Механический привод постоянной скорости
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
398798
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 13.VI II.1970 (М 1469275/25-28) присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 27.IX.1973. Бюллетень ¹ 38
Дата опубликования описания 12,II. 1974
М. Кл. F 16h 37 08
В 64d 31/14
В 64с1 37/00
Государственный комитет
Совета Министров чССр оо делам меобретенйй и открытий
УДК 621.839(088.8) Авторы изобретения
С. П. Алещенко и F. И. Пирожков
Заявитель
МЕХАНИЧЕСКИЙ ПРИВОД ПОСТОЯННОЙ СКОРОСТИ
Изобретение относится к приводам постоянной скорости и может быть использовано, для привода самолетных электрогенераторов переменного тока стабильной частоты, для привода самолетных топливных насосов и в других объектах, Известен механический привод постоянной скорости, содержащий фрикционный планетарный конический вариатор скорости и фрикционный дифференциальный механизм с сателлитами, имеющими одну или несколько чередующихся беговых дорожек двух разных диаметров. В известном приводе водило дифференциального механизма связано с ведущим валом вариатора, солнечное колесо — с ведомым валом вариатора, а коронное колесо — с выходным валом привода.
Предлагаемый привод отличается от известного тем, что фрикционный вариатор скорости выполнен в виде реверсивного шаро-торового вариатора со сферическими промежуточными телами, равномерно размещенными двумя рядами в корпусе привода на невращающихся осях и приводящимися соответственно двумя фрикционными коническими парами, связанными между собой свободно установленным промежуточным коническим колесом, дифференциал выполнен трехзвенным однорядным, с ведомым валом вариатора связано коронное колесо дифференциала, а с выходным валом привода — солнечное колесо дифференциала.
Такое выполнение привода позволяет пропустить большую часть мощности через дифференциальный механизм, а это дает возможность повысить общую мощность и к.п.д. привода, а также уменьшить его габариты и вес за счет уменьшения габаритов и веса вариатор а.
lO Ha чертеже приведена кинематическая схема предлагаемого вариатора.
Входной вал 1 варпатора является одновременно водилом дифференциала, а ведомый вал 2 жестко связан с коронным колесом 3
15 дифференциала. Мощность снимается с центрального солнечного колеса 4 дифференциала.
В двух перпендикулярных оси вариатора плоскостях равномерно размещены промежуточные тела — грибки (3 — 18 штук в каждой
20 плоскости) . Каждое промежуточное тело состоит из сферического грибка 5, установленного на двух подшипниках в корпусе привода, тарельчатой пружины 6 и конуса 7, посаженного па конец оси 8 грибка и связанного
2 с ним шлицами или шпонкой. Своей сферической поверхность1о каждый грибок контактирует с торовым кольцом 9, а его конус 7 сцеплен силами трени:1 с ведущим конусом 10 вариатора. С целью разгрузки оси 8 грибка и
ЗО его подшипников от нормалbной силы, дейст398798
10
3 виощей на конус 7 со стороны ведущего конуса 10, между рядами грибков свободно установлено промежуточное коническое колесо 11.
При вращении ведущего вала 1 вариатора силами трения приводятся в движение грибки обоих рядов, причем независимо от направления вращения вала 1 грибки одного ряда вращаются навстречу грибкам другого ряда.
Очевидно, что точка А, находящаяся в месте, где геометрическая ось грибка пересекает его сферическую поверхность, имеет нулевую линейную скорость, а точки Б и В имеют максимальную скорость. Таким образом, угловая скорость о9 ведомых торовых колец 9, подвижно связанных с ведомым валом 2 вариатора, зависит от положения текущих точек
Г контакта грибков с торовыми кольцами.
Точка контакта Г может смещаться в пределе рабочей части дуги БВ грибка. Когда точка Г совмещена с точкой А, угловая скорость е9 кольца 9 равна нулю. При смещении точки Г в сторону точки Ба9 растет, совпадая по знаку с угловой скоростью ь1 ведущего вала 1. При совмещении точки Г с точкой Б угловая скорость ведомого вала вариатора будет равна угловой скорости его ведущего вала. При смещении текущей точки Г от точки
А в сторону точки Во также растет, но противоположна по знаку в, и при совмещении точки Г с точкой  — о9 — — вь Следовательно, вариатор позволяет бесступенчато менять угловую скорость выходного звена а9 от 0 до
+юь
Осевое синхронное сближение или раздвижение колец 9 обеспечивается механизмом управления, включающим гайку управления
12 с трехзаходной левой и трехзаходной правой ленточными винтовыми нарезками на ее внешней цилиндрической юверхности и шесть поводков 13, равномерно расположенных в пазах корпуса (Bo три на кап.дог торговое кольцо 9).
Как видно из чертежа, при ос ом смещении торгового кольца 9 центр О, сферы, описанной радиусом r< грибка, смещается. Для сохранения расчетного положения точки О пересечения осей конусов 7 и 10 установлена тарельчатая пружина 6, а сам конус 7 имеет возможность смещапся вдоль геометрической оси 8 грибка 5.
Предмет изобретения
Механический привод постоянной скорости, содержащий фрикционный вариатор скорости и фрикционный дифференциальный механизм, водило которого связано с ведущим валом вариатора, одно из центральных колес связано с ведомым валом вариатора, а другое центральное колесо — с выходным валом привода, отличающийся тем, что, с целью повышения мощности и к.п.д. привода, а также уменьшения его габаритов и веса, фрикционный вариатор скорости выполнен в виде реверсивного шаро-торового вариатора со сферическими промежуточными телами, равномерно размещенными двумя рядами в корпусе привода на невращающихся осях и приводящимися соответственно двумя фрикционными коническими парами, связанными между собой свободно установленным промежуточным коническим колесом, дифференциал выполнен трехзвенным однорядным, с ведомым валом вариатора связано коронное колесо дифференциала, а с выходным валом привода — солнечное колесо дифференциала, 398798 Составитель И. Слонимская
Корректор А. Дзесова
Техред T. Миронова
Редактор Г. Котельский
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 211/7 Изд. № 2027 Тираж 826 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Ми: истров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4!5