В настоящее время такие трубопроводы изготавливаются из дорогостоящего металла или пластика. Учитывая потребность в перекачке больших объемов с расходом воды 50 м3/с и более, такие трубопроводы должны иметь большой диаметр (например, при расходе 50,0 м3/с и скорости движения воды в трубопроводе 1,0 м/с диаметр трубы должен быть 5,6 м) и соответственно большую стоимость строительства, тем более трубы с таким диаметром в мире не производятся, и для перекачки воды при таких расходах придется прокладывать несколько нитей трубопровода, или воду подавать под высоким давлением трубами меньшего диаметра, что влечет за собой большие энергозатраты. Трубопровод, выполненный из армированного гибкого материала, наполненный внутри пресной водой, двигающейся (самотеком) под небольшим напором от водоисточника на другой берег, не будет испытывать больших давлений на стенки как с внутренней, так и с наружной стороны, так как будет находиться в водной толще неглубокого Азовского моря, потребуется и небольшая толщина стенок гибкого трубопровода.

Переход трубопровода через водную преграду, состоящий из водозаборного сооружения, трубопровода из армированного гибкого материала, уложенного в толщу воды, прикрепленного к грузам на дне водного объекта, трубопровода из жесткого материала с переходными устройствами в местах прохода водного транспорта, водовыпускного сооружения и накопителя воды в конце трубопровода на другом берегу водоема, насосной станции для перекачки воды из накопителя в напорный трубопровод на цели водоснабжения или орошения.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к строительству подводных переходов трубопроводов. В предлагаемом способе закрепления подводного трубопровода в проектном положении в качестве системы для закрепления трубопровода используют металлическую сетку.

Изобретение относится к трубопроводному транспорту, а именно к технологиям проведения демонтажных работ выведенного из эксплуатации (изношенного) нефтепровода в местах прохождения технологических эстакад нефтепроводов.
Изобретение относится к строительству и может быть использовано при сооружении прямолинейных участков подземных магистральных трубопроводов различного назначения.

Группа изобретений относится к строительству трубопроводов в туннелях. Структурная несущая система трубопровода содержит прикрепленные непосредственно к стенам туннеля балки, имеющие в продольном направлении форму дуги.

Изобретение относится к области трубопроводного транспорта и может быть использовано при прокладки трубопровода. Опора трубопровода, содержащая наружную опорную стенку, внутреннюю опорную стенку, соединяющий участок для поддержания наружной опорной стенки и внутренней опорной стенки в фиксированном, разнесенном одна от другой взаимном положении, соединяющий участок простирается между верхней частью внутренней опорной стенки и верхней частью наружной опорной стенки, для формирования седловидной опоры трубопровода, причем седловидная опора трубопровода прервана по меньшей мере парой радиально простирающихся и пересекающихся желобов для укладки трех или более подобных опор трубопровода во взаимосвязанное штабелированное соединение.

Группа изобретений относится к автономным устройствам для перемещения диагностического оборудования внутри трубопровода. Внутритрубное транспортное средство содержит полимерный приводной цилиндрический винт, установленный на приводном валу передаточного редуктора.
Изобретение относится к прокладке трубопроводов под автомобильными и железными дорогами. Готовят рабочий и приемный котлованы.

Изобретение относится к области трубопроводного транспорта и может быть использовано при ремонте магистрального трубопровода с заменой дефектного участка. В способе вырезают дефектный участок трубопровода с образованием в котловане разноплечих труб.

Изобретение относится к строительству переходов трубопроводов и может быть использовано для защиты от повреждений резиновой манжеты, герметизирующей межтрубное пространство перехода трубопровода.

Изобретение относится к системам для соединения параллельных труб, кабелей или других протяженных элементов при выполнении морских работ при их укладке. Устройство (126) и способ для зажимания протяженных элементов (14, 28) с параллельным размещением элементов во время подводной укладки, содержащее противоположные губки (128), выполненные с возможностью возвратно-поступательного перемещения, для сжатия частей зажима вместе вокруг протяженных элементов для сборки совмещающего зажима, обеспечивающего приложение усилий зажима к протяженным элементам.

