Смазочное маслосс-^союзная п^т'ч"-'1 t '""'•'"-t'lja?ualini iiv- 1!.ллг. .->&!»«я[:-';5лио'гка

 

29579I

ОПИСАНИЕ

ИЗОЫЕт ЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 26.V1.1969 (М 1341573/23-4) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 12.II.1971. Бюллетень № 8

Дата опубликования описания ОЗ.Ч111.1971

МПК С 10m 1/48

С 10m 1/32

Комитет по делам изобретений и .открытий при Совете Министров

СССР

УДК 621.892.8(088,8) Авторы изобретения

В. И. Исагулянц, Г. И. Болотова и А. П. Поляков

Заявитель

Московский институт нефтехимической и газовой промышленности имени И. М. Губкина

СМАЗОЧНОЕ МАСЛО

Изобретение относится к области улучшения эксплуатационных свойств смазочных масел путем введения в них присадок.

В настоящее время к качеству смазочных масел, применяемых в двигателях, предъявляются очень высокие требования с точки зрения их антиокислительных, моющих и антикоррозионных свойств. Для получения смазочных масел с такими свойствами в них вводят композиционные присадки, обладающие полифункциональным действием.

Известно смазочное масло, состоящее из минерального масла и полиалкенилсукцинимидной присадки. Однако указанное масло имеет низкую термоокислительную стабильность, невысокие антикоррозионные свойства.

С целью повышения эксплуатационных свойств масла в его состав введены 0,0-ди(алкил или арил) -S-карбамоилметилдитиофосфат общей формулы (R>O) gPSSCHgCONHRg, где Rq — алкил, арил или алкиларил, R,— Н или алкил, алкиларил, и полиметилсилоксановая присадка.

В качестве алкенилсукцинимидной присадки вводится присадка общей формулы

R — CH — СО S: ЯК,, R,= — С

СН,— СО" NH, где R — алкенильный радикал молекулярного веса 1000 †12.

В состав масла желательно вводить 0,2—

5% алкенилсукцинимида, 0,2 — 5% 0,0-ди(алкил или арил) -S-карбамоилметилднтиофосфата, 0,002 — 0,01% полиметилсилоксановой

5 присадки и до 100 минерального масла.

Применение в предлагаемом масле алкенилсукцинимида, приготовленного на основе серусодержащего амина, придает маслу, кроме хороших моющих свойств, еще и высокие

10 антикоррозионные свойства.

Применение карбамоилметилдитиофосфата обеспечивает беззольность масла и придает ему высокие антиокислительные и антикоррозионные свойства.

15 0,0-диалкил - S - карбамоилметплдитиосфат получают взаимодействием калиевых солей дитиофосфорных кислот с амидами или

N-замещенными амидами xëîðóêcócíoé кислоты.

20 Пример. K смазочному маслу добавляют

2% ди-(октилфенил) - S - карбамоилметилдптиофосфата (Л-18), 1,5% алкенилсукцпнпмида (СЦИ ЛД-3), приготовленного на основе тиомочевины, и 0,002% полиметплсплоксановой

2s присадки (ПМС-200А) .

Смесь масла с присадками нагревают до

60 С и перемешивают при этой температуре в течение 1 час. В таблице представлены результаты испытаний полученного масла и отдельных присадок, 29579

Моющий потенциал при С

Козффициент лакообразования

Термоокислительная стабильность,мин

ПЗЗ, г!м

ПЗВ, балл

Состав масла

250

350

1,5

1,5

1,5

2,0

2,0

2,0

0,5

3,5

0,17

180 †1

95

0,14

0,12

0,5

1,0

1,0

0,8

60

Предмет изобретения

1. Смазочное масло на основе минерального масла с добавлением алкенилсукцинимидной присадки, отличающееся тем, что, с целью повышения эксплуатационных свойств масла, в его состав введены 0,0-ди-(алкил или арил) -S - карбамоилметилдитиофосфат общей формулы (RgO) gPSSCHgCONHRg, где

R — алкил, арил или алкиларил, Rq — Н или алкил, алкиларил, и полиметилсилоксановая присадка.

2. Смазочное масло по п. 1, отличающееся тем, что в качестве алкенилсукцинимидной присадки введена присадка общей формулы

Составитель Л. Иванова

Редактор Е. П. Хорина

Техред Н, И. Наумова

Корректоры: В. Петрова и Е. Ласточкина

Заказ 2156/14 Изд. № 923 Тираж 473 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Ж-35, Раушская нгб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

МТ-16+1% СЦИ ЛД-3

+ 1,5о/о

+ 2,0в/о б

МТ16-1- lo/o А.18

+ 2 /о

+ Зв/о

МТ-16+ 0,002 /в ПМС-200А

МС-20+ 0,002о/о

МТ 16+0 1o/о

MC-20+ 0, 1о/о

МТ-16+1,5% СЦИ ЛД-3+2% А-18+

+О 002% ПМС-200А

МС-200+ 1,5o/в СЦИ ЛД-3+-2%

А-18+0,002% ПМС-200А

МТ-16+4,5% МНИ ИП-22K+0 002%

ПМС-200А

22

19

48

126

28

56

1,5

1,5

2,0

0,65

0,45

0,24

1,30

1,23

0,57

0,60

25 R — СН вЂ” СО

%,, Сн,— Со где R — алкенильный радикал молекулярного

30 B| -cB 1000 †12, RÄ= С .

NHâ

3. Смазочное масло по пп. 1 и 2, отличающееся тем, что в его состав введено 0,2 — 5% алкенилсукцинимида, 0,2 — 5 е/о 0,0-ди- (алкил или арил) - S - карбамоилметилдитиофосфата, 0,002 — 0,01 о о полиметилсилоксановой присадки и до 100е/о минерального масла.

Смазочное маслосс-^союзная п^тч-1 t •-tlja?ualini iiv- 1!.ллг. .->&!»«я[:-;5лиогка Смазочное маслосс-^союзная п^тч-1 t •-tlja?ualini iiv- 1!.ллг. .->&!»«я[:-;5лиогка 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано в процессах штамповки, преимущественно вытяжки изделий из углеродистых и легированных сталей

Изобретение относится к области химии и нефтехимии, а именно к производству пластичных смазок для узлов трения в машинах и механизмах, используемых в различных отраслях народного хозяйства

Изобретение относится к смазочным материалам и может быть использовано для смазки узлов трения машин и механизмов

Изобретение относится к составу высококачественных масел, предназначенных для смазки и охлаждения перспективных газотурбинных двигателей в составе авиационных и судовых приводов газоперекачивающих агрегатов

Изобретение относится к составам смазочных масел и может быть использовано в качестве рабочей жидкости гидравлических систем промышленного оборудования, в частности для гидравлических систем, оснащенных электрогидравлическими клапанами и фильтрами тонкой очистки

Изобретение относится к составам тормозных жидкостей, используемых в гидроприводах тормозов и сцеплений автомобильной техники, эксплуатируемых при низких температурах

Изобретение относится к смазочным материалам и может быть использовано для смазки поверхностей трения двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к присадкам к смазочным маслам, в частности, для улучшения эксплуатационных свойств трансмиссионных масел, используемых в автотракторной промышленности
Наверх