Способ оценки качества цветового зрения у детей

Изобретение относится к офтальмологии и предназначено для оценки качества цветового зрения у детей. Ребенку предъявляют цветные силуэтные картинки в составе первого и второго тестов. Используют цветовую модель HSL для первого и второго тестов, в каждый из которых входит по 6 групп картинок при L равном 50%, S равном 10%, 30%, 50%. В первом тесте каждая группа включает три ахроматических изображения и одно хроматическое изображение при наличии основных и дополнительных цветов. При отсутствии способности отличать хроматический цвет от ахроматического при наименьшем S равном 10% определяют наличие цветанопии. Во втором тесте каждая группа включает три хроматических изображения - красный, зеленый, синий и их оттенки. При отсутствии способности восприятия оттенков при наименьшем S равном 10% определяют наличие цветаномалии. Способ обеспечивает эффективную и простую оценку качества цветового зрения у детей, включая детей дошкольного и младшего школьного возраста с определением степени и характера выявленных нарушений. 6 ил., 4 пр.

 

Предлагаемое изобретение относится к офтальмологии и предназначено для оценки качества цветового зрения у детей.

Нарушения цветового зрения могут быть наследственными, врожденными и приобретенными. Они могут наблюдаться при различных заболеваниях сетчатки, зрительного нерва и зрительного пути, интоксикациях, сосудистых и эндокринных нарушениях, являясь в некоторых случаях ранним признаком патологического состояния (Пономарчук А.В., Храменко Н.И. Цветослабость при врожденных нарушениях цветоощущения различной степени тяжести // Офтальмологический журнал. - 2018. №4. - С. 39-43; Baraas R. Et al. Single-cone imaging in inherited and acquired color vision deficiencies. Current opinion in behavioral science. 2019; 30:55-59. Doi 10.1016/j.cobeha.2029.05.006). В связи с этим не вызывает сомнений важность эффективной диагностики цветового зрения, позволяющей выявлять его нарушения различной степени выраженности не только у взрослых, но и у детей.

К настоящему времени разработано довольно много способов исследования цветового зрения: аномалоскопия; колориметрия цветовая кампиметрия; таблицы (Рабкина Е.Б., Юстовой Е.Н., Ишихара и др.); различные компьютерные технологии (Рабкин Е.Б. Полихроматические таблицы для исследования цветоощущения. - М.: Медицина, 1971. - 72 с; Юстова Е.Н. и др. Набор таблиц для испытания цветового зрения // Патент RU 2078532 С1 (10.05.1997); Шамшинова A.M., Волков В.В. Функциональные методы исследования в офтальмологии. - М.: Медицина, 1999; Шамшинова A.M. и др. Способ диагностики приобретенных нарушений цветоощущения // Патент RU 2192158 С2 (10.11.2002); Щербаков В.И. и др. Способ исследования цветового зрения человека // Патент RU 2427312 С1 927.08.2011). Между тем, данные технологии предназначены в основном для исследования цветового зрения у взрослых. Даже табличные методы, предусматривающие знание цифр, ориентации изображений, способности к восприятию целостной фигуры из отдельных цветных деталей, могут вызывать затруднения у детей младшего возраста. Способ, предложенный для диагностики цветового зрения у маленьких детей, является достаточно простым для понимания ребенка, но позволяет выявлять только выраженные нарушения цветового зрения (Голубцов К.В. и др. Компьютерная система для диагностики нарушения цветоощущения у маленьких детей // Патент RU 90667 U1 (20.01.2010). Кроме того, большинство существующих методов предусматривает сравнение цветов в основном по цветовому тону. Между тем показано, что способность к различению цветов по тону может быть у человека существенно выше способности различать их по насыщенности (Danilova М., Mollon J. Horizontal lines in the MacLeod-Boynton diagram: Saturation discrimination and hue discrimination compared. Journal of Vision, 2019; 19(8): 7. Doi: 10.1167/19.8.7; Danilova M., Mollon J. Discrimination of hue angle and discrimination of colorimetric purity assessed with a common metric. Journal of the Optical Society of America, 2020; 37(4): 226-234. Doi: 10.1364/JOSAA.382382). В связи с этим для ранней диагностики нарушений цветового зрения разной степени выраженности представляется важным иметь возможность оценивать способность отличать хроматические цвета при разной степени насыщенности от ахроматических, а также различать оттенки основных цветов при разной степени насыщенности.

