Листовой материал из титанового сплава и компонент выхлопной системы

Изобретение относится к металлургии, в частности к листовому материалу из титановых сплавов, обладающих жаропрочностью и стойкостью к окислению, а также стабильностью структуры при длительных эксплуатационных выдержках в диапазоне температур до 800°С, и может быть использовано для изготовления компонентов выхлопной системы транспортного средства. Листовой материал из титанового сплава для изготовления компонентов содержит в мас.%: алюминий 1,5-3,0, молибден 0,1-0,5, кремний 0,1-0,6, железо не более 0,2, кислород не более 0,15, углерод не более 0,1, азот не более 0,03, водород не более 0,015, титан - остальное. Листовой материал обладает высокими значениями сопротивления ползучести, стойкости к окислению, а также имеет стабильную структуру при длительных эксплуатационных выдержках в диапазоне температур до 800°С. Материал пригоден для формовки в холодном состоянии. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 6 ил., 2 табл.

 

Изобретение относится к цветной металлургии, в частности к созданию листового материала из низколегированных титановых сплавов, обладающих жаропрочностью и стойкостью к окислению, а также стабильностью структуры при длительных эксплуатационных выдержках в диапазоне температур до 800°С и может быть использовано для изготовления изделий, длительно работающих при высоких температурах, в частности компонентах выхлопных систем двигателей транспортных средств.

В различных коммерческих применениях, например, производство двигателей внутреннего сгорания и выхлопных систем, сплавы на основе титана используются в производстве компонентов для них, таких как впускные и выпускные клапаны, корпуса, рабочая крыльчатка турбины, трубы и баки. Во многих из этих применений компоненты двигателей, в частности выхлопных систем, изготовленные из низколегированных сплавов на основе титана, подвергаются рабочим температурам порядка 500-800°С. Поэтому эксплуатационные свойства материалов, такие как жаропрочность и стойкость к окислению, являются приоритетными. Кроме того, используемый материал должен обладать достаточной технологической пластичностью, потому что компоненты, в основном, изготовляют холодной формовкой из листового проката и путем изгиба сварных труб. Для получения высоких характеристик пластичности важно создать в материале структуру с глобулярной морфологией зерен α-фазы, так как глобулярная микроструктура имеет лучшие свойства для формовки, чем игольчатая структура.

По мере того как конструкторы двигателей внутреннего сгорания повышают эффективность работы двигателей, соответственно, повышаются такие характеристики как давление наддува, степень сжатия и рабочие температуры. Повышение уровня указанных характеристик приводит к потребности в материалах, которые будут сопротивляться деформации (ползучести) при более высоких рабочих температурах и давлениях в камере сгорания и выхлопной системе, чем в настоящее время достижимы традиционными низколегированными титановыми сплавами. Ползучесть, представляющая собой склонность твердого материала к медленному смещению или остаточной деформации под воздействием нагрузок, возникает, когда металл подвергается постоянной растягивающей нагрузке при повышенной температуре. Высокое сопротивление ползучести позволяет эксплуатировать материал длительное время без искажения формы и размеров, при этом важно сохранение уровня первоначальных свойств материала.

Следовательно, востребованными являются материалы, обладающие, кроме их низкой цены, как можно большим сочетанием высоких значений механических и эксплуатационных свойств.

Известен плоский прокат и компоненты выхлопной системы, изготовленные из стойкого к окислению высокопрочного титанового сплава, который состоит из, масс. %: от 0,06 до 0,5 железа, от 0,02 до 0,12 кислорода, от 0,15 до 0,46 кремния и остальное - титан и случайные примеси. При этом титановый сплав имеет средний размер зерна 15,9 мкм или менее. (Патент США №US8349096, публ. 08.01.2013, МПК С22С 14/00).

Прокат имеет высокие пластические свойства, однако обладает пониженной стойкостью к высокотемпературному окислению.

Известен материал для выхлопной системы, изготовленный из низколегированного титанового сплава, обладающего превосходной стойкостью к высокотемпературному окислению и коррозии и содержащего, масс. %, Al: 0,30-1,50%, Si: 0,10-1,0% и дополнительно содержащий Nb: 0,1-0,5 (Патент США №7166367, публ. 23.01.2007, МПК В32В 15/01; С22С 14/00, F01N 7/16) - прототип.

