Способ получения нефти с пониженной вязкостью и температурой застывания

Изобретение описывает способ получения нефти с пониженной эффективной вязкостью и температурой застывания путем введения в высоковязкую нефть депрессорной присадки на основе полимера в растворителе, при этом в качестве полимера используют каучук бутадиеновый СКДН, в качестве растворителя каучука используют дизельное топливо или фракцию альфа-олефинов С2026 при следующем соотношении компонентов, мас. %:каучук бутадиеновый СКДН 1,0-2,0; дизельное топливо или фракция альфа-олефинов С2026 остальное, а после введения присадки в количестве 0,02-0,05 мас. % нефть обрабатывают в роторно-пульсационном акустическом аппарате при мощности 2 Вт/см2 и скорости вращения ротора 3500 об/мин. Технический результат заключается в получение нефти с пониженной вязкостью до 45,7% и температурой застывания до 24,0°C. 4 табл., 8 пр.

 

Изобретение относится к нефтедобывающей промышленности и может быть использовано для снижения температуры застывания и вязкости высоковязких нефтей.

Известен способ механического воздействия на физические свойства высоковязких нефтей, см. З.С. Салимов, А.С. Султанов, С.А. Абдурахимов и др. Влияние механического воздействия на физические свойства высоковязких нефтей // Химия и технология топлив и масел. - 2001. - №6.

Однако при этом имеет место явление релаксации, т.е. снижение достигнутого эффекта во времени.

Известна депрессорная присадка на основе полимера, содержащая в качестве полимера полигексен и пиролизную смолу при следующем соотношении компонентов, мас. %:

полигексен 0,01-1,00
пиролизная смола остальное

см. RU Патент №2225434, МПК7 C10L 1/16, F17D 1/16, 2004.

Данная присадка недостаточно эффективна при содержании парафиновых углеводородов в нефтях более 2%.

Наиболее близкой по технической сущности является способ получения нефти с пониженной вязкостью и температурой застывания путем введения в высоковязкую нефть депрессорной присадки на основе полимера в растворителе; в качестве полимера она содержит продукт сополимеризации тяжелой пиролизной смолы с атактическим полипропиленом, взятых в соотношении 10:(0,7-1,7) соответственно, а в качестве растворителя - алкилароматические углеводороды при следующем соотношении компонентов, мас. %:

продукт сополимеризации тяжелой пиролизной
смолы с атактическим полипропиленом 45-55
алкилароматические углеводороды остальное

см. RU Патент №2242503, МПК7 C10L 1/18, 2004.

Недостатком указанного способа является недостаточно высокий эффект в снижении вязкости и температуры застывания высоковязкой нефти.

Задачей изобретения является разработка способа получения нефти с пониженной эффективной вязкостью и температурой застывания.

Техническая задача решается способом получения нефти с пониженной эффективной вязкостью и температурой застывания путем введения в высоковязкую нефть депрессорной присадки на основе полимера в растворителе, согласно изобретению в качестве полимера используют каучук бутадиеновый СКДН, в качестве растворителя каучука используют дизельное топливо или фракцию альфа-олефинов С2026 при следующем соотношении компонентов, мас. %:

каучук бутадиеновый СКДН 1,0-2,0
дизельное топливо
или фракция альфа-олефинов С2026 остальное

а после введения присадки в количестве 0,02-0,05 мас. % нефть обрабатывают в роторно-пульсационном акустическом аппарате при мощности 2 Вт/см2 и скорости вращения ротора 3500 об/мин.

Решение технической задачи позволяет получить нефть с пониженной вязкостью до 45,7% и температурой застывания до 24,0°C.

Характеристика веществ, используемых в заявляемом способе:

Каучук бутадиеновый СКДН, имеет ТУ 2294-100-05766801-2003; продукт выпускает ОАО «Нижнекамскнефтехим».

Фракцию альфа-олефинов С2026 выделяют из продуктов термокаталитической олигомеризации этилена, имеет ТУ 2411-068-05766801-97, продукт выпускает ОАО «Нижнекамскнефтехим»;

Дизельное топливо используют по ГОСТ 305-82.

Эффективную вязкость (η), мПа⋅с определяют на вискозиметре «Реотест 2».

Температуру застывания определяют по ГОСТ 20287-74.

Депрессорный эффект ΔT рассчитывают по формуле

ΔТ=Т12,

где Т1 - температура застывания исходной нефти, °C,

Т2 - температура застывания нефти с присадкой, °C.

Δη - снижение вязкости, %.

