Способ иппотерапии больных детским церебральным параличом в условиях черноморского побережья


A61H1/00 - Устройства для физиотерапии, например устройства для определения местонахождения или стимулирования рефлекторных точек на поверхности тела; искусственное дыхание; массаж; устройства для купания со специальными терапевтическими или гигиеническими целями (способы или устройства, позволяющие инвалидам приводить в действие приспособления или устройства, не являющиеся частями тела A61F 4/00; электротерапия, магнитотерапия, лучевая терапия, ультразвуковая терапия A61N)

Владельцы патента RU 2651902:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина" (RU)

Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии, неврологии, и может быть использовано при реабилитации детей с детским церебральным параличом и с психомоторными нарушениями. Для этого в условиях черноморского побережья проводят лечебную верховую езду, осваивая пассивно-активные позы на лошади без седла. Лечение проводят с постепенным увеличением доли участия ребенка при выполнении каждой позы и уменьшением участия инструктора и родителя в течение всего курса. Вначале, в течение 1-2 занятий проводят адаптацию ребенка к лошади - посадку ребенка на лошадь с помощью инструктора и родителя и проводку лошади шагом в течение 3-5 минут с сидящим или лежащим ребенком в зависимости от его возможностей. Далее в течение 2-3 занятий ребенок на движущейся шагом лошади осваивает позы, направленные на создание общего функционального баланса: сидя лицом вперед, назад, сидя боком лицом налево, направо по движению лошади, лежа на спине, на животе - вдоль лошади головой к ее голове, к хвосту, лежа поперек лошади на животе, на спине - головой направо, налево по движению. Затем в течение 8-10 занятий осуществляют реабилитацию ребенка путем повторения упомянутых поз с дополнением позой: сидя лицом вперед на движущейся рысью лошади в конце занятия в течение 1-2 мин. После лечебной верховой езды проводят морские купания. Способ обеспечивает эффективное лечение данной патологии за счет проведения данного комплекса терапии на всех этапах лечения. 2 пр.

 

Изобретение относится к медицине, в частности к педиатрии, неврологии и адаптивной физической культуре, и может быть использовано для реабилитации детей с детским церебральным параличом и с психомоторными нарушениями.

Иппотерапия - пассивная езда на лошади с выполнением различных упражнений и лечебная верховая езда - ребенок учится управлению лошадью.

Известен способ оздоровление детей, в котором проводят упражнения с применением верховой езды на неоседланной лошади. Вначале осваивают начальный этап в виде выполнения упражнений на координацию движений с сохранением равновесия без фиксации руками; на развитие мелкой моторики с использованием элементов конной амуниции и личной одежды; упражнения с мячом - метание в цель, ловля мяча; упражнение «Мельница» - поочередное пересаживание на лошади в разных направлениях. После их освоения переходят к упражнениям основного этапа, который включает дыхательные упражнения с синхронизацией их выполнения с движениями рук и туловища. После освоения дыхательных упражнений их выполняют в начале и в конце каждого занятия и после выполнения каждых 2-3 физических упражнений во время занятия. Далее осваивают упражнения, направленные на развитие мышц шеи, верхних, нижних конечностей, туловища. Упражнения на координацию и на мелкую моторику выполняют на шагу лошади, а остальные - и на лошади, стоящей на месте, и на шагу. Время проведения одного занятия составляет не менее 30 мин. При этом не более 15% времени каждого занятия основного этапа составляют новые или неосвоенные упражнения, остальное - освоенные упражнения (см. патент РФ №2594432, А61Н 1/00, 2015 г.).

Также известен способ иппотерапии больных детским церебральным параличом, включающий лечебную верховую езду, освоение пассивно-активных поз на лошади без седла, проведение лечения в три этапа с постепенным в течение курса увеличением доли участия ребенка при выполнении каждой позы и уменьшением участия инструктора и родителя (патент РФ №2469694, А61Н 1/00, 2011 г. - прототип).

Недостатком известных способов является недостаточно эффективное лечение из-за отсутствия условий, закрепляющих результаты лечения.

Техническим результатом является повышение эффективности лечения.

