Модульный музыкальный инструмент

Изобретение относится к комбинированным музыкальным инструментам, представляющим собой сочетание музыкальных инструментов различного принципа действия. Модульный музыкальный инструмент содержит корпус с модулями, каждый из которых включает в себя встроенные звучащие элементы типа отличного от типа встроенных звучащих элементов другого модуля, корпус выполнен сборно-разборным в виде многогранника, грани которого разъемно состыкованы между собой при помощи разъемных соединений, и по меньшей мере одна из граней которого выполнена в виде опорной пластины с отверстиями, а другие грани представляют собой отдельные рабочие модули, выполненные в виде пластин, в центральной области которых размещены встроенные звучащие элементы. При этом корпус может быть выполнен виде куба, прямой однородной треугольной призмы, правильной однородной четырехгранной пирамиды или правильного тетраэдра. Изобретение направлено на расширение акустических и исполнительских возможностей, а также обеспечение изменения спектра звуковоспроизведения и высоких акустические характеристики и удобство использования. 4 н. и 4 з.п. ф-лы, 60 ил.

 

Изобретение относится к комбинированным музыкальным инструментам, представляющим собой сочетание музыкальных инструментов различного принципа действия, и может быть использовано как для сольного исполнения музыкальных произведений, так и для исполнения в составе музыкального коллектива.

Известны различные комбинированные или модульные музыкальные инструменты, содержащие корпус с модулями, каждый из которых включает в себя встроенные звучащие элементы принципа действия отличного от принципа действия встроенных звучащих элементов другого модуля (см., например, патент РФ на полезную модель №89273, МПК G10D 15/00, публ. 27.11.2009 или заявку РФ на изобретение №93013188, МПК G10D 17/00, публ. 10.09.1995). К недостаткам известных устройств можно отнести ограниченные акустические и исполнительские возможности при его использовании.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является модульный музыкальный инструмент, содержащий корпус с модулями, каждый из которых включает в себя встроенные звучащие элементы принципа действия отличного от принципа действия встроенных звучащих элементов другого модуля (см., например, патент Франции на изобретение №2801132, МПК G10D 15/00, публ. 05.18.2001). К недостаткам известного устройства также можно отнести ограниченные акустические и исполнительские возможности при его использовании.

Предлагаемое изобретение направлено на решение технической проблемы и достижение технического результата, состоящего в расширении акустических и исполнительских возможностей при использовании модульного музыкального инструмента, а также в обеспечении изменения спектра звуковоспроизведения за счет возможности довольно простой смены модулей для получения необходимой конфигурации или набора модулей в модульном музыкальном инструменте в целом. При этом обеспечиваются как высокие акустические характеристики за счет наличия замкнутого пространства, образованного внутри инструмента, так и удобство его использования за счет того, что у пользователя имеется возможность ручного воздействия на все звучащие элементы без его перемещения относительно инструмента.

Данный технический результат достигается тем, что в модульном музыкальном инструменте, содержащем корпус с модулями, каждый из которых включает в себя встроенные звучащие элементы типа (или принципа действия) отличного от типа (или принципа действия) встроенных звучащих элементов другого модуля, корпус выполнен сборно-разборным в виде многогранника, грани которого разъемно состыкованы между собой при помощи разъемных соединений, и, по меньшей мере, одна из граней которого выполнена в виде опорной пластины с отверстиями, а другие грани представляют собой отдельные рабочие модули, выполненные в виде пластин, в центральной области которых размещены встроенные звучащие элементы.

При этом предпочтительно корпус может быть выполнен сборно-разборным в виде куба, содержащем в основном квадратной формы рабочие модули, а также нижнюю опорную пластину и заднюю опорную пластину, снабженную средствами для переноски или фиксации модульного музыкального инструмента.

Корпус может быть выполнен сборно-разборным и в виде прямой однородной треугольной призмы, содержащей в основном квадратной формы боковые рабочие модули и заднюю опорную пластину, снабженную средствами для переноски или фиксации модульного музыкального инструмента, а также в основном треугольной формы верхний рабочий модуль и нижнюю опорную пластину.

Также корпус может быть выполнен сборно-разборным в виде правильной однородной четырехгранной пирамиды содержащей в основном квадратной формы передний рабочий модуль, а также в основном треугольной формы верхний рабочий модуль и боковые рабочие модули и нижнюю опорную пластину, снабженную средствами для переноски или фиксации модульного музыкального инструмента.

Корпус может быть выполнен сборно-разборным и в виде правильного тетраэдра, содержащего в основном треугольной формы рабочие модули и нижнюю опорную пластину, снабженную средствами для переноски или фиксации модульного музыкального инструмента.

Выполнение модульного музыкального инструмента, содержащим сборно-разборный корпус в виде многогранника, грани которого разъемно состыкованы между собой при помощи разъемных соединений, и, по меньшей мере, одна из граней которого выполнена в виде опорной пластины с отверстиями, а другие грани представляют собой отдельные рабочие модули, выполненные в виде пластин, в центральной области которых размещены встроенные звучащие элементы, обеспечивает получение указанного технического результата за счет того, что путем сборки и довольно простой смены рабочих модулей имеется возможность создания музыкальных инструментов со звучащими элементами различного типа (или принципа действия) и, соответственно, обладающими различными акустическими и исполнительскими характеристиками. При этом при форме корпуса в виде многогранника, то есть в виде замкнутого геометрического тела, ограниченного со всех сторон плоскими гранями (рабочими модулями и опорными пластинами), имеется возможность ручного воздействия пользователем на все звучащие элементы без его перемещения относительно инструмента и таким образом достигается удобство использования музыкального инструмента. Аналогичным образом обеспечиваются высокие акустические характеристики за счет наличия замкнутого пространства, образованного внутри инструмента.

