Способ ремонта транспортного средства

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, конкретно – к моторно-трансмиссионным установкам транспортных средств (ТС), преимущественно гусеничных и многоколесных военных машин, с бортовыми зубчатыми агрегатами - бортовыми редукторами (БР), планетарными механизмами поворота (ПМП), бортовыми коробками передач (БКП). Способ ремонта транспортного средства заключается в перестановке, крест-накрест, местами левых и правых парных зубчатых силовых агрегатов трансмиссии ТС по истечении времени их наработки на ресурс в пределах гарантированного ресурса. В частности, переставляют местами БР, ПМП и/или БКП. Технический результат – повышение работоспособности бортовых зубчатых силовых агрегатов трансмиссии. 4 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, конкретно – к моторно-трансмиссионным установкам (МТУ) транспортных средств (ТС), преимущественно гусеничных и многоколесных военных машин, с бортовыми зубчатыми агрегатами - бортовыми редукторами (БР), планетарными механизмами поворота (ПМП), бортовыми коробками передач (БКП).

В трансмиссиях гусеничных и многоколесных машин применяют, как правило, такие парные агрегаты, как БР, и, в частности, ПМП или БКП (для определенности - левые 1 и правые 2) [1. Платонов В.Ф., Леиашвили Г.Р. Гусеничные и колесные транспортно-тяговые машины. - М.: Машиностроение, 1986. - 296 с. - С. 95-160, рис. 25-30, 33, 34; 2. Расчет и конструирование гусеничных машин / Носов Н.А., Галышев В.Д., Волков Ю.П., Харченко А.П. Л.: Машиностроение, 1972. - 560 с. - С. 399-406, рис. VIII.3(4), IX.3, IX.5, IX.6, IX.8-IX.11].

К общим недостаткам зубчатых силовых агрегатов, в том числе и упомянутых бортовых, относят в основном «односторонний» (на прямом ходу в пределах ресурса работы, поскольку ТС большую часть времени движется прямым ходом) износ зубчатых колес. В свою очередь, последний во многом определяет работоспособность и гарантированный ресурс этих агрегатов (плюс косвенно, в меньшей мере, и соседних устройств). Так как износ влечет за собой повышенные ударные нагрузки, вибрации и шумы, преждевременные поломки.

Известен способ блочной унификации зубчатых силовых агрегатов в приложении к линейке военных машин в состав ТС с задним расположением ведущих колес/звездочек (заднеприводные ТС) и ТС с передним их расположением (переднеприводные ТС), при котором конструкцию выполняют унифицированной по местам установки и стыковки, и устанавливают такие изделия и на заднеприводные ТС, и на переднеприводные ТС, при этом трансмиссия обязательно снабжена по меньшей мере одним реверсом (в КП, механизме передач и поворота или в БР), а изменение направления вращения на выходе трансмиссии компенсируют изменением алгоритма реверса и симметричностью гаммы передаточных отношений прямого и заднего ходов, то есть одинаковым числом передач прямого и заднего хода [3. RU 2725096, F41H 7/00, B60R 17/00, опубл. 29.06.2020, патентовладелец АО "УКБТМ", «Унифицированная моторно-трансмиссионная установка боевой машины»].

Однако в этом аналоге ставятся иные задачи и, соответственно, достигается технический результат, отличный от заявляемого технического решения. Общим являются лишь унификация и возможность перестановок (и то в пределах не одного ТС, а разных ТС по компоновке.

Близким аналогом заявляемого изобретения является способ ремонта транспортного средства (с более полным использованием ресурса) зубчатых силовых агрегатов трансмиссии, заключающийся в перестановке местами передних (носовых) и задних (кормовых) мостов и коробки передач с задней части рамы на переднюю и наоборот [4. RU 2179939 С2, B62D 55/04, опубл. 27.02.2002, А.З. Бодртдинов (ТатНИИСХ)].

Этот аналог предусматривает, как упомянуто выше, перестановку агрегатов, включая коробку передач и мосты, только с носовой части на кормовую и наоборот (под это спроектировано все шасси ТС), что является, однако, не единственно возможным способом «доиспользования» потенциального ресурса КП и БР - второй стороны зубчатых колес, причем такой способ, очевидно, весьма сложен конструктивно, и вряд ли целесообразно ради достигаемого технического результата все время службы ТС «возить на себе» соответствующие приспособления и задействовать под посадочные места переднюю и заднюю части рамы ТС. Более того, КП годится только реверсивная - как и в источнике [4].