Материал из указанного сплава обладает высокими прочностными и пластическими свойствами при комнатной и повышенной температуре, однако имеет недостаточный уровень сопротивления высокотемпературной ползучести.

Задачей, на решение которой направлено изобретение, является создание листового материала с глобулярной микроструктурой из низколегированного титанового сплава с возможностью изготовления из него широкой номенклатуры изделий, в том числе используемых в компонентах двигателей и выхлопных системах транспортных средств.

Техническим результатом, достигаемым при осуществлении изобретения, является получение листового материала из титанового сплава, обладающего комплексом высоких механических и эксплуатационных свойств, включая повышенный уровень сопротивления ползучести, стойкостью к окислению, а также стабильностью структуры при длительных эксплуатационных выдержках в диапазоне температур до 800°С и с возможностью формовки в холодном состоянии.

Технический результат достигается тем, что в листовом материале из титанового титана для изготовления компонентов, длительно работающих при высоких температурах, согласно изобретению титановый сплав содержит компоненты в следующих соотношениях, масс. %:

Алюминий 1,5-3,0,
Молибден 0,1-0,5,
Кремний 0,1-0,6,
Железо не более 0,2,
Кислород не более 0,15,
Углерод не более 0,1,
Азот не более 0,03,
Водород не более 0,015,
Ti остальное.

При этом в сплаве соотношение Мо, масс. %, к Si, масс. %, составляет 0,4-3. Листовой материал содержит в структуре не менее 90 об. % α-фазы. Суммарное содержание β-фазы и интерметаллидных частиц силицидов титана составляет 0,5 - 5 об. %. Средний размер зерен α-фазы составляет от 5 до 100 мкм. Кроме того листовой материал выполнен в виде листового проката толщиной до 6 мм. Также технический результат достигается тем, что предложен компонент выхлопной системы транспортного средства, длительно работающий при высоких температурах и изготовленный из листового материала из титанового сплава.

В состав материала из титанового сплава введены легирующие элементы из различных групп стабилизаторов: альфа-стабилизаторы: алюминий, кислород, углерод, азот; бета-стабилизаторы: молибден, кремний.

Алюминий повышает жаропрочность и сопротивление ползучести, уменьшая образование окалины при высокой температуре. Содержание алюминия в сплаве принято от 1,5-3,0 масс. %. Для сохранения оптимальной технологической пластичности максимальное содержание алюминия в сплаве ограничено 3,0 масс. %.

Содержание кислорода, азота и углерода в указанных пределах, наряду с повышением прочности, повышает температуру аллотропического превращения титана и обеспечивает сохранение высокого уровня прочности и пластичности. Более высокие концентрации кислорода, углерода и азота понижают технологическую пластичность и ударную вязкость сплава.

Группа бета-стабилизаторов (Mo, Si).

Легирование сплава молибденом в количестве 0,1-0,5 масс. %. способствует повышению прочности за счет твердорастворного упрочения и появления в структуре прослоек β-фазы, которые являются межфазными границами и тормозят движение дислокаций при деформации, а также препятствуют собирательному росту α-зерен при высоких температурах при термообработке и эксплуатации. Содержание молибдена более 0,5 масс. %. снижает жаропрочность, поскольку уменьшается температура полиморфного превращения сплава и увеличивается доля β-фазы в структуре.

Наличие в сплаве кремния, который присутствует в твердом растворе титана, повышает сопротивление ползучести. Содержание кремния в сплаве установлено в диапазоне от 0,1 до 0,6 масс. %. В указанном диапазоне кремний образует с титаном интерметаллидное соединение - силицид сложного стехиометрического состава (TixSiy). Образование в сплаве необходимого количества силицидов повышает жаропрочность, сопротивление ползучести и препятствует росту α-зерен при высоких температурах. Кроме того, кремний существенно повышает стойкость к окислению сплава до концентрации 0,8 масс %. При большей концентрации снижается технологическая пластичность/формуемость из-за образования крупнозернистых силицидов. Отсутствие в сплаве таких элементов, как Zr и Sn, понижающих температуру эвтектоидного превращения образования силицидов, позволяет максимально увеличить содержание Si в твердом растворе, обеспечивая максимальное увеличение жаропрочности.