Так как куб, прямая однородная треугольная призма, правильная однородная четырехгранная пирамида и правильный тетраэдр являются частными случаями многоугольника, то и при выполнении корпуса модульного музыкального инструмента аналогичным обеспечивается получение указанного технического результата.

На чертежах представлены изображения предлагаемого модульного музыкального инструмента и его отдельных элементов.

На фиг. 1 и фиг. 2 представлены изображения модульного музыкального инструмента с корпусом в виде куба.

На фиг. 3 представлено изображение модульного музыкального инструмента с корпусом в виде прямой однородной треугольной призмы.

На фиг. 4 представлено изображение модульного музыкального инструмента с корпусом в виде правильной однородной четырехгранной пирамиды.

На фиг. 5 представлено изображение модульного музыкального инструмента с корпусом в виде правильного тетраэдра.

На фиг. 6 и фиг. 6а представлены изображения задней опорной пластины, соответственно, в основном квадратной формы и в основном треугольной формы.

На фиг. 7 и фиг. 7а представлены изображения нижней опорной пластины, соответственно, в основном квадратной формы и в основном треугольной формы.

На фиг. 8 и фиг. 8а также представлены изображения возможного выполнения нижней опорной пластины, соответственно, в основном квадратной формы и в основном треугольной формы.

На фиг. 9 и фиг. 9а представлены изображения рабочих модулей со звучащими элементами в виде Тамбурина с джинглами и пластиковой мембраной, соответственно, в основном квадратной формы и в основном треугольной формы.

На фиг. 10 представлено изображение рабочего модуля в основном квадратной формы со звучащими элементами в виде Тамбурина с джинглами и пластиковой мембраной, снабженной специальным ключом для ее натяжения.

На фиг. 11 представлено изображение рабочего модуля в основном квадратной формы со звучащими элементами в виде настраиваемых рамочных барабанов в количестве трех штук различных диаметров.

На фиг. 12 представлено изображение рабочего модуля в основном треугольной формы со звучащим элементом в виде настраиваемого рамочного барабана.

На фиг. 13 и фиг. 13а представлены изображения рабочих модулей со звучащими элементами в виде дискового аналога посоха дождя, соответственно, в основном квадратной формы и в основном треугольной формы.

На фиг. 14 и фиг. 14а представлены изображения рабочих модулей со звучащими элементами в виде дискового аналога посоха дождя со звучанием, схожим со звуком морских волн, соответственно, в основном квадратной формы и в основном треугольной формы.

На фиг. 15 и фиг. 15а представлены изображения рабочих модулей со звучащими элементами на основе глюкофона, соответственно, в основном квадратной формы и в основном треугольной формы.

На фиг. 16 и фиг. 16а представлены изображения рабочих модулей со звучащими элементами на основе известной конструкции трещетки, соответственно, в основном квадратной формы и в основном треугольной формы.

На фиг. 17 и фиг. 17а представлены изображения рабочих модулей со звучащими элементами на основе металлического обода со спицами, подвижно закрепленного на оси вращения, соответственно, в основном квадратной формы и в основном треугольной формы.

На фиг. 18 и фиг. 18а представлены изображения рабочих модулей со звучащими элементами на основе инструмента «перекат», соответственно, в основном квадратной формы и в основном треугольной формы.

На фиг. 19 и фиг. 19а представлены изображения рабочих модулей со звучащими элементами на основе слайдовых шейкеров в виде цилиндрических емкостей с сыпучим материалом различного типа, соответственно, в основном квадратной формы и в основном треугольной формы.

На фиг. 20 и фиг. 20а представлены изображения рабочих модулей со звучащими элементами на основе музыкальных инструментов Ковбелл, соответственно, в основном квадратной формы и в основном треугольной формы.

На фиг. 21 представлено изображение рабочего модуля в основном квадратной формы со звучащими элементами, аналогичных используемым в детских игрушках типа «Неваляшка».

На фиг. 22 и фиг. 22а представлены изображения рабочих модулей со звучащими элементами на основе конструкции гуслей, соответственно, в основном квадратной формы и в основном треугольной формы.

На фиг. 23 представлено изображение рабочего модуля в основном квадратной формы со звучащими элементами в виде струн и резонатора.

На фиг. 24 представлено изображение рабочего модуля в основном квадратной формы со звучащими элементами в виде известного инструмента Array Mbira.

На фиг. 25 и фиг. 25а представлены изображения рабочих модулей со звучащими элементами в виде конструкции на основе резонаторной коробки и пластин-язычков, соответственно, в основном квадратной формы и в основном треугольной формы.

На фиг. 26 также представлено изображение рабочего модуля в основном треугольной формы со звучащими элементами в виде конструкции на основе резонаторной коробки и пластин-язычков.

На фиг. 27 и фиг. 27а представлены изображения рабочих модулей со звучащими элементами на основе стандартной конструкции ксилофона с деревянными пластинами, соответственно, в основном квадратной формы и в основном треугольной формы.

На фиг. 28 и фиг. 28а представлены изображения рабочих модулей со звучащими элементами на основе стандартной конструкции ксилофона с металлическими пластинами, соответственно, в основном квадратной формы и в основном треугольной формы.

На фиг. 29 представлено изображение рабочего модуля в основном треугольной формы со звучащими элементами в виде набора трубок различной длины.

На фиг. 30 и фиг. 30а представлены изображения рабочих модулей со звучащими элементами на основе конструкции щелевого барабана, соответственно, в основном квадратной формы и в основном треугольной формы.