Данное изобретение иллюстрируют следующие примеры конкретного выполнения:

Пример 1

Способ получения нефти с пониженной эффективной вязкостью и температурой застывания осуществляют путем введения в высоковязкую нефть депрессорной присадки на основе полимера в растворителе, в качестве полимера используют каучук бутадиеновый СКДН, а в качестве растворителя - дизельное топливо, при следующем соотношении компонентов, мас. %:

каучук бутадиеновый СКДН 1,0
дизельное топливо остальное

Присадку готовят перемешиванием компонентов при комнатной температуре. В качестве нефти в примере конкретного выполнения берут высоковязкую нефть битуминозного типа Елховского месторождения (Республика Татарстан) с плотностью 0,965 кг/м3 при 20°C, с содержанием парафиновых углеводородов 5,9% и температурой застывания 3,5°C. Эффективная вязкость (η) при 20°C составляет 175 мПа⋅с. После введения присадки в количестве от 0,02 до 0,05 мас. % в нефть Елховского месторождения ее подвергают обработке в роторно-пульсационном акустическом аппарате (РПАА) при мощности 2 Вт/см2 в течение от 1 до 5 минут. Скорость вращения ротора 3500 об/мин.

Пример 2 аналогичен примеру 1. Отличие заключается в соотношении компонентов депрессорной присадки, мас. %:

каучук бутадиеновый СКДН 2,0
дизельное топливо остальное

Результаты по примерам 1 и 2 сведены в таблицу 1.

Как следует из таблицы 1, использование заявленного способа в соответствии с примерами 1 и 2 по сравнению с контрольным позволяет снизить температуру застывания нефти Елховского месторождения на 19,5-24,0°C, а эффективную вязкость на 22,0-31,1%.

Пример 3 по выполнению аналогичен примеру 1, отличие состоит в том, что в качестве растворителя каучука бутадиенового СКДН используют фракцию альфа-олефинов С2026.

Пример 4 по выполнению аналогичен примеру 2, отличие состоит в том, что в качестве растворителя каучука бутадиенового СКДН используют фракцию альфа-олефинов С2026.

Результаты по примерам 3 и 4 сведены в таблицу 2. Как следует из таблицы 2, использование заявленного способа по примерам 3 и 4 по сравнению с контрольным позволяет снизить температуру застывания нефти Елховского месторождения на 20,0-23,5°C, а эффективную вязкость на 22,3-32,3%.

Обобщение результатов таблиц 1 и 2 показало, что использование заявленного способа для нефти Елховского месторождения с содержанием парафинов 5,9 мас. % позволяет превзойти показатели эффективной вязкости и температуры застывания по прототипу, так как для нефти Дуклинского месторождения по сравнению с контрольным снижение температуры застывания нефти составляет 13,0-19,0°C, а эффективной вязкости 20,0%, несмотря на то, что нефть характеризуется меньшим содержанием парафинов - 3,9 мас %.

Пример 5 по выполнению аналогичен примеру 1, отличие состоит в том, что в качестве нефти в примере конкретного выполнения берут высоковязкую нефть месторождения ОАО «Троицкнефть» (Республика Татарстан) с плотностью 1,010 кг/м3 при 20°C, содержанием парафиновых углеводородов 8,8%, температурой застывания 8°C. Эффективная вязкость при 20°C составляет 1860 мПа⋅с.

Пример 6 аналогичен примеру 5, отличие заключается в соотношении компонентов депрессорной присадки, мас. %:

каучук бутадиеновый СКДН 2,0
дизельное топливо остальное

Результаты по примерам 5 и 6 сведены в таблицу 3.

Как следует из таблицы 3, использование заявленного способа для нефти Нагорного месторождения ОАО «Троицкнефть» по примерам 5 и 6 по сравнению с контрольным позволяет снизить температуру застывания на 14,0-16,5°C, а эффективную вязкость на 36,5-43,0%.

Пример 7 по выполнению аналогичен примеру 5, только в качестве растворителя каучука используют фракцию альфа-олефинов С2026.

Пример 8 по выполнению аналогичен примеру 6, отличие заключается в соотношении компонентов депрессорной присадки, мас. %:

каучук бутадиеновый СКДН 2,0
дизельное топливо остальное

Данные по примерам 7 и 8 сведены в таблицу 4.

Согласно таблице 4 использование заявленного способа для нефти Нагорного месторождения ОАО «Троицкнефть» в соответствии с примерами 7 и 8 позволяет по сравнению с контрольным снизить температуру застывания на 14,0-17,0°C, а эффективную вязкость на 34,1-45,7%.

Обобщение таблиц 3 и 4 показало, что использование заявленного способа для нефти Нагорного месторождения ОАО «Троицкнефть» позволяет превзойти показатели эффективной вязкости и температуры застывания по прототипу, так как для нефти Арчинского месторождения с аналогичным содержанием парафинов (8,7%) по сравнению с контрольным снижение температуры застывания нефти составляет 7,5-13,0°C, а эффективной вязкости - 33,9%.

