Коробка передач

 

С) П И С A Н И Е 38996S

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советских

С оциалмстических

1теспу6пмк

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зависимое от авт. свидетельства ¹-Заявлено 23.01.1968 (№ 1213381/27-11) М. Кл. В 60k 17/08 с присоединением заявки ¹

Государственн1ий комитет

Сонета Министров СССР

AD делам изобретений и открепий

Приоритет—

Опубликовано 11.V11,1973. Б1оллете11ь ¹ 30 УДК 629.113-585 (088.8)

Дата опубликования описания 23.Х.1973

Авторы изобретения

С. А. Беганский, Г. П. Гусаров, Г. И, Дейнега, В. А. Тимошенко и H. М. Чаплыгин

Заявитель

Специальное конструкторское бюро при Кишиневском тракторном заводе

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

Изобретение относится к области тракторостроения и, .преимущественно к тракторным ступенчатым коробкам передач с переключением на ходу и передачей мощности в момент переключения через независимый вал отбора мощности.

Известна коробка передач, преимущественно для трактора, содержащая первый многоскоростной редуктор с шестернями, установленными на первичном, вторичном и параллельном промежуточном валах, последовательно соединенный с первым редуктором второй многоскоростной редуктор с параллельным11 первичным и вторичным валами и независимый вал отбора мощности.

Недостатком известных коробок передач является невозможность переключения передач на ходу трактора, поскольку в процессе переключения происходит разрыв потока мощности от двигателя к ведущим колесам трактора, вследствие чего агрегат (машина) останавливается. Это снижает производительность маши1шо-тракторного агрегата, ведет к повышению динамической нагруженности узлов трактора, так как после каждого переключения машина вновь трогается с места, т. с. работает на «переходных процессах» наиболее неблагоприятных с точки зрения динам1гческих нагрузок.

Предлагаемая коробка передач для переключения нерсдач на ходу снабжена фрпкционной муфтой для связи независимого вала отбора мощности с первичным валом второго редуктора.

HB фиг. 1 представлена кинематпческая схема предлагаемой коробки передач; на фиг.

2 — структурная схема.

Первичный вал 1 связан через зубчатую муфту 2 с валом 3 главной муфты сцепления. на котором установлен фрикционный диск 4.

На шлицах первичного вала 1 подвижно установлены блок шестерен 5 н шестерня 6, псредвижением которых вправо илн влево включаются передачи.

На промежуточном валу 7 неподвижно закреплены шестерни 8, 9 и 10, с которыми зацепляются на разных передачах шестерни 5 и

6 первичного вала. На этом же валу 7 неподвижно установлен Олок шестерен 11, включающий нижний диапазон передач зацеплением шестерни 11 блока с шестерней 12 вторичного вала 18, нлп верхний диапазон †зацеплени шестерни 11 блока с шестернями 14 и 15.

Независимый вал отбора мощности получа25 ет движение от диска 16, жестко прикрепленного к маховику 17 двигателя, через полый вал 18, пару шестерен 19 и 20 и дальше через валы 21 н 22, жестко соединенные между собой.

3Q Постоянно приводимый таким образом QT

389966 маховика двигателя вал 22 проходит через коробку передач внутри промежуточного ьала 7.

Валы 1, 8, 7 и установленные на них шсстерни образуют первый многоскоростной редуктор 28, а шестерни 11, 12, 14 и 15, вал 18 и промежуточный вал 7 первого редуктора, являющийся одновременно первичным валом второго редуктора, образуют второй многоскоростной редуктор 24. Для переключения передач на ходу в коробку передач устанавливается фрикционная муфта 25, которая соединяет соосные валы: промежуточный 7 и вал 21 независимого отбора мощности. На шлицах переднего конца промежуточного вала 7 закреплен ведомый барабан 26 фрикционной муфты. Ведущий барабан 27 этой муфты закреплен на валу 21 независимого отбора мощности. Включение и выключение муфты гидравлическое посредством поршня 28, сжимающего набор ведущих и ведомых дисков.

