Судно для инженерно-геологических исследований

 

и опп о б о п и с-А -"й-и-е

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

389986

Союз СоветскиХ

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зависимое от авт. свидетельства М

Заявлено 02.IX.1971 (11е 1695292/27-11) с присоединением заявкч №

Приоритет

Опубликовано 11.V11.1973. Бюллетень № 30

Дата опубликования описания ЗО.XI.1973

М. Кл. В 63Ь 35, 44

Гасударственный комитет

Совета е1инистрсв СССР па делим изооретений и открытий

УДК 629.124.6/9(088.8) Авторы изобретения

Я. Ф. Бородулин, В. М. Власов, Б. Ф. Гридчин, И. П, Иванов, В. М. Куранов, Т. П. Кузьмин, С. М. Паненко, Б. Т. Прутян и М. Ф. Сидоров

Заявитель

СУДНО ДЛЯ И НЖЕН ЕРНО-ГЕОЛОГИ Ч ЕСКИ Х И ССЛ ЕДО ВАНИ Й

Изобретение относится к плавучим установкам для инженерно-геологических исследований и, в частности к судам для инженерногеологических исследований.

Известно судно для инженерно-геологических исследований, оборудованное устройством для подводного бурения и отбора проб обсадными трубами и аппаратурой для исследования грунтов.

Однако эти суда не обладают необходимыми мореходными качествами и не обеспечивают надежности работы технологического оборудования.

Производство инженерно-геологических исследований требует бурения большого числа скважин, что очень трудоемко и приводит к большим затратам времени. Отбор проб грунтов (особенно илистых) связано с большими трудностями и их исследование в лабораториях через значительный промежуток времени приводит к неверным результатам из-за частичной или полной потери образцами первоначальных свойств.

Цель изобретения — повышение мореходных и эксплуатационных качеств судна, комплексной механизации исследовательских и гидротехнических работ.

Для этого предлагаемое судно выполнено в виде катамарана, мост которого вместе с палубами корпусов служит площадкой для установки бурового оборудования и комплекса аппаратуры и механизмов для производства исследовательских и гидротехнических работ, а между корпусами судна расположено

5 подъемно-опускное устройство, технологически связанное с установленными на судне механизмами и аппаратурой для исследовательских и гидротехнических работ.

Для свободного перемещения судна без

10 выемки обсадных труб мост катамарана в месте прохода обсадных труб может быть выполнен с прорезью, а для фиксации судна относительно грунта в оконечностях корпусов могут быть расположены якорные лебедки и

15 закальные сваи.

Кроме того, для повышения маневренности и ходовых качеств судна каждый корпус может быть оборудован силовой установкой с движительно-рулевым комплексом.

20 С целью улучшения условий управления судном, а также производством исследовательских и гидротехнических работ оно может быть выполнено с надстройкой в средней части, совмещенной с подъемным копром и со25 держащей рубку для управления движением гидротехническими и исследовательскими работами.

На фиг, 1 изображено предлагаемое судно в положении «по-походному», вид сбоку и вид

30 в плане; на фиг. 2 — то же, в рабочем поло380086

15 жении при исследовании грунтов, вид сбоку и вид в плане.

Судно выполнено в виде катамарана 1, мост которого вместе с палубами корпусов о бр азует площадку 2.

В одной оконечности на площадке 2 установлено буровое оборудование, например буровой станок 8. За надстройкой 4 расположено подводное пенетрационно-каротажное устройство 5 ПСПК-69 с комплексом механизмов б и подъемно-опускным устройством 7, технологически связанным с механизмами б.

Аппаратура для исследования грунта включает сейсмоакустическую станцию

«Грунт» 8.

Каждый корпус оборудован силовой установкой с движительно-рулевым комплексом 9.

Надстройка 4 совмещена с рубкой 10 управления и подъемным копром 11.

Судно устанавливают над местом исследования двумя способами: при небольших глубинах воды (до 7,0 м) — при помощи двух закольных свай 12, а на больших глубинах— при помощи четырех якорей 18, тросов 14 и якорных лебедок 15.

В корпусе имеется прорезь 1б для возможности ухода установки с места производства работ без выемки обсадных труб.

Прибыв своим ходом к месту производства геологических изысканий, судно закрепляется одним из описанных способов. После этого начинает работать буровая установка и пенетрационно-каротаткная станция, При помощи пенетрационно-каротажной станции производится исследование донных рыхлых отложений, поддающихся проходке вдавливанием комплексного зонда на глубину 25 м. В процессе его вдавливания и извлечения грунта автоматически определяются и записываются его параметры и свойства: лобовое сопротивление, боковое трение и нормальное давление гру нта; объемный вес и содержание глинистых фракций.

Подводная часть пенетрационно-каротажной станции состоит из установки

ПСПК-69-1.000.000 с источником радиоактивного излучения (Цезий-137).

