Многофункциональная добавка к авиационным бензинам (варианты)

Изобретение раскрывает многофункциональную добавку к авиационным бензинам, которая включает тетраэтилсвинец, 1,2-дибромэтан и 2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенол, добавка имеет температуру начала кристаллизации не выше минус 40°C и содержит углеводородную фракцию, имеющую температуру конца кипения не выше 201°C, давление насыщенных паров при 38,7°C не более 51 кПа, содержащую не менее 10% масс. ароматических и не более 2% масс. непредельных углеводородов, при следующем соотношении компонентов, % масс.: тетраэтилсвинец 5,0-50,0, 1,2-дибромэтан 3,0-30,0, 2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенол 0,1-1,0, углеводородная фракция до 100. Также раскрывается многофункциональная добавка к авиационным бензинам, включающая этиловую жидкость TEL-B и углеводородную фракцию, имеющую температуру конца кипения не выше 201°С. Технический результат заключается в получении многофункциональной добавки, которая обладает лучшими низкотемпературными свойствами и при введении в авиационный бензин улучшает его антидетонационные свойства, а также химическую стабильность. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 4 табл.

 

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, а именно к композиции многофункциональной добавки к авиационным бензинам.

Многофункциональная добавка предназначается для использования в составе авиационных бензинов с целью улучшения их антидетонационных свойств, химической стабильности, электрической проводимости, а также с целью их маркировки путем окрашивания.

Согласно нормативной документации авиационные бензины вырабатываются с обязательным вовлечением в их состав тетраэтилсвинца (ТЭС), который вырабатывается в виде композиционной присадки - этиловой жидкости, включающей помимо ТЭС вещество-выноситель свинца (галоидированные алканы), антиокислитель для обеспечения стабильности при хранении этиловой жидкости. Этиловая жидкость для ее маркировки может также содержать краситель.

В России до 2004 года этиловая жидкость согласно ГОСТ 988 выпускалась трех марок: П-2, P-9 и 1-TC, отличие этих марок в основном состоит в использовании разных выносителей свинца, в качестве которых применялись: 1,2-дибромпропан, бромэтан (бромистый этил) и 1,2-дибромэтан соответственно.

Для обеспечения стабильности при хранении в этиловую жидкость по ГОСТ 988 добавлялся антиокислитель - параоксидифениламин. Общим недостатком этиловых жидкостей марок П-2, Р-9 и 1-ТС является необходимость использования параоксидифениламина, производство которого в России в настоящее время отсутствует. Кроме того, параоксидифениламин представляет собой тяжело растворимое в углеводородных средах вещество, введение которого в состав этиловой жидкости за счет необходимости предварительного измельчения приводит к удорожанию производства. Помимо этого, в составах этиловой жидкости марок П-2, Р-9 и 1-ТС по ГОСТ 988 присутствует альфа-хлорнафталин, также выполняющий функцию антиокислителя. Однако наличие альфа-хлорнафталина приводит к снижению антидетонационной эффективности ТЭС в бензине (Гуреев А.А. Применение автомобильных бензинов. - М.: Химия, 1977, с. 169-170). Также присутствие альфа-хлорнафталина в бензине при его сгорании вызывает образование коррозионно-агрессивных соединений хлора.

Наиболее близким к заявляемому изобретению является состав этиловой жидкости без альфа-хлорнафталина, содержащей, % масс.: 50,5-60,5 тетраэтилсвинца, 30,5-35,0 бромэтана (или 33,0-35,0 1,2-дибромпропана), до 19 наполнителя, 0,03-0,05 красителя, а также в качестве антиокислителей смеси 0,01-0,05 параоксидифениламина и 0,01-0,05 2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенола (патент № RU 2111233, 1998).

Недостатком данного решения по вышеописанным причинам является наличие параоксидифениламина. Также к недостаткам следует отнести неудовлетворительную физическую стабильность данной этиловой жидкости в случае использования бромистого этила, поскольку он имеет высокую летучесть (tкип=38°C) и, следовательно, высокие потери его при хранении и применении.

