Мобильный комплекс аэродромно-технического обеспечения полетов летательных аппаратов



Мобильный комплекс аэродромно-технического обеспечения полетов летательных аппаратов
Мобильный комплекс аэродромно-технического обеспечения полетов летательных аппаратов
Мобильный комплекс аэродромно-технического обеспечения полетов летательных аппаратов
Мобильный комплекс аэродромно-технического обеспечения полетов летательных аппаратов
Мобильный комплекс аэродромно-технического обеспечения полетов летательных аппаратов

Владельцы патента RU 2727450:

Общество с ограниченной ответственностью "Завод специального машиностроения" (RU)
Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина" (г. Воронеж) (RU)

Изобретение относится к аэродромному оборудованию для обслуживания летательных аппаратов. Мобильный комплекс аэродромно-технического обеспечения полетов летательных аппаратов содержит малогабаритную мобильную станцию электроснабжения авиадвигателей (2) и бортовых систем летательных аппаратов (3), малогабаритную мобильную станцию проверки гидравлических систем летательных аппаратов, малогабаритную мобильную станцию зарядки газами бортовых систем летательных аппаратов (5), малогабаритную мобильную станцию подогрева авиадвигателей и кабин летательных аппаратов (4) или малогабаритную мобильную станцию кондиционирования кабин и оборудования летательных аппаратов. Упомянутые станции комплекса выполнены в виде автономных мобильных блок-контейнеров, имеющих возможность автономного перемещения по опорной поверхности при разворачивании комплекса в рабочее положение и размещенных в непосредственной близости друг от друга на единой транспортной платформе (1) в транспортном положении комплекса. Достигается сокращение времени обслуживания ЛА, уменьшение количества единиц оборудования, снижение массогабаритных характеристик и энергоматериальных затрат. 4 з.п. ф-лы, 8 ил.

 

Изобретение относится к области авиации, в частности, к аэродромному оборудованию для обслуживания летательных аппаратов, средствам наземного обеспечения полетов общего применения (СНО ОП).

В настоящее время обслуживание летательных аппаратов (далее-ЛА), в частности, их заправка кислородом, азотом, воздухом; подогрев двигателей и кабин ВС горячим воздухом; электростартерный запуск авиационных двигателей и питание бортовых электрических системЛА; проверка гидросистем ЛА; охлаждение или подогрев кондиционированным воздухом салонов ЛА, высотного снаряжения летчиков; транспортирование и обслуживание высокорасположенных частей и агрегатов ЛА производится при помощи специальных устройств-станций, размещенных на отдельном шасси специальных автомобилей [Немченко, Г. К. Средства аэродромно-технического обеспечения полетов: Справочное пособие / Г.К. Немченко, В.Д. Сарыкалин, Б. Л. Брезин и др. - М., Воениздат - 1980, - 317 с. - прототип].

Недостатками этих устройств являются:

- конструктивная связь специального оборудования с двигателем шасси автомобиля приводит к необходимости подготовки механика-водителя и обусловливает высокие требования к подготовке оператора, ухудшает габаритно-массовые характеристики, повышает расходы на строительство и содержание аэродромных дорог, парков, объектов обслуживания и ремонта; увеличивает трудоемкость технического обслуживания и войскового ремонта; способствует увеличению номенклатуры и высокому расходу запасных частей, ГСМ и специальных жидкостей [Исследование путей совершенствования комплекса СНО ОП авиации Вооруженных сил Российской Федерации / Научно-технический отчет по НИР - ВУНЦ ВВС «ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» -2014 - С 144.];

- низкая оперативная и стратегическая подвижность указанных средств аэродромного обслуживания: 20-25% техники частей обеспечения имеет ограничение скорости по грунтовым дорогам до 20-30 км/ч и по шоссе до 50 км/ч; около 5% СНО ОП не способны совершать марш-броски своим ходом, 2% имеют ограничения по железнодорожным габаритам, практически нет средств, приспособленных для десантирования парашютным способом [Исследование путей совершенствования комплекса СНО ОП авиации Вооруженных сил Российской Федерации / Научно-технический отчет по НИР - ВУНЦ ВВС «ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» -2014 - С 144.];

- недостаточное обеспечение многофункциональности средств, заключающееся в том, что на одном изделии не устанавливается оборудование, которое никогда не используется совместно, например холодильник и подогреватель [Исследование путей совершенствования комплекса СНО ОП авиации Вооруженных сил Российской Федерации / Научно-технический отчет по НИР - ВУНЦ ВВС «ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» -2014 - С 144.]

