Патент ссср 361332

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

36I332

Союз Советских

Социалистических

Рвспублик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 22.Н1,1970 (М 1463517/25-27) с присоединением заявки №

Приоритет

M. Кл. F 166 43/20

Комитет по делам изобрвтвиий и открытий при Соввтв Министров

СССР

УДК 621.825.54 (088.8) Опубликовано 07.Xll.1972. Бюллетень № 1 за 1973 г.

Дата опубликования описания 25Л.1973

Автор изобретения

Р. М. Запорожченко

Заявитель

ФРИКЦИОННАЯ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для защиты деталей и узлов машин от перегрузок.

Известны фрикционные предохранительные муфты, содержащие ведущую и ведомую полумуфты, расположенный между ними пакет фрикционных дисков, связанных с шарнирно закрепленными рычагами, взаимодействующими с механизмом управления. Однако в этих муфтах момент скольжения после срабатывания близок к предельному, что во многих случаях нежелательно.

В предлагаемой муфте в отличие от известных для,повышения точности срабатывания при малом моменте скольжения механизм управления выполнен в виде муфты свободного хода, состоящей из наружной обоймы с внешними храповыми зубьями, число которых кратно числу взаимодействующих с ними рычагов, и роликов, расположенных на ступице ведущей полумуфты, внутри которой размещена спиральная пружина, связывающая полумуфту с валом.

Описываемую муфту следует применять в тех случаях, когда требуются высокая точность ограничения предельного момента, малые габариты и уменьшенный момент скольжения.

На фиг. 1 изображена фрикционная предохранительная муфта, продольный разрез; на фиг. 2 — сечение по А — А на фиг. 1 (по механизму управления с храповыми зубьями).

На ведущем валу неподвижно укреплена зубчатая втулка 1, эвольвентные зубья кото5 рой обработаны по сфере с центром, лежащим на оси муфты. В расточку зубчатой втулки запрессован сферический радиальный подшипник 2, поддерживающий промежуточный валик 8, на котором свободно сидит ведущая

10 полумуфта 4 с запрессованной бронзовой втулкой б.

На внутренней поверхности ведущей полумуфты, обращенной к ведущему валу, нарезаны эвольвентные зубья, входящие в зацепле15 ние с зубьями втулки 1. Сферический радиальный подшипник 2, зубчатая втулка 1 и ведущая полумуфта 4 образуют первый компенсационный узел.

Внутри ведущей полумуфты размещена спи20 ральная пружина б, внутренний конец которой соединен с промежуточным валиком 8, а внешний — с ведущей полумуфтой. На ступицу ведущей полумуфты посажен механизм управления в виде муфты свободного хода, со25 стоящей из наружной обоймы 7 с внешними храповыми зубьями, а внутренняя поверхность ее снабжена фигурными вырезами, в которые помещены ролики 8, расположенные на ступице ведущей полумуфты. На внешнюю по30 верхность обоймы 7 опираются длинные сво361332

50 бодные плечи рычагов 9, вращающихся на осях, закрепленных в проушинах кольца 10.

Короткие плечи рычагов упираются в пакет фрикционных дисков: нажимного 11, ведомого 12 и опорного 18. Кольцо 10, диски 11 и 18 сидят на шлицевой поверхности промежуточного валика 8 и фиксируются стопорным кольцом 14.

Ведомый диск 12 жестко связан с ведомой полумуфтой 15, внутренние эвольвентные зубья которой находятся в зацеплении с зубьями ведомой втулки 1б, как и втулки 1.

В расточке ведомой втулки помещен сферический радиальный подшипник 17, поддерживающий второй конец промежуточного валика

8. Ведомая полумуфта, втулка 1б и сферический радиальный подшипник образуют второй компенсационный узел муфты.

Регулировка фрикциона производится гайками 18.

Крутящий момент с ведущей зубчатой втулки 1 передается на ведущую полумуфту и через спиральную пружину на промежуточный валик; с промежуточного валика через шлицевое соединение момент передается на нажимной 11 и опорный 18 диски и далее через ведомый диск 12 и ведомую полумуфту 15— на втулку .1б.

При нагружении муфты крутящим моментом спиральная, пружина закручивается, и при этом ведущая полумуфта поворачивается относительно промежуточного валика. Обойма механизма управления, заклиненная роликами 8 на ступице ведущей полумуфты, поворачивается вместе с ним, при этом зубья обоймы 7 разжимают рычаги 9, увеличивая усилие зажатия фрикциона так, что всегда обеспечивается необходимый запас сцепления фрикциона. По достижении моментом предельной величины обойма поворачивается на угол, соответствующий шагу наружных зубьев, и концы рычагов соскакивают с вершины зуба во впадину, уменьшая усилие на фрикционе до величины, соответствующей выбранному моменту скольжения,,происходит проскальзывание фрикциона и раскручивание спиральной пружины. Обойма задерживается концами рычагов, ролики 8 освобождаются, и обойма проворачивается относительно ведущей полумуфты.

При устранении перегрузки и установлении момента, меньшего, чем момент скольжения, проскальзывание фрикционных поверхностей прекращается, и муфта вновь готова к работе. Рост момента опять приводит к закручиванию спиральной пружины, рычаги раздвигаются, и усилие зажатия фрикционов возрастает.

Муфта предлагаемой конструкции обеспечивает: высокую точность срабатывания благодаря мгновенному переходу рычагов с вершины зуба во впадину при выполнении торца зуба .по радиусу или даже с поднутрением; сколь угодно малую величину момента скольжения путем выбора глубины впадины и регулировки предварительной затяжки фрикциона гайками; возможность работы при любом направлении вращения в результате перестановки управляющего кольца другой стороной.

Малая величина момента скольжения позволяет использовать большие удельные давления на фрикционных поверхностях, а следовательно, уменьшить размеры и вес муфты, Если нет необходимости в компенсации перекосов валов, эвольвентные шлицевые соединения могут быть заменены обычными шлицевыми или глухими соединениями, а сферические шариковые подшипники — обычными р адиальными.

Предмет изобретения

Фрикционная предохранительная муфта, содержащая ведущую и ведомую полумуфты, расположенный между ними пакет фрикционных дисков, связанных с шарнирно-закрепленными рычагами, взаимодействующими с механизмом управления, отличающаяся тем, что, с целью повышения точности срабатывания при малом моменте скольжения, механизм управления выполнен в виде муфты свободного хода, состоящей из наружной обоймы с внешними храповыми зубьями, число которых кратно числу взаимодействующих с ними рычагов, и роликов, расположенных на ступице ведущей полумуфты, внутри которой размещена спиральная пружина, связывающая полумуфту с валом.

361332

А-А

Составитель И. Злотник

Корректоры: Л. Бадылама и Л. Чуркина

Техред Т. Ускова

Редактор Л. Жаворонкова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 59/13 Изд. № 20 Тираж 403 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Патент ссср 361332 Патент ссср 361332 Патент ссср 361332 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматическим нормально замкнутым тормозам, размыкаемым энергией двигателя, используемым, например, в транспортных средствах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в системах приводов различных машин
Наверх