Способ оценки двигательного развития ребенка с последствиями перинатального поражения цнс



Способ оценки двигательного развития ребенка с последствиями перинатального поражения цнс
Способ оценки двигательного развития ребенка с последствиями перинатального поражения цнс
Способ оценки двигательного развития ребенка с последствиями перинатального поражения цнс
Способ оценки двигательного развития ребенка с последствиями перинатального поражения цнс
Способ оценки двигательного развития ребенка с последствиями перинатального поражения цнс
Способ оценки двигательного развития ребенка с последствиями перинатального поражения цнс
Способ оценки двигательного развития ребенка с последствиями перинатального поражения цнс

 

A61H1/00 - Устройства для физиотерапии, например устройства для определения местонахождения или стимулирования рефлекторных точек на поверхности тела; искусственное дыхание; массаж; устройства для купания со специальными терапевтическими или гигиеническими целями (способы или устройства, позволяющие инвалидам приводить в действие приспособления или устройства, не являющиеся частями тела A61F 4/00; электротерапия, магнитотерапия, лучевая терапия, ультразвуковая терапия A61N)

Владельцы патента RU 2622636:

Федеральное государственное автономное учреждение "Научный центр здоровья детей" Российской академии медицинских наук (ФГАУ "НЦЗД" Минздрава России) (RU)

Изобретение относится к медицине, диагностике, детской неврологии, способу оценки двигательного развития ребенка и может быть использовано для оценки эффективности реабилитации у детей с последствиями перинатального поражения ЦНС. Развитие ребенка оценивают по пяти параметрам, отражающим двигательные функции ребенка: 1) осознание тела в пространстве и симметрия тела, 2) опорные функции верхних конечностей и лабиринтный установочный рефлекс, 3) поворотные функции, 4) опорные функции нижних конечностей, 5) фиксация взгляда на предмете, присваивая по каждому из параметров от 0 до 5 баллов, в соответствии с формулой изобретения. Подсчитывают сумму баллов, отражающую степень двигательного развития ребенка, и используют ее для сравнительной оценки приобретенных двигательных навыков ребенка в динамике, после проведения курса реабилитации. Способ обеспечивает количественную, объективную оценку задержки моторного развития, степени задержки, гармоничности развития, а также эффективность реабилитации. 6 ил., 3 пр., 3 табл.

 

Изобретение относится к диагностике в области медицины, а именно к способам оценки двигательного развития ребенка, и может быть использовано для оценки эффективности реабилитации у детей с последствиями перинатального поражения ЦНС.

Известен способ оценки психомоторного развития ребенка по шкале, предложенный Л.Т. Журбой и Е.М. Мастюковой (Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова. «Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», 1969 г., М.: Медицина, 1981, с. 114-145), согласно которому уровень психомоторного развития ребенка оценивается по динамическим показателям и уровню стигматизации. При оценке параметров динамических показателей не учитываются движения, совершаемые ребенком в позе на боку. Таким образом, показатели, взятые за основу оценки двигательных параметров, не дают комплексного представления о двигательном развитии ребенка.

Известен способ оценки психомоторного развития по таблицам А. Гезелла. Методика рассчитана на обследование детей в возрасте от 0 до 6 лет. Автор предлагает оценивать психомоторное состояние ребенка по 5 параметрам: адаптивное поведение, грубая моторика, тонкая моторика, речевое развитие и социализация личности. Автор не принимает во внимание некоторые физиологические положения ребенка, без которых оценка гармоничности двигательного развития ребенка затруднена и не обоснована. Так, автор не считает важным умение ребенка лежа на спине поднимать согнутые в коленном суставе ножки под углом 90 градусов.

Известен способ оценки двигательного развития ребенка по шкале Н. Бейли, 1969 г. За основу таблицы взяты 3 критерия - моторное и сенсорное поведение, адаптивное поведение, личностное и социальное поведение. В шкале нет данных о сроках реализации поворота со спины на живот. Автор утверждает, что в возрасте 7-10 мес. ребенок активно прыгает в положении стоя. Для оценки двигательного развития ребенка нецелесообразно использовать длительные возрастные периоды - 3 месяца, как предлагает автор.

