Способ спуска судна с берегового стапеля

Изобретение относится к области судостроения и судоремонта и касается спуска судов на воду с берегового стапеля с использованием косяковой тележки. Рельсовые судовозные пути выполняют из двух участков - горизонтального участка на береговом стапеле, на котором устанавливают платформу для размещения судна на кильблоках, и наклонного участка к водоему, на котором располагают косяковую тележку с судовозными рельсами на ее горизонтальном участке. Посредством трособлочной системы перемещают платформу с размещенным на ней судном до наезда ее на рельсовые пути косяковой тележки, затем платформу стыкуют с косяковой тележкой и посредством трособлочной системы обеспечивают спуск косяковой тележки вместе с платформой и судном в водоем. Передвижение платформы с судном по горизонтальным и наклонным рельсовым путям обеспечивается одной лебедкой без применения других средств передвижения, при этом трособлочная система задействована на всем пути спуска судна. Технический результат заключается в повышении надежности способа спуска судна с берегового стапеля на воду и его упрощении. 9 ил.

 

Изобретение относится к судостроению и судоремонту, а именно, к устройствам, используемым для спуска судов на воду с берегового стапеля.

Для оценки новизны заявленного решения рассмотрим ряд известных технических средств аналогичного назначения, характеризуемых совокупностью сходных с заявленным устройством признаков.

Известен L-образный док, содержащий башню и понтон, выполненный в форме гребня с наклонной формой стапеля. Для придания большей остойчивости к доку со стороны башни шарнирно прикреплен специальный понтон-поплавок. Спуск судна со стапельного места осуществляется по рельсовым путям, расположенным на так называемых «гребенчатых стенках» (Курдюмов А.А., Белявин Ю.П. и др. «Спуск судов», изд. «Судостроение», г. Ленинград, 1966 г. Стр. 103, 107).

Недостатками этого технического решения являются сложность конструкции понтона, разделенного поперечными прорезями, сложная конструкция береговой части слипа, имеющая в плане также форму гребня, необходимость дополнительных средств для обеспечения остойчивости, связанная с возвышением основной плоскости судна над стапель-палубой дока и отсутствием в данном пространстве достаточной ватерлинии.

Известно устройство для подъема и спуска судов по патенту РФ №2482993, включающее балластируемый плавучий понтон, содержащий рельсовые судовозные пути, стыкующиеся с рельсовыми путями, расположенными на наклонном береговом стапеле, отличающееся тем, что корпус балластируемого плавучего понтона выполнен с внутренними клинообразными нишами, в которых расположены упомянутые рельсовые судовозные пути. В этом устройстве балластируемый плавучий понтон может быть выполнен с возможностью опирания на мористую и береговую опоры или одну из них, а также дополнен башней, расположенной по борту.

Данное техническое решение, как наиболее близкое к заявленному по техническому существу и достигаемому результату, принято в качестве его прототипа

В прототипе понтон, при погружении (всплытии) его с судном, способен сохранять остойчивость без дополнительных удерживающих средств. Остойчивость обеспечивается за счет минимизации разрывов действующей ватерлинии в пространстве между понтоном и спускаемым (поднимаемым) судном, для чего основная плоскость судна совмещается с палубой понтона. Совмещение палубы понтона и днища судна возможно за счет применения косяковых тележек, закатывающихся в специальные клинообразные ниши в корпусе понтона, в которых находятся судовозные рельсовые пути. Для лучшей остойчивости понтона возможно дополнение его водоизмещающей башней, находящейся по борту.

Недостатками известного технического решения является сложность конструкции вследствие необходимости наличия балластируемого плавучего понтона, содержащего судовозные рельсовые пути и клинообразные ниши и необходимость балластировки понтона, а также отсутствие простой и надежной трособлочной системы для передвижения судна как по наклонным рельсовым путям, так и по горизонтальной части берегового стапеля к понтону.

Задача изобретения - повышение надежности и экономичности способа спуска судна с берегового стапеля на воду за счет упрощения конструкции и за счет применения трособлочной системы с одной лебедкой для горизонтального и наклонного перемещения судна.

Сущность заявленного технического решения выражается в следующей совокупности существенных признаков, достаточной для решения указанной заявителем технической проблемы и получения обеспечиваемого изобретением технического результата.

