Присадка к приработочному маслу для обкатки двигателя внутреннего сгорания

Настоящее изобретение относится к присадке к приработочному маслу для обкатки двигателя внутреннего сгорания, содержащей минеральное масло, порошкообразный наполнитель и поверхностно-активные вещества, при этом в качестве порошкообразного наполнителя использован серпентин с размером частиц 10 мкм, при этом указанные компоненты взяты в следующих соотношениях, мас. %: серпентин 10-20, поверхностно-активные вещества 10-20, минеральное масло - остальное. Техническим результатом настоящего изобретения является уменьшение потери на трение, что ведет к снижению потребной мощности и удешевлению стоимости присадки. 2 табл.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к смазочным материалам, применяемым при приработке, обкатке и эксплуатации двигателей внутреннего сгорания (ДВС) в качестве присадок к основным маслам.

Известно приработочное масло для двигателей внутреннего сгорания [патент РФ №2089598]. Масло содержит порошкообразный наполнитель, полученный при испарении и конденсации пара в плазменном испарителе порошка меди и смеси порошка меди с порошком красного фосфора 0,1-0,15 мас. % и минеральное масло 99,85-99,9 мас. %.

Недостатком масла является то, что медь, выделяющаяся в процессе трения, является катализатором окислительных процессов в масле, что ведет к усилению коррозионной активности последнего и ухудшению его термоокислительной стабильности, что ограничивает область применения такого масла при эксплуатации.

Известна композиция присадки к приработочному маслу для обкатки двигателя внутреннего сгорания, выбранная за прототип [патент РФ №2472848]. Присадка содержит наноструктурированный бемит 15-20 масс. %, поверхностно-активные вещества 15-20 масс. %, минеральное масло - остальное.

Недостатком композиции являются высокие потери на трение и, как следствие, высокая потребная мощность и расход топлива при обкатке ДВС, а также высокая стоимость присадки, связанная с использованием в качестве активного компонента наноструктурированного бемита.

Задачей является уменьшение потерь на трение, что ведет к снижению потребной мощности, и удешевление стоимости присадки

Для решения задачи предложена присадка к приработочному маслу для обкатки двигателя внутреннего сгорания, содержащая в качестве порошкообразного наполнителя серпентин, поверхностно-активные вещества и минеральное масло при следующих соотношениях, масс. %:

серпентин 10-20
поверхностно-активные вещества 10-20
маловязкое минеральное масло остальное

Присадка представляет собой суспензию порошкообразного серпентина в смеси минерального масла и поверхностно-активного вещества (например, олеиновой кислоты). Мелкодисперсный порошок серпентина Mg6[Si4O10](OH)8 (не менее 90% масс., остальное - природные примеси) получают из горной породы серпентинита путем ее обогащения.

Основным активным элементом присадки является порошок обогащенного серпентина, частицы которого, попадая в зону трения в точках физического контакта поверхностей пар трения «поршень-гильза и «поршневые кольца-гильза», работают как катализаторы динамических процессов формирования вторичных структур на этих поверхностях. Поверхностно-активные вещества вводят в присадку в указанных соотношениях с целью снижения седиментации частиц серпентинита и их разделению между собой, для образования однородного коллоидного раствора.

Уменьшение концентрации серпентина менее 10% приводит к нестабильным результатам приработки, а иногда и к отсутствию эффекта из-за недостатка катализатора. В то же время при повышении концентрации выше 20% проявляются другие свойства серпентина - как частиц минерала с абразивными свойствами, что вызывает повышенный износ в процессе приработки, что нежелательно. При уменьшении количества ПАВа менее 10 в присадке образуются сгустки серпентина, а увеличение более 20 не целесообразно.

Опытные образцы присадок к приработочному маслу для обкатки двигателей внутреннего сгорания были изготовлены и испытаны по методике ускоренных трибологических стендовых испытаний, были проведены сравнительные испытания по приработке двигателя 4Ч 7,6/7,1.

Для оптимизации трибологических свойств присадки были проведены испытания трех различных составов на основе серпентинита на машине трения ИИ 5018 по схеме диск по колодке (имитация пар трения «гильза -поршневое кольцо» и «гильза-поршень»).

Сравнительные результаты испытаний присадки к приработочному маслу составов 1, 2 и 3 таблицы 2 с различным размером гранул серпентина Dmax. В испытаниях оценивали длительность приработки как время до стабилизации коэффициента трения в области равновесного значения (по трем испытаниям), результирующее среднее значение коэффициента трения, суммарный износ пары трения за весь цикл испытаний. Результаты испытаний приведены в таблице 2.

