Устройство для игры в парные шахматы

Изобретение относится к шахматной игре, а более точно - к устройству для игры в шахматы между двумя парами игроков. Устройство для игры в парные шахматы содержит два игровых поля, два комплекта шахматных фигур, двое связанных между собой шахматных часов, а также средство обмена между игровыми полями данными о расположении шахматных фигур и блок формирования очередности перемещения фигур. Кроме того, устройство дополнительно содержит блок проверки очередности сделанных ходов, обеспечивающий вырабатывание сигнала при нарушении очередности осуществленных полуходов на игровых полях, при этом блок проверки очередности сделанных ходов подключен к блоку формирования дополнительных данных, связанных с игрой в парные шахматы. Преимуществом изобретения является возможность использования в шахматной игре сокращенных временных контролей. 9 з.п. ф-лы, 6 ил.

 

Настоящее изобретение относится к шахматной игре, а более точно - к устройству для игры в шахматы между двумя парами игроков.

Из предшествующего уровня техники в настоящее время известен только один аналог (прототип) заявленного изобретения, как наиболее близкий ему по совокупности существенных признаков. Данный аналог описан в патенте ЕР №1961464 и представляет собой устройство для игры в парные шахматы, содержащее два игровых поля, два комплекта шахматных фигур, двое связанных между собой шахматных часов, а также средство обмена между игровыми полями данными о расположении шахматных фигур и блок формирования очередности перемещения фигур.

Недостатком этого устройства является неудобство его применения в различных соревнованиях из-за необходимости постоянного использования одним из игроков пары средства обмена между игровыми полями данными о расположении шахматных фигур с целью повторения хода, предложенного другим игроком пары. Этот недостаток связан с принципом действия прототипа, в соответствии с которым очередной ход на двух игровых полях может быть совершен только при сохранении жесткой последовательности перемещения шахматной фигуры, а именно, сначала на одном игровом поле, а затем на другом. При этом порядок выполнения этой последовательности определяется заранее в блоке формирования очередности перемещения фигур. Это ограничивает применение прототипа в соревнованиях из-за постоянного отвлечения одного из игроков пары на считывание (с целью дублирования) даже очевидных ходов, число которых в партии является, как правило преобладающим. Кроме отвлечения внимания от шахматной партии постоянное взаимодействие игроков со средством обмена данными увеличивает длительность самой партии и ограничивает возможность применения укороченных временных контролей. Можно отметить, что указанные недостатки прототипа были выявлены в ряде соревнований, в частности, в первом турнире по парным шахматам, который состоялся в Олимпийском комитете России ("64-Шахматное обозрение", №3, 2016. С. 4-76). Видеоматериалы этого турнира размещены на сайте http://www.ncgi.ru/media-materialy в разделе "Первый кубок президента ОКР по шахматам в парном разряде".

Основной задачей, на решение которой направлено изобретение, является создание такого устройства для игры в парные шахматы, при использовании которого очередной шахматный ход может быть сделан без необходимости в сохранении последовательности перемещения фигур на каждом игровом поле.

Поставленная задача решается за счет того, что устройство для игры в парные шахматы, содержащее два игровых поля, два комплекта шахматных фигур, двое связанных между собой шахматных часов, а также средство обмена между игровыми полями данными о расположении шахматных фигур и блок формирования очередности перемещения фигур, дополнительно содержит блок проверки очередности сделанных ходов, обеспечивающий вырабатывание сигнала при нарушении очередности осуществленных полуходов на игровых полях, при этом блок проверки очередности сделанных ходов подключен к блоку формирования дополнительных данных, связанных с проведением игры в парные шахматы.

Технический результат изобретения состоит в техническом эффекте уменьшения продолжительности шахматной партии, что расширяет диапазон временных контролей, которые могут применены в парной игре.

Другие особенности и преимущества данного изобретения будут ясны из подробного описания, а также из пунктов 1-10 формулы изобретения.

Изобретение поясняется прилагаемыми чертежами, на которых:

фиг. 1 изображает общий вид устройства для игры в парные шахматы;

фиг. 2 изображает шахматные средства на первом игровом поле;

фиг. 3 изображает шахматные средства на втором игровом поле;

фиг. 4 изображает схему устройства для игры в парные шахматы;

фиг. 5 изображает портативное устройство для игры в парные шахматы;

фиг. 6 изображает схему алгоритма игры в парные шахматы.

При описании лучших вариантов реализации данного изобретения, а также с целью удобства его дальнейшего рассмотрения, все сокращения, стоящие в скобках после одного или нескольких слов, будут относиться к их начальным буквам.

