Способ демонтажа кранов-перегружателей
Владельцы патента RU 2700300:
Шимлин Андрей Александрович (RU)
Попов Максим Валерьевич (RU)
Попов Владимир Илларионович (RU)
Изобретение относится к демонтажу мостовых перегружателей. Несущие ветви жестких опор, воспринимающие вертикальную нагрузку от массы части крана, расположенной выше реза, перерезают полностью в местах примыкания их к горизонтальной опорной части моста, после чего прикладывают усилие вдоль моста в сторону обрушения, достаточное для выведения крана из устойчивого положения и дальнейшего его обрушения с проектной отметки на нулевую. Достигается снижение трудоемкости демонтажных работ. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Изобретение относится к монтажным работам в строительстве, а также к области подъемно-транспортного машиностроения и может быть использовано для демонтажа мостовых перегружателей как трубчатой, так и решетчатой конструкций (в частности, таких, нормативный срок и ресурс безопасной эксплуатации которых исчерпан).
Известен способ демонтажа кранов-перегружателей с выполнением работ, осуществляемых при монтаже, но в обратном порядке.
Недостатком такого способа является необходимость изготовления и монтажа конструкций, применяемых при монтаже, включая заливку фундаментов под временные опоры, сооружения и якоря, используемые при монтаже и практически не сохраняемые за десятки лет эксплуатации крана. Это требует значительных затрат и длительного периода демонтажа.
Известен способ демонтажа путем приложения усилий стягивающих полиспастов большой грузоподъемности (порядка 280 т) и последующим их роспуском после срезки проектных стяжек внизу опор для опускания на отметку не ниже 15-17 м от нулевого уровня - для исключения разрыва полиспастов, предполагающих наличие специальных монтажных шарниров в верхней части опор.
Недостатками данного способа являются: большой объем работ по увязке и запасовке полиспастов большой грузоподъемности, демонтажу отдельно грейферной тележки массой более 100 т, проектированию, изготовлению и монтажу шарниров на опорах, а также насыпке бурта из подручных материалов высотой не менее 18 м под мостом крана, что требует выполнения большого объема подготовительных работ в течение значительного промежутка времени.
Известен способ демонтажа кранов-перегружателей при помощи стреловых кранов большой грузоподъемности с опиранием пролетной части моста на две временные опоры. Данный способ был использован при демонтаже угольного перегружателя на ТЭЦ-2 г. Новосибирск (см. сайт ЗАО<<Южмормонтаж>>http://www.umm.ua/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&d=2&limitstart=35).
Недостатком данного способа являются: необходимость наличия не менее двух кранов большой грузоподъемности для демонтажа консолей частично пролетной части моста, а также необходимость проектирования, изготовления и монтажа двух временных опор на расчалках, для которых необходимо сооружение якорей, что требует значительных трудозатрат, времени и стоимости демонтажных работ.
Известен принятый за прототип способ демонтажа кранов-перегружателей методом контролируемого обрушения, заключающийся в том, что опоры крана подрезают частично в местах опирания на них моста крана с расчетом, чтобы оставшаяся часть недорезанной площади опор в местах подреза обеспечивала конструкции устойчивое положение после среза стяжек между опорами, после чего прикладывают дополнительные горизонтальные усилия в нижней части опор по ходу из разведения, достаточные для обрушения всей конструкции. (Изобретение №2463241 от 10.10.2012 г.)
Недостатками данного способа являются: необходимость демонтажа консолей крана, одной или двух, при наличии под ними действующих ж/д путей или других сооружений, что требует использования мобильных кранов большой грузоподъемности при демонтаже консолей крана, что может быть невозможно в условиях действующего производства.
Технический результат изобретения заключается в снижении трудоемкости демонтажных работ.
Технический результат достигается тем, что несущие ветви жестких опор, воспринимающие вертикальную нагрузку от массы части крана, расположенной выше реза, перерезаются полностью в местах примыкания их к горизонтальной опорной части моста, после чего прикладывается усилие вдоль моста в сторону обрушения, достаточное для выведения крана из устойчивого положения и дальнейшего его обрушения с проектной отметки на нулевую.