- каждый тип оборудования расположен на отдельном шасси специального автомобиля, что увеличивает время обслуживания ЛА. При переброске таких станций воздушными судами на место базирования, требуется не один самолет, а, как правило, несколько, в связи с большой массой и габаритами как самих станций, так и автомобилей, на которых они расположены;

Таким образом, для полного обеспечения полетов ЛА требуется, как минимум восемь отдельных станций и восемь специальных грузовых автомобилей, на шасси которых они расположены.

Технической задачей изобретения является создание многофункционального комплекса аэродромного оборудования для оперативного обслуживания летательных аппаратов, в котором средства наземного обеспечения, необходимые для предполетного обслуживания ЛА, расположены на единой транспортной платформе. Это приведет к сокращению времени обслуживания ЛА, уменьшению количества единиц оборудования, снижению массогабаритных характеристик и энергоматериальных затрат, повышению многофункциональности, мобильности и оперативности при обслуживании ЛА в условиях оперативных мест базирования.

Решение указанной задачи достигается тем, что, предложенный мобильный комплекс аэродромно-технического обеспечения полетов летательных аппаратов, согласно изобретению, содержит малогабаритную мобильную станцию электроснабжения авиадвигателей и бортовых систем летательных аппаратов, малогабаритную мобильную станцию проверки гидравлических систем летательных аппаратов; малогабаритную мобильную станцию зарядки газами бортовых систем летательных аппаратов; малогабаритную мобильную станцию подогрева авиадвигателей и кабин летательных аппаратов или малогабаритную мобильную станцию кондиционирования кабин и оборудования летательных аппаратов, при этом упомянутые станции комплекса выполнены в виде автономных мобильных блок-контейнеров, имеющих возможность автономного перемещения по опорной поверхности при разворачивании комплекса в рабочее положение и размещенных в непосредственной близости друг от друга на единой транспортной платформе в транспортном положении комплекса.

В варианте исполнения, в транспортном положении мобильные блок-контейнеры расположены в общем кунге-контейнере, установленном на единой транспортной платформе, предпочтительно, с возможностью изменения своего положения относительно платформы, при этом, по крайней мере, одна боковая стенка упомянутого кунга и его крыша выполнены с возможностью изменения своего положения для обеспечения доступа к блок-боксам при разворачивании комплекса в рабочее положение.

В варианте исполнения, на стенках блок-контейнера расположены панели управления и панели раздачи, причем соответствующие боковые стенки блок-контейнера, закрывающие упомянутые панели, выполнены с возможностью перемещения, предпочтительно, радиального, и фиксации для обеспечения доступа к указанным панелям.

В варианте исполнения, боковые панели, закрывающие панели управления и панели раздачи, выполнены состоящими из нескольких частей, с возможностью автономного перемещения каждой части относительно другой для обеспечения доступа к упомянутым панелям.

В варианте исполнения, на транспортной платформе дополнительно установлено грузоподъемное устройство в виде манипулятора.

При помощи каждой составной части комплекса, выполненной в виде малогабаритной мобильной автономной станции, выполняется определенный вид работ по обслуживанию ЛА, при этом в совокупности все составные части они обеспечивают выполнение полной предполетной подготовки ЛА.

Данное техническое решение обеспечивает существенное сокращение времени обслуживания ЛА, уменьшение количества единиц оборудования и снижение трудоемкости при обслуживании и эксплуатации устройств. Вместо восьми единиц оборудования, размещенных на шасси восьми автомобилей, используется три постоянных единицы и одна сменная, в зависимости от климатических условий, размещенные на шасси одного автомобиля. Предложенный комплекс обеспечивает экономию энергоматериальных ресурсов, повышает мобильность, функциональность и оперативность обслуживания. Каждая из составных частей комплекса является автономной, не зависящей от шасси автомобиля и может размещаться на любом виде транспорта. Предложенные части комплекса можно десантировать с помощью парашюта, что значительно повышает возможности для оперативной переброски воздушным или иным транспортом, и обеспечивает полное предполетное обслуживание ЛА в условиях оперативных мест базирования ЛА, а также на испытательных полигонах вне аэродромов постоянного базирования.