В связи с принятием в 2003 г. закона «О запрете производства и оборота этилированного автомобильного бензина» существенно снизился спрос на этиловую жидкость, что стало причиной остановки ее производства в России. В настоящее время ряд организаций проводят работы по восстановлению производства авиационного бензина в России, для которого тетраэтилсвинец является обязательной присадкой. В связи с отсутствием этиловой жидкости отечественного производства возникает необходимость в ее импорте или импорте отдельных компонентов для восстановления ее производства.

В настоящее время этиловая жидкость в мире производится английской компанией Innospec, а также рядом производителей из Китая под маркой TEL-B, которая является близким аналогом отечественной марки 1-ТС, так как в качестве выносителя свинца в этих марках используется 1,2-дибромэтан. При этом этиловые жидкости с применением 1,2-дибромпропана в мире не производятся.

В табл. 1 приведены температуры кристаллизации и кипения тетраэтилсвинца и различных выносителей, используемых в составе этиловых жидкостей различных марок.

Как видно, 1,2-дибромэтан подходит для использования в составе авиационных бензинов, поскольку имеет высокую температуру кипения и, следовательно, меньший процент потерь при хранении, однако его температура кристаллизации также высока, что может вызвать определенные сложности с хранением, транспортированием и использованием этиловой жидкости, включающей 1,2-дибромэтан в качестве выносителя, в условиях холодного климата.

Учитывая вышеописанные проблемы, задачей изобретения является разработка экономичной и технологичной добавки к авиационным бензинам, включающей тетраэтилсвинец и в качестве выносителя - 1,2-дибромэтан, при этом обладающей удовлетворительными низкотемпературными свойствами и высокой стабильностью при хранении.

Поставленная задача решается двумя вариантами.

Вариант 1

Разработкой многофункциональной добавки к авиационным бензинам, включающей тетраэтилсвинец, 1,2-дибромэтан и 2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенол, которая отличается тем, что имеет температуру начала кристаллизации не выше минус 40°С и содержит углеводородную фракцию, имеющую температуру конца кипения не выше 201°С, давление насыщенных паров при 38,7°С не более 51 кПа, содержащую не менее 10% масс. ароматических и не более 2% масс. непредельных углеводородов, при следующем соотношении компонентов, % масс.:

тетраэтилсвинец 5,0-50,0
1,2-дибромэтан 3,0-30,0
2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенол 0,1-1,0
углеводородная фракция до 100

Вариант 2

Разработкой многофункциональной добавки к авиационным бензинам, включающей этиловую жидкость TEL-B, содержащую тетраэтилсвинец, 1,2-дибромэтан и 2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенол, которая отличается тем, что имеет температуру начала кристаллизации не выше минус 40°C и содержит углеводородную фракцию, имеющую температуру конца кипения не выше 201°C, давление насыщенных паров при 38,7°C не более 51 кПа, содержащую не менее 10% масс. ароматических и не более 2% масс. непредельных углеводородов, при следующем соотношении компонентов, % масс.:

этиловая жидкость TEL-B 8,0-80,0
углеводородная фракция до 100

Многофункциональная добавка может содержать дополнительное количество 2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенола до 1% масс. (для варианта 2), синий или зеленый краситель антрахинонового типа в количестве до 0,12% масс., а также антистатический компонент на основе органических полимерных соединений азота и серы до 0,17% масс.

Следует отметить, что содержание ароматических углеводородов в углеводородной фракции должно быть не менее 10% масс. для обеспечения удовлетворительных низкотемпературных свойств многофункциональной добавки.

Содержание непредельных углеводородов в углеводородной фракции должно быть не более 2% масс. для обеспечения высокой химической стабильности многофункциональной добавки и авиационного бензина ее содержащего.

Температура конца кипения углеводородной фракции ограничена 201°C, а давление насыщенных паров при 38,7°C - 51 кПа, чтобы исключить выход данных показателей за пределы нормы для авиационных бензинов с содержанием предлагаемой многофункциональной добавки, а также минимизировать потери за счет испарения предлагаемой многофункциональной добавки при ее транспортировке и хранении.