Технический результат достигается тем, что в способе иппотерапии больных детским церебральным параличом в условиях черноморского побережья, включающем лечебную верховую езду, освоение пассивно-активных поз на лошади без седла, проведение лечения с постепенным в течение курса увеличением доли участия ребенка при выполнении каждой позы и уменьшением участия инструктора и родителя, согласно изобретению вначале в течение 1-2 занятий проводят адаптацию ребенка к лошади - посадку ребенка на лошадь с помощью инструктора и родителя и проводку лошади шагом в течение 3-5 минут с сидящим или лежащим ребенком в зависимости от его возможностей; далее в течение 2-3 занятий ребенок на движущейся шагом лошади осваивает позы, направленные на создание общего функционального баланса: сидя лицом вперед, назад, сидя боком лицом налево, направо по движению лошади, лежа на спине, на животе - вдоль лошади головой к ее голове, к хвосту, лежа поперек лошади на животе, на спине - головой направо, налево по движению; далее в течение 8-10 занятий осуществляют реабилитацию ребенка путем повторения упомянутых поз с дополнением позой: сидя лицом вперед на движущейся рысью лошади в конце занятия в течение 1-2 мин; после лечебной верховой езды проводят морские купания.

Новизна способа заключается в сочетании иппотерапии с купанием в море, так как в результате закрепляется терапевтический эффект, полученный при иппотерапии. Поскольку во время купания гидромеханическое действие воды при плавании - это своеобразный массаж мышц конечностей и живота. Под влиянием плавания особенно укрепляется пояс верхних конечностей и мышцы голени, увеличивается подвижность в голеностопном суставе, повышается устойчивость вестибулярного анализатора. Считается, что плавание способствует повышению точности двигательного анализа. Плавание улучшает процессы обмена веществ, усиливает деятельность сердечнососудистой системы.

Кроме того, новизна заявляемого способа заключается в том, что лечение происходит при движении лошади на всех этапах: адаптационный, создание общего физиологического баланса и реабилитационный.

Способ осуществляют следующим образом.

В зависимости от желания родителей ребенка занятия проводятся каждый день либо через день. Курс лечения 14 занятий. Если занятия проводятся каждый день, то их проводят перед купанием в море. Руководит движением лошади коновод по команде инструктора. Страховка ребенка осуществляется инструктором и родителем. Занятия проводят в три этапа: адаптационный, создание общего функционального баланса и реабилитационный.

Адаптационный этап предназначен для подготовки к решению основных задач: ребенок привыкает к лошади, получает ощущение безопасности при занятиях иппотерапией, что обеспечивается страховкой инструктора и родителя, отсутствием движения при освоении и выполнении поз. Этап создания физиологического баланса позволяет постепенно сформировать стереотип выполнения поз, снизить спастичность мышц, увеличить их силу, увеличить объем активных и пассивных движений. В реабилитационном этапе происходит закрепление достигнутых навыков

Выбор частоты занятий ежедневно обусловлен тем, что регулярные занятия способствуют формированию стереотипа, Длительность занятия 20-30 минут связана с тем, что это наиболее адекватное время для занятий иппотерапией, увеличение длительности занятий не улучшают эффект, а вызывают утомление ребенка и потерю интереса к иппотерапии, увеличение объема активных и пассивных движений, восстановление или формирование отсутствующих двигательных навыков и т.д.

Пример конкретного осуществления способа иппотерапии больных детским церебральным параличом в условиях черноморского побережья

Предложенный способ реабилитации был разработан на базе Некоммерческого партнерства Детский экологический центр «Живая нить» (г. Геленджик).

Адаптационный этап.

1. Посадка на лошадь ребенка с помощью инструктора и родителя.

2. Проводка лошади шагом в течение 3-5 мин осуществляется с сидящем или лежащим положении в зависимости от возможностей ребенка.

Этап создания общего функционального состояния.

Если ребенок может самостоятельно сидеть на лошади.

1. Посадка на лошадь ребенка с помощью инструктора и родителя.

2. Положение ребенка сидя лицом вперед на движущейся шагом лошади в течение 1-2 мин.

3. Сидя лицом назад на движущейся шагом лошади в течение 1-2 мин.

4. Сидя боком лицом направо по движению лошади на движущейся шагом лошади в течение 1-2 мин.