На фиг. 1 показана общая структура устройства, присущая новому виду шахмат, позволяющему проводить соревнования между двумя парами игроков без взаимодействия между ними в процессе игры. Особенность этой структуры - наличие двух игровых полей (ИП) 1, 2, находящихся на достаточно большом расстоянии друг от друга. При невозможности выполнения этого условия указанные игровые поля должны быть расположены в разных помещениях. Игровое поле 1 находится на шахматном столике (ШС) 3, а ИП 2 - на ШС 4. Каждое игровое поле имеет шестьдесят четыре равных квадрата, попеременно окрашенных в светлые и темные цвета. На каждом игровом поле находятся шахматные фигуры, которые в любой момент времени игры формируют равные шахматные позиции. Для этого устройство для проведения парной игры должно содержать средство обмена данными между игровыми полями о расположении шахматных фигур. Для ограничения времени на обдумывание ходов в шахматных соревнованиях применяют шахматные часы. Кроме игрового поля на ШС 3 расположены шахматные часы (ШЧ) 5, а на ШС 4 - шахматные часы 6. В общем случае шахматные часы связаны между собой через линию связи (ЛС) 7, обозначенную пунктирной линией. Если ИП 1, 2 выполнены в виде электронных шахматных досок (ЭШД), то для соединения шахматных часов вместо ЛС 7 могут быть использованы ЛС 8, ЛС 9, блок управления (БУ) 10, ЛС 11 и ЛС 12.

На фиг. 2 показаны все средства, расположенные на ШС 3. На этом рисунке ЛС 9 не показана, а ШЧ 5 имеют два индикатора - индикатор (И) 13 и И 14. Схема ШЧ 5 является стандартной и достаточно подробно описана в описании выбранного прототипа. Она включает в себя блок отсчета времени (БОВ), подключенный к И 13, 14 и к узлу управления (УУ). Последний содержит разомкнутые (в исходном положении) контакты, связанные с кнопками управления. Посредством других кнопок производят установку параметров работы ШЧ 5, например, установку значения контрольного времени Т0. В состав БОВ входят два счетчика для накопления игрового времени, соединенные с генератором импульсов, частота которого задается кварцевым резонатором. В качестве БОВ могут быть использованы часовые микропроцессоры (ЧМК) типа SMC 5980, выпускаемые фирмой "Seiko Epson". Алгоритм работы БОВ в этом случае вводится в память ЧМК при его изготовлении. Питание ШЧ 5 производится от батареи, соединенной с БОВ через выключатель. В некоторых вариантах конструкции шахматных часов БОВ может быть связан через ЛС 8 и ЛС 9 с БУ 10. Переключение ШЧ 5 со стороны игрока (Иг) 15 производится путем нажатия на кнопку 16, а со стороны Иг 17 - путем нажатия на кнопку 18. На ШС 3 изображено ИП 1, представляющее собой поле квадратной формы, разделенное на квадраты двух чередующихся цветов. Светлые квадраты называются белыми полями, а темные - черными полями. Комплект шахматных фигур состоит из двух групп шахматных фигур. В первую группу 19 входят фигуры светлой окраски (белые), а во вторую группу 20 - фигуры темной окраски (черные). В каждой группе шахматных фигур - король 21, ферзь 22, по две ладьи 23, по два слона 24, по два коня 25 и по восемь пешек 26. Кроме ИП 1 на ШС 3 могут быть нанесены два поля 27 и 28, внутри которых имеются условные обозначения, применяемые для обозначения каждого поля, например, в процессе записи отдельных ходов. Согласно правилам использования алгебраической шахматной нотации внутри поля 27 находятся буквы латинского алфавита (от "а" до "h"), а внутри поля 28 - арабские цифры (от "1" до "8"). Кроме того, каждая фигура имеет свое буквенное обозначение, в частности, на русском языке: король - Кр, ферзь - Ф, ладья - Л, слон - С, конь - К; обозначение пешки - п, применяется только в записи позиций, а в записи партий опускается. С целью индикации передаваемых полуходов используются два устройства отображения информации (УОИ) 29, 30. Шахматным полуходом (или просто полуходом) в данном случае будем называть i (i=1, 2, ...) шахматный ход, произведенный только одной стороной, т.е. полуход - один ход белых или один ход черных, минимальная единица изменения позиции на шахматном поле. В краткой шахматной нотации для обозначения полухода поле, на котором стояла фигура, опускается и указывается только поле, на которое перешла фигура. Например, запись "12. Ле1" обозначает, что 12-ый полуход (i=12) описывает передвижение белой ладьи на поле el, а запись "1.… Ле8"- передвижение черной ладьи на поле е8. Два полухода составляют ход, представляющий собой одну строку в записи шахматной партии, например, два вышеуказанных полухода обозначают 12-й ход "12. Ле1 Ле8". В полной шахматной нотации поле, на котором стояла фигура, также указывается в записи полухода. Например, запись "12. Ле5-Ле1" обозначает, что 12-й полуход описывает передвижение белой ладьи с поля е5 на поле e1. При записи партии используется также знак умножения "х", обозначающий то, что одна фигура бьет другую. Запись "0-0" обозначает короткую рокировку, а запись "0-0-0" - длинную. Устройство отображения информации - это конструктивно завершенный преобразователь информационного электрического сигнала в пространственное распределение параметров излучения. В состав устройства отображения информации могут быть включены одиночные элементы индикации, графические дисплеи различного назначения, а также электронные средства преобразования информационного электрического сигнала в сигналы, вызывающие индикацию, например, графических дисплеев. Некоторые устройства отображения информации имеют в своем составе и элементы управления, предназначенные, например, для обмена отображенными показаниями. Ввод передаваемого полухода может быть осуществлен одним из игроков вручную через устройство ввода (на рисунке не показано), связанное с соответствующим УОИ или автоматически с помощью ЭШД, подключенной к БУ 10. Световые индикаторы (СИ) 31, 32 предназначены для индикации ошибочного дублирования переданного полухода.

