Способ получения композиционных материалов на основе углеволокна и металла

Изобретение относится к технологии получения новых композиционных материалов с углеволокном и может быть использовано, в частности, для изготовления элементов конструкций в авиационной, ракетно-космической и морской технике. Способ получения композиционного материала, содержащего углеволокно и металл, включает сборку пакета, состоящего из чередующихся слоев металлического листа и армирующего углеволокна, и пропитку слоя армирующего углеволокна образующимся при нагреве эвтектическим расплавом, при этом перед сборкой в пакет на поверхности металлического листа или ленты из титанового или никелевого сплава формируют слой, содержащий никель, титан или никель и титан, нагрев пакета осуществляют до температуры, превышающей температуру плавления эвтектики не более чем на 100°С, а пропитку слоя армирующего углеволокна проводят в направлении, перпендикулярном его плоскости, образующимся расплавом эвтектики Ti-Ti2Ni. Изобретение направлено на получение композиционных материалов с упрочняющим углеволокном и металлической матрицей, имеющих удельные механические характеристики, превышающие композиционные материалы с полимерной матрицей и сплавы. 5 ил., 1 табл., 5 пр.

 

Изобретение относится к технологии получения новых композиционных материалов с металлической матрицей и углеволокном.

Изобретение может быть использовано в авиационной, ракетно-космической и морской технике для производства элементов конструкций из материалов, превосходящих по удельным механическим характеристикам металлические сплавы и композиты с полимерной матрицей в аналогичных применениях.

В настоящее время углеволокна широко применяются в конструкциях вышеуказанных областей в качестве армирующего средства в полимерных матрицах. Полимеры оказываются технологически удобным связующим для углеволокон, поскольку связующее с малой вязкостью относительно легко пропитывает пучки угленити, состоящие из филаментов диаметром около 10 мкм. Однако это привносит и определенные ограничения в применении углепластиков. В частности: предельная температура использования не превышает 300°С (в случае применения полиимидных связующих); углепластики с однонаправленным армированием характеризуются чрезвычайно высокой анизотропией. Так, прочность в направлении армирования однонаправленного углепластика (высокопрочное волокно -эпоксидное связующее) достигает 1900 МПа при модуле Юнга 130 ГПа, аналогичные характеристики в случае высоко модульного углеволокна - 1200 МПа и 210 ГПа, соответственно [Concise Encyclopedia of Composite Materials, ed. A.Kelly, Pergamon, 1995, p.43]. Очевидная анизотропия (величина прочности и модуля Юнга для углепластикас двумя типами волокон в поперечном направлении: 50 МПа тире 10 ГПа и 35 МПа 7 ГПа, соответственно [Concise Encyclopedia of Composite Materials, ed. A. Kelly, Pergamon, 1995, p. 43] заставляют применять многонаправленное армирование в плоскости. Это приводит к тому, что, например, для композита со структурой армирования, обеспечивающей изотропию механических характеристик в плоскости (0°/90°/±45°) величины прочности и модуля Юнга композитов с высокопрочным углеволокном равны 600 МПа и 50 ГПа, соответственно, для композитов с высокомодульными волокнами эти величины 350 МПа и 75 ГПа, соответственно [Concise Encyclopedia of Composite Materials, ed. A/Kelly, Pergamon, 1995, p. 44]. Столь же большая анизотропия прочности современных углепластиков демонстрируется в материалах основного производителя углеволокна - компании Torey [http://www.torayca.com/en/lineup/product/gt_z600.html].

Малый диаметр филаментов не позволяет их эффективное использование в твердофазных технологических процессах, хорошо развитых в случаях армирования металлической матрицей волокнами с диаметром более 100 мкм. Примерами таких технологий могут служить технологии, применяемые в производстве изделий из боро-алюминиевых композитов (Патент SU 1331097 Способ изготовления изделий из волокнистых композиционных материалов с металлической матрицей Авторы: Милейко С.Т., Грязнов В.П., Сулейманов Ф.Х., Милейко Н.С., Михеев В.И.) или из композитов SiC - волокна/титановая матрица (Ch. Leyens, F. Kocian, J. Hausmann, W.A. Kaysser, Materials and design concepts for high performance compressor components, Aerospace Science and Technology 7 (2003) 201-210).

Прямые жидко-фазные технологии для получения углеметаллических композитов либо ведут к образованию нежелательных карбидов на границе раздела волокна и матрицы в случае матриц с относительно низкой температурой плавления (алюминий является примером), которые ослабляют границу раздела и приводят к катастрофическому падению прочности, либо вообще неприменимы (случай титановой матрицы), поскольку даже кратковременный контакт титана с углеродом превратит углеволокно в поликристаллический хрупкий и непрочный карбид титана.