5. Сидя боком лицом налево по движению лошади на движущейся шагом лошади в течение 1-2 мин.

6. Лежа на спине вдоль лошади головой к голове лошади лошадь движется шагом в течение 2-3 мин.

7. Лежа на спине вдоль лошади головой к хвосту лошади на движущейся шагом лошади.

8. Лежа на животе голова к голове лошади на движущейся шагом лошади в течение 2-3 мин.

9. Лежа на животе головой к хвосту лошади на движущейся шагом лошади в течениие 2-3 мин.

10. Лежа поперек лошади на животе головой направо по движению на движущейся шагом лошади в течение 2-3 мин.

11. Лежа поперек лошади на животе головой налево по движению на движущейся шагом лошади в течение 2-3 мин.

12. Лежа поперек лошади на спине головой направо по движению на двигающейся шагом лошади в течение 2-3 мин.

13. Лежа поперек лошади на спине головой налево по движению на двигающейся шагом лошади в течение 2-3 мин.

14. Сидя лицом вперед на движущейся шагом лошади в течение 1-2 мин.

Если ребенок не в состоянии самостоятельно сидеть на лошади.

1. Посадка на лошадь ребенка с помощью инструктора и родителя.

2. Лежа на животе вдоль лошади головой к голове лошади на движущейся шагом лошади в течение 1-2 мин.

3. Лежа на животе головой к хвосту лошади на движущейся шагом лошади в течение 2-3 мин.

4. Лежа на спине вдоль лошади головой к хвосту лошади на движущейся шагом лошади.

5. Лежа на спине вдоль лошади головой к голове лошади лошадь движется шагом в течение 2-3 мин.

6. Лежа поперек лошади на животе головой направо по движению на движущейся шагом лошади в течение 2-3 мин.

7. Лежа поперек лошади на животе головой налево по движению на движущейся шагом лошади в течение 2-3 мин.

8. Лежа поперек лошади на спине головой направо по движению на двигающейся шагом лошади в течение 2-3 мин.

9. Лежа поперек лошади на спине головой налево по движению на двигающейся шагом лошади в течение 2-3 мин.

10. Лежа на животе вдоль лошади головой к голове лошади, двигающейся шагом в течение 1-2 мин.

Реабилитационный этап.

Если ребенок может самостоятельно сидеть на лошади

1. Посадка на лошадь ребенка с помощью инструктора и родителя.

2. Положение ребенка сидя лицом вперед на движущейся шагом лошади в течение 1-2 мин.

3. Сидя лицом назад на движущейся шагом лошади в течение 1-2 мин.

4. Сидя боком лицом направо по движению лошади на движущейся шагом лошади в течение 1-2 мин.

5. Сидя боком лицом налево по движению лошади на движущейся шагом лошади в течение 1-2 мин.

6. Лежа на спине вдоль лошади головой к голове лошади лошадь движется шагом в течение 2-3 мин.

7. Лежа на спине вдоль лошади головой к хвосту лошади на движущейся шагом лошади.

8. Лежа на животе голова к голове лошади на движущейся шагом лошади в течение 2-3 мин.

9. Лежа на животе головой к хвосту лошади на движущейся шагом лошади в течение 2-3 мин.

10. Лежа поперек лошади на животе головой направо по движению на движущейся шагом лошади в течение 2-3 мин.

11. Лежа поперек лошади на животе головой налево по движению на движущейся шагом лошади в течение 2-3 мин.

12. Лежа поперек лошади на спине головой направо по движению на двигающейся шагом лошади в течение 2-3 мин.

13. Лежа поперек лошади на спине головой налево по движению на двигающейся шагом лошади в течение 2-3 мин.

14. Сидя лицом вперед на движущейся рысью лошади в течение 12 мин.

15. Сидя лицом вперед на движущейся шагом лошади в течение 1-2 мин

Если ребенок не в состоянии самостоятельно сидеть на лошади.

1. Посадка на лошадь ребенка с помощью инструктора и родителя.

2. Лежа на животе вдоль лошади головой к голове лошади на движущейся шагом лошади в течение 1-2 мин.

