Автогенератор

 

, .>о" г; > с-з .;

278775

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства ¹â€”

Заявлено ЗОХ!.1969 (№ 1344196/26-9) с присоединением заявки ¹â€”

Приоритет

Опубликовано 21.Ъ 11!.1970. Бюллетень № 26

Дата опубликования описания 26.XI.1970

Кл, 21а>, 8/01

Комитет по делам изобретеиий и открытий при Совете Мимистров

СССР

МПК Н ОЗЬ 5,26

УДК 621,373.421(088.8) Авторы изобретения

Г, М. Уткин и А. В. Хрюнов

Московский ордена Ленина энергетический институт

Заявитель

АВТОГЕН ЕРАТОР

Предлагаемое устройство может быть использовано в радиотехнической аппаратуре, требующей повышенной стабильности частоты колебаний.

Известны автогенераторы, в цепь обратной связи которых включен фильтр с мостом, обладающий необходимой частотной характеристикой.

Однако такие устройства характеризуются невысокой долговременной стабильностью частоты.

С целью повышения стабильности частоты автоколебаний в предлагаемом автогепераго, ре один из каналов дополнительного фильтра состоит из последовательно соединенных Iloглощающей ячейки (заполненной, например, аммиаком) и аттенюатора, а другой канал— из последовательно соединенных фазовращателя и аттенюатора.

На чертеже изобра>кена схема предлагаемого автогенератора.

Устройство содер>кит усилитель, охваченный обратной связью, в цепи которой имеется полосовой фильтр 2 и мост, в одно из плеч которого помещена поглощающая ячейка > и аттенюатор 4, а в другое — фазовращатель 5 и аттенюатор б.

Если сигналы, проходящие со входа моста на его выход по обоим плечам моста, претерпевают одинаковое ослабление в отсутствие поглощающего газа, а электрическая длина этих плеч отличается на нечетное число полу волн, то эти сигналы складываются на выходе в противофазе, при этом мост сбалансирован, 5 его коэффициент передачи равен нулю. Для балансировки моста в схеме предусмотрены аттешоаторы 4, б и фазовращатель 5. Балансировка моста производится на частоте, равной частоте линии поглощения используемого

10 вещества, при этом условие баланса приближенно выполняется в некоторой полосе частот, примыкающей к рабочей. Наличие поглощающей среды приводит к расстройке моста в Iloлосе, определяемой параметрамп линии погло15 щения. Такая разоалансировка происходит нзза появления дополнительного затухания в плече с поглощающей ячейкой и из-за изменения фазовой скорости проходящей волны, обусловленного дисперсией газа.

Таким образом, коэффициент передачи моста становится отличным or нуля на частоте линии поглощения. При больших отклонениях частоты от рабочей нарушается условие про25 тивофазности сигналов, проходящих по различным плечам — мост разбалансируется. Для предотвращения возмо>кных колебаний на частотах, сильно удаленных от рабочей частоты, в цепи обратной связи установлен полосовой

30 фильтр 2.

278775

Предмет изобретения

Cocrsnrrreль П. Степанов

Редактор Т. И. Морозова

Тсхрсд Л. Я. Левина Корректоры: А. П. Васильева и Т. А. Джамаикулова

Заказ 3385 8 Тираж 480 Подписное

11НИИПИ Когпитета по делам изобрстешш и открытий при Совете Министров СССР

Москва, 7К-35, Раушская паб., д. 4/5

Типография, пр. Сапуиов1, 2

Долговременная стабильность подобного генератора определяется непостоянством средней частоты линии поглощения, которая соизмерима с долговременной нестабильностью молекулярного генератора.

Автогенератор, содержащий усилитель, в цепи положительной обратной связи которого HOследовательно с полосовым фильтром дополнительно включен двухканальный фильтр, отличаюи ийся тем, что, с целью повышения стабильности частоты автоколебаний, один из ка5 палов дополнительного фильтра состоит из последовательно соединенных поглощающей ячейки (заполненной, например, аммиаком) и аттенюатора, а другой канал — из последовательно соединенных фазовращателя и атте10 нюатора.

Автогенератор Автогенератор 

 

Наверх