Согласно изобретению способ спуска судна с берегового стапеля с использованием косяковой тележки, которую перемещают по рельсовым судовозным путям, характеризующийся тем, что рельсовые судовозные пути выполняют из двух участков - горизонтального участка на береговом стапеле, на котором устанавливают платформу для размещения судна на кильблоках, и наклонного участка к водоему, на котором располагают косяковую тележку с судовозными рельсами на ее горизонтальном участке, при этом перед спуском судна косяковую тележку устанавливают так, что рельсовые пути на ее горизонтальном участке сопрягают с рельсовыми путями на горизонтальном участке берегового стапеля, после чего посредством трособлочной системы перемещают платформу с размещенным на ней судном до наезда ее на рельсовые пути косяковой тележки, затем платформу стыкуют с косяковой тележкой и посредством трособлочной системы обеспечивают спуск косяковой тележки вместе с платформой и судном в водоем, при этом трособлочную систему выполняют с одной лебедки с двумя барабанами, которые устанавливают на одном валу и обеспечивают их взаимодействие посредством кулачковой муфты, а обводной блок трособлочной системы устанавливают на косяковой тележке.

Заявленная совокупность существенных признаков обеспечивает достижение технического результата, который заключается в том, что передвижение платформы с судном по горизонтальным и наклонным рельсовым путям обеспечивается одной лебедкой без применения других средств передвижения, при этом трособлочная система задействована на всем пути спуска судна.

Сущность заявляемого технического решения поясняется чертежом, на котором на фиг. 1 изображен береговой стапель с горизонтальными и наклонными участками с положениями а), b), с) платформы с судном на путях; на фиг. 2 - то же, разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - узел Б на фиг. 1; на фиг. 4 - узел В с фиг. 3; на фиг. 3 - узел Г с фиг. 3; на фиг. 6 - кинематическая схема лебедки; на фиг. 7 - схема запасовки канатов при передвижении платформы судном от лебедки на горизонтальном участке пути; на фиг. 8 - схема запасовки канатов при передвижении платформы с судном к лебедке на горизонтальном участке пути; на фиг. 9 - схема запасовки канатов при передвижении платформы с судном и косяковой тележки при спуске на наклонном участке пути.

Предлагаемый способ спуска судна заключается в том, что передвижение спускаемого судна на горизонтальном и наклонном участкам берегового стапеля осуществляется одной лебедкой без перегрузки судна с платформы на другую тележку и использования других средств осуществления спуска судна.

Спуск судна 1, находящегося на кильблоках платформы 2 с колесами 3 на горизонтальных путях 4 осуществляют следующим образом.

С барабанов 5 и 6 лебедки 7 один канат 8 барабана 5 прикрепляется к передней 9 части платформы 2, а второй канат 10 с барабана 6 через установленный на косяковой тележке 11 наклонной части 12 пути обводной блок 13 крепится к платформе 2 к задней 14 части платформы 2. При передвижении платформы 2 по горизонтальным путям 4 оба барабана 5 и 6, находящиеся на одном валу 15, посредством кулачковой муфты 16 имеют вращение в одну сторону, при этом канат 8 сматывается с барабана 5, а канат 10 наматывается на барабан 6, за счет чего происходит передвижение платформы 2 с судном 1 в сторону спуска (от лебедки 7). Передвижение платформы 2 с судном 1 производится с переездом платформы 2 на горизонтальные 17 пути косяковой тележки 11 до касания колес 3 платформы 2 упоров 18, расположенных на горизонтальных путях 17 косяковой тележки 11, находящейся на наклонных путях 12 стапеля. После накатки платформы 2 колесами 3 до упоров 18 платформа 2 фиксируется фиксаторами 19 в единое целое из платформы 2 и косяковой тележки 11, удерживаемых от скатывания вниз по наклонным 12 путям стапеля задержником 20, взаимодействующего со стойкой 21, закрепленной в наклонной части стапеля. Перед спуском целого соединения из платформы 2 и косяковой тележки 11, канат 8 отсоединяется в узле 9 от платформы 2, с помощью кулачковой муфты 16 барабаны 5 и 6 разъединяются, при этом барабан 5 стопорится тормозом 22 для предотвращения сматывания с него каната 8. При наматывании на барабан 6 каната 10, прикрепленного к задней 14 части платформы 2, происходит снятие нагрузки с задержника 20, после чего производится сматывание с барабана 6 каната 10, прикрепленного к задней 14 части платформы 2 и единое соединение платформы 2 и косяковой тележки 11 под действием собственного веса и веса судна, начинает движение на спуск. Для предотвращения повреждения каната 10 при спуске платформы 2 и косяковой тележки 11 в месте перехода горизонтальной части стапеля на наклонную часть устанавливается ролик 23. Спуск прекращается с всплытием судна с кильблоков.