Сущность изобретения иллюстрируется чертежами, где показан предложенный комплекс, главный вид - фиг. 1, вид сверху - фиг. 2, схема использования данного комплекса - фиг. 3, малогабаритная мобильная станция электроснабжения авиадвигателей и бортовых систем летательных аппаратов - фиг. 4, малогабаритная мобильная станция проверки гидравлических систем летательных аппаратов - фиг. 5, малогабаритная мобильная станция зарядки газами бортовых систем летательных аппаратов - фиг. 6, малогабаритная мобильная станция подогрева авиадвигателей и кабин летательных аппаратов - фиг. 7, малогабаритную мобильную станцию кондиционирования кабин и оборудования летательных аппаратов - фиг. 8.

Предложенный мобильный комплекс аэродромно-технического обеспечения полетов летательных аппаратов содержит: единую транспортную платформу 1, размещенную на шасси автомобиля, малогабаритную мобильную станцию электроснабжения авиадвигателей и бортовых систем летательных аппаратов 2, размещенную в автономном мобильном блок-контейнере; малогабаритную мобильную станцию проверки гидравлических систем летательных аппаратов 3, размещенную в автономном мобильном блок-контейнере; малогабаритную мобильную станцию подогрева авиадвигателей и кабин летательных аппаратов 4, размещенную в автономном мобильном блок-контейнере; малогабаритную мобильную станцию зарядки газами бортовых систем летательных аппаратов 5, размещенную в автономном мобильном блок-контейнере; малогабаритную мобильную станцию кондиционирования кабин и оборудования летательных аппаратов, размещенную в автономном мобильном блок-контейнере, которая меняется с малогабаритной мобильной станцией подогрева авиадвигателей и кабин летательных аппаратов 4, в зависимости от климатических условий использования комплекса в целом. Также предложенный комплекс содержит грузоподъемное устройство в виде манипулятора 6, в комплекте с люлькой 7. Все оборудование в комплексе обеспечивает выполнение полной предполетной подготовки ВС.

Предложенный комплекс может быть использован следующим образом. Четыре станции комплекса, размещенные в специальных блок-контейнерах, установленные на единой автомобильной платформе, доставляются к месту его использования. После доставки, для удобства использования, блок-контейнеры, снимаются с платформы с помощью грузоподъемного устройства в виде манипулятора 6, установленного на автомобильном шасси 1, и устанавливаются на опорную поверхность.

В варианте исполнения, блок-контейнеры располагаются в специальном кунге-контейнере, установленном на автомобильном шасси, для их защиты при транспортировке и хранении. Специальный кунг-контейнер состоит из нескольких панелей, взаимодействующих между собой и установленных на общей платформе с возможностью их оперативного снятия или установки. В этом случае, для сокращения времени погрузочно-разгрузочных работ, и приведения комплекса в рабочее или транспортное положение, блок-контейнеры снимаются или устанавливаются с/на транспортной платформы параллельно с панелями кунга-контейнера, что позволяет значительно сократить время разворачивания комплекса в рабочее положение или его сворачивания в транспортное.

Каждый блок-контейнер имеет вид трехмерной геометрической фигуры, содержащей верхнюю крышку 8, нижнее основание 9 и соединяющие их боковые стенки 10 и устройства для подъема и перемещения по поверхности 11, 12, расположенные в верхней и нижней частях, боковые стенки 13, 14, закрывающие панели управления и раздачи, панель управления 15 и раздачи 16, при этом полость внутри блок-контейнера разделена на несколько отсеков с перегородками 17, в которых размещено необходимое оборудование 18. Так же имеется водило, которое устанавливаются на станции при съеме с транспортного шасси, что позволяет перемещать их автопоездом по аэродрому за любым транспортным средством, оборудованным сцепным устройством. Кроме того, перемещать блок-контейнеры можно силами одного-двух человек обслуживающего персонала. Каждая станция, размещенная в блок-контейнере, выполняет свой определенный вид работ и. в совокупности, они обеспечивают выполнение полной предполетной подготовки ВС.