Таким образом, решение технической задачи позволяет получить нефть с пониженной вязкостью до 45,7% и температурой застывания до 24,0°C, т.е. по достигаемому эффекту заявленный способ значительно превосходит прототип.

Способ получения нефти с пониженной эффективной вязкостью и температурой застывания путем введения в высоковязкую нефть депрессорной присадки на основе полимера в растворителе, отличающийся тем, что в качестве полимера используют каучук бутадиеновый СКДН, в качестве растворителя каучука используют дизельное топливо или фракцию альфа-олефинов С2026 при следующем соотношении компонентов, мас. %:

каучук бутадиеновый СКДН 1,0-2,0
дизельное топливо,
или фракция альфа-олефинов С2026 остальное

а после введения присадки в количестве 0,02-0,05 мас. % нефть обрабатывают в роторно-пульсационном акустическом аппарате при мощности 2 Вт/см2 и скорости вращения ротора 3500 об/мин.



 

Похожие патенты:

Изобретение раскрывает способ получения неэтилированного авиационного бензина, который включает компаундирование алкилата, изомеризата, ароматических углеводородов каталитического риформинга и монометиланилина, при этом в качестве основы используют дебутанизированную фракцию алкилата 45-135°C, содержащую не более 2 мас.% бутанов, которую получают ректификацией из широкой фракции алкилбензина, а в качестве ароматических углеводородов используют толуол и ксилол, при следующем соотношении компонентов, мас.%: Фракция алкилата 45-135°C 40,0-80,0 Толуол и ксилол 10,0-30,0 Изомеризат 5-35,0 Монометиланилин 0,5-1,5, где массовое соотношение ксилола и монометиланилина находится в интервале от 1:1 до 5:1.

Изобретение раскрывает способ получения неэтилированного авиационного бензина, включающий компаундирование алкилата, изомеризата, ароматических углеводородов каталитического риформинга и монометиланилина, характеризующийся тем, что в качестве основы используют фракцию алкилата 40-135°C, которую получают ректификацией из широкой фракции алкилбензина, в качестве ароматических углеводородов используют толуол и ксилол, при следующем соотношении компонентов, % масс.: Фракция алкилата 40-135°C 40,0-70,0 Толуол и ксилол 20,0-34,0 Изомеризат 5,0-35,0 Монометиланилин 1,0-2,5, при этом массовое соотношение ксилола и монометиланилина находится в интервале от 1:1 до 5:1.

Изобретение относится к области основного органического и нефтехимического синтеза, в частности к способу получения полиолефинсукцинимида, используемого для предотвращения образования углеродистых отложений на деталях двигателей внутреннего сгорания.

Изобретение относится к неводной суспензии агента снижения гидродинамического сопротивления течению углеводородных жидкостей, которая может быть использована в трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов при перекачке их в турбулентном режиме течения.

Настоящее изобретение относится к вариантам способа получения высокооктанового компонента моторных топлив из олефинсодержащих смесей. Один из вариантов способа заключается в том, что олефинсодержащую смесь подвергают окислению закисью азота с последующим выделением смеси продуктов в качестве высокооктанового компонента.

Изобретение описывает способ регулирования содержания кислорода в высокооктановом компоненте моторного топлива на основе карбонильных соединений общей формулы, где R1 - Н, либо алкоксид -O-CnH2n+1, либо углеводородный радикал общей формулы -CnH2n+1; R2 - углеводородный радикал общей формулы -CnH2n+1; n - число от 1 до 5 или их смеси, и регулирования химической стабильности этого компонента топлива, заключающийся в том, что карбонильные соединения указанной выше общей формулы или их смесь в газовой фазе в избытке водорода пропускают над слоем композита, состоящего из механической смеси катализатора гидрирования и катализатора дегидратации, при температуре 100-400°С и давлении 1-100 атм.

Изобретение раскрывает альтернативное автомобильное топливо с октановым числом не менее 85,0 ед., определенным по моторному методу, которое включает в себя этиловый спирт и углеводородную фракцию, при этом в качестве углеводородной фракции используется бензиновая фракция процесса гидрокрекинга, выкипающая в интервале температур 28-225°С, при следующем соотношении компонентов, % масс.: этиловый спирт 54-85; углеводородная фракция до 100.

Изобретение раскрывает многофункциональную добавку к авиационным бензинам, которая включает тетраэтилсвинец, 1,2-дибромэтан и 2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенол, добавка имеет температуру начала кристаллизации не выше минус 40°C и содержит углеводородную фракцию, имеющую температуру конца кипения не выше 201°C, давление насыщенных паров при 38,7°C не более 51 кПа, содержащую не менее 10% масс.