Ближайшим аналогом предлагаемого способа, является способ того же назначения, при котором используют цветовой тест Neitz (Neitz М., Neitz J. А new mass screening test for color-vision deficiencies in children. Color Research & Application, 2001; 26(S1): S239-S249. Doi: 10.1002/1520-6378(2001)26:1+<::aid-co151>3.0.co;2-l). Тест включает девять тестовых изображений, каждое из которых представляет собой круг диаметром 5 см, состоящий из серых точек размером 1-2 мм в диаметре различной яркости на белом фоне. Более темные точки формируют геометрическую фигуру (ромб, треугольник, круг или квадрат) темно-серого цвета с размерами сторон 3-3,5 см. При этом данные фигуры заметны как лицам с нормальным цветовым зрением, так и с его нарушениями. Дополнительной является геометрическая фигура, определенного цвета (соответствующая синей, сине-зеленой, красной, лиловой и желтой части спектра). Способ предусматривает предъявление тестов на экране монитора или в виде печатных изображений. Задачей обследуемого является рассказать какие фигуры он видит и назвать их цвет (или нарисовать фигуры на листе бумаги карандашами соответствующих цветов).

Недостатками способа при обследовании детей являются: 1) трудности с определением формы геометрических фигур, состоящих из отдельных точек, у детей младшего школьного возраста в связи с еще недостаточно развитыми способностями к сложным формам пространственного анализа и синтеза (особенно у детей с офтальмопатологией); 2) затруднения у детей младшего возраста также с выбором названия для некоторых цветов (например, сине-зеленого, красно-коричневого); 3) недостаточная информативность в определении степени нарушений цветового зрения.

Задачей предлагаемого изобретения является разработка доступного и информативного способа оценки цветового зрения у детей.

Техническим результатом предлагаемого способа является эффективная простая оценка качества цветового зрения у детей, включая детей дошкольного и младшего школьного возраста с определением степени и характера выявленных нарушений.

Технический результат достигается за счет использования двух тестов разной степени насыщенности цветовых тонов и изменения их оттенков при предъявлении силуэтных картинок детям.

Силуэтные картинки для детей представляют собой простые изображения знакомых детям объектов, что позволяет использовать их у детей и младшего возраста (https://dioptria555.ru/product/jekrannyj-proektor-znakov-19/).

Характеристики цветов используют в известном формате HLS, в котором Н (Hue) обозначает - цветовой тон (в градусах в соответствии со спектральным кругом), S (Saturate) - насыщенность (в процентах), L (Lightness) - светлота или яркость (в процентах) (https://htm15book.ru/; https://en.wikipedia.org/wiki/HSL_and_HSV).

В предлагаемом способе используют два теста, первый из них позволяет выявлять наличие или отсутствие цветоанопии, а второй - цветоаномалии.

Тест №1 содержит 6 групп изображений, каждая из которых включает три контрольные ахроматические (серые) изображения одинаковой степени яркости (L 50%) и одно тестовое хроматическое изображение заданного тона такой же яркости (L 50%), но разной степени насыщенности всех тонов при S 10% (фиг. 1), S 30% (фиг.2), S 50% (фиг. 3). Тестируемые цветовые тона включают основные (а - Н 0° или 360° (красный), 6 - Н 120° (зеленый), в - Н 240° (синий)) и дополнительные (г - Н 60° (желтый), д - Н 180° (голубой), е -Н 300° (пурпурный)) (https://htm15book.ru/). Задачей обследуемого является определить, какое из изображений в группе отличается от других и назвать его цвет. Критериальной величиной насыщенности, определяющей наличие/отсутствие цветоанопии, является S равная 10%. S равная ориентировочно 30 и 50% указывают на различные степени цветоанопсии, которые тестирующий устанавливает с учетом наличия/отсутствия органической патологии глазного дна у пациента.

Тест №2 содержит 6 групп хроматических изображений с одинаковой яркостью (L 50%). Каждая группа включает три изображения, соответствующие одному из основных тонов: 1- красному (Н 0° или 360°), 2 -зеленому (Н 120°), 3 - синему (Н 240°) и изображение в каждой группе представляющее собой оттенок основного цвета, соответствующий: 1a - Н 325°, 1б - Н 35°, 2а - Н 85°, 2б - Н 155°, 3а - Н 205°, 3б - Н 275° (https://htm15book.ru/). Для хроматических изображений насыщенность всех тонов и их оттенков S составляет 10% (фиг. 4), S 30% (фиг. 5), S 50% (фиг. 6). Задачей обследуемого является определить, какое из изображений в группе отличается по оттенку основного тона. Критериальной величиной насыщенности, определяющей наличие/отсутствие цветоаномалии, является S равная 10%. S равная ориентировочно 30 и 50% указывают на различные степени цветоаномалии, которые тестирующий устанавливает с учетом наличия/отсутствия органической патологии глазного дна у пациента.