Наиболее близким по назначению и совокупности существенных признаков (последовательности операций материальными средствами над материальным объектом) аналогом (прототипом) заявляемого способа является способ ремонта транспортного средства, заключающийся в демонтаже, ремонте (восстановлении) и монтаже на изначальные их места парных зубчатых силовых агрегатов трансмиссии ТС по истечение времени их наработки на ресурс в пределах гарантированного ресурса [5. Бортовой редуктор Т-170, Т-130, Б-10. - URL: https://hydro-maximum.com.ua/a344508-bortovoj-reduktor-170.html (дата выкладки 24.07.2018 г.; дата обращения 11.07.2021 г.].

Однако такой способ ремонта в целях повышения работоспособности (срока службы) агрегатов, продления гарантированного ресурса, весьма продолжителен и затратен (трудо-, материально-, зачастую соразмерно с заменой новыми агрегатами), да и не везде обеспечен технологически (оборудование, кадры), что определяет недостаточную эффективность такого технического обслуживания ТС.

Задачей (проблемой) заявляемого изобретения является разработка более эффективного способа ремонта транспортного средства, направленного на повышение работоспособности бортовых зубчатых силовых агрегатов трансмиссии.

Ожидаемый технический результат использования заявляемого изобретения - повышение работоспособности (увеличение срока службы) бортовых зубчатых силовых агрегатов трансмиссии.

Указанная задача (проблема) решается тем, что в способе ремонта транспортного средства, имеющего парные бортовые зубчатые силовые агрегаты трансмиссии, демонтируют левые и правые парные зубчатые силовые агрегаты трансмиссии транспортного средства, меняют местами крест-накрест левые и правые парные зубчатые силовые агрегаты трансмиссии транспортного средства с поворотом каждого упомянутого силового агрегата в горизонтальной плоскости на 180° и монтируют их на новое место.

Указанная задача (проблема) решается также за счет дополнительных (частных) операций, на базе названной в предыдущем абзаце совокупности признаков, а именно:

- парными бортовыми зубчатыми силовыми агрегатами трансмиссии могут являться бортовые редукторы (это позволяет распространить способ на БР, как на наиболее нагруженный крутящим моментом агрегат в конце трансмиссии, непосредственно перед ведущим колесом);

- парными бортовыми зубчатыми силовыми агрегатами трансмиссии могут являться планетарные механизмы поворота (это позволяет распространить способ на ПМП);

- парными бортовыми зубчатыми силовыми агрегатами трансмиссии могут являться бортовые коробки передач (это позволяет распространить способ на БКП);

- ремонт могут осуществлять по истечении времени наработки на ресурс парных бортовых зубчатых силовых агрегатов трансмиссии в пределах гарантированного ресурса (это рационально, поскольку дает существенные организационно-технологические и экономические преимущества).

Очевидно, все действия (операции) совершают материальными средствами (технические средства демонтажа/монтажа агрегатов ТС), над материальными объектами (агрегаты ТС).

Среди известных способов не обнаружены такие, совокупность существенных признаков которых совпадала бы с заявленной. В то же время, именно за счет последней достигается новый технический результат в соответствии с обозначенной проблемой (поставленной задачей).

Это убедительно демонстрирует очевидная оригинальность («сверхэффект»), в конечном счете - изобретательский уровень разработки как второй из триады квалификационных признаков изобретения.

Третий квалификационный признак, - «промышленная» применимость, - очевиден из дальнейшего описания примера реализации технического предложения.

Суть изобретения проиллюстрирована примерами осуществления способа:

на фиг. 1 представлена блок-схема энергосиловой установки с переставляемыми из положения А в положение Б (показано стрелками крест-накрест) бортовыми редукторами (БР1 и БР2), где Д - двигатель ТС; МПП - механизм передач и поворота с коробкой передач; Р - реверс, например в составе коробки передач,

на фиг. 2 представлен фрагмент блок-схемы энергосиловой установки с переставляемыми из положения А в положение Б (показано стрелками крест-накрест) бортовыми коробками передач (БКП1 и БКП2).