Подъем и опускание устройства 5 ПСПК-69 осуществляется специальной лебедкой через грузовой копр 11, а крепление «по-походному» — специальными кронштейнами. Бурение скважин осуществляется буровым станком 8 вращательного и ударно-канатного типа с электроприводом, устанавливаемым на жестком фундаменте в носовой части судна.

Для получения непрерывного литологического разреза между скважинами применяется

55 сейсмо-акустическая станция, .которая представляет собой два блока с электронной переносной аппаратурой, установленной в корпусе судна. Управление всеми процессами централизованное, из рубки управления.

Обработка и получение всех необходимых данных исследования грунта производится непосредственно на судне.

Многоцелевое назначение судна позволяет также с помощью его механизмов и подъемноопускного устройства производить при необходимости экспериментальные гидротехнические работы: забивку свай, опускание и укладку на грунт массивов и др.

Предмет изобретения

1. Судно для инженерно-геологических исследований, оборудованное устройством для подводного бурения и отбора проб обсадными трубами и аппаратурой для исследования грунтов, отличающееся тем, что, с целью повышения мореходных и эксплуатационных качеств судна, комплексной, механизации исследовательских и гидротехнических работ, оно выполнено в виде катамарана, мост которого вместе с палубами корпусов служит площадкой для установки бурового оборудования и комплекса аппаратуры и механизмов для производства исследовательских и гидротехнических работ, а между корпусами судна расположено подъемно-опускное устройство, технологически связанное с установленными на судне механизмами и аппаратурой для исследовательских и гидротехнических работ.

2. Судно по п. 1, отл.ичающееся тем, что, с целью свободного его перемещения без выемки обсадных труб, мост катамарана в месте прохода обсадных труб выполнен с прорезью.

3. Судно по пп. 1 — 2, отличающееся гем, что, с целью фиксации судна относительно грунта, в оконечностях корпусов расположены якорные лебедки и закальные сваи.

4. Судно по пп. 1 — 3, отличающееся тем, что, с целью повышения его маневренности и ходовых качеств, каждый корпус оборудован силовой установкой с движительно-рулевым комплексом.

5. Судно по IIII. 1 — 4, отличающееся гем, что, с целью улучшеиия условий управления судном и лроиз водством исследовательских и гидротехнических работ, оно выполнено с надстройкой в средней части, совмещенной с подъемным копром и содержащей рубку для управления движением гидротехническими и исследовательскими работами, 389986

Фиб

Составитель М. Хесин

Техред Т. Ускова

Корректоры: Л, Орлова и Е. Хмелева

Редактор Л. Василькова

Заказ 6067/2 Изд. № 1779 Тираж 496 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Ж-35, Раушская па6., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Судно для инженерно-геологических исследований Судно для инженерно-геологических исследований Судно для инженерно-геологических исследований Судно для инженерно-геологических исследований 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению, в частности к плавучим причалам, используемым для швартовки и стоянки одного или нескольких судов, для накопления грузов, интенсивно прибывающих в судах в последний период навигации с отгрузкой их потребителям в межнавигационный период, а также для хранения грузов и обеспечения погрузочно-разгрузочных работ

Изобретение относится к мокрому обогащению песков россыпных месторождений и может использоваться для добычи широкого спектра полезных ископаемых в акваториях гидросистем

Изобретение относится к океанографии и гидрологии, в частности к поверхностным дрейфующим и неподвижным плавучим островам, которые могут быть использованы для разнообразных научных исследований, для размещения на них контрольных, исследовательских и спасательных служб, в качестве морского курорта или базы отдыха, а также комфортабельного места проживания человека в океане и т.п

Изобретение относится к области подводного судостроения и предназначено для выполнения буровых работ на дне морей и океанов

Изобретение относится к области подводного хранения как самих судов, так и находящихся внутри них штучных, сыпучих и жидких грузов при отсутствии на судах членов экипажа, при этом как их опускание на заданную глубину, так и подъем на поверхность происходят автоматически по команде с берегового пульта управления, переданной на судно по гибкому водостойкому силовому кабелю, который вилкой на одном конце соединяется с розеткой на борту судна, образуя герметичное водостойкое электросоединение, а другим концом соединен с пультом

Изобретение относится к строительству морских буровых платформ, в котором отражено устройство и способ транспортировки и установки палубы морской буровой платформы на находящееся в море опорное основание

Изобретение относится к области устройств для добычи полезных ископаемых, преимущественно на покрытых водой территориях, в том числе и на замерзающих акваториях, более конкретно к полупогружным плавучим буровым установкам (ППБУ)

Изобретение относится к оборудованию для швартовки судов

Изобретение относится к средствам освоения континентального шельфа и с наибольшим эффектом может быть применено для глубоководных платформ с натяжными опорами
Наверх