Смазочное устройство зубчатой передачи

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в реверсивных зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами под давлением. Смазочное устройство зубчатой передачи, преимущественно реверсивной, смазываемой жидким смазочным материалом под давлением, содержит систему подачи смазочного материала с разбрызгивателем. Разбрызгиватель расположен в плоскости вращения парных зубчатых колес, в районе их сопряжения, и ориентирован на начальный участок их сопряжения. Зеркально разбрызгивателю, симметрично относительно линии центров передачи, установлен второй разбрызгиватель, который также ориентирован на начальный участок сопряжения парных зубчатых колес. Оба разбрызгивателя подключены к системе подачи смазочного материала через двухпозиционный переключатель с возможностью соединения с системой подачи смазочного материала одного из разбрызгивателей, который расположен при работе передачи со стороны входа парных зубчатых колес во взаимное зацепление. Достигается повышение качества смазывания. 1 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в реверсивных зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами под давлением.

Известно смазочное устройство зубчатой передачи, содержащее систему подачи смазочного материала с разбрызгивателем, расположенным в районе входа во взаимное зацепление зубьев парных зубчатых колес передачи и ориентированным на этот вход, - см., например, Справочник машиностроителя: В 6-ти т., Т. 4., Кн. II Под ред. Н.С. Ачеркана. - М.: Машгиз, 1963 г., стр. 746.

Недостаток данного смазочного устройства состоит в том, что если передача работает в реверсивном режиме, то при вращении колес в одном направлении подачу смазочного материала можно осуществлять на участок входа во взаимное зацепление зубьев парных зубчатых колес передачи. А при изменении направления вращения (реверсе) колес передачи разбрызгиватель оказывается ориентированным на участок выхода из взаимного зацепления зубьев парных зубчатых колес. А осуществлять смазывание зубьев колес необходимо именно до входа зубьев колес во взаимное зацепление: осуществлять их смазывание после выхода из зацепления не имеет смысла, т.к. в этом случае до входа зубьев колес во взаимное зацепление колесам необходимо совершить полные обороты, за время которых нанесенный на зубья смазочный материал будет потерян - он стечет под действием силы тяжести или будет сброшен с зубьев центробежной силой.

В качестве прототипа взята конструкция смазочного устройства зубчатой передачи, содержащая систему подачи смазочного материала с разбрызгивателем в зоне зацепления зубьев парных зубчатых колес передачи и ориентированным на эту зону - см. Анурев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя: В 3-х т., Т. 3. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1979. - 557 с., ил., стр. 383, рис. 25.

Недостатки прототипа - те же, что и у аналога.

Изобретением решается задача повышения качества смазывания.

Для этого смазочное устройство зубчатой передачи содержит систему подачи смазочного материала с разбрызгивателем, расположенным в плоскости вращения парных зубчатых колес, в районе их сопряжения, и ориентированных на начальный участок их сопряжения; причем зеркально разбрызгивателю, симметрично относительно линии центров передачи, установлен второй разбрызгиватель, также ориентированный на начальный участок сопряжения парных зубчатых колес; оба разбрызгивателя подключены к системе подачи смазочного материала через двухпозиционный переключатель с возможностью соединения с системой подачи смазочного материала одного из разбрызгивателей, расположенного при работе передачи со стороны входа парных зубчатых колес во взаимное зацепление.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображено смазочное устройство с парой сопряженных зубчатых колес передачи.

На чертеже показаны: зубчатые колеса 1 и 2 передачи, разбрызгиватели 3 и 4, линия центров 5 передачи, система подачи 6 смазочного материала, переключатель 7; направления вращения ω1 и ω2 зубчатых колес (1 и 2); направление подачи V смазочного материала.

Смазочное устройство зубчатой передачи, состоящей из пары сопряженных зубчатых колес 1 и 2, содержит пару разбрызгивателей 3 и 4, расположенных в плоскости вращения колес, зеркально относительно друг друга и симметрично линии центров 5 передачи; каждый из распылителей ориентирован на начальный участок сопряжения зубчатых колес, расположенный с его стороны. Оба разбрызгивателя подключены к системе подачи 6 смазочного материала через общий двухпозиционный переключатель 7 с возможностью подключения к системе подачи 6 одного из разбрызгивателей (3 или 4), который при работе передачи (вращении колес ω1 и ω2) оказывается расположенным со стороны входа колес (1 и 2) во взаимное зацепление. Управление переключателем 7 - ручное или, например, - электромеханическое, посредством электромагнита, включенного в систему управления электроприводом передачи.

При работе передачи (вращении ω1 и ω2 зубчатых колес 1 и 2) смазочный материал из системы передачи 6 смазочного материала подается на один из разбрызгивателей (3 или 4), расположенных при вращении колес со стороны входа колес во взаимное зацепление через двухпозиционный переключатель 7. При изменении направления вращения колес (1 и 2) переключатель производит переключение подачи смазочного материала с этого разбрызгивателя на другой.