Максимальное содержание водорода в сплаве, ограниченное 0,015 масс. %, позволяет избежать охрупчивания сплава по причине возможного образования гидридов титана.

Содержание железа в сплаве ограничено 0,2 масс. %, т.к. большее содержание негативно сказывается на сопротивлении ползучести и кратковременной жаропрочности.

Основным фактором стабильности структуры при длительных эксплуатационных выдержках при повышенных температурах является наличие частиц, сдерживающих рост зерна. Ими выступают как частицы β-фазы в сплаве, так и частицы силицидов. Очень важным при этом является наличие обоих типов частиц в сплаве, что достигается близким содержанием Мо и Si. Предпочтительное соотношение β-изоморфного молибдена и β-эвтектоидного кремния Mo/Si в весовых процентах находится в диапазоне от 0,4 до 3. Такое соотношение позволяет обеспечить повышенную стойкость к окислению, повышенное сопротивление ползучести и стабильность структуры при длительных эксплуатационных выдержках

Композиция элементов, введенных в состав сплава в заявляемом соотношении и характеризующихся в отдельности благоприятным влиянием на стойкость к окислению титана, позволяет достичь аддитивного эффекта в части получения высоких значений сопротивления ползучести сплава при обеспечении прочностных, пластических свойств в сочетании со стойкостью к окислению по отношению к известным низколегированным титановым сплавам.

Дополнительное повышение свойств материала достигается регламентированием структуры, влияющей на свойства формовки в холодном состоянии. Глобулярная структура зерен α-фазы имеет более высокие значения пластичности и формуемости, чем игольчатая структура. По этой причине для улучшения формуемости листового материала предпочтительна однородная глобулярная микроструктура со средним размером зерен α-фазы от 5 до 100 мкм. Получение микроструктуры со средним размером зерна α-фазы менее 5 мкм требует большого количества технологических операций и соответственно, высоких затрат, в микроструктуре со средним размером зерен α-фазы более 100 мкм границы крупных зерен становятся исходными точками разрушений при изломе. Измерение среднего диаметра зерен α-фазы в структуре титановой заготовки осуществляется в соответствии с методикой международного стандарта ASTM Е112. Доля частиц β-фазы и силицидов измеряется с использованием растрового электронно-зондового микроскопа (РЭМ) в режиме обратнорассеянных электронов и обработкой полученных изображений с помощью программного обеспечения для количественного анализа микроструктуры по контрасту элементов.

Для стабильности α-зеренной структуры в процессе эксплуатации предпочтительное содержание α-фазы в материале составляет не менее 95 об. %. Суммарное содержание в материале β-фазы и интерметаллидных частиц силицидов титана в интервале 0,5-5 об. % способствует повышению сопротивления высокотемпературной ползучести.

Промышленная применимость изобретения подтверждается примером его конкретного выполнения.

Для исследования свойств предлагаемого материала был выплавлен слиток массой 2100 кг по промышленной технологии методом вакуумно-дугового переплава. Химический состав сплава представлен в табл. 1.

Слиток подвергали деформированию ковкой и последующей прокатке с получением рулона толщиной 0,9 мм, завершающие этапы прокатки выполнены ниже температуры полиморфного превращения, равной 945°С, что необходимо для формирования глобулярной структуры α-зерен. Для исследования механических свойств сплава осуществляли вырезку образцов в состоянии поставки. Для анализа механических свойств проводили испытания на растяжение при температурах 20°С, 500°С, 700°С, для оценки критерия штампуемости материала проводили испытания на глубокую вытяжку по Эриксену. Значения механических свойств материала при растяжении в состоянии поставки (отожженное состояние) приведены в табл. 2 и сравнительном графике, представленном на фиг. 1.

Для моделирования работы материала при эксплуатации в изделии проводили изотермический отжиг образцов в статическом лабораторном воздухе при температурах 560°С, 625°C с продолжительностью выдержки 1000 часов, а также при 800°C с продолжительностью выдержки 200 часов. После чего осуществляли исследование стойкости к окислению посредством расчета привеса массы образцов, выраженного в мг/см2. Результаты исследований стойкости к окислению в сравнении со сплавом-прототипом приведены на графиках зависимости привеса сплавов от квадратного корня из времени окисления при температурах 560°С, 625°С и 800°С, представленных, соответственно, на фиг. 2, 3, 4.