Настоящее изобретение относится к получению композитов с матрицами, температура плавления которых выше температуры плавления алюминия. Такого типа композиты получаются либо методами порошковой металлургии. Примером могут служить композиты с углеволокном и титановой матрицей [Mileiko S.T., Rudnev A.M., Gelachov M.V. Low cost PM route for titanium matrix carbon fibre composites, Powder Metallurgy 39 (1996) 97-99]. В этом случае рубленое волокно смешивается с порошком титана, смесь подвергается горячему прессованию с последующим контролируемым отжигом с целью формирования слоя карбида титана такой толщины, которая не приводит к уменьшению прочности волокна, но при этом растет модуль упругости композита (модуль упругости карбида титана - около 500 ГПа). Эти композиты не отличаются высокими характеристиками прочности и жесткости, поскольку в силу особенностей технологии, не удается получить материал с объемной долей волокон, превышающей 10%. Аналогичная схема с аналогичными результатами изложена в статье (С. Even, С. Arvieu, J.M. Quenisset, Powder route processing of carbon fibres reinforced titanium matrix composites, Composites Science and Technology 68 (2008) 1273-1281).

Известны также композиты с никелевой и кобальтовой матрицами, которые получаются электролитическим осаждением никеля или кобальта на углеволокно с последующим спеканием (Composite Materials, Vol. 4 Metallic Matrix Composites, Ed. K.G. Kreider, Academic Press, N-Y, London, 1974 со ссылкой на патенты США 3,473,900 от 1969 г. и 3,553,820 от 1971 г. ). Технология оказывается столь непроизводительной, и механические свойства композитов столь низкими, что с конца 60-х - начала 70-х годов такие композиты и такой способ их получения в литературе не встречаются.

Известна также схема жидкофазной пропитки пучка углеволокон титаном, содержащим 25 и 35 весовых % меди с температурами ликвидус 1280 и 1100°С, соответственно (Toloui В., Development of carbon fibre reinforced titanium-copper composites, in: Proc. of 5th Int.Conf. Composite Mater. (ICCM-5), eds W.C. Harrigan, Jr., J. Strife, and A.K. Dhingra, Metall. Soc AIME, 1985, 773-777). Снижение температуры заливки ценой значительного содержания меди в сплаве привело к существенному снижению механических характеристик матрицы и, как следствие, к низким величинам прочности композита. Максимальные величины прочности достигаются при объемном содержании волокна 10% и равны 475 и 300 МПа для матрицы с 35 и 25% содержания меди, соответственно.

Прототипом настоящего изобретения является способ получения угле-титанового композита иерархической структуры, изложенный в статье (Mileiko.S.T., Rudnev.A.M., and Gelachov.M.V., Carbon-fibre/titanium-silicide-interphase/titanium-matrix composites - fabrication, structure and mechanical properties, Comp. Sci. and Technol, 55 (1995) 255-260). В этом способе формируется промежуточная матрица, состоящая из эвтектики Ti-Ti5Si3 с температурой плавления 1330°С, путем пропитки углеволоконной ленты, уложенной между фольгами титанового сплава, расплавом указанной эвтектики. В предварительно подготовленный в специальном тигле расплав промежуточной матрицы, состоящий из материала с температурой плавления ниже температуры плавления основной матрицы, погружается указанная выше заготовка-пакет титановой фольги и углеволокна; в результате расплав, смачивающий углеволокно, распространяется вдоль армирующего углеволокна.

Этот способ обладает рядом существенных недостатков. Во-первых, схема сама по себе ограничивает длину получаемого таким образом композитного изделия, во-вторых, время контакта расплава с волокном зависит от координаты, направленной вдоль волокна, что приводит к непостоянной по длине изделия толщине слоя карбида металла, например, карбида титана, по длине изделия, и в-третьих, все это не позволяет управлять технологическим режимом так, чтобы поучить заданный слой карбида на поверхности волокна и, следовательно, заданные величины прочности и модуля Юнга в направлении армирования, в-четвертых, ограничивается выбор волокна только теми сортами, которые смачиваются расплавом промежуточной матрицы, в-пятых, требуется применения специального тигля.

Технический результат, на достижение которого направлено изобретение, заключается в разработке технологии получения таких композитов как угле-титан, угле-никель и другие, превосходящих по удельным механическим характеристикам металлические сплавы и композиты с полимерной матрицей.

