Способ ремонта кулисы механической коробки переключения передач с помощью ремонтных комплектов втулок

Изобретение относится к области автомобильной промышленности. Способ ремонта кулисы механической коробки переключения передач включает удаление дефектных втулок балансира кулисы и установку ремонтного комплекта втулок в корпус кулисы с дальнейшим закреплением и регулировкой кулисы. Устанавливают ремонтный комплект втулок, состоящий из прямоугольной втулки-фиксатора с четырьмя прорезями, квадратной втулки балансира и круглой втулки балансира с металлической обоймой внутри или из двух полусферных втулок под шар кулисы, или из втулки-коромысла с техническими отверстиями, нижней втулки под шар кулисы, верхней втулки под шар кулисы, втулки-штифта для фиксации втулки-коромысла, втулки-ползунка для скольжения втулки-коромысла и втулки, или из нижней втулки под шар рычага кулисы и верхней втулки под шар рычага кулисы, или из верхней и нижней обжимных втулок и центральной втулки под шар рычага кулисы, или из центральной втулки под шар кулисы, или из центральной втулки под шар рычага кулисы и четырех втулок вкладышей. Осуществляют его фиксацию в пазах и шарнирах корпуса. Достигается восстановление работоспособности узлового агрегата. 1 з.п. ф-лы, 14 ил., 7 пр.

 

Изобретение относится к области автомобильной промышленности (автозапчасти), в частности к способу ремонта/восстановления работоспособности механизмов кулисы механической коробки переключения передач (МКПП) с помощью ремонтных комплектов (втулок, сухарей кулисы).

Кулиса МКПП – это по сути тяга привода коробки передач. А если быть точным, то это сложный и очень важный механизм, основной задачей которого является соединение рычага (рукоятки переключения передач в салоне авто) со штоком выбора передач (кронштейном выбора передач), который находится на корпусе самой коробки передач, который в дальнейшем приводит в движение все внутренние шестерни и валы. Находится кулиса в салоне авто и располагается в связке агрегатов между рукояткой переключения передач и самой коробкой передач авто.

Как общеизвестно ремонт кулисы — очень трудоёмкая и сложная процедура, которая требует больших усилий и затрат по времени и деньгам. Кулиса имеет довольно сложный механизм, и нетрудно понять, что некоторые части данного механизма, рано или поздно будут выходить из строя. Тем более что в отличие от автоматической коробки передач, езда на механической коробке передач предполагает собой постоянную работу рычагом кулисы переключения передач. Срок службы фактически оказывается намного меньше заявленного. Выработка или поломка деталей в кулисе приводит к тому, что работоспособность механизма кулисы МКПП нарушается. После чего передвижение авто своим ходом не представляется возможным. Также кулиса МКПП страдает от таких факторов как попадание влаги, пыли, грязи, недостаточного количества смазки, к этому следует также добавить, что если водитель агрессивно работает с рычагом МКПП, эксплуатируется авто с затруднённым включением передач МКПП (например, из-за неисправного сцепления), то это также оказывает негативное влияние на целостность и сохранность механизмов в кулисе МКПП, что приводит к её ускоренному износу и поломке.

Постоянное механическое воздействие, при эксплуатации авто, пагубно влияет на сохранность и целостность деталей, в связи с наличием постоянного трения в плоскостях рабочих механизмов и поэтому зачастую необходимо проводить профилактические работы по замене изношенных втулок кулисы, либо проводить ремонт кулисы МКПП.

За точную работу в механизме переключения отвечают следующие узлы и агрегаты:

1. Рычаг переключения передач (со встроенной шаровой опорой, которая как правило напрессована на рычаг с завода).

2. Корпус кулисы, который фиксируется крепежными элементами и имеет необходимые технические отверстия, выемки и обоймы для работы в нём всех необходимых механизмов, позволяющие выбирать необходимую передачу путём выбора скорости водителем.

3. Декоративный кожух кулисы, который предотвращает попадание грязи/влаги/мусора в механизм переключения передач.

4. Декоративная ручка рычага кулисы, с указанием схемы расположения передач на механической коробке передач.

5. Втулки кулисы (сухари), которые расположены в корпусе кулисы, выполняющие роль уплотнения (втуления) механизмов, предотвращающие появления посторонних люфтов между деталями (свободный ход), в результате чего образуются сильные выработки, после чего появляются проблемы с включением/выбором передач МКПП.

6. Кронштейны, расположенные на корпусе кулисы, которые являются фиксатором наконечников тросов, для дальнейшего крепления их к рычагу выбора передач на корпусе МКПП.

7. Троса переключения передач, концы которых соединены с механизмом переключения передач: один конец которого через фиксатор крепится на корпус кулисы и имеет связь с рычагом (выбор передач) через подвижные втулки кулисы, другой конец имеет связь с рычагом выбора (синхронизатор) на корпусе самой МКПП. Все связи имеют фиксирующие крепления, в виде скобы, которая фиксируется на шаровую тягу.

В связи с тем, что втулки (сухари) кулисы подвергаются постоянной нагрузке и трению, в корпусе кулисы, а также другим рабочим сопряжениям, образуются выработки и детали изнашиваются, по мере эксплуатации узлового агрегата, в случае несвоевременной замены данных втулок образуются сильные свободные люфты, которые в результате приводят к выходу из строя всей кулисы переключения передач и как следствие невозможности передвижению авто самостоятельно.

Основной и самой частой проблемой являются втулки (сухари кулисы) которые со временем изнашиваются в первую очередь, находящиеся под действием постоянного трения и различных сопряжений в корпусе кулисы.

Известен способ ремонта кулисы механической коробки переключения передач методом сварки стопорной шайбы https://mikrob.ru/viewtopic.php?t=170664, опубл. 18.02.2015 г.

Недостатком является то, что любая сварка, как показывает практика, части механизмов кулисы под давлением/трением лопается, и проблема возвращается.

Наиболее близким аналогом заявленного изобретения является способ ремонта кулисы механической коробки переключения передач, включающий удаление дефектных втулок кулисы и установку ремонтного комплекта втулок с закреплением и регулировкой кулисы https://www.drive2.ru/l/487225764056399904/, опубл. 17.11.2017.