На фиг. 31 представлено изображение рабочего модуля в основном квадратной формы со звучащими элементами в виде системы с пластинками из пружинной стали.

На фиг. 32 и фиг. 32а представлены изображения рабочих модулей со звучащими элементами в виде кастаньет, в основном квадратной формы и в основном треугольной формы.

На фиг. 33 и фиг. 34 представлены изображения рабочих модулей в основном квадратной формы со звучащими элементами на основе индийского музыкального инструмента Сурпети, «шрути бокс».

На фиг. 35 и фиг. 35а представлены изображения рабочих модулей со звучащими элементами в виде разнонаправленных язычков, соответственно, в основном квадратной формы и в основном треугольной формы.

На фиг. 36 и фиг. 36а представлены изображения рабочих модулей со звучащими элементами на основе музыкального инструмента Кахон, соответственно, в основном квадратной формы и в основном треугольной формы.

На фиг. 37 и фиг. 37а представлены изображения рабочих модулей со звучащими элементами на основе известной конструкции шарманки, соответственно, в основном квадратной формы и в основном треугольной формы.

На фиг. 38 и фиг. 38а представлены изображения рабочих модулей со звучащими элементами виде конструкции хай хэт, соответственно, в основном квадратной формы и в основном треугольной формы.

Модульный музыкальный инструмент содержит корпус, выполненный сборно-разборным в виде многогранника, грани которого разъемно состыкованы между собой при помощи разъемных соединений, и, по меньшей мере, одна из граней которого выполнена в виде опорной пластины с отверстиями, а другие грани представляют собой отдельные рабочие модули, выполненные в виде пластин, в центральной области которых размещены встроенные звучащие элементы.

Каждый рабочий модуль включает в себя встроенные звучащие элементы, причем в каждом рабочем модуле установлены звучащие элементы типа (или принципа действия) отличного от типа (или принципа действия) звучащих элементов другого модуля. При этом рабочие модули имеют в основном квадратную форму (тип А) или в основном треугольную форму (тип В) и являются по форме одинаковыми для всех многогранников, а отличаются только типом (или принципом действия), то есть конструкцией звучащих элементов.

Грани в виде опорной пластины также имеют в основном квадратную форму (тип А) или в основном треугольную форму (тип В) и являются по форме одинаковыми для всех многогранников и, очевидно, совпадают по форме с рабочими модулями.

Крепление рабочих модулей и опорных пластин между собой может осуществляться при помощи известного принцип «шип-паз» с дополнительными фиксирующими элементами в виде ремешков включающих конструкцию кнопок для одежды. Каждый модуль и опорная пластина снабжены стыковочными креплениями, расположенными симметрично по два на каждой стороне плоской фигуры.

Многогранник может быть выполнен в виде куба (см. фиг. 1 и фиг. 2), в виде прямой однородной треугольной призмы (см. фиг. 3), в виде правильной однородной четырехгранной пирамиды (см. фиг. 4), в виде правильного тетраэдра (см. фиг. 5).

На фиг. 1 показано выполнение модульного музыкального инструмента с корпусом в форме куба (правильного гексаэдра), грани которого выполнены сменными в основном (имеется в виду, что на углах граней имеются небольшие скосы) квадратной формы и являются рабочими модулями (1) и нижней и задней опорными пластины (2), и содержат специальные средства закрепления инструмента в пространстве. Данная сборка состоит из шести модулей типа «А», как минимум один из которых является опорной пластиной. На фиг 2 представлен вид сборки, имеющий форму куба, где нижняя грань является нижней опорной пластиной.

На фиг. 3 показано выполнение модульного музыкального инструмента с корпусом в форме прямой однородной треугольной призмы, грани которой представлены двумя рабочими модулями и задней опорной пластиной типа «А»(3) и рабочим модулем и нижней опорной пластиной типа «В»(4).

На фиг. 4 показано выполнение модульного музыкального инструмента с корпусом в форме правильной однородной четырехгранной пирамиды. Сборка состоит из переднего рабочего модуля типа «А», а также верхнего рабочего модуля, боковых рабочих модулей и нижней опорной пластины типа «В».

На фиг. 5 показано выполнение модульного музыкального инструмента с корпусом в форме правильного тетраэдра. Сборка состоит из рабочих модулей и нижней опорной пластины типа «В».

На фиг. 6 представлена опорная пластина (5), например, передняя типа «А», с двумя широкими прямоугольными техническими отверстиями (6), создающими возможность отладки других компонентов сборки, не разбирая конструкции на отдельные модули, и снабженная средствами для переноски, выполненными в виде лямок (8). Также имеется четыре узких прямоугольных технических отверстия (7) предназначенных для крепления лямок (8) в верхней части и регулировочных ремней лямок в нижней.

На фиг. 6а представлена опорная пластина (9), например, передняя типа «В» также с двумя широкими техническими отверстиями (10), но в отличие от отверстий пластины фиг. 6 имеющими пятиугольную форму, которые предназначены для отладки других компонентов сборки. Четыре узких прямоугольных технических отверстия (11) также служат для крепления лямок (12) в верхней части инструмента и регулировочных ремней лямок в нижней.

Опорные пластины (фиг. 7) и (фиг. 7а) имеют формы обоих типов и предназначены для подзвучки модульного музыкального инструмента микрофоном, для чего в них имеется круглое техническое отверстие (13) по центру пластины. Могут быть установлены с любой стороны сборки по выбору исполнителя.

Опорные пластины (фиг. 8) и (фиг 8а) являются нижними в сборке, и имеют резьбовое крепление для штатива (14) диаметром 5/8'', а также крепления для телескопических ножек (15) расположенные в соответствии с углами планки.