Заявленный способ может быть реализован с использованием известного оборудования, технических и технологических средств.

Способ спуска судна с берегового стапеля с использованием косяковой тележки, которую перемещают по рельсовым судовозным путям, отличающийся тем, что рельсовые судовозные пути выполняют из двух участков - горизонтального участка на береговом стапеле, на котором устанавливают платформу для размещения судна на кильблоках, и наклонного участка к водоему, на котором располагают косяковую тележку с судовозными рельсами на ее горизонтальном участке, при этом перед спуском судна косяковую тележку устанавливают так, что рельсовые пути на ее горизонтальном участке сопрягают с рельсовыми путями на горизонтальном участке берегового стапеля, после чего посредством трособлочной системы перемещают платформу с размещенным на ней судном до наезда ее на рельсовые пути косяковой тележки, затем платформу стыкуют с косяковой тележкой и посредством трособлочной системы обеспечивают спуск косяковой тележки вместе с платформой и судном в водоем, при этом трособлочную систему выполняют с одной лебедки и двумя барабанами, которые устанавливают на одном валу и обеспечивают их взаимодействие посредством кулачковой муфты, а обводной блок трособлочной системы устанавливают на косяковой тележке.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области судостроения и касается перемещения судов при спуске их на воду или подъеме из воды с использованием пневматических ролик-мешков. Способ перемещения судна включает укладку ролик-мешков, выполненных в виде цилиндрической оболочки с суженными коническими концами, в ненадутом состоянии под днище судна по меньшей мере в один ряд с заданным интервалом друг от друга и продольной осью перпендикулярно продольной оси судна, подачу сжатого газа через вентили, установленные в конической части ролик-мешков, подъем судна с последующим его перемещением по ролик-мешкам, используемым в качестве катков.

Изобретение относится к грузоподъемным пневматическим устройствам для спуска на воду, подъема из воды по слипам крупных и мелких судов различной конструкции, в частности к ролик-мешкам.

Транспортная судовозная система относится к гидротехнике, в частности к наклонным судоподъемникам, и предназначена для обеспечения возможности перевода судов через плотины гидроэнергетических сооружений, дамбы и участки местности между разными водоемами.

Изобретение относится к гидротехническому строительству, в частности к лесо-судопропускным сооружениям. Заявленное устройство включает судовозную камеру, перемещающуюся по наклонным рельсовым путям, формирователь временных сигналов, в состав которого входят кварцевый генератор, делитель частоты, счетчик импульсов с регулируемым коэффициентом пересчета, схема управления счетчиком, формирователь сигнала «Конец операции», клавиша «Ускорение», формирователь сигналов ускорения, усилитель мощности сигналов ускорения, реле «Ускорение», клавиша «Торможение», формирователь сигналов торможения, усилитель мощности сигналов торможения, реле «Торможение».

Изобретение относится к области судостроения и касается устройств для спуска судов на воду с береговых построечных мест, преимущественно расположенных на большой высоте над уровнем воды или в зоне больших перепадов уровня воды в водоеме.

Изобретение относится к гидротехническому строительству, а именно к судоподъемным cооружениям для маломерных судов в условиях открытого побережья. Судоподъемное cооружение включает судовозную тележку, сборные железобетонные плиты, судовозный путь с наклонной и горизонтальной площадками и снабжено металлической эстакадой для размещения и перемещения по ней сборных железобетонных плит в процессе строительства сооружения.

Изобретение относится к гидротехническому строительству и касается конструирования наклонных бескамерных судоподъемников. .

Изобретение относится к гидравлическим транспортным сооружениям и может использоваться для переброски судов через плотину речного гидроузла. .

Изобретение относится к судостроению и может быть применено на судостроительных и судоремонтных предприятиях при осмотре и ремонте судов. Для поперечного подъёма и спуска судна на воду до или после захода судна в док по периметру территории, на которую будет выведено и установлено судно, и с нескольких сторон дока выставляют плотные водонепроницаемые ограждения, образующие замкнутую территорию.
Наверх