Способ испытания материалов на контактнуюусталость
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН Ия
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Свая Советския
Соииаиистическия
Республик
Зависимое от авт свидетельства ¹â€”
Заявлено 26.Х.1970 (№ 1485278/25-28) с присоединением заявки №вЂ”
Приоритет—
Опубликовано 21111,1972. Бюллетень № 11
Дата опубликования описания 15Х.1972
М.Кл. 6 Olm 13/04
G 01п 3/56
Комитет оо делам иаобретений и открытий ври Совете Министров
СССР
УДК 620,178.169 (088,8) .- тзторы изобретения
С. В. Пинегин, А. В. Орлов и И. А. Шевелев
Заявитель Государственный научно-исследовательский институт машиноведения
СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ МАТЕРИАЛОВ НА КОНТАКТНУЮ
УСТАЛОСТЬ
Изобретение относится к области испытательной техники, в частности к области испытаний материалов на контактную усталость.
Известен способ испытания материалов на контактную усталость, заключающийся в том, что образец цилиндрической формы обкатывают телами качения под нагрузкой.
Известный способ не позволяет проконтро;IlIp0BBTb степень влияния величины касатель-!
Iol.o усилия на контактную усталость материалов. Кроме того, в известном способе испытания материалов усталостное выкрашивание (питтинг) может появиться в любой точке испытуемого образца, причем невозможно достоверно предсказать точку появления начального выкрашивания.
С целью определения влияния на контактную усталость величины касательного усилия по предлагаемому способу испытуемый образец закрепляют неподвижно, а тела качения устанавливают в обойме с профилем дорожки качения, имеющим в сечении вид треугольника или трапеции, боковые стороны которых обеспечивают с телами качения заданный угол контакта, выбранный из условия создания неооходимого соотношения нормальных и касательных сил в зоне контакта.
Благодаря этому способу на образце создается определенная зона усталостного выкрашивания при действии заданного касательного усилия при постоянной нормальной нагрузке.
На фиг. 1 изображены варианты выполнения профилей дорожки качения, обеспечивающих касательные усилия TI 10 Неподвижный испытуемый образец 1 вводят в контакт с телами 2 качения (шарики или ролики), которые помещают в гнездах сепаратора 8 и устанавливают в обойму 4. Испытуемый образец нагружают нормальной силой N и об15 катывают при действии нормальной N и касательной силы То, величину которой изменяют в процессе испытания подбором обоймы с различной конфигурацией профиля дорожки качения, обеспечивающей с шариками заданный 20 угол контакта. Для профиля дорожки качения, выполненного в виде желоба, величина касательного усилия Т1 будет минимальной. Максимальная величина касательного усилия Тз соответствует углу контакта р=45 между 25 шариками и боковыми поверхностями дорожки качения обоймы. Замер нормальных и касательных сил производится с помощью тензодатчиков. Боковые стороны профиля желоба могут быть как пря20 молинейными, так и криволинейными. 333436 Предмет изобретения <ис 2 Составит<.ль А. Швыркова Тьхред А. Камышникова Редактор В Новоселова Корр "ктор F-. Исаковд Зака= 2273 Изд. № 425 Тира>к 448 П,адписное ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР Москва, К-ЗЗ, Раушская наб., д. 4/5 Областная типография Костромского управления по печати Способ испытания материалов на контактную усталость, заключающийся в том, что образец цилиндрической формы обкатывают телами качения под нагрузкой, отличающиася тем, что, с целью определения влияния на контактную усталость величины касательного усилия, испытуемый образец закрепляют неподвижно, а тела качения устанавливают в обойме с профилем дорожки качения, имеющим в сечении вид треугольника или трапеции, боковые стороны которых обеспечивают с 5 телами качения заданный угол контакта, выбранный из условия создания необходимого соотношения нормальных и касательных сил в зоне контакта.