Основным недостатком указанного технического решения является чрезмерная сложность (неудобство) замены деталей кулисы при ремонте
и быстрый выход из строя кулисы МКПП.

Технической проблемой, на решение которой направлено заявленное изобретение, является устранение указанного недостатка прототипа.

Техническим результатом заявленного изобретения является восстановление беспрепятственной работоспособности узлового агрегата (кулисы МКПП), а именно: переключения передач становится легче, все передачи включаются без усилий и трудностей, фиксация рычага в корпусе МКПП становится четким и плавным, возвращен заводской ход кулисы, пропадают свободные люфты, пропадают посторонние звуки при переключении, все скорости фиксируются в своих заводских местах и передача не возвращается в нейтральную позицию, так как восстановлены все выработки на деталях, убрана некорректная осевая сопряжённость внутренних механизмов кулисы МКПП и повышено удобство замены втулок.

Технический результат достигается тем, что способ ремонта кулисы механической коробки переключения передач, включающий удаление дефектных втулок балансира кулисы и установку ремонтного комплекта втулок в корпус кулисы с дальнейшим закреплением и регулировкой кулисы, согласно изобретению устанавливают ремонтный комплект втулок, состоящий: из прямоугольной втулки-фиксатора с четырьмя прорезями, расположенными по периметру, которую монтируют в отверстие балансира кулисы, которое расположено на корпусе МКПП, квадратной втулки балансира для включения задней передачи, установленной в техническое отверстие балансира на шарнир, расположенное сбоку от основного механизма переключения передач, и круглой втулки балансира с металлической обоймой внутри, которую устанавливают в круглое техническое отверстие, расположенное на краю металлической лапки балансира кулисы, или из двух полусферных втулок под шар кулисы: левосторонней и правосторонней, одна из которых выполнена с техническим отверстием под шток для крепления тросов МКПП, которые монтируют с двух сторон шара кулисы, и установленной на шток рычага кулисы втулки шток-флага под заднюю передачу, выполненной с отливной частью в виде ушка, расположенного с левой стороны упомянутой втулки шток-флага, или из втулки-коромысла с техническими отверстиями, обеспечивающей движение механизмов в кулисе при переключении МКПП и установленной на корпусе кулисы, нижней втулки под шар кулисы, установленной в корпус обоймы кулисы, верхней втулки под шар кулисы, установленной на корпусе кулисы, сверху шара кулисы, причем нижняя и верхняя втулки под шар кулисы имеют пазы, обеспечивающие их защелкивание в единое целое, втулки-штифта для фиксации втулки-коромысла через ее техническое отверстие в корпусе кулисы, втулки-ползунка для скольжения втулки-коромысла по корпусу кулисы во время переключения передач МКПП, установленной в техническое отверстие на торце втулки-коромысла и втулки для крепления тяги шарнира рычага кулисы, установленной в техническое отверстие втулки-коромысла через шарнирное соединение, или из нижней втулки под шар рычага кулисы, имеющей пазы и техническое отверстие для размещения в нём ответной части штока переключения передач, и верхней втулки под шар рычага кулисы, имеющей ответные пазы для фиксации в пазах нижней втулки и техническое отверстие для продевания на шток рычага кулисы, или из верхней и нижней обжимных втулок, имеющих пазы для крепления их друг относительно друга, и центральной втулки под шар рычага кулисы, которую устанавливают на шток вместе с упомянутыми верхней и нижней обжимными втулками, или из центральной втулки под шар кулисы, которую устанавливают в отверстие корпуса кулисы, фиксирующей втулки шток-пальца, установленной в отверстие сбоку корпуса кулисы, и круглой шарнирной втулки, расположенной на тяге рычага кулисы, или из центральной втулки под шар рычага кулисы, которую устанавливают в большую тягу кулисы, имеющей металлическую обойму, и четырех втулок вкладышей, две из которых выполнены одного размера, а две другие – меньшего размера, которые устанавливают на самом рычаге, при этом после установки ремонтного комплекта втулок в корпус кулисы осуществляют его фиксацию в пазах и шарнирах корпуса.

Кроме того, ремонтный комплект втулок изготавливают из капролона ПА6-МГ или ПА6-МДМ, который обладает отличными антифрикционными свойствами.

Основные свойства – прочность, износостойкость, минимальный коэффициент трения, возможность работы в любом температурном диапазоне от - 70 до +70, срок годности более 5-и лет (при условии нормальной эксплуатации).

Заявленное изобретение поясняется чертежами, где:

На фиг. 1-2 представлен ремонтный комплект втулок кулисы МКПП для авто Mercedes-Benz Vito 638 и Mini Cooper S R53/R52.

На фиг. 3-4 представлен ремонтный комплект втулок кулисы МКПП для авто Mercedes-Benz Vito 639.

На фиг. 5-6 представлен ремонтный комплект втулок кулисы МКПП для авто Mercedes-Benz Sprinter W901-W905/W909.

На фиг. 7-8 представлен ремонтный комплект втулок кулисы МКПП для авто Mercedes-Benz Sprinter W906/ VW Crafter.

На фиг. 9-10 представлен ремонтный комплект втулок кулисы МКПП для авто Mercedes-Benz C203/W208/W210/W211.

На фиг. 11-12 представлен ремонтный комплект втулок кулисы МКПП для авто Opel (Astra G, Zafira A, Astra H, Vectra C/B, Mariva A, Combo C, Coras C) с кулисой модификации «F23».

На фиг. 13-14 представлен ремонтный комплект втулок кулисы МКПП для авто BMW (BMW 1-Seria E81 / E82 / E87 / E88 / F20 / F21 (2004-2017) BMW 2-Seria F22 (2013-2017) BMW 3-Seria E30 / E36 / E46 / E90 / E91 / E92 / E93 / F30 / F31 / F34 GT / F35 / F80 M3 (1982-2017) BMW 4-Seria F32 / F33 / F36 / F82 M4 / F83 M4 (2013-2017 BMW 5-Seria E28 / E34 / E39 / E60 / E61 / F10 / F11 / F18 / (1981-2017) BMW 6-Seria E24 / E63 / E64 / F06 GC / F12 / F13 (1976-2017) BMW 7-Seria E23 / E32 / E38 1977- BMW 8-Seria E31 (1989-1999) BMW X1 E84 (2009-2017) BMW X3 E83 / X3 F25 (2003-2017) BMW X4 F26 (2014-2017) BMW X5 E53 (2000-2006) BMW Z1 Roadster (1989-1991) BMW Z3 E36 (1995-2002) BMW Z4 E85 / Z4 E86 / Z4 E89 (2002-2017) BMW Z8 E52 (1999-2003).