Изобретение относится к области магистрального трубопроводного транспорта жидкостей и газов и может быть использовано при осуществлении земляных работ в процессе подготовки к ремонту, а также непосредственно самого ремонта небольших по протяженности участков подземных трубопроводов, расположенных в заболоченных местах, где уровень грунтовых вод не позволяет производить ремонтные работы без предварительной подготовки. Технологический комплекс для вскрытия участка подземного трубопровода включает экскаватор, не менее двух сланей и шпунты, количество которых определяется исходя из габаритных размеров разрабатываемого котлована. Слани выполнены из герметично сваренных между собой труб. Для перемещения сланей вокруг разрабатываемого котлована экскаватором на сланях приварены металлические проушины. Шпунты выполнены из сегментов труб, сваренных между собой однониточным сплошным сварным швом и усиленных с помощью накладок. В верхней части каждого шпунта однониточным прерывистым сварочным швом приварен листовой металл. Технический результат: расширение арсенала технических средств. 2 ил.

Изобретение относится к строительству трубопроводов и может быть использовано для протягивания "крота" и новой трубы внутри старой при бестраншейной прокладке трубопровода. Установка для замены подземной трубы содержит опорную пластину, от которой перпендикулярно продолжается пара гидравлических цилиндров, параллельных друг другу. Цилиндры работают циклически вместе с тяговым мостом, имеющим захват троса, обеспечивая последовательность тяговых ходов тросу, тянущему "крот". "Крот" через старую трубу протягивает за собой сменную трубу, которая была этим "кротом" разорвана, разрезана или расширена. Опорная пластина оснащена проемом, а цилиндры расположены таким образом, что разрешают "кроту" быть полностью втянутым в установку. Опорный мост, соединяющий стороны проема в упорной пластине, установлен с возможностью его удаления - для размещения второго захвата троса, чтобы удерживать этот трос на возвратном ходу тягового моста. В конце операции протягивания, чтобы втянуть "крот", опорный мост может быть удален. Технический результат: повышение жесткости конструкции при минимальном весе, упрощение протягивания "крота". 3 з.п. ф-лы, 5 ил.

Группа изобретений относится к строительству трубопроводов. Трубоукладочное судно содержит направленную вверх трубоукладочную вышку, сварочную площадку для присоединения новой ветви трубопровода к краю удерживаемого вышкой трубопровода. На трубоукладочной вышке расположено зажимное устройство для удерживания ветви трубопровода с расположением ее нижнего края в зоне края удерживаемого вышкой трубопровода. Зажимное устройство выполнено с возможностью направления ветви трубопровода вверх от ее нижнего края вдоль трубоукладочной вышки. Зажимное устройство содержит зажим ветви трубопровода, выполненный с возможностью перемещения ветви трубопровода из положения вдоль трубоукладочной вышки со смещением относительно траектории укладки трубопровода в положение, в котором она приблизительно совмещена с траекторией укладки трубопровода. Зажим выполнен с возможностью центрирования ветви трубопровода относительно края трубопровода и регулирования направления посредством вращательного движения вокруг двух взаимно перпендикулярных осей, перпендикулярных продольной оси трубоукладочной вышки. Трубоукладочное судно может содержать группу зажимов, расположенных на трубоукладочной вышке. Зажим ветви трубопровода может быть выполнен с возможностью поворота ветви трубопровода вокруг ее продольной оси. 4 н. и 10 з.п. ф-лы, 11 ил.

Изобретение относится к трубопроводному оборудованию и может быть использовано для транспортировки однородных жидкостей, гидросмесей, отходов нефтепереработки и пульпы на земснарядах в морской, речной и болотистой среде. Плавающий трубопровод содержит один или несколько поплавков, образованных наружной поверхностью эластичной трубы 1 и бочкообразной формы полимерной оболочкой 2. Поплавки заполнены пенополимерным материалом 3, и/или газом, и/или гранулированным полимером, при этом поплавок заполнен в верхней части пенополимерным материалом в 10-50 раз меньшей плотностью по сравнению с нижней частью поплавка. Кроме того, полимерная оболочка 2 имеет бочкообразную форму, армированую гибким материалом 4, а на наружной поверхности полимерной оболочки 2 расположены проушины 5 для крепления электрического кабеля 6. Технический результат - упрощение конструкции, повышение надежности и улучшение эксплуатационных характеристик плавающего трубопровода. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к ремонту трубопроводов методом сплошной переизоляции. При проведении ремонта останавливают эксплуатацию, освобождают трубопровод от продукта, вскрывают и очищают от изоляции. Трубы обследуют, оценивают допустимость дефектов и отбраковывают. При необходимости трубы ремонтируют. Затем трубы заваривают обратно в нитку, трубопровод изолируют, укладывают и засыпают. До оценки опасности и отбраковки дефектов по диспетчерским данным и по рабочим чертежам определяют значения диаметра, максимально возможного рабочего давления на ремонтируемом участке, границы участков различной категории и наличие узлов запуска и приема внутритрубных диагностических снарядов. Значение коэффициента надежности по ответственности уточняют с использованием зависимости: кн=ккд·(1+5,5·10-4·р2·D3·m), где ккд - коэффициент доступности к диагностике, ккд=1,1 при отсутствии возможности внутритрубной диагностики труб, ккд=1,0 при наличии возможности внутритрубной диагностики труб; р - значение рабочего давления в трубопроводе, МПа; D - значение номинального диаметра трубопровода, м; m - коэффициент условий работы. Технический результат: снижение расхода труб при проведении ремонта трубопровода за счет учета уточненного значения коэффициента надежности по ответственности трубопровода с учетом его фактических конструкционных и эксплуатационных параметров. 2 табл.