Ниже представлено описание конструкции рабочих модулей.

Рабочие модули типа «А» отличаются от рабочих модулей типа «В» формой модуля. Каждый рабочий модуль снабжен звучащим элементом, который может быть представлен музыкальным инструментом известного принципа действия, адаптированного по форме для размещения в модуле, либо звучащей конструкцией, спроектированной специально для размещения на планке модуля на основе известных рекомендаций (см. Интернет сайты https://comi.ru/percussion/, https://www.belcanto.ru/gusli.html, https://en.wikipedia.org/wiki/Array_mbira и др.)

Рабочие модули (фиг. 9) и (фиг. 9а) имеют две формы (тип «А» и тип «В»). Звучащие элементы имеют известную конструкцию Тамбурина (16) с джинглами (17) и пластиковой мембраной (18). Данный музыкальный инструмент относится к мембранофонам и состоит из полого цилиндрического деревянного корпуса- рамы, на которую, с одной стороны, натянута мембрана. Также в корпусе имеются отверстия, в которые установлены джинглы. Относительная высота звука может регулироваться натяжением мембраны, для этого в планке модуля предусмотрено техническое отверстие круглой формы с прямоугольными вырезами в местах настроечных винтов натяжения мембраны расположенных на раме инструмента, что позволяет при помощи специального ключа настроить звуковой тон мембраны, продев ключ снизу в прямоугольный вырез планки и, надев на винт крепления повернув его для ослабления или натяжения мембраны. Звук извлекают ударом по мембране деревянной колотушкой с мягким наконечником, палочкой, руками или трением.

Рабочий модуль (фиг. 10) имеет форму типа «А» и, также как и модули (фиг. 9) и (фиг. 9а) снабжен звучащим элементом известной конструкции Тамбурина с мембраной и джинглами, однако поскольку данный тамбурин имеет более крупный диаметр его настройка производится специальным ключом, который надевается сверху на крепления мембраны (19) и проворачивая их изменяет натяжение мембраны. Модуль имеет ровное круглое техническое отверстие.

Рабочий модуль (фиг. 11) имеет форму типа «А» и снабжен известной конструкцией звучащих элементов, представляющих собой настраиваемые рамочные барабаны в количестве трех штук различных диаметров. Каждый рамочный барабан состоит из полого цилиндрического деревянного корпуса рамы (20), с расположенными по кругу настроечными креплениями (21) прижимающими обруч мембраны. Настройка инструментов производится аналогично звучащему элементу (фиг. 9) и (фиг. 9а). В модуле имеется три круглых технических резонаторных отверстия с вырезами, соответствующими расположению настроечных винтов. Отверстия в модуле обеспечивают свободное распространение звуковых волн.

Рабочий модуль (фиг. 12) имеет форму типа «В» и снабжен звучащим элементом известной конструкции рамочного барабана, который состоит из полого цилиндрического деревянного корпуса рамы (22), с расположенными по кругу настроечными креплениями (23) прижимающими обруч мембраны. В центре модуля находится круглое техническое резонаторное отверстие с прямоугольными вырезами, соответствующими настроечным креплениям мембраны. Настройка инструмента производится аналогично звучащему элементу (фиг. 9) и (фиг. 9а).

Рабочие модули (фиг. 13) и (фиг. 13а) имеют формы обоих типов. В роли звучащего элемента выступает музыкальный инструмент (24), являющийся дисковым аналогом посоха дождя. Представляет собой плоский цилиндр, закрепленный на оси (25) проходящий по центрам верхней и нижней круглых дек инструмента. Внутри цилиндра на одной из дек закреплена пластина с наклоненными вдоль окружности перегородками - язычками. Цилиндр герметичен и заполнен твердым сыпучим материалом неорганического происхождения (камушками, бисером, бусинами). Материал наполнения подбирается в зависимости от требующейся высоты звука. Планка модуля имеет круглое техническое отверстие (26) в центре. По углам с внутренней стороны планки на расстоянии 20 мм от нее на винтах М4 закреплена крестовина (27), являющаяся несущей деталью для крепления звучащего цилиндра инструмента. В центре крестовины имеется шариковый подшипник с внутренним диаметром отверстия 4 мм, что позволяет подвижно закрепить ось звучащего цилиндра, выступающую с обоих сторон цилиндра и имеющую резьбу М4 вдоль всей длины, выходящей за пределы звучащего цилиндра. Второй конец оси звукового цилиндра используется для жесткого крепления ручки (28) вращения к оси. При вращении инструмента за ручку происходит пересыпание материала внутри цилиндра. Сыпучий материал ударяясь о язычки внутри инструмента вызывает звук текущей воды, ассоциативно схожий со звуком течения ручья или некрупных горных рек.

Рабочие модули (фиг. 14) и (фиг. 14а) имеют формы обоих типов. В роли звучащего элемента выступает музыкальный инструмент (29), являющийся дисковым аналогом посоха дождя, и имеет конструкцию аналогичную модулям (фиг. 13) и (фиг. 13а). Однако отличается отсутствием выхода оси для крепления ручки, которая заменена вставкой отрезка трубы (30) в сам звучащий цилиндр. Также данный звучащий цилиндр отличается более крупным размером язычков, расположенных по внутренней стороне одной из круглых дек, и как следствие увеличенным расстоянием между деками. Сыпучий материал также имеет больший размер гранул, что приводит к понижению звукового тона инструмента делая его звучание схожим со звуком морских волн.