Все компоненты предлагаемой многофункциональной добавки - промышленного производства.

Тетраэтилсвинец получают воздействием хлорэтана на сплав свинца с щелочными металлами.

1,2-дибромэтан получают в процессе взаимодействия галогенов и галогенводородов с олефинами.

2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенол получают алкилированием n-крезола изобутиленом в присутствии кислотного катализатора либо алкилированием фенола изобутиленом. В России выпускается в виде присадки Агидол-1, Агидол-12, Ионол.

Красители антрахинонового типа получают путем внедрения различных заместителей в ядро антрахинона. Выпускаются на отечественных и зарубежных анилинокрасочных заводах.

Антистатический компонент получают полимеризацией серосодержащих и азотсодержащих органических соединений. Для производства авиационного бензина может применяться антистатический компонент, выпускаемый под торговым наименованием Stadis 450, фирма Innospec.

Приготовление предлагаемой многофункциональной добавки осуществляют с использованием стандартного оборудования путем смешения компонентов, указанных в табл.2, до получения однородного продукта. В качестве компонента многофункциональной добавки может быть использована товарная этиловая жидкость TEL-B, которая уже содержит смесь тетраэтилсвинца, 1,2-дибромэтана, 2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенола и красителя антрахинонового типа. Однако наличие 2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенола и красителя антрахинонового типа в этиловой жидкости TEL-B обеспечивает химическую стабильность и окраску только для самой этиловой жидкости TEL-B и данного количества может быть недостаточно для обеспечения указанных свойств бензина, в который добавляется этиловая жидкость TEL-B. В таком случае этиловая жидкость TEL-B смешивается с углеводородной фракцией и при необходимости с 2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенолом, красителем, а также с антистатическим компонентом.

Основные свойства компонентов предлагаемой многофункциональной добавки указаны в табл. 2.

В качестве углеводородной фракции - растворителя - могут быть использованы промышленные нефтепродукты, имеющие температуру конца кипения не выше 201°C, давление насыщенных паров при 38,7°C не более 51 кПа и содержащие не менее 10% масс. ароматических и не более 2% масс. непредельных углеводородов. Основные характеристики углеводородных фракций, использованных в составе образцов предлагаемой многофункциональной добавки, показаны в табл. 3.

Характеристики вариантов предлагаемой многофункциональной добавки, используемых в примерах для подтверждения предлагаемого изобретения, приведены в таблице 4.

Как видно из данных, приведенных в табл.4, предлагаемая многофункциональная добавка обладает лучшими низкотемпературными свойствами, чем этиловая жидкость TEL-B. Температура начала кристаллизации образцов предлагаемой добавки не превышает минус 40°C. Наличие антиокислителя и антистатического компонента не ухудшает ее низкотемпературных свойств.

Предлагаемая многофункциональная добавка удовлетворяет требованиям ГОСТ 988 на этиловую жидкость по антидетонационной эффективности и химической стабильности.

1. Многофункциональная добавка к авиационным бензинам, включающая тетраэтилсвинец, 1,2-дибромэтан и 2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенол, отличающаяся тем, что имеет температуру начала кристаллизации не выше минус 40°С и содержит углеводородную фракцию, имеющую температуру конца кипения не выше 201°С, давление насыщенных паров при 38,7°С не более 51 кПа и содержащую не менее 10% масс. ароматических и не более 2% масс. непредельных углеводородов, при следующем соотношении компонентов, % масс.:

тетраэтилсвинец 5,0-50,0
1,2-дибромэтан 3,0-30,0
2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенол 0,1-1,0
углеводородная фракция до 100

2. Многофункциональная добавка по п. 1, отличающаяся тем, что дополнительно содержит синий или зеленый краситель антрахинонового типа в количестве до 0,12% масс.

3. Многофункциональная добавка по любому из пп. 1, 2, отличающаяся тем, что дополнительно содержит антистатический компонент на основе полимерных органических соединений азота и серы в количестве до 0,17% масс.