Известен способ оценки двигательного развития ребенка по таблицам В. Войта, описанный в книге (В. Войта, А. Петерс. «Принцип Войты. Игра мышц при рефлекторном поступательном движении и в двигательном онтогенезе». Springer, 2014). Автор проводит 7 диагностических тестов для выявлений нарушения развития двигательной системы. Тесты направлены на выявление у ребенка антигравитационных поз, возникающих в ответ на изменение положения ребенка в пространстве. Методист, вложив пальцы в кисть ребенку, быстро приподнимает ребенка, присаживая его; подводит руку под грудную клетку и поднимает над поверхностью опоры; захватывает ребенка с боковых сторон туловища и быстро переводит в вертикальное положение, поворачивает ребенка поочередно на бок; захватывает за плечевой и тазобедренный сустав, приподнимает над поверхностью опоры, сравнивая симметричность с обеих сторон; захватывает за 2 тазобедренных сустава и приподнимает над поверхностью, затем поочередно опускает правую и левую ногу. Оценивают моментальную реакцию ребенка, возникающую при выполнении теста, он не участвует в процессе оценки активно, а только наблюдает за ребенком и отмечает в таблице навыки, реализуемые ребенком.

Этот способ выбран нами в качестве прототипа.

Задачей предлагаемого изобретения является разработка способа объективной оценки гармоничности двигательного развития ребенка.

Технический результат изобретения заключается в возможности объективно оценить задержку моторного развития и количественно оценить степень этой задержки.

Сущность изобретения заключается в новом подходе к оценке двигательного развития ребенка, для чего была разработана оценочная таблица в баллах. При первичном осмотре ребенка врач-реабилитолог оценивает его двигательное развитие по пяти параметрам: осознание тела в пространстве и симметрия тела, опорные функции верхних конечностей и лабиринтный установочный рефлекс, поворотные функции, опорные функции нижних конечностей, фиксация взгляда на предмете, заполняет таблицу и подсчитывает баллы, после чего назначает необходимый объем реабилитации и передает инструктору ЛФК. По окончании курса реабилитации реабилитолог повторно оценивает ребенка по пяти параметрам, заполняет таблицу и оценивает приобретенные двигательные навыки развития ребенка.

Предложенная таблица характеризует гармоничность развития ребенка, позволяет оценить последовательность, этапность развития, а не проверить наличие того или иного звена моторного онтогенеза.

Позы ребенка при оценке двигательных функций представлены на Фиг. 1-6.

Способ осуществляют следующим образом.

Врач-реабилитолог проводит осмотр и оценивает ребенка по следующим 5 параметрам:

- осознание тела в пространстве и симметрия тела;

- опорные функции верхних конечностей, лабиринтный установочный рефлекс (ЛУР);

- поворотные функции;

- опорные функции нижних конечностей;

- фиксация взгляда на предмете.

При оценке параметра осознание тела в пространстве и симметрия тела, отсутствие контакта рука-рот оценивают 0 баллов, контакт рука-рот - 1 балл, контакт руки - рот - 2 балла, контакт рука-нога - 3 балла, контакт нога-нога - 4 балла, контакт ноги-рот - 5 баллов.

При оценке параметра опорные функции верхних конечностей, ЛУР, если ребенок лежит на животе, не приподнимается (отсутствует защитный рефлекс) - оценивают 0 баллов, опирается на предплечье с непродолжительным удержанием головы (до 15 с) - 1 балл, опирается на предплечье, осуществляет ротацию в шейном отделе позвоночника - 2 балла, опирается на предплечье с длительным удержанием головы (более 15 с) - 3 балла, устойчиво пребывает в положении на боку с опорой на локоть - 4 балла, подтягивается за опору при вертикализации - 5 баллов.