По сравнению с прототипом, предлагаемая конструкция смазочного устройства позволяет осуществлять смазывание зубьев зубчатых колес передачи при любом направлении вращения зубчатых колес. Это оптимизирует режим смазывания передачи и повышает качество смазывания.

Смазочное устройство зубчатой передачи, преимущественно реверсивной, смазываемой жидким смазочным материалом под давлением, содержащее систему подачи смазочного материала с разбрызгивателем, расположенным в плоскости вращения парных зубчатых колес в районе их сопряжения и ориентированным на начальный участок их сопряжения, отличающееся тем, что зеркально разбрызгивателю, симметрично относительно линии центров передачи, установлен второй разбрызгиватель, также ориентированный на начальный участок сопряжения парных зубчатых колес; оба разбрызгивателя подключены к системе подачи смазочного материала через двухпозиционный переключатель с возможностью соединения с системой подачи смазочного материала одного из разбрызгивателей, расположенного при работе передачи со стороны входа парных зубчатых колес во взаимное зацепление.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системе смазки коробки передач. Транспортное средство имеет устройство генерирования мощности и устройство передачи мощности.

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к приводному устройству для транспортного средства. Приводное устройство (10) содержит двигатель (12), содержащий приводной вал (14), и редуктор (16), содержащий входной вал (18), связанный во вращении с приводным валом.

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к зубчатым передачам, смазываемым методом погружения. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару торцевых кольцевых накладок.

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к зубчатым передачам с картерным смазыванием методом погружения. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, расположенную в корпусе передачи, в которую погружено нижерасположенное зубчатое колесо передачи.

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к зубчатым передачам, смазываемым пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару торцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и торцах тела.

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к зубчатым передачам с картерным смазыванием методом погружения. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, расположенную в корпусе передачи и в которую погружено нижерасположенное зубчатое колесо передачи.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару торцевых накладок, укрепленных на торцах тела посредством кольцевых прокладок, расположенных между внутренними торцами накладок и торцами тела.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару торцевых накладок, укрепленных на участках торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу.

Изобретение относится к деталям машин и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо, смазываемое преимущественно пластичным смазочным материалом, содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару первых кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и участках торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу.