Заявленный способ ремонта кулисы механической коробки переключения передач заключается в удаление дефектных втулок балансира кулисы и установке ремонтного комплекта втулок в корпус кулисы с дальнейшим закреплением и регулировкой кулисы.

В заявленном способе устанавливают ремонтный комплект втулок, состоящий: из прямоугольной втулки-фиксатора (2) с четырьмя прорезями, расположенными по периметру, которую монтируют в отверстие балансира кулисы, которое расположено на корпусе МКПП, квадратной втулки (3) балансира для включения задней передачи, установленной в техническое отверстие балансира на шарнир, расположенное сбоку от основного механизма переключения передач, и круглой втулки (1) балансира с металлической обоймой внутри, которую устанавливают в круглое техническое отверстие, расположенное на краю металлической лапки балансира кулисы, или

из двух полусферных втулок (4, 5) под шар кулисы: левосторонней и правосторонней, одна из которых выполнена с техническим отверстием под шток для крепления тросов МКПП, которые монтируют с двух сторон шара кулисы, и установленной на шток рычага кулисы втулки шток-флага (6) под заднюю передачу, выполненной с отливной частью в виде ушка, расположенного с левой стороны упомянутой втулки шток-флага (6), или

из втулки-коромысла (9) с техническими отверстиями, обеспечивающей движение механизмов в кулисе при переключении МКПП и установленной на корпусе кулисы, нижней втулки (7) под шар кулисы, установленной в корпус обоймы кулисы, верхней втулки (8) под шар кулисы, установленной на корпусе кулисы, сверху шара кулисы, причем нижняя и верхняя втулки под шар кулисы имеют пазы, обеспечивающие их защелкивание в единое целое, втулки-штифта (12) для фиксации втулки-коромысла через ее техническое отверстие в корпусе кулисы, втулки-ползунка (11) для скольжения втулки-коромысла по корпусу кулисы во время переключения передач МКПП, установленной в техническое отверстие на торце втулки-коромысла и втулки (10) для крепления тяги шарнира рычага кулисы, установленной в техническое отверстие втулки-коромысла (9) через шарнирное соединение, или

из нижней втулки (13) под шар рычага кулисы, имеющей пазы и техническое отверстие для размещения в нём ответной части штока переключения передач, и верхней втулки (14) под шар рычага кулисы, имеющей ответные пазы для фиксации в пазах нижней втулки и техническое отверстие для продевания на шток рычага кулисы, или

из верхней и нижней обжимных втулок (16, 17), имеющих пазы для крепления их друг относительно друга, и центральной втулки (15) под шар рычага кулисы, которую устанавливают на шток вместе с упомянутыми верхней и нижней обжимными втулками (16, 17), или

из центральной втулки (18) под шар кулисы, которую устанавливают в отверстие корпуса кулисы, фиксирующей втулки шток-пальца (19), установленной в отверстие сбоку корпуса кулисы, и круглой шарнирной втулки (20), расположенной на тяге рычага кулисы, или

из центральной втулки (21) под шар рычага кулисы, которую устанавливают в большую тягу кулисы, имеющей металлическую обойму, и четырех втулок (22, 23) вкладышей, две (22) из которых выполнены одного размера, а две другие (23) – меньшего размера, которые устанавливают на самом рычаге.

После установки ремонтного комплекта втулок в корпус кулисы осуществляют его фиксацию в пазах и шарнирах корпуса.

Втулки ремонтного комплекта изготавливают из капролона - это конструкционный полимер, получаемый в процессе анионной полимеризации капролактама, проводимой непосредственно в форме в присутствия щелочных катализаторов и активаторов. Конкретно для изготовления используют износостойкий сплав капролона: ПА6-МГ и ПА6-МДМ.

Кроме того, следует отметить, что капролон устойчив к воздействию углеводородов, масел, спиртов, кетонов, эфиров, щелочей и слабых кислот, растворяется в фенолах, концентрированных минеральных кислотах, муравьиной и уксусной кислотах. Материал имеет хорошие антифрикционные свойства и высокую износостойкость. Капролон при нормальных условиях нетоксичен, не оказывает вредного воздействия на организм человека. При механической обработке капролона в изделии разложения материала
не происходит, и вредные вещества не выделяются. При температуре выше 300°С капролон разлагается с выделением окиси углерода и аммиака.

Ремонтные комплекты втулок выполняются механическим видом обработки материала, так как капролон ПА-6 хорошо поддается механическим способам обработки, с помощью металлообрабатывающих специальных станков. Также следует отметить, что по прочности капролон немного уступает стали и другим металлам, и сплавам, поэтому при его обработке мы уменьшаем прижимные усилия, чтобы не повредить заготовки. При обработке наружных поверхностей тонкостенных деталей, крепление заготовки проводилось изнутри разжимными оправками. Так как капролон имеет низкую температуру плавления и плохую теплопроводность, то тепловыделение в зоне резания в процессе обработки деталей на металлорежущих станках сводились к минимуму. Для обработки деталей ремонтного комплекта были применены инструменты из специальной углеродистой и быстрорежущей сталей. При длительной механической обработке капролоновой заготовки были использованы инструменты с наконечниками из карбида вольфрама или с алмазной режущей кромкой, которые обладают более длительным периодом стойкости без переточки или смены режущей пластины и выдерживают более высокие скорости резания. Капролон является современным высокоэффективным многофункциональным материалом. Он в несколько раз легче бронзы и стали, его стоимость примерно в два раза ниже, чем у металла, а срок службы в несколько раз превышает срок службы металлических изделий. Также материал применяется для изготовления деталей конструкционного и антифрикционного назначения: втулок, вкладышей, подшипников, клапанов, колец, фланцев и т.д. Очень устойчив к воздействию углеводов, масел, спиртов, кетонов, эфиров, щелочей и слабых кислот, что позволило нам выполнить действительно качественные изделия.