Рабочие модули (фиг. 15) и (фиг. 15а) имеют формы обоих типов. Звучащий элемент является аналогом глюкофона, конструкция которого предусматривает цельную емкость из металла с прорезанными в ней щелями так что образуются сегменты, отделенные от корпуса по трем из четырех сторон. За счет изменения конфигурации прорезей и величины отделенных сегментов достигается различие частоты звуковых колебаний. Звучащий элемент данного модуля представляет собой переработанную конструкцию глюкофона, а именно язычки (31) расположены по граням емкости (32), закрепленной на оси (33). Также в передней деке инструмента имеется отверстие, закрытое клапаном (34) с креплением (35) аналогичным замку креплений планок между собой, выполненных в виде ремешков. Для получения звука внутрь инструмента через клапан закладывается один или несколько шариков. Затем при вращении инструмента на оси шарики при ударах о язычки производят звук. Планка модуля имеет круглое техническое отверстие (36) в центре. По углам с внутренней стороны планки на расстоянии 20 мм от нее на винтах М4 закреплена крестовина (37), являющаяся несущей деталью для крепления звучащего элемента инструмента. В центре крестовины имеется шариковый подшипник с внутренним диаметром отверстия 4 мм, что позволяет подвижно закрепить ось звучащего элемента, выступающую с обоих сторон и имеющую резьбу М4 вдоль всей длины, выходящей за пределы внутренней полости инструмента. С наружной стороны инструмента на оси закреплена ручка вращения (38).

Рабочие модули (фиг. 16) и (фиг. 16а) имеют формы обоих типов. Звучащий элемент данных модулей имеет конструкцию на основе известной конструкции трещетки, где треск производит деревянная пластина, закрепленная перпендикулярно к оси вращения. На оси закреплена шестерня, в которую упирается пластина. При раскручивании данного инструмента пластина под действием центробежной силы отгибается и соскальзывая с зубца шестерни ударяется о следующий. Дисковая трещетка, являющаяся звучащим элементом данных планок, выполнена также по принципу соскальзывания язычка и удара о следующую по ходу движения преграду. Диск (39) с прорезанными по радиально кольцевой системе окнами позволяет моделировать различные ритмические рисунки щелчков. А съемно-выдвижной механизм крепления язычков (40) позволяет быстро подбирать необходимый ритмический рисунок. Диск закреплен посредством оси вращения (41) в подшипнике центра крестовины (42), которая в свою очередь имеет жесткое крепление в специальных отверстиях (43), расположенных по углам планки модуля. Также предусмотрена ручка (44) для вращения диска ритмических рисунков. Щелчковые язычки (45) закреплены на П-образной направляющей (46), проходящей по радиусу окружности отверстия в планке от центра к одному из наружных выходов крепления задней крестовины. При вращении диска язычки направляющей встречая преграды создают треск определенного ритмического рисунка.

Рабочие модули (фиг. 17) и (фиг. 17а) имеют формы обоих типов. Звучащий элемент данных модулей представляет собой конструкцию металлического обода (47) со спицами (48), подвижно закрепленного на оси вращения (49). Один конец оси закреплен в подшипнике, находящемся в центре несущей крестовины (50), отстающей от планки на 10 мм и имеющей жесткое крепление в технических отверстиях по углам последней. Второй конец оси вращения обода снабжен ручкой (51). При раскручивании колеса за ручку, спицы, имеющие в разрезе форму заостренного с двух сторон овала, прорезают воздух создавая звук ветра, также при использовании дополнительных язычков, задевающих спицы, достигается эффект звона.

Рабочие модули (фиг. 18) и (фиг. 18а) имеют формы обоих типов. Известна конструкция инструмента «перекат», который выполнен в форме ящика с твердыми перегородками. Внутри ящика находятся металлические шарики или камни округлых форм. При наклоне этого ящика происходит пересыпание наполнения, вызывающее звук падения воды или схождения лавины. Валики (52) данного модуля выполнены по схожему принципу, однако форма граненого цилиндра находящегося на оси вращения (53) позволяет сделать звучание инструмента постоянным, а специально подобранные толщины граней валиков позволяют уменьшить общий размер и вес конструкции поскольку в таком варианте требуется меньший вес гранул наполнения цилиндров для создания идентичного звукового эффекта.

Рабочие модули (фиг. 19) и (фиг. 19а) имеют формы обоих типов. Звучащими элементами являются слайдовые шейкеры (54). представляющие собой цилиндрические емкости с сыпучим материалом различного типа. Цилиндры имеют подвижное крепление вдоль вертикальных осей (55), что позволяет встряхивать их для получения звука. Крепление на модуле посредством осей позволяет использовать одновременно несколько шейкеров с различным звуком, сокращая время смены инструмента поскольку они закреплены рядом.

Рабочие модули (фиг. 20) и (фиг. 20а) имеют формы обоих типов. Известна конструкция музыкальных инструментов Ковбелл, также носящего названия Сенсерро и Кампана. Это ударный музыкальный инструмент неопределенной высоты звучания из семейства идеофонов: металлический колокольчик без языка, на котором играют деревянной палочкой. На модуле типа «А» расположено три различных по высоте звучания ковбелла, а на модуле типа «В» находится один, наиболее низкого звучания. Оба модуля имеют техническое отверстие в форме квадрата с усеченными углами на модуле типа «А» и треугольника с усеченными углами на модуле типа «В» соответственно. Колокольчики ковбелл (56) закреплены на модуле посредством винтов М3 проходящих через крепежный элемент (57) в вершине ковбелла и специальное отверстие в модуле.