При оценке поворотных функций, если ребенок лежит на спине и не поворачивается на бок оценивают 0 баллов, ребенок находится непродолжительное время на боку или неустойчивое нахождение на боку - 1 балл, ребенок группируется в положении на боку - 2 балла, уверенно самостоятельно лежит на боку - 3 балла, совершает движения свободной нижней конечностью в позе на боку - 4 балла, осуществляет самостоятельный поворот со спины на живот - 5 баллов.

При оценке опорных функций нижних конечностей, если у ребенка нижние конечности не выполняют опорной функции оценивают 0 баллов, ребенок в положении на спине поднимает ноги под углом 90°, осуществляет наружную ротацию в тазобедренном суставе - 1 балл, находится в устойчивом положении на боку с согнутой в колене ногу - 2 балла, ребенок устойчиво находится в положении наклонное сидение - 3 балла, ребенок встает на четвереньки - 4 балла, ребенок владеет навыком реципрокного ползания - 5 баллов.

При оценке фиксации взгляда на предмете, если ребенок не фиксирует взгляд на предмете и не прослеживает за ним оценивают 0 баллов, кратковременно фиксирует, не прослеживает за предметом - 1 балл, кратковременно фиксирует, прослеживает за предметом - 2 балла, стойко фиксирует взгляда на предмете и прослеживает за ним - 3 балла.

Учитываются факторы риска, влияющие на развитие двигательных навыков ребенка, такие как: недоношенность, наличие постоянной фиксации, нарушение зрения.

Реабилитолог заполняет таблицу и подсчитывает баллы, после чего назначает необходимый объем реабилитации и передает инструктору ЛФК, который проводит с ребенком курс занятий ЛФК, массажа или других назначений, по окончании курса реабилитации реабилитолог повторно оценивает ребенка по пяти параметрам, заполняет таблицу и оценивает приобретенные двигательные навыки развития ребенка.

Существенным отличием заявляемого способа от известных является принципиально новый подход к оценке двигательного развития ребенка.

Примеры осуществления способа.

Пример 1. Больной С., 5 месяцев, диагноз: последствия перинатального поражения ЦНС. Недоношенность 28 недель. Из осмотра: при оценке параметра осознание тела в пространстве и симметрия выполняет контакт рука-рот - 1 балл; при оценке параметра опорные функции верхних конечностей, ЛУР удерживает голову на непродолжительное время (менее 15 с) - 1 балл; при оценке поворотных функций лежит на спине, не поворачивается на бок - 0 баллов; при оценке опорных функций нижних конечностей нижние конечности не выполняют опорной функции - 0 баллов; при оценке фиксации взгляда на предмете кратковременная фиксация взгляда на предмете, не прослеживает за предметом - 1 балл. Итого: 3 балла. Назначено: курс Войта терапии 5 процедур, курс массажа 10 процедур, 10 процедур гидротерапии. На фоне проведенной реабилитации отмечена положительная динамика двигательного развития ребенка: овладел контактом руки-рот, параметр осознание тела в пространстве и симметрия оценивают в 2 балла, кроме того, овладел навыком опоры на предплечье, ротации с приподниманием головы, что оценивают в 2 балла, научился выполнять наружную ротацию с подъемом ног под углом 90°, что оценивают в 1 балл. Итого: 6 баллов. Оценка двигательного развития ребенка после курса реабилитации представлена в Таблице 1.