Также при изготовлении ремонтных комплектов кулисы МКПП (втулок) применялся метод изготовления ремонтных комплектов кулисы (втулок) с помощью термопластавтомата. Методом литья сырья под давлением в пресс-формы. Самым технологически точным процессом, который всегда обеспечивает высокую производительность, хорошо автоматизируется и не требует проведения последующей механической обработки. Термопластичные материалы, используемые нами при литье под давлением, имеют широкий диапазон физических и химических свойств. Сырьем для литья ремкомплектов кулисы (втулок) служат гранулы термопластичного специального полимера. Перед производством гранулы они просушивались для удаления излишков влаги, а затем засыпались в приемный бункер термопласт автомата. Оттуда сырье ссыпалось непосредственно в шнек машины, где расплавлялось и под действием поршня подавалось с высоким давлением в пресс-форму. Расплав проходил через литниковые каналы, и с большой скоростью заполнял полость пресс-формы, после чего форму охлаждали и материал застывал, образуя готовую деталь. Пресс-форма раскрывалась, деталь выпадала, и цикл повторяли вновь. Весь цикл литья осуществлялся на термопласт автомате, в который монтируется пресс-форма. Собственно, термопласт автомат состоит из двух основных частей: узла пластикации и узла смыкания. Все движения этих узлов осуществляются гидроприводами, а давление в гидросистеме обеспечивает электродвигатель. Процессами управляет блок ЧПУ – центральный контроллер, который не только задает все параметры цикла литья, но и может управлять внешними устройствами – электро- и гидроприводами, нагревателями и т.п.

Осуществление заявленного способа ремонта кулисы МКПП с помощью ремонтных комплектов (втулок) приведен на примерах.

Пример 1

В приведенном на фиг. 1, 2 первом альтернативном варианте осуществления заявленного способа после удаления нерабочих элементов кулисы МКПП устанавливают ремонтный комплект втулок, состоящий из втулки-фиксатора (2) прямоугольной формы, которая монтируется в прямоугольное техническое отверстие балансира, которое расположено на корпусе МКПП (металлической лапке). Служит для фиксации рабочего расположения пальца рычага кулис, который при переключении передач перемещается в прямоугольном отверстии втулки. Когда втулка (2) изношена, палец передвигается не в заводских плоскостях, появляется выработка на втулке, по итогу она лопается и появляются посторонние металлические звуки, передачи переключаются не четко, кулиса становится «разболтанной». После монтажа данной втулки (2), палец работает в заводских осях, под правильным рабочим углом. Дело в том, что с завода установлена втулка из очень твердого пластика, который сильней изнашивается, разбивается, разваливается и появляются проблемы с кулисой (люфты, недовключения, посторонние металлические звуки). При этом ремонтный комплект содержит квадратную втулку (3) балансира с отверстием, которая отвечает за включение задней передачи. Изготовлена из латуни, чтобы минимизировать износ и сделать долговечным срок службы нашего изделия. С завода также устанавливалась втулка из пластика, которая очень быстро разбивается и слетает. В случае сильного износа данной втулки, задняя передача у автомобиля не включается, что делает его аварийным. Втулка монтируется на шарнир (круглое крепление), расположенный на металлической части балансира. Установка производится в техническое отверстие балансира, расположенное сбоку от основного механизма переключения передач. Фиксируется (зажимается) втулка между балансиром и кронштейном переключения передач. Далее механизм собирается и втулка (3), находясь в рабочем положении, выполняет функцию стопора шарнирного соединения, который в свою очередь отвечает за переключение кулисы в положение заднего хода. Втулка (1) балансира кулисы МКПП круглая, с металлической обоймой внутри монтируется в круглое техническое отверстие, расположенное на краю металлической лапки балансира кулисы, предназначена для вращения механизма рычага переключения передач, через втулку (обойму втулки). В случае износа данной втулки, рычаг вращающийся в отверстие начинает делать это под наклоном, тем самым, появляется отрицательный угол в работе рычага, и как следствие передачи включаются только с сильным усилием. Втулка (1) вырабатывается по внешнему диаметру. Устанавливается в корпус балансира и фиксируется крепежным болтом сверху. Внутри находится шток рычага переключения передач МКПП. Сквозь втулку (1) проходит сам шток рычага, расположенный на корпусе МКПП, который в свою очередь вращается, когда переключатся передачи (происходит выбор переключения передач).

Указанный ремонтный комплект используется для ремонта кулисы МКПП автомобилей Mercedes-Benz Vito 638 и Mini Cooper S R53/R52.

Пример 2

В приведенном на фиг. 3, 4 втором альтернативном варианте осуществления заявленного способа после удаления нерабочих элементов кулисы МКПП устанавливают ремонтный комплект втулок, состоящий из полусферных обжимных втулок (4, 5) кулисы, левосторонней (4) и правосторонней (5) с техническим отверстием под шток крепления троса МКПП. Указанные втулки (4, 5) предназначены для уплотнения шара кулисы в обойме кулисы МКПП. Монтируются в обойму кулисы МКПП, под шар, с левой и правой сторон.

Полусферные обжимные втулки (4, 5) кулисы взаимосвязаны, так как одна монтируется слева, а другая справа, в одно и то же место, что повышает удобство монтажа втулок. В результате постоянной работы шара рычага кулисы, который проходит через весь корпус кулисы, и крепится через втулки кулисы, в обойме корпуса, а также повышенного трения, так как рычаг кулисы своим весом работает между втулок кулисы, внутренняя поверхность втулок кулисы изнашивается, появляется выработка, рабочий угол шара рычага кулисы смещается, появляются посторонние звуки, передачи включаются с усилием или не включаются вовсе. Установленные вокруг шара две полусферые втулки, представляют собой обжимную конструкцию, для работы рычага кулисы в заводских параметрах. В случае работы рычага кулисы в нормативных параметрах, переключение передач происходит без затруднений, легко. Троса кулисы не перетягиваются, не происходит сильного износа всех механизмов.