Перед пуском каждого блока оператор поочередно подключает нужные станции к системам самолета.

Малогабаритная мобильная станция электроснабжения авиадвигателей и бортовых систем летательных аппаратов 2, обеспечивает электростартерный запуск одного ЛА или одновременно запитывает два ЛА при проведении работ на борту силовыми линиями с попеременным переключением мощности. Производит оперативное электроснабжение летательных аппаратов с выходными напряжениями: постоянного тока 24В; 24/48В; переменного трехфазного тока частотой 400 Гц при напряжении 208В, однофазного тока частотой 400 Гц при напряжении 120 В, трехфазного тока, частотой 400 Гц, при напряжении 36 В.

Малогабаритная мобильная станция проверки гидравлических систем летательных аппаратов 3, обеспечивает: питание гидросистем ЛА рабочей жидкостью при их отработке; заправку (дозаправку) гидросистем ЛА; подачу азота для создания избыточного давления в гидробаках; собственную заправку средствами гидроустановки, оснащена одной основной гидросистемой, работоспособность которой обеспечивает двигатель внутреннего сгорания мощностью 83 кВт., гидронасос обеспечивает давление в основной системе 350 кгс/см2 и производительность до 100 л/мин.

Малогабаритная мобильная станция подогрева авиадвигателей и кабин летательных аппаратов 4, позволяет подавать атмосферный воздух, подогретый до +115°С, со скоростью до 25 м/сек и производить подогрев горячим воздухом авиационных двигателей и обогревать кабины тяжелых самолетов, в летний период вентилятор установки используется без запуска подогревателя для продувки кабин самолетов и других объектов.

Малогабаритная мобильная станция зарядки газами бортовых систем летательных аппаратов 5, позволяет произвести заправку ЛА на оперативном аэродроме, при условии первоначальной заправки баллонов 350 кг/см2 и окончании заправки 150 кг/см2, при необходимости станция может быть использована для раздачи воздуха.

Малогабаритная мобильная станция кондиционирования кабин и оборудования летательных аппаратов, обеспечивает жизнедеятельность летного экипажа, и создает необходимые температурные условия в кабинах ЛА и отсеках специального оборудования.

Малогабаритная мобильная станция кондиционирования кабин и оборудования летательных аппаратов, в зависимости от условий эксплуатации ЛА и климатических условий, может быть заменена на малогабаритную мобильную станцию подогрева двигателей и кабин летательных аппаратов.

Использование предложенного технического решения позволит обеспечить существенное сокращение времени обслуживания ЛА, повысить мобильность, функциональность и оперативность обслуживания, экономию энергоматериальных ресурсов, и обеспечить полное предполетное обслуживание ЛА в условиях оперативных мест базирования. Размещение устройств, входящих в состав комплекса в специальных блок-контейнерах позволяет десантировать каждое устройство с парашютом, без установки на транспортную платформу 4.

1. Мобильный комплекс аэродромно-технического обеспечения полетов летательных аппаратов, характеризующийся тем, что содержит малогабаритную мобильную станцию электроснабжения авиадвигателей и бортовых систем летательных аппаратов, малогабаритную мобильную станцию проверки гидравлических систем летательных аппаратов; малогабаритную мобильную станцию зарядки газами бортовых систем летательных аппаратов; малогабаритную мобильную станцию подогрева авиадвигателей и кабин летательных аппаратов или малогабаритную мобильную станцию кондиционирования кабин и оборудования летательных аппаратов, при этом упомянутые станции комплекса выполнены в виде автономных мобильных блок-контейнеров, имеющих возможность автономного перемещения по опорной поверхности при разворачивании комплекса в рабочее положение и размещенных в непосредственной близости друг от друга на единой транспортной платформе в транспортном положении комплекса.

2. Мобильный комплекс по п. 1, отличающийся тем, что в транспортном положении мобильные блок-контейнеры расположены в общем кунге-контейнере, установленном на единой транспортной платформе, предпочтительно, с возможностью изменения своего положения относительно платформы, при этом, по крайней мере, одна боковая стенка упомянутого кунга и его крыша выполнены с возможностью изменения своего положения для обеспечения доступа к блок-боксам при разворачивании комплекса в рабочее положение.

