Машина для группового контроля «ассистент»

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союэ Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 24.11.1970 (№ 1406439/18-24) с присоединением заявки ¹

Приоритет

Опубликовано 23."т(.1973. Бюллетень № 24

Дата опубликования описания 17.IX.1973

М. Кл. 6 09b 7. 04

Хомитет по делан иэооретений и открытий при Совете Министров ДК 681.3.371.69(088.8) Т 5

Автор изобретения

М. Д. Фрумкин

Заявитель

Фрязинский техникум электронных приборов

МАШИНА ДЛЯ ГРУППОВОГО КОНТРОЛЯ «АССИСТЕНТ»

Машина для группового контроля предназначена для одновременного контроля знаний группы учащихся при программированном обучении и традиционных формах учебы.

Среди технических средств программированного обучения известны машины группового контроля. Поскольку обучение ведется чаще всего по групповому методу, закономерна преобладающая роль машин этого вида. Нередко классы автоматизированного контроля знаний оборудуют машинами, предназначенными для индивидуального пользования. При этом каждая из таких машин имеет полный комплект аппаратуры для самостоятельной обработки информации.

У подавляющего большинства машин группового контроля (если они построены не на базе ЦВМ) .встречается хотя бы один из следующих ниже недостатков.

Выборочный метод ввода ответа, в то время как для технических дисциплин пе менее важным следует считать численный метод.

Необходимость выполнения большой предварительной подготовки по изготовлению пленок, перфокарт, кодовых фишек или других средств фиксации кодированной информации.

Малая оперативность при переподготовке машины с одного предмета (темы) на другой.

В результате теряется много времени или требуется большое число обслуживающих лиц. ( жесткая система выстазления оценок и отсутствие двухбалльной системы оценок, часто необходимой из-за малой информативной емкости устройств ввода и по соображениям ме5 тодического характера, Отсутствие пли крайняя ограниченность средств автоматического подсказа, выполняющих в определенной мере обучающую функцию (самоконтроль).

10 Невозможность анализа ответов учащихся группы и наблюдения за динамикой хода работы.

Сложность устройства аппаратуры, высокая ее стоимость и потребность в высококвалифиf5 цированном персонале обслуживания, что является одной нз причин, препятствующих широкому распространению этих машин в системе народного образования.

Цель изобрстения — обеспечение парал2р лельного ввода нескольких чисел с различным количеством разрядов и поочередного подсказа учащимся ошибочных разрядов в их ответах с указанием положения кзждотт ошиоки внутри каждого слога полного слова ответа.

Это достигается тем, что машина для группового контроля содержит схему разделов, один вход которой подключен и выходу схемы сравнения, другой вход — к выходам блоков ввода разделов и табло, а выход ее подклю30 чен к схеме выставления оценок, 60

Машина представляет собой устройство, работающее в параллельном дискретном потенциальном коде по принципу сравнения ответов учащихся с одним из нескольких вариантов эталоннгях ответов при последовательном опросе рабочих мест.

Индикация оценок осуществляется с помощью тиратронов с холодным катодом МТХ-90, расположенных на табло. 11ри этом имеется возможность наблюдать за динамикой работы учащихся. С помощью одного комплекта сигнальных лампочек можно поочередно сигнализировать об ошиоочных разрядах ответов.

Кроме того, оценки печатаются llB оумажной ленте, рассчитанной для вклеивания ее в классный журнал.

Принятая в устройствах ввода десятичная система счисления позволяет вводить целые, дробные, в том числе, отрицательные числа.

Не исключаются и различные виды выоорочного метода .ввода ответов.

3а счет применения в машине схемы разрядов полное слово, введенное в нее, может одновременно содержать несколько ответов с разным числом разрядов в каждом из них.

При этом оценка по пятибалльной системе автоматически выставляется в зависимости от количества неверных ответов при различном весе ошибок. Все слово ответа может быть оценено и в двухбалльной системе оценок.

На фиг. 1 показана блок-схема машины для группового контроля (МГК); на фиг. 2 — упрощенная принципиальная схема дешифратора.

Схемы позволяют рассмотреть способ выставления оценок и реализацию подсказа о допущенных ошибках. Как видно из фиг. 1, основными частями МГК являются пульты 1 ответа учащихся, главный пульт 2 (пульт преподавателя), табло 8 и блок 4 печати оценок.

На главном пульте 2 расположены блок 6 ввода эталонных ответов, схема 6 сравнения, схема 7 разделов, схема 8 выставления оценок, блок 9 коммутации рабочих мест и блок

10 коммутации вариантов. Схемы 6, 7 и 8 составляют дешифратор.

Машина имеет 30 пультов ответа (ПО), в каждом пульте установлено десять переключателей ввода ответов на одиннадцать положений каждый.

Машина рассчитана на четыре варианта заданий.

В каждом пульте ответа смонтирован делитель напряжения, состоящий из десяти резисторов. Одиннадцать выводов делителя подключены параллельно к неподвижным контактам десяти переключателей ввода ответов. Каждый переключатель имеет одиннадцать позиций, а все переключатели составляют десятиразрядный регистр ввода ответов, С подвижных контактов переключателей снимается дискретный потенциальный код всего слова, содержащего несколько ответов, введенных в пульт ответа.

Через пазвязывающье диоды подвижные контакты переключателей подкл.очены к десяти линиям кабеля, назыьаемым линиями сравнения. Аналогично выводы переключателей всех остальных пультов ответа, параллельно и соответственно номерам разрядов, подключены к тем же линиям сравнения. Все десять линий сравнения подведены к главному пульту 2 (на фиг. 1 показана только одна линия).

Каждый из четырех регистров блока 5 ввода эталонных ответов (на фиг. 1 показано два регистра) содержит регистр 11 ввода верных ответов, блок 12 ввода разделов и переключатель 18 веса ошибок.

Блок 9 коммутации рабочих мест соединен раздельно с каждым пультом 1 ответа учащихся для поочередного их питания.

От этих линий сделаны ответвления па табло 8 для включения лампочек номеров опрашиваемых пультов ответов, Другой выход блока 9 коммутации рабочих мест подключен к блоку 10 коммутации вариантов, через который по заданной программе подается питание регистру 11, блоку 12 и переключателю И одного из регистров блока ввода эталонных ответов.

Выходы от пультов ответа подключены к одному входу схемы 6 сравнения напряжений для подачи в нее десятиразрядного потенциального кода слова ответа, установленного в опрашиваемом пульте опроса. Ila другой вход схемы сравнений подается из регистра 11 ввода верных ответов эталонный код.

Схема сравнения напряжений соединена со схемой разделов и с табло 3 для передачи сигналов об ошибочных разрядах слова ответа. В табло эти сигналы используются для подсказа ошибок, Схема разделов преобразует ошибки по цифрам в ошибки по числам (ответам-слогам).

Если в каком-либо одном слоге полного слова ответа выявлено несколько ошибочных цифр, то схема разделов должна выдать только одну ошибку, так как неверен только один ответ (слог), содержащий несколько цифр многоразрядного числа. Снижение оценки не должно зависеть от количества цифр в одном слоге ответа. Следовательно, благодаря применению схемы разделов, ответы полного слова могут содержать числа с различным количеством цифр (разрядов).

Выходы всех блоков ввода разделов подключены к соответствующим разрядам схемы разделов и к лампочкам сигнализации разделов, установленным на табло 8.

Выход схемы разделов соединен со схемой

8 выставления оценок для передачи в нее ошибок, число которых равно количеству неверных слогов (чисел) в полном слове ответа.

Переключатели веса ошибок подключены к схеме выставления оценок. В машине приняты два веса ошибок — 1 балл за одну ошибку «и» — 1 балл за две ошибки.

384122

Схема выставления оценок выласт олпу из оценок пятибалльной системы в зависимости от количества ошибок слогов в слове ответа и принятого веса ошибок.

Выход схемы выставления оценок полключен к блоку печати оценок и к блоку коммутации рабочих мест, который соединен с табло

8, для поочере,чпой рязчачи выставленных оцеHoK B ячейки памяти и сиГнализлцин. Клж!33 из тридцати я |еек инликации Оне содер- N жит по четыре тиратроня IXT-ОО, расположенных рялом с лампочкой соответствующего номера раоочего места ПО.

В блоке печати оценки в ниле цифр 5; 4; 3 или 2 фиксируются на бумажной ленте, рас- 15 считанной на непосредственное ее вк.леивяние в классный журнал.

При работе машины в лв хбалльной системе, при которой опенка «Вер о» Фиксируется лишь при полно д отсмтствии ошибок во 20 всем слове ответа, действие лешнбратора пе изменяется. Однако из схемы выставления оценок выволится только линия оценок «5», что и соответствует оценке «Верно» в лвухбалльной системе. 25

Кроме того, тиратроны в этом пежиме фиксируют не олпу из четырех оценок пятибалльной системы, а олин из четырех вапиантов заданий. по которому,чан верны|1 ответ.

Прежде, чем рассматривать паботу ма|цинь1, 80 остановимся на устройстве ле|нийратовл. На фиг. 2 показаны лампочки 14 и 15 сигнализации ошибок и разлелов, включаемые т мблсрами с пульта .появления, а также тумблеры блока вво.ча разлелов, прина,чле>кащие олно- 55 му из регистров блока ввода эталощ|ых ответов.

В качестве элемента 1б сравнения используют т|>ехпозиционное поляризованное реле типа РП-5. К одной из Обмоток ка>клого пе,7с 40 подвелена (например, слева) линия сравнения из класса, т. е. от всех пультов ответа, к вторым обмоткам — линии сравнения от регистров блока 5 ввода эталонных ответов.

К всем неполвижным контактам реле пол- 45 кл|очено няпря>кение от вь|прямителя.

Поразрядные линии сигналов ошибки илут от якорей реле через развязываюшие лиолы к лампочкам 14 сигнализации ошибок на табло 8 и к контактам реле 17 разделов соответ- 50 ствующих разрялов. Обмотки этих oеле подключены к тумблерам блока вво|3 разделов, которые замыкаются лля включения раз-|ела.

Нормально разомкнутые выхоч||ые контлкты каждого реле рлзлела присоединены к 55 вхолным резистопам 18 сумматора пщиоок. С резистора !9 снимается напряжение суммарной ошиоки.

Как вилно из фиг. 2, лампочки сигнялиззннн разделов включены параллельно обмоткам ре- 60 ле разлелов соответствующих разпялов.

Если первый ответ выра>кается, например, трехзначным целым положительным числом, то первые (на фиг. 2, считая свеоху) лвл тумблера блока ввода разделов лолжны быть 65 выключс|.ы, а третий, стоящий после тпетьегп переключате.-я регистра блока вво.<а эталонных ответов, следует включить. Пои включении питания данного регистра загорается на табло третья лампочка сигнализации разделов, сраоатывяет т|>етье реле схемы разчелов и ошибки из пепвых трех разрялов проходят в сумматор ошиоок только ня олин его третий вход. С 7eчовлте 7|но, применение разделов обеспечивлет t:3îoòó по ппинципу логической схемы «ИЛИ».

Для выставления оценок прец азна|ены три поляпизовлнных лвухпозицночных реле типа

PH-4. Олно нз н||х реле 20 выставляет оценку

2, лругое реле 21 — olfe||км 8, третье пеле 22— оценк1 4. К резистору !9 полключается олна из обмоток каждого реле, называемая сигнальной.

Вторая обмотка получает опорное напряжение от одного нз Опооных потен||номстров 28.

Кажлое реле 20 и 21 может получить свое

ОпОрное нлппяжeние (U«„U«, ) От ОднОГО из лвух потенциометпов в зависимости от состояния рс 7е 24 веса оп|ибок.

Коглл па пезнсторе 19 отсутстгует напряжение суммарной| ошиокн, все сигнлльные обмотки обесточены и пол действием опорных наппяжений якори всех реле повер||уты вправо. При этом напряжение, полвеленное к якор|о реле 20, поступает в линию 2;> вь|дачи опенки 5.

Опорные напряжения отоегулировань| так, чтобы всегла соблюл ял ось условие

U«„(U,-, . (Г, -, . Кроме того, кяжлое из опорнь|х напряжений большого веса ошибок меньп|е соответственного напряжения малого веса. В результате при большом весе опгибок от одной ошибки срабатывает реле 22 и Оценка Rh!ëàåiñÿ по линии оче||ки 4: при лвух оп|ибках реле 22 и 21 — оценка 3; при трех и более ошибках сраблтыва|от Всс тги реле и выластся оценка 2.

При малом весе ошибок Оценка 4 вылается за одну-чве ошибки; оценка 8 — за три-|етыре ошибки, а 2 — за пять olf!I .ooê и более.

Линии вь|зачи оценок завелсны в олок коммутации рабочих мест и, кпоме того, имеют Bblхоч .7ля блока печати оценок.

Работа ня машине и ее лействие при пятибалльной системе оценок протекает слелующим обпазом.

В зависимости от количества приготов,ленных вариантов зл.даний Bc!0 гр пну лелят на

|етыре почгоуппы (А, Б, В, и Г) или ча лве полгрмппы (нечетные номера А и В, четные

Б и Г) илн всем лают одинаковое 33731!1!с.

Для оппелеления прнналлежностн к той нли иной группе на кяжлом пульте ответя. кпоме номена, имеется бу ква.

После иHII>ормании учягцихcя О содержании заляний и ра",челах, устанавливают этя 7nlrные ответы и разделы, вволят тммблегами нуж:|ые веса ошибок и зллак|т порядок коммутации вариантов.

384122

Блок коммутации рабочих мест переключается на «Автоматический», совершает îдпократный обход всех пультов ответа, после чего останавливается па исходной позиции.

При установке щеток шагового искателя па очередную строку в машине выполняются следующие операции. Подается питание очередному пульту ответа, и в дешифратор поступает его код ответа, запитывается соответствующий регистр блока ввода эталонных ответов. При этом в дешифратор подается эталонный код, срабатывают соответствующие реле разделов и устанавливается заданный вес ошибок на реле 24. Реле сравнения выявляют ошибочные разряды всего слова ответа. Схема разделов преобразует ошибки по цифрам в ошибки по числам. Сумматор вырабатывает суммарный сигнал ошибки соответственно количеству»еверных ответов, а реле 20, 21 и 22 выдают оценку.

Выставленная оценка проходит без изменений из дешифратора на одну из четырех щеток блока коммутации рабочих мест и передается па сетку тиратрона, который ее фиксирует. Одновременно оценка печатается на бумажной лепте.

При работе машины в двухбалльной системе оценок блоком ввода разделов устанавливается только один раздел в конце ответа, т. е. включается только один из тумблеров.

Одновременно из схемы 8 выставления оценок выводится по линии 25 только оценка,">, соответствующая оцепке «Верно». Кроме того, релейная схема, связанпая с блоком 10 коммутации вариантов, обеспечивает коммутацию оценки «Верно» па один из четырех тиратронов ячейки памяти оценок па табло 3 в зависимости от того, по какому из четырех вариантов заданий дается ответ.

Управление блоком 5 ввода эталонных ответов осуществляется по установленной Jlpoграмме от блока коммутации рабо IIIx мест через блок коммутации вариантов либо от пультов 1 ответа в порядке дистанционного управления. В последнем случае можно передать В Одном цикле контроля по несколько десятиразрядных слов с каждого пульта ответа. Подсказ ошибок, включаемый тумблера10 ми 2б и 27, можно применять и в двухбалльной системе оценок.

Предмет изобретения

15 Машина для группового контроля, содер>кащая блок коммутации рабочих мест, выхо16I которого соединены с табло, с входом блока коммутации вариантов, выходы которого подключены к входам блоков ввода разделов, ре20 гистров ввода верных ответов и через переключатели веса ошибок к схеме выставления оценок, подключенной к блоку печати и входу блока коммутации рабочих мест, другие выходы которого соединены с пультами учащих25 ся, выходы которых параллельно соединены с одним из входов схемы сравнения, другой вход которой подключен к выходам регистров ввода верных ответов, а выход ее подключен к табло, отличающаяся тем, что, с целью па30 раллельного ввода нескольких чисел с различным количеством разрядов и поочередного подсказа учащимся ошибочных разрядов в их ответах с указанием положения каждой ошибки внутри каждого слога полного слова отве35 та, она содержит схему разделов, один вход которой подключен к выходу схемы сравнения, другой вход — к выходам блоков ввода разделов и табло, а выход ее подключен к схеме выставления оценок. амтв (1

Г

Г

15 1(!

r- — — J ю

Фпр /

4 иг7rr ) — ! е

J !

1 )

I(f) ! ! !

1

I (!

Машина для группового контроля «ассистент» Машина для группового контроля «ассистент» Машина для группового контроля «ассистент» Машина для группового контроля «ассистент» Машина для группового контроля «ассистент» 

 

Наверх