При помощи теста №1 определяют наличие/отсутствие цветанопии по способности отличать хроматический цвет от ахроматического. Если ребенок отличает хроматические цвета уже при их минимальной насыщенности (10%) от ахроматического, отмечают отсутствие цветоанопсии или трихромазию (соответствует норме). Цветанопию слабой степени регистрируют, если обследуемый ребенок не отличает хроматическое изображение определенного тона от ахроматических изображений при S 10%, средней степени - когда ребенок справляется только при S равной ориентировочно 30 и 50% (устанавливаемые тестирующим с учетом наличия/отсутствия органической патологии глазного дна у пациента), и выраженную (полную) - при отсутствии восприятия цветового тона. Как известно, отсутствие восприятия красной части спектра соответствует протанопии, зеленой - дейтеранопии, синей -тританопии. Невосприимчивость к одной из частей спектра характеризует дихромазию, к двум - дихромазию и ко всем трем - ахромазию (Рабкин Е.Б. Полихроматические таблицы для исследования цветоощущения. - М.: Медицина, 1971. - 72 с.).

При помощи теста №2 определяют наличие/отсутсвие цветаномалии (нарушения восприятия оттенков), а при наличии - оценивают ее степень. Если ребенок успешно различает оттенки основных цветов при минимальной насыщенности S 10%, то отмечают отсутствие цветаномалии (нормальное цветовое зрение). Цветаномалию начинают регистрировать, если обследуемый ребенок не отличает оттенки от основного тона уже при S 10%, средней степени - когда ребенок справляется только при S равной ориентировочно 30 и 50% (устанавливаемые тестирующим с учетом наличия/отсутствия органической патологии глазного дна у пациента), и выраженную - при отсутствии способности к различению оттенков во всех группах теста (Рабкин Е.Б. Полихроматические таблицы для исследования цветоощущения. - М.: Медицина, 1971. - 72 с.).

Способ иллюстрируют Фиг. 1-6:

Фиг. 1 - тест 1, S 10%;

Фиг. 2 - тест 1, S30%;

Фиг. 3 - тест 1, S 50%;

Фиг. 4 - тест 2, S 10%;

Фиг. 5 - тест 2, S 30%;

Фиг. 6 - тест 2, S 50%.

В предложенном способе проводят исследование цветового зрения, как принято, в освещенном помещении, предъявляя используемые в тестах изображения на экране монитора, или в распечатанном на бумаге виде (Рабкин Е.Б. Полихроматические таблицы для исследования цветоощущения. - М.: Медицина, 1971. - 72 с; Юстова Е.Н. и др. Набор таблиц для испытания цветового зрения // Патент RU 2078532 С1 (10.05.1997)). Соответственно, при наличии у ребенка аметропии исследование проводят в очках или контактных линзах.

Способ осуществляют следующим образом. Ребенку предъявляют цветные силуэтные картинки в составе первого и второго теста. Используют цветовую модель HSL для первого и второго теста, в каждый из которых входит по 6 групп картинок при L равном 50%, S равном 10%, 30%, 50%. В первом тесте каждая группа включает три ахроматические изображения и одно хроматическое изображение при наличии основных и дополнительных цветов. При отсутствии способности отличать хроматический цвет от ахроматического при наименьшем S равном 10% определяют наличие цветанопии. Во втором тесте каждая группа включает три хроматические изображения - красный, зеленый, синий и их оттенки. При отсутствии способности восприятия оттенков при наименьшем S равном 10% определяют наличие цветаномалии.

Пример 1.

Пациент Т.В. 7 лет.

Диагноз: Без офтальмопатологии на момент осмотра.

Острота зрения: vis OD=1,0; vis OS=1,0. Рефракция эмметропическая обоих глаз. Состояние глазного дна обоих глаз в норме.

Тест№1 - ребенок в каждой из 6 групп тестовых изображений (а, б, в, г, д, е) отличает хроматическое изображение от ахроматических и правильно определяет его цветовой тон: а - Н 0° или 360° (красный), б - Н 120° (зеленый), в - Н 240° (синий), г - Н 60° (желтый), д - Н 180° (голубой), е - Н 300° (пурпурный) (фиг. 1). Цветоанопия отсутствует.

Тест №2 вариант 1 - ребенок из 6 групп тестовых изображений правильно определяет одно, отличающееся по оттенку соответствующему: la - Н 325°, 1б - Н 35°, 2а - Н 85°, 2б - Н 155°, 3а - Н 205°, 3б - Н 275° (фиг. 4). Цветоаномалия отсутствует.