Пример 2. Больной В., 8 месяцев, диагноз: последствия перинатального поражения ЦНС. Со слов матери, ребенок сидит. При осмотре: при оценке параметра осознание тела в пространстве и симметрия выполняет контакт рука-рука, руки-рот - 2 балла; при оценке параметра опорные функции верхних конечностей, ЛУР опирается на предплечье с длительным удержанием головы (более 15 с), опираясь на предплечье, выполняет ротацию головы - 3 балл; при оценке поворотных функций самостоятельно поворачивается со спины на живот - 5 баллов; при оценке опорных функций нижних конечностей нижние конечности не выполняют опорной функции - 0 баллов; при оценке фиксации взгляда на предмете стойкая фиксация взгляда на предмете, прослеживает за предметом - 3 балла. Итого: 13 баллов. При проверке навыка сидения инструктор-методист обнаружил, что ребенок не выполняет предыдущих этапов, приводящих к сидению - ребенок не поднимает ноги в положении на спине и не лежит на боку с опорой на согнутую в колене ногу. При задавании наводящих вопросов мать пояснила, что она присаживает ребенка. Таким образом, в начале реабилитации за навык «Опорные функции нижних конечностей» ребенок получает не 3 балла (балл, соответствующий навыку наклонное сидение), а 0 баллов. В ходе проведенной реабилитации матери объяснили физиологичную последовательность развития ребенка, выявили ошибки, совершаемые матерью во время стимуляции моторного онтогенеза. В результате проведенной реабилитации, включающей курс гидротерапии, массажа и лечебной физической культуры, ребенок стал поднимать ноги под углом 90°, выполнять наружную ротацию в тазобедренном суставе, поэтому при оценке функций нижних конечностей в последний день реабилитации получает 1 балл. Суммарное количество составило 14 баллов. Оценка двигательного развития ребенка после курса реабилитации представлена в Таблице 2.

Пример 3. Больной А., 11 месяцев, диагноз: последствия перинатального поражения ЦНС. Первый этап реабилитации был проведен в 4 мес. По его итогам суммарный балл двигательного развития ребенка составлял 3 балла. Второй этап реабилитации был проведен в 8 мес. По его итогам суммарный балл двигательного развития ребенка составлял 15 баллов. Третий этап реабилитации проведен в 11 месяцев, при этом на момент осмотра: при оценке параметра осознание тела в пространстве и симметрия тела выполняет контакт рука-рука, руки-рот, рука-нога, нога-нога - 4 балла; при оценке параметра опорные функции верхних конечностей, ЛУР устойчиво лежит на боку, опираясь на локоть - 4 балла; при оценке поворотных функций самостоятельно поворачивается со спины на живот - 5 баллов; при оценке опорных функций нижних конечностей стояние на четвереньках - 4 балла; при оценке фиксации взгляда на предмете стойкая фиксация взгляда на предмете, прослеживает за предметом - 3 балла. Итого: 20 баллов. Назначено: занятия ЛФК 5 процедур, 10 процедур массажа. По окончании третьего этапа реабилитации ребенок овладел навыком реципрокного ползания на четвереньках, что соответствовало 5 баллам при оценке функции нижних конечностей. Суммарная оценка двигательного развития ребенка составила 21 балл. Оценка двигательного развития ребенка после курса реабилитации представлена в Таблице 3.

Способ позволяет количественно оценить двигательное развитие ребенка, а также оценить гармоничность его развития. Используя предложенную таблицу балльной оценки двигательных навыков ребенка, можно получить комплексное представление о моторном онтогенезе ребенка. Наиболее эффективно метод может быть использован в реабилитационно-восстановительных учреждениях для оценки двигательного развития детей с последствиями поражения ЦНС.