По результатам испытаний на машине трения составы присадки №2 и 3 снижают коэффициент трения в парах и соответственно решают задачу снижения трения в этих парах. Однако учитывая, что производство ультрамелкодисперсного состава №3 в 3-4 раза выше стоимости производства состава №2. Состав №1 при максимальном размере гранул серпентина приводит к увеличению износа пар трения.

Оптимальным считается состав №2 с размером гранул серпентина Dmax=10 мкм, решает задачу снижения трения в парах трения и имеет достаточно низкую стоимость.

Предлагаемая присадка имеет более низкую стоимость за счет использования более дешевого по сравнению с наноструктурированным бемитом серпентина.

По методике ускоренных трибологических стендовых испытаний были проведены сравнительные испытания по приработке двигателя 4Ч 7.6/7.1 с добавлением в приработочное масло предлагаемой присадки и присадки по прототипу. В результате сравнительных испытаний получен рост эффективной мощности с бемитом в пределах 3,6%, а с предлагаемой присадкой 4,5%. Следовательно, потери мощности на трение в двигателе 4Ч 7,6/7,1 с использованием предлагаемой присадки уменьшились на 20%.

Присадка к приработочному маслу для обкатки двигателя внутреннего сгорания, содержащая минеральное масло, порошкообразный наполнитель и поверхностно-активные вещества, отличающаяся тем, что в качестве порошкообразного наполнителя использован серпентин с размером частиц 10 мкм, при этом указанные компоненты взяты в следующих соотношениях, мас. %: серпентин 10-20, поверхностно-активные вещества 10-20, минеральное масло - остальное.



 

Похожие патенты:

Настоящее изобретение относится к смазочному покрытию (5) для медицинского устройства для инъекций (1), включающему последовательно: нижний слой (50), находящийся в контакте с поверхностью (21) контейнера медицинского устройства, которую необходимо обеспечить смазкой, включающий смесь поперечно-сшитого и не поперечно-сшитого полидиметилсилоксана, промежуточный слой (51), состоящий в основном из окисленного полидиметилсилоксана и имеющий толщину, составляющую от 10 до 30 нм, где указанную толщину измеряют с помощью времяпролетной вторичной ионной масс-спектрометрии, и верхний слой (52), включающий по существу не поперечно-сшитый полидиметилсилоксан и имеющий толщину не более 2 нм, указанную толщину измеряют с помощью рентгеновской фотоэлектронной спектроскопии.

Настоящее изобретение относится к добавке к смазочным маслам и пластичным смазкам, включающей диоксид кремния, углерод, при этом в качестве углерода она содержит углерод синтетический с «луковицеобразной» структурой наночастиц и средним размером частиц 30 нм, диоксид кремния со средним размером частиц 10 нм при следующем соотношении компонентов, % мас: диоксид кремния 99,0-99,9; углерод синтетический 0,1-1,0.

Настоящее изобретение относится к композитной смазке, состоящей из базового масла, в качестве которого использован перфторполиэфир, с включением мелкодисперсной присадки-загустителя, при этом применен перфторполиэфир с вязкостью, заключенной в промежутке от 200 мм2/с до 350 мм2/с, измеренной при температуре 20°С, а в качестве мелкодисперсной присадки-загустителя применена модифицированная пирогенная двуокись кремния в форме микронизированного порошка в виде метилкремнезема с размером частиц в промежутке от 0,5 мкм до 40 мкм, причем составляющие композитной смазки взяты в следующем соотношении, мас.
Настоящее изобретение относится к смазывающей композиции, содержащей: a) смесь базового масла, которая содержит: дистиллятное нафтеновое базовое масло, имеющее содержание насыщенных углеводородов, измеренное по стандарту IP368, больше чем 92% и содержащее меньше чем 10 м.д.

Настоящее изобретение относится к способу получения присадки к смазочным маслам путем конденсации алкилфенола с 37%-ным раствором формальдегида в присутствии катализатора, последующей обработки полученного продукта гидроксидом щелочноземельного металла в среде масла-разбавителя, при этом в качестве алкилфенола используют C8, С9, С12, C18 алкилфенолы при мольном соотношении алкилфенола к формальдегиду 1:0,6-1,3, процесс проводят в присутствии растворителя, в качестве катализатора используют кислотный или щелочной катализатор, в качестве гидроксида щелочноземельного металла используют гидроксид кальция, а также дополнительно осуществляют карбонатацию путем пропускания через полученный продукт диоксида углерода в присутствии промотора.

Настоящее изобретение относится к пластичной смазке, содержащей сульфонат кальция, уксусную кислоту, оксид кальция, остаточное нефтяное масло с вязкостью 17-44 сСт при 100 °C при следующем соотношении компонентов, % масс.: сульфонат кальция 59,2-69,9, уксусная кислота 7,0-12,2, оксид кальция 1,2-5,3, вода дистиллированная 2,0-4,8, остаточное нефтяное масло с вязкостью 17-44 сСт при 100°C - остальное до 100.