Итоговый результат исследования - трихромазия, цветовое зрение соответствует норме.

Пример 2.

Пациентка С.М. 11 лет.

Диагноз: Врожденная колбочковая дисфункция, частичная атрофия зрительного нерва обоих глаз. Смешанный астигматизм обоих глаз. Врожденный горизонтальный нистагм.

Острота зрения: vis OD=0,07 sph(+)0,75D cyl (-)2,0D axl0°=0,l; vis OS=0,08 sph(+)0,75D cy1 (-)1,75D ax175°=0,1. Состояние глазного дна обоих глаз: Диск зрительного нерва бледный (больше с височной стороны), границы четкие, макулярные рефлексы не определяются, на периферии небольшая диспигментация, сосуды без особенностей. Исследование цветового зрения проведено в очках, соответствующих рефракции ребенка.

Тест№1 - ребенок не отличает хроматические изображения от ахроматических во всех группах (Фиг 1-3). Цветоанопия.

Тест№2 - ребенок не различает оттенки цветов во всех группах теста (Фиг. 4-6). Цветоаномалия.

Итоговый результат исследования - полная ахромазия (отсутствие цветового зрения).

Пример 3.

Пациентка В.А. 13 лет.

Диагноз: Частичная атрофия зрительного нерва обоих глаз. Гиперметропия слабой степени, сложный гиперметропический астигматизм обоих глаз. Врожденный горизонтальный нистагм.

Острота зрения: vis OD=0,4 sph(+)1,5D cyl (+)0,75D ax15°=0,7; vis OS=0,5 sph(+)1,0D cyl (+)0,75D ax165°=0,7. Состояние глазного дна обоих глаз: Диск зрительного нерва немного бледный границы четкие, макулярные рефлексы сглажены, на периферии небольшая диспигментация, сосуды без особенностей. Исследование цветового зрения проведено в очках, соответствующих рефракции ребенка.

Тест№1 - при S 10% (фиг. 1) ребенок не отличает только зеленое изображение от ахроматических изображений. При S 30 и 50% (фиг. 2, 3) во всех группах изображений ребенок отличает хроматические изображения от ахроматических. Цветоанопия в виде дейтеранопии слабой степени.

Тест№2 - при S 10% (фиг. 4) ребенок не различает оттенки красного и оттенки зеленого, оттенки синего различает правильно; при S 30% (фиг. 5) не различает оттенки только зеленого; при S 50% (фиг.6) различает оттенки всех трех основных цветов. Цветоаномалия в виде протаномалии слабой степени, дейтераномалии средней степени.

Пример 4.

Пациентка М.С.8 лет.

Диагноз: Частичная атрофия зрительного нерва обоих глаз. Простой гиперметропический астигматизм обоих глаз. Врожденный горизонтальный нистагм.

Острота зрения: vis OD=0,2 sph(+)l,5D cyl (+)0,75D ax0°=0,4; vis OS=0,2 sph(+)1,0D cyl (+)0,75D ax 180°=0,4. Состояние глазного дна обоих глаз: Диск зрительного нерва немного бледный границы четкие, макулярные рефлексы сглажены, периферия и сосуды без особенностей. Исследование цветового зрения проведено в очках, соответствующих рефракции ребенка.

Тест№1 - при S 10% (фиг. 1) ребенок не отличает зеленое и красное изображения от ахроматических, при S 30 и 50% (фиг. 2, 3) ребенок отличает все хроматические изображения от ахроматических. Протанопия слабой степени и дейтеранопия слабой степени.

Тест№2 - при S 10% (фиг. 4) ребенок не различает оттенки во всех группах изображений; при S 30% (фиг. 5) не различает оттенки красного и зеленого (группы изображений 1а, 1б, 2а, 2б); при S 50% (фиг. 6) различает оттенки во всех группах изображений. Протаномалия средней степени, дейтераномалия средней степени, тританомалии слабой степени.

Таким образом, предложенный способ позволяет оценить качество цветового зрения у детей, включая детей дошкольного и младшего школьного возраста с определением степени и характера выявленных нарушений.