Также комплект содержит втулку шток-флаг (6) под заднюю передачу кулисы МКПП. Расположена данная втулка (6) на самом штоке рычага кулисы, под декоративной ручкой переключения передач МКПП. Выполняет функцию включения в механизме кулисы задней передачи. С помощью специальной отливной части (ушка), расположенного на левой стороне втулки, осуществляется перемещение рычага и фиксация его в пазы части крышки корпуса кулисы. Монтируется втулка (6), продеваясь через сам шток рычага, сверху-вниз, внутри втулки предусмотрено техническое отверстие под шток рычага. Фиксируется на корпусе через два отверстия, в проушины корпуса декоративной крышки.

В связи с тем, что данная втулка так же, как и остальные, расположенные в системе кулисы, находится под действием постоянного трения, постепенно происходит её износ и выработка, на внешних поверхностях. Чаще всего из-за сильного износа происходит обламывание частей втулки, после чего эксплуатация автомобиля и включение задней передачи невозможны.

При этом указанная втулка шток-флаг (6) имеет усиленную отливную часть (левая сторона), которая, даже с учетом сильного износа, не обламывается и автомобиль остается на ходу, переключение и выбор передач происходит в рабочем режиме.

Указанный ремонтный комплект используется для ремонта кулисы МКПП автомобилей Mercedes-Benz Vito 639.

Пример 3

В приведенном на фиг. 5, 6 третьем альтернативном варианте осуществления заявленного способа после удаления нерабочих элементов кулисы МКПП устанавливают ремонтный комплект втулок, состоящий из втулки-коромысла (9). Указанная втулка (9) отвечает за движение механизмов в кулисе, когда идет переключение скоростей. Фиксируется с помощью втулки штифта (12) на корпусе кулисы через техническое отверстие. При этом втулка штифт (12) коромысла предназначена для фиксации втулки-коромысла (9) в корпусе кулисы в рабочей зоне. Монтируется через отверстие в корпусе кулисы, проходя через техническое отверстие в втулке-коромысле (9). В связи с тем, что имеется трение во всех механизмах, техническое отверстие, через которое втулка-коромысло (9) втулкой штифтом (12) крепится к корпусу кулисы МКПП изнашивается, его диаметр увеличивается и появляется посторонний люфт, и она начинает работать в отрицательных углах, рабочая ось смещается в сторону и появляется затруднение в переключении передач МКПП. В случае износа данной втулки, втулка-коромысло работает с отрицательным углом, появляется посторонний люфт, разбивается корпус кулисы, замена которой устраняет указанные недостатки.

Также во втулке-коромысле (9) имеется специальное техническое отверстие для крепления втулки-ползунка (11) (скользящей втулка по корпусу кулисы), которая выполняет функцию стабилизации втулки-коромысла (9) в корпусе кулисы и не дает ей работать в некорректных осях. Втулка-ползунок (11) предназначена для обеспечения скольжения втулки-коромысла (9) по корпусу кулисы, во время её движения, которое образуется в процессе переключения передач МКПП. Монтируется в боковое техническое отверстие. По мере эксплуатации происходит износ данной втулки, в результате чего, втулка-коромысло (9) перемещается в корпусе кулисы не в рабочей зоне. Также из-за постоянного трения появляется люфт, втулка-коромысло (9) начинает работать некорректно. В результате проведения замены втулки, заводской ход втулки-коромысла восстанавливается, пропадают посторонние люфты. Работоспособность кулисы восстанавливается.

Втулка-коромысло (9) служит связующим звеном между собой, втулки штифта (12) и втулки-ползунка (11). Сама втулка с втулкой-ползунком (11) расположена внутри самого корпуса кулисы, когда происходит переключение передач, втулка (9) движется, помогает ей втулка-ползунок (11), с помощью которой происходит плавное скольжение по корпусу, в рабочих осях. А с помощью втулки штифта (12), втулка-коромысло (9) и втулка-ползунок (11), крепятся в корпусе кулисы, через техническое отверстие на корпусе кулисы и отверстия на втулке-коромысле (9). В результате проведения замены данной втулки, процесс переключения передач МКПП становится легче.

Также во втулке-коромысле (9) имеются технические отверстия, одно из которых предназначено для крепления и фиксации через втулку (10) тяги шарнира рычага кулисы (втулка наконечник тяги шара рычага кулисы). В данное отверстие производится ее монтаж, после чего происходит монтаж конца тяги шарнира рычага кулисы в техническое отверстие втулки-коромысла. Данный узел способствует приведению в движение втулки коромысло, узла переключения передач. Втулка (10) тяги шарнира рычага кулисы предназначена для крепления тяги шарнира рычага с втулкой-коромыслом (9), связь образуется через шарнирное соединение, на которое монтируется втулка, которую в дальнейшем фиксируют в техническое отверстие на втулке-коромысле. В результате износа втулки тяги шарнира рычага кулисы происходит нечеткое включение передач, в виду того, что связующий элемент изношен, все действия, происходящие в салоне, с кулисой, не до конца передают кинематику и детали в корпусе кулисы работают некорректно.

Также ремонтный комплект содержит нижнюю (7) и верхнюю (8) втулки под шар кулисы, которые расположены в обойме кулисы, обжимают шар рычага кулисы. В связи с тем, что на втулки постоянно воздействует трение, а особенно на нижнюю втулку (7), так как она принимает на себя не только трение, но и вес самого рычага в трении на себя, очень часто появляются люфты в данной конструкции, передачи начинают включаться туго, иногда вовсе их невозможно включить, из-за отсутствия рабочей оси, шар разбалтывается, появляются посторонние звуки в работе кулисы. Выполняют втулки функцию фиксации шара рычага кулисы. Фиксируют шар рычага кулисы в рабочих плоскостях и углах. Нижняя втулка (7) кулисы МКПП устанавливается в корпус обоймы кулисы и фиксируется в обойме. Верхняя шарнирная втулка (8) кулисы монтируется на корпус кулисы, сверху, на сам шар, с помощью верхней крышки кулисы МКПП, продеваясь через свое техническое отверстие на рычаг кулисы, на сам шар, сверху, на обеих втулках имеются технические пазы (по бокам), которые защелкивают обе втулки в единое целое. После установки новых втулок (7, 8), шар рычага кулисы работает в заводских плоскостях, отсутствуют люфты. Шар рычага кулисы перестает иметь свободный ход, кулиса работает четко, передачи включаются отлично. Втулка шарнирная верхняя, вставляется в техническое отверстие на корпусе верхней крышки кулисы, продевается через шток рычага кулисы и фиксируется сверху основного корпуса кулисы, сверху шара. Фиксация верхней крышки кулисы, в которой находится верхняя втулка производится с помощью 4-х болтов.