На фиг. 3 показаны средства, расположенные на ШС 4. Они являются аналогичными описанным, но под другими обозначениями. На этом рисунке ЛС 11 не показана, а два индикатора ШЧ 6 обозначены как И 33 и И 34. Переключение ШЧ 6 со стороны игрока (Иг) 35 производится путем его нажатия на кнопку 36, а со стороны Иг 37 - путем нажатия на кнопку 38. При этом после совместного нажатия игроком (Иг) 17 на кнопку 18 и игроком (Иг) 37 на кнопку 38 запускается процесс синхронного отсчета времени Т1 на И13 и И33, а после совместного нажатия игроком (Иг) 15 на кнопку 16 и игроком (Иг) 35 на кнопку 36 запускается процесс синхронного отсчета времени Т2 на И 14 и И 34. Изменение времени T1, Т2 производится обычно в формате его обратного отсчета. Причем время, которое дается игрокам вначале партии, называется контрольным временем То. В официальных соревнованиях контрольное время То для всех игроков является, как правило, одинаковым. В момент начала отсчета времени Т1 производится фиксация времени Т2 на индикаторах 14, 34 и, наоборот, в момент начала отсчета времени Т2 производится фиксация времени Т1 на индикаторах 13, 33. Для индикации переданных и полученных полуходов используются УОИ 39, 40. Поля с условными обозначениями отмечены цифрами 41, 42, а световые индикаторы (СИ) ошибочного дублирования - цифрами 43, 44.