4. Многофункциональная добавка к авиационным бензинам, включающая этиловую жидкость TEL-B, содержащую тетраэтилсвинец, 1,2-дибромэтан и 2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенол, отличающаяся тем, что имеет температуру начала кристаллизации не выше минус 40°С и содержит углеводородную фракцию, имеющую температуру конца кипения не выше 201°С, давление насыщенных паров при 38,7°С не более 51 кПа и содержащую не менее 10% масс. ароматических и не более 2% масс. непредельных углеводородов, при следующем соотношении компонентов, % масс.:

этиловая жидкость TEL-B 8,0-80,0
углеводородная фракция до 100

5. Многофункциональная добавка по п. 4, отличающаяся тем, что дополнительно содержит 2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенол в количестве до 1% масс.

6. Многофункциональная добавка по любому из пп. 4, 5, отличающаяся тем, что дополнительно содержит синий или зеленый краситель антрахинонового типа в количестве до 0,12% масс.

7. Многофункциональная добавка к бензинам по п. 4, отличающаяся тем, что дополнительно содержит антистатический компонент на основе полимерных органических соединений азота и серы в количестве до 0,17% масс.



 

Похожие патенты:

Предлагаемое альтернативное автомобильное топливо с октановым числом не менее 92,0 ед., определенным по исследовательскому методу, включает в себя этиловый спирт и углеводородную фракцию и отличается тем, что в качестве углеводородной фракции содержит бензиновую фракцию процесса гидрокрекинга, выкипающую в интервале температур 28-225°С, при следующем соотношении компонентов, мас.%: этиловый спирт 20-40, углеводородная фракция до 100.

Изобретение относится к экологичным способам производства органических веществ, таких как нефтяные вещества и ароматические кислоты, фенолы и алифатические поликарбоновые кислоты, с использованием процесса окислительного гидротермического растворения (ОГР).
Изобретение описывает топливную композицию для дизельных двигателей, характеризующуюся тем, что в качестве присадки к топливу используется смесь 10-25 мас.% смеси алкилнитратов спиртов С6-С9, 10-25 мас.% смеси простых диалкиловых эфиров на основе спиртов С6-С9 и до 100 мас.% дизельного топлива или любого углеводородного растворителя, причем в качестве исходных спиртов С6-С9 для получения смеси алкилнитратов и смеси простых диалкиловых эфиров используют фракцию спиртов C6-C9, полученных методом жидкофазного окисления фракции н-алканов C6-C9 водным раствором пероксида водорода в среде метанола на гетерогенном катализаторе ДП-2, и последующего гидрирования реакционной массы на жестком ячеистом катализаторе Pd/Al2O3.

Изобретение относится к области изготовления топлива. Способ изготовления биотоплива включает: изготовление суспензии, содержащей исходный органический материал, воду и нефть, обработку суспензии в реакторном устройстве при температуре от приблизительно 200°С до приблизительно 450°С и давлении от приблизительно 100 бар (10 МПа) до приблизительно 350 бар (35 МПа), охлаждение суспензии и снижение указанного давления, в результате чего получается продукт, содержащий указанное биотопливо, при этом указанный исходный органический материал содержит лигноцеллюлозный материал или лигнит.

Изобретение раскрывает октаноповышающую добавку к автомобильным бензинам на основе изобутанола, которая дополнительно содержит побочные продукты производства бутиловых спиртов или их смесь с отходами получения 2-этилгексанола, при следующем соотношении компонентов, % масс: побочные продукты производства бутиловых спиртов или их смесь с отходами получения 2-этилгексанола 5-30; изобутанол до 100.

Изобретение раскрывает водоуглеродное топливо, включающее углеродсодержащий компонент, гумат натрия и воду, при этом в качестве углеродсодержащего компонента используется твердый углеродный остаток пиролиза автошин с исходной зольностью 11,40-11,66%, сернистостью 1,2% мас., предварительно измельченный до крупности частиц 0,1 мм и обогащенный методом масляной агломерации, где в качестве реагента для обогащения используется жидкая фракция пиролиза автошин в количестве 4,0-6,0% к массе воды, используемой для обогащения, при следующем соотношении компонентов, мас.