Для достижения названного технического результатана поверхность листа или ленты, далее - лист, металлического сплава предварительно наносится химический элемент или элементы, образующий или образующие, композицию с температурой плавления ниже температуры плавления металла матрицы путем нанесения шликера на поверхность листа, либо наложением фольги (фолы в случае более чем один химический элемент), либо иным известным способом нанесения покрытия, затем собирается пакет из чередующихся слоев указанного листа и углеволокна и нагревается до температуры, превышающей температуру плавления указанной композиции не более чем на 100°С, что сопровождается пропиткой волокна полученным расплавом промежуточной матрицы, распространяющимся в направлении, перпендикулярном к плоскости слоя армирующего углеволокна.

Будет удобно продолжить описание настоящего изобретения со ссылкой на сопровождающие схемы и фотографии микроструктур, которые иллюстрируют предпочтительный вариант осуществления способа получения композитных материалов согласно настоящему изобретению. Возможны другие варианты осуществления настоящего изобретения, и, соответственно, особенности сопровождающих схем и фотографий нельзя считать заменяющими общность предшествующего описания настоящего изобретения.

На данных схемах:

фиг. 1 представляет схему получения композита согласно настоящему изобретению, где 1 - фольга, 2 - слой шликера, 3 - слои углеволокна;

фиг. 2 (а)-(в) представляет микроструктуру полученного композита с титановой матрицей согласно настоящему изобретению при разных приближениях, где 1 - титановая матрица, 2 - армирующий слой, содержащий углеволокно 3 и эвтектику Ti-Ti2Ni, 4 - слой карбида титана;

фиг. 3 представляет кривую напряжение-перемещение в центре образца угле-титанового композита, полученного согласно настоящему изобретению, в испытаниях на изгиб с перерезывающей силой;

фиг. 4 (а)-(в) представляет СЭМ-микрофотографии поверхности разрушения полученного композита согласно настоящему изобретению при разных приближениях, где 1 - титановая матрица, 2 - армирующий слой, содержащий углеволокно 3 и эвтектику Ti-Ti2Ni, 4 - слой карбида титана;

фиг. 5 (а)-(в) представляет микроструктуру полученного композита с никелевой матрицей согласно настоящему изобретению при разных приближениях, где 1 - никелевая матрица, 2 - армирующий слой, содержащий углеволокно 3 и эвтектику Ti-Ti2Ni, 4 - слой карбида титана.

Пример 1:

На поверхность фольги 1 (Фиг. 1) титанового сплава ВТ1-0 (технически чистый титан с прочностью при комнатной температуре 350-500 МПа и модулем Юнга 110 ГПа [Авиационные материалы - Справочник, редактор А.Т. Туманов, т. 5, Москва, 1973]) толщиной 300 мкм наносится слой шликера 2, содержащего порошок никеля, так чтобы общее количество никеля в слое было бы 7.7 мг/см2. Затем набирается пакет, содержащий 7 слоев фольги с нанесенным шликером и 6 слоев низкомодульного углеволокна 3. Пакет подвергается нагреву до температуры 1000°С в течение 10 мин при давлении 0.4 МПа. Микроструктура полученного композита приведена на Фиг. 2. Здесь 1 - титановая матрица, 2 - армирующий слой, содержащий углеволокно 3 и эвтектику Ti-Ti2Ni, 4 - слой карбида титана.

Было испытано на изгиб с перерезывающей силой (3-точечный) три полученных образца. Величины прочности и нижняя оценка модуля Юнга даются в Таблица 1. Кривая деформирования образца, приведенная на Фиг. 3, свидетельствует о нехрупком разрушении композиционного материала.

Пример 2:

На поверхность фольги 1 (Фиг. 1) титанового сплава ВТ1-0 толщиной 300 мкм наносится слой шликера 2, содержащего смесь порошков никеля и титана, так чтобы соотношение массовых количеств никеля и титана было 28:72 и общее количество металлических порошков в слое было бы 0.14 г/см2. Затем набирается пакет, содержащий 7 слоев фольги с нанесенным шликером и 6 слоев низкомодульного углеволокна 3. Пакет подвергается нагреву до температуры 1000°С в течение 1 мин при давлении 1.3 МПа. Микроструктура полученного композита приведена на Фиг. 4. Обозначения те же, что и на Фиг. 2.