Предлагаемое альтернативное автомобильное топливо с октановым числом не менее 92,0 ед., определенным по исследовательскому методу, включает в себя этиловый спирт и углеводородную фракцию и отличается тем, что в качестве углеводородной фракции содержит бензиновую фракцию процесса гидрокрекинга, выкипающую в интервале температур 28-225°С, при следующем соотношении компонентов, мас.%: этиловый спирт 20-40, углеводородная фракция до 100.

Изобретение относится к экологичным способам производства органических веществ, таких как нефтяные вещества и ароматические кислоты, фенолы и алифатические поликарбоновые кислоты, с использованием процесса окислительного гидротермического растворения (ОГР).
Изобретение относится к способам получения антитурбулентных присадок на основе (со)полимеров высших альфа-олефинов и может быть использовано в топливных магистралях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД).

Изобретение относится к производству противотурбулентных присадок, снижающих гидродинамическое сопротивление в трубопроводах для транспортировки нефти и нефтепродуктов.

Изобретение раскрывает многофункциональную добавку к авиационным бензинам, которая включает тетраэтилсвинец, 1,2-дибромэтан и 2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенол, добавка имеет температуру начала кристаллизации не выше минус 40°C и содержит углеводородную фракцию, имеющую температуру конца кипения не выше 201°C, давление насыщенных паров при 38,7°C не более 51 кПа, содержащую не менее 10% масс.

Изобретение описывает депрессорную присадку к дизельным топливам, которая содержит сополимер низкомолекулярного полиэтилена и стирола, при этом в качестве растворителя она включает органический растворитель и фракцию дизельного топлива с диапазоном температур кипения 200-360ºС, мас.%: сополимер - 10-30 мас.%; органический растворитель - 70-90 мас.%; соотношение раствор сополимера:дизельное топливо - 1:3 или 1:5.

Изобретение относится к области трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. Описан способ получения реагента для снижения гидродинамического сопротивления потока жидких углеводородов в трубопроводах полимеризацией альфа-олефинов C6-C14 в присутствии катализатора и активатора катализатора.

Изобретение описывает многофункциональную эфирную присадку к углеводородсодержащему топливу, которая включает смесь высокооктановых N-замещенных эфиров анилина - N-метил-пара-анизидина и/или N-метил-пара-фенетидина и высокооктановых эфиров анилина - пара-фенетидина и/или пара-анизидина.

Изобретение раскрывает антидетонационную добавку к топливу для двигателей внутреннего сгорания на основе бензина, которая содержит следующие компоненты: (I) 2,4-ксилидин, 2,5-ксилидин, 2,6-ксилидин или их смесь; (II) пара-анизидин или N-метил-пара-анизидин; (III) анилин, (IV) агидол-1 или агидол-12, при следующем содержании компонентов (масс.

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, к способам получения дизельных топлив из продуктов прямой перегонки нефти. Способ получения арктического дизельного топлива включает первичную перегонку нефти с выделением керосиновой фракции и легкого атмосферного газойля с их последующим компаундированием и введением депрессорной присадки, способ отличается тем, что в качестве керосиновой фракции выделяют керосиновый дистиллят - фракцию 180-220°С, 96% которой перегоняется от 180°С, в качестве легкого атмосферного газойля выделяют фракцию, 96% которой перегоняется до 280°С, полученную керосиновую фракцию компаундируют с легким атмосферным газойлем в соотношении 2:3 и вводят депрессорную присадку Difron 315 в концентрации 0,55 г в органическом растворителе.

Изобретение описывает охлаждающую среду, которая в основном состоит из синтетического дизельного топлива, включающего нециклические алканы в количестве, по меньшей мере, 50%, возможно, алкилированные моноциклические алканы в количестве до 50%, не более 1% ароматических углеводородов и не более 1% ди-полициклических алканов.

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Предложено устройство 8 для подачи жидкой присадки в контур 1 циркуляции топлива двигателя внутреннего сгорания, содержащее головку 10 и сменную кассету 11, образующую камеру 22 для присадки, в которой расположен резервуар 12 с жидкой присадкой.

Изобретение описывает многофункциональную экологическую присадку к топливам на основе ацетилацетонатов металлов и эфира ортокремневой кислот, при этом присадка дополнительно содержит оксигенаты, амины, нитрилы и ароматические углеводороды при следующем соотношении компонентов (% вес): эфир ортокремневой кислоты 0,1-70, ацетилацетонат металла 0,001-5,0, растворимое в топливе соединение металла 0-5,0, оксигенаты 0-30, нитрилы 0-10, амины 0-45, ароматический углеводород 0-20, топливо до 100.
Наверх