Способ хонингования зубчатых колес

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Секта Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства ¹

Заявлено 21.V.1971 (№ 1665334/25-8) с присоединением заявки ¹

Приоритет

Опубликовано 22 т/.1973. Бюллетень ¹ 22

Дата опубликования описания 8Х111.1973.Ч. Кл. В 23f 19/ОО

В 24b 33/00

Комитет по делам изобретений и открытий ери Совете Министров

СССР

УДК 621.924.6-04:621 833. .15(088.8) Автор изобретения

Ю. Н. Сухоруков

Омский политехнический институт

Заявитель

СПОСОБ ХОН И Н ГОВАН ИЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС

Известны способы хонингования зубчатых колес, по которым для исключения реверса передачи инструмент — деталь при прямом ходе ведущим элементом является инструмент, при обратном — изделие.

При осуществлении известных способов хонингования зубчатых колес используется два двигателя. Один из них при прямом ходе выполняет функцию приводного, второй — тормозного. При обратном ходе функции двигателей меняются. Обработка известными способами осуществляется при постоянном числе оборотов обрабатываемого изделия.

Недостаток известных способов хонингования зубчатых колес состоит в том, что при наличии возбуждающих периодических сил, частота которых совпадает с частотой собственных колебаний системы, возможны резонансные явления, которые могут привести к поломке инструмента и вызывают быстрый его износ.

По предложенному способу для устранения вибрации весь цикл обработки правой и левой сторон профилей зубьев детали осуществляют при переменных угловых скоростях, т. е. за весь цикл обработки отсутствуют периоды, при которых угловая скорость была бы величиной постоянной. Такой цикл обработки достигается путем последовательного изменения функции приводного и тормозного двигатео

C лей. Обработка правой и левой сторон профилей зуоьеи осуществляется в две стадии (в стадии разгона и в стадии маховичного торможения), которые периодически повторяются в течение всего цикла обраоотки.

На чертеже дана кинематическая схема станка для осуществления предлагаемого способа отделки зубчатых колес.

Вращение от двигателя 1 через клиноремен10 ную передачу 2 передается на вал 3. На валу

3 со стороны привода устанавливается маховик 4, а с противоположной стороны — инструмент б. Через зубчатую пару инструмент — деталь вращательное движение пере15 дается на вал б. На одном конце вала б устанавливается обрабатываемая шестерня 7, на противоположном — маховик 8. Через клиноременную передачу 9 вращательное движение с вала б передается на двигатель 10.

20 Цикл обработки по предлагаемому способу осуществляется в следующей последовательности.

После установки детали включается приводной диггатель и вся система находится в

25 стадии разгона. По достижении установившегося режима обработки приводной двигатель

1 выключается и вся система переводится в режим маховичного торможения. В этой стадии обработки приводной двигатель переклю30 чается на генераторный режим работы, а об381487

Предмет изобретения

Составитель В. Слиткова

Техред Л. Богданова

Редактор С. Коженова

Корректор Н. Аук

Заказ 2!96/6 Изд. № 1589 Тираж 888 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Ж-38, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2 работка происходит за счет кинетической энергии маховика 8» вала 6 с присоединенными к нему массами. В стадии маховичного торможения происходит пересопряжение профилей обрабатываемой деталп, т. е. если в стадии разгона обрабатывалась правая сторона профиля, то в стадии махов!киного торможения обрабатывается левая сторона профиля зуба заготовки.

После снижения числа оборотов системы в стадии маховичного торможения до некоторого предельного значения включается двигатель 10, а двигатель 1 отключается. В этот период система будет находиться в стадии ,разгона. В этой стадии обрабатывается та же сторона зуба, которая обрабатывалась в стадии маховичного торможения. После достижения установившегося режима обработки двигатель 10 выключается и переводится в генераторный режим работы, т. е. выполняет функцию тормозного двигателя. Обработка в этой стадии происходит за счет кинетической энергии маховика 4 и масс, присоединенных к валу 3. После выключения двигателя 10 происходит пересопря>кение профилей и система переводится в стадию маховпчного торможения. При достижении минимального предельного значения числа оборотов детали вновь ьключается двигатель 1 и работа системы повторяется в той же последовательности.

Чпс lo циклов повторения определяется вели иной удаляемого припуска.

Режим работы приводного двигателя необ .oäIlìo подобрать с таким расчетом, чтобы в стадии разгона не !3озникали значительные нагр!зки и зоне контакта зубьев инструмента

;! детал!! и -за преодоления инерционных сил, 10 I,ызываемых махов!>!.,! моментом присоединен ных масс. Если нагрузки в-зоне контакта будут превышать допустимые значения, то это мсжс-! привести к быстрому износу инструмента пли поломке его зубьев.

Способ хонингования зубчатых колес при свободном обкате, когда при прямом ходе ве20 едущим элементом является инструмент, а прп обратном — изделие, с упруго присоединенными массами к вала!я инструмента и изделия. отличающийся тем, что, с целью устранения вибрацпонных явлений, обработку про25 изводят при переменных уг IQBIIx скоростях в две стадии — разгона и торможения,— которые период!, чески повторяются в течение цикла хонингованпя.

Способ хонингования зубчатых колес Способ хонингования зубчатых колес 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технологии машиностроения, чистовой обработке зубчатых колес

Изобретение относится к области технологии машиностроения, чистовой обработке зубьев

Изобретение относится к области зубообработки и может быть использовано в различных отраслях машиностроения

Изобретение относится к машиностроению, в частности к исследованию процессов финишной обработки зубчатых колес
Наверх