Настоящее изобретение относится к вариантам композиции этанола для смешения с топливом. В одном из вариантов предлагаемая композиции включает по меньшей мере, 92 масс.
Изобретение раскрывает топливную композицию, которая включает этиловый спирт, бутиловый спирт и бензин, при этом композиция содержит смесь этилового и бутилового спиртов, взятых в соотношении, об.

Изобретение раскрывает способ получения топливной композиции, включающий смешение бензина с бутиловым и этиловым спиртами, при этом этиловый спирт предварительно смешивают с бутиловым спиртом в соотношении 1:1 - 1:0,2, осуществляют гомогенизацию полученной смеси в виброкавитационном гомогенизаторе с вращающимся рабочим элементом ротором с перфорированной поверхностью и неподвижным рабочим элементом статором при удельном расходе смеси не более 2,5 г/см2 рабочей поверхности ротора в секунду и окружной скорости его вращения не менее 20 м/с, после чего полученную смесь этилового спирта с бутиловым спиртом смешивают с бензином в соотношении : смесь этилового спирта с бутиловым спиртом (90-30) об.

Изобретение описывает противоизносную присадку к углеводородному топливу на основе сложных эфиров органических кислот, которая представляет собой продукт, полученный в результате смешения щавелевой кислоты с кубовым остатком производства бутиловых спиртов (КОБС) при следующем соотношении компонентов, % мас: Кубовый остаток   производства бутиловых спиртов 77,0-91,0 Щавелевая кислота остальное до 100 и последующего отделения из реакционной массы смеси паров легких углеводородных фракций и воды.

Изобретение относится к химии полимеров в составе добавок, применяемых при транспорте нефти и нефтепродуктов. Описан способ получения агента снижения гидродинамического сопротивления потока углеводородов, представляющего собой стабилизированный порошкообразный высокомолекулярный полиальфа-олефин.

Изобретение описывает многофункциональную эфирную присадку к углеводородсодержащему топливу, которая включает смесь высокооктановых N-замещенных эфиров анилина - N-метил-пара-анизидина и/или N-метил-пара-фенетидина и высокооктановых эфиров анилина - пара-фенетидина и/или пара-анизидина.

Изобретение направлено на создание способа получения высокоэффективной устойчивой концентрированной суспензии высокомолекулярного(ых) полиальфаолефина(ов), с молекулярной массой ≥5·106 а.е.м.

Изобретение описывает композицию автомобильного бензина, которая включает изомеризат, ароматические углеводороды, алкилбензин, метил-трет-бутиловый эфир, при этом в качестве изомеризата используют концентрат изопарафиновых углеводородов С5-С6 установки изомеризации легких бензиновых фракций с рециклом нормального пентана и нормального гексана, в качестве ароматических углеводородов используют п-ксилол и дополнительно содержит изобутан, изооктен и антиокислитеьную присадку Агидол при следующем соотношении компонентов, % масс.: концентрат изопарафиновых углеводородов C5-С6 установки изомеризации легких бензиновых фракций с рециклом нормального пентана и нормального гексана - 15,0-35,0; п-ксилол - 30,0-39,0; изобутан - 2,0-8,0; метил-трет-бутиловый эфир - 12,0-14,8; изооктен - 1,0-9,5; алкилбензин - до 30,0; антиокислительная присадка Агидол - до 0,2.

Изобретение относится к химии высокомолекулярных полимеров в составе добавок, используемых в сфере трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. Способ получения противотурбулентной присадки суспензионного типа в одну стадию на основе сверхвысокомолекулярных полиальфа-олефинов.

Изобретение относится к химии высокомолекулярных полимеров в составе добавок, используемых в сфере трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. Способ получения противотурбулентной присадки суспензионного типа в одну стадию на основе сверхвысокомолекулярных полиальфа-олефинов.