Способ оценки двигательного развития ребенка с перинатальным поражением ЦНС, заключающийся в том, что развитие ребенка оценивают по пяти параметрам: 1) осознание тела в пространстве и симметрия тела, 2) опорные функции верхних конечностей и лабиринтный установочный рефлекс, 3) поворотные функции, 4) опорные функции нижних конечностей, 5) фиксация взгляда на предмете, при этом при оценке параметра осознание тела в пространстве и симметрия тела отсутствие контакта рука-рот оценивают О баллов, контакт рука-рот - 1 балл, контакт руки-рот - 2 балла, контакт рука-нога - 3 балла, контакт нога-нога - 4 балла, контакт ноги-рот - 5 баллов; при оценке параметра опорных функций верхних конечностей и лабиринтного установочного рефлекса, если ребенок лежит на животе, не приподнимается оценивают 0 баллов, опирается на предплечье с непродолжительным удержанием головы - 1 балл, опирается на предплечье, осуществляет ротацию в шейном отделе позвоночника - 2 балла, опирается на предплечье с длительным удержанием головы более 15 с - 3 балла, устойчиво пребывает в положении на боку с опорой на локоть - 4 балла, подтягивается за опору при вертикализации - 5 баллов; при оценке поворотных функций, если ребенок лежит на спине и не поворачивается на бок оценивают 0 баллов, если ребенок находится на боку менее 15 с или неустойчивое нахождение ребенка на боку - 1 балл, группируется в положении на боку - 2 балла, самостоятельно лежит на боку - 3 балла, совершает движения свободной нижней конечностью в положении на боку - 4 балла, осуществляет самостоятельный поворот со спины на живот - 5 баллов; при оценке опорных функций нижних конечностей: если нижние конечности не выполняют опорной функции - оценивают 0 баллов, если ребенок в положении на спине поднимает ноги под углом 90°, осуществляет наружную ротацию в тазобедренном суставе - 1 балл, находится в устойчивом положении на боку с согнутой в колене ногой - 2 балла, ребенок устойчиво находится в положении наклонное сидение - 3 балла, ребенок стоит на четвереньках - 4 балла, ребенок владеет навыком реципрокного ползания - 5 баллов; при оценке фиксации взгляда на предмете, если ребенок не фиксирует взгляд на предмете и не прослеживает за ним оценивают 0 баллов, кратковременно фиксирует, не прослеживает взглядом за предметом - 1 балл, кратковременно фиксирует и прослеживает за предметом - 2 балла, стойко фиксирует взгляд на предмете и прослеживает за ним - 3 балла; затем подсчитывают сумму баллов, отражающую степень двигательного развития ребенка, и используют ее для сравнительной оценки приобретенных двигательных навыков ребенка в динамике, после проведения курса реабилитации.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к медицине, перинатологии, акушерству, антенатальной коррекции неправильных предлежаний плода. Способ включает выполнение через день комплекса упражнений дыхательной гимнастики и аквааэробики.
Изобретение относится к медицине, педагогике, практике дикторской, актерской и вокальной деятельности. Коррекцию тембра голоса проводят на занятиях по развитию резонансной, вокальной и речевой техники.

Изобретение относится к медицине, лечебной физкультуре, травматологии и ортопедии, может быть использовано при реабилитации после травмы и заболеваний конечностей, для спортсменов.

Изобретение относится к медицине, неврологии, лечебной физкультуре при шейно-грудном остеохондрозе с пролабированием и грыжей дисков. Осуществляют дозированную физическую нагрузку в виде упражнений в течение 20-30 занятий из 3-7 повторов каждого упражнения (У) с преодолением болевой доминанты путем произнесения на выдохе звука «ХА».
Изобретение относится к медицине и может быть использовано для реабилитации пациентов с патологией опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы. Проводят лечебные занятия в виде физических упражнений, перед которыми у пациента формируют мотивационную компоненту на реализацию своих способностей, основанную на актуализации положительных эмоций пациента и эмоциональной насыщенности процесса выполнения физических упражнений, используя при этом элементы соревновательности.
Изобретение относится к спортивной медицине, педагогике, интерактивной корректировке двигательных стереотипов спортсменов в игровых видах спорта: хоккее, футболе, баскетболе и др.

Группа изобретений относится к медицинской технике. Система управления компрессией и декомпрессией включает ремень, предназначенный для обматывания вокруг определенного участка конечности пользователя и приложения силы компрессии к этому определенному участку; контроллер для регулирования силы компрессии, прикладываемой к определенному участку с помощью ремня; элемент для поддержания формы, предназначенный для поддержания ремня, обмотанного вокруг определенного участка, в форме петли; камеру для газа, выполненную на ремне, и блок регулирования давления, обеспечивающий подачу газа в камеру для газа или удаление газа из камеры для газа через определенную трубку.
Изобретение относится к восстановительной медицине, реабилитации, онкологии, лечебной физкультуре. После радикальной мастэктомии проводят активное воздействие на верхние конечности путем гимнастики и массажа в виде этапов.