3. Лежа на животе головой к хвосту лошади на движущейся шагом лошади в течение 2-3 мин.

4. Лежа на спине вдоль лошади головой к хвосту лошади на движущейся шагом лошади.

5. Лежа на спине вдоль лошади головой к голове лошади лошадь движется шагом в течение 2-3 мин.

6. Лежа поперек лошади на животе головой направо по движению на движущейся шагом лошади в течение 2-3 мин.

7. Лежа поперек лошади на животе головой налево по движению на движущейся шагом лошади в течение 2-3 мин.

8. Лежа поперек лошади на спине головой направо по движению на двигающейся шагом лошади в течение 2-3 мин.

9. Лежа поперек лошади на спине головой налево по движению на двигающейся шагом лошади в течение 2-3 мин.

10. Лежа на животе вдоль лошади головой к голове лошади, двигающейся шагом в течение 1-2 мин.

Примеры применения предлагаемого способа.

1. Рогожкина Злата, 3 г.

Диагноз: ДЦП Двойная гемиплегия. Глубокий паралич всех четырех конечностей, двигательные возможности минимальны, мышечный тонус повышен, тяжелая обездвиженность.

До лечения предлагаемым способом: ребенок не мог держать голову, сидеть. Получая лечение по предлагаемому способу в течение 14 дней. В результате лечения был достигнут положительный эффект:

1. укрепился «мышечный» корсет и улучшилась функция вестибулярного аппарата;

2. отмечено снижение мышечного тонуса.

3. уменьшилась утомляемость.

2. Баур Нина, 4 г.

Диагноз: ДЦП.

До лечения предлагаемым способом: ребенок не ходил, плохо держал равновесие, боялся качаться на качелях.

В результата лечения был достигнут положительный эффект:

- улучшилась координация движения;

- стала ходить с поддержкой;

- перестала бояться качаться на качелях.

Способ иппотерапии больных детским церебральным параличом в условиях черноморского побережья, включающий лечебную верховую езду, освоение пассивно-активных поз на лошади без седла, проведение лечения с постепенным в течение курса увеличением доли участия ребенка при выполнении каждой позы и уменьшением участия инструктора и родителя, отличающийся тем, что вначале в течение 1-2 занятий проводят адаптацию ребенка к лошади - посадку ребенка на лошадь с помощью инструктора и родителя и проводку лошади шагом в течение 3-5 минут с сидящим или лежащим ребенком в зависимости от его возможностей; далее в течение 2-3 занятий ребенок на движущейся шагом лошади осваивает позы, направленные на создание общего функционального баланса: сидя лицом вперед, назад, сидя боком лицом налево, направо по движению лошади, лежа на спине, на животе - вдоль лошади головой к ее голове, к хвосту, лежа поперек лошади на животе, на спине - головой направо, налево по движению; далее в течение 8-10 занятий осуществляют реабилитацию ребенка путем повторения упомянутых поз с дополнением позой: сидя лицом вперед на движущейся рысью лошади в конце занятия в течение 1-2 мин; после лечебной верховой езды проводят морские купания.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к медицине, способам немедикаментозного оздоровления человека, может быть эффективно использовано при проведении лечебно-оздоровительных, профилактических и омолаживающих мероприятий.

Изобретение относится к медицине и предназначено для улучшения кровоснабжения конечностей путем создания градиентной статической и/или динамической компрессии во времени за счет контролируемого сокращения и расслабления синтетических искусственных мышц.

Изобретение относится к медицине, немедикаментозному оздоровлению, может эффективно использоваться при проведении лечебно-оздоровительных, профилактических и омолаживающих мероприятий.

Изобретение относится к медицине, немедикаментозному оздоровлению человека, может эффективно использоваться при проведении лечебно-оздоровительных, профилактических и омолаживающих мероприятий.

Группа изобретений относится к медицине, способам и устройствам оздоровления позвоночника и суставов, имеющих многоплоскостную деформацию как без наличия контрактур, тугоподвижности, так и с наличием контрактур, тугоподвижности (варианты).

Изобретение относится к медицине, а именно к косметологии, и может быть использовано при профилактике и коррекции инволюционных изменений кожи лица. Для этого осуществляют воздействие посредством массажных приемов на область складки и/или морщины.