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано для бестраншейной замены трубопроводов. Устройство для бестраншейной замены трубопроводов состоит из режущего механизма с дисковыми ножами, расширителя и пилотного рычажно-шарнирного автоматизированного механизма (ПРШАМ). ПРШАМ содержит два верхних и два нижних шарнирных рычага с двумя трубными накладками и оборудован гидроцилиндрами с электронным программным обеспечением. ПРШАМ выполняет функции единого механизма - «шагающего», фиксирующегося и распределяющего статические усилия в заменяемой трубе, протаскивающего режущий механизм с ножами, расширитель и новую трубу. Техническим результатом изобретения является повышение надежности и маневренности работы устройства, в т.ч. при замене трубопроводов на участках с поворотами, а также при работе в дюкерах. 3 з.п. ф-лы, 7 ил.

Группа изобретений относится к строительству трубопроводов. Судно-укладчик для укладки трубопроводов на дно водоема имеет плавучую конструкцию, укладочную вышку, шарнирно закрепленную на плавучей конструкции и выполненную с возможностью сборки и укладки трубопровода на дно водоема, и систему сброса и извлечения трубопровода. При этом система сброса и извлечения имеет тяговый канат и узел шкивов для направления тягового каната. Узел шкивов установлен на плавучую конструкцию с возможностью перемещения между рабочим положением на укладочной вышке и положением вне укладочной вышки. Также раскрыты способ работы судна-укладчика и способ перевода судна-укладчика в режим сброса трубопровода. 3 н. и 26 з.п. ф-лы, 15 ил.

Группа изобретений относится к строительству и может быть использована при строительстве магистральных трубопроводов на болотах, в зоне распространения вечномерзлых грунтов, при быстром возведении дорог, аэродромов и других объектов инженерной инфраструктуры. Грунтовый модуль состоит из не менее пяти расположенных Х-образно ячеек, выполненных из гибких элементов и снабженных защитными стенками и пришивным дном, которое скреплено с гранями или ребрами ячеек. Ячейки заполняют насыпным грунтом. Расширяет арсенал технических средств, позволяет повысить несущую способность оснований магистральных трубопроводов, дорог, и прочих сооружений, а также позволяет увеличить сроки эксплуатации, сократить расходы и время на содержание сооружаемых промышленных площадок. Позволяет исключить использование привозного минерального грунта за счет использования местного грунта. 2 н. и 11 з.п. ф-лы, 8 ил.

Группа изобретений относится к строительству трубопроводов и может быть использована для прекращения или возобновления укладки подводного трубопровода с судна. В способе прекращения укладки трубопровода с судна снабжают судно лебедочным аппаратом и натяжным устройством. Трубчатый элемент устанавливают между лебедочным аппаратом и концом трубопровода, при этом трубчатый элемент принимается натяжным устройством. Трубопровод спускают посредством лебедочного аппарата и натяжного устройства с распределением нагрузки от натяжения трубопровода между натяжным устройством и лебедочным аппаратом. Технический результат заключается в упрощении способов и устройств для прекращения или возобновления укладки трубопровода с одновременным повышением их надежности, безопасности, производительности и эффективности. 5 н. и 18 з.п. ф-лы, 33 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к оборудованию для строительства трубопроводов. Кран-трубоукладчик, включающий раму, гусеничные тележки, стрелу, механизм регулирования угла наклона стрелы, выполненный в виде гидроцилиндра, грузоподъемный механизм, выполненный в виде канатного полиспаста с гидравлической барабанной лебедкой, противовес, согласно изобретению гидроцилиндр регулирования угла наклона стрелы, шарнирно закрепленный на раме трактора, шарнирно соединен с пространственным кривошипом, закрепленным на раме трактора, и шарнирно соединен со стрелой при помощи тяги, при этом второй шарнир тяги приближен к оголовку стрелы. Технический результат изобретения достигнут за счет использования поршневой полости гидроцилиндра стрелы и дополнительных рычажных передач. 3 ил.
Наверх