Изобретение описывает композицию автомобильного бензина, которая содержит изомеризат, ароматические углеводороды, метил-трет-бутиловый эфир, алкилбензин, бензиновую фракцию, при этом в качестве изомеризата используют концентрат изопарафиновых углеводородов С5-С6 установки изомеризации легких бензиновых фракций с рециклом нормального гексана или изомеризата с полным рециклом нормального пентана и нормального гексана, в качестве ароматических углеводородов используют толуол, в качестве бензиновой фракции используют бензин, полученный каталитическим крекингом глубоко гидроочищенного вакуумного дистиллата, и дополнительно содержит изобутан и антиокислительную присадку Агидол при следующем соотношении компонентов, мас.%: концентрат изопарафиновых углеводородов С5-С6 15-32, толуол 26-35, метил-трет-бутиловый эфир 13-14,6, алкилбензин до 15, изобутан 1-8, Агидол до 0,2, бензин, полученный каталитическим крекингом глубоко гидроочищенного вакуумного дистиллата, до 100.

Изобретение относится к композиции автомобильного бензина, которая включает изомеризат, ароматические углеводороды, алкилбензин, метил-трет-бутиловый, этил-трет-бутиловый эфиры, изооктан, при этом в качестве изомеризата используют концентрат изопарафиновых углеводородов C5-С6 установки изомеризации легких бензиновых фракций с рециклом нормального гексана или изомеризата с полным рециклом нормального пентана и нормального гексана, в качестве ароматических углеводородов - толуол или п-ксилол или их смесь, и дополнительно содержит изобутан при следующем соотношении компонентов, % масс.: Технический результат заключается в получении композиции автомобильного бензина для двигателей с форсированным режимом работы, обладающей высокими антидетонационными свойствами, пониженной по сравнению с аналогами чувствительностью, и полностью соответствует действующему ГОСТ Р 51866-2002 (ЕН 228-2004) на автомобильные бензины.

Изобретение относится к низкотемпературным добавкам для средних дистиллятов, которые характеризуются улучшенной легкостью в обращении при низких температурах, к способу улучшения характеристик низкотемпературной текучести жидких топлив и к жидкому топливу.

Изобретение относится к бессвинцовой топливной композиции, которая содержит: (а) в качестве основной своей части смесь углеводородов в пределах кипения бензина и (b) небольшое количество смеси добавок, содержащей (i) одно или более соединений п-алкокси-N-алкилароматического амина, имеющего формулу I, в которой, R13 обозначает водород, и R12 обозначает метильную, этильную, пропильную или бутильную группу, и (ii)один или более дициклопентадиенов; при этом компоненты (b)(i) и (b)(ii) присутствуют в смеси добавок в соотношениях в пределах от примерно 1:19 до примерно 4:3.

Изобретение описывает противоизносную присадку к углеводородному топливу на основе сложных эфиров органических кислот, которая представляет собой продукт, полученный в результате смешения щавелевой кислоты с кубовым остатком производства бутиловых спиртов (КОБС) при следующем соотношении компонентов, % мас: Кубовый остаток   производства бутиловых спиртов 77,0-91,0 Щавелевая кислота остальное до 100 и последующего отделения из реакционной массы смеси паров легких углеводородных фракций и воды.

Изобретение раскрывает многофункциональную добавку к авиационным бензинам, которая включает тетраэтилсвинец, 1,2-дибромэтан и 2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенол, добавка имеет температуру начала кристаллизации не выше минус 40°C и содержит углеводородную фракцию, имеющую температуру конца кипения не выше 201°C, давление насыщенных паров при 38,7°C не более 51 кПа, содержащую не менее 10 масс. ароматических и не более 2 масс. непредельных углеводородов, при следующем соотношении компонентов, масс.: тетраэтилсвинец 5,0-50,0, 1,2-дибромэтан 3,0-30,0, 2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенол 0,1-1,0, углеводородная фракция до 100. Также раскрывается многофункциональная добавка к авиационным бензинам, включающая этиловую жидкость TEL-B и углеводородную фракцию, имеющую температуру конца кипения не выше 201°С. Технический результат заключается в получении многофункциональной добавки, которая обладает лучшими низкотемпературными свойствами и при введении в авиационный бензин улучшает его антидетонационные свойства, а также химическую стабильность. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 4 табл.

Наверх