Кроме того, на образцах в состоянии поставки определяли сопротивление ползучести при температуре 500°С и длительности 100 часов, выраженное в зависимости относительной деформации образца при напряжении 30МПа. Результаты сопротивления ползучести заявляемого материала в сравнении с прототипом приведены на графике, представленном на фиг. 5.

В структуре материала заготовки средний размер зерен α-фазы в продольном сечении, определенный соответствии с международным стандартом ASTM Е112, составляет 15 мкм. Доля α-фазы составила 98 об. %, а доля β-фазы и частиц силицидов титана составила 2 об. %. Долю β-фазы и частиц силицидов титана измеряли с использованием растрового электронно-зондового микроскопа (РЭМ) в режиме обратнорассеянных электронов и расчетом доли фаз в программе анализа изображений.

Зеренная структура материала с частицами силицидов титана и прослойками β-фазы после отжига при 625°С длительностью 1000 часов в сравнении с исходной не изменяется (фиг. 6), что свидетельствует о стабильности структуры.

Анализ результатов испытаний и данных исследований показал, что предлагаемый листовой материал из титанового сплава обладает комплексом высоких механических и эксплуатационных свойств, включая сопротивление высокотемпературной ползучести по отношению к известным низколегированным сплавам. Результаты оценки сопротивления окислению образцов после длительного изотермического отжига демонстрируют долговечность материала.

1. Листовой материал из титанового сплава для изготовления компонентов, длительно работающих при высоких температурах, отличающийся тем, что титановый сплав содержит компоненты в следующих соотношениях, мас.%:

Алюминий 1,5-3,0
Молибден 0,1-0,5
Кремний 0,1-0,6
Железо не более 0,2
Кислород не более 0,15
Углерод не более 0,1
Азот не более 0,03
Водород не более 0,015
Титан остальное

2. Листовой материал по п. 1, отличающийся тем, что отношение в сплаве Мо к Si составляет 0,4-3.

3. Листовой материал по п. 1, отличающийся тем, что средний размер зерен α-фазы составляет от 5 до 100 мкм.

4. Листовой материал по п. 1, отличающийся тем, что он содержит не менее 95 об.% α-фазы.

5. Листовой материал по п. 1, отличающийся тем, что суммарное содержание β-фазы и интерметаллидных частиц силицидов титана составляет 0,5-5 об.%.

6. Листовой материал по п. 1, отличающийся тем, что он выполнен в виде листового проката толщиной до 6 мм.

7. Компонент выхлопной системы транспортного средства, длительно работающий при высоких температурах и выполненный из листового материала из титанового сплава, отличающийся тем, что он изготовлен из листового материала по любому из пп. 1-6.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к головке (10) цилиндра для закрывания камеры (12) сгорания двигателя внутреннего сгорания. Головка (10) цилиндра включает по меньшей мере одну выемку (20) в материале для термоизоляции, которая выполнена в главном корпусе (14) головки (10) цилиндра и расположена между каналом (18) для текучей среды и каналом (16) охлаждения.

Изобретение относится к металлургии, в частности к созданию низколегированных титановых сплавов на основе титана, и может быть использовано для изготовления изделий, длительно работающих при высоких температурах, в частности компонентах выхлопных систем двигателей транспортных средств. Сплав на основе титана содержит, мас.%: алюминий 1,5-3,0, молибден 0,1-0,5, медь 0,5-1,5, кремний 0,1-0,6, железо не более 0,2, кислород не более 0,15, углерод не более 0,1, азот не более 0,03, водород не более 0,015, титан и неизбежные примеси - остальное.

Изобретение относится к металлургии, в частности к созданию титановых сплавов на основе титана, обладающих сопротивлением высокотемпературному окислению, и может быть использовано для изготовления изделий, длительно работающих при высоких температурах, в частности компонентов выхлопных систем двигателей транспортных средств.

Изобретение может быть использовано в устройствах экранирования высокотемпературных зон, в частности, двигателей внутреннего сгорания. Устройство экранирования высокотемпературных зон, в частности, двигателя внутреннего сгорания, включает теплозащитный экран (10), деталь (12) и крепежный элемент (22).