Изобретение иллюстрируется чертежом, где на фиг.1 показан вид демонтируемого крана-перегружателя сбоку.
На чертеже позициями показаны:
1 - опоры
2 - мост
3 - консоль
4 - полиспаст
5 - резы опор
6 - ж/д пути
Предлагаемый способ демонтажа кранов-перегружателей позволяет производить обрушение крана в направлении не перпендикулярном, а параллельном мосту 2, при этом консоль 3, под которой могут находиться производственные сооружения, в ходе обрушения перемещается в сторону обрушения на величину высоты опоры 1 до места ее реза 5, не подвергая разрушению существующие производственные сооружения (в частности, например, показанные на чертеже ж/д пути 6).
Заявленный способ способствует улучшению условий труда, снижению опасности монтажных работ и общей продолжительности, что особенно важно в условиях действующего производства.
Заявленный способ позволяет значительно сократить объем демонтажных работ и сохранить существующие производственные сооружения под консолью 3.
Для выведения конструкции крана из устойчивого положения необходимо приложение к мосту 2, расположенному выше реза опор 1, достаточного горизонтального усилия, обеспечивающего обрушение крана при следующем неравенстве:
, где
P - горизонтальное усилие, необходимое для выведения крана из устойчивого положения;
Lp - плечо приложения усилия P;
- общая масса крана выше реза опор 5 (при условии одинаковой конструкции опор 1);
- плечо устойчивости опоры 1 под нагрузкой .
Для придания сообщения мосту 2 горизонального усилия могут использоваться два полиспаста 4 (подъемная сила каждого полиспаста Q может составлять 40-50 т). Полиспасты могут приводиться в движение, например, дизельными либо электродвигателями. При необходимости полиспасты могут быть заменены тракторами.
Точность производства обрушения крана достигается благодаря тому, что в местах опирания моста 2 на опоры 1 выполняют полный рез опор 5 способом, исключающим взаимное смещение отрезаемых частей в горизонтальной плоскости. При этом устойчивость положения крана сохраняется за счет конструктивной устойчивости опор, имеющих V образную форму.
Заявленный способ значительно сокращает трудоемкость и продолжительность демонтажных работ, повышает их безопасность за счет сокращения работ на высоте и дополнительных работ, а также значительно упрощает расчеты при разработке проекта производства работ на демонтаж крана.
Источник информации:
1. Журнал «Монтажные и специальные работы в строительстве», 1984, №1
2. Журнал «Монтажные и специальные работы в строительстве», 1984, №7
3. Гипрометаллургмонтаж «Монтаж мостовых кранов и кранов-перегружателей».
Москва, Стройиздат 1990 г.
4. Изобретение РФ №2463241 от 10.10.2012 г.
1. Способ демонтажа кранов-перегружателей методом полного реза жестких опор в проектном положении крана, заключающийся в том, что несущие ветви жестких опор, воспринимающие вертикальную нагрузку от массы части крана, расположенной выше реза, перерезают полностью в местах примыкания их к горизонтальной опорной части моста, после чего прикладывают усилие вдоль моста в сторону обрушения, достаточное для выведения крана из устойчивого положения и дальнейшего его обрушения с проектной отметки на нулевую.
2. Способ демонтажа кранов-перегружателей методом полного реза жестких опор в проектном положении крана по п. 1, отличающийся тем, что рез ветвей опор, имеющих конструктивную устойчивость в проектном положении от массы крана, расположенной выше реза, выполняется вариантом, позволяющим сохранить взаимное расположение отрезаемых элементов в плане, исключая их смещение и обеспечивая самоустойчивость крана до приложения усилий вдоль моста, необходимых для выведения крана в неустойчивое положение, при этом полный рез обеспечивает отсутствие дополнительных контактных напряжений в местах резов, исключая разрушение опор в момент их максимальной загрузки.