На фиг. 4 показана схема БУ 10. Его расположение может быть любым - как между электронными шахматными досками 45, 46, так и внутри каждой из них. Возможно и использование двух БУ 10, расположенных в двух ЭШД и работающих совместно. Средство обмена между игровыми полями 1, 2 данными о расположении шахматных фигур состоит из датчиков расположения шахматных фигур (ДРШФ) 47, 48, связанных через устройства вывода (УсВ) 49, 50 и устройство ввода-вывода (УВВ) 51 с соответствующими УОИ. В качестве ЭШД 45 или ЭШД 46 может быть использована любая шахматная доска, имеющая ДРШФ и УсВ, согласованное с УВВ 51. Кроме прототипа одна из таких шахматных досок описана и в других патентах, выданных одному из авторов данного изобретения, а именно, в патентах ЕА №010334, CN №101325989, IN №275443, IL №191111. Аналоговая часть ее ДРШФ состоит из шестидесяти четырех пар токопроводящих пластин, расположенных под каждым белым и черным полем ИП, а цифровая - из генератора и блока сравнения, содержащего шестьдесят четыре компаратора напряжений. Другие шахматные доски, имеющие ИП 1, 2, ДРШФ 47, 48 и УсВ 49, 50, выпускаются различными фирмами. Так электронная шахматная доска марки DGT с фигурами производится ведущим голландским производителем шахматных изделий "DGT projects". Она имеет ДРШФ и УсВ в виде USB-порта. Для подключения этой ЭШД к БУ 10 устройство ввода-вывода 51 должно быть выполнено в виде USB-порта. Один из вариантов взаимодействия элементов БУ 10 с ЭШД и ШЧ может быть следующий. При перемещении белой шахматной фигуры, например на ЭШД 45, имеющей ИП 1, с ДРШФ 47 снимается и индицируется на УОИ 29 информация об ее изменении положения на игровом поле. Эта индикация производится после передачи информации на вход УОИ 29 через УсВ 49 и УВВ 51. Передача на вход УОИ 39 информации о перемещении фигуры (с целью его дублирования Иг 35) производится после нажатия на кнопку Иг 15 на кнопку 16. Можно отметить, что реальная работа этого варианта показана на опытном устройстве для игры в парные шахматы, презентация которого состоялась в здании Олимпийского комитета России (ОКР). Ее видеоматериалы размещены на сайте http://www.ncgi.ru/media-materialy в разделе "Презентация парного разряда в ОКР". В состав БУ 10 входят также блок формирования очередности перемещения фигур (БФОПФ) 52 и блок формирования дополнительных данных (БФДД) 53. Слежение за соблюдением очередности сделанных полуходов осуществляется в блоке проверки очередности сделанных ходов (БПОСХ) 54. Последний подключен через УВВ 51 к четырем СИ 31, 32, 43, 44 и к двум звуковым излучателям (на рисунке не показаны). Из остальных элементов БУ 10 следует отметить процессор 55 и память 56. Процессор 55 определяет такие основные характеристики БУ 10 как разрядность, производительность и глубина адресуемой памяти. Память 56 включает все виды запоминающих устройств (ЗУ): оперативные ЗУ, сверхоперативные ЗУ, постоянные ЗУ и др. Входящие в БУ 10 средства связаны между собой посредством внутренней шины (ВШ) 57. Здесь можно отметить, что БФОПФ 52, БФДД 53 и БПОСХ 54 могут быть выполнены и на аппаратном уровне. Если алгоритмы работы этих блоков реализованы программными средствами, то использованная для этого специальная программа (СП) должна храниться в памяти 56 блока управления. Очередность (порядок) осуществления полуходов определяется в БФОПФ 52 заранее в соответствии с установленными правилами для данной шахматной партии. Под очередностью понимается порядок назначения внутри играющей пары игрока, который определяет текущий полуход в данный момент времени. В качестве примера приведем возможный вариант очередности полуходов для партии между двумя командами, каждая из которых состоит из двух игроков. В первую команду входят игроки 15 и 35, а во вторую - игроки 17 и 37. Здесь и в дальнейшем очередность i-го полухода для данного игрока будем указывать в круглых скобках, т.е. запись Иг 15 (2i) означает, что играющий белыми фигурами игрок 15 должен делать все четные i-ые полуходы, т.е. i-2, 4, …, например, 14-ый полуход "14. Cb7". А запись Иг 37 (2i - 1) означает, что играющий черными фигурами игрок 37 должен производить все нечетные i-ые полуходы, например, 11-ый полуход "11…Ле8". Важно отметить, что нарушение очередности фиксируется в БПОСХ 54 только в том случае, если полуходы, сделанные игроками одной команды не совпадают.В этом и заключается основная идея данного изобретения, при которой допускается любая последовательность перемещения шахматных фигур 19, 20 на ИП 1, 2. Но без нарушения очередности права выбора очередного полухода, который может быть воспроизведен на двух игровых полях в любой последовательности. Таким образом, если игроки сыграны и понимают друг друга, то посредством исполнения "не в свою очередь" i-го полухода, совпадающего с i-ым полуходом, сделанным по правилам, команда получает преимущество во времени. А это часто является решающим преимуществом в шахматной игре, особенно если последняя проводится с укороченным временным контролем. При нарушении вышеуказанной очередности зажигается соответствующий СИ, сигнализирующий о необходимости правильного дублирования i-го полухода. В этом случае игрок, нарушивший заранее установленную в БФОПФ 52 очередность, должен изменить свой ошибочный полуход на тот, который был передан ему другим игроком в соответствии с его очередностью. После изменения ошибочного полухода в БПОСХ 54 вырабатываются два сигнала - сигнал отключения горящего СИ и сигнал неверности сделанного полухода. Последний поступает на вход БФДД 53, в котором производится формирование дополнительных данных в виде временных промежутков ΔТ (ΔТ>0), которые через УВВ 51, в свою очередь, поступают на вход шахматных часов, уменьшая на их величину текущее время T1, Т2. Например, после нарушения очередности Иг 37 показания Т2 на И 14 и И 34 уменьшаются на ΔТ, т.е. Т2 - ΔТ. Этим достигается игровая компенсация той паре игроков, которые свои ходы делали без ошибок. Вместе с тем, при наличии в БФДД 53 счетчика числа Nw (Nw=1, 2….) нарушений очередности сделанных ходов со стороны белых фигур, а также счетчика числа Nв(Nв=1, 2, …) нарушений очередности со стороны черных фигур возможны и другие варианты компенсации. Если блок БФДД 53 содержит блок сравнения, обеспечивающий формирование сигнала определения победителя (СОП) при большем числе нарушений очередности сделанных ходов со стороны белых фигур (Nw>Nв), то компенсацией может являться присуждение победы игрокам 17, 37. И, наоборот, при большем числе нарушений очередности со стороны черных фигур (Nw<Nв) выигрыш партии присуждается игрокам 15, 35. Если блок сравнения, входящий в БФДД 53, обеспечивает формирование сигнала равенства (CP) при одинаковом числе нарушений очередности сделанных ходов со стороны белых и черных фигур (Nw=Nв), то все эти нарушения на результат партии влияние не оказывают. Можно также отметить, что учет вышеуказанных нарушений очередности может принимать самые разные варианты. Например, БФДД 53 может содержать блок сравнения, обеспечивающий формирование сигнала только в том случае, если только превышено заранее установленное число NP (NP>0) нарушений очередности сделанных ходов. Причем как со стороны белых, так и черных фигур. Этим достигается возможность вести партию, не обращая внимание игрока вначале соревнования на ошибочность дублирования полуходов своего партнера по команде. Определение чисел Nw, Nв, NP, может осуществляться в БФДД 53 и передаваться через ВШ 57 и УВВ 51 на вход УОИ.