Указанный ремонтный комплект используется для ремонта кулисы МКПП автомобилей Mercedes-Benz Sprinter W901-W905/W906.

Пример 4

В приведенном на фиг. 7, 8 четвертом альтернативном варианте осуществления заявленного способа после удаления нерабочих элементов кулисы МКПП устанавливают ремонтный комплект втулок, состоящий из нижней втулки (13) под шар рычага, предназначенной для фиксации шара штока кулисы в обойме. Монтаж происходит в техническое отверстие (углубление) в основании корпуса кулисы, далее сверху монтируют сам шар штока рычага кулисы. Предназначена нижняя втулка (13) кулисы, для фиксации шара рычага кулисы в рабочем положении, в корпусе кулисы, для его работы в правильных углах. Втулка (13) имеет техническое отверстие, которое предназначено для размещения в нём ответной части штока переключения передач, который является единым целом с шаром рычага кулисы, часть которого размещена в непосредственной близости к корпусу кулисы. Также на втулке расположены специальные пазы, для фиксации в них пазов верхней втулки, так как они монтируются практически друг на друга. Втулка (13) постоянно принимает на себя трение, так как находится в нижней части механизма кулисы, рычаг всей своей массой лежит на нижней втулке. Втулка (13) фиксирует шар в рабочем диапазоне, не даёт выйти в отрицательный угол работы механизма, а также фиксирует его в рабочем положении. Очень часто причиной выхода из строя кулисы является сильная выработка данной втулки, в результате чего проседает шар рычага кулисы и работает в отрицательных углах, делая при этом овальную выработку на втулке, растягивая троса кулисы, делая при всем выработку сильней. Шар начинает разбивать корпус кулисы, сильно проседает, передачи перестают включаться, троса кулисы растягиваются, эксплуатация авто становится аварийной. Замена на указанную втулку обеспечивает устранение указанных выше недостатков.

Ремонтный комплект содержит верхнюю втулку (14) под шар рычага, которую размещают в верхней крышке корпуса кулисы МКПП, в техническом углублении крышки. Фиксируется на 4-х болтах к основному корпусу кулисы.

Верхняя втулка (14) продевается через свое техническое отверстие на шток рычага кулисы, фиксируется в пазах нижней втулки. Сверху также продевается через шток кулисы и фиксируется на корпусе кулисы верхняя крышка кулисы, которая крепится на основном корпусе с помощью 4-х болтов.

После проведения замены втулок (13, 14), прижимная пружина тяги монтируется на свое место. Она фиксирует рычаг в рабочем положении (её нет в комплекте, просто для того чтобы поменять втулки надо снять её, а потом поставить на место), и выполняет функцию возврата рычага в нейтральное положение (когда мы в нейтрале дергаем ручку, она возвращается обратно в середину, вот это и делает пружина)

Верхняя и нижняя втулки (13, 14) по своей сути одинаковые, просто одна монтируется снизу шара, другая сверху, образуют они внутри идеальную рабочую зону для шара рычага кулисы, который вращается при переключении передач. Верхняя втулка, как и нижняя, изнашивается, шар рычага кулисы также начинает работать в некорректных осях, шар люфтит, его можно двигать, соответственно появляются недовключения, хруст, посторонние звуки, троса растягиваются, как так шар кулисы работает в отрицательных осевых углах, переключение передач становится затруднённым. Шар кулисы должен быть четко зафиксирован в своей рабочей зоне, не должно быть посторонних люфтов и отрицательных углов работы.

Указанный ремонтный комплект используется для ремонта кулисы МКПП автомобилей Mercedes-Benz Sprinter W906/ VW Crafter.

Пример 5

В приведенном на фиг. 9, 10 пятом альтернативном варианте осуществления заявленного способа после удаления нерабочих элементов кулисы МКПП устанавливают ремонтный комплект втулок, состоящий из втулки (15) центральной под основной шар тяги рычага кулисы. Размещается втулка (15) в металлической обойме корпуса кулисы, которая расположена под крышкой кулисы. Фиксируется 4 болтами. Предназначена центральная втулка (15) для фиксации в ней двух верхней и нижней обжимных втулок (16, 17), которые являются одним целым и имеют специальные пазы для крепления друг в друга. Фиксируются обе втулки (16, 17) на самом рычаге кулисы, на месте старого шара, который демонтируется, в процессе замены втулок на новые. На обеих втулках (16, 17) имеются специальные пазы, которые защелкиваются (входят) друг в друга, образуя при этом ровный шар, который в дальнейшем, вместо со штоком продевается в центральную втулку. Далее монтируется верхняя крышка и стягивает конструкцию 4-я болтами. Все втулки технически взаимосвязаны между собой. В центральную втулку вставляется образованный шар обжимными боковыми втулками, расположенный на самой тяге кулисы МКПП.

Металлическая тяга кулисы, изначально зафиксирована стопорным штифтом, снять его возможно только лишь на подъемнике, так как находится он под кузовом авто, между кулисой и корпусом МКПП. После того как стопорный штифт демонтируется, металлический рычаг кулисы свободно вынимается из салона авто и производится замена обжимных втулок на нём. После того как проведена замена втулок на тяге, вся тяга кулисы продевается новыми установленными втулками в центральную втулку.