Настоящее изобретение относится к моторному маслу, включающему в качестве основы минеральное масло, многофункциональный пакет присадок, содержащий смесь высокощелочных сульфонатов, высокощелочных фенолятов, салицилатов, дитиофосфатов, композицию синтетическую базовую КСБ-1, представляющую собой смесь сложных эфиров триметилолпропана и карбоновых кислот С7-С9 и полиметилсилоксановую жидкость ПМС-200А при следующем соотношении компонентов, мас.%: вышеуказанный пакет присадок 8,9-9,3; вышеуказанная синтетическая базовая композиция КСБ-1 1,5-3,0; полиметилсилоксановая жидкость ПМС-200А 0,003-0,005; минеральное масло остальное.

Настоящее изобретение относится к смазочному материалу, содержащему углеводородное масло, выбранное из группы, включающей минеральное масло Группы I, II или III, или поли-альфа-олефин Группы IV; сложноэфирное масло в количестве 5 мас.

Изобретение относится к смазочной композиции, которая может быть использована в роликовых или в роликовых и скользящих контактных системах. Композиция содержит в пересчете на ее общее количество: базовое масло (А), от 0,5 до 30 мас.% поли(мет)акрилата (В) с добавленными гидроксильными группами и по меньшей мере одно дополнительное соединение, выбранное из группы, состоящей из: вплоть до 10 мас.% алкилнафталина (С) и вплоть до 1,0 мас.% соединения (D) фосфорсодержащей карбоновой кислоты.

Настоящее изобретение относится к пакету присадок к гидравлическим маслам, содержащему алкилсалицилат кальция и диалкилдитиофосфат цинка, при этом он дополнительно содержит пространственно затрудненные алкилалкилфенолы, азотсодержащее производное глицина, N-алкилированный бензотриазол, модифицированные полиолы в ксилоле при следующем соотношении компонентов, мас.

Настоящее изобретение относится к способу получения алмазосодержащей смазочной композиции путем механического смешения исходного масла с растворенным в нем поверхностно-активным веществом и предварительно обезвоженного вакуумной сушкой детонационного алмазосодержащего углерода в количестве 5-10 мас.% при 80-110°C, при этом в качестве поверхностно-активного вещества используют катионное азотсодержащее поверхностно-активное вещество в количестве 2-10% от массы детонационного алмазосодержащего углерода, а после смешения осуществляют выдержку не менее 60 мин для удаления избытка воздуха с последующей обработкой композиции на виброкавитационном гомогенизаторе при температуре 80-110°C и подачей ее на сепаратор, причем композицию подают на рабочую поверхность ротора виброкавитационного гомогенизатора не более 0,5 г/см2·с при скорости вращения ротора не менее 15 м/с.

Настоящее изобретение относится к твердосмазочной композиции, содержащей мелкодисперсную смесь природных минералов от 1 до 5 мкм, включающую серпентин и тальк, дополнительно введены мел, каолин и бура при следующем соотношении компонентов, мас.%: мел - 10-15, бура - 10-15, каолин - 5-20, тальк - 5-15, серпентин - остальное.