Способ оценки качества цветового зрения у детей, включающий предъявление цветных тестовых изображений, отличающийся тем, что проводят два теста, в качестве тестовых изображений используют 6 групп силуэтных картинок для детей с цветовой моделью HSL при светлоте (L) равной 50%, насыщенности (S) равной 10%, 30%, 50%, причем в первом тесте каждая группа включает три ахроматические картинки и одну хроматическую с основными – красным, зеленым, синим и дополнительными цветами – желтым, голубым, пурпурным, ребенок должен определить, какое из изображений в каждой группе отличается от других и назвать его цвет, и при отсутствии способности отличать хроматический цвет от ахроматического при наименьшем S равном 10% определяют наличие цветанопии; во втором тесте каждая группа включает три хроматические картинки с основными цветами - красным, зеленым, синим и одну хроматическую картинку, представляющую собой оттенок основного цвета, ребенок должен определить, какое из изображений в группе отличается по оттенку основного тона, и при отсутствии способности восприятия оттенков при наименьшем S равном 10% определяют наличие цветаномалии.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области светотехники и касается способа определения относительной спектральной световой эффективности органа зрения человека. Способ включает в себя измерение на визуальном колориметре в выбранной колориметрической системе RGB интенсивности трех основных монохроматических цветов с последующим уравниванием их с единичными интенсивностями монохроматических излучений белого цвета Е во всем диапазоне видимого участка спектра.

Изобретение относится к области светотехники и касается способа определения относительной спектральной световой эффективности органа зрения человека. Способ включает в себя измерение на визуальном колориметре в выбранной колориметрической системе RGB интенсивности трех основных монохроматических цветов с последующим уравниванием их с единичными интенсивностями монохроматических излучений белого цвета Е во всем диапазоне видимого участка спектра.

Изобретение относится к медицине, а именно к области психиатрии, и может быть использовано для диагностики шизофрении. Способ включает в себя определение временной зависимости положения зрачка A(t) при слежении за перемещающимся на экране компьютера по горизонтали по гармоническому закону B(t) тест-объектом в течение времени, за которое тест-объект совершит как минимум 10 полных колебаний.
Изобретение относится к офтальмологии и может быть использовано для проведения микропериметрии при атрофии зрительного нерва. Микропериметрию проводят по программе retina 40° 20 дБ.

Изобретение относится к медицине, оптометрической диагностике и касается определения контрастной чувствительности у пациентов с дисфункциями мозга, может быть использовано в ранней диагностике дегенеративных поражений мозга. Тестирование выполняют для одного или двух глаз в области фотопии на экране стандартного монитора при помощи компьютерной программы с интерфейсом, которая позволяет генерировать в RGB стандарте на экране монитора оптические стимулы в виде фигур, букв или цифр и фон с контрастом серого R=G=B с градациями каждой из компонент цвета от 0 до 255.

Группа изобретений относится к офтальмологии. Способ определения характеристик зрения, включающий проведение исследования.
Изобретение относится к области медицины и предназначено для оценки критической частоты слияния световых мельканий. Оценку критической частоты слияния световых мельканий проводят путем предъявления испытуемому световых мельканий с изменяющейся частотой с помощью носимого устройства, формирующего дополненную реальность.

Изобретение относится к медицине, в частности к медицинскому приборостроению, и может быть использовано в цифровой обработке изображений диска зрительного нерва при глаукоме и других заболеваниях зрительного нерва. Выполняют оценку цветности диска зрительного нерва по системе RGB.
Изобретение относится к медицине, а именно к офтальмологии, и может быть использовано при прогнозировании эффективности плеоптического лечения у детей с амблиопией. Определяют светочувствительность сетчатки в 29 точках макулярной области методом микропериметрии под контролем автотреккинга.
Изобретение относится к медицинской технике. Устройство формирования цветового образца в заданном направлении цветового пространства содержит оптические каналы с блоками формирования эталонного и тестового цветовых стимулов, узел совмещения цветовых стимулов в поле зрения испытуемого, также содержит источники красного, зеленого и синего излучений, которые расположены за каждым из экранов.
Изобретение относится к области медицины, а именно к функциональной диагностике, сомнологии, общественному здоровью и здравоохранению, физиологии труда, хронобиологии, может быть использовано для прогноза скорректированной средней фазы сна по Мюнхенскому тесту у лиц в возрасте от 18 до 22 лет включительно при увеличении экранного времени (ЭВ). Выявляют увеличения ЭВ в минутах. Далее определяют время дневной световой экспозиции (СЭ). Рассчитывают скорректированную среднюю фазу сна по Мюнхенскому тесту (СФС). Далее определяют прогнозируемый сдвиг СФС на более позднее время. После чего прибавляют ко времени рассчитанного значения СФС прогнозируемый сдвиг СФС и получают прогнозируемую СФС при увеличении ЭВ. Способ позволяет осуществить прогноз скорректированной средней фазы сна по Мюнхенскому тесту Munich Chrono-Type Questionnaire у лиц в возрасте от 18 до 22 лет включительно при увеличении экранного времени. 1 табл., 4 пр.
Наверх