Изобретение относится к способу смазывания зубчатой передачи, преимущественно реверсивной с вертикально расположенными зубчатыми колесами. Способ включает нанесение смазочного материала под давлением на боковые поверхности зубьев зубчатых колес посредством питателей, укрепленных неподвижно относительно вращающихся зубчатых колес.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару торцевых накладок, укрепленных на участках торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу. Участки накладок, имеющие радиус больший, чем радиус окружности оснований зубьев, расположены под острым углом относительно торцов зубчатого венца. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в многоступенчатых зубчатых передачах с колесами большого диаметра, смазываемых методом погружения. Зубчатый редуктор содержит корпус с масляной ванной, в жидкий смазочный материал которой погружены нижерасположенные зубчатые колеса разных ступеней передачи. Часть объема масляной ванны, в которой может располагаться смазочный материал, излишний для обеспечения оптимального смазывания элементов передачи, замещена совокупностью герметичных жестких оболочек правильной формы, например, шаров или кубов, с заключенным в них под атмосферным давлением воздухом. Объем масляной ванны, занимаемый оболочками, ограничен решеткой, вписанной в корпус зубчатого редуктора и имеющей размер клеток меньший, чем габарит одной оболочки. Решетка жестко укреплена в корпусе зубчатого редуктора. Оболочки выполнены из маслобензостойкого материала. Полости оболочек частично заполнены балластом, например песком. Достигается экономия смазочного материала. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, размещенных в закрытых корпусах - зубчатых редукторах с картерным смазыванием. Зубчатый редуктор содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, в который погружено нижерасположенное зубчатое колесо передачи. Вдоль обоих торцов этого зубчатого колеса параллельно им с зазорами относительно днища масляной ванны на ребрах жесткости укреплена пара вертикальных профильных пластин. В масляной ванне с зазорами относительно ее днища и с превышением ее верхнего уровня на ребрах жесткости укреплена пара вертикально ориентированных профильных пластин, волнообразных в плане. Гребни волнообразных пластин расположены на ребрах жесткости с плавным огибанием их. Впадины волнообразных пластин обращены к стенкам корпуса между ребрами жесткости. Достигается повышение качества смазывания элементов зубчатой передачи. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в многоступенчатых зубчатых передачах с колесами большого диаметра, смазываемых методом погружения. Зубчатый редуктор содержит корпус с масляной ванной, в жидкий смазочный материал которой погружены нижерасположенные зубчатые колеса разных ступеней передачи. Часть объема масляной ванны, в которой может располагаться смазочный материал, излишний для обеспечения оптимального смазывания элементов передачи, замещена аналогичным объемом воздуха, заключенным в герметичную жесткую оболочку, вписанную в корпус редуктора. Упомянутая оболочка жестко укреплена в корпусе зубчатого редуктора с обеспечением необходимых зазоров между ней и элементами передачи. Достигается экономия смазочного материала. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в многоступенчатых зубчатых передачах с колесами большого диаметра, смазываемых методом погружения. Зубчатый редуктор содержит корпус с масляной ванной, в жидкий смазочный материал которой погружены нижерасположенные зубчатые колеса разных ступеней передачи. Часть объема масляной ванны, в которой может располагаться смазочный материал, излишний для обеспечения оптимального смазывания элементов передачи, замещена аналогичным объемом воздуха, заключенным в герметичную жесткую оболочку, вписанную в корпус зубчатого редуктора. Упомянутая оболочка жестко укреплена в корпусе зубчатого редуктора, с обеспечением необходимых зазоров между ней и элементами передачи. Внутри оболочки размещен балласт, вес которого не меньше силы положительной плавучести объема оболочки. Достигается экономия смазочного материала. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в многоступенчатых зубчатых передачах с колесами большого диаметра, смазываемых методом погружения. Зубчатый редуктор содержит корпус с масляной ванной, в жидкий смазочный материал которой погружены нижерасположенные зубчатые колеса разных ступеней передачи. Часть объема масляной ванны, в которой может располагаться смазочный материал, излишний для обеспечения оптимального смазывания элементов передачи, замещена совокупностью герметичных жестких оболочек правильной формы, например шаров или кубов, с заключенным в них под атмосферным давлением воздухом. Объем масляной ванны, занимаемый оболочками, ограничен решеткой, вписанной в корпус зубчатого редуктора и имеющей размер клеток меньший, чем габарит одной оболочки. Решетка жестко укреплена в корпусе зубчатого редуктора. Оболочки выполнены из маслобензостойкого материала. Достигается экономия смазочного материала. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, размещенных в закрытых корпусах - зубчатых редукторах с картерным смазыванием методом погружения. Зубчатый редуктор содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, в который погружено нижерасположенное зубчатое колесо зубчатой передачи. Вдоль обоих торцов упомянутого зубчатого колеса параллельно им и с зазорами относительно них расположена пара перегородок в виде плоских прямоугольных пластин, укрепленных понизу на днище масляной ванны и перекрывающих в плане часть нижерасположенного зубчатого колеса, погруженную в масляную ванну, и ребра жесткости корпуса. Высота перегородок выше верхнего уровня масляной ванны. Достигается повышение качества смазки элементов зубчатой передачи. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок с наружным диаметром, равным диаметру окружности вершин зубчатого венца, и внутренним диаметром, меньшим, чем диаметр окружности оснований зубьев. Накладки укреплены на участках торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу, и примыкают к торцам зубьев, без крепления на них. Во внутренних поверхностях накладок, перекрывающих впадины зубчатого венца, на участках их примыкания к боковым поверхностям зубьев выполнены вырезы, расположенные вдоль всей длины этих поверхностей. Глубина вырезов по всей их длине выполнена постоянной, а их ширина в плоскости вращения колеса - переменной, зависящей прямо пропорционально от скорости скольжения на боковых поверхностях зубьев. Толщина накладок на участках, расположенных между вырезами со стороны внутренних поверхностей накладок, уменьшена на величину необходимого зазора между этими поверхностями и торцами зубчатого венца сопряженного зубчатого колеса. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Смазочное устройство содержит пару кольцевых накладок с наружным диаметром, равным диаметру окружности вершин зубчатого венца колеса, и внутренним диаметром, меньшим диаметра окружности оснований зубьев, укрепленных на торцах тела колеса, с зазорами с относительно торцов зубчатого венца с зубьями. В каждом зазоре расположена плоская пластина, поверхности которой параллельны плоскости вращения колеса. Пластины расположены симметрично друг относительно друга, своей верхней частью, расположенной выше вершин зубчатого венца, пластины жестко укреплены на основании, неподвижном относительно вращающегося колеса. Пластины заполняют зазоры по всему их радиальному сечению, с возможностью обеспечения свободного вращения колеса относительно пластин. Торцы пластин, обращенные в сторону центра колеса, эквидистантны окружностям внутренних поверхностей кольцевых накладок, к которым они обращены. Торцы пластин, расположенные вдоль высоты зубчатого венца, ориентированы радиально колесу, а торцы пластин, расположенные со стороны набегания на них при вращении колеса зубьев, скошены в сторону торцов зубчатого венца. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару плоских кольцевых накладок, укрепленных на торцах колеса. Внутренние диаметры накладок меньше диаметра окружности оснований зубчатого венца, наружные диаметры накладок равны диаметру окружности вершин зубчатого венца. Между накладками и торцами колеса расположены плоские прокладки. Их внутренние профили выполнены в виде окружностей с диаметром, равным внутреннему диаметру накладок, а их наружные профили идентичны профилю зубчатого венца и совпадают с ним в плане. Накладки, прокладки и торцы колеса, к которым прилегают прокладки, скреплены между собой без взаимных зазоров. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатой передачи. 3 ил.
Наверх