На фиг. 5 изображены два переносных устройства (ПУ) 58, 59 для игры в парные шахматы, связанные между собой посредством беспроводного канала 60, в состав которого входят съемные внешние антенны (ВА) 61, 62. Переносные устройства предназначены для игры в шахматы между двумя парами игроков. Кроме съемной внешней антенны каждое переносное устройство имеет также и внутреннюю антенну. Переносные устройства для игры в парные шахматы предназначены для шахматистов-любителей, а также для средних школ в качестве эффективного средства обучения шахматной игре и повышения интеллектуального уровня учащихся. Переносные устройства содержат ДРШФ, а также все необходимые для их работы блоки. Основным отличием переносных устройств от показанных на фиг. 2 и фиг. 3 является то, что имеющиеся в каждом из них ИП, ДРШФ, ШЧ и БУ конструктивно объединены в одном корпусе. Другое отличие заключается в замене УОИ 29 на два ряда светодиодных индикаторов (СвИ) 63, 64, а УОИ 30 - на два ряда СвИ 63, 65. Горение соответствующих СвИ обозначает индикацию квадрата, который в данный момент партии используется СП, хранящейся в памяти 56 блока управления 10. Аналогичным образом отличается и ПУ 59, в котором УОИ 39 заменен на два ряда СвИ 66, 67, а УОИ 40 - на два ряда СвИ 66, 68.

Работа устройства для игры в парные шахматы осуществляется в соответствии со схемой алгоритма, представленного на фиг. 6. Практическая реализация данного алгоритма производится в БУ 10 с помощью СП, а также стандартного программного обеспечения, которое хранится в памяти 56. Если БФОПФ 52, БФДД 53 и БПОСХ 54 выполнены на аппаратном уровне, то действия программы, за которые отвечают эти блоки из нее исключаются. Также следует отметить, что все действия в представленной блок-схеме алгоритма связаны с фигурами только одного цвета. Работа начинается после выполнения действия 69 по формированию очередности выполнения i полуходов, осуществляемых игроками 15, 17, 35, 37. Также действие 69 описывает включение ШЧ 5, 6, которое запускает действие 70 по синхронному отсчету времени Т1 на И 13 и И 33 или по синхронному отсчету времени Т2 на И 14 и И 34. Если действие 71, связанное с выполнением i-ro полухода на двух ИП 1, 2, выполнено ("Да" в условии 72) и очередность не нарушена ("Нет" в условии 73), то в случае продолжения шахматной игры ("Да" в условии 74) и в соответствии с установленной в БФОПФ 52 очередностью производится переход к следующему (i+1)-му полуходу (действие 75). Если очередность нарушена ("Да" в условии 73), то в БФДД 53 формируется временной промежуток ДТ (действие 76), который через ВШ 57 и УВВ 51 поступает на вход соответствующих шахматных часов. При окончании шахматной партии ("Нет" в условии 74) в БУ 10 или в БОВ вырабатывается команда останова шахматных часов (действие 77).

Теперь приведем конкретный пример, иллюстрирующий описанное изобретение. Предположим, что игра проходит с помощью вышеописанного устройства, предназначенного для игры в шахматы между двумя командами, первая из которых состоит из игроков 15 и 35, а вторая - из игроков 17 и 37. Причем очередность полуходов, записанная в БФОПФ 52, была установлена следующей: Иг 15 (2i - 1), Иг 35 (2i), Иг 17 (2i - 1), Иг 37 (2i). Кроме того, в БФДД 53 предусмотрена только одна компенсация за нарушение очередности: это уменьшение времени на шахматных часах "нарушителя" на временной промежуток ΔТ=5 сек. Последний хранится в БФДД 53 и выдается через ВШ 57 и УВВ 51 на вход соответствующих шахматных часов. Появление на их входе временного промежутка ΔТ=5 сек обусловлено поступлением с выхода БПОСХ 54 на вход БФДД 53 сигнала считывания. Если ШЧ имеют вышеотмеченный БОВ, то в нем и производится операция уменьшения текущего времени Т1 или Т2. Причем управляющий сигнал (УС) на проведение этой операции поступает из процессора 55. Вначале партии на всех индикаторах ШЧ 5, 6 установлено контрольное время Т0=10 мин. Причем после запусков (действие 70) двух шахматных часов на УОИ 29 индицируется мигающая надпись (короткий текст) "Ход", что означает очередь полухода со стороны Иг 15, а на УОИ 39 индицируется мигающая надпись "Повтор хода", что означает необходимость дублирования игроком 35 сделанного полухода. На УОИ 39 и УОИ 40 в этот момент высвечиваются соответственно немигающие слова "Ход" и "Повтор хода". Что означает приготовиться игроку 15 к текущему полуходу, а игроку 37 - к его дублированию. Мигающие и немигающие надписи "Ход" и "Повтор хода" формируются процессором 55 и распределяются по УОИ 29, 30, 39, 40 в соответствии с командами, формируемыми в БФОПФ 52. После включения ШЧ 5, 6 на двух ИП 1, 2 был сделан первый (i=1) полуход: 1. е2-е4 (9 мин 57 сек). Здесь и далее в скобках после сделанных полуходов белыми фигурами указывается зафиксированное на индикаторах И 13 и И 33 время Т1. Полуход был сделан сначала Иг 35, а затем Иг 15. Процесс осуществления этого полухода был следующий. Через 2 секунды после запуска ШЧ 5, 6 игрок 35 сделал на ИП 2 полуход °1. е2-е4° и нажал на кнопку 36. Затем игрок 15 сделал на ИП 1 полуход °1.е2-е4° и через 3 сек после запуска шахматных часов нажал на кнопку 16. После чего на УОИ 29 вместо мигающей надписи "Ход" появилось немигающее сообщение "Повтор хода", а на УОИ 39 вместо мигающего сообщения "Повтор хода" - немигающая надпись "Ход". На УОИ 30 и УОИ 40 после этого возникли соответственно мигающие слова "Ход" и "Повтор хода". Видно, что эти сообщения появились в соответствии с вышеуказанной очередностью, записанной в БФОПФ 52. Так как сделанный полуход "1. е2-е4" был выполнен на обоих ИП 1, 2 без нарушения очередности ("Нет" в условии 73), связанной с изменением игроком 35 "своего" полухода из-за его несовпадения с полуходом, сделанным "по своей" очереди, ШЧ 5, 6 стали отсчитывать время Т2, а время Т1=9 мин 57 сек было зафиксировано на И 13 и И 33. Ответный полуход "1… Kb8 - Kc6 (9 мин 56 сек)" был сделан Иг 17 и Иг 37. Здесь и далее в скобках после сделанных полуходов черными фигурами указывается зафиксированное на индикаторах И 14 и И 34 время Т2. В отличии от предыдущего полуход "1…Kb8 - Kc6" был сделан сначала Иг 17 в соответствии "со своей очередью", а затем Иг 37. Процесс осуществления полухода был следующий. Игрок 17 сделал на ИП 1 полуход и нажал на кнопку 18 шахматных часов 5. В результате этот полуход был передан на ШС 4 и высвечен на УОИ 40. После чего Иг 37 повторил этот полуход на ИП 2 и нажал на кнопку 38 шахматных часов 6. После чего все УОИ стали индицировать следующие текстовые сообщения: УОИ 29 - мигающее "Повтор хода", УОИ 30 - немигающее "Повтор хода", УОИ 39 - мигающее "Ход", УОИ 40 - немигающее "Ход ". Видно, что чередование текстовых сообщений произошло в соответствии с вышеустановленной очередностью. Передача полуходов с одного УОИ на другое производится через УсВ 49, УВВ 51 и УсВ 50 после поступления на их управляющие входы соответствующих микрокоманд от процессора 55 и БФОПФ 52. Следующие восемь ходов были сделаны без нарушения установленной в БФОПФ 52 очередности: 2. Kg1-Kf3 (9 мин 54 сек) e7-e6 (9 мин 52 сек) 3. d2-d4 (9мин 51 сек) d7-d5 (9 мин 43 сек) 4. Cf1-Cd3 (9 мин 44 сек) d5×d4 (9 мин 37 сек). 5 Cd3×Ce4 (9 мин 38 сек) Cc8-Cd7 (9 мин 29 сек) 6. 0-0 (9 мин 08 сек) Kg8 ×Kf6 (9 мин 12 сек) 7. Лf1-Ле1 (8 мин 53 сек) Kf6×Ke4 (8 мин 59 сек) 8. Ле1×Ле4 (8 мин 34 сек) Cf8-Ce7 (8 мин 00 сек). Через 3 сек после совместного нажатия игроками 17, 37 на кнопки 18, 38, т.е. после совершения на ИП 1, 2 восьмого полухода "Cf8-Ce7", игрок 35 решил не дожидаться на своем УОИ 39 нечетного девятого полухода со стороны Иг 15 и выполнил на ИП 2 очевидный с его точки зрения полуход "9. Ле4-Ле1. Это выполнение заключалось в перемещении на ИП 2 ладьи 14 и нажатии на кнопку 36. Через 7 сек Иг 15, соблюдая очередность, сделал другой полуход "9. с2-с4", передав его (после нажатия на кнопку 16) через УОИ 39 игроку 35. Увидев этот полуход на своем УОИ 39 игрок 35 вернул ладью 14 на поле "е4" и повторил на ИП 2 переданный ему Иг 15 полуход "9. с2-с4", повторно нажав после этого на кнопку 36. При этом в момент этого нажатия на индикаторах 13 и 33 высвечивалось значение Т1=8 мин 05 сек. Осуществление этого полу хода на двух ИП 1, 2 была зафиксировано после повторного нажатия Иг 35 на кнопку 36. После этого в БПОСХ 54 было зафиксировано нарушение очередности, а в БФДД 53 сформирован временной промежуток ΔТ=5 сек, который через УВВ 51 был передан на вход ШЧ 5, 6 и в их БОВ после начала отсчета времени Т2 уменьшил время Т1 на свою величину, т.е. после включения И 14 и И 34 на индикаторах 13, 33 было зафиксировано время Т1=8 мин 05 сек - 5 сек=8 мин 00 сек, а девятый полуход отмечен в партии как 9. с2-с4 (8 мин 00 сек*). Здесь и далее значение времени со звездочкой обозначает его скорректированность временным промежутком ΔТ. Ответный полуход "9.…f7-f5 (6 мин 12 сек)" был сделан Иг 17, 37 без нарушения игроками установленной очередности: Иг 15 (2i - 1), Иг 35 (2i), Иг 17 (2i - 1), Иг 37 (2i). Следующие 6 ходов были сделаны с двумя нарушениями со стороны белых и с одним нарушением со стороны черных фигур: 10. Ле4-Ле1 (7 мин 35 сек) 0-0 (5 мин 49 сек) 11. Kb1-Кс3 (5 мин 01 сек) f5-f4 (4 мин 05 сек) 12. Фd1-Фd3 (4 мин 03 сек*) Фd8-Фe8 (3 мин 51 сек) 13. g2-g3 (3 мин 47 сек) f4 × g3 (3 мин 34 сек) 14. h2×g3 (3 мин 23 сек) Фе8-Фе7 (3 мин 27 сек*) 15. Cc1-Cf4 (3 мин 11 сек) g7-g5 (3 мин 00 сек) 16. d4-d5 (3 мин 01 сек) e6×d5 (2 мин 59 сек). Соперники согласились на ничью и остановили шахматные часы (действие 77).

Изобретение может быть использовано для организации чемпионата мира в парном разряде. Использование изобретения может заключаться также в организации массового выпуска портативных шахмат, предназначенных для игры в шахматы между двумя парами игроков без их взаимодействия в течение всей партии. Дополнительным преимуществом изобретения является возможность использования в шахматной игре укороченных временных контролей. Это объясняется исключением во время шахматной партии тех промежутков времени, которые игрок пары должен потратить на считывание переданных ему полуходов для их дублирования при использовании прототипа.

1. Устройство для игры в парные шахматы, содержащее два игровых поля, два комплекта шахматных фигур, двое связанных между собой шахматных часов, а также средство обмена между игровыми полями данными о расположении шахматных фигур и блок формирования очередности перемещения фигур, отличающееся тем, что содержит блок проверки очередности сделанных ходов, обеспечивающий вырабатывание сигнала при нарушении очередности осуществленных полуходов на игровых полях, при этом блок проверки очередности сделанных ходов подключен к блоку формирования дополнительных данных, связанных с проведением игры в парные шахматы, при этом блок проверки очередности через устройство ввода-вывода подключен к четырем световым индикаторам, расположенным на двух игровых полях, по два индикатора на каждое поле, которые предназначены для индикации ошибочного дублирования переданного полухода.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что блок проверки очередности сделанных ходов подключен по меньшей мере к двум звуковым излучателям.

3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что блок формирования дополнительных данных подключен к шахматным часам и обеспечивает формирование временных промежутков, на величину которых изменяются показания игрового времени.

4. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что блок формирования дополнительных данных содержит счетчик числа нарушений очередности сделанных ходов со стороны белых фигур.

5. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что блок формирования дополнительных данных содержит счетчик числа нарушений очередности сделанных ходов со стороны черных фигур.

6. Устройство по п. 4 или 5, отличающееся тем, что блок формирования дополнительных данных содержит блок сравнения, обеспечивающий формирование сигнала при одинаковом числе нарушений очередности сделанных ходов со стороны белых и черных фигур.

7. Устройство по п. 4 или 5, отличающееся тем, что блок формирования дополнительных данных содержит блок сравнения, обеспечивающий формирование сигнала при большем числе нарушений очередности сделанных ходов со стороны белых фигур.

8. Устройство по п. 4 или 5, отличающееся тем, что блок формирования дополнительных данных содержит блок сравнения, обеспечивающий формирование сигнала при большем числе нарушений очередности сделанных ходов со стороны черных фигур.

9. Устройство по п. 4 или 5, отличающееся тем, что блок формирования дополнительных данных содержит блок сравнения, обеспечивающий формирование сигнала при превышении заранее установленного числа нарушений очередности сделанных ходов со стороны черных фигур.

10. Устройство по п. 4 или 5, отличающееся тем, что блок формирования дополнительных данных содержит блок сравнения, обеспечивающий формирование сигнала при превышении заранее установленного числа нарушений очередности сделанных ходов со стороны белых фигур.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к шахматной игре, а более точно - новому виду шахматной игры, а именно к устройству для игры в продвинутые шахматы, использующему современные технические возможности. Устройство для игры в продвинутые шахматы содержит игровое поле, разделенное на квадраты двух чередующихся цветов, комплект шахматных фигур, шахматные часы, в которых имеется блок отсчета времени, подключенный к двум индикаторам и к узлу управления, а также вычислительное устройство, подключенное к двум устройствам отображения информации и имеющее аналитический блок, предназначенный для анализа шахматной позиции.

Изобретение относится к дистанционному виду шахматной игры, а именно к новому виду дистанционных шахмат, использующих современные коммуникационные возможности. Устройство для игры в дистанционные шахматы содержит обслуживающий компьютер, связанный с заданным числом средств вычисления ходов, а также сетевой адаптер, предназначенный для передачи очередного полухода через глобальную компьютерную сеть.

Изобретение относится к игре сянци, которая содержит игровую доску, расчерченную через равные промежутки вертикальными и горизонтальными линиями и диагональными линиями в дворцах, набор игровых фишек красного и черного цветов с надписями, отличающаяся тем, что игровая доска выполнена с отверстиями в точках пересечений вертикальных и горизонтальных линий и цифровыми указателями горизонтальных линий, содержит устройства перемещения подвижных ползунков со штоками и что игровые фишки выполнены с центральными отверстиями.

Изобретение относится к настольным играм и может быть использовано для игр на досках, например шахмат, сеги, шашек и др. Игра содержит доску с игровым полем, разделенным на подвижные клетки, чередующиеся по цвету и образующие продольные и поперечные ряды, два одинаковых набора шахматных фигур разного цвета, механизмы перемещения подвижных ползунков с фиксирующими скобами.

Изобретение относится к играм на досках, преимущественно к шахматам, а также к области психофизиологии и педагогики спорта, в частности к методам тренировки спортсменов, занимающихся шахматами, и может быть использовано в шахматных школах при оценке качества подготовки шахматистов. Согласно изобретению проводят тестирование, теоретические занятия по изучению техники игры (используют либо показ различных шахматных партий на компьютере, либо альбомы с полным решением и разбором партий).

Изобретение относится к устройствам для демонстрации шахматной игры и способам их работы. Электронная шахматная доска состоит из доски для игры в шахматы, по всему игровому полю которой распределена передающая катушка, которая имеет электромагнитную связь с приемными катушками, расположенными под каждым из игровых полей шахматной доски, соединенными с многоканальным аналоговым коммутатором и далее с усилительным каскадом, амплитудным детектором, генератором, аналого-цифровым преобразователем и микроЭВМ, имеющей двустороннюю связь с блоком связи с внешней ЭВМ, причем внутри каждой шахматной фигуры расположен колебательный контур на ферритовом сердечнике.

Изобретение относится к устройствам для демонстрации шахматной игры и способам их работы. Электронная шахматная доска состоит из доски для игры в шахматы, по всему игровому полю которой распределена передающая катушка, которая имеет электромагнитную связь с приемными катушками, расположенными под каждым из игровых полей шахматной доски, соединенными с многоканальным аналоговым коммутатором и далее с усилительным каскадом, амплитудным детектором, генератором, аналого-цифровым преобразователем и микроЭВМ, имеющей двустороннюю связь с блоком связи с внешней ЭВМ, причем внутри каждой шахматной фигуры расположен колебательный контур на ферритовом сердечнике.

Предлагаемое изобретение относится к области настольных игр, в частности к доскам для игры в шашки. В предлагаемой доске каждый ряд составлен из четырех квадратов, каждый из которых развернут в плоскости доски вокруг своей проходящей через центр квадрата вертикальной оси на 45° так, что квадраты касаются друг друга углами, а каждый из рядов установлен вплотную друг к другу со смещением всех четных на размер, равный половине диагонали квадрата.

Изобретение относится к области игр на досках с небольшими игральными предметами, передвигаемыми как вручную, так и автоматически, используя электрические и механические средства. Роботизированные шахматы содержат механизм передвижения фигурок, систему определения положения фигурок на игровом поле и блок электроники, управляющий всеми органами устройства.

Изобретение относится к периферийным устройствам для проведения шахматных, шашечных и других типов игр, предполагающих использование различных по цвету и(или) игровому функционалу фигур на игровых плоскостях с координатными сетками с проводным или беспроводным подключением к компьютеру, и может быть использовано при проведении электронных игр с компьютером, турниров с протоколированием результатов, реализации дистанционных форм обучения.
Наверх