Для осуществления заявляемого способа можно использовать известное устройство ТС с БР и БКП, например отечественного транспортера-тягача МТ-Т (см. [1], С. 111-113, рис. 34).

Способ ремонта транспортного средства заключается в следующей последовательности действий (операций):

- по истечении времени наработки на ресурс в пределах гарантированного ресурса (например, во второй половине последнего) демонтируют (снимают) оба бортовых зубчатых силовых агрегата первый (левый) БР1 и второй (правый) БР2;

- монтируют (устанавливают) первый агрегат БР1 на место второго (БР2, после чего он становится «левым») по истечение времени их наработки на ресурс в пределах гарантированного ресурса (т.е. перестановку осуществляют не просто справа налево, а крест-накрест, как это изображено на чертежах и указано выше при кратком описании фигур 1, 2).

Упомянутыми агрегатами могут быть БР, ПМП, БКП и др.

При наличии двух и более парных агрегатов способ может быть применен ко всем этим агрегатам.

Здесь не упомянуты другие, несущественные с точки зрения изобретения, операции - такие как постдемонтажную разборку-дефектацию-сборку-замену смазки, и др.

Реализацию способа рекомендуется (из организационно-технологических и экономических соображений/целесообразности) приурочить к плановому или внеплановому ремонту ТС.

Обоснование получения заявляемого технического результата (причинно-следственная связь между заявляемой совокупностью существенных признаков и техническим результатом): в результате описанной перестановки парных агрегатов (крест-накрест, с поворотом каждого агрегата в горизонтальной плоскости на 180°) направление вращения их выходных валов (при прежнем алгоритме включения/переключений реверса при наличии такового) относительно ведущих колес не изменится и потому передний ход ТС останется передним ходом. Но направление вращения выходного вала каждого агрегата относительно его же корпуса изменится на противоположное, а значит, зубчатые колеса переставленных агрегатов поменяют направление своего вращения на противоположное и зубья в зацеплениях будут работать другой, еще не изношенной стороной - как новые. Соответствующее продление ресурса (срока службы) зубчатых агрегатов возможно почти вдвое (по данным аналога [4], это «позволяет продлить время их работы еще на один срок, который составляет 85…90% от первого срока»), а агрегатов в целом (подшипники и др. составляющие) - в меньшей мере, но тоже существенно.

Как сопутствующий положительный эффект, улучшение («второе дыхание») работы (повышение работоспособности, срока службы) переставленных агрегатов в части снижения ударных нагрузок и вибраций обусловит некоторое (вторичное) улучшение работы сопряженных с ними агрегатов, узлов и деталей.

Использование заявляемого изобретения (способа) позволяет решить поставленную задачу и получить заявляемый технический результат: повысить работоспособности (увеличить срок службы) бортовых зубчатых силовых агрегатов трансмиссии транспортного средства.

1. Способ ремонта транспортного средства, имеющего парные бортовые зубчатые силовые агрегаты трансмиссии, заключающийся в том, что демонтируют левые и правые парные зубчатые силовые агрегаты трансмиссии транспортного средства, меняют местами крест-накрест левые и правые парные зубчатые силовые агрегаты трансмиссии транспортного средства с поворотом каждого упомянутого силового агрегата в горизонтальной плоскости на 180° и монтируют их на новое место.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что парными бортовыми зубчатыми силовыми агрегатами трансмиссии являются бортовые редукторы.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что парными бортовыми зубчатыми силовыми агрегатами трансмиссии являются планетарные механизмы поворота.

4. Способ по п. 1, отличающийся тем, что парными бортовыми зубчатыми силовыми агрегатами трансмиссии являются бортовые коробки передач.

5. Способ по п. 1, отличающийся тем, что ремонт осуществляют по истечении времени наработки на ресурс парных бортовых зубчатых силовых агрегатов трансмиссии в пределах гарантированного ресурса.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к техническим средствам, предназначенным для нахождения на днище автотранспортных средств. Досмотровая площадка состоит из блока обработки полученных данных, площадки, на которой установлен элемент детектирования, содержащий феррозонд.
Изобретение относится к техническим средствам, предназначенным для нахождения на днище автотранспортных средств источников радиоизлучения. Способ выявления радиоизлучения при досмотре автомобиля заключается в том, что используют досмотровую площадку, на которой установлены элемент детектирования, содержащий приемную антенну от чувствительного элемента, способного принимать сигналы в диапазоне радиоизлучения, и блок обработки полученных данных, который получает сигнал от элемента детектирования посредством проводной или беспроводной технологии.
Изобретение относится к техническим средствам, предназначенным для нахождения на днище автотранспортных средств источников радиоизлучения. Досмотровая площадка с выявлением радиоизлучения состоит из блока обработки данных, досмотровой площадки, на которой установлен элемент детектирования.