Указанный ремонтный комплект используется для ремонта кулисы МКПП автомобилей Mercedes-Benz C203/W208/W210/W211.

Пример 6

В приведенном на фиг. 11, 12 шестом альтернативном варианте осуществления заявленного способа после удаления нерабочих элементов кулисы МКПП устанавливают ремонтный комплект втулок, состоящий из втулки (18) шарнира центральной. Размещается данная втулка (18) в технической основной обойме (отверстии) корпуса кулисы. Отвечает за фиксацию шара рычага кулисы в рабочих плоскостях и углах. Является данная втулка (18) единственной и основной в механизме, в вязи с чем, данная втулка испытывает на себе всё основное трение, которое происходит при каждом переключении передач водителем. Монтируют втулку (18) в обойму, сверху обоймы имеется кольцо-фиксатор, сняв которое мы получаем полноценный доступ к механизму. Втулка (18) является основной, весь рычаг кулисы при движении передает коэффициент трения только через неё. Необходима данная втулка (18) для четкого переключения передач, без посторонних звуков. В случае сильного износа центральной втулки, работа механизма затрудняется и переключение передач происходит с усилием. В случае сильного износа втулки, шар рычага кулисы начинает работать в плоскости обоймы, которая не предназначена для этого и появляется выработка на стенках обоймы, которая также сильно влияет на работоспособность механизма в целом. Износ втулки происходит по внутренней плоскости, в результате чего появляется свободный ход рычага кулисы, который в дальнейшем разбивает центральную втулку (деталь 1), тем самым делая переключения передач авто затрудненным, появляются посторонние звуки, шар рычага кулисы работает в неправильных углах, появляется сильный осевой люфт. Замена данной втулки устраняет указанные выше недостатки. Далее, установленную втулку на рычаге, монтируют в обойму корпуса кулисы и фиксируют механизм кольцом-фиксатором сверху.

В комплект входит втулка (19) шток-палец фиксатор, предназначенная для фиксации рабочего коромысла, которое движется в корпусе (внутри) самой кулисы, при переключении передач. В связи с постоянной работой движением данного агрегата в общем механизме, на втулке шток-пальце появляется сильная выработка, после чего появляются посторонние люфты при движении коромысла. Фиксация происходит сбоку корпуса кулисы, в техническое отверстие, втулка монтируется и проходит насквозь коромысло, которое фиксируется на втулке. После монтажа втулки (19), коромысло переключения передач фиксируется в рабочих плоскостях и все рабочие движения происходят без посторонних люфтов, в рабочих углах и осях.

А также ремонтный комплект включает втулку (20) круглую шарнирную, расположенную на тяге рычага кулисы, которая фиксируется через шарнирное соединение в техническом отверстии коромысла переключении передач. Предназначена для связи коромысла переключения передач с самим рычагом кулисы для приведения в движение коромысла через ручку кулисы. Любой выборе передачи через ручку МКПП передает связь через данные узлы. В связи с тем, что втулка монтируется на шарнир, плоскость работы и её углы позволяют ей двигаться в нескольких осях, в связи с чем данная втулка необходима между агрегатами. По мере износа втулки отклик передаваемых усилий пропадает, в связи с появлением износа на внешних стенках втулки и переключение передач становится затруднительным. После проведения монтажа данной втулки передачи включаются четко, все механизмы работают в нужны плоскостях, оси переключения передач становятся заводскими.

Указанный ремонтный комплект используется для ремонта кулисы МКПП автомобилей Opel (Astra G, Zafira A, Astra H, Vectra C/B, Mariva A, Combo C, Coras C) с кулисой модификации «F23».

Пример 7

В приведенном на фиг. 13, 14 седьмом альтернативном варианте осуществления заявленного способа после удаления нерабочих элементов кулисы МКПП устанавливают ремонтный комплект втулок, состоящий из втулки (21) центральной шарнирной, которую продевают на рычаг кулисы через своё техническое отверстие. Далее весь механизм фиксируется в металлической обойме основной тяги кулисы. Также состоит из 4 втулок (22, 23) вкладышей, две из которых выполнены одного размера, а две другие – меньшего размера, расположенных на самом рычаге, на его конце, есть техническое отверстие, в него с двух сторон монтируются две тяги и на конце подкулисного механизма также есть отверстия, предназначенные для этих втулок.

Указанный ремонтный комплект используется для ремонта кулисы МКПП автомобилей BMW.

В отличие от других авто, именно в BMW центральная шарнирная втулка монтируется не в корпус кулисы, а в большую тягу, в которой имеется металлическая обойма. Это единственная большая разница. Втулка также фиксирует шар рычага кулисы в обойме, для полноценного движения шара рычага в рабочих плоскостях, убирая все люфты, из-за которых использование МКПП становится затрудненным.

Все тяги, при переключении передач взаимосвязаны и движутся, испытывают трение. Связанны они через втулки, которые со временем изнашиваются. В случае сильного износа появляется характерный металлический звук, сопровождающийся затруднениями при работе рычага кулисы.