Рабочий модуль (фиг. 21) имеет форму типа «А». Звучащими элементами выступают три группы металлических штырей в открытом цилиндрическом корпусе (58). Внутри корпуса у нижнего края закреплена шайба (59), с припаянными металлическими штырями, настроенными в различные ноты. В верхней части цилиндра диаметрально закреплена направляющая. В центре направляющей имеется мягкий переходник, к которому вдоль оси цилиндра закреплен деревянный боек на ножке (60). При изменении положения цилиндра колокольчика в пространстве свободно движущийся боек производит удары по звуковым штырям вызывая звон. Известно несколько вариантов схожей конструкции в изделиях французских мастеров. Также такой звучащий элемент зачастую используется в детских игрушках типа «Неваляшка».

Рабочие модули (фиг. 22) и (фиг. 22а) имеют формы обоих типов. Звучащим элементом этих модулей является конструкция гуслей. В модуле имеются двенадцать отверстий для расположения колков (61) натяжения струн, и одно акустическое отверстие (62) в центре веера струн. Также с внутренней стороны модуль снабжен резонаторной коробкой. С внешней стороны модуля предусмотрен струнодержатель (63) аналогичный такому элементу из конструкции гитары. Представляет собой пластину с двумя перпендикулярными выступами, расположенный перпендикулярно пути прохождения струн. Дальний от колков перпендикулярный выступ пластины имеет двенадцать отверстий для крепления струн, ближний же к колкам служит для поддержки струн и распределения их равномерно относительно друг друга. Колковый ряд и струнодержатель находятся под углом относительно друг друга что позволяет распределить длину струн постепенно укорачивая их от басов к верхам. Струны закрепляются в отверстиях пластины и в колках, после чего натягиваются и настраиваются в требующемся ладу.

Рабочий модуль (фиг. 23) имеет форму типа «А» Включает в себя пластину с техническим отверстием в форме квадрата с усеченными углами. С задней стороны к модулю закреплен корпус резонатора (64). С внешней стороны модуль имеет струнодержатель (65) на восемнадцать струн, находящийся в углу квадратного технического отверстия планки на резонаторной корпусе. Две противоположные углу со струнодержателем стороны модуля усилены дополнительно пластинами из дерева с продольным срезом волокон. Две эти стороны имеют технические отверстия для расположения колков (66), а верхняя сторона также содержит механизмы (67) часто называемых леверсами крючков для корректировки звучания струны на пол тона.

Рабочий модуль (фиг. 24) имеет форму типа «А». Звучащий элемент выполнен в конструкции известного инструмента Array Mbira, который содержит набор металлических язычков (68) различного звучания и две пары параллельных прижимных пластин (69) закрепленные рядом винтов (70) по центру каждой. Под всеми язычками проходит порожек, который ограничивает их звучащую часть от настроечно-крепежной. В модуле присутствует две пары акустических отверстий (71) для прохождения звуковых волн в корпус резонатора, расположенный аналогично другим резонаторам модулей с задней стороны модуля.

Рабочие модули (фиг. 25), (фиг. 25а) и (фиг. 26) имеют формы обоих типов. Каждый модуль содержит резонаторную коробку и акустическое отверстие (72) для прохождения звука. На резонаторном корпусе размещается ряд или несколько рядов деревянных, бамбуковых или металлических пластин-язычков (73). служащих источником звука. Высокий порожек ограничивает звучащую часть язычков. Модули отличаются количеством язычков, а также их настройкой.

Рабочие модули (фиг. 27) и (фиг. 27а) имеют формы обоих типов. Звучащий элемент данных модулей представляет собой стандартную конструкцию ксилофона, состоящего из ряда деревянных брусков (74) разной величины, настроенных на определенные ноты. Пластина модуля служит декой для дополнительного увеличения громкости звучания, а также как основа для крепления звучащих элементов.

Рабочие модули (фиг. 28) и (фиг. 28а) имеют формы обоих типов. Конструкция звучащих элементов идентична конструкции ксилофона на (фиг. 27) и (фиг. 27а), однако звучащие пластинки (75) заменены на металлические, что делает звук похожим на отрывистый звук колокольчиков.

Рабочий модуль (фиг. 29) имеет форму типа «В», звучащие элементы, расположенные на котором представляют собой набор трубок (76) различной длины, закрепленные в проеме треугольного технического отверстия с усеченными углами. Каждая трубка имеет четыре отверстия отстающих от кромки на 3 мм, также в модуле имеются отверстия для крепления каждой из звучащих трубок на капроновой нити. Мягкое крепление трубок позволяет сохранить звуковые колебания, что дает большую продолжительность звучания инструмента.

Рабочие модули (фиг. 30) и (фиг. 30а) имеют формы обоих типов. Модуль содержит техническое отверстие, и накладку (77) с прорезанными щелями, образующими язычки. Звучащий элемент выполнен на основе конструкции щелевого барабана box dram, slit drum, tongue drum, osi dram. Щелевой барабан, ударный музыкальный инструмент, представляющий собой деревянный ящик с системой прорезей на верхней стороне. Прорези формируют несколько язычков разной длины, расположенных в два ряда напротив друг друга. Игра на инструменте производится ударами специального молоточка по язычкам. Количество язычков варьируется. Хорошо настроенный инструмент дает мелодичный, богатый обертонами звук. В отличие от ксилофона, у которого каждая дощечка независима, язычки щелевого барабана вместе с объемом ящика, являющегося резонатором, составляют единую акустическую систему и звучат вместе, создавая множество одновременных тонов.