Пример 3:

На поверхность фольги 1 (Фиг. 1) никелевого сплава НП1 (технически чистый никель с прочностью при комнатной температуре 370-540 МПа и модулем Юнга 220 ГПа [Авиационные материалы - Справочник, редактор А.Т. Туманов, т. 3, Москва, 1973]) толщиной 100 мкм наносится слой шликера 2, содержащего порошок титана, так чтобы общее количество титана с слое было бы 19.8 мг/см2. Затем набирается пакет, содержащий 7 слоев фольги с нанесенным шликером и 6 слоев низкомодульного углеволокна 3. Пакет подвергается нагреву до температуры 1000°С в течение 10 мин при давлении 0.4 МПа. Микроструктура полученного композита приведена на Фиг. 5. Здесь 1 - никелевая матрица, 2 - армирующий слой, содержащий углеволокно 3 и эвтектику Ti-Ti2Ni, 4 - слой карбида титана.

Пример 4:

На поверхность фольги 1 (Фиг. 1) титанового сплава ВТ1-0 толщиной 300 мкм электролитически осаждается слой никеля 2 толщиной 20 мкм. Затем набирается пакет, содержащий 7 слоев фольги с осажденным никелем и 6 слоев низкомодульного углеволокна 3. Пакет подвергается нагреву до температуры 1000°С в течение 1 мин при давлении 1 МПа.

Пример 5:

На поверхности титановой ленты толщиной 200 мкм с помощью точечной сварки закрепляется фольга никелевого сплава 96%Ni-4%Co толщиной 10 мкм. Затем лента помещается в вакуумную камеру. Двухслойная лента протягивается через зону нагрева со скоростью, обеспечивающей плавление поверхностного слоя с образованием эвтектики Ti-Ti2Ni. Далее полученная лента разрезается на отрезки в соответствии с формой подлежащего изготовлению изделия, производится выкладка чередующихся слоев двухслойной ленты углеволокна. Следующий шаг - полученная заготовка помещается в пресс-форму, находящуюся в вакуумной камере и подвергается штамповке при температуре 1000°С для придания заданной формы и размеров изделия.

Способ получения композиционного материала, содержащего углеволокно и металл, включающий сборку пакета, состоящего из чередующихся слоев металлического листа или ленты и армирующего углеволокна, и пропитку слоя армирующего углеволокна образующимся при нагреве эвтектическим расплавом, отличающийся тем, что перед сборкой в пакет на поверхности металлического листа или ленты из титанового или никелевого сплава формируют слой, содержащий никель, титан или никель и титан, нагрев пакета осуществляют до температуры, превышающей температуру плавления эвтектики не более чем на 100°С, а пропитку слоя армирующего углеволокна проводят в направлении, перпендикулярном его плоскости, образующимся расплавом эвтектики Ti-Ti2Ni.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области металлургии, а именно к способам получения литейных композиционных материалов на основе алюминиевых сплавов, и может быть использовано при производстве изделий из деформируемых алюминиевых сплавов.

Изобретение относится к области металлургии, в частности к волокнистым композиционным материалам, армированным непрерывными и дискретными волокнами оксида алюминия, предназначенным для использования в качестве конструкционного материала для изготовления изделий, таких как корпуса вентилятора газотурбинных двигателей, и может быть использовано в авиационной технике.

Изобретение относится к металлургии, а именно к получению литейного композиционного материала (ЛКМ) на основе алюминиевого сплава, упрочненного короткими волокнами, и может использоваться в качестве конструкционных материалов при создании конструкций и оборудования авиационных средств.

Изобретение относится к области металлургии, а именно к получению литого композиционного материала (ЛКМ) на основе алюминия для изготовления отливок и деформируемых изделий электротехнического назначения.
Изобретение относится к области металлургии, в частности к волокнистым композиционным материалам, армированным непрерывными волокнами оксида алюминия, и может быть использовано в качестве конструкционного материала в авиационной технике.

Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к композиционным материалам на основе алюминиевых и магниевых сплавов, упрочненных высокомодульными нановолокнами.

Изобретение относится к области обработки металлов давлением, в частности к изготовлению упругопористых нетканых материалов. .

Изобретение относится к области металлургии, а именно к конструкциям металлического волокна (металлической фибры, металлической шерсти, металлических чешуйчатых структур), предназначенных для дисперсного армирования материалов, в частности бетонов.
Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к изготовлению пористых конструкционных материалов. .

Изобретение относится к металлургии, в частности к изготовлению быстрозакаленного металлического волокна, используемого в качестве фибры для упрочнения композиционных материалов, в частности, для армирования строительных материалов на основе цементной матрицы.

Группа изобретений относится к упрочняющей композитной вставке, которая может быть использована при изготовлении детали турбогенераторного двигателя. Упрочняющая композитная вставка включает прядь, образованную центральным волокном из керамического материала, окруженным нитями из металлического сплава, навитыми по спирали вокруг центрального волокна, и упрочняющий металлический слой, покрывающий прядь.
Наверх