Устройство для исследования подшипниковых узлов при различных нагрузках
Оп ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
323695
Саюэ Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства ¹â€”
Заявлено ОЗ.IV.1969 (№ 1317906 25-28) М. Кл. G 01m 13/04 с присоединением заявки <¹â€”
Комитет по делам иэобретений и открытий при Совете Министров
СССР
Приоритет—
Опубликовано 10.Xll.1971. Бюллетень ¹ 1 за 1972
Дата опубликования описания 09.II.1972
УДК 621.822.6(088.8) Авторы изобретения
Е. А. Панфилов, Н. М. Федосеев, Ю. И. Блохин, Г. В. Морозов и Л. Б. Тормозова
Заявитель
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОДШИПНИКОВЫХ
УЗЛОВ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ НАГРУЗКАХ
Изобретение относится к области производства подшипников, а именно к устройствам для исследования подшипниковых узлов.
Известно большое количество устройств для испытания подшипников на долговечность по измерению момента трения, вибрации и т, п.
Кроме того, известна установка для испытания радиальных подшипников при различных законах нагружения (авт. св. № 89151, кл. 421<, 38/02). В ней для обеспечения заданного закона нагружения одного испытуемогг подшипника использованы два эксцентриковых устройства, одно из которых выполнено в виде опорной для вала эксцентриковой вращаемой втулки, смонтированной в каретке, закрепленной упругими подвесами на станине, а другое — в виде соединенного посредством ползуна с той же кареткой и также вращаемого относительно оси, закрепленной в станине, эксцентрика с регулируемым эксцентриситетом.
Однако все известные устройства не позволяют создавать различные вариации взаимного перекоса наружного и внутреннего колец шарикоподшипников. Монтаж втулок на вращающемся валу ограничивает его скорость вращения, а испытание только одного подшипника исключает возможность проверки параметров работоспособности собранного узла, а также нельзя измерить параметры работоспособности (момент трогаиия, момент трения).
Целью изобретения является создание конструкции устройства, обеспечивающего
5 измерение параметров эксплуатационной работоспособности и изменения первоначальной балансировки собранных подшипниковых узлов качения при изменяющихся в широких пределах относительных перекосах дорожек
10 качения колец подшипников и разных числах оборотов.
Для этого используют эксцентриковое устройство, выполненное в виде опорной для наружного кольца стопоряшейся эксцентрико15 вой втулки, смонтированной в корпусе эксцентрично посадочной поверхности базового подшипника. Между внутренним кольцом подшипника и упорным буртом вала закреплены два кольца, плоскость соприкосновения
20 которых наклонена к оси вращения вала.
В результате путем поворота эксцентриковой втулки и колец можно проводить исследования работоспособности подшипникового узла.
25 На чертеже изображено предлагаемое устройство для исследования подшипниковых узлов.
В станине 1 смонтирован корпус 2, имеющий эксцентрично расположенное отверстие
30 3, с эксцентриковой втулкой 4, стопорящейся
323695
Предмет изобретения и-. .л У
/7 Б
Составитель Б. Санек
Редактор Л. Дьяконова
Техред Л. Богданова
Корректор О. Тюрина
Заказ 584/16 Изд. М 1814 Тираж 448 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров ССС
Москва, Ж-35, Рау|нская наб., д, 4, 5
Тип. Харьк, фил. пред. «Патент» винтом б, наружные кольца б и 7, внутреннее кольцо подшипника 8, между которым и упорным буртом вала 9 закреплены два кольца 10 и 11 с неперпендикулярными торцами, внутреннее кольцо 12. Привод устройства осуществляется по;,духом, поступающим во входной патрубок 18 и далее через сопло 14 к турбинному колесу
15. Смазываются подшипники с помощью фитилей 1б, подающих масло из картера 17. На корпусе 2 крепятся датчики замера температуры наружных колец подшипников и виброперегрузок (на чертеже не показаны).
После тщательной балансировки ротора устройство монтируют на стенд с подключением к воздушной системе входного патрубка 18 и соединяют все датчики с показывающими приборами. При нулевом положении эксцентриковой втулки 4 включают воздух, постепенно увеличивая обороты ротора.
Поворотом эксцентриковой втулки создают необходимые перекосы в узле и повторяют исследования. Аналогично взаимным поворотом колец 10 и !1 создают перекос внутреннего кольца подшипника 8. На каждом выбранном режиме производят замеры давления воздуха при трогании, при вращении, а также температуры наружных колец б и 7 виброперегрузок. Кроме того, при каждом значении относительного перекоса колец б и 8 измеряют величину остаточного дисбаланса ротора.
Устройство для исследования подшипниковых узлов при различных нагрузках, содержащее привод вращения исследуемого подшипникового узла, корпус с выполненным в нем посадочным отверстием, в котором расположена эксцентриковая опорная втулка для создания перекоса колец подшипника, и средства контроля параметров нагружения, отличающееся тем, что, с целью определения влияния ошибки изготовления и монтажа подшипников на их работоспособность, оно снабжено упорными кольцами, устанавливаемыми между внутренним кольцом подшипника и буртом вала, торцы которых неперпендикулярны оси вращения вала, а в корпусе эксцентрично посадочной поверхности
25 опорной втулки выполнено посадочное отверстие для установки базового подшипника испытуемого узл а.