Настоящее изобретение относится к способу приготовления смазочной композиции с нерастворимыми присадками, в процессе которого ее под давлением N продавливают с расходом Gв зазор между наружными и внутренними обоймами нескольких последовательно расположенных в статоре камеры для обработки вращающихся с частотой W подшипников качения, при этом после предварительного перемешивания ее компонентов в камеру для обработки подают инертный газ, упомянутые статор и подшипники нагревают до температуры t°=(0,5…0,7)t°к, где t°к - температура каплепадения смазочной композиции, подшипники приводят во вращение с частотой W=(0,01...0,03) Wдоп, где Wдоп - предельно допустимая частота их вращения, смазочную композицию продавливают под давлением N=(0,01…0,07) МПа с расходом G=(0,01…0,20) кг/мин через n=1…9 подшипников, к которым прикладывают давление P=n(0,06…0,60)Qдоп, где Qдоп - предельная допустимая статическая нагрузка на один подшипник, через подшипники смазочную композицию продавливают 3…5 раз при указанных значениях температуры t°, расхода G, давлений N и P.
Изобретение относится к железнодорожному транспорту. Способ защиты от бокового износа головки рельса заключается в том, что на боковую поверхность головки рельса на криволинейных участках пути и зонах стрелочных переводов наносят смазочную композицию на основе органического связующего, включающую в себя твердосмазочный материал в виде диспергированного порошка серпентинита и комбинацию слоистых и металлоплакирующих компонентов в виде порошков графита, дисульфида молибдена и порошков мягких металлов и/или сплавов - алюминия, олова, цинка, меди, бронзы.
Настоящее изобретение относится к рельсовой смазке, содержащей мазут, канифоль, минеральное масло или смесь минеральных масел, при этом дополнительно включен асбест хризотиловый и соотношение входящих в рельсовую смазку компонентов поддерживают следующим, мас.%: мазут 5-50; канифоль 5-40; асбест хризотиловый 0,01-0,02; минеральное масло или смесь минеральных масел до 100.
Настоящее изобретение относится к смазке для обработки металлов давлением, содержащей мыло щелочного металла с влажностью 10-20 мас.%, при этом она дополнительно содержит нанотрубки графена со средним размером частиц 10-30 нм, модифицированные Mg(NO3)2×6H2O, причем весовое соотношении частиц графена и добавки составляет 1:1, или алюминиевую пудру с размером частиц 1-2 мкм, при следующем соотношении компонентов, масс.%: нанопорошок графена - 1-1,5 или алюминиевая пудра - 2,5-5,5; мыло щелочного металла с влажностью 10-20 мас.% - остальное.
Настоящее изобретение относится к твердому смазочному материалу для абразивной обработки, содержащему стеариновую кислоту, дисульфид молибдена, при этом он дополнительно содержит ультрадисперсный порошок диатомита, пропитанный минеральным маслом с поверхностно-активными веществами и химически-активными присадками и ультрадисперсный порошок алмазнографитовой шихты при следующем соотношении компонентов, масс.%: порошок диатомита - 15-25; дисульфид молибдена - 10-15; порошок алмазографитовой шихты - 0,1-1; стеариновая кислота - остальное.
Настоящее изобретение относится к твердой смазке для абразивной обработки металлов и сплавов, содержащей хлорфторуглеродное масло, низкомолекулярный полиэтилен, минеральное масло, высокодисперсный порошок смеси продукта термического восстановления лейкоксена и карбида кремния или нитрида алюминия, при этом она дополнительно содержит линолевую кислоту при следующем соотношении компонентов, мас.%: хлорфторуглеродное масло 6-8 низкомолекулярный полиэтилен 1-2 минеральное масло 11-14 высокодисперсный порошок   смеси продукта термического восстановления 15-18 лейкоксена и карбида кремния   или нитрида алюминия   линолевая кислота 16,5-31 стеариновая кислота остальное, при этом она содержит смесь продукта термического восстановления лейкоксена и карбида кремния или нитрида алюминия, взятых в соотношении, равном 0,5-1:1, соответственно.

Настоящее изобретение относится к смазочной композиции, содержащей минеральное масло и порошкообразный наполнитель, полученный при испарении и конденсации пара в плазменном испарителе, при этом масло в качестве порошкообразного наполнителя содержит смесь наноразмерного порошка латуни дисперсностью 10… 30 нм, ультрадисперсного порошка полититаната калия интеркалированного цинком дисперсностью 100… 300 нм и поверхностно-активное вещество, причем ультрадисперсный порошок полититаната калия интеркалированного цинком получен химическим методом, при следующем соотношении компонентов в масс.%: порошкообразный наполнитель, состоящий из   смеси наноразмерного порошка латуни,   ультрадисперсного порошка полититаната   калия, интеркалированного цинком, и   поверхностно-активного вещества 0,2 минеральное масло 99,8 Техническим результатом настоящего изобретения является повышение антифрикционных и антизадирных свойств масла.

Настоящее изобретение относится к смазочной масляной композиции, включающей 100 масс. частей смазки и от 0,01 до 3,0 масс.

Настоящее изобретение относится к составу композиционного смазочного материала на базе масла МС-20, являющегося смазочной основой, и дисперсной присадки, при этом в качестве данной присадки используют продукт, представляющий собой нанодисперсные частицы диселенида вольфрама пластинчатой формы размером 60×5 нм, полученные методом газофазного синтеза, формула которых WSe2, где W - вольфрам, Se - селен; в данном масле концентрация нанодисперсных частиц составляет 0,5-4% по массе. Техническим результатом настоящего изобретения является получение смазочной композиции снижающей трение и износ в ответственных узлах трения путем увеличения несущей способности смазочного слоя и уменьшения его сдвигового сопротивления, снижение адгезионного изнашивания пар трения, изготовленных из различных марок сталей; повышение эффективности смазочного материала при эксплуатации в тяжелонагруженных узлах трения; снижение интенсивного изнашивания пар в режиме приработки. 1 табл., 3 ил.
Наверх