1. Способ ремонта кулисы механической коробки переключения передач, включающий удаление дефектных втулок балансира кулисы и установку ремонтного комплекта втулок в корпус кулисы с дальнейшим их закреплением и регулировкой тросов кулисы, отличающийся тем, что устанавливают ремонтный комплект втулок, состоящий: из прямоугольной втулки-фиксатора с четырьмя прорезями, расположенными по периметру, которую монтируют в отверстие балансира кулисы, которое расположено на корпусе МКПП, квадратной втулки балансира для включения задней передачи, установленной в техническое отверстие балансира на шарнир, расположенное сбоку от основного механизма переключения передач, и круглой втулки балансира с металлической обоймой внутри, которую устанавливают в круглое техническое отверстие, расположенное на краю металлической лапки балансира кулисы, или из двух полусферных втулок под шар кулисы: левосторонней и правосторонней, одна из которых выполнена с техническим отверстием под шток для крепления тросов МКПП, которые монтируют с двух сторон шара кулисы, и установленной на шток рычага кулисы втулки шток-флага под заднюю передачу, выполненной с отливной частью в виде ушка, расположенного с левой стороны упомянутой втулки шток-флага, или из втулки-коромысла с техническими отверстиями, обеспечивающей движение механизмов в кулисе при переключении МКПП и установленной на корпусе кулисы, нижней втулки под шар кулисы, установленной в корпус обоймы кулисы, верхней втулки под шар кулисы, установленной на корпусе кулисы, сверху шара кулисы, причем нижняя и верхняя втулки под шар кулисы имеют пазы, обеспечивающие их защелкивание в единое целое, втулки-штифта для фиксации втулки-коромысла через ее техническое отверстие в корпусе кулисы, втулки-ползунка для скольжения втулки-коромысла по корпусу кулисы во время переключения передач МКПП, установленной в техническое отверстие на торце втулки-коромысла и втулки для крепления тяги шарнира рычага кулисы, установленной в техническое отверстие втулки-коромысла через шарнирное соединение, или из нижней втулки под шар рычага кулисы, имеющей пазы и техническое отверстие для размещения в нём ответной части штока переключения передач, и верхней втулки под шар рычага кулисы, имеющей ответные пазы для фиксации в пазах нижней втулки и техническое отверстие для продевания на шток рычага кулисы, или из верхней и нижней обжимных втулок, имеющих пазы для крепления их друг относительно друга, и центральной втулки под шар рычага кулисы, которую устанавливают на шток вместе с упомянутыми верхней и нижней обжимными втулками, или из центральной втулки под шар кулисы, которую устанавливают в отверстие корпуса кулисы, фиксирующей втулки шток-пальца, установленной в отверстие сбоку корпуса кулисы, и круглой шарнирной втулки, расположенной на тяге рычага кулисы, или из центральной втулки под шар рычага кулисы, которую устанавливают в большую тягу кулисы, имеющей металлическую обойму, и четырех втулок вкладышей, две из которых выполнены одного размера, а две другие – меньшего размера, которые устанавливают на самом рычаге, при этом после установки ремонтного комплекта втулок в корпус кулисы осуществляют его фиксацию в пазах и шарнирах корпуса.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что втулки ремонтного комплекта изготавливают из износостойкого капролона ПА6-МГ или ПА6-МДМ.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к регулировке механизмов передачи скоростей вращения, в том числе к автоматическим коробкам передач транспортных средств, и представляет собой цилиндрический корпус с двухступенчатым сквозным отверстием, причем диаметр нижней ступени равен наружному диаметру малого выжимного подшипника, а диаметр верхней ступени равен наружному диаметру конца вала, на котором установлены выжимные подшипники.

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к оборудованию для проведения технического обслуживания и ремонта подвагонного оборудования и тележек подвижных железнодорожных, метро и трамвайных составов, в условиях депо, и устанавливается в смотровой канаве депо. Эстакада содержит рельсовый путь, закрепленный на опорных стойках посредством рельсовых скреплений, обеспечивающих электрическую изоляцию рельса от опорной стойки, между верхними опорами и рельсовым путем устанавливаются диэлектрические элементы, которые обеспечивают изоляцию между рельсами и стойками, а опорные стойки соединены единой шиной заземления.

Изобретение относится к автомобильной промышленности, в частности к переоборудованию легковых автомобилей, а именно к способу модификации легкового автомобиля ВАЗ. Способ модификации автомобиля включает оснащение автомобиля полным приводом, замену задней подвески, включающей подрамник, карданный вал, с предварительным его укорачиванием.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, конкретно – к моторно-трансмиссионным установкам транспортных средств (ТС), преимущественно гусеничных и многоколесных военных машин, с бортовыми зубчатыми агрегатами - бортовыми редукторами (БР), планетарными механизмами поворота (ПМП), бортовыми коробками передач (БКП).
Изобретение относится к техническим средствам, предназначенным для нахождения на днище автотранспортных средств. Досмотровая площадка состоит из блока обработки полученных данных, площадки, на которой установлен элемент детектирования, содержащий феррозонд.
Изобретение относится к техническим средствам, предназначенным для нахождения на днище автотранспортных средств источников радиоизлучения. Способ выявления радиоизлучения при досмотре автомобиля заключается в том, что используют досмотровую площадку, на которой установлены элемент детектирования, содержащий приемную антенну от чувствительного элемента, способного принимать сигналы в диапазоне радиоизлучения, и блок обработки полученных данных, который получает сигнал от элемента детектирования посредством проводной или беспроводной технологии.
Изобретение относится к техническим средствам, предназначенным для нахождения на днище автотранспортных средств источников радиоизлучения. Досмотровая площадка с выявлением радиоизлучения состоит из блока обработки данных, досмотровой площадки, на которой установлен элемент детектирования.

Изобретение может быть использовано при осмотре состояния узлов двигателя транспортного средства с поперечным расположением дизельного двигателя и приводом на передние колеса. Способ визуальной проверки состояния зубчатого ремня газораспределительного механизма (ГРМ) транспортного средства (5) заключается в открывании капота (6) моторного отсека, снятии защитной крышки ремня (1) ГРМ, проворачивании коленчатого вала (2) двигателя (4) и наружного визуального осмотра состояния ремня (1) ГРМ.

Изобретение относится к области оборудования для обслуживания и ремонта вагонов железнодорожного транспорта. Площадка с выдвижным элементом состоит из несущей рамы, механизма перемещения выдвижного элемента, скользящих опорных элементов, размещенных в неподвижной части площадки, датчика касания.

Изобретение относится к техническому обслуживанию автотранспортных машин, в частности к способам определения экологической безопасности технического обслуживания автомобилей, тракторов, комбайнов и других самоходных машин. При определении экологической безопасности технического обслуживания машин учитывают массу топливно-смазочных материалов, поступающих в почву при выполнении ежесменного (ЕТО), первого (ТО-1) и второго (ТО-2) периодических технических обслуживаний по испытываемой машине и ее средние значения по этим же видам обслуживания аналогичных машин, а также периодичность их проведения.

Изобретение относится к транспортному машиностроению. Устройство управления трансмиссией содержит насос для подачи рабочей жидкости в напорную линию гидросистемы, клапаны с электрическим управлением, соединенные с исполнительными элементами трансмиссии.
Наверх