Изобретение относится к областям медицины и развивающей педагогики и может найти применение при восстановлении и лечении больных с патологией центральной нервной системы, двигательными нарушениями верхних конечностей, психолого-педагогической реабилитации и коррекции, а также при проведении развивающих занятий.
Изобретение относится к медицине, неврологии, реабилитации, восстановлению двигательных функций у больных с ишемическим инсультом, имеющих грубые двигательные нарушения.
Изобретение относится к спортивной медицине, педагогике, способам определения стереотипа реагирования спортсмена в игровых видах спорта. Светодинамической подсветкой, управляемой программно-аппаратным комплексом (ПАК), на игровом поле формируют мобильные запрещенные и разрешенные зоны для движения спортсмена.

Группа изобретений относится к медицине, а именно к травматологии и ортопедии, и может быть использована для коррекции походки у детей с диагнозом плосковальгусная деформация стоп.

Изобретение относится к медицине, внутренним болезням, гастроэнтерологии и может быть использовано для исследования причин рефрактерного запора у пациентов с синдромом раздраженного кишечника (СРК).

Изобретения относятся к медицинской технике, а именно к средствам отслеживания перемещения и ориентации. Устройство для отслеживания перемещения и ориентации субъекта содержит блок формирования изображений, удерживающее средство для удерживания блока формирования изображений, причем удерживающее средство содержит держатель для размещения блока формирования изображений на субъекте таким образом, что блок формирования изображений обращен от субъекта, устройство также содержит блок обработки для обнаружения перемещения и ориентации субъекта.

Изобретение относится к медицинской технике. Устройство для треморометрии содержит корпус (1), планшет (2), блок регистрации (12), электропроводный щуп (3), соединительный кабель (4), высокочастотный генератор (5), проводящую пластину (7), диэлектрическую прокладку с прорезями (6), контурный конденсатор (8), контурную индуктивность (9), элемент связи (10) и амплитудный детектор (11).

Изобретения относятся к медицине. Способ определения частоты сердечных сокращений человека реализуют с помощью переносного устройства, входящего в состав системы для определения частоты сердечных сокращений.

Изобретения относятся к медицине. Способ предупреждения пользователя о начале гипогликемии реализуют с помощью носимого устройства.

Группа изобретений относится к медицине и медицинской технике и может быть использована в профотборе и в спортивной медицине. Надавливают на опорный элемент и с помощью сигнала обратной связи удерживают заданный уровень усилия.

Изобретение относится к медицине, а именно к спортивной медицине, и может быть использовано для определения биологического возраста человека, резервов его здоровья, количественной оценки эффективности оздоровительно-тренировочных и реабилитационных программ в практике врачебного контроля за занимающимися спортом, оздоровительной физической культурой и лечебной физкультурой с целью оценки эффективности процессов оздоровления и омоложения организма.
Изобретение относится к способам корректировки двигательных стереотипов спортсменов (ДСС) в игровых видах спорта: хоккее, футболе, баскетболе и др., а также к медицине, психологии, физиологии.

Изобретения относятся к медицине. Способ автоматизированного мониторинга пациента осуществляют с помощью системы для автоматизированного мониторинга пациента и обнаружения делирия у пациента. При этом получают данные изображения пациента во времени с помощью блока мониторинга. Обнаруживают события движения пациента по полученным данным изображения с помощью блока анализа изображения. Определяют большое или малое количества движения обнаруженных событий движения и классифицируют обнаруженные события движения на типичные и нетипичные для делирия события движения с помощью блока оценки. Определяют оценку делирия по продолжительности большого или малого количеств движения и/или продолжительности, интенсивности, типу, местоположению и/или возникновению типичных для делирия событий движения с помощью блока определения делирия. Оценка делирия указывает вероятность и/или интенсивность делирия у пациента. Достигается повышение точности определения делирия у пациента. 5 н. и 10 з.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх