Сплав на основе титана и компонент выхлопной системы



F01N13/00 - Глушители выхлопа или выхлопные устройства для машин или двигателей вообще; глушители выхлопа или выхлопные устройства для двигателей внутреннего сгорания (устройства и приспособления силовых установок транспортных средств, связанные с выпуском отработанных газов B60K 13/00; глушители шума всасывания, специально приспособленные для двигателей внутреннего сгорания или расположенные на них F02M 35/00; поглощение шума или снижение его уровня вообще G10K 11/16)

Владельцы патента RU 2781823:

Публичное акционерное общество "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" (RU)

Изобретение относится к металлургии, в частности к созданию низколегированных титановых сплавов на основе титана, и может быть использовано для изготовления изделий, длительно работающих при высоких температурах, в частности компонентах выхлопных систем двигателей транспортных средств. Сплав на основе титана содержит, мас.%: алюминий 1,5-3,0, молибден 0,1-0,5, медь 0,5-1,5, кремний 0,1-0,6, железо не более 0,2, кислород не более 0,15, углерод не более 0,1, азот не более 0,03, водород не более 0,015, титан и неизбежные примеси - остальное. Сплав обладает комплексом высоких механических и эксплуатационных свойств, в частности высоким сопротивлением ползучести. Сплав пригоден для формовки в холодном состоянии. 2 н.п. ф-лы, 3 ил., 2 табл.

 

Изобретение относится к цветной металлургии, в частности к созданию низколегированных титановых сплавов на основе титана, обладающих жаропрочностью и термической стабильностью, и может быть использовано для изготовления изделий, длительно работающих при высоких температурах, в частности компонентах выхлопных систем двигателей транспортных средств.

В различных коммерческих применениях, таких как производство двигателей внутреннего сгорания и выхлопных систем, сплавы на основе титана используются в производстве компонентов для них, таких как впускные и выпускные клапаны, корпуса, рабочая крыльчатка турбины, трубы и баки. Во многих из этих применений компоненты двигателей, в частности выхлопных систем, изготовленные из низколегированных сплавов на основе титана, подвергаются рабочим температурам порядка 500-800°С. Поэтому эксплуатационные свойства сплавов, такие как жаропрочность и стойкость к окислению, являются приоритетными. Кроме того, используемый материал должен обладать достаточной технологической пластичностью, потому что компоненты, в основном, изготовляют холодной формовкой из листового проката и путем изгиба сварных труб.

По мере того как конструкторы двигателей внутреннего сгорания повышают эффективность работы двигателей, соответственно, повышаются такие характеристики как давление наддува, степень сжатия и рабочие температуры. Повышение уровня указанных характеристик приводит к потребности в материалах, которые имеют повышенные эксплуатационные свойства при более высоких рабочих температурах и давлениях в камере сгорания и выхлопной системе, чем в настоящее время достижимы традиционными низколегированными титановыми сплавами.

Следовательно, востребованными являются материалы, обладающие, кроме их низкой цены, как можно большим сочетанием высоких значений механических и эксплуатационных свойств.

Известен стойкий к окислению высокопрочный титановый сплав, состоящий в основном из, мас.%: от 0,2 до менее 0,5 железа, от 0,02 до менее 0,12 кислорода, от 0,15 до 0,6 кремния и остальное - титан и случайные примеси. При этом сплав дополнительно содержит, по меньшей мере, один элемент, выбранный из группы, состоящей из Al, Nb, V, Mo, Sn, Zr, Ni, Cr и Ta, с общим содержанием менее 1,5 (Патент США №7767040, публ. 03.08.2010, МПК С22С 14/00).

Сплав имеет высокие пластические свойства, однако обладает пониженной стойкостью к высокотемпературному окислению.

Известен низколегированный титановый сплав, обладающий превосходной стойкостью к высокотемпературному окислению и коррозии, используемый в качестве материала выхлопной системы для транспортного средства или мотоцикла и содержащий, мас.%, Al: 0,30-1,50%, Si: 0,10-1,0% и дополнительно содержащий Nb: 0,1-0,5 (Патент США №7166367, публ. 23.01.2007, МПК В32В 15/01; С22С 14/00, F01N 7/16) - прототип.

Сплав обладает высокими прочностными и пластическими свойствами при комнатной и повышенной температуре, однако имеет недостаточный уровень жаропрочности.

Задачей, на решение которой направлено изобретение, является создание низколегированного титанового сплава с возможностью изготовления из него широкой номенклатуры изделий, в том числе используемых в компонентах двигателей и выхлопных системах транспортных средств.

Техническим результатом, достигаемым при осуществлении изобретения, является получение титанового сплава, обладающего комплексом высоких механических и эксплуатационных свойств, включая повышенный уровень жаропрочности, с возможностью формовки в холодном состоянии.

Технический результат достигается тем, что предложен сплав на основе титана, содержащий алюминий, молибден, кремний, кислород, азот, железо, водород, при этом компоненты сплава взяты в следующем соотношении, мас.%:

Алюминий 1,5-3,0
Молибден 0,1-0,5
Медь 0,5-1,5
Кремний 0,1-0,6
Железо не более 0,2
Кислород не более 0,15
Углерод не более 0,1
Азот не более 0,03
Водород не более 0,015

Титан и неизбежные примеси - остальное, и компонент выхлопной системы транспортного средства, изготовленный из этого сплава.

В состав сплава введены легирующие элементы из различных групп стабилизаторов: альфа-стабилизаторы: алюминий, кислород, углерод, азот; бета-стабилизаторы: молибден, железо, кремний. В одном из вариантов изобретения в сплав введен бета-стабилизатор - медь.

Алюминий повышает жаропрочность и сопротивление ползучести, уменьшая образование окалины при высокой температуре. Содержание алюминия в сплаве принято от 1,5-3,0 мас.%. Для сохранения оптимальной технологической пластичности максимальное содержание алюминия в сплаве ограничено 3 мас.%.

Содержание кислорода, азота и углерода в указанных пределах наряду с повышением прочности повышает температуру аллотропического превращения титана и обеспечивает сохранение высокого уровня прочности и пластичности. Более высокие концентрации кислорода, углерода и азота понижают технологическую пластичность и ударную вязкость сплава.

Группа бета-стабилизаторов (Mo, Fe, Si, Cu).

Легирование сплава молибденом в количестве 0,1-0,5 мас.%. способствует повышению прочности за счет появления в структуре прослоек β-фазы, которые являются межфазными границами и тормозят движение дислокаций при деформации, а также препятствуют собирательному росту α-зерен при высоких температурах. Содержание молибдена более 0,5 мас.%. снижает жаропрочность, поскольку уменьшается температура полиморфного превращения сплава и увеличивается доля β-фазы в структуре.

Наличие в сплаве кремния, который присутствует в твердом растворе титана, повышает сопротивление ползучести. Содержание кремния в сплаве установлено в диапазоне от 0,1 до 0,6 мас.%. В указанном диапазоне кремний образует с титаном интерметаллидное соединение - силицид (Ti3Si). Образование в сплаве необходимого количества силицидов повышает жаропрочность, сопротивление ползучести и препятствует росту α-зерен при высоких температурах. Кроме того, кремний существенно повышает стойкость к окислению сплава до концентрации 0,6 мас.%. При большей концентрации снижается технологическая пластичность/формуемость.

Медь, являясь эвтектоидообразующим элементом и имея при этом высокую растворимость в альфа-фазе титана, обеспечивает эффект твердорастворного упрочнения. Образование интерметаллидных частиц Ti2Cu, ограничивая миграцию границ при высокой температуре, позволяет увеличить жаропрочность сплава, однако чрезмерное количество частиц фазы Ti2Cu снижает пластичность сплава при комнатной температуре, поэтому содержание меди в предлагаемом сплаве определено не более 1,5 мас.%.

Максимальное содержание водорода в сплаве, ограниченное 0,015 мас.%, позволяет избежать охрупчивания сплава по причине возможного образования гидридов титана.

Композиция элементов, введенных в состав сплава в заявляемом соотношении и характеризующихся в отдельности благоприятным влиянием на стойкость к окислению титана, позволяет достичь аддитивного эффекта в части получения высоких значений жаропрочности при обеспечении прочностных, пластических свойств в сочетании с удовлетворительной стойкостью к окислению по отношению к известным низколегированным титановым сплавам.

Промышленная применимость изобретения подтверждается примером его конкретного выполнения.

Для исследования свойств предлагаемого сплава был выплавлен слиток массой 2100 кг по промышленной технологии методом вакуумно-дугового переплава. Химический состав сплава приведены в табл. 1.

Слиток подвергали деформированию ковкой и последующей прокатке с получением рулона толщиной 0,9 мм. Для исследования механических свойств сплава осуществляли вырезку образцов в состоянии поставки. Для анализа механических свойств проводили испытания на растяжение при температурах 20°С, 500°С, 700°С, для оценки критерия штампуемости материала проводили испытания на глубокую вытяжку по Эриксену. Значения механических свойств сплава при растяжении в состоянии поставки (отожженное состояние) приведены в табл. 2 и сравнительном графике, представленном на фиг. 1.

Для моделирования работы материала при эксплуатации в изделии проводили изотермический отжиг образцов сплава в статическом лабораторном воздухе при температурах 560°С и 800°C с продолжительностью выдержки 1000 и 200 часов соответственно. После чего осуществляли исследование стойкости к окислению посредством расчета привеса массы образцов, выраженного в мг/см. Результаты исследований стойкости к окислению в сравнении со сплавом-прототипом приведены на графиках зависимости привеса сплавов от квадратного корня из времени окисления при температурах 560°С и 800°С, представленных, соответственно, на фиг. 2 и фиг. 3.

Анализ результатов испытаний и данных исследований показал, что предлагаемый сплав обладает комплексом высоких механических и эксплуатационных свойств по отношению к известным низколегированным сплавам. Результаты оценки сопротивления окислению образцов сплава после длительного изотермического отжига демонстрируют долговечность материала.

1. Сплав на основе титана, содержащий алюминий, молибден, кремний, железо, кислород, углерод, азот, водород, отличающийся тем, что сплав дополнительно содержит медь при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Алюминий 1,5-3,0
Молибден 0,1-0,5
Медь 0,5-1,5
Кремний 0,1-0,6
Железо не более 0,2
Кислород не более 0,15
Углерод не более 0,1
Азот не более 0,03
Водород не более 0,015
Титан и неизбежные примеси остальное

2. Компонент выхлопной системы транспортного средства, изготовленный из сплава на основе титана, отличающийся тем, что он изготовлен из сплава на основе титана по п. 1.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к металлургии, в частности к созданию титановых сплавов на основе титана, обладающих сопротивлением высокотемпературному окислению, и может быть использовано для изготовления изделий, длительно работающих при высоких температурах, в частности компонентов выхлопных систем двигателей транспортных средств.

Изобретение может быть использовано в устройствах экранирования высокотемпературных зон, в частности, двигателей внутреннего сгорания. Устройство экранирования высокотемпературных зон, в частности, двигателя внутреннего сгорания, включает теплозащитный экран (10), деталь (12) и крепежный элемент (22).

Предлагается элемент для поддержания монолитов, содержащих катализаторы, в потоке выхлопных газов от источников горения, содержащий две пары противоположных стенок, в котором стенки образуют прямоугольную или квадратную форму, внутреннее пространство, образованное стенками, впускной конец, выпускной конец, по меньшей мере один блокирующий элемент, по меньшей мере один мат и по меньшей мере один монолит, содержащий впуск, выпуск, четыре боковые стороны и по меньшей мере один катализатор, эффективный в отношении уменьшения концентрации одного или более газов в выхлопных газах, в котором по меньшей мере один мат и по меньшей мере один монолит расположены внутри рамного элемента таким образом, что по меньшей мере по меньшей мере один мат расположен между монолитом и каждой смежной стенкой, каждый блокирующий элемент расположен поперек впускного конца или выпускного конца рамного элемента и соединен с двумя противоположными сторонами рамного элемента.

Предлагаются емкость для мочевины для системы SCR постобработки и крышка этой емкости. Крышка емкости установлена на порте впрыскивания жидкости корпуса емкости для мочевины.

Предложена методика синтеза для производства фазово-чистого алюмосиликатного цеолита в качестве катализаторов для обработки выхлопного газа сгорания. Способ получения алюмосиликатного цеолита включает реакцию синтез-геля, содержащего по меньшей мере один цеолит Y, источник фторида, представляющий собой HF, и структурообразующий агент, где реакцию осуществляют при температуре от 120 до 180°C в течение от 1 до 15 дней при значении pH менее чем 11, с образованием кристаллов цеолита с малыми порами CHA, и где катион SDA выбран из триметиладамантаммония, N,N,N-диметилэтилциклогексиламмония, или их комбинации; или цеолита cо средними порами, выбранного из MFI, STW, и катион SDA выбран из тетрапропиламмония, 2-этил-1,3,4-триметилимидазолия или их комбинации; или цеолита с большими порами BEA, где структурообразующий агент представляет собой тетраэтиламмоний, в котором синтез-гель имеет одно или более из следующих композиционных молярных отношений: SiO2/Al2O3 от 12 до 500; SDA2O/Al2O3 от 3 до 125; H2O/Al2O3 от 30 до 7500; OH-/SiO2 от 0,4 до 0,6; и/или F-/SiO2 от 0,4 до 0,6.

Изобретение относится к цеолитам в качестве катализаторов для обработки выхлопного газа. Предложены алюмосиликатный цеолит с каркасом ITW, характеризующийся фазовой чистотой по меньшей мере 90% и отношением кремнезема к глинозему менее 140, алюмосиликатный цеолит с каркасом STW, характеризующийся фазовой чистотой по меньшей мере 90% и отношением кремнезема к глинозему менее 100, и алюмосиликатный цеолит с каркасом СНА, характеризующийся фазовой чистотой по меньшей мере 90% и отношением кремнезема к глинозему 20-500.

Раскрыто близко расположенное к выхлопному коллектору двигателя каталитическое устройство и его применение в системе выпуска для двигателей внутреннего сгорания. Спаренное каталитическое устройство для очистки выхлопного газа, содержащее: расположенную выше по потоку подложку и расположенную ниже по потоку подложку, причем расположенная выше по потоку подложка пространственно отделена от расположенной ниже по потоку подложки, при этом расположенная выше по потоку подложка содержит первую композицию тройного катализатора (TWC), а расположенная ниже по потоку подложка содержит вторую композицию TWC, при этом каждая из первой и второй композиций TWC содержит компонент, накапливающий кислород (OSC), причем загрузка OSC в расположенной ниже по потоку подложке больше загрузки OSC в расположенной выше по потоку подложке и составляет по меньшей мере 2,2 г/дюйм3.

Изобретение относится к турбонагнетательному блоку (10) для двигателя внутреннего сгорания, в частности, транспортного средства промышленного назначения. Турбонагнетательный блок (10) имеет турбонагнетатель (11), содержащий корпус (20) турбины.

Предлагаются система (1) очистки отходящего газа и способ очистки отходящего газа (ОГ) на борту корабля. Система (1) очистки отходящего газа содержит первую подсистему (3), включающую в себя скрубберный блок (15), содержащий скруббер (17), приспособленный промывать отходящий газ (ОГ) текучей средой скруббера, и центробежный сепаратор (9), находящийся в сообщении с скрубберным блоком (15), для приема текучей среды скруббера после промывки и ее разделения на первую и вторую фракции, где вторая фракция является более загрязненной, чем первая фракция.

Предложены способы для эксплуатации системы двигателя с разветвленной выпускной системой, обеспечивающей рециркуляцию продувочного воздуха и отработавших газов в заборный канал через первый выпускной коллектор и отработавших газов в выпускной канал через второй выпускной коллектор. В одном примере первый клапан, расположенный в магистрали рециркуляции отработавших газов (РОГ), установленной между заборным каналом и первым выпускным коллектором, соединенным с первой группой выпускных клапанов цилиндров, и/или второй клапан, расположенный в проточном канале, установленном между первым выпускным коллектором и выпускным каналом, можно регулировать в зависимости от измеренного давления в первом выпускном коллекторе.

Изобретение относится к медицине и ветеринарии и может быть использовано для восстановительной хирургии черепно-челюстно-лицевой области после резекции опухоли и для профилактики местного рецидива онкологического заболевания. Имплантат представляет собой пластину из титанового сплава ВТ6 с отверстиями округлой формы.
Наверх