Шестерни 29, 80 служат для привода масляного насоса 81, питающего гидроагрегаты, в том числе и фрикционную муфту.

Переключение всех передач и диапазонов в коробке осуществляется одним рычагом (на чертеже не показан).

Коробка передач кинематически состоит из двух последовательно работающих редукторов.

Редуктор 28 (первый редуктор) содержит валы — первичный 1, промежуточный 7 и шестерни 5, б, 8, 9, 10. Редуктор диапазонов (второй редуктор) содержит валы — промежуточный 7, являющийся первичным валом второго редуктора, вторичный 18 и шестерни

11, 12, 14, 15. В корпусе 82 размещены шестерни привода вала 21 отбора мощности.

Осуществляя посредством фрикционной муфты 25 соединение независимого вала 21 отбора мощности с промежуточным валом 7 коробки фактически соединяют вал 21 с первичным валом второго редуктора.

Работа предлагаемой коробки передач заключается в следующем.

При работающем двигателе и включенной главной муфте сцепления вращение от маховика 17 через фрикционный диск 4, вал 8, зубчатую муфту 2 передается иа первичный вал

1 коробки передач, Если в этот момент шестерни 5 и 6 выведены из зацепления н фрикциоиная муфта 25 выключена, то первичный вал 1 вращается вхолостую, а промежуточный вал неподвижен. В этом положении необходимо включить требующийся диапазон скоростей.

Для этого блок шестерен 11 вводится в зацеплсиие с шестерней 12 или 14.

Для начала движения необходимо выключить главную муфту сцепления и включить нужную передачу, т. с. произвести обычнос включение коробки. При последующем включении главной муфты трактор начиняет дииженис иа выбранной передаче.

25 зо

З5

55 оо

Трактор может начать движение и без включения какой-либо скорости в коробке передач (шестерни 5, 6 выведены из зацепления), Для этого необходимо включить фрикциоииую муфту 25. В результате включения дополнительной муфты привод вала отбора мощности (16, 18, 19, 20, 21) . соединяется с промежуточным валом 7 и вращение от двигателя, минуя шестерни 5, б, 8, 9, 10 первого редуктора 23, передается непосредственно на шестерни 11 — 12 или 11 — 14 второго редуктора 24 (редуктора диапазонов) и через них— иа вторичный вал 8.

Таким образом трактор начинаетдвижение, Скорость, которую получает при этом трактор и есть так называемая основная («постоянная») скорость, которая должна быть наименьшей для данного диапазона. Поскольку вращение передается на вал 7, являющийся первичным валом редуктора 24, число «постоянных» скоростей в коробке определяется числом ступеней этого редуктора, т е. в каждом диапазоне имеется своя «постоянная» скорость.

Принцип переключения на ходу коробок предлагаемого типа заключается в том, что при выключении главной муфты сцепления на движущемся тракторе, одновременно включается фрикционная муфта 25, и трактор продолжает движение на основной «постоянной» передаче, при этом первичный вал 1 освобождается от нагрузки, что дает возможность легко передвинуть шестерни 5, б, т. е. переключить передачу.

Процесс переключения производится следующим образом.

Трактор движется на определенной передаче. Для переключения водитель выключает главную муфту и одновременно включает муфту 25. Управление муфтами может осуществляться любыми известными способами.

Трактор при этом продолжает движение иа

«постоянной» передаче.

Не включая главную муфту, водитель выводит шестерни 5 или б из зацепления с одной из шестерен 8, 9, 10.

После этого обороты вала 8 соединительной муфты 2 и первичного вала 1 замедляются постепенно, в течение некоторого времени, посколькъ никакой другой нагрузки, кроме трения в подшипниках, весь этот набор не испытывает.

При замедлении оборотов первичного вала

1 окружные скорости шестерен 5 и б уменьшаются.

B момент выравнивания окружной скорости включаемой шестерни первичного вала, например 5 или б, с окружной скоростью соответствующей шестерни промежуточного вала, например 8, 9, 10, водитель производит безударное включение шестерен.