Рабочий модуль (фиг. 31) имеет форму типа «А» и представляет собой систему с пластинками (78) из пружинной стали. В модуле выполнены шесть прямоугольных вырезов (79) различных размеров, а также отверстия для крепления пластинок (80). Крепежный конец пластинок продет в узкие окна в модуле и закреплен на тыльной ее стороне. Рабочий же конец свободно отходит от пластины модуля. При оттягивании рабочего конца пластинка изгибается, а после отпускания производит серию ударов о перегородку между окнами в модуле (по аналогичному принципу дети играют с линейками прижимая один конец к столу и ударяя по второму).

Рабочие модули (фиг. 32) и (фиг. 32а) имеют формы обоих типов. Звучащими элементами являются кастаньеты (80) различных размеров. Кастаньеты ударный музыкальный инструмент, представляющий собой две вогнутые пластинки, в верхних частях связанные между собой шнурком. Пластины традиционно изготавливались из твердой древесины, хотя в последнее время для этого все чаще используются стеклопластик. Кастаньеты одной из пластин закреплены на модуле.

Рабочие модули (фиг. 33) и (фиг. 34) имеют формы типа «А», а звучащий элемент представлен аналогом индийского музыкального инструмента Сурпети, «шрути бокс». Это небольшой ящичек, единственной функцией которого является задавать основной тон. Звучащий элемент состоит из двух емкостей (82) с мехами. Одна емкость содержит клапан забора воздуха (83), а вторая снабжена конструкцией с установленными язычками и отдвижными пластинками (84), регулирующими направление выхода воздуха колеблющего язычки на пути прохождения. Емкости между собой сообщаются, однако во второй емкости установлен клапан, пропускающий воздух, нагнетаемый мехами первой емкости во вторую, однако препятствующий его обратному движению. Представлено два варианта звучащего элемента планки модуля, их различие в настройке. Модуль (фиг. 33) настроен в пентатонику, а модуль (фиг. 34) в хроматическом строе.

Рабочие модули (фиг. 35) и (фиг. 35а) имеют формы обоих типов. Звучащий элемент представлен конструкцией, включающей язычки (85), прорезанные в самой пластине модуля, и накладную деталь (86) с прорезанными язычками. Язычки являются одинаковыми, однако разнонаправленными. Так в месте, где язычок планки начинается, язычок накладки заканчивается, накладываясь на язычок пластины модуля. При ударе язычки пружинят и, ударяясь друг о друга, создают щелчки.

Рабочие модули (фиг. 36) и (фиг. 36а) имеют формы обоих типов. Звучащие элементы представлены накладкой из специального материала (дерево либо пластик), подобранного в зависимости от требующегося звука. Накладки (87) являются сменными. Известен музыкальный инструмент Кахон, который имеет ударную панель, которая, однако, не является сменной. Модуль может быть дополнен специальной накладкой с натянутыми струнами с тыльной стороны, тогда при ударе об ударную пластину струны будут создавать дополнительный звуковой эффект.

Рабочие модули (фиг. 37) и (фиг. 37а) имеют формы обоих типов. Звучащий элемент представлен известной конструкцией шарманки (88), в которой вместо барабана с выступами используется перфолента. В модуле, ручка шарманки (89) при помощи червячной передачи (90) повернута параллельно пластине модуля. Корпус шарманки выполнен в виде емкости со специальными валиками, расположенными по ходу движения перфоленты, что позволяет играть мелодию одной перфоленты непрерывно по кругу.

Рабочие модули (фиг. 38) и (фиг. 38а) имеют формы обоих типов. Содержат звучащий элемент в виде конструкции хай хэт, который состоит из двух тарелок (91), установленных на металлическом стержне (92). Стержень проходит через полую трубу центральной оси и крепится к рычагу (93), управляющему движением тарелок. При нажатии рычага верхняя тарелка ударяется о нижнюю («закрытый хет»). Когда он отпущен тарелка возвращается к начальному положению («открытый хет»). Сила, требуемая для нажатия рычага, и скорость движения регулируются пружиной. Модуль также содержит специальную колотушку (94), закрепленную на пружинной пластике в одном из углов планки модуля, что позволяет извлекать дополнительные звуки.

Предлагаемый модульный музыкальный инструмент функционирует следующим образом.

Предварительно пользователь в зависимости от требуемого ритмического рисунка и необходимого звукового разнообразия, а также возможного способа размещения и использования инструмента, выбирает определенный набор рабочих модулей и опорных пластин, а затем и собирает модульный музыкальный инструмент выбранной им конфигурации.

В качестве примера показано на (фиг. 1) и (фиг. 2), как пользователь выбрал конфигурацию из набора рабочих модулей типа «А», состоящую из модулей, представленных на (фиг. 9), (фиг. 19), (фиг. 24), (фиг. 35) и опорных пластин, представленных на (фиг. 6), (фиг. 7) и осуществил сборку модульного музыкального инструмента выбранной им конфигурации.

Затем пользователь размещает модульный музыкальный инструмент либо у себя на плечах, либо устанавливает на какой-либо подставке (в соответствии с выбранной конструкцией опорных пластин) и воздействует на звучащие элементы имеющихся рабочих модулей.

Очевидно, что при необходимости изменения конфигурации модульного музыкального инструмента пользователь подбирает и собирает инструмент из другого набора рабочих модулей и опорных пластин.

После окончания сеанса использования модульного музыкального инструмента он может быть достаточно просто разобран на отдельные модули и компактно упакован для транспортировки.

Таким образом предлагаемый модульный музыкальный инструмент может быть использован:

Для как сольного, так и группового концертного исполнения музыкальных произведений, требующих звукового разнообразия.

Для использования специально созданных произведений. Данный музыкальный инструмент предоставляет возможность окрашивать своим звучанием аранжировки новых композиторов.