3. Мобильный комплекс по п. 1, отличающийся тем, что на стенках блок-контейнера расположены панели управления и панели раздачи, причем соответствующие боковые стенки блок-контейнера, закрывающие упомянутые панели, выполнены с возможностью перемещения, предпочтительно, радиального, и фиксации для обеспечения доступа к указанным панелям.

4. Мобильный комплекс по п. 1, отличающийся тем, что боковые панели, закрывающие панели управления и панели раздачи, выполнены состоящими из нескольких частей, с возможностью автономного перемещения каждой части относительно другой для обеспечения доступа к упомянутым панелям.

5. Мобильный комплекс по п. 1, отличающийся тем, что на транспортной платформе дополнительно установлено грузоподъемное устройство в виде манипулятора.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к аэродромному оборудованию для обслуживания летательных аппаратов. Малогабаритная мобильная станция кондиционирования кабин и оборудования летательных аппаратов выполнена в виде малогабаритного блок-контейнера (1), имеющего вид трехмерной геометрической фигуры, содержащей верхнюю крышку (2), нижнее основание (3) и соединяющие их боковые стенки (4, 5), и имеющей устройства для ее подъема и перемещения (6, 7) по поверхности, расположенные в верхней и нижней ее частях соответственно.

Способ сборки корпуса жесткого дирижабля включает сборку отсеков корпуса и внешней оболочки. Носовой, хвостовой и центральные отсеки дирижабля устанавливают на передвигаемые по рельсовым направляющим технологические опорные концевые и промежуточные фермы.

Изобретение относится к области испытаний летательных аппаратов. Способ проверки работоспособности газовых редукторов летательных аппаратов заключается в том, что объект испытаний (7) - газовый редуктор, смонтированный в составе пневматического испытательного стенда для проверки работоспособности газовых редукторов летательных аппаратов, вместе с самим пневматическим испытательным стендом размещают в термобарокамере (13).

Изобретение относится к системе контроля топливных систем летательных аппаратов. Установка для контроля топливных систем летательных аппаратов содержит платформу (1) на колесном ходу, на которой смонтированы первая система нагнетания, система управления (18), пульт управления (19), табло (21).

Заявленное изобретение относится к комплексной сетевой системе для удаленных операций, которая распространяет методику неразрушающего контроля (НК), проводимого удаленным специалистом, на различные производственные процессы и процессы, осуществляемые во время эксплуатации.

Изобретение относится к топливным бакам летательных аппаратов. Корпус несущего топливного бака ЛА состоит из трех основных частей: передней части, средней герметичной, состоящей из корпуса переднего (10) и корпуса заднего (11), задней части, представляющей собой агрегатный отсек (12).

Изобретение относится к способу оценки вероятностей аварий изделий ракетно-космической техники с использованием стохастических сетевых моделей возникновения и развития аварийных ситуаций.

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к диагностике состояния ответственных элементов конструкции воздушных судов (ВС), а именно к диагностике состояния заделки остекления фонаря кабины, и может быть использовано для выявления наличия опасных дефектов.

Изобретение относится к области авиастроения и может применяться при сборке лопастей несущего винта вертолета, в частности для проведения технологической операции приклейки триммеров.

Изобретение относится к автоматизированному обнаружению повреждений конструкций. Интегрированная система для оценки состояния и контроля конструктивной платформы в полете содержит систему контроля степени исправности конструкции (SHM) и систему контроля рабочих нагрузок (OLM), соединенную с датчиками системы SHM.

Изобретение относится к аэродромному оборудованию для обслуживания летательных аппаратов. Малогабаритная мобильная станция кондиционирования кабин и оборудования летательных аппаратов выполнена в виде малогабаритного блок-контейнера (1), имеющего вид трехмерной геометрической фигуры, содержащей верхнюю крышку (2), нижнее основание (3) и соединяющие их боковые стенки (4, 5), и имеющей устройства для ее подъема и перемещения (6, 7) по поверхности, расположенные в верхней и нижней ее частях соответственно.
Наверх