Предлагается элемент для поддержания монолитов, содержащих катализаторы, в потоке выхлопных газов от источников горения, содержащий две пары противоположных стенок, в котором стенки образуют прямоугольную или квадратную форму, внутреннее пространство, образованное стенками, впускной конец, выпускной конец, по меньшей мере один блокирующий элемент, по меньшей мере один мат и по меньшей мере один монолит, содержащий впуск, выпуск, четыре боковые стороны и по меньшей мере один катализатор, эффективный в отношении уменьшения концентрации одного или более газов в выхлопных газах, в котором по меньшей мере один мат и по меньшей мере один монолит расположены внутри рамного элемента таким образом, что по меньшей мере по меньшей мере один мат расположен между монолитом и каждой смежной стенкой, каждый блокирующий элемент расположен поперек впускного конца или выпускного конца рамного элемента и соединен с двумя противоположными сторонами рамного элемента.

Предлагаются емкость для мочевины для системы SCR постобработки и крышка этой емкости. Крышка емкости установлена на порте впрыскивания жидкости корпуса емкости для мочевины.

Предложена методика синтеза для производства фазово-чистого алюмосиликатного цеолита в качестве катализаторов для обработки выхлопного газа сгорания. Способ получения алюмосиликатного цеолита включает реакцию синтез-геля, содержащего по меньшей мере один цеолит Y, источник фторида, представляющий собой HF, и структурообразующий агент, где реакцию осуществляют при температуре от 120 до 180°C в течение от 1 до 15 дней при значении pH менее чем 11, с образованием кристаллов цеолита с малыми порами CHA, и где катион SDA выбран из триметиладамантаммония, N,N,N-диметилэтилциклогексиламмония, или их комбинации; или цеолита cо средними порами, выбранного из MFI, STW, и катион SDA выбран из тетрапропиламмония, 2-этил-1,3,4-триметилимидазолия или их комбинации; или цеолита с большими порами BEA, где структурообразующий агент представляет собой тетраэтиламмоний, в котором синтез-гель имеет одно или более из следующих композиционных молярных отношений: SiO2/Al2O3 от 12 до 500; SDA2O/Al2O3 от 3 до 125; H2O/Al2O3 от 30 до 7500; OH-/SiO2 от 0,4 до 0,6; и/или F-/SiO2 от 0,4 до 0,6.

Изобретение относится к цеолитам в качестве катализаторов для обработки выхлопного газа. Предложены алюмосиликатный цеолит с каркасом ITW, характеризующийся фазовой чистотой по меньшей мере 90% и отношением кремнезема к глинозему менее 140, алюмосиликатный цеолит с каркасом STW, характеризующийся фазовой чистотой по меньшей мере 90% и отношением кремнезема к глинозему менее 100, и алюмосиликатный цеолит с каркасом СНА, характеризующийся фазовой чистотой по меньшей мере 90% и отношением кремнезема к глинозему 20-500.

Раскрыто близко расположенное к выхлопному коллектору двигателя каталитическое устройство и его применение в системе выпуска для двигателей внутреннего сгорания. Спаренное каталитическое устройство для очистки выхлопного газа, содержащее: расположенную выше по потоку подложку и расположенную ниже по потоку подложку, причем расположенная выше по потоку подложка пространственно отделена от расположенной ниже по потоку подложки, при этом расположенная выше по потоку подложка содержит первую композицию тройного катализатора (TWC), а расположенная ниже по потоку подложка содержит вторую композицию TWC, при этом каждая из первой и второй композиций TWC содержит компонент, накапливающий кислород (OSC), причем загрузка OSC в расположенной ниже по потоку подложке больше загрузки OSC в расположенной выше по потоку подложке и составляет по меньшей мере 2,2 г/дюйм3.

Изобретение относится к турбонагнетательному блоку (10) для двигателя внутреннего сгорания, в частности, транспортного средства промышленного назначения. Турбонагнетательный блок (10) имеет турбонагнетатель (11), содержащий корпус (20) турбины.

Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к переработке отходов твердых сплавов. Порошок получают путем электроэрозионного диспергирования отходов твердого сплава марки Т5К10 в воде дистиллированной при ёмкости конденсаторов 60,0-62,5 мкФ, напряжении на электродах 200-210 В и частоте следования импульсов 220-240 Гц.
Наверх