Изобретение может быть использовано при осмотре состояния узлов двигателя транспортного средства с поперечным расположением дизельного двигателя и приводом на передние колеса. Способ визуальной проверки состояния зубчатого ремня газораспределительного механизма (ГРМ) транспортного средства (5) заключается в открывании капота (6) моторного отсека, снятии защитной крышки ремня (1) ГРМ, проворачивании коленчатого вала (2) двигателя (4) и наружного визуального осмотра состояния ремня (1) ГРМ.

Изобретение относится к области оборудования для обслуживания и ремонта вагонов железнодорожного транспорта. Площадка с выдвижным элементом состоит из несущей рамы, механизма перемещения выдвижного элемента, скользящих опорных элементов, размещенных в неподвижной части площадки, датчика касания.

Изобретение относится к техническому обслуживанию автотранспортных машин, в частности к способам определения экологической безопасности технического обслуживания автомобилей, тракторов, комбайнов и других самоходных машин. При определении экологической безопасности технического обслуживания машин учитывают массу топливно-смазочных материалов, поступающих в почву при выполнении ежесменного (ЕТО), первого (ТО-1) и второго (ТО-2) периодических технических обслуживаний по испытываемой машине и ее средние значения по этим же видам обслуживания аналогичных машин, а также периодичность их проведения.

Изобретение относится к техническому обслуживанию автотранспортных машин, в частности к способам определения экологической безопасности технического обслуживания автомобилей, тракторов, комбайнов и других самоходных машин. При определении экологической безопасности технического обслуживания машин по удельной суммарной плотности объема операций технического обслуживания с применением топливно-смазочных материалов попадание топливно-смазочных материалов в почву по видам технических обслуживаний отдельной марки машины в полевых условиях учитывают по числу операций с применением топливно-смазочных материалов.

Изобретение относится к техническому обслуживанию автотранспортных машин, в частности к способам определения экологической безопасности технического обслуживания автомобилей, тракторов, комбайнов и других самоходных машин. При определении экологической безопасности технического обслуживания машин по удельной суммарной массе топливно-смазочных материалов (ТСМ), поступающих в почву, фиксируют ТСМ на экран по видам обслуживания отдельной марки машины в полевых условиях и по каждому виду обслуживания находят среднюю массу этих материалов на экране, размещенном под обслуживаемой машиной.

Группа изобретений относится к области обслуживания железнодорожного транспорта, в частности к мобильным установкам для замены колесных пар или подвагонного оборудования, а также к способам использования таких установок. Установка содержит основную раму и механизм для ее перемещения.
Способ длительного хранения танка заключается в проведении технического обслуживания, загрузке внутрь танка селикагеля, раскройке ткани, заклейке мест, подлежащих герметизации, тканью, наложении валиков замазки на края ткани, приклеенной к местам герметизации танка и наложении валиков замазки на места, подлежащие герметизации.

Изобретение относится к автомобильной промышленности, в частности к переоборудованию легковых автомобилей, а именно к способу модификации легкового автомобиля ВАЗ. Способ модификации автомобиля включает оснащение автомобиля полным приводом, замену задней подвески, включающей подрамник, карданный вал, с предварительным его укорачиванием. Части привода соединяют с помощью сварки, заменяют стандартный двигатель на полноприводный и размещают его продольно, соединяют его с приводами передней оси. Коробку скоростей с механической заменяют на автоматическую с заменой селектора, соединяют карданный вал с передней осью. Автомобиль снабжают сборной передней подвеской, также у автомобиля расширяют ширину колеи, при сохранении стандартной базы. Достигается эффективность модификации легкового автомобиля ВАЗ. 2 з.п. ф-лы, 10 ил.
Наверх