Благодаря высокому уровню технической подвижности, на данном инструменте возможно воспроизводить ритмику самых разнообразных музыкальных стилей, использовать его при исполнении музыки, принадлежащей различным мировым культурам.

1. Модульный музыкальный инструмент, содержащий сборно-разборный корпус в виде многогранника, грани которого разъемно состыкованы между собой при помощи разъемных соединений и представляют собой отдельные рабочие модули, выполненные в виде пластин, в центральной области которых размещены встроенные звучащие элементы различного в каждом рабочем модуле принципа действия, отличающийся тем, что корпус выполнен в виде прямой однородной треугольной призмы, содержащей в основном квадратной формы боковые рабочие модули и заднюю опорную пластину, снабженную средствами для переноски, а также в основном треугольной формы верхний рабочий модуль и нижнюю опорную пластину с центральным отверстием для подзвучки модульного музыкального инструмента микрофоном, при этом в совокупности рабочих модулей имеется модуль в виде квадратной формы пластины и накладной детали с прорезанными в них одинаковыми разнонаправленными язычками, выполненными с возможностью при изгибе взаимодействия друг с другом с созданием при этом щелчков.

2. Модульный музыкальный инструмент по п. 1, отличающийся тем, что нижняя опорная пластина снабжена средствами фиксации положения модульного музыкального инструмента.

3. Модульный музыкальный инструмент, содержащий сборно-разборный корпус в виде куба, грани которого разъемно состыкованы между собой при помощи разъемных соединений и представляют собой в основном квадратной формы отдельные рабочие модули, выполненные в виде пластин, в центральной области которых размещены встроенные звучащие элементы различного в каждом рабочем модуле принципа действия, отличающийся тем, что содержит в основном квадратной формы заднюю опорную пластину, снабженную средствами для переноски, и нижнюю опорную пластину с центральным отверстием для подзвучки модульного музыкального инструмента микрофоном, при этом в совокупности рабочих модулей имеется модуль в виде пластины и накладной детали с прорезанными в них одинаковыми разнонаправленными язычками, выполненными с возможностью при изгибе взаимодействия друг с другом с созданием при этом щелчков, а также модуль, выполненный в виде установленного с возможностью вращения полого цилиндра, полость которого заполнена твердым сыпучим гранулированным материалом, и в ней закреплена пластина с наклоненными вдоль окружности язычками.

4. Модульный музыкальный инструмент по п. 3, отличающийся тем, что нижняя опорная пластина снабжена средствами фиксации положения модульного музыкального инструмента.

5. Модульный музыкальный инструмент, содержащий сборно-разборный корпус в виде правильной однородной четырехгранной пирамиды, грани которой разъемно состыкованы между собой при помощи разъемных соединений и представляют собой отдельные рабочие модули, выполненные в виде пластин, в центральной области которых размещены встроенные звучащие элементы различного в каждом рабочем модуле принципа действия, и содержащей в основном квадратной формы передний рабочий модуль, а также в основном треугольной формы верхний рабочий модуль и боковые рабочие модули, отличающийся тем, что содержит треугольной формы нижнюю опорную пластину с центральным отверстием для подзвучки модульного музыкального инструмента микрофоном, при этом в совокупности рабочих модулей имеется модуль в виде треугольной формы пластины и накладной детали с прорезанными в них одинаковыми разнонаправленными язычками, выполненными с возможностью при изгибе взаимодействия друг с другом с созданием при этом щелчков, а также модуль, выполненный в виде установленной на отверстии в треугольной формы пластине модуля накладки, снабженной язычками разной длины, расположенными в два ряда напротив друг друга.

6. Модульный музыкальный инструмент по п. 5, отличающийся тем, что нижняя опорная пластина снабжена средствами фиксации положения модульного музыкального инструмента.

7. Модульный музыкальный инструмент, содержащий сборно-разборный корпус в виде правильного тетраэдра, грани которого разъемно состыкованы между собой при помощи разъемных соединений и представляют собой треугольной формы отдельные рабочие модули, выполненные в виде пластин, в центральной области которых размещены встроенные звучащие элементы различного в каждом рабочем модуле принципа действия, отличающийся тем, что содержит треугольной формы нижнюю опорную пластину с центральным отверстием для подзвучки модульного музыкального инструмента микрофоном, при этом в совокупности рабочих модулей имеется модуль в виде треугольной формы пластины и накладной детали с прорезанными в них одинаковыми разнонаправленными язычками, выполненными с возможностью при изгибе взаимодействия друг с другом с созданием при этом щелчков, а также модуль, выполненный в виде установленной на отверстии в треугольной формы пластине модуля накладки, снабженной язычками разной длины, расположенными в два ряда напротив друг друга.

8. Модульный музыкальный инструмент по п. 5, отличающийся тем, что нижняя опорная пластина снабжена средствами фиксации положения модульного музыкального инструмента.



 

Похожие патенты:

Заявленное изобретение относится к музыкальным инструментам, конкретно - к ступенчатым перкуссионным идиофонам, как ударным, так и фрикционным (трения). Перкуссионный идиофонный инструмент содержит U- или П-образное в поперечном сечении основание.

Изобретение относится к музыкальным устройствам, в частности к ударным инструментам. Ударный музыкальный инструмент выполнен в виде замкнутого корпуса, одна из поверхностей которого является рабочей, сделана из металла и выполнена выпуклой наружу.

Изобретение относится к производству музыкальных самозвучащих инструментов. .

Изобретение относится к музыкальным инструментам и, в частности, к устройствам игры на ударных музыкальных инструментах, например, карильонах, курантах, звонницах. .

Ксилофон // 367451
Наверх