Изобретение относится к мануальной медицине, вертебрологии, касается функциональной коррекции позвоночника. Проводят массаж с помощью глубокого проникающего разминания, воздействуя на рефлекторные центры нервной системы позвоночного столба, плавно касаясь кожи, глубоко и плавно воздействуя на фасции, связки, сухожилия и мышцы, а также путем поглаживания и акупрессуры.

Изобретение относится к оздоровительной медицине, мануальной терапии, методам массажа и может быть использовано для корректировки фигуры, снижения веса тела и нормализации общего состояния организма.
Изобретение относится к спортивной медицине. Способ оздоровления и развития физических способностей велосипедистов включает укрепление связок опорно-двигательного аппарата, устранение функциональных блоков шейного, поясничного отделов позвоночника, проведение фасциального массажа (ФМ) в последовательности, охарактеризованной в формуле изобретения.

Способ относится к медицине, физиотерапии, методам узелкового массажа. В процессе массажа для восстановления двигательных функций конечностей проводят захват кожи и подкожно-жировой клетчатки (ПЖК) пациента в зоне миофасциального узла указательными большими и средними пальцами обеих рук с внедрением в глубокие слои ткани.

Изобретение относится к медицине, способам немедикаментозного оздоровления человека, может быть эффективно использовано при проведении лечебно-оздоровительных, профилактических и омолаживающих мероприятий.

Изобретение относится к медицине и предназначено для улучшения кровоснабжения конечностей путем создания градиентной статической и/или динамической компрессии во времени за счет контролируемого сокращения и расслабления синтетических искусственных мышц.

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к протезно-ортопедическим изделиям, и предназначено для ортезирования детей и подростков при различных патологиях дистальных отделов нижних конечностей с преимущественным повышением мышечного тонуса.

Изобретение относится к медицине, немедикаментозному оздоровлению, может эффективно использоваться при проведении лечебно-оздоровительных, профилактических и омолаживающих мероприятий.

Изобретение относится к медицине, немедикаментозному оздоровлению человека, может эффективно использоваться при проведении лечебно-оздоровительных, профилактических и омолаживающих мероприятий.

Изобретение относится к области медицины, а именно неврологии, в частности к устройствам для лечения и для лечебной гимнастики детей и взрослых при заболеваниях, сопровождающихся нарушениями функции опорно-двигательного аппарата или центральной регуляции движений.

Изобретение относится к медицине, в частности к неврологии, и может быть использовано при реабилитации больных с глубоким вялым моно- или парапарезом. Осуществляют локомоторную терапию.

Изобретение относится к медицине, а именно к физиотерапии, пульмонологии и профпатологии, и может быть использовано для лечения обострения токсико-пылевых бронхитов у работников металлургической и горнодобывающей промышленности на начальном этапе реабилитации.

Группа изобретений включает устройство для массажа мышц и способ массажа, относится к области медицины, в частности к способам комплексного безоперационного лечения позвоночника, и может быть использовано в вертебрологической практике для лечения заболеваний шейного и поясничного отделов позвоночника.

Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии, и может быть использовано при проведении реабилитационных мероприятий у пациентов с двигательными нарушениями.
Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии и восстановительному лечению, и может быть использован при реабилитации больных с патологией центральной нервной системы (ЦНС). Для этого выполняют комплекс физических упражнений в бассейне с водой. При этом паицента погружают в воду и приступают к выполнению занятия. Упражнения выполняют используя нудлс из вертикального исходного положения так, как это указано в формуле изобретения. После выполнения всех упражнений - свободное плавание в течение 2-3-х минут. Курс гидрокинезиотерапии составляет 5 занятий продолжительностью 45 минут. Способ обеспечивает формирование у больных с патологией ЦНС двигательных функций за счет освоения и увеличения активности и амплитуды произвольных движений верхними и нижними конечностями, удержания вертикальной позы, что обусловлено выполнением постуральных функций сидения и стояния; локомоторных функций переворота лежа со спины на грудь и обратно, самостоятельного перемещения в положении на четвереньках и ходьбы; включения в работу стоп и кистей, что позволяет улучшить ходьбу и функцию захвата. 2 пр.
Наверх