После включения необходимой передачи водитель включает главную муфту, одновременно выключая муфту 25.

389966

Весь процесс переключения происходит при движении трактора на скорости, ниже включаемой. Движение при этом передается через вал 21, многодисковую фрикционную муфту 25, промежуточный вал 7 и шестерни 11,12 или 11, 14, 15 на вторичный вал 18. При необходимости длительного движения на «постоянной» передаче муфта 25 включается при выключении скорости в коробке передач, т. е. коробка поставлена в «нейтраль».

В этом случае, при движении трактора обе муфты включены, и первичный вал вращается вхолостую, поскольку его шестерни 5, б не имеют зацепления с шестернями промежуточного вала 8, 9, 10. Процесс включения передач осуществляется при условии, если окружные скорости шестерен первичного вала 1 до включения нужной скорости выше, чем скорости шестерен промежуточного вала 7, так как синхронизация окружных скоростей к моменту включения передачи достигается за счет замедления первичного вала, вращающегося по инерции после отключения главной муфты, в то время как промежуточный вал 7 вращается принудительно через муфту 25. В связи с этим процесс переключения с высшей передачи на низшую несколько отличается от процесса переключения с низшей передачи на высшую.

При переключении с низшей передачи»a высшую окружная скорость шестерни высшей передачи первичного вала всегда больше окружной скорости шестерни высшей передачи промежуточного вала. Поэтому, переключаясь на высшую передачу, достаточно выключить главную муфту (при этом муфта 25 включается), вывести рычаг переключения в нейтраль и, когда окружные скорости шестерен включаемой передачи уравняются, включить передачу, а затем включить главную муфту, одновременно выключив дополнительную

При переключении с высшей передачи на низшую окруткная скорость шестерни низшей передачи первичного вала всегда меньше окружной скорости шестерни низшей передачи промежуточного вала. Поскольку синхрони5 зация окружных скоростей происходит посредством замедления первичного вала, необходимо, выключив высшую передачу, разогнать первичный вал, Для этого после выключения высшей пере10 дачи, кратковременно включается главная муфта, и первичный вал разгоняется до оборотов двигателя.

Процесс переключения с высшей передачи на низшую состоит в следующем: выключить

15 главную муфту сцепления (с одновременным включением муфты 25), выключить высшую передачу, кратковременно включить и снова выключить главную муфту, выждать уравнивания окружных скоростей шестерен, 0 включить передачу и включить главную муфту с одновременным выключением муфты 25.

Таким образом, при переключении передач с высших на более низкие требуется двойной выжим сцепления При переключении с низ25 шей передачи на более высокие достаточно однократного выжима педали сцепления.

Предмет изобретения

30 Коробка передач, преимущественно для трактора, содержащая первый многоскоростной редуктор с шестернями, установленными на первичном, вторичном и параллельном промежуточном валах, последовательно соеди35 ненный с первым редуктором второй многоскоростной редуктор с параллельными первичным и вторичным валами и независимый вал отбора мощности, отличающийся тем, что, с целью переключения передач на ходу., она

40 снабжена фрикционной муфтой для связи независимого вала отбора мощности с первичным валом второго редуктора.

389966

22:

Фиг 1

Составитель В. Бялоцкии

Техред Т. Ускова

Корректор А; Дзесова

Редактор Л. Василькова

Обл. тип. Коспромоюого управления издательств, полглпрафнн н книжной торговли.

Зака.. 5057 Изд. _#_o o1771 Тирани 532 11одписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, )К-35, Раушская наб., д: 4/5

Коробка передач Коробка передач Коробка передач Коробка передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается выполнения трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к бесступенчатой трансмиссии для автомашин, тракторов и других транспортных средств, и может быть использовано в различных установках, где требуется плавное изменение передаточного отношения

Изобретение относится к сложным трансмиссиям "5х2" для транспортных средств

Изобретение относится к механическим трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено, в частности, в приводе хода экскаватора

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств, и может быть использовано в